Ташена проба

Наверняка на нашем сайте вы видели, что в основе тренажеров Викиум лежат научные разработки известных ученых. Одна из них — Таблицы Шульте. Что это такое? Почему они так важны для развития мозга? Мы расскажем!

Начнем, пожалуй, с определения. В таблице Шульте случайным образом располагаются буквы или цифры. Задача: как можно скорее отыскать эти значения в определенном порядке. Разумеется, на результаты влияет и скорость поиска, и количество правильных ответов. Наиболее часто встречаются таблицы квадратного вида, с пятью строками и столбцами. В числовом варианте размещается 25 цифр в случайном порядке. Задача человека, который работает с ней: за короткое время найти все числа от 1 до 25.

Немного истории

Как вообще появилась методика? Своим происхождением эта техника обязана немецкому психотерапевту Вальтеру Шульте. С 1962 по 1972 годы он практиковал как профессор в области психиатрии в Тюбингене. Изначально методика применялась в качестве психодиагностической пробы во время экспериментов по исследованию свойств человеческого внимания.

Эффективно ли решение Таблиц Шульте?

Через методику специалисты отслеживали работоспособность и скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда. Однако, после публикации данного метода, он приобрел популярность в более широких кругах психиатров и психотерапевтов. В ходе исследований была доказана высокая эффективность занятий для развития памяти, внимания, и интеллекта, в целом. При регулярном решении подобных задач, вне зависимости от возраста (заниматься может как школьник, так и взрослый), улучшается объемное внимание. Все дело в самой методике: когда символы воспринимаются сразу все вместе, а отыскиваются последовательно. Впоследствии их стали активно использовать во всевозможных курсах по развитию скорочтения и для расширения поля зрения, в целом.

В работах некоторых специалистов в области психиатрии и психологии внимание уделено и им. Состояние человека, который занимается поиском символов схоже с состоянием, которое достигается во время сеанса медитации. А подобные состояния позволяют не только «перезагрузить голову”. Они положительно сказываются на всех областях нашего мозга.

Часто можно встретить случаи, когда таблицы Шульте являлись частью курсов по НЛП. Но как связаны Нейролингвистическое Программирование и эти задачи? Сознание перестраивается. Оно переключается от критического и избирательного восприятия к некоему апатичному состоянию, тем самым повышая способность мозга решать последовательные логические задачи.

Как эффективно работать с таблицами Шульте?

Чтобы рассказать о том, как быстрее решать задачи, составленные по этой методике, мы подберем максимально часто встречающуюся таблицу с числами от 1 до 25. Итак, найдите такое изображение и распечатайте его. Что делать дальше? Прочитайте все числа от 1 до 25 беззвучно, про себя. Найдите центральную точку изображения, чтобы вам было видно каждое из чисел. Таким способом будет достигаться максимальная тренировка периферического зрения. Если это необходимо, отодвиньте от себя таблицу на такое расстояние, чтобы видеть все ее ячейки вам было максимально комфортно. Как правило, достаточно оказывается расстояния от 40 до 50 сантиметров.

Занимаясь по методике, в первую очередь, вы тренируете и развиваете свои зрительные навыки. Какие выводы из этого нужно сделать? Все просто. Не ориентируйтесь на показатели скорости. Уделите внимание тому, насколько качественно вы выполняете упражнение. А качественным выполнение можно назвать только в том случае, если движение ваших зрачков от угла до угла — минимально.

Да, в первые разы выполнять упражнение, постоянно контролируя движение своих глаз, и перенося фокус: сложно. Однако с каждым новым практическим занятием вам будет становиться проще.

Как часто нужно заниматься таблицами Шульте, чтобы развивать навыки?

В развитии навыков внимания, памяти, мышления, одним из главных составляющих является не только усердие, но и периодичность. Посвящать время выполнению упражнения необходимо регулярно. Оптимальной считается периодичность 3-4 раза в неделю по 15-20 минут. В таком режиме необходимо заниматься хотя бы 2-3 недели, пока навыки активно развиваются и закрепляются. Впоследствии количество упражнений можно сократить. Поддерживать полученные навыки и развивать их далее, тоже очень важно.

Еще один важный момент, который касается занятий: если вы почувствовали, что ваши глаза начинают очень сильно уставать, то обязательно сделайте перерыв в 20-30 минут. Такой эффект может наблюдаться у людей, чье периферическое зрение недостаточно развито. Однако, благодаря регулярным тренировкам, развить его оказывается достаточно просто.

Какие существуют таблицы Шульте?

Со временем, помимо каноничной версии, психологи создали еще массу вариантов. Например, ячейки раскрашивают в красно-черной гамме. В некоторых задачах содержится не только числовая информация, а комбинации чисел и букв. Современные таблицы Шульте нередко вообще оказываются без чисел и без букв, и вместо них пользователю предстоит искать предметы в определенном порядке.

Часть тренажеров на Викиум также была разработана, опираясь на эту методику.

Какие тренажеры на Викиум основаны на таблицах Шульте?

Эта методика положена в основу следующих тренажеров: Клик-Клик, Найди число, Близнецы, Матрицы памяти, Запомни порядок, Мозаика, Поле зрения, Скорость чтения.

Анализатор IK 200609 для химико-токсикологических исследований, выпускаемый компание T&D Innovationen GmbH (Германия), обеспечивает возможность обнаружения и количественного определения наркотических, психотропных веществ, никотина и алкоголя с помощью молекулярных биосенсоров, принцип действия которых основан на иммунохроматографическом процессе.Количественный результат обеспечивается сравнением интенсивности окрашивания зон детекции молекулярного биосенсора полученной при анализе образца мочи (крови), с интенсивностью окрашивания зон детекции молекулярного биосенсора полученной при анализе международного стандарта, записанного на магнитном чипе, прикрепленого на упаковке биосенсоров.Полученные результаты позволяют обнаруживать случаи периодического употребления наркотиков, а также получить информацию о количестве потребляемого алкоголя и выкуриваемых сигарет в течение одной недели.Результаты проведенных испытаний позволяют рекомендовать анализатор IK 200609 в предварительном анализе наркотических средств, психотропных веществ, никотина и алкоголя в качестве альтернативы аппаратным комплексам AxSYM и ARCHITECT производства компании Abbott Laboratories (США).

В анализаторе IK 200609 используется ПЗС-технология многоканального анализа цвета и интенсивности отраженного потока света с поверхности тестовых зон молекулярного биосенсора. Встроенный калибратор позволяет проводить самоконтроль анализатора перед каждым измерением. Время регистрации результатов анализа, включая самоконтроль прибора – менее 1 минуты. Анализатор имеет встроенную память на 100 результатов выполненных измерений.

При изготовлении молекулярного биосенсора, производитель осуществляет строгий контроль характеристик используемых моноклональных антител, что позволяет получать максимально достоверные, воспроизводимые результаты по наличию аналита в исследуемых образцах физиологических жидкостях или тканях.
Производитель осуществляет калибровку выпускаемых молекулярных биосенсеров и полученные данные записывает на магнитный носитель (магнитный чип), наклеенный на каждую упаковку молекулярных биосенсоров. Для калибровки анализатора перед проведением исследования образцов, необходимо приложить упаковку биосенсора к корпусу анализатора. Анализатор при этом считывает информацию, нанесённую на магнитный чип и устанавливает параметры обрабатывающей программы в соответствии с характеристиками используемого молекулярного биосенсора, в автоматическом режиме.

Перечень веществ, определяемых биосенсорами:

Комплект поставки анализатора для химико-токсикологического IK 200609:

Кейс для хранения и транспортировки анализатора и вспомогательных изделий
Анализатор для химико-токсикологических исследований IK 200609
USB-кабель для подключения анализатора к компьютеру
Сетевой кабель
Кабель для электропитания анализатора в автомобиле
Аккумуляторные батареи (ААА) для электропитания анализатора при работе в автономном режиме
Принтер, позволяющий распечатывать результаты анализа. Форма распечатки результатов анализов разработана в соответствии с требованиями приказов Минздравсоцразвития РФ
Бумага для печати
Инструкция на русском языке

Испытания анализатора проводились в лабораториях Гёттингенского университета им. Георга-Августа (Германия) и Фраунгоферовского института интегральных схем (Германия), а также в Центральной химико-токсикологической лаборатории ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова Минздрава (Россия) в мае 2010 года.

Технические характеристики:

Сканирование: линейное, вдоль оси X.
Разрешение ПЗС матрицы: 2048 х 2048 пикселей.
Оцифровка: 12 бит.
Подсветка: диодный лазер (550 нм), 17 м Вт.
Электроника: блок управления анализатором.
Оптика: линза «fly-eye».
Программное обеспечение: программный пакет для захвата и анализа изображения.
Сохраняет в памяти результаты 100 последних измерений.
Возможность копирования данных на ПК через USB порт.
Возможность подключения дополнительного оборудования (принтера, считывателя штрих-кода).
Все сохраненные данные содержат время, дату и результаты полученных измерений.
Материал корпуса: АБС-пластик.
Программное обеспечение анализатора допускает отклонение от референсного значения на величину ±10%.
Питание от 3 батарей типа АА (аккумулятор 3 x 1.2 VDC AA Ni-MH, перезаряжаемых батарей 2700 mAh) или через сетевой адаптер от сети переменного тока(100-240 Вольт).
Размеры В ˣ Д ˣ Ш – 46 мм ˣ 178 мм ˣ 165 мм.
Вес полной комплектации – 3,1 кг; вес анализатора – 0,62 кг.

Условия транспортировки:

Температура от -20°C до +70°C
Относительная влажность ≤ 70 %
Давление воздуха 300 — 1060 кПа

Эксплуатационные режимы:

Температура от +10°C до +50°C
Относительная влажность ≤ 70 %
Давление воздуха 300-1060 кПа
Максимальная высота * 2000 м.
Категория защиты IP21

13 июля 2015 г. был принят Федеральный Закон №230-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Результатом этого закона стали внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации, об обязательном химико-токсикологическом исследовании отдельным категориям граждан.

  • частные детективы, частные охранники

  • все граждане имеющие лицензию на оружие

  • авиационный персонал

  • военнослужащие

  • работники ведомственной охраны

  • лица допущенные к работе на судне

  • иностранные граждане

  • лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов

  • Работники подразделений транспортной безопасности

  • сотрудники органов внутренних дел

Проведением химико-токсикологических исследований имеет право медицинская организация любой формы собственности. Медицинская организация должна соответствовать ряду требований.

  • лицензия на медицинскую деятельность

  • лицензия на клиническую лабораторную диагностику

  • специалист прошедшего необходимое обучение

  • обязательный перечень оборудования и расходных материалов

Химико- токсикологические исследования делятся на предварительные и подтверждающие. Медицинская организация может осуществлять любой из этапов химико- токсикологического исследования. Организация химико- токсикологической лаборатории регламентируется приказом №40 от 27 января 2006г. Министерства здравоохранения и Социального развития Российской Федерации.

«Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ»

Объектом исследования является моча. Первый этап является предварительный. При получении отрицательного результата объект исследования утилизируется, лицу проходящему исследование выдается справка об отсутствие в организме наркотических психотропных веществ. Выявление факта фальсификации мочи, только измерение температуры мочи и PH мочи.

При получении положительного результата объект исследования (моча) должен быть отправлен на подтверждающий этап химико- токсикологического исследования. Подтверждающий этап, может быть проведен как медицинской организацией которая проводила предварительный этап, так и сторонней медицинской организацией проводящей подтверждающий этап химико- токсикологические исследования при заключении с ней договора на оказания данного вида услуг.

Обязательный перечень химико- токсикологических исследований:

  • опиаты

  • растительные каннабиноиды

  • синтетические каннабиноиды

  • фенилалкиламины

  • синтетические катиноны

Обязательный перечень исследований, может быть дополнен на местном законодательном уровне.

Необходимое оборудование для предварительного этапа химико-токсикологических исследований:

  • Оборудование и диагностические реагенты для иммунохимического анализа

  • Бесконтактный термометр

  • Цифровой pH-метр, портативный, без штатива

  • Холодильная камера на плюс 2-4 ◦С

  • Морозильная камера на минус 20◦С

  • Боксы (сумки холодильники), охлаждающие элементы для транспортировки образцов биологического материала

  • Одноразовые контейнеры для сбора мочи, этикетки номерные

  • Одноразовые средства индивидуальной защиты, включая халаты, шапочки, перчатки, маски, очки

Необходимое оборудование для подтверждающего этапа химико-токсикологических исследований :

  • весь перечень оборудования для предварительного этапа химико-токсикологических исследований

  • Оборудование для анализа проб методом ВЭЖХ/МС/МС

  • Оборудование для анализа проб методом ГХ/МС

Организацию, оснащение, консультации и запуск «под ключ» предварительного и (или) подтверждающего этапа химико-токсикологических исследований возможно получить от нашей кампании.

Приложения

9.1 Тест «5 слов»
9.2 Проба Шульте
9.3 Тест рисования часов
9.4 Мини-исследование психического статуса
9.5 Батарея лобной дисфункции
9.6 Клиническая рейтинговая школа деменции
9.7 Общая шкала нарушений
9.8 Ишемическая шкала Хачинского
9.9 Шкала Гамильтона
9.10 Самоопросник депрессии

приложение 1

Тест «5 слов» (B. Dubois, 2002)
1. Предъявление материала (пациенту дается список из 5 слов: кинотеатр, лимонад, кузнечик, блюдце, грузовик)
2. Непосредственное воспроизведение (врач забирает у пациента список слов и просит его повторить)
3. Интерферирующее задание (отвлечь внимание пациента на достаточный промежуток времени (от 3 до 5 минут)
4. Отсроченное воспроизведение (пациента просят вспомнить 5 слов).

Результаты
Непосредственное воспроизведение:
0-5 баллов
Отсроченное воспроизведение:
0-5 баллов
Итог: 0-10 баллов (8-9 баллов и менее — деменция альцгеймеровского типа).

приложение 2

Проба Шульте

проводится с помощью специальной таблицы, в которой числа расположены в произвольном порядке от 1 до 25. Врач секундомером отмечает время, затраченное пациентом на отыскание чисел.

21 12 7 1 20
6 15 17 3 18
19 4 8 25 13
24 2 22 10 5
9 14 11 23 16

В норме, время выполнения пробы Шульте составляет 25-30 секунд.

приложение 3

Тест рисования часов
(S. Lovenstone et S. Gauthier, 2001)

Количество баллов Выполнение задания
10 баллов норма, нарисован круг, цифры в правильных местах, стрелки показывают заданное время
9 баллов незначительные неточности расположения стрелок
8 баллов более заметные ошибки в расположении стрелок
7 баллов стрелки показывают совершенно неправильное время
6 баллов стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное время обведено кружком)
5 баллов неправильное расположение чисел на циферблате: они следуют в обратном порядке (против часовой стрелки) или расстояние между числами неодинаковое
4 балла утрачена целостность часов, часть чисел отсутствует или расположена вне круга
3 балла числа и циферблат более не связаны друг с другом
2 балла деятельность больного показывает, что он пытается выполнить инструкцию, но безуспешно
1 балл больной не делает попыток выполнить инструкцию

Пациенту дают карандаш и чистый лист нелинованной бумаги и просят самостоятельно изобразить круглые часы, поставить цифры в нужные позиции циферблата и нарисовать стрелки, показывающие заданное время. Результат теста менее 10 баллов свидетельствует о наличии когнитивных расстройств.

приложение 4

Мини-исследование психического статуса
(англ. Mini-Mental State Examination, M. Folstein et al., 1975)

Проба Оценка (баллы)
Ориентировка во времени:
Назовите дату (число, месяц, год, день недели, время года)
0-5
Ориентировка в месте:
Где мы находимся (страна, область, город, клиника, этаж)?
0-5
Восприятие:
Повторите три слова: карандаш, дом, копейка
0-3
Концентрация внимания:
Серийный счет (от 100 отнять 7, потом еще раз 7, всего пять раз)
0-5
Память:
Припомните 3 слова (см.пункт 3)
0-3
Речь:
Показываем ручку и часы, спрашиваем: «Как это называется?»
0-2
Просим повторить предложение: «Никаких если, и или но» 0-1
Выполнение 3-этапной команды:
«Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол»
0-3
Чтение:
«Прочтите и выполните»
Закройте глаза
Напишите предложение
Срисуйте рисунок (два пересекающихся пятиугольника с равными углами)
0-3
Общий балл 0-30

Ориентировка во времени: максимальный балл (5) дается, если больной самостоятельно и правильно называет число, месяц и год. Если приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла. Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл;

Ориентировка в месте: каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл;

Восприятие: правильное повторение слова больным оценивается в один балл для каждого из слов;

Концентрация внимания: каждая ошибка снижает оценку на один балл;

Память: каждое правильно названное слово оценивается в один балл;

Речь: каждый правильный ответ оценивается в один балл;

3-этапная команда: каждое действие оценивается в один балл;

Чтение: каждая ошибка снижает оценку на один балл;

Срисуйте рисунок: каждая ошибка снижает оценку на один балл.

Результаты теста могут иметь следующее значение:

28-30 баллов — нет нарушений когнитивных функций

24-27 баллов — преддементные когнитивные нарушения

20-23 балла — деменция легкой степени выраженности

11-19 баллов — деменция умеренной степени выраженности

0-10 баллов — тяжелая деменция.

приложение 5

Батарея лобной дисфункции
(англ. Frontal Assessment Batter — FAB, B. Dubois et al., 1999)

1. Концептуализация. Пациента спрашивают: «Что общего между яблоком и грушей?». Правильным считают ответ, который содержит категориальное обобщение («Это фрукты»). Если больной затрудняется или дает иной ответ, ему говорят правильный ответ. Потом спрашивают: «Что общего между пальто и курткой?» … «Что общего между столом и стулом?». Каждое категориальное обобщение оценивается в 1 балл. Максимальный балл в данной пробе — 3, минимальный — 0.

2. Беглость речи. Просят закрыть глаза и в течение минуты называть слова на букву «с». При этом имена собственные не засчитываются. Результат: более 9 слов за минуту — 3 балла, от 7 до 9 — 2 балла, от 4 до 6 — 1 балл, 3 и менее — 0 баллов.

3. Динамический праксис. Больному предлагается повторить за врачом одной рукой серию из трех движений: кулак (ставится горизонтально, параллельно поверхности стола) — ребро (кисть ставится вертикально на медиальный край) -ладонь (кисть ставится горизонтально, ладонью вниз). При первом предъявлении трёх описанных выше серий больной только следит за врачом, при втором предъявлении трёх серий — повторяет движения врача, наконец, следующие два раза по три серии делает самостоятельно. При самостоятельном выполнении подсказки больному недопустимы. Результат: правильное выполнение девяти серий движений — 3 балла, шести серий — 2 балла, трёх серий (совместно с врачом) — 1 балл.

4. Простая реакция выбора. Дается инструкция: «Сейчас я проверю ваше внимание. Мы будет выстукивать ритм. Если я ударю один раз, вы должны ударить два раза подряд. Если я ударю два раза подряд, вы должны ударить только один раз». Выстукивается следующий ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2. Оценка результата: правильное выполнение — 3 балла, не более 2 ошибок — 2 балла, много ошибок — 1 балл, полное копирование ритма врача — 0 баллов.

6. Исследование хватательных рефлексов. Больной сидит, его просят положить руки на колени ладонями вверх и проверяют хватательный рефлекс. Отсутствие хватательного рефлекса оценивается в 3 балла. Если больной спрашивает, должен ли он схватить, ставится оценка 2. Если больной хватает, ему дается инструкция не делать этого, и хватательный рефлекс проверяется повторно. Если при повторном исследовании рефлекс отсутствует, ставится 1, в противном случае — 0 баллов.

Оценка результатов: 17-18 — норма, 12-16 — легкие когнитивные расстройства, 11 баллов и менее — деменция лобного типа

приложение 6

Клиническая рейтинговая шкала деменции
(англ. Clinical dementia rating, J. Morris, 1993)

0 баллов — нет нарушений

0-5 баллов — «сомнительная» деменция

Память: постоянная незначительная забывчивость, неполное припоминание происшедших событий, «доброкачественная забывчивость»

Ориентировка: полностью ориентирован, но могут быть неточности при назывании даты

Мышление: незначительные трудности при решении задач, анализе сходств и различий

Взаимодействие в обществе: незначительные трудности

Поведение дома и увлечения: незначительные трудности

Самообслуживание: нет нарушений

1 балл — лёгкая деменция

Память: более значительная забывчивость на текущие события, которая мешает в повседневной жизни

Ориентировка: не полностью ориентирован во времени, но всегда правильно называет место; в то же время могут быть трудности самостоятельного ориентирования на местности

Мышление: умеренные затруднения при решении задач, анализе сходств и различий, которые не затрагивают повседневную жизнь

Взаимодействие в обществе: утрачена независимость, однако, возможно осуществление отдельных социальных функций. При поверхностном знакомстве нарушения могут быть неочевидны

Поведение дома и увлечения: легкие, но отчетливые бытовые трудности, потеря интереса к сложным видам активности

Самообслуживание: нуждается в напоминаниях

2 балла — умеренная деменция

Память: выраженная забывчивость, текущие события не остаются в памяти, сохранны лишь воспоминания о наиболее значимых событиях жизни

Ориентировка: дезориентирован во времени, не полностью ориентирован в месте

Мышление: выраженные трудности при решении задач и анализе сходств и различий, которые оказывают негативное влияние на повседневную активность

Взаимодействие в обществе: утрачена самостоятельность вне своего дома, однако может вступать в социальное взаимодействие под контролем других лиц

Поведение дома и увлечения: крайнее ограничение интереса, способность к выполнению только наиболее простых видов деятельности

Самообслуживание: нуждается в помощи при одевании, гигиенических процедурах, естественных отправлениях

3 балла — тяжёлая деменция

Память: фрагментарные воспоминания о жизни Ориентировка: ориентирован только в собственной личности

Мышление: решение интеллектуальных задач невозможно

Взаимодействие в обществе: нарушения препятствуют социальному взаимодействию за пределами своего дома

Поведение дома и увлечения: не способен к выполнению бытовых обязанностей

Самообслуживание: постоянно нуждается в уходе; частое недержание

приложение 7

Общая шкала нарушений
(англ. Global deterioration scale, B. Reisberg et al., 1982)

1 — нет ни субъективных, ни объективных симптомов нарушений памяти или других когнитивных функций.

2 — очень мягкие расстройства: жалобы на снижение памяти, чаще всего двух видов: (а) не помнит, что куда положил; (б) забывает имена близких знакомых. В беседе с больным нарушения памяти не выявляются. Больной полностью справляется с работой и самостоятелен в быту. Адекватно встревожен имеющейся симптоматикой.

3 — мягкие расстройства: негрубая, но клинически очерченная симптоматика. Не менее одного из следующих: (а) невозможность найти дорогу при поездке в незнакомое место; (б) сослуживцы пациента знают о его когнитивных проблемах; (в) трудности поиска слова и забывчивость на имена очевидна для домашних; (г) пациент не запоминает то, что только что прочел; (д) не запоминает имена людей, с которыми знакомится; (е) куда-то положил и не смог найти важный предмет; (ж) при нейропсихологическом тестировании может отмечаться нарушение серийного счета. Объективизировать когнитивные расстройства можно лишь с помощью тщательного исследования высших мозговых функций. Нарушения могут сказываться на работе и в быту. Больной начинает отрицать имеющиеся у него нарушения. Часто легкая или умеренная тревожность.

4 — умеренные нарушения: очевидная симптоматика. Основные проявления: (а) пациент недостаточно осведомлен о происходящих вокруг событиях; (б) нарушена память о некоторых событиях жизни; (в) нарушен серийный счет; (г) нарушена способность находить дорогу, осуществлять финансовые операции и т.д.

Обычно нет нарушений: (а) ориентировки в месте и в собственной личности; (б) узнавания близких знакомых; (в) способности находить хорошо знакомую дорогу.

Неспособность выполнения сложных заданий. Отрицание дефекта становится основным механизмом психологической защиты. Отмечается уплощение аффекта и избегание проблемных ситуаций.

5 — умеренно тяжелые нарушения: утрата независимости. Невозможность припомнить важные жизненные обстоятельства, например домашний адрес или телефон, имена членов семьи (например, внуков), название учебного заведения, которое заканчивал.

Обычно дезориентация во времени или в месте. Трудности серийного счета (от 40 по 4 или от 20 по 2).

В то же время основная информация о себе и окружающих сохранна. Пациенты никогда не забывают собственное имя, имя супруга и детей. Не требуется посторонней помощи при еде и естественных отправлениях, хотя могут быть трудности при одевании.

6 — тяжелые нарушения: не всегда возможно припоминание имени супруга или другого лица, от которого имеется полная зависимость в повседневной жизни. Амнезия на большинство событий жизни. Дезориентация во времени. Трудности счета от 10 до 1, иногда также от 1 до 10. Большую часть времени нуждается в посторонней помощи, хотя иногда сохраняется способность находить хорошо знакомую дорогу. Часто нарушается цикл «сон-бодрствование». Почти всегда сохранно припоминание собственного имени. Обычно сохранно узнавание знакомых людей. Изменяется личность и эмоциональное состояние. Могут быть: (а) бред и галлюцинации, например идеи о том, что супруга подменили; разговор с воображаемыми лицами или с собственным отражением в зеркале; (б) навязчивости; (в) тревожность, психомоторное возбуждение, агрессия; (г) когнитивная абулия — отсутствие целенаправленной деятельности в результате утраты способности к ней.

7 — очень тяжелые нарушения: Обычно отсутствует речь. Недержание мочи, необходима помощь при приеме пищи. Утрачиваются основные психо-моторные навыки, в том числе навык ходьбы. Мозг больше не способен руководить телом. Отмечаются неврологические симптомы декортикации.

приложение 8

Ишемическая шкала Хачинского (Hachinski et al., 1975)
1) внезапное начало (2 балла)
2) ступенеобразное течение (1 балл)
3) наличие флюктуаций (2 балла)
4) ночная спутанность (1 балл)
5) относительная сохранность личности (1 балл)
6) депрессия (1 балл)
7) соматические жалобы (1 балл)
8) несдержанность эмоциональных реакций (1 балл)
9) артериальная гипертензия (в анамнезе или в настоящее время) (1 балл)
10) инсульт в анамнезе (2 балла)
11) другие (соматические) признаки атеросклероза (1 балл)
12) субъективная неврологическая симптоматика (2 балла)
13) объективная неврологическая симптоматика (2 балла)

Оценка свыше 7 баллов предполагает сосудистую причину деменции, 4 и менее баллов — не подтверждает сосудистую этиологию процесса.

приложение 9

Шкала Гамильтона (HDRS)

№ ряда Симптомы депрессии
1 Депрессивное настроение (подавленность, безнадежность, беспомощность, чувство собственной малоценности)
0 = отсутствие; 1 = выражение указанного чувства только при прямом вопросе; 2 = высказывается в жалобах спонтанно; 3 = определяется не вербальным выражением, а посредством наблюдения: мимика, поза, голос, плаксивость; 4 = пациент выражает только эти чувства как в спонтанных высказываниях, так и невербально.
2 Чувство вины
0 = отсутствует; 1 = самоуничижение; считает, что подвел других; 2 = чувство собственной вины или мучительные размышления о прошлых ошибках или грехах; 3 = настоящее заболевание расценивается как наказание; бредовые идеи виновности; 4 = вербальные галлюцинации обвиняющего и осуждающего содержания и/или зрительные галлюцинации угрожающего содержания.
3 Суицидальные намерения
0 = отсутствует; 1 = чувство, что жить не стоит, 2 = желание смерти или какие-либо мысли о возможности собственной смерти; 3 = суицидальные высказывания или жесты; 4 = суицидальные попытки (любая серьезная попытка оценивается как «4»)
4 Ранняя бессонница
0 = отсутствие затруднений при засыпании; 1 = жалобы на эпизодические затруднения при засыпании (дольше чем 30 мин); 2 = жалобы на невозможность заснуть каждую ночь
5 Средняя бессонница
0 = отсутствует; 1 = жалобы на беспокойный сон в течение всей ночи; 2 = многократные пробуждения в течение всей ночи — любой подъем с постели оценивается как «2» (исключая физиологические потребности).
6 Поздняя бессонница
0 = отсутствует; 1 = раннее пробуждение утром с последующим засыпанием; 2 = окончательное раннее утреннее пробуждение
7 Работоспособность и активность
0 = отсутствие трудностей; 1 = мысли и ощущение несостоятельности, чувство усталости и слабости, связанное с деятельностью (работа или хобби); 2 = утрата интереса к деятельности (работе или хобби), выраженная непосредственно в жалобах или опосредовано, через апатичность и нерешительность (чувство потребности в дополнительном усилии приступить к работе или проявить активность); 3 = уменьшение реального времени проявления активности или снижение продуктивности; в условиях стационара оценка «3» выставляется, если активность пациента проявляется в течение не менее 3 ч в день (работа в стационаре или хобби); 4 = отказ от работы вследствие настоящего заболевания; в стационаре оценка «4» выставляется, если пациент вообще не проявляет активности или не справляется даже с рутинной бытовой деятельностью без посторонней помощи.
8 Заторможенность (замедление мышления и речи, нарушение способности концентрировать внимание, снижение моторной активности)
0 = нормальная речь и мышление; 1 = легкая заторможенность в беседе; 2 = заметная заторможенность в беседе; 3 = выраженные затруднения при проведении опроса; 4 = полный ступор
9 Ажитация (тревожное возбуждение)
0 = отсутствие; 1 = беспокойство; 2 = беспокойные движения руками, теребление волос и пр.; 3 = подвижность, неусидчивость; 4 = постоянное перебирание руками, обкусывание ногтей, выдергивание волос, покусывание губ.
10 Психическая тревога
0 = отсутствует; 1 = субъективное напряжение и раздражительность; 2 = беспокойство по незначительным поводам; 3 = тревога, отражающаяся в выражении лица и речи; 4 = страх, выражаемый и без расспроса
11 Соматическая тревога (физиологические проявления тревоги: гастроинтестинальные — сухость во рту, метеоризм, диспепсия, диарея, спазмы, отрыжка; сердечно-сосудистые — сердцебиение, головные боли; дыхательные — гипервентиляция, одышка, учащенное мочеиспускание; повышенное потоотделение).
0 = отсутствие; 1 = слабая; 2 = средняя; 3 = сильная; 4 = крайне сильная
12 Желудочно-кишечные соматические симптомы
0 = отсутствие; 1 = утрата аппетита, но с приемом пищи без сильного принуждения; чувство тяжести в животе; 2 = прием пищи только с упорным принуждением; потребность в слабительных средствах или препаратах для купирования гастроинтестинальных симптомов
13 Общие соматические симптомы
0 = отсутствие; 1 = тяжесть в конечностях, спине или голове, мышечные боли; чувство утраты энергии или упадка сил; 2 = любые резко выраженные симптомы
14 Генитальные симптомы (утрата либидо, менструальные нарушения)
0 = отсутствие симптомов; 1 = слабо выраженные; 2 = сильно выраженные
15 Ипохондрия
0 = отсутствие; 1 — поглощенность собой (телесно); 2 = чрезмерная озабоченность здоровьем; 3 = частые жалобы, просьба о помощи и пр.; 4 = ипохондрический бред.
16 А Потеря в весе (оценивается либо пункт А, либо Б)
А. По данным анамнеза:
0 = отсутствие потери в весе; 1 = вероятная потеря в весе в связи с настоящим заболеванием; 2 = явная (со слов пациента) потеря в весе; 3 = не поддается оценке
16 Б Б. Если изменения в весе имеют место еженедельно
0 = потеря в весе менее 0,5 кг в неделю; 1 = более 0,5 кг в неделю; 2 = более 1 кг в неделю; 3 = не поддается оценке
17 Критичность отношения к болезни
0 = осознание, что болен депрессией или каким-либо заболеванием; 1 = осознание болезненности состояния, но отнесение этого за счет плохой пищи, климата, переутомления на работе, вирусной инфекции, потребности в отдыхе и пр.; 2 = полное отсутствие осознания болезни
18 А Суточные колебания
А. Уточните, когда симптомы выражены в более тяжелой форме, утром или вечером; при отсутствии суточных колебаний маркируйте 0 баллов 0 = отсутствие колебаний; 1 — ухудшение утром; 2 = ухудшение вечером
18 Б Б. Если суточные колебания имеют место, оцените их выраженность; при отсутствии колебаний маркируйте пункт «отсутствуют»
0 = отсутствуют; 1 = слабые; 2 = сильные
19 Деперсонализация и дереализация (например, ощущение нереальности окружающего)
0 = отсутствует; 1 = слабая; 2 = умеренная; 3 = сильная; 4 = непереносимая
20 Параноидальные симптомы
0 = отсутствуют; 1 = подозрительность; 2 = идеи отношения; 3 = бред отношения и преследования
21 Обсессивные и компульсивные симптомы
0 = отсутствуют; 1 = легкие; 2 = тяжелые

0-6 — отсутствие депрессивного эпизода, 7-15 — малый депрессивный эпизод, 16 и выше — большой депрессивный эпизод.

приложение 10

Самоопросник депрессии CES-D

1. Я нервничаю по поводу того, что раньше меня не беспокоило
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
2. Я не получаю удовольствия от еды, у меня плохой аппетит
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
3. Несмотря на помощь друзей и членов моей семьи мне не удается избавиться от чувства тоски
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
4. Мне кажется, что я не хуже других
0 Практически все время
1 Значительную часть времени
2 Иногда
3 Крайне редко или никогда
5. Мне трудно сконцентрироваться на том, чем приходится заниматься
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
6. Я чувствую подавленность
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
7. Все, что я делаю, требует от меня дополнительных усилий
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
8. Я надеюсь на хорошее будущее
0 Практически все время
1 Значительную часть времени
2 Иногда
3 Крайне редко или никогда
9. Мне кажется, что моя жизнь сложилась неудачно
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
10. Я испытываю беспокойство, страхи
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
11. У меня плохой ночной сон
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
12. Я чувствую себя счастливым человеком
0 Практически все время
1 Значительную часть времени
2 Иногда
3 Крайне редко или никогда
13. Кажется, что я стал меньше говорить
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
14. Меня беспокоит чувство одиночества
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
15. Окружающие настроены недружелюбно ко мне
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
16. Жизнь доставляет мне удовольствие
0 Практически все время
1 Значительную часть времени
2 Иногда
3 Крайне редко или никогда
17. Я легко могу заплакать
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
18. Я испытываю грусть, хандру
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
19. Мне кажется, что люди меня не любят
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
20. У меня нет сил и желания начинать что-либо делать
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время

Если пациент набирает 19 и более баллов, то с очень высокой достоверностью можно говорить о наличии у него депрессивного расстройства. Количество баллов от 19 до 26 соответствует легкой депрессии, от 27 до 36 — умеренной депрессии. Если пациент набирает 37 и более баллов, это свидетельствует о наличии у него тяжелой депрессии.

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

СИСТЕМА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Дыхание: носом, ртом (свободное, затрудненное).

Тип дыхания: грудной, брюшной, смешанный. Число дыханий в одну минуту.

Характер голоса (громкий, тихий, охриплость, афония).

Окружность грудной клетки и определение ее дыхательных экскурсий. Участие в дыхании обеих половин грудной клетки, наличие деформаций или других патологических образований грудной клетки.

Границы легких, подвижность нижних легочных краев. Характер перкуторного звука. Голосовое дрожание. Результаты аускультации легких (характер дыхания, наличие хрипов, их характеристика и локализация).

Пульс, его частота, ритм, наполнение. Артериальное кровяное давление. Деформации в области сердца, характеристика верхушечного толчка. Границы абсолютной и относительной сердечной тупости. Результаты аускультации сердца: тоны (громкие, приглушенные, глухие), нарушение ритма сердца (тахикардия, брадикардия, экстрасистолия, аритмия). Шумы и их характеристика. Шум трения перикарда.

Функциональные пробы; проба Штанге – задержка дыхания на вдохе после двух глубоких дыханий – хорошая 40-50 сек., слабая – ниже 30 сек. Проба Сообразе – задержка дыхания на выдохе после двух глубоких дыханий – средние величины 20-25 сек.

Определяется пульсация периферических артерий на верхних и нижних конечностях. Проводится аускультация в проекции крупных сосудов.

При наличии изменений венозных сосудов нижних конечностей описывается внешний вид, расположение, выраженность варикозно расширенных вен, отеки и другие изменения дистальных сегментов нижних конечностей.

Язык: влажный, обложенный (характер налета, наличие трещин, язв на языке).

Живот: форма, наличие деформаций, рубцов, вздутие живота, участие передней брюшной стенки в акте дыхания.

Пальпация живота: наличие или отсутствие напряжения мышц передней брюшной стенки, его локализация, распространенность и интенсивность, болезненность при пальпации (ее локализация и интенсивность), наличие симптомов раздражения брюшины; результаты пальпации печени, селезенки, почек, отделов толстого кишечника; наличие дефектов в брюшной стенке (их локализация и размеры), опухолевидных образований и инфильтратов (их локализация, величина, консистенция, подвижность, болезненность).

Перкуссия живота: наличие жидкости в брюшной полости (укорочение перкуторного звука в отлогих местах живота, меняющее свои границы при перемене положения туловища), свободного газа (исчезновение печеночной тупости, высокий тимпанический звук в эпигастрии), границы печени по Курлову, размеры селезенки.

Аускультация живота: определяется характер кишечных шумов.

Прямая кишка (по показаниям проводится совместно с преподавателем): осмотр области заднепроходного отверстия (наличие наружных геморроидальных узлов, кондилом, трещин, свищей). При пальцевом исследовании прямой кишки описывается тонус сфинктера, скопление каловых масс, инфильтраты, опухоли. У мужчин определяются размеры и эластичность предстательной железы.

Дата: 16 мая 2016 Наталья Василишин Рубрика: Школьная жизнь

Для успешного освоения школьной программы детям необходимо обладать рядом качеств, позволяющих концентрироваться и анализировать полученную информацию. Внимательность обучающихся необходимо постоянно тренировать, поэтому педагогу важно знать, требуется ли коррекция тому или иному ученику. Чтобы это определить, можно провести диагностику с помощью теста «Таблицы Шульте».

Суть методики

Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте в середине ХХ века, представляют собой набор из карточек с изображёнными вразброс цифрами. Задача испытуемого – назвать все элементы в правильном порядке, показав на них указкой или, если удобно, зачеркнув карандашом. Традиционный вариант стимульного материала представляет собой 5 таблиц 60 х 60 см, выполненных на плотной бумаге. Каждый лист должен быть поделён на 25 квадратов со вписанными в них числами от 1 до 25.

Диагностика помогает исследовать:

  • устойчивость внимания;
  • эффективность самостоятельной работы;
  • психическую устойчивость;
  • скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда;
  • объём внимания.

Методика направлена на тренировку и расширение периферического зрения. Это имеет ключевое значение для скорости чтения, так как позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск определённых информационных частей текста. То есть таблицы не только выполняют диагностическую функцию, но и служат тренажёром скорочтения.

При тестировании используется несколько таблиц подряд

Для младших школьников регулярные тренировки на таблицах помогают:

  • быстрее и прочнее усваивать новый материал;
  • научиться критически оценивать полученные знания;
  • эффективнее запоминать информацию;
  • концентрировать внимание на конкретном действии.

Основатель социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров однажды сказал: «Наше внимание — наш самый ценный ресурс».

Благодаря тому, что для выполнения заданий не нужно выполнять математические операции, результаты теста получаются максимально объективными.

С позиции учителя этот метод обладает ещё одним существенным преимуществом перед другими видами диагностических тестов, а именно: на обработку каждой таблицы уходит всего около минуты.

Как правильно пользоваться таблицами Шульте

Перед тем как начать работу с таблицами Шульте, нужно:

  • расположить таблицу под небольшим углом на расстоянии 30–35 см от глаз школьника;
  • попросить ребёнка зафиксировать взгляд на изображённых объектах в центре и не отводить глаза.

Сама процедура диагностики заключается в следующем:

  1. Ученик получает таблицу, смотрит на неё около 10 секунд и переворачивает лицевой стороной вниз.
  2. Учитель рассказывает о правилах проведения теста: школьнику нужно провести непрерывную линию карандашом или указкой, соединяя цифры и называя их. Последовательность объектов нарушать нельзя, то есть если на картинке счёт до 25, то ребёнок должен показывать 1, 2, 3 и так далее, а не «перепрыгивать» на те цифры, которые встретятся «по пути».
  3. Педагог даёт сигнал, по которому ученик переворачивает таблицу и начинает тест, и засекает время с помощью секундомера.
  4. Весь алгоритм повторяется ещё несколько раз (в зависимости от того, сколько материалов запланировано отработать).
  5. По окончании проведения работы учитель собирает листки с заданиями и анализирует получившиеся результаты.

    В качестве тренировочного материала можно использовать таблицу с цифрами, частично выделенными жирным

Если методика используется в качестве тренажёра внимания, то не стоит обрабатывать более десяти таблиц в день. С развитием у школьника навыка быстрого ориентирования в изображённых элементах материал нужно дополнять. Для этого увеличивают количество ячеек, делая квадрат крупнее и предлагая испытуемым поле 6 х 6, 7 х 7, 8 х 8. Работать в таком случае рекомендуется 3–4 раза в неделю (по полчаса) на протяжении 21 дня.

Особенности проведения упражнений среди учеников разного возраста

Отыскивание чисел младшими школьниками

В младшем школьном возрасте применение теста должно носить облегчённый характер. Это касается прежде всего количества клеток с цифрами. Для новичков достаточно квадрата 3 х 3 или прямоугольника 3 х 5. Дети 5–11 классов могут показывать цифры молча, тогда как для малышей обязательным является проговаривание каждого объекта. Психологи и педагоги рекомендуют для учеников начальных классов проводить тест Шульте в несколько этапов:

  1. Показать и назвать цифры по порядку.
  2. Показать и назвать объекты в обратном порядке.
  3. Ребёнок показывает цифры по возрастанию, а взрослый в это время проговаривает чётные или нечётные числа.

Последний этап является самым сложным уровнем для ребёнка, так как требует концентрации внимания при внешних помехах.

Тест для обучающихся среднего и старшего звена (с чёрно-красной таблицей)

Цветная таблица Шульте предполагает комбинацию чёрного и красного цветов, активизирующих мозговую деятельность

Психологи детально изучили воздействие таблиц Шульте на мозг человека и пришли к выводу, что тест стимулирует приток крови к лобным долям, в результате чего увеличивается объём памяти и усиливается концентрация внимания. Учитывая это, для усовершенствования методики учёные предложили сделать таблицу двуцветной: часть цифр на материале изобразить в красном цвете, а другую половину — в чёрном. Для детей среднего и старшего звена предлагается квадрат 7 х 7, а задание формулируется следующим образом:

  1. Назови и покажи все красные цифры.
  2. Назови и покажи все чёрные цифры.
  3. Показывая красные, используй прямой счёт.
  4. Показывая чёрные, используй обратный счёт.

Обработка и интерпретация результатов

Для вычисления эффективности работы (по времени, затраченному на выполнение и количеству допущенных ошибок) используется следующая формула:

ЭР (в секундах) = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 5, где т1 — время работы с таблицей №1, т2 — время проработки таблицы №2 и так далее; 5 — количество рассмотренных материалов. Эффективность оценивается с учётом возраста тестируемого (чем выше балл, тем лучше результат):

Возраст 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
6 лет От 60 до 56 61–70 71–80 81–90 Больше 91
7 лет От 55 до 51 56–65 66–75 76–85 Больше 86
8 лет От 50 до 46 51–60 61–70 71–80 Больше 81
9 лет От 46 до 41 46–55 56–65 66–75 Больше 76
10 лет От 40 до 36 41–50 51–60 61–70 Больше 71
11 лет От 35 до 31 36–45 46–55 56–65 Больше 66
12 лет и старше От 30 до 1 31–35 36–45 46–55 Больше 56

Степень врабатываемости (насколько быстро испытуемый включается в задание) вычисляется по формуле:

Вр = т1 / ЭР.

Если получившийся показатель меньше единицы, то качество проявляется на хорошем уровне. Чем выше значение Вр, тем сложнее школьнику включаться в работу.

Психическую устойчивость (как долго ребёнок может концентрироваться на конкретной поисковой задаче) можно определить так:

ПУ = т4 / ЭР.

Обратите внимание: в расчёт берётся время, затраченное на работу именно с таблицей №4. Если результат меньше 1, то это значит, что испытуемый обладает хорошей психической устойчивостью. Высокий показатель свидетельствует о плохой способности долго концентрироваться на какой-либо деятельности.

Два последних критерия оцениваются одинаково для школьников любого возраста.

Диагностика внимания с помощью методики Шульте помогает оценить степень концентрации внимания школьников, а также уровень их психической устойчивости, что позволяет скорректировать работу по развитию мышления и памяти ребёнка, а также обучить детей разного возраста приёмам скорочтения.

  • Наталья Василишин

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *