Тарифные системы оплаты труда

Тема 7: Заработная плата

1. Понятие заработной платы и факторы ее определяющие

Номинальная з/пл – это количество денежных средств, начисляемых работнику за его труд.

Реальная з/пл – это количество товаров и услуг, которое можно приобрести за номинальную з/пл.

Встречаясь на рынке труда, домохозяйства и организации бизнеса определяют уровень номинальной з/пл, при этом цена на труд имеет свои специфические особенности:

1) предприятию невыгодно устанавливать гибкие ставки за труд, гораздо экономичнее и функциональнее жесткая административная система оплаты труда, т.е. такая, в которой трудовые ставки контролируются администрацией и фиксируется на определенном уровне. Этот уровень формируется с учетом действующего трудового законодательства, среднеотраслевого уровня оплаты труда и стратегии предприятии.

2) институциональные ограничения – это законодательство по труду и деятельность профсоюзов.

3) ограничение географической мобильности.

4) социологические ограничения, прежде всего, дискриминация.

5) существование заведомо неконкурентных групп в оплате труда.

6) выравнивание неденежных различий в труде с помощью оплаты (компенсация непривлекательности труда денежными средствами).

7) существование монопсонических рынков труда.

8) существует определенный предел, после которого работник ценит свое свободное время, чем денежные знаки за труд.

2. Тарифная система оплаты труда

В качестве основной административной системы оплаты труда в нашей стране выступает тарифная система оплаты труда. Оплата труда – это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с действующими законами, нормативными актами, коллективными договорами и соглашениями.

В тарифной системе з/пл – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Тарифная система включает в себя следующие элементы:

1) тарифная ставка – это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда или трудовых обязанностей определенной сложности за единицу времени (руб./час, смена, месяц).

2) тарифный разряд – это величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника.

3) квалификационный разряд – это величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работников.

4) тарифная сетка – это совокупность тарифных разрядов работ или профессий, определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных коэффициентов работников.

Тарифный коэффициент определяется как отношение тарифной ставки соответствующего разряда и тарифной ставки первого разряда.

Диапазон тарифной сетки – это отношение тарифной ставки максимального разряда к тарифной ставке минимального разряда.

5) тарифно-квалификационный справочник – с его помощью проводится квалификация работ или работников. Тарификация – это отношение видов труда или работ к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда и профессиональных знаний и навыков. Он содержит 3 раздела: характеристика работ; что должен знать, уметь работник, каким образование обладать; примеры работ.

6) районные коэффициенты. С их помощью выравнивают или компенсируют разницы в стоимости жизни из-за разницы в географическом положении и климатических условиях регионов. Районные коэффициенты устанавливаются правительством и их обязаны применять предприятия любой формы собственности.

Как мы уже говорили выше, вознаграждение за труд работнику устанавливается в зависимости от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Дифференциация заработной платы по этим показателям обеспечивается, как правило, на основе тарифной системы оплаты труда.

Согласно ст. 143 Трудового кодекса РФ тарифная система оплаты труда включает в себя:

— тарифные ставки;

— оклады (должностные оклады);

— тарифную сетку;

— тарифные коэффициенты.

Основным элементом тарифной системы оплаты труда являются тарифные ставки.

Тарифная ставка — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Тарифная ставка 1-го разряда определяет минимальную оплату неквалифицированного труда в единицу времени. Тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

При этом тарифный разряд является величиной, отражающей сложность труда и уровень квалификации работника, а квалификационный разряд — величиной, отражающей уровень профессиональной подготовки работника.

Тарифный коэффициент устанавливает отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда. Иначе говоря, тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки первого разряда.

Таким образом, тарифная сетка представляет собой шкалу, определяющую соотношение в оплате труда при выполнении работ различной квалификации. Современное трудовое законодательство ориентирует на договорное и локальное регулирование оплаты труда. Вид, систему оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат организации определяют самостоятельно в коллективных договорах и локальных актах. В различных организациях могут устанавливаться различные тарифные сетки, отличающиеся количеством разрядов и степенью нарастания тарифных коэффициентов. Вместе с тем оплата труда в бюджетной сфере устанавливается в централизованном порядке — на основе так называемой Единой тарифной сетки (ЕТС).

Система оплаты труда работников бюджетной сферы утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583.

Трудовой кодекс РФ отдельно регулирует оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Конкретные сроки и размеры повышения ставок и окладов работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления, определяются субъектами РФ и органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из имеющихся финансовых возможностей.

Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность установления Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов) или базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Эти базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы являются тем минимумом, который в любом случае должен выплачиваться соответствующей категории работников.

Основная идея введения базовых окладов состоит в следующем. В настоящее время при разработке системы оплаты труда необходимо, чтобы тарифная часть заработной платы была не меньше минимального размера оплаты труда, который с 1 сентября 2007 г. — 4330 руб. (Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ). При этом речь идет о минимальной месячной зарплате за труд неквалифицированного работника при выполнении простых работ в нормальных условиях. Базовые оклады по своей сути будут МРОТами для работников более высокой квалификации. Размер заработной платы учителя, так же как и врача, зависит от множества факторов, но даже если речь идет об обычной городской школе, где по каким-то причинам учится один ученик, все равно учитель не может получать меньше базовой ставки как в федеральных, так и в региональных и муниципальных учреждениях.

При этом под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам должны утверждаться Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Как предполагается, все профессии и должности будут разделены на пять укрупненных квалификационных групп в зависимости от квалификации. Первая группа: профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования. Вторая группа: профессии рабочих и должности служащих, требующие наличия начального или среднего профессионального образования, а также руководители структурных подразделений, требующие наличия начального профобразования. Третья: должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования по квалификации «бакалавр», и должности руководителей структурных подразделений, требующие наличия среднего профобразования. Четвертая группа: должности служащих, требующие наличия высшего профобразования по квалификации «дипломированный специалист» или квалификации «магистр», а также руководители структурных подразделений с высшим профессиональным образованием. Пятая группа: уникальные работники, а также работники, для которых требуется наличие научной степени или научного звания.

Укрупненные квалификационные группы подразделяются на профессиональные квалификационные группы. Это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований квалификации к уровню профессионального образования и профессиональной подготовки. К примеру, будут созданы профессионально-квалификационные группы работников здравоохранения, педагогических работников, работников культуры, гражданского персонала практически по каждой отрасли. Затем профессии и должности, отнесенные к профессионально-квалификационной группе, в зависимости от сложности будут подразделяться по квалификационным уровням. Чем выше сложность, тем более высокий квалификационный уровень. Это определяется подготовкой, необходимой для работы по профессии или должности, с учетом наличия сертификатов, квалификационной категории, стажа и так далее.

Для каждого квалификационного уровня будет установлен диапазон окладов, и в пределах этих диапазонов по квалификационным уровням будут устанавливаться оклады тарифной ставки в учреждениях. Установление окладов отнесено к компетенции руководителя учреждения.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством РФ, обеспечиваются:

— федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;

— государственными учреждениями субъектов РФ — за счет средств бюджетов субъектов РФ;

— муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Оплата труда некоторых категорий работников бюджетной сферы осуществляется на основе специальных нормативно-правовых актов. Так, например, оплата труда работников высших учебных заведений регулируется Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

1) сорок процентов за должность доцента;

2) шестьдесят процентов за должность профессора;

3) 3000 руб. за ученую степень кандидата наук;

4) 7000 руб. за ученую степень доктора наук.

В качестве примера можно рассчитать заработную плату преподавателя вуза. Допустим, на работу в государственный вуз принят кандидат юридических наук на должность доцента. При поступлении на работу ему установлена оплата по 15-му разряду ЕТС. В таком случае его заработная плата может быть рассчитана по формуле:

ЗП = МРОТ x МТрудового кодекса + НДД + НКН,

Где ЗП — заработная плата;

МТрудового кодекса — межразрядный тарифный коэффициент;

МРОТ — минимальный размер оплаты труда;

НДД — надбавка за должность доцента;

НКН — надбавка за ученую степень кандидата наук.

Таким образом, зарплата доцента вуза составит:

4330 x 3,036 + 4330 x 3,036 x 0,4 + 3000 = 13 145,88 + 5258,4 + 3000 = 21 404,28 руб.

Оплата труда государственных гражданских служащих регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Данный Закон закрепляет две возможные схемы оплаты труда гражданских служащих. Первая — традиционная — основывается на занимаемой гражданским служащим должности, присвоенном ему классном чине, а также праве служащего на дополнительные выплаты в зависимости от стажа, сложности работы и т. п. Вторая — предусматривает оплату труда гражданских служащих в зависимости от эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные ч. 1 — 13 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (то есть не выплачиваются должностной оклад и оклад за классный чин, различные надбавки, районные коэффициенты и пр.). В то же время для данной категории гражданских служащих сохраняются все гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные иными статьями Закона.

По традиционной схеме денежное содержание гражданского служащего состоит из трех основных частей:

— должностного оклада;

— оклада за классный чин;

— дополнительных выплат.

1. Должностной оклад является главным элементом денежного содержания любого служащего. Он представляет собой вознаграждение за профессиональную квалификацию служащего. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин для всех федеральных гражданских служащих должны быть установлены указом Президента РФ о денежном содержании федеральных государственных служащих, принятым по представлению Правительства РФ.

На уровне субъектов РФ размеры должностных окладов гражданских служащих субъектов РФ устанавливаются нормативными актами субъектов различного уровня. При этом используются различные подходы. Так, должностные оклады могут быть установлены в твердой денежной сумме (Пензенская область); в сумме, кратной какому-либо базовому показателю (Смоленская область, г. Санкт-Петербург); в сумме, кратной минимальному (Омская область) или максимальному (Читинская область) должностному окладу государственного служащего.

2. Что касается окладов за классный чин, то анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что на практике обычно используется один из следующих подходов к определению этого оклада:

Установление размера оклада за классный чин в твердой денежной сумме (Ханты-Мансийский АО, Пензенская и Тамбовская области);

Установление размера оклада за классный чин пропорционально к должностному окладу (Омская, Смоленская, Сахалинская области);

Установление размера оклада за классный чин пропорционально к окладу по иной должности (Московская область);

Установление размера оклада за классный чин пропорционально к иной сумме (Орловская область, г. Санкт-Петербург).

При наличии у государственного служащего квалификационного разряда и классного чина (дипломатического ранга) ему производится выплата только одной ежемесячной надбавки к должностному окладу, установленной для федеральных государственных служащих государственного органа, в котором он проходит службу.

Должностной оклад и оклад за классный чин вместе составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего. Оклад месячного денежного содержания составляет минимальную сумму, которую будет получать за свою службу любой гражданский служащий, которому присвоен классный чин.

3. Дополнительные выплаты зависят от наличия у служащего определенной выслуги лет, сложности выполняемой им работы, успешности выполнения служащим поставленных перед ним задач и т. д.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе. Она установлена федеральным законодательством для всех без исключения гражданских служащих в размерах:

При стаже гражданской службы в процентах

От 1 года до 5 лет — 10;

От 5 до 10 лет — 15;

От 10 до 15 лет — 20;

Свыше 15 лет — 30.

В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, помимо собственно периода работы на государственной службе включаются и некоторые другие периоды трудовой деятельности. Перечень таких периодов для федеральных государственных служащих установлен Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет», для служащих субъектов РФ — нормативными актами субъектов РФ.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы. Максимальный размер этой надбавки не может превышать 200% должностного оклада. Конкретный размер ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

В настоящее время Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» дифференцирует размер ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы, определяя, что она может устанавливаться:

— по высшим государственным должностям — в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада;

— по главным государственным должностям — в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада;

— по ведущим государственным должностям — в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада;

— по старшим государственным должностям — в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада;

— по младшим государственным должностям — в размере до 60 процентов должностного оклада.

В субъектах РФ используются различные подходы к установлению надбавки за особые условия государственной службы. Так, в некоторых субъектах также устанавливаются различные размеры надбавок в зависимости от группы должностей гражданской службы (Ульяновская область, Еврейская АО, Ханты-Мансийский АО); в других — единые для всех групп должностей (Смоленская и Воронежская области).

Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Размеры и порядок выплаты государственным служащим ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определены Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны». В соответствии с этим Постановлением должностным лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) в следующих размерах:

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», — 50 — 75%;

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно», — 30 — 50%;

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно», — 10 — 15%.

Указанная надбавка выплачивается должностным лицам и гражданам, имеющим оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, постоянно работающим с указанными сведениями в силу должностных (функциональных) обязанностей.

Кроме того, для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций дополнительно к ежемесячной процентной надбавке, указанной выше, предусмотрена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях в следующих размерах:

При стаже работы от 1 до 5 лет — 10%;

При стаже работы от 5 до 10 лет — 15%;

При стаже работы от 10 лет и выше — 20%.

Ежемесячное денежное поощрение. Ежемесячные денежные поощрения, как следует из их названия, должны выплачиваться служащему регулярно в размерах, установленных по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации, а по органам государственной власти субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами соответствующего субъекта. Таким образом, ежемесячное денежное поощрение выступает формой материального стимулирования успешного выполнения служебных обязанностей по замещаемой должности.

Премии. Премии являются иной формой поощрения гражданских служащих. В отличие от ежемесячного денежного поощрения, они выплачиваются не за сам факт добросовестного выполнения служащим своих обязанностей, а лишь за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты премий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

Максимальный размер премий законом не ограничен, однако в фонде оплаты труда федеральных гражданских служащих в расчете на год предусматриваются средства для выплаты премий в размере двух окладов денежного содержания.

Единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. На их выплату в фонде оплаты труда для федерального государственного органа предусматриваются средства в расчете на год в размере 3 должностных окладов. При этом данные выплаты входят в денежное содержание государственного гражданского служащего. В качестве примеров случаев оказания материальной помощи гражданскому служащему обычно указываются: бракосочетание, рождение ребенка, смерть близкого родственника, несчастный случай, стихийные бедствия, другие чрезвычайные обстоятельства и пр.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает возможность установления и иных выплат государственным гражданским служащим. В законодательстве субъектов Российской Федерации можно встретить надбавки служащим, проживающим в некоторых субъектах РФ, за ученую степень (Омская и Пермская области, Ямало-Ненецкий АО); за почетное звание (Псковская область, Ямало-Ненецкий АО); за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (Саратовская область); за работу с шифрами, применяемыми в сетях шифровальной связи, и за почетное звание Российской Федерации (Воронежская область); за особо сложные условия прохождения службы (Псковская область, Ханты-Мансийский АО) и т. д.

Для отдельных должностей гражданской службы может быть установлено денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учитываются все ежемесячные выплаты, кроме выплат, зависящих от эффективности работы служащего (премии и ежемесячное денежное поощрение). В настоящее время такое денежное содержание установлено для руководителя Администрации Президента РФ, управляющего делами Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и т. д.

Специальные нормы, регулирующие оплату труда отдельных категорий работников, содержатся в Законе РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», в Федеральном законе от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» и других.

Судьям установлены доплаты за квалификационный класс, выслугу лет, пятидесятипроцентная доплата к должностному окладу за особые условия труда, надбавка за ученую степень или ученое звание, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, денежные поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год.

Прокурорским работникам устанавливаются доплаты за классный чин, выслугу лет, особые условия труда, процентные надбавки за ученую степень, денежное поощрение (премии) по итогам работы за квартал и год.

В. Д.Горбулин, В. М.Кирсанова
Все виды пособий и компенсаций
Источник СПС Консультант+

единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы

Тарифная система и ее элементы (стр. 1 из 3)

2. Тарифная система оплаты труда.

Тарифная система — совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется распределение заработной платы работников различных категорий в зависимости от:

-сложности выполняемой работы,

— условий труда,

-природно-климатических условий,

— интенсивности труда,

-характера труда.

Основными элементами тарифной системы являются: тарифно-квалификационные справочники, тарифные ставки, тарифные сетки, тарифные коэффициенты и районные коэффициенты.

Тарифно-квалификационный справочник(ЕТКС) представляет собой систематизированный перечень работ и профессий рабочих, имеющих­ся на предприятиях и в организациях. Он содержит необходимые квалификационные характеристики и требования, предъявляемые к рабо­чим.

Работников относят к служащим, специалистам и руководителям на основе ЕТКС. Это нормативный документ, способствующий обеспечению рацио­нального разделения труда, правильному подбору, расстановке и использованию кадров в соответствии со специальностью и квали­фикацией, обеспечивающий единство при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также при проведении аттестации руководителей и спе­циалистов.

Тарифные ставки выражают абсолютный размер оплаты труда раз­личных групп и категорий работников за единицу рабочего времени. Исходной базой для определения тарифных ставок по разрядам является тарифная ставка 1 разряда, определяющая уровень оплаты наиболее про­стого труда.

Различают часовые, дневные и месячные тарифные ставки. Уста­навливаются они по каждому квалификационному разряду.

Тарифные сетки представляют собой совокупность тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Они уста­навливают соотношение в оплате труда в зависимости от сложности труда и уровня квалификации работников.

Районные коэффициенты к заработной плате отражают изме­нение размеров заработной платы в зависимости от местоположения предприятия и являются средством межрайонного ее регулирования. Величина таких коэффициентов, установленных для районов Севера, Дальнего Восто­ка и др., колеблется в пределах от 1,1 до 2.

2.1. Сдельная оплата труда

Сдельная система оплаты труда имеет следующие разновидно­сти: прямая сдельная оплата, сдельно-премиальная, сдельно-прогрес­сивная, косвенно-сдельная, аккордная.

Прямая сдельная система оплаты труда является наиболее простой, так как размер заработка рабочего изменяется прямо пропор­ционально его выработке. В основе расчета размера заработка лежит сдельная расценка.

Эта система оплаты труда целесообразна там, где по условиям производства возможно и оправдано выполнение работ одним испол­нителем.

Сдельно-премиальная система предусматривает выплату рабо­чему в дополнение к сдельному заработку, исчисленному по расцен­кам, премии за достижение установленных индивидуальных или кол­лективных количественных и (или) качественных показателей.

Сдельно-прогрессивная система оплаты труда предусматрива­ет расчет заработной платы рабочего в пределах выполнения норм выработки по прямым сдельным расценкам, а при выработке сверх исходных норм — по повышенным расценкам.

Косвенно-сдельная система оплаты труда применяется для оплаты труда части вспомогательных рабочих, которые не заняты непо­средственно производством продукции, но своей деятельностью суще­ственно влияют на результаты работы основных рабочих, обслужива­емых ими. К таким рабочим относятся наладчики, ремонтники, транс­портные рабочие и некоторые другие. По этой системе размер заработ­ной платы вспомогательных рабочих зависит от выработки у обслужи­ваемых рабочих-сдельщиков.

Аккордная система оплаты труда представляет собой разновид­ность сдельной системы, при которой сдельная расценка устанавлива­ется на весь объем работ.

Обычно эту систему используют лишь на отдельных работах, которые должны быть выполнены в сжатые сроки, например при устра­нении аварий, срочном и безотлагательном ремонте оборудования и др.

На энергопредприятиях сдельные формы оплаты труда применяются в ремонтном хозяйстве, в строительных предприятиях энергообъединений, почти во всех вспомогательных подразделениях, где объемы производства известны или могут планироваться, но не могут использоваться в основном энергетическом производстве, поскольку его объемы от энергетиков не зависят.

2.2. Повременная система оплаты труда

Повременная система оплаты труда также имеет свои разновидности: простая повременная (система тарифных ставок или должностных окладов) и повременно-премиальная.

Простая повременная система оплаты труда предусматривает начисление заработной платы исходя из тарифной ставки рабочего и отработанного им времени,

При расчете суммы заработной платы каждый отработанный час оплачивается по средней часовой ставке, определяемой исходя из месяч­ной ставки (или оклада) и числа рабочих дней, предусмотренных графи­ком, т.е. при любом количестве рабочих дней в месяце месячная тариф­ная ставка (оклад) должна быть сохранена. аваТаким образом, повременная система заработной платы заинтересовывает рабочего в повышении ква­лификации, а следовательно, и тарифного разряда, в соблюдении трудо­вой дисциплины. Однако материально она не побуждает рабочего к повы­шению производительности труда и качества работы. Поэтому в чистом виде она редко применяется на предприятиях.

При повременной системе оплаты труда, кроме основной заработной платы, предусмотрена доплата за работу в ночные смены, в выходные и праздничные дни и некоторые другие.

Повременно-премиальная система оплаты труда целесообразна на участках, где организационно и технически невозможно или эконо­мически нецелесообразно стимулировать увеличение выработки и где необходимо заинтересовать работающих в повышении качественных показателей в труде. При этом решающее значение имеют условия и показатели премирования. Для того чтобы премирование не превра­тилось в простую надбавку к тарифной заработной плате, условия и показатели премирования должны быть четкими и понятными, орга­низован достоверный учет их достижения, размеры премирования строго обоснованы. Поэтому показатели премирования для различных групп работников должны отражать конкретные задачи, стоящие перед ними, и быть дифференцированы. Число показателей премирования не должно превышать двух-трех. Они должны быть наиболее сущест­венными и поддаваться точному учету. Величины премии за каждый показатель не должны резко отличаться друг от друга, чтобы не сти­мулировать улучшение одних за счет ухудшения других.

Одной из разновидностей этой системы является установление нор­мированных заданий. При этой системе заработная плата рабочих-повре­менщиков состоит из трех частей: прямая повременная оплата, доплата за выполнение нормированного задания и премии за снижение трудоем­кости и повышение производительности труда. По данной системе рабочий за отработанное время получает заработную плату по тарифной ставке, а за перевыполнение нормированного задания получает поощри­тельную доплату, величина которой прямо пропорциональна количеству продукции, изготавливаемой им сверх нормы, или сэкономленному вре­мени, предусмотренному нормированным заданием.

Различные формы повременной оплаты труда являются основными в энергетике. Как и везде, здесь преобладает повременно-премиальная система. Среди производственных факторов, от которых зависит премирование, в энергетике главными были выполнение плановых заданий и показателей энергопроизводства (например, коэффициент эффективного использования установленной мощности), безаварийность работы энергооборудования, бесперебойность энергоснабжения и

некоторые другие. Далеко не всегда эти показатели напрямую увязывались с основным экономическим показателем производственно-хозяйственной деятельности – с прибылью. В настоящее время выбор систем премирования с учетом конкретных форм и показателей всецело зависит от предприятий, которые должны быть заинтересованы в установлении прямой зависимости премирования от конечных результатов труда.

Наибольшее распространение на государственных и других крупных предприятиях получила тарифная система оплаты труда. При всех ее преимуществах в условиях переходного периода при неустойчивой экономике, кризиса неплатежей эта система часто приводит к банкротству предприятий.

Это в значительной степени связано с тем, что все налоги: соцстрах, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, фонд занятости и т.д. рассчитываются от выписанной, а не фактически полученной зарплаты. Когда у предприятия нет денег, а зарплата за отработанное время или за произведенную продукцию уже выписана, соответственно, начислены и все налоги на зарплату, а оплачивать их нечем. За неуплаченные налоги начисляется пеня (хотя зарплата не выписана), и

сумма пени при задержке их оплаты через 3-4 месяца начинает превышать величину самих налогов.

Образуется замкнутый круг: даже если предприятие работает хорошо, но его продукция не оплачивается, поскольку у потребителя нет денег, на предприятие начисляются пеки и предъявляются штрафные санкции, которые списываются с его банковского счета в безусловном порядке. И даже при поступлении денег в такой ситуации предприятие может оказаться финансовым

банкротом.

Одним из эффективных способов спасения предприятия от неоправданных (преждевременных) налогов, пени и финансовых санкций является переход на бестарифную систему оплаты труда. В этом случае зарплата персоналу начисляется только тогда, когда поступили деньги и есть из чего выплачивать зарплату и налоги в размерах, которые определяются размером поступивших на расчетный счет средств. Эта система выгодна предприятию и его руководству, но не выгодна рабочим и обслуживающему персоналу, так как человек работает и не знает, оплатят ли его труд и в каком объеме. Однако в период нестабильности экономики – это один из возможных путей сохранить работоспособное предприятие.

ТАРИФИКАЦИЯ РАБОТ

Смотреть что такое «ТАРИФИКАЦИЯ РАБОТ» в других словарях:

  • Тарификация работ — отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда… Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197 ФЗ (ред. от 03.12.2012) … Официальная терминология

  • Тарификация работы — отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • ТАРИФИКАЦИЯ — ТАРИФИКАЦИЯ, тарификации, мн. нет, жен. (спец.). Определение тарифа на основе той или иной классификации объектов обложения или оплаты. Тарификация строительных работ. Тарификация заработной платы. Тарификация железнодорожных перевозок. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

  • ТАРИФИКАЦИЯ — (от франц. tarification) определение тарифа чего л. на основе той или иной классификации объектов обложения или оплаты (Т. заработной платы, Т. должностных окладов, Т. различных видов работ). См. также Единый тарифно квалификационный справочник… … Российская энциклопедия по охране труда

  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих — (ЕТКС) нормативный документ, предназначенный для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим, а также для составления программ по подготовке и повышению квалификации рабочих в системе профессионально технического образования и … Российская энциклопедия по охране труда

  • ЕДИНЫЙ ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР — (ЕТКС) нормативный документ, предназначенный для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим. Тарификация работ производится в соответствии с их сложностью, как правило, без учета условий труда. Тарифно квалификационные… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • Аттестация работников — комплексное правовое понятие трудового права. Регулируется различными централизованными (едиными федеральными, региональными, муниципальными или отраслевыми) и (или) локальными нормативными актами. Универсальных правил проведения а.р. трудовое… … Большой юридический словарь

  • Тарифная система — совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференцированное регулирование заработной платы рабочих в зависимости от их квалификационного уровня и условий труда. Тарифная система включает элементы: единую тарифную сетку, тарифные… … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

  • Тарифная система оплаты труда — включает в себя: тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

  • ТАРИФНАЯ СИСТЕМА — в РФ совокупность нормативов, с помощью которых дифференцируется заработная плата рабочих и служащих в зависимости от условий труда и сложности труда, а также от значения отрасли в народном хозяйстве. Т. с. оплаты труда включает тарифные ставки… … Российская энциклопедия по охране труда

Тарификация труда — понятие, охватывающее тарификацию как работы, так и работников. Под тарификацией работы понимается установление разряда для каждого вида работы или отнесение ее к той или иной группе оплаты в зависимости от условий, в которых она протекает, особенностей данного производства и квалификации, требуемой от работника. Тарификация работников заключается в присвоении им разрядов в зависимости от их квалификации и степени сложности выполняемой работы, соответствующих требованиям ЕТК.С. Порядок и правила тарификации рабочих изложены в ЕТКС.  

В ЛПУМГ для проведения тарификации рабочих создаются специальные квалификационные комиссии, возглавляемые заместителями начальников ЛПУ. В состав этих комиссий входят ведущие специалисты и наставники из числа высококвалифицированных рабочих.  
ЕТКС состоит из 69 выпусков. На предприятиях транспорта и хранения нефти, нефтепродуктов и газа, в основном применяется выпуск 36. Тарификация рабочих сквозных профессий, в частности электросварщиков, рабочих механических мастерских, электрических и тепловых сетей, водителей проводится по соответствующим выпускам ЕТКС.  
Для тарификации рабочих технологических установок служит тарифно-квалификационный справочник для рабочих, занятых на предприятиях по переработке нефти и газа.  
Установление тарифного разряда рабочего и отнесение работ к тому или иному разряду тарифной сетки (т. е. тарификация рабочих и работ) производят на основе тарифно-квалификационного справочника. Справочник содержит производственные характеристики всех типов работ, с установленными для них тарифными разрядами, квалификационные характеристики рабочих, в которых имеется перечень обязанностей рабочего определенной профессии с указанием того, что он должен знать, уметь, за что несет ответственность.  
ET предусматривает дифференциацию оплаты по 18 разрядам. Тарификация рабочих проводится по 8 разрядам. Это соответствует действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС). Вместе с тем высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, а также на особо важных и особо ответственных работах, можно устанавливать оклады исходя из 9—10 разрядов оплаты ET по перечням, утвержденным министерствами и ведомствами Российской Федерации, и из 11—12 разрядов оплаты ET — по перечням, утвержденным Минтруда России. Эта мера предусмотрена в целях усиления материального стимулирования наиболее сложного и квалифицированного труда рабо-  
Тарификация рабочих производится по восьми разрядам, что соответствует действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС). Для высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах, а также на особо важных и особо ответственных работах, разрешается устанавливать оклады исходя из 9—10 разрядов оплаты труда ET по перечням, утвержденным министерствами и ведомствами РФ, и из 11—12 разрядов системы ET —по перечням, утвержденным Минтруда РФ.  

Оценка квалификации рабочего-электромонтажника и присвоение ему определенного разряда (тарификация рабочего) производятся на основании тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, занятых в строительстве и на ремонтно-строительных работах (ТКС).  
Тарификация рабочих (присвоение или повышение разряда) производится на основании тарификационного справочника. Рабочий должен ответить на все вопросы, предусмотренные под рубрикой Должен знать , и исполнить не менее трех разновидностей работ, указанных в разделе справочника Примеры работ , выполнив при этом действующие нормы выработки при соблюдении качества работ, предусмотренного техническими условиями.  
Тарификация рабочих мест.  
Основные разделы коллективного договора сфера действия цели прием, испытательный срок, увольнение, условия труда льготы отдельным категориям регулирование рабочего времени временная нетрудоспособность и перерывы в работе оплата командировочных состав расходов на оплату труда формы оплаты труда аттестация работающих система оценки работ тарификация рабочих, служащих и рабочих мест дополнительные выплаты премирование оплата рационализаторских предложений начисление заработной платы подготовка и повышение квалификации кадров безопасность труда и жизнедеятельности социальное обеспечение разрешение трудовых конфликтов принципы взаимодействия администрации и профсоюзного руководства приложение.  
Тарифно-аттестационная система оплаты труда является сочетанием жесткой тарификации рабочих мест и гибкой системы установления персональных окладов. Процедура расчета размера оплаты труда включает четыре этапа  
Для организации оплаты труда необходимо не только определить разряд работы, но и осуществить тарификацию рабочих, т. е. присвоение им в зависимости от профессиональных знаний и трудовых навыков определенного тарифного разряда. Для этих целей в тарифно-квалификационном справочнике указаны необходимые требования (характеристики), определяющие объем профессиональных знаний (что должен знать рабочий) и трудовых навыков (характеристику работ, которые он должен уметь выполнить), необходимых рабочему данного разряда.  
Для организации оплаты труд , необходимо не только определить разряд работы но и произвести тарификацию рабочие, т. е. присвоить им в зависимости от уровня профессиональных знаний и трудовых навыков опре-. деленный разряд. В настоящее время тарификация работ и рабочих проводится в промышленности на основе Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС). В случае если в ЕТКС отсутствует характеристика на какую-либо из выполняемых работ (операций), то определение ее разряда производится по аналоги с близкой работой. ЕТКС периодически пересматривается, с тем чтобы в нем отражался достигнутый уровень техники, организации труда и производства и содержались примеры действительно характерных и типичных работ. Только при соблюдении этих условий и гарантируется правильная тарификация работ и рабочих и оплата их труда.  
В условиях тарификации рабочих на основе единой шестиразрядной сетки для построения квалификационной структуры можно использовать тарифно-квалификационный разряд. Однако оценка изменений в квалификации рабочих по их тарифным разрядам с определенной долей приближения допустима лишь при условии постоянства тарифно-квалификационных справочников в течение анализируемого и планируемого периодов, а также единства критерия отнесения рабочих к разрядам тарифной сетки. В противном случае показатель тарифного разряда рабочего несоизмерим со степенью сложности труда и действительным уровнем квалификации.  
Подробно о тарификации рабочих и аттестации руководителей, специалистов и служащих (см. п. 2.2.2 и 2.3 настоящего справочника).  
При организации оплаты труда осуществляется не только тарификация работ, т. е. отнесение работ к определенному тарифному разряду, но и тарификация рабочих, т. е. присвоение рабочим тарифных разрядов, соответствующих их квалификационной подго товке. Основным критерием для присвоения тому или иному рабочему определенного тарифного разряда служит наличие у него профессиональных знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения работ, отнесенных к данному тарифному разряду. Эта работа проводится специальными квалификационными комиссиями, в состав которых входят представители администрации и профсоюзной организации (ст. 80 КЗоТ РСФСР). При решении вопроса об установлении тарифных разрядов рабочим того или иного производственного участка в состав квалификационной комиссии включаются также мастера, а при необходимости и квалифицированные рабочие данной профессии и другие специалисты.  
Установить, что впредь до пересмотра действующего Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих обязательность требования наличия среднего специального образования при тарификации рабочих по кругу профессий и тарифным разрядам, предусмотренным Перечнем, определяется министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик по согласованию с соответствующими комитетами профсоюзов.  
Тарификация рабочих (присвоение или повышение разряда) производится на основании тарификационного справочника. Рабочий должен ответить на все вопросы, предусмотрен-  
Практика тарификации рабочих должна исходить из необходимости соответствия их квалификации сложности выполняемых работ.  
Постоянное совершенствование технической базы производства и организации труда рабочих сопровождается прогрессивными изменениями в содержании их труда, составе выполняемых трудовых функций в направлении роста функций умственного труда, связанных с управлением, регулированием и контролем хода технологических (рабочих) процессов. В этих условиях определяющее значение среди квалификационных факторов приобретают знания, полученные рабочими как при подготовке к трудовой деятельности, так и в процессе производственного обучения. Поэтому требования к знаниям должны стать важным фактором тарификации рабочих и найти соответствующее отражение в Едином тарифно-квалификационном справочнике.  
При этом следует руководствоваться единым межотраслевым Перечнем профессий рабочих высших разрядов, которым по уровню квалификации требуется среднее специальное образование, утвержденным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 2 сентября 1977 г. №288. В постановлении оговорены условия тарификации рабочих по профессиям, вошедшим в указанный Перечень.  
При тарификации рабочих используются производственные характеристики, содержание которых изложено в тарифно-квалификационном справочнике. В этом справочнике по каждой профессии и квалификации дается исчерпывающее описание работ, перечень необходимых знаний и умений рабочего. Тарифный разряд рабочему устанавливается и присваивается тарифно-квалификационной комиссией, возглавляемой начальником цеха, с участием -представителя профсоюзной организации, ИТР, высококвалифицированных рабочих и мастеров. Комиссия проверяет теоретические знания рабочего в области технологии изготовления продукции, устройства и управления машиной или  
Этот метод позволяет производить справедливое распределение коллективного заработка при своевременной и правильной тарификации рабочих бригады, соответствии разрядов рабочих разрядам работ, добросовестном отношении всех рабочих к выполнению своих обязанностей. Однако на практике возможны нарушения этих условий. Для более полного учета индивидуального вклада каждого рабочего в результаты труда бригады с согласия ее членов могут быть применены коэффициенты трудового участия (КТУ). Они представляют собой обобщенную количественную оценку трудового вклада каждого участника работы.  
Кроме того, при тарификации рабочего должна быть учтена его экономическая подготовка по следующим основным вопросам важнейшие показатели производственных планов участка и роль рабочего в их выполнении эффективность производства (основные понятия) и средства ее повышения пути повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции основные понятия о себестоимости продукции, прибыли и хозяйственном расчете основные понятия об организации труда и требования организации труда в бригаде и на рабочем месте, формы и системы заработной платы и др.  
Единый тарифно-квалификационный справочник предназначен для тарификации рабочих, занятых на строительных, монтажных, ремонтно-строительных работах, в подсобно-вспомогательных производствах и прочих хозяйствах, состоящих на балансе строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций (строек), а также работающих в ремонтно-строительных цехах предприятий.  
С. т. р. зависит от распределения рабочих по разрядам тарифной сотки чем большее количество рабочих будет тарифицироваться по средним и высшим разрядам, тем выше он в целом по предприятию. Данные о С. т. р. рабочих и работ позволяют судить о степени соответствия квалификации рабочих сложности выполняемых ими работ. Если С. т. р. рабочих значительно превышает средний разряд выполняемых работ, то тарификация рабочих завышена если С. т. р. ниже среднего разряда работ, то тарификация рабочих занижена.  
ET предусматривает дифференциацию оплаты по 18 разрядам. Конкретный разряд оплаты труда каждому работнику устанавливается по результатам тарификации рабочих и аттестации служащих.  
Тарификация рабочих проводится по восьми разрядам (с 1-го по 8-й). Это соответствует ныне действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС). Вместе с тем, согласно постановлению Правительства РФ от 14 октября 1992 года № 785, в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах и на особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться оклады исходя из 9—10 разрядов оплаты ET по перечням, утвержденным в установленном порядке министерствами и ведомствами Российской Федерации, и из 11—12 разрядов оплаты ET — по перечням, утвержденным Минтруда Российской Федерации. Эта мера предусмотрена в целях усиления материального стимулирования наиболее сложного и квалифицированного труда рабочих.  
Разряды по оплате труда работников устанавливаются руководителем предприятия, обособленного структурного подразделения основной деятельности железных дорог по результатам тарификации рабочих и аттестации руководителей, специалистов и служащих.  
ТАРИФИКАЦИЯ ТРУДА — понятие, включающее в себя как тарификацию работ, так и индивидуальную тарификацию рабочих. Под тарификацией работы понимается определение степени сложности ее выполнения и отнесение ее к тому или иному разряду тарифной сетки (см. Аналитическая оценка сложности труда). Индивидуальная тарификация работников заключается в присвоении работнику в зависимости от его квалификации того или иного разряда в соответствии с требованиями тарифно-квалификационного справочника. Особую значимость и остроту тарификация работников приобре-  
Нормативы времени на работы, выполняемые мастерами производственных участков , предназначены для расчета укрупненных норм времени, установления нормированных заданий, разработки или корректировки отраслевых нормативов численности мастеров, а также планирования их численности на производственных предприятиях. Они содержат затраты оперативного времени по видам работ в зависимости от влияющих факторов (табл. 8.18). При расчете нормативной численности мастеров производственных участков кроме трудоемкости нормируемых работ, рассчитанных по нормативам времени, учитывают также трудоемкость работ, не предусмотренных нормативами, устанавливаемую на основе фотохронометражных наблюдений, численное значение которой не должно превышать 10 % трудоемкости нормируемых работ (участие в разработке положений о премировании, в комиссиях по тарификации рабочих, в организации общественных смотров по организации труда и т. д.).  
Применение Методических указаний при разработке тарнфно-квалификационных справочников рабочих имеет целью обеспечить единство в тарификации одинаковых по сложности работ как по отраслям производства, так и между отраслями, а также единство в тарификации рабочих равной квалификации.  
Этот метод позволяет производить в основном справедливое распределение коллективного заработка при своевременной и правильной тарификации рабочих бригады, соответствии разрядов рабочих разря-  
ЕТКС служит для определения разрядов работ и рабочих. В большинстве отраслей промышленности работы подразделяются на шесть разрядов, в некоторых отраслях — на восемь. С помощью ЕТКС решается наиболее трудная задача сопоставления (соизмерения) разнообразных видов работ по степени их сложности, а следовательно, и по уровню квалификации. Тарификация рабочих, т.е. присвоение им в зависимости от уровня профессиональных знаний и трудовых навыков определённого разряда, осуществляется ком.ис-сией на основе действующего ЕТКС, который включает более 70 выпусков для профессий, общих во всех отраслях народного хозяйства, а также отраслевые выпуски и является обязательным для применения на государственных предприятиях и рекомендательным для предприятий других форм собственности.  
Тарификация рабочих-сдельщиков производится в соответствии с тарификацией выполняемой ими работы. Когда приходится иметь дело с различными операциями, разряд выполняемой работы может быть выше или ниже разряда, установленного рабочему, по при этом отклонение не должно быть больше одного разряда. Когда же это отклонение на отдельных работах больше одного разряда, то рабочему » соответствии с действующим законодательством выплачивается межразрядная разница, если она обусловлена в коллективном договоре.  

Порядок тарификации работ и рабочих

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая12345

Тарификация работ — определение разряда их сложности в соответствии с описаниями содержания работ, приведенными в тарифно-квалификационных характеристиках ЕТКС работ и профессий рабочих; тарифика­ция рабочих — присвоение им квалификационных разрядов согласно требованиям тарифно-квалификационных характеристик Единого справочника. Разряды работ и рабочих используются при организации их оплаты на предприятиях, в учреждениях и организациях.

На основе ЕТКС тарифицируются рабочие, занятые в различных отраслях, производствах и видах работ, предусмотренных структурой Единого справочника.

По ЕТКС не тарифицируются рабочие, права и обязанности которых регламентируются уставами и специ­альными положениями, такие, как рабочие локомотивных бригад, работники летного состава, плавсостава, служб МЧС и др.

Тарификация работ на предприятиях проводится на основе тарифно-квалификационных характеристик ЕТКС путем сопоставления или приравнивания содержания тарифицируемой работы с соответствующими ра­ботами-аналогами, описанными в тарифно-квалификационных характеристиках.

В тех случаях, когда работа выполняется бригадой (звеном), ее разряд определяется либо дифференцирова­ние по каждой операции, входящей в эту работу, либо как средний разряд, рассчитанный по сумме разрядов операций с учетом удельного веса каждой операции.

Вопрос о присвоении или повышении рабочему квалификационного разряда непосредственно связан со сложностью самостоятельно выполняемых им работ, имеющихся в цехе, на участке, строительно-монтажной организации и т.п., и уровнем его профессиональной подготовки непосредственно на производстве или в учеб­ных заведения) профессионального образования.

Квалификационные разряды молодым рабочим — выпускника профессиональных образовательных учреж­дений по соответствующим профессиям, определяемым централизованно, присваиваются государственными квалификационными комиссиям и образовательных учреждений в соответствии с уровнем теоретической и профессиональной подготовки учащихся и результатам квалификационных экзаменов.

Присвоение разрядов рабочим, получившим профессиональную подготовку непосредственно на производ­стве через образовательные подразделения предприятия, а также повышение разрядов рабочих в процессе юструдовой деятельности осуществляется общезаводскими или цеховыми квалификационными комиссиями, соз­даваемыми на предприятиях.

Рабочий при сдаче квалификационной комиссии экзамена по той или иной профессии должен в соответст­вии с требованиями тарифно-квалификационной характеристики определенного разряда ответить на вопросы из раздела характеристики «Должен знать», сдать пробу, т.е. самостоятельно выполнить отдельные работы, указанные в разделах «Характеристика работ» или «Примеры работ» устанавливаемого разряда из числа имеющихся на данном предприятии. Кроме того, на экзамене проверяется знание рабочих инструкций, техно­логических карт, регламентирующих выполнение соответствующих работ, знание технологических процессов выполняемой работы, правил технической эксплуатации и ухода за оборудованием, правил охраны труда и т.д.

На основании заключения квалификационной комиссии рабочему присваивается разряд по соответствую­щей профессии, что оформляется документально и заносится в его трудовую книжку.

Квалификационный разряд рабочего, установленный общезаводской или цеховой квалификационной ко­миссией предприятия, действителен на данном предприятии. При переходе рабочего на другое предприятие вопрос о необходимости или нецелесообразности подтверждения его разряда на новом месте работы через ква­лификационную комиссию решается администрацией предприятия.

Аттестация служащих

Аттестация служащих — процедура установления соответствия работника занимаемой должности, а так­же его тарификации, т.е. определения разряда (размера) оплаты. Аттестации подлежат руководители, специали­сты и другие служащие всех отраслей.

Основными критериями, подлежащими оценке при проведении аттестации, служат квалификация работни­ка, его деловые качества, результаты, достигнутые работником при выполнении должностных обязанностей.

Аттестация служащих проводится в соответствии с отраслевыми положениями об аттестации, в которых предусмотрены количественные и качественные характеристики по каждому из показателей, учитываемых при оценке деловых качеств и квалификации работников и решении вопроса об установлении им разрядов оплаты.

В ходе аттестации учитываются как показатели и характеристики, общие для всех категорий работников, — уровень образования, объем специальных знаний, стаж работы в данной или аналогичной должностях, — так и специфические показатели для каждой отрасли либо профессионально-квалификационной группы служащих. К этим показателям относится, например, самостоятельность и качество выполнения должностных обязанностей, ответственность за порученное дело, способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подхо­ды к решению возникающих проблем, а также умение оценивать труд подчиненных, обеспечивать руководство их работой, реально осуществляемый масштаб руководства и т.д.

Аттестация предусматривает определенный порядок ее подготовки и проведения. Подготовка к аттестации организуется администрацией учреждения, предприятия при участии профсоюзных организаций и включает следующие мероприятия: подготовку необходимых документов на аттестуемых, разработка_графиков проведе­ния аттестации, определение состава аттестационных комиссий, а также организацию разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

На каждого аттестуемого его непосредственным начальником или руководителем подготавливается пред­ставление, содержащее всестороннюю оценку работника: соответствие профессиональной подготовки работни­ка квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты его труда; профессиональную компетент­ность; отношение к работе и выполнению должностных обязанностей; показатели результатов работы за про­шедший период.

Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подраз­деления, в котором он работает. В первую очередь аттестуются руководители подразделений учреждения, ор­ганизации, предприятия, затем подчиненные им работники. В состав аттестационной комиссии в качестве ее председателя входит, как правило, заместитель руководителя учреждения, организации, предприятия, а в каче­стве членов комиссии — руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты, пред­ставители профсоюзной организации.

Оценка деятельности работника и рекомендации аттестационной комиссии принимаются открытым голосо­ванием членов комиссии в отсутствие аттестуемого. Результаты аттестации, т.е. оценка работника и рекомен­дации комиссии, заносятся в аттестационный лист работ, который наряду с представлением на работника хра­нится в его личном деле.

По результатам аттестации комиссия выносит рекомендацию о соответствии работника определенной должности и об отнесении его к тому или иному разряду оплаты. Результаты аттестации утверждаются прика­зом по предприятию (организации), о чем делается запись в трудовой книжке работника.

⇐ Предыдущая12345

Часовые тарифные ставки по разрядам.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4

Расчёт ставок выполняется для сдельщиков и повременщиков. Часовая тарифная ставка рабочих – повременщиков 1 разряда

где:

— минимальная месячная тарифная ставка рабочих 1 разряда, установленная отраслевым тарифным соглашением по автомобильному транспорту, руб.

— среднемесячный фонд рабочего времени, ч.

Итоги расчётов следует занести в таблицу №3

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

п.п. 190604.03.(№ задания).ОП

Тарифные коэффициенты и часовые тарифные ставки ремонтных рабочих, занятых на ТО и ремонте подвижного состава с нормальными условиями труда.

Таблица №3

Для сдельщиков увеличивается на 8%

Расчёт средних часовых тарифных ставок ремонтных рабочих.

Средняя часовая тарифная ставка определяется в соответствии со средним разрядом ремонтных рабочих. Средние разряды ремонтных рабочих, установленные по типам подвижного состава и по видам воздействий, следует принять по приложению 2.

Если средний разряд рабочих выражается не целым числом, то средняя часовая тарифная ставка определяется расчётом:

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

п.п. 190604.03.(№ задания).ОП

Средняя часовая тарифная ставка ремонтных рабочих, занятых ЕО

— Средний тарифный коэффициент, соответствующий среднему разряду ремонтных рабочих, занятых на ЕО

Средняя часовая тарифная ставка ремонтных рабочих, занятых ТО-1

(ТО-2, ТР.)

— Средний тарифный коэффициент, соответствующий среднему разряду ремонтных рабочих, занятых на ТО-1, ТО-2 или ТР.

Итоги расчётов следует занести в таблицу №4

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

п.п. 190604.03.(№ задания).ОП

Средние часовые тарифные ставки по видам воздействий

Таблица №4

Сдельная (повременная) заработная плата ремонтных рабочих.

4.1.3.1. Сдельная расценка за одно ТО-2, .

где:

— п. 2.2.1., с.7

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

п.п. 190604.03.(№ задания).ОП

4.1.3.2. Сдельная заработная плата ремонтных рабочих,

занятых на ТО-2, .

где:

— п. 2.1.2.; сб.

ŋ — п. 3.1. с. 9.

ŋ=1.05

4.1.3.3. Сдельная расценка за одно СО,

где:

— п. 2.2.4., с. 8.

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

п.п. 190604.03.(№ задания).ОП

Сдельная заработная плата ремонтных рабочих за

выполнение СО, .

где:

-п. 2.1.5.,с. 7.

Сдельная заработная плата ремонтных рабочих,

занятых на ТО-2 и СО, .

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

п.п. 190604.03.(№ задания).ОП

4.1.3.6. Сдельная расценка за одно ТО-1, .

где:

— п. 2.2.2., с. 8.

Сдельная заработная плата ремонтных рабочих,

занятых на ТО-1, .

где:

Nто-1 — п. 2.1.3.; с.6.

Повременная заработная плата ремонтных рабочих,

занятых на ЕО, .

где:

Тео — п. 2.2.3., с. 8.

Сдельная расценка на 1000 км пробега

автомобилей на текущем ремонте,

где:

— п. 2.2.5., с. 9.

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

п.п. 190604.03.(№ задания).ОП

4.1.3.10. Сдельная заработная плата ремонтных рабочих,

занятых на ТР, .

Расчёт надбавок и доплат.

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

п.п. 190604.03.(№ задания).ОП

Все виды надбавок и доплат стимулирующего характера предприятия определяют самостоятельно в пределах средств на оплату труда. Доплаты за работу в условиях труда, отличающихся от нормальных (при работе в ночное время, праздничные дни, в сверхурочное время, в неблагоприятных условиях и т.д.), выплачиваются в размерах не ниже ранее установленных законодательными актами, решениями правительства и других органов по их поручению.

4.1.4.1. Доплаты за неблагоприятные условия труда.

Доплаты за неблагоприятные условия сохраняются в размерах не ниже

установленных: 12% на работе с тяжёлыми и вредными условиями труда и до 24% с особо тяжёлыми и особо вредными условиями труда. Конкретные размеры этих доплат определяются по результатам аттестации рабочих мест, с учётом средств указанные размеры доплат могут увеличиваться, а при улучшении условий труда и устранении вредных факторов производственной среды они уменьшаются.

Расчёт доплат определяется определённо для рабочих, занятых на ТО-2, ТР, по формуле:

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

п.п. 190604.03.(№ задания).ОП

где:

— средняя часовая тарифная ставка ремонтного рабочего, занятого на соответствующем виде ТО и ТР, руб.

— процент доплаты за неблагоприятные условия труда, чел.

В расчётах принято в среднем 10%.

— количество работников, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда, чел. В расчёт принято:

— на работах по ТО-1 – 5% от численности рабочих;

— на работах по ТО-2, ТР – 10%.

12 – количество месяцев в году.

Средние часовые тарифные ставки ремонтных рабочих.

Таблица №1.

План по техническому обслуживанию и текущему ремонту.

ЛИАЗ-677Б
Наименование показателей Величина показателя.
1.Количество техобслуживаний, ед.
— ежедневное обслуживание 57 159
— техобслуживание №1 4 788
— техобслуживание №2 1 197
— сезонное обслуживание
2.Скорректированная трудоёмкость, чел.-час.
— ежедневное обслуживание 0.94
— техобслуживание №1 7.66
— техобслуживание №2 25.2
— сезонное обслуживание 5.04
— текущий ремонт 10.85
3.Годовая трудоёмкость по ТО и ТР, чел.-час.
— ежедневное обслуживание 53 729.46
— техобслуживание №1 36 678.08
— техобслуживание №2 30 164.40
— сезонное обслуживание 1 814.40
— текущий ремонт 151 942.91
4.Общая суммарная трудоёмкость ТО и ТР, чел.-час. 274 327.25

Расчёт численности ремонтных рабочих.

2.1 Общая численность ремонтных рабочих

Nр.р.общ.=∑Тто,тр./ФРВ*β, чел.

ФРВ – годовой фонд рабочего времени ремонтного рабочего, час. В расчёте принять 1800 час.

Β – коэф., учитывающий рост производительности труда ремонтных рабочих

В расчётах принять от 1.05 до 1.08

2.1.2. Численность ремонтных рабочих по видам воздействий:

— техническое обслуживание № 2

Nр.р.то-2=(Тто-2+Тсо)/ФРВ*β=(30164,40+1814,40)1908=16.76=17чел.

— техническое обслуживание №1

Nр.р.то-1=Тто-1/ФРВ*β=36678,08/1908=19,22=19чел.

— ежедневное обслуживание

Nр.р.ео=Тео/ФРВ*β=53729,46/1908=28,16=28

— текущий ремонт

Nр.р.тр=Ттр/ФРВ*β=151942.91/1908=79.63=80чел.

Проверка: 17+19+28+80=144

Таблица №2

Численность ремонтных рабочих.

Наименование показателя. Величина показателя.
Численность ремонтных рабочих,чел. всего
в том числе занятых на:
— ежедневных обслуживаниях
— техническом обслуживании №1
— техническом обслуживании №2
— текущем ремонте

Расчёт затрат предприятия на выполнение производственной программы по ТО иТР подвижного состава.

Расчёт заработной платы ремонтных рабочих.

Предлагаются следующие системы оплаты труда:

— повремённо-премиальная в зоне ЕО;

— сдельно-премиальная в зонах ТО-1 и ТО-2

-косвенная сдельно-премиальная в зоне текущего ремонта.

Для определения размера зарплаты по любой системе нужно установить часовые тарифные ставки.

Часовые тарифные ставки по разрядам

Расчёт ставок выполняется для сдельщиков и повремёнщиков.

Часовая тарифная ставка рабочих повремёнщиков l разряда С1час.пов.

С1час.пов.=С1мес./166.3, руб., где

С1мес. – минимальная месячная тарифная ставка рабочих 1 разряда, установ-

ленная Отраслевым тарифным соглашением 1920 руб.

166.3 – среднемесячный фонд рабочего времени, час.

С1час.пов.=1920/166.3=11.54руб.

Часовую тарифную ставку рабочих сдельщиков 1 разряда С1час.сд. принять на 8% больше, чем С1час.пов.

С1час.сд.=11.54*1.08=12.47руб.

Таблица №3

Тарифные коэффициенты и часовые тарифные ставки ремонтных рабочих, занятых на ТО и ремонте подвижного состава с нормальными условиями труда.

Средние часовые тарифные ставки ремонтных рабочих.

Определяются в соответствии со средними разрядами ремонтных рабочих. Средние разряды ремонтных рабочих, устанавливаются по типам подвижного состава и по видам воздействий, принять по приложению №2.

Если средний разряд рабочих выражается нецелым числом, то средняя часовая тарифная ставка определяется расчётом

Сср.пов.час.=С1час.пов.*Кср.тар., руб.

Сср.сд.час.=С1час.сд.*Кср.тар., руб. где

Кср.тар. – средний тарифный коэффициент

Кср.тар.=Кмтар.+(Кбтар.-Кмтар.)*(Рс-Рм),где

Кмтар. – тарифный каэф. меньшего разряда, между которыми находится сред-

ний разряд

Кбтар. – то же большего разряда

Рс – средний тарифный разряд; Рм и Рб – меньший и больший разряды, между

которыми находится средний разряд.

Часовые тарифные ставки

Расчет ставок выполняется для сдельщиков и повременщиков.
Часовая тарифная ставка рабочих-повременщиков I разряда:

(Руб.)

— Минимальный размер оплаты труда – МРОТ.

166,3 — среднемесячный фонд рабочего времени, ч. (СФРВ)

=31,3 (Руб.)

Часовую тарифную ставку рабочих-сдельщиков 1 разряда Т ст­­ч сд принять на 8 % больше часовой тарифной ставки повременщиков.

При расчете часовых тарифных ставок ремонтных рабочих II-VI разрядов
учитывается соотношение по уровню ставок в зависимости от уровня
квалификации рабочих. Это соотношение характеризуется тарифными
коэффициентами, величины которых приведены в таблице 1.

Часовые тарифные ставки ремонтных рабочих II-VI разрядов определяются произведением часовой тарифной ставки рабочего I разряда сдельщиков или повременщиков Т стч. на тарифный коэффициент, соответствующий конкретному 1 -тому разряду К тар

Т стч i = Т стч I • К тар (руб)

где i = II, III, IV, V, VI разряд.

Тарифные коэффициенты и часовые тарифные ставки ремонтных рабочих,
занятых на техническом обслуживании и ремонте подвижного состава с
нормальными условиями труда.

Средние часовые тарифные ставки ремонтных рабочих

Средняя часовая тарифная ставка определяется в соответствии со средним разрядом ремонтных рабочих. Средние разряды ремонтных рабочих, установленные по типам подвижного состава и по видам воздействий, следует принять по приложению 2.

Если средний разряд рабочих выражается целым числом, то средняя часовая тарифная ставка не рассчитывается, а применяется равной тарифной ставке данного разряда по таблице 1.

Если средний разряд рабочих выражается нецелым числом, то средняя часовая тарифная ставка определяется расчетом:

Для ТО-1, ТО-2, ТР: = *Ктар (руб)


Где Ктар=

Где

– тарифный коэффициент, соответствующий меньшему из двух смежных разрядов тарифной сетки, между которыми находится средний тарифный разряд;

– тарифный коэффициент, соответствующий большему из двух смежных разрядов тарифной сетки, между которыми находится средний тарифный разряд;

− средний тарифный разряд

меньший из двух смежных разрядов тарифной сетки, между которыми находится средний тарифный разряд.

Приложение 2 (средние разряды ремонтных рабочих)

Вид воздействия Легковые автомобили
ТО-2 3,1
ТО-1 2,6
ТР 3,6

ТО-1

ТО-2

ТР

Таблица 2. Средние часовые тарифные ставки по видам воздействий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *