Территория общего пользования определение

Согласно целям применения в городах и других поселениях выделяются разные категории земель. Одни из них – земли общего пользования. Что такое территория общего пользования, узнаем в статье.

Нормативные акты: земли общего пользования

Регламентация земель общего пользования проводится Градостроительным и Земельным кодексами РФ. Данные нормативные акты решают различные задачи, которые связаны с распоряжением территориальными владениями.

Территория для общего пользования – это владения, которые может применять обширное число людей.

Места общего пользования – это участки земли, находящиеся во владении у государства или муниципалитета. Граждане могут беспрепятственно располагаться, использовать природные ресурсы, не спрашивая разрешения, но в законных и правовых рамках. Земли общего пользования невозможно приватизировать.

К видам таких территорий общего пользования относятся:

  • пляжи;
  • парки;
  • уличные места, городские площади;
  • дорога для автотранспорта;
  • городские леса;
  • реки, озера;
  • берег, бульвары;
  • кладбища;
  • места для хранения промышленных и бытовых отходов.

Гражданское население может свободно и безвозмездно находиться в общественных лесах, собирать ягоды, орехи, использовать все ресурсы природы, кроме древесных. Некоторые ограничения предусмотрены Лесным кодексом. Табу на посещение устанавливается на основании законов федерального уровня. К таким территориям относятся: военные земли и природные участки под особой защитой.

В целях пожарной и санитарной безопасности возможно ограничение на пребывание в лесах. Земли общего пользования могут находиться на территориальных зонах. Территориальные зоны – это территории, которые регулируются Градостроительным Кодексом РФ. Присущи правила застроек, использования земли и установлены градостроительные регламенты. В документах по планированию территорий общего пользования границы отмечаются красным цветом.

Основные правила использования

Так как приватизировать такие земли нельзя, рассматриваются следующие варианты использования в сфере правовых отношений:

  • аренда;
  • бесплатное использование без определенного срока.

Аренда считается популярным методом использования территорий общего пользования. Земельный кодекс разрешает арендовать земельные участки для работ по сельскому хозяйству или индивидуальных строительных объектов.

Хозяин здания, находящегося на месте общего пользования, имеет право заключить договор аренды. Однако, невозможно право выкупа, а указание такой возможности в договоре признано нарушением закона.

Вариант аренды популярен в сфере правовых взаимоотношений, когда одна из сторон – юридическое лицо. Вариант безвозмездного и постоянного использования без указанного срока актуален между государством и физическим лицом. В обоих случаях временный хозяин может создавать постройки на территории.

Если строительный объект прошел регистрацию собственности, впоследствии его можно продать, подарить или оставить в наследство. Новый собственник будет считаться владельцем земли. Оформление такой земли в имущественное право запрещено, поэтому будет переуступка права аренды. Опираясь на нормы закона, арендатор не может передать место другим людям.

Участок можно переуступить, если арендатор не имеет возможности им пользоваться. Для такой процедуры предусмотрен договор цессии. В сделке учитываются только воображаемые детали объекта, так как реальными может курировать лишь владелец. В этом случае арендатор теряет возможность использования земли полностью, а новый съемщик будет решать все вопросы с владельцем строительных объектов.

Особенности аренды государственных землевладений

Физическое или юридическое лицо может получить участок в аренду, находящийся в собственности у государства или муниципалитета, в следующих случаях:

  • когда на территории есть строение, оформленное в собственность. Арендный контракт оформляется на время до 49 лет;
  • когда нужна земля для строительства. Срок ограничен временем проведения строевых работ. Требуется предварительное согласование по выбору места для строительства. Землевладения предоставляются на основании аукционных торгов, после чего составляется протокол. На основании этого документа оформляется договор аренды.

Возможна как аренда, так и бесплатное бессрочное пользование. Участники: физические, юридические лица и государственные органы. Основные моменты контролируются Земельным Кодексом РФ.

Порядок использования

На основании правовых документов на улицах, площадях, проездах разрешена постройка временных объектов, не имеющих фундамента. Важно, чтобы не ограничивалось движение пеших людей и транспорта.

В парковых и садовых зонах разрешена постройка капитальных сооружений для обслуживания населения. Территории, прилегающие к рекам, предусмотрены для общественного отдыха. Парки, скверы и бульвары предназначены для досуга. Запрещены любые действия, препятствующие использованию по предписанию.

К сельскохозяйственным землям относятся участки в зоне поселков, к ним относятся:

  • фермерские хозяйства;
  • территории для полезных ископаемых;
  • земли лесопарков.

За чертой населенных пунктов находятся места пригородных зон. На таких землях проводится активное развитие сельскохозяйственного производства. Предусмотрено строительство зданий для отдыха и нормального функционирования населенного пункта.

Некоторые земли пригородных зон помогают обеспечить гигиену и защиту для населенных пунктов. Окрестные черты устанавливаются генеральным планом развития, а также с помощью схем и проектов.

Земельные споры

Земельный спор – это противоречие, связанное с правом имущества на конкретный участок земли. Разногласия, как правило, связаны с границами, способами использования или переходом права владения. Рассмотрением земельных дел занимаются судебные органы, а регулирование происходит с использованием Земельного кодекса РФ.

Участниками в спорах являются:

  • владельцы и землепользователи участков;
  • физлица, юрлица;
  • управляющие органы и власть.

По процедуре рассмотрения споры делятся на:

  • внесудебные;
  • судебные;
  • в третейском суде (часто международного уровня).

Досудебный порядок уместен в следующих случаях:

  • решение требований встречного характера об установленных границах;
  • при разбирательствах между муниципальными группами и отдельными субъектами РФ о распределении собственности государства на отдельные участки;
  • при прениях о месторасположении участка.

Виды земельных споров:

  1. Нарушение предела границ участка. Если линейное межевание объекта проведено неверно, то возможны ошибки в границах. На старых участках допускаются такие оплошности. Поэтому такого типа споры – распространенное явление.
  2. Неправильное определение площади. Такое нарушение встречается при некачественном межевании. Бывает, что в бумагах написана одна площадь, а в реальной жизни она не соответствует.
  3. Конфискация участка для нужд государства. Есть случаи, указанные в Земельном кодексе, на основании которых государство может забрать землю. Собственнику полагается возмещение в размере рыночной цены участка.
  4. Установление собственнического статуса на землю. Обычно это ситуации с наследством или при неправильном оформлении имущества.
  5. Оценка противозаконных действий органов государства. Возникают разногласия по поводу приватизирования или изменения вида.
  6. Неправомерное занятие участка. Граждане занимают территории общего пользования, ограждают забором.
  7. Уличные и придорожные территории, проходы, водные объекты – участки общего пользования в СНТ. Земли общего пользования СНТ и ГСК передаются в пользование без определенного срока или в аренду на 49 лет.

Если гражданин получил участок в СНТ на праве бессрочного пользования или пожизненного наследства до введения Земельного Кодекса РФ, это означает, что он может оформить его в собственность. Исключения составляют ситуации, предусмотренные федеральным законом.

Самозахват таких земель – распространенное явление. Под этим понимается возведение разновидных построек, хранение материалов, изменение межевых ограждений.

Изначально выносится предупреждение в письменное форме, на основании которого участок надо привести в первоначальный вид за свой счет. Если нарушения не устранены в положенный срок, можно обращаться в судебные инстанции. За подобные правонарушения налагается ответственность административного или имущественного характера.

По решению суда участок возвращается в доступ садоводческому товариществу, а ответчик возмещает все траты и принесенный вред. Многоэтажные дома, преобладающие в городах и селах, часто становятся центром проблем с общей собственностью.

Двор вокруг многоквартирного жилого дома считается общей частичной собственностью. Такой факт указан в Жилищном Кодексе РФ. Чтобы, например, поставить гараж, недостаточно просто договориться с соседями. В общедолевую собственность включены любые помещения, расположенные на придомовой территории, озелененные и благоустроенные объекты.

К имуществу дома относится вся прилегающая местность и ее объекты. Когда гараж поставили без согласия собственников дома, это является незаконным захватом места. В такой ситуации гараж обязательно уберут.

Земельных споров не избежать, так как часто возникают технические недочеты, ошибки в межевании или самовольные действия со стороны населения. За противозаконную деятельность предусмотрены определенные меры наказания.

Рассмотрение земельных споров

Изначально пишется претензия нарушителю, далее все решается на основании ответа оппонента.

Если не удалось мирно решить вопрос, надо обратиться в суд:

  • составляется исковое заявление, к нему прикладываются доказательства. Важно до мелочей описать ситуацию и обосновать свои претензии. Образец надо взять в офисе суда. Давность иска – 3 года;
  • необходимо послать письменное уведомление всем участникам спора. Вероятно, оппонент, получив уведомление, захочет решить все вопросы без суда;
  • к исковому заявлению прикладываются все документы и доказательства по делу, судья их рассмотрит и назначит день судебного заседания;
  • решение земельных споров носит состязательный характер. Кто предоставит больше доказательств, тот и выиграет;
  • далее, судья примет решение. Иногда это занимает несколько дней;
  • если вас не устроило решение судебных органов, его можно обжаловать. Сроки обжалования указываются в решении;
  • на основании судебного акта, решение должно быть исполнено в полном объеме. В случае неисполнения можно пойти в органы судебных приставов.

Варианты разрешения земельных споров

Есть несколько способов:

  • мирное урегулирование проблем, которое избавит от разбирательств;
  • можно подать заявку в органы по земельным делам при муниципалитете. Они проведут проверку, уточнят все недочеты и вопрос решится сам собой;
  • когда в Росреестре указаны некорректные данные, идти в Кадастровые органы. Надо показать заключения экспертов, и проблема решится без суда;
  • при технических ошибках можно обратиться в исполнительно-распорядительный орган;
  • прения в суде – крайняя мера, если вышеперечисленные способы не помогли. Если у вас нет опыта в подобных делах, стоит нанять адвоката.

Судебные споры – частое явление, требующее грамотного подхода и участия квалифицированных юристов. В основном земельные споры решаются без участия суда и это большой плюс.

Территории общего пользования, несомненно, полезны для общества. Не всегда есть возможность купить участок, когда можно его арендовать или взять у государства в бессрочное применение. Земли общего пользования подарили нам парки для прогулок, зеленые придомовые зоны, пляжи для купания, дачные участки для насаждений. Остается быть законопослушным гражданином, а государство будет дарить ресурсы для развития.

Большой Токио, является самой густонаселенной городской территорией в мире, с населением по состоянию на 2016 год в 38 140 000 человек.Городской пейзаж/Городская территория

Городская территория — территория с увеличенной плотностью построек, созданных человеком в сравнении с территориями вокруг неё. Городскими территориями могут быть города либо агломерации, но обычно это понятие не распространяется на деревенские или сельские поселения, такие как деревни либо хутора.

Городские территории создаются и развиваются благодаря процессу урбанизации. Измерение величины городской территории позволяет анализировать плотность населения и процесс разрастания городов, а также определение городских и сельских поселений.

В отличие от городской территории, территория агломерации включает в себя не только городскую территорию, но также города-спутники и промежуточные деревенские территории, которые являются социально-экономически связанными с городским ядром. Обычно эта связь выражается в трудоустройстве в центральном городе, который является первичным рынком труда. Известно, что городские территории увеличиваются в зависимости от увеличения численности населения и экономической активности главного города.

Территории агломерации обычно определяются через границы мельчайших единиц АТД либо их объединения. Мельчайшие единицы АТД обычно являются стабильными политическими территориями. Экономисты отдают предпочтение работе с экономическими и социальными сведениями, собранными на городских территориях. Для них наиболее точным статистическим параметром будет повышенная плотность населения и уменьшение её удельной площади на душу населения.

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 31

4.1. Общественные территории предназначены для размещения объектов органов власти, представительств и посольств, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, объектов культуры, образования (высшие и средние специальные учебные заведения, школы, учреждения детского дошкольного и внешкольного воспитания), религиозных организаций, торговли, обслуживания, спорта, отдыха, здравоохранения, гостиниц, объектов социальной службы.
4.2. Для общественных территорий нормируются:

— пешеходная доступность остановок массового пассажирского транспорта: внеуличного, наземного пассажирского в зависимости от величины и посетительской емкости общественных объектов;
— обеспеченность местами паркирования автомобилей — не далее, чем в 150 метровой доступности от общественного объекта, расположенного в общественной зоне;
— безопасность пешеходного передвижения в пределах пешеходной зоны, составляющей ядро общественного центра и общественной зоны — показателем плотности пешеходного потока — не более 0,3 чел./кв.м *;
— пешеходная посетительская активность на территориях многофункциональных центров и примагистральных общественных зон — показателем наименьшей плотности потоков пешеходов;
— возможность беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения на всем пространстве пешеходной зоны в соответствии с ВСН 62-91*
— экологическая безопасность (санитарно-гигиенические уровни шума, загрязненности атмосферного воздуха, почвы, радиоактивного загрязнения и др.) территорий общественных учреждений.

* рассчитывается как отношение 0,75 суммарной расчетной емкости объектов (посетителей и занятых) к площади в границах пешеходной зоны центра (вне застройки).

4.3. Общественные территории формируют систему общегородских центров, входят в состав местных центров и в виде участков размещаются в жилых и иных функциональных зонах.

Функционально-планировочная организация территории системы общегородского центра
4.4. Центральное ядро — общественная зона в пределах Садового кольца; функционально-планировочная организация и застройка формируются при выполнении следующих требований:

— перечисленных в разделе 2 настоящих правил: «Охрана памятников истории и культуры, сохранение и развитие исторических зон»;
— защита от застраивания и включение в единую пешеходную рекреационную сеть природных и заповедных исторических участков городской среды;
— проницаемость, открытость для горожан не менее 70% внутриквартальных территорий;
— общественное назначение не менее 25% площадей первых этажей зданий, выходящих на улицы и переулки;
— величина квартала, определяемая сохраняемой исторической планировкой;
— сохранение жилой функции не менее, чем в 25% фонда застройки Центрального ядра.

4.5 Городской многофункциональный центр, формируется по общему архитектурному замыслу в городских узлах на территории не более 10 га; доля застройки общественного назначения составляет не менее 70% суммарной поэтажной площади всей застройки узла, при этом доля застройки активно посещаемых объектов** должна составлять не менее 25% суммарной поэтажной площади застройки общественного назначения.

** объекты торговли, обслуживания, культуры и искусства.

4.5.1. Границей городского многофункционального центра является суммарная внешняя граница участков, примыкающих к пересечению магистралей или граница квартала многофункционального комплекса — сооружения.
4.5.2. Интенсивность использования территории многофункционального центра должна иметь: плотность застройки — не менее 30 тыс.кв.м/га, застроенность территории — не менее 50%; суммарная поэтажная площадь наземной части застройки- не менее 100 тыс.кв.м. Суммарная поэтажная площадь застройки в подземном пространстве должна составлять не менее 30% суммарной поэтажной площади наземной части застройки.
4.5.3. Многофункциональные комплексы-сооружения следует проектировать по МГСН 4.04-94. Общественное пространство многофункционального центра формируется на основе единой пешеходной зоны, обеспечивающей взаимосвязанность объектов центра, непрерывность пешеходных коммуникаций на всех уровнях комплекса, удобство подхода к остановкам транспорта и озелененным рекреационным площадкам. Плотность потоков пешеходов, единовременно находящихся на территории пешеходной зоны (вне объектов застройки), определяется из расчета: не менее 0,2 чел/м² в течение дня и не более 0,3 чел/м² — в час «пик». Равномерность в течение дня городской активности многофункционального центра следует создавать размещением в его составе объектов, со смещенным режимом привлечения потоков посетителей или занятых.
4.5.4. Протяженность перехода между наиболее удаленными друг от друга объектами не должна превышать 400 м. Длина перехода из любой точки центра до ближайшей площадки временного хранения автомобилей не должна превышать 400 м, до общественного туалета — 150 м. Входы в общественные объекты на основном пешеходном уровне должны располагаться не реже, чем через 15 метров.
Не допускается размещение жилых помещений на этажах, примыкающих к пешеходной зоне.
4.6. Примагистральная общественная зона формируется на примагистральных территориях зданиями, образующими уличный фронт, и внутриквартальной территорией, примыкающей на глубину не более 50 метров с каждой стороны; доля общественного фонда в общем фонде застройки должна составлять не менее 50%, из них доля активно посещаемых объектов должна составлять не менее 15%, доля общей площади квартир жилых зданий в общем фонде застройки — не менее 30%.
4.6.1. Границей примагистральной общественной зоны является суммарная (внешняя от магистрали) граница участков зданий, примыкающих к магистрали.
4.6.2. Плотность застройки территорий примагистральной зоны должна быть не менее 20 тыс.м²/га при застроенности не менее 30%. Суммарная поэтажная площадь застройки в подземном пространстве должна составлять не менее 20% наземной суммарной поэтажной площади зданий.
4.6.3. Общественное пространство примагистральной зоны формируется пешеходной частью магистрали (тротуаром), площадками перед зданиями, имеющими отступ от линии застройки, скверами, примыкающими к линии застройки и контактными с пешеходным уровнем этажами зданий. Застройка уличного фронта должна иметь суммарную протяженность интервалов между зданиями — не более 25%.
Расчетная плотность потоков пешеходов, единовременно находящихся на территории пешеходной зоны (вне объектов застройки) не должна быть менее 0,1 чел/м² в течение дня, но не должна превышать 0,3 чел/м² в час «пик».
Входы в учреждения обслуживания, торговли, культуры должны располагаться с частотой не менее 5 на каждые 100 м уличного фронта. Первые этажи общественных и жилых зданий и сооружений, выходящих на уличный фронт следует занимать объектами с открытым для посетителей режимом; размещение жилых помещений на 1-х этажах исключается. Не допускается в примагистральной зоне размещение участков производственных территорий более 0,5 га.
4.6.4. Интервалы между остановками массового пассажирского транспорта не должны превышать 250 метров. Подъезд грузового автомобильного транспорта к объектам, расположенным в примагистральной зоне должен быть организован с боковых и параллельных улиц, без пересечения пешеходного пути.
Приобъектные стоянки продолжительного паркирования (более 15 мин.) должны быть размещены вне уровня пешеходного движения не далее, чем в 100-метровой удаленности от объекта. Приобъектные стоянки краткосрочного паркирования (менее 15 мин.) должны размещаться не более, чем в 50 метровой удаленности от объектов.
4.6.5. Скверы или озелененные участки размером до 0,1 га, оборудованные уличной мебелью для отдыха, должны быть организованы не реже, чем 3 на 1000 метров. Требования к планировке территории сквера даны в п.7.5. На озелененных участках проекция крон деревьев и кустарников должна составлять не менее 50% территории.
4.6.6. Примагистральные зоны улиц, ширина которых в красных линиях не превышает 60 метров, рекомендуется организовывать как единую общественную зону устройством общественных пространств с объектами торговли, обслуживания в подземном уровне, соединяющем стороны магистральной улицы.
На примыкающих к объектам обслуживания частям тротуаров, имеющих не менее 12 м ширины и плотность пешеходных потоков не более 1,5 чел/м² допускается размещение дополнительных площадей обслуживания и торговли сезонного характера, при этом для пешеходного движения должно оставаться не менее 0,5 ширины тротуара. Длина перехода из любой точки зоны до общественного туалета не должна превышать 200 м.
4.7. Многофункциональная зона и многофункционально-парковая зона — территория более 10 га ограниченная магистральными улицами общегородского и районного значения, примагистральными территориями; формируется кварталами величиной территории как правило не более 5 га с общественной, жилой, смешанной жилой застройкой, группами смешанной жилой застройки, скверами, бульварами, садами, парками; в многофункциональной зоне доля участков общественной, жилой (смешанной жилой) застройки и озелененных территорий ПК составляет соответственно не менее 40, 25, 20%; в многофункционально-парковой зоне доля участков общественной застройки и озелененных территорий ПК составляет соответственно не менее 30 и 40%.
4.7.1. Плотность застройки кварталов территории многофункциональной зоны следует принимать не менее 10 тыс.кв.м. на га.
4.7.2. Приобъектные стоянки общественных объектов продолжительностью паркирования более 15 мин. следует размещать в подземном уровне, в удалении от объекта не более 100 метров.
4.7.3. Следует организовывать пешеходные зоны и улицы, объединяющие достопримечательные объекты и участки городской среды.
4.7.4. Длина пешеходного перехода из любой точки многофункциональной зоны до остановки массового пассажирского транспорта не должна превышать 400 м, до общественного туалета — 200 м.
4.8. Специализированная общественная зона — территория размером более 25 га, формируемая кварталом или группой кварталов с застройкой общественного назначения: учебные, деловые, спортивные, культурно-информационные, развлекательные или другие объекты, в зависимости от специализации зоны, имеют не менее 60% суммарной поэтажной площади застройки общественной зоны. Ограничивается магистральными улицами общегородского и районного значения.
4.8.1. Размещение специализированной общественной зоны определяется в Генеральном плане развития г. Москвы. Величина территории зоны, интенсивность ее использования, суммарная емкость объектов, соотношение застроенных и незастроенных территорий, архитектурно-пространственная организация устанавливаются в планах градостроительного развития Административных округов, проектах развития территории, проектах планировки и проектах застройки.

Функционально-планировочная организация территории локальных общественных центров и зон
4.9. Локальный общественный центр — центр района города, включает основные площади района со станциями метро и части примыкающих к ним улиц, формируется на территории до 10 га объектами общественной застройки, участками смешанной жилой застройки, природно-рекреационными участками (сквер, сад, бульвар), объединенными пешеходной зоной.
4.9.1. Интенсивность использования территории участков застройки должна быть не менее 15 тыс.кв.м/га с застроенностью территории не более 50 %.
4.9.2. Доля озелененных территорий в составе местного центра должны составлять не менее 20% от территории центра.
Стоянки для паркирования автомобилей должны размещаться в наземном или подземном уровне, не далее, чем в 100 метрах от любой точки на территории центра, общественные туалеты — не далее, чем в 200 м.
4.10. Межмагистральная общественная зона — территория квартала или группы кварталов от 5 до 50 га, формируемая участками общественной, производственной, смешанной жилой и жилой застройки, озелененными территориями, размещается на межмагистральных территориях более 500 га. Доля участков общественного, производственного и рекреационного назначения составляет в совокупности не менее 80% территории зоны, при этом доля участков общественной застройки — не менее 25%.
4.10.1. Интенсивность использования застроенных территорий межмагистральной общественной зоны устанавливается по схеме строительного зонирования.
4.10.2. Величина квартала — не более 15 га.
4.10.3. Приобъектные стоянки продолжительностью паркирования более 15 минут следует рассчитывать по табл. 9.3.2. и устраивать на территории участков общественных объектов, в том числе кооперировано, в виде встроенных, встроенно-пристроенных, подземных гаражей-стоянок.

Функционально-планировочная организация участка общественной застройки
4.11. Участок общественной застройки — территория до 5 га с долей фонда общественной застройки в общем фонде — не менее 60%, размещается в жилых, производственных, природно-рекреационных, общественных зонах, в зонах смешанного использования; состоит из площади застройки объекта общественного назначения, приобъектной площадки для приема и распределения связанных с объектом пешеходных потоков, автостоянки, а также озелененной и хозяйственной площадок. Характер планировки и застройки, интенсивность использования участков общественной застройки определяется видом общественного объекта и регламентируется параметрами и правилами раздела.
4.11.1. Различаются следующие виды общественных объектов в зависимости от требований к организации территории и интенсивности использования участка:

— объекты, допускающие смешанное использование участка, компактное (многоуровневое) расположение приобъектных площадок и внутриобъектное озеленение: НИИ, проектно-конструкторские организации с общим режимом работы, объекты администрации и управления, объекты торговли, обслуживания, объекты культуры;
— объекты, не допускающие смешанного использования участка и требующие не менее 0,5 м² незастроенной территории (в том числе, озелененной) на 1 м² общей площади: объекты массового и профессионального спорта, школы, детские сады, дома-интернаты, интернаты для инвалидов и престарелых, лечебные учреждения стационарного типа.

4.11.2. Размещение участков общественных объектов следует вести, соблюдая регламентируемую строительным зонированием плотность застройки территории города, при этом интенсивность использования территорий объектов, допускающих смешанное использование территории, как правило, следует устанавливать выше интенсивности использования других территорий в данной структурной части.
4.11.3. Общественные объекты следует размещать относительно пешеходных трасс таким образом, чтобы обеспечить равномерную плотность пешеходных потоков, не превышающую 0,3 чел./м², с учетом удаленности от магистралей и станций метро (табл. 4.1).
4.11.4. Участки интернатов для детей, престарелых, лечебных учреждений стационарного типа, школы, детские дошкольные учреждения, объекты массового и профессионального спорта следует размещать на межмагистральных территориях при выполнении требований к атмосферному воздуху и допустимому уровню шума, условиям инсоляции и естественного освещения, других факторов окружающей среды, нормируемых для данных объектов.

Государственная территория

Государственная территория — это часть земного шара с его недрами и воздушным пространством над ней, правомерно находящаяся под суверенитетом соответствующего государства; она состоит из сухопутного (с недрами) водного и воздушного пространства.

К сухопутной территории относятся все пространства суши с ее недрами в пределах государственных границ, а также прибрежные острова и анклавы. Земные недра под сухопутной и водной поверхностью государства находятся под его полным и исключительным суверенитетом. Это право народов и наций закреплено во многих международно-правовых актах.

К водным территориям государства относятся воды рек, озер, заливов, бухт, портов, а также территориальные воды (имеющие особый режим). Специфический режим имеют поверхность и недра континентального шельфа, а также экономические зоны.

Воздушное пространство — это пространство, находящееся над сухопутной и водной территориями (включая и территориальные воды).

Государственной территорией считаются (условно) также морские суда, воздушные и космические корабли, носящие флаг соответствующего государства; подводные кабели и трубопроводы в открытом море, если они соединяют две части одного и того же государства; здания посольств и некоторых других представительств за рубежом.

Анклав — это часть территории государства, отделенная от основной его территории и со всех сторон окруженная территорией другого (других) государства. Если эта часть территории имеет выход к открытому морю, то она бывает полуанклавом. Современные анклавы: Лливия (анклав Испании) находится на территории Франции (пл. около 12 км); на территории Швейцарии находятся итальянский анклав Кампьоне (пл. 2,6 км) и два западногерманских анклава — Бюзинген (пл. 7 км) и Ференахоф (пл. около 1 км); в Нидерландах — бельгийский анклав Барле-Хертог (пл. 8 км). Испанские анклавы Сеута и Мелилья — на территории Марокко. Право доступа государства к своему анклаву осуществляется на основании специального соглашения с государством, на территории которого этот анклав находится.

Правовой режим государственной территории определяется национальным законодательством; некоторые вопросы государственной территории могут стать предметом регулирования нормами международного права. О правовой природе государственной территории в науке международного права высказываются различные точки зрения; наиболее распространенными из них являются объектная теория и теория пространственного предела власти государства.

Согласно объектной теории территория представляет собой объект (предмет) обладания. Такое понимание территории сложилось исторически, как наследие эпохи феодализма; тогда собственность на землю рассматривалась как источник власти над населением. Территориальное верховенство сводилось к праву публичной собственности государства на его владения.

Появление теории пространственного предела власти государства связано с именем русского юриста В. А. Незабитовского, который решительно выступил против приравнивания государственной территории к объекту обладания. Сторонники новой теории отождествляли территориальное верховенство с правом государства осуществлять власть над людьми, которые проживают в его границах.

В соответствии с современной концепцией российских юристов-международников государственная территория — это пространственная сфера осуществления государственного верховенства. В пределах государственной территории действует исключительно власть данного государства, которое обладает полным и исключительным суверенитетом, иначе говоря, обладает территориальным верховенством, которое неразрывно связано с понятием суверенитета государства.

Таким образом, территория является одним из основных признаков и элементов каждого суверенного государства. В соответствии со ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Территория государства — это объект публично-правовых полномочий каждого государства, которое устанавливает административно-территориальное деление; организует по территориальному принципу государственную власть и государственное управление; определяет и изменяет режим своих границ; регулирует вопросы гражданства, условия въезда, выезда и передвижения иностранцев; организует охрану и оборону своей территории.

Согласно современному международному праву территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны. При этом современным международным правом установлены следующие правомерные способы изменения государственной территории:

создание новых независимых государств в результате плебисцита или референдума, т.е. народного голосования о государственной принадлежности определенной территории. Так, В 1961 г. население северного района Камеруна высказалось за вхождение в состав Нигерии, а население южного района — за объединение с Республикой Камерун; в 1969 г. народ Западного Ириана проголосовал за воссоединение с Индонезией;

возвращение территории в результате восстановления исторических прав на незаконно отторгнутые ранее части территории. Например, по соглашению между СССР, США и Англией от 11 февраля 1945 г. Советскому Союзу были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова; но Потсдамскому соглашению Польше были возвращены исконно польские земли к востоку от Одер-Нейсе;

отторжение территории как санкция за агрессию. Так, после Второй мировой войны районы бывшей Восточной Пруссии были переданы Советскому Союзу и Польше. При этом следует иметь в виду, что лишение агрессора части его территории вытекает из факта ответственности государства за международное преступление и должно рассматриваться как мера, направленная на недопущение повторения агрессии.

Международному праву также известны аренда, продажа, цессия государственной территории.

Аренда территории — это временное предоставление одним государством другому государству права пользования на договорных началах частью своей территории. При аренде государству-арендатору разрешается пользоваться определенными правами на арендованной территории, и тем самым ограничиваются права арендодателя. Договор об аренде должен отвечать интересам обеих сторон. Арендованная территория не может быть использована против суверенитета и безопасности государства-арендодателя.

Государства в целом ряде случаев используют аренду чужих территорий для создания там военно-морских и военно-воздушных баз. Оговорка о том, что за государством-арендодателем сохраняется суверенитет над сдаваемой в аренду территорией, — юридическая фикция. Практика показывает, что государства берут в свои руки всю власть над арендуемой территорией (например, аренда США кубинской базы Гуантанамо сроком на 99 лет; Диего-Гарсиа — сроком на 50 лет).

30 марта 1867 г. Россия продала Соединенным Штатам Америки Аляску (вместе с Алеутскими островами) за 7,2 млн. долларов (около 11 млн. золотых рублей).

Правовым основанием изменения государственной территории является цессия, т.е. уступка, дарение, передача части государственной территории одним государством другому по взаимному соглашению. Цессия происходит путем взаимного обмена равноценными участками государственной территории. Так, 15 февраля 1951 г. между СССР и Польшей был заключен Договор об обмене участками государственных территорий. 2 декабря 1954 г. Советский Союз и Иран обменялись соответствующими участками своей территории во взаимных интересах. Советские территории в районах Мугань, Деман, Эдд-Эвляр и Серахс отошли к Ирану, а район; Фирюзы, который органически связан с Ашхабадом, — к СССР. В 1968 г. Франция и Люксембург обменялись территориями в целях уточнения границы.

Если же о принадлежности какой-то части территории возникает спор между двумя или более государствами, то современное международное право выработало один способ его решения — мирное урегулирование. Современное международное право устанавливает, что никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *