Требования к детскому психологу

О профессии детского психолога

Задумывались ли вы, почему так много условно взрослых профессий направленны на детские нужды? – детский терапевт, стилист и визажист для девочек, стоматолог для детей, детский психолог… список можно продолжать и продолжать, так как становится модным создавать взрослые профессии для детских нужд.

Все от того, что ребенок – это иная форма организации, более тонкая, ранимая и требовательная. К ней нужен свой особенный подход, не такой как к взрослым. Ведь хрупкий детский организм, ранимая психика ещё долго после рождения нуждаются в избирательном и пристальном уходе.

За гармоничным развитием ребенка наблюдает психолог. Он же помогает преодолеть первые страхи, неуверенности и, если придется, потери и ужасы, свидетелем которых мог стать ребенок.

В дошкольных и школьных учебных заведениях всегда есть штатный специалист. Он проводит различные развивающие программы, беседы и тренинги с детьми. Что позволяет выявить особенности и недостатки каждой маленькой личности. Обязанность штатного детского психолога – следить за адекватным психологическим и эмоциональным развитием детей в соответствии с их возрастом. Выявлять отклонения, прорабатывать их в группе или же в индивидуальном порядке.

Обязанности детского психолога:

  • воспитание личности и индивидуальности в малышах, для этого составляются развивающие игры и программы, направленные на выявление данных качеств и их укрепление;
  • изучение психологического, эмоционального и социального статуса детей, оценка умственного развития, выявление интересов и склонностей;
  • составление диагностическо-корректирующих программ. К примеру, для адаптации детей в первом классе внедряется программа на ознакомление, привитие социальных навыков. Такие системы разрабатываются для групп, классов, а также для индивидуальных случаев;
  • работа с эмоционально-психологическим состоянием ребенка, помощь в преодолении проблемных ситуаций.

Частный детский психолог или штатный сотрудник

Штатный детский психолог работает в больницах, при секциях, в садиках, школах. Требование к ним объемное: проконтролировать правильное развитие детей, улучшать их социальные, моральные и эмоциональные навыки.

Такой специалист работает с группами детей и в меньшей степени – с каждым индивидуально. Профессия частного детского психолога – это уже более индивидуальный подход. В частных кабинетах или при больницах и клиниках, они обеспечивают комплексную диагностику и работу с одним пациентом. Или с семьей и ребенком, в случае проблем в семье.

Требование к квалификации частного и штатного психологов – одинаково высоко. Но все-таки разница в их подходе есть. Деятельность первого организована вокруг одного малыша, в то время как у штатного специалиста уклон больше на групповое воспитание и меньше – на индивидуальное.

Где работать

Как уже говорилось: в больницах, клиниках, при отделениях скорой помощи, в школах, детских садиках, в детских лагерях и т.д.

Есть возможность открыть свой частный кабинет и принимать маленьких клиентов с семьями в индивидуальном порядке. В перспективе так возможно получать больше, нежели на штатной работе.

Зарплата на таких должностях тоже отличается. В России, Украине и странах СНГ в среднем специалист данного профиля получает $300. Стоимость приема частного специалиста устанавливается, в зависимости от квалификации, его популярности.

Стоимость услуги детского психолога в Балканских странах начинается от $500 и определяется квалификацией, опытом, поставленными задачами. Так что при одинаковой подготовке зарабатывать за границей получается намного больше.

Как оформить резюме, чтобы получать больше

Для детского психолога образование – очень важно. Это основной навык, который можно прокачать в ВУЗах, на тренингах, при составлении собственных исследований и программ. Поэтому чем больше детский психолог вкладывает в своё образование – тем больше он сможет получать в результате.

Особенно тщательно проработайте пункт «Образование» в резюме. Впишите все тренинги, лекции, семинары, онлайн-вебинары, дистанционное обучение – всё, что дало вам дополнительные знания и квалификацию. А какие это знания и навыки – распишите в соответствующей графе. Следует понимать, что работодатель может искать как разностороннего специалиста для детей, так и узкопрофильного, который занимался бы либо социальной адаптацией, либо эмоциональной составляющей и т.д.

Особенно хорошо проработайте должностной лист: все учреждения и места работы, где вам довелось получить навыки и опыт.

Примеры резюме вы можете найти в каталогах на сайте Promo Choice, в Интернете на специализированных площадках. Чтобы найти работу детским психологом, составляйте своё резюме, уделите ему повышенное внимание. И разместите на сайте Promo Choice. Без вложений средств вы имеете возможность получить приглашение на работу своей мечты за границей, а именно – в теплом, живописном Балканском регионе.

Как составить грамотное резюме детского психолога? (Образец)

Опыт работы

Практический психолог, детское дошкольное заведение

Август 2013- ноябрь 2016

Обязанности:

  • Работа с детьми от 3-х до 7-ми лет.
  • Диагностика, адаптация, сопровождение, коррекционно-развивающая работа, индивидуальная терапия.
  • Работа с персоналом: диагностика, тренинги, индивидуальные консультации.
  • Работа с родителями: семейное консультирование, тренинги, круглые столы, проведение родительских собраний.

О себе

  • Опыт работы психологом – 4,5 года.
  • Умение работать с детьми.
  • Коммуникабельность, гибкость, ответственность.

Следовательно, от детского психолога требуется наличие психологического образования и опыт работы с детьми дошкольного возраста. Но прежде всего для того, чтобы получить хорошую работу детский психолог должен понимать, любить детей и уметь взаимодействовать с ними. Поэтому впишите все это в резюме — и ожидайте предложений о работе.

Профессиональный стандарт педагога-психолога применяется для определения нагрузки специалиста и области его ответственности. Также он востребован для оценки компетентности специалиста, выявлении необходимости получения им дополнительного образования и в других областях кадрового делопроизводства и управления персоналом.

ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта педагога-психолога .doc

Актуальное законодательство по профессиональным стандартам

Система должностных стандартов опирается на следующие нормативные положения:

  1. Принятый в 2015 году Федеральный закон №122 содержит основные изменения в законодательстве, относящиеся к действию профстандартов. Именно этот ФЗ-122 ввёл в Трудовой кодекс статьи 195.2 и 195.3, определившие официальный порядок разработки и практического использования должностных стандартов.
  2. В выпущенном в 2013 году Постановлении Правительства №23 были впервые описаны нормы создания профстандартов, которые сохраняют актуальность и в настоящее время.
  3. Основные параметры использования системы профстандартов в бюджетном секторе и государственных компаниях содержатся в правительственном постановлении №584, которое было принято в 2016 году.

Внимание! Практические нюансы использования нормативных документов по профстандартам разобраны в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253.

Параметры профстандарта педагога-психолога

В августе 2015 года Минюст зарегистрировал профстандарт 01.002 «Педагог-психолог». Как и другие должностные стандарты, он состоит из четырёх разделов.

В первом разделе документа изложены общие сведения о профессии: её цель и классификация по кодам ОКВЭД и ОКЗ.

Во втором разделе указаны две трудовые функции, которые обязан выполнять педагог-психолог, а также 12 их составляющих. Для всех них даны уровни сложности и коды.

В третьей части характеристики функций и их составляющих рассмотрены более досконально.

Для каждой функции перечислены:

  • достаточно подготовленные для неё специалисты в сфере педагогики и психологии;
  • необходимое им образование;
  • их профильный опыт работы;
  • дополнительные требования к специалистам;
  • иные сведения;
  • классификация специалистов по справочникам профессий.

Так, для функции психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в воспитательных учреждениях указаны:

  • Наименования специалистов – педагог-психолог, психолог (в т.ч. образовательного учреждения).
  • Уровень их образования – высшее профессиональное.
  • Дополнительные требования – отсутствие ограничений на допуск к педагогической деятельности.
  • Опыт работы и иные сведения для этой функции не упоминаются.

Классификация дана по ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР, ОКСО.

По элементам функций даются следующие данные:

  • выполняемые педагогом-психологом должностные операции;
  • необходимые педагогу-психологу знания и умения;
  • иные сведения.

Например, для работы по психологической диагностике обучающихся указаны:

  • 7 операций – проведение психодиагностики, изучение детей и обучающихся с целью выявления их одарённости и пр.
  • 8 умений – выявление особенностей и причин дезадаптации, подбор/создание инструментария для диагностики обучающихся и т.д.
  • Знания в 10 областях – методы обработки полученных результатов, основы психологии личности/малых групп и пр.

Такое подробное описание профильных обязанностей и параметров квалификации необходимо для работодателей, которые используют полученные сведения в трудовых договорах и иных аналогичных документах.

В четвертой части документа содержится перечень организаций, занимавшихся его созданием.

Вопросы по использованию работодателями профессиональных стандартов

Каков характер обучения, необходимого педагогу-психологу по требованиям профстандарта?

Оно носит добровольный формат, т.е. специалист не может быть уволен за отказ от его прохождения. Порядок оплаты этого обучения определяется в ходе переговоров между сотрудником и руководством организации-нанимателя и также носит добровольный характер.

Когда работодатель должен использовать профстандарты?

Он обязан их применять, когда:

  1. Работодатель – бюджетная организация или государственная компания (доля государства выше 50%).
  2. Для специальности/должности в законодательстве присутствуют квалификационные параметры.
  3. Специалисту законодательством даны права на определённые льготы и компенсации, а также если для него установлены какие-либо ограничения.

В других вариантах их применение происходит в добровольной форме.

Какие документы удостоверяют начало перехода компании на профстандарты?

Глава компании выпускает распоряжение о переходе кадрового документооборота на профстандарты. Следующим создаётся регламент, в котором определяются основные параметры этого перехода: этапы, сроки, ответственные лица. На базе этих документов специалистами отдела персонала производятся необходимые изменения: меняются должностные инструкции, внутренние правила и т.д.

Зачем добровольно применять профстандарты?

Они дают работодателю новые возможности:

  • Проведение оценки и аттестации специалистов на базе формальных критериев.
  • Оценку уровня подготовки кандидатов на трудоустройство.
  • Актуализацию документов по управлению персоналом: штатного расписания, должностных инструкций и т.д.
  • Разработка показателей оценки эффективности работников (KPI).
  • Повышение качества кадрового делопроизводства.

Внимание! Для реализации перечисленных возможностей компания должна официально внедрить у себя систему профстандартов.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» к квалификации «Педагог-психолог» предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.
Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 1115н «О внесении изменения в приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профессиональный стандарт), указанный Профессиональный стандарт начнет применяться с 1 января 2017 года.
Одновременно сообщаем, установление штатного расписания, прием на работу работников, заключение и расторжение с ними трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников является компетенцией образовательной организации (часть 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)

Должностные обязанности. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного). Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников. Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды. Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих). Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты; общую психологию; педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка; методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Педагог-психолог» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция педагога-психолога, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *