Транзитный шенген

Поездки за пределы родного государства всегда влекут за собой ряд формальностей, самой важной из которых можно назвать получение разрешения на въезд на чужую территорию. И если с длительным пребыванием разобраться несложно, то о штампе, который позволяет совершить пересадку в промежуточной стране на пути к конечной точке, как правило, многие просто забывают. Но и здесь не обошлось без исключений, а потому полезно будет знать, кто допускает безвизовый транзит для россиян в 2020 году.

Шенгенские государства

Хорошо известно, что посещение зоны Шенгена для жителей РФ не является свободным. Чтобы въехать на эту часть континента, непременно понадобится визовый штамп одноименной категории. Большим преимуществом такого стикера можно назвать его легитимность внутри всего Шенгенского союза, что позволяет путешествовать по странам-участницам без дополнительных формальностей.

То же касается и транзитного перелета. Если в паспорте российского гражданина уже стоит шенгенская виза любого из подписантов соглашения, тогда совершать перелет можно, не обременяя себя дополнительными походами в консульство. Но как быть, если такого штампа в загранпаспорте нет?

В таком случае совершить пересадку без визы на территории Шенгена россияне смогут только при соблюдении строго оговоренных условий:

  • транзит не превысит 24 часа;
  • смена рейсов произойдет в рамках одного аэропорта без выхода за пределы специальной транзитной зоны;
  • в наличии у пассажира должен быть посадочный билет в третью страну и виза, выданная ее консульством, если таковая требуется
  • пересадка в зоне Шенгена лишь одна, а не две, три или более.

Так, к примеру, при перелете из Москвы в Нью-Йорк через Франкфурт визовый штамп не понадобится. А вот если придется сменить самолеты еще и в Амстердаме, то есть пройти по маршруту Москва-Франкфурт-Амстердам-Нью-Йорк, тогда виза непременно понадобится.

При этом запрашивать разрешение транзитного образца следует в консульстве того государства, чьи границы будут пересекаться первыми. В приведенном примере обращаться следует в представительский отдел Германии.

При этом важно помнить, что не все, скажем, немецкие аэропорты позволяют транзит без визы согласно стандартным требованиям. В некоторых стыковка станет возможна только при условии, что пассажир пользуется услугами национального перевозчика – Air Berlin.

Не стоит забывать и такое обстоятельство, как режим работы транзитных зон. Многие из них закрываются в ночное время суток. По этой причине, если ваш прилет запланирован именно в этом промежутке времени, получать визу придется в любом случае, поскольку вы окажетесь за пределами зоны для транзитных пересадок. Этот факт также необходимо учитывать, планируя свое турне.

Другие страны, допускающие транзит на упрощенных условиях

К счастью для россиян, Шенгенская зона не является единственной территорией, где можно осуществить безвизовый транзит. Путешествуя в других направлениях также можно совершить стыковку без специального разрешения. Главное – знать где.

Великобритания

Перелет через Британское Королевство на сегодняшний день для россиян не является полностью безвизовым. С целью борьбы с нелегалами власти ужесточили правила, и теперь транзитная виза является обязательным атрибутом путешествия. Воспользоваться свободным проездом могут только гости, которые отвечают всем перечисленным ниже требованиям:

  • путешествие осуществляется исключительно воздушным путем;
  • в наличии есть билет на следующий рейс, вылет которого должен состояться в рамках 24 часов;
  • в паспорте имеется виза страны конечного назначения;
  • путешественник может доказать, что ему необходимо совершить стыковку именно на британской территории.

Кроме того, соблюдено должно быть одно из следующих требований:

  • страна назначения – Канада, США, Новая Зеландия, Австралия;
  • пассажир прибыл из указанных государств, его виза уже истекла, но с момента въезда в данные страны еще не прошло 6 месяцев;
  • путешественник имеет ВНЖ одной из этих стран или Швейцарии. Одновременно оговаривается, что ВНЖ Канады должен быть выдан после 28.06.2002, а США – после 21.04.1998;
  • в паспорте стоит национальная виза государства, входящего в европейскую экономическую зону;
  • пассажир летит в Ирландию, и у него имеется ирландская биометрическая виза. Для полета в обратном направлении с момента последнего въезда и пребывания в Ирландии с действующей биометрической визой должно пройти не более 3 месяцев.

Кипр

Перелет через Кипр также подчиняется некоторым правилам. Пересадка на стыковочный рейс в этом государстве без визового разрешения возможна при таких условиях:

  • имеется в наличии виза шенген категории С;
  • путешественник является обладателем национального штампа любого шенгенского государства;
  • в паспорте стоит штамп категории D Румынии или Болгарии.

Соблюдение перечисленных предписаний позволяет пребывать на острове в течение 5 суток.

Китай

Воспользоваться свободной пересадкой в случае прямого транзита в третью страну и совершая перелет через Китай, можно в течение 72 часов, но только если стыковка запланирована в одном из следующих воздушных портов:

  • Пекин;
  • Шанхай;
  • Чэнду;
  • Гуанчжоу;
  • Далянь;
  • Чунцин;
  • Шэньян;
  • Гуйлинь;
  • Ханчжоу;
  • Куньмин;
  • Ухань;
  • Сиань;
  • Сямень;
  • Харбин;
  • Нанкин.

В пограничном пункте необходимо предоставить: билет и талон на посадку на следующий рейс, билет с рейса, которым вы прилетели, заграничный паспорт с одной свободной страницей и визу в страну следования. По прибытии пограничники поставят транзитный штамп, который и делает возможной пересадку в течение трех суток.

С 30 января 2020 г. Китай ввел 144-часовой безвизовый режим для транзитных пассажиров всех аэропортов Шанхая, а также Нанкина и Ханчжоу. Теперь иностранные туристы (в том числе и россияне), летящие в третью страну через эти международные аэропорты, могут беспрепятственно находиться в городе в течение шести суток. Отсчет пребывания в стране начинается с 00:00 суток, что следуют за днем прилета.

А вот аэропорт Гонконга готов принять российских путешественников без визовых штампов на период до 14 дней. Во всех же других воздушных вокзалах страны поменять рейсы без визы можно в течение одних суток.

Румыния

Без специального штампа осуществить пересадку в этом государстве можно на протяжении 24 часов, не покидая зону транзита.

Увеличить этот временной промежуток можно до 5 дней, если пассажир является обладателем таких визовых разрешений:

  • шенгенского категории С или D;
  • при наличии штампов краткосрочного действия или национального образца, выданных консульствами Кипра или Болгарии;
  • при наличии ВНЖ в одной из перечисленных стран или странах Шенгена.
  • действительного разрешения на пребывание, выданного Лихтенштейном.

Во всех остальных случаях придется запрашивать транзитное разрешение.

Сингапур

Получить право на пересадку на рейс в третью страну здесь можно на период до 4 дней. Для этого понадобится в пункте паспортного контроля предъявить:

  1. Билет с точной датой, когда вы намерены покинуть территорию данного государства.
  2. Визу в пункт конечного назначения.
  3. Подтверждение наличия достаточных финансовых ресурсов на период пребывания в Сингапуре.
  4. Бронь гостиничного номера, которая не превысит 4 суток.

При транзитном перемещении через Сингапур срок окончания действия загранпаспорта должен составлять не менее 6 месяцев на момент въезда в страну. Также у туриста на руках должна быть заполненная иммиграционная карта Сингапура.

Япония

На транзит без визы на территории японского государства можно рассчитывать только при возникновении форс-мажорных обстоятельств, к которым можно отнести:

  • задержку вылета;
  • непредвиденную смену маршрута следования компанией-перевозчиком;
  • опоздание на пересадку;
  • иные причины, на которые пассажир не в силах повлиять.

В такой ситуации у последнего в распоряжении имеется 72 часа, чтобы решить вопрос с вылетом. Порядка 24 часов без визы россияне могут пребывать в зонах, предназначенных для транзита, в воздушных портах Осаки и Токио. Права покидать обозначенную территорию у россиян нет.

Таким образом, планируя маршрут следования, необходимо проработать каждый пункт, где будет сделана остановка, чтобы избежать неприятных недоразумений с пограничными службами.

На фоне громкого разворота Белоруссии с Запада на Восток многие наблюдатели обратили внимание на парадокс: с одной стороны, страны Балтии первыми вводят против Минска санкции, в том числе персональные, а с другой — продолжают неплохо зарабатывать на транзите белорусских грузов через свои порты в Балтийском море. Александра Лукашенко такая ситуация возмущает. «Я поручил правительству внести предложение о переориентации всех торговых потоков с портов Литвы на другие, — сообщил он в конце августа, комментируя польские и прибалтийские санкции против Белоруссии. — Вот мы и посмотрим, как они будут жить. 30% литовского бюджета формируют наши грузопотоки через Литву. Что еще надо? Зажрались. Поэтому поставим на место».

Кто девушку ужинает…

«Беларусь является важным партнером железнодорожной компании Lietuvos geležinkeliai и Клайпедского порта», — признавал премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис. 30% грузооборота этого порта составляли белорусские грузы, а среди насыпных грузов их доля достигала почти 100% благодаря продукции «Беларуськалия». Только в 2019 году через порт Клайпеды прошли 15,5 млн тонн грузов из РБ. В частности, Клайпедский терминал насыпных грузов перегрузил 9,8 млн тонн калийных удобрений. Между тем, по некоторым оценкам, Клайпедский порт обеспечивает 6-7% ВВП Литвы и дает работу в общей сложности 58 тыс. человек. Банкротство порта стало бы для республики катастрофой. Недаром тот же Сквернялис уверял публику: «Более эффективного, дешевого и экономически выгодного пути для белорусских грузов, чем через Клайпедский порт, нет».

Всё верно, но мир так устроен, что зачастую политика начинает диктовать свои условия экономике. А политика эта сводится к известной в народе формуле: «Кто девушку ужинает, тот ее и танцует».

«Россия много лет предлагала Беларуси переводить свои экспортные потоки на российские порты, это касается как нефтепродуктов, так и калийных удобрений, и всего остального, — цитирует агентство «Спутник» эксперта российского Фонда национальной энергетической безопасности Станислава Митраховича. — У нас есть в регионе как минимум Усть-Луга, это очень крупный современный порт. Есть Приморск. Но Беларусь долгое время не соглашалась с тем, чтобы отказываться от кооперации с Литвой».

Однако сейчас, похоже, для такого отказа настал удачный момент. В российском правительстве уже решили ковать железо, пока горячо. Россия и Беларусь до конца сентября проработают взаимовыгодные условия переброски белорусских нефтепотоков из портов Литвы в российские, свободные мощности у РФ для этого есть, рассказал недавно журналистам глава Минэнерго РФ Александр Новак. По его словам, новые маршруты должны быть выгодны всем: и портам, и перевозчикам, и производителям.

В среду, 16 сентября, Александр Лукашенко подтвердил: на встрече в в Сочи он заявил Владимиру Путину о готовности Минска переориентировать свои грузопотоки с портов Балтии на Россию. «Я ему сказал прямо: если вы предложите такие условия, как мы имеем в Прибалтике, нам все равно. Зная, что я еще не улетел из Сочи, он дал распоряжение все это посчитать и провести на сей счет переговоры», — цитирует белорусского лидера «Sputnik Беларусь».

Кто заплатит за удовольствие?

О перспективах этих переговоров и выгодах России от переключения белорусских грузопотоков АиФ.ru поговорил с политологом, директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым.

Виталий Цепляев, АиФ.ru: Константин Васильевич, похоже, для России представился удачный момент, чтобы убедить Белоруссию наконец переключить свои транспортные потоки с прибалтийских на российские порты. Как минимум с политической точки зрения это выглядит оправданным?

Константин Симонов: Политически вопрос достаточно ясен. Вспомните, например, ситуацию с поставками сжиженного природного газа из США на европейский рынок. Американцы прямо говорят европейцам: да, наш газ дороже, но это правильный, хороший газ, в нем есть молекулы свободы, не то что в российском… Поэтому вы и должны заплатить за него больше. США не субсидируют европейцев, они заставляют их платить за свои поставки.

Что в этом смысле происходит у нас с белорусами? Решения, которых мы от них добились и добиваемся, абсолютно правильные. Но есть один нюанс: Белоруссия за них обычно не платит, платить в итоге приходится нам.

Понятно, что литовские порты для Белоруссии ближе, чем российские. Соответственно, экономически, логистически это более выгодный для них вариант. И, если Лукашенко будет переключать экспортные потоки на нашу Усть-Лугу, ему придется как-то компенсировать возросшие затраты на логистическую составляющую, потому что увеличится транспортное плечо. И возникнет вопрос: а за счет чего он будет это делать? Денег-то у него нет. И попросить их, кроме как у Москвы, ему негде. В этом и состоит основная проблема. Может оказаться так, что мы сейчас выдадим кредит Белоруссии, и на эти деньги она будет осуществлять в том числе переориентацию потоков на российские порты. А потом встанет большой вопрос: как мы будем этот кредит возвращать? Рублёвая зона. Кто живёт лучше – Белоруссия или Россия? Подробнее

Кроме того, не будем забывать, что Усть-Луга — частный порт. Соответственно, прибыль от белорусского транзита там будут получать частные лица, а издержки на обеспечение этого транзита, получается, оплатит государство.

Есть и еще один нюанс. Прибалты тоже не будут спокойно смотреть на то, что у них забирают такой лакомый кусок, и могут принять ответные меры. Скажем, Белорусская АЭС (её запуск запланирован на 7 ноября. — Авт.) строилась во многом под экспортные поставки тем же прибалтам. И если Минск сейчас лишит транзита балтийские порты, то страны Балтии могут закрыть для него свой энергетический рынок. Возникнет вопрос: куда Белоруссии девать лишнюю электроэнергию?

— Получается, решение о переводе транзита в российские порты в целом верное, но у него есть «отдельные недостатки»?

— Можно вспомнить другое подобное верное решение: о повышении стоимости газа для Белоруссии. Да, мы выставили им ценник 127 долларов за 1000 кубометров, это очень выгодная стоимость для нас в 2020 году. Весной и летом она была даже выше средней цены поставок «Газпрома» в Европу при более короткой транспортировке. В европейских хабах цена опускалась тогда до 40 и даже до 30 долларов за 1000 кубов. Ну и что? Белоруссия в итоге накопила долг по оплате газа под 350 млн долларов. И сейчас мы выдаем кредит, из которого она будет этот долг оплачивать. С одной стороны, конечно, хорошо, что эти деньги не пойдут на «золотой парашют» для Лукашенко, а так или иначе вернутся в российский бюджет. С другой, получается, что никакой особой выгоды от повышения цены мы не имеем.

— В нынешней сложной ситуации Минск, скорее всего, и так бы обратился к Москве за финансовой помощью. Может, действительно, не так уж и плохо, что часть этих кредитов будет потрачена на какие-то стратегически выгодные для России вещи?

— Я согласен. Если рассматривать финансовые вливания в Белоруссию как неизбежность, то, конечно, лучше, что эти деньги пойдут не куда-то, а на оплату российского газа и на переориентацию грузопотоков на порты в Ленинградской области. В этом есть логика. Это точно лучше, чем повторить ситуацию 2013 года, когда мы дали 3 млрд Януковичу и до сих пор не знаем, куда они исчезли. Если уж мы решили, что нам пока придется тянуть эту белорусскую лямку, то пусть вложенные деньги хоть как-то возвращаются к нам.

— Если при пересадке на территории Шенгена вы не покидаете транзитную зону аэропорта. Длительность стыковки должна быть не более 24 часов. При этом, у вас есть посадочные талоны в страну назначения и виза (при необходимости).

Обратите внимание, что транзитная зона есть не во всех аэропортах.

Например, в Германии она есть только в аэропортах Франкфурт-на-Майне, Мюнхен, Гамбург, Кёльн и Дюссельдорф. Транзитная зона в большинстве из аэропортов работает не круглосуточно, это значит, что если ваш рейс прилетел в 23:00, а следующий вылетает только в 7:40, при этом аэропорт не работает ночью, то необходимо оформить транзитную Шенгенскую визу и желательно забронировать гостиницу для ночёвки, т.к. не во всех аэропортах (терминалах) разрешают ночевать.

Если вы оформляли 2 отдельных авиабилета, например при перелёте из Москвы в Лондон через Франкфурт: Москва — Франкфурт и Франкфурт — Лондон, то транзитную визу оформить придётся, т.к. вы должны получить багаж, выйти из транзитной зоны и зарегистрироваться на следующий рейс.

В некоторых случаях, как правило, когда авиакомпании состоят в одном альянсе, вам дают посадочные только на первый сегмент перелёта, а багаж регистрируют до конечного пункта (т.е. вам не надо его получать и снова сдавать при пересадке). Посадочные на второй сегмент вы получаете в транзитном аэропорту на стойке Transfer Desk. В этом случае, транзитную визу получать не надо, т.к. вы не покидаете транзитную зону.

— Вы пассажир авиакомпании Air Berlin и летите транзитом через Берлин в третью страну (в США, Доминиканскую Республику, Дубаи или на Кубу с визой соответствующей страны)

— При пересадке в Лондоне из одного аэропорта в другой. Разница между двумя рейсами должна составлять не более 24 часов.

При возникновении спорных ситуаций, сотрудники авиакомпании уточняют информацию о визах в Тиматике (www.timaticweb.com), к сожалению, доступ к нему платный. Но Тиматик интегрирован на сайты некоторых авиакомпаний и альянсов, где вы можете получить информацию о визах:

Транзит через Шенген без шенгенской визы возможен в следующих случаях:

2. Транзитная стыковка между рейсами происходит в одном аэропорте.
Пример, когда вам понадобится транзитная шенгенская виза: Москва — Париж (аэропорт Шарль-де-Голь), Париж (аэропорт Орли) — Панама.

3. Перелет с транзитом в Шенгене осуществляется одной авиакомпанией.

4. Перелет разными авиакомпаниями, но в рамках единого билета *).
Это означает, что ваш багаж зарегистрируют до страны назначения, без необходимости получать его в аэропорту пересадки.

5. Багаж должен быть зарегистрирован до конечной точки вашего маршрута (до страны назначения)

6. Транзитная стыковка в Шенгенге не более 24 часов.

*) Единым билетом считается тот, который доступен к покупке на сайте авиакомпании.

При соблюдении всех этих условий, транзит через Шенген возможен без шенгенской визы.

Транзитная зона в аэропортах Шенгена

В крупных аэропортах Шенгена есть транзитные шенгенские зоны.
Человек, путешествующий через Шенген транзитом, при пересадке менее 24 часов и если ему не надо получать багаж (то есть багажа либо нет, либо он зарегистрирован до конечного пункта) — может находится в этой транзитной зоне без визы.

Но не все аэропорты Европы имеют круглосуточные транзитные зоны.
Например в Дюссельдорфе, Гамбурге и некоторых других аэропортах — транзитная зона закрывается на ночь.

Так же не всегда есть возможность зарегистрировать багаж до конечного пункта следования.

В таких случаях вам придется проходить паспортный контроль, что бы выйти из транзитной зоны.
Следовательно нужно будет заранее получить шенгенскую визу.

Особенности аэропортов при транзите через Шенген

Необходимо иметь в виду, что отдельные страны могут накладывать свои условия на необходимость шенгенской визы для отдельных категорий граждан.
Например во Франции:

Гражданам России необходима транзитная виза категории «A» (VTA) (или туристический шенген «С») в случае прибытия в аэропорт Франции из аэропорта расположенного: в Армении, Азербайджане, Грузии, Украине, Беларуси, Молдове, Турции или Египте.

Полезные ссылки транзит через Шенген

Как узнать нужна ли виза
Транзит через Шенген с визой, безвизовый транзит, транзитная шенгенская виза
Раздел на сайте Шенгенская виза

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *