Содержание
- О профессии детского психолога
- Частный детский психолог или штатный сотрудник
- Где работать
- Как оформить резюме, чтобы получать больше
- Актуальное законодательство по профессиональным стандартам
- Параметры профстандарта педагога-психолога
- Вопросы по использованию работодателями профессиональных стандартов
- Комментарии к должности
О профессии детского психолога
Задумывались ли вы, почему так много условно взрослых профессий направленны на детские нужды? – детский терапевт, стилист и визажист для девочек, стоматолог для детей, детский психолог… список можно продолжать и продолжать, так как становится модным создавать взрослые профессии для детских нужд.
Все от того, что ребенок – это иная форма организации, более тонкая, ранимая и требовательная. К ней нужен свой особенный подход, не такой как к взрослым. Ведь хрупкий детский организм, ранимая психика ещё долго после рождения нуждаются в избирательном и пристальном уходе.
За гармоничным развитием ребенка наблюдает психолог. Он же помогает преодолеть первые страхи, неуверенности и, если придется, потери и ужасы, свидетелем которых мог стать ребенок.
В дошкольных и школьных учебных заведениях всегда есть штатный специалист. Он проводит различные развивающие программы, беседы и тренинги с детьми. Что позволяет выявить особенности и недостатки каждой маленькой личности. Обязанность штатного детского психолога – следить за адекватным психологическим и эмоциональным развитием детей в соответствии с их возрастом. Выявлять отклонения, прорабатывать их в группе или же в индивидуальном порядке.
Обязанности детского психолога:
- воспитание личности и индивидуальности в малышах, для этого составляются развивающие игры и программы, направленные на выявление данных качеств и их укрепление;
- изучение психологического, эмоционального и социального статуса детей, оценка умственного развития, выявление интересов и склонностей;
- составление диагностическо-корректирующих программ. К примеру, для адаптации детей в первом классе внедряется программа на ознакомление, привитие социальных навыков. Такие системы разрабатываются для групп, классов, а также для индивидуальных случаев;
- работа с эмоционально-психологическим состоянием ребенка, помощь в преодолении проблемных ситуаций.
Частный детский психолог или штатный сотрудник
Штатный детский психолог работает в больницах, при секциях, в садиках, школах. Требование к ним объемное: проконтролировать правильное развитие детей, улучшать их социальные, моральные и эмоциональные навыки.
Такой специалист работает с группами детей и в меньшей степени – с каждым индивидуально. Профессия частного детского психолога – это уже более индивидуальный подход. В частных кабинетах или при больницах и клиниках, они обеспечивают комплексную диагностику и работу с одним пациентом. Или с семьей и ребенком, в случае проблем в семье.
Требование к квалификации частного и штатного психологов – одинаково высоко. Но все-таки разница в их подходе есть. Деятельность первого организована вокруг одного малыша, в то время как у штатного специалиста уклон больше на групповое воспитание и меньше – на индивидуальное.
Где работать
Как уже говорилось: в больницах, клиниках, при отделениях скорой помощи, в школах, детских садиках, в детских лагерях и т.д.
Есть возможность открыть свой частный кабинет и принимать маленьких клиентов с семьями в индивидуальном порядке. В перспективе так возможно получать больше, нежели на штатной работе.
Зарплата на таких должностях тоже отличается. В России, Украине и странах СНГ в среднем специалист данного профиля получает $300. Стоимость приема частного специалиста устанавливается, в зависимости от квалификации, его популярности.
Стоимость услуги детского психолога в Балканских странах начинается от $500 и определяется квалификацией, опытом, поставленными задачами. Так что при одинаковой подготовке зарабатывать за границей получается намного больше.
Как оформить резюме, чтобы получать больше
Для детского психолога образование – очень важно. Это основной навык, который можно прокачать в ВУЗах, на тренингах, при составлении собственных исследований и программ. Поэтому чем больше детский психолог вкладывает в своё образование – тем больше он сможет получать в результате.
Особенно тщательно проработайте пункт «Образование» в резюме. Впишите все тренинги, лекции, семинары, онлайн-вебинары, дистанционное обучение – всё, что дало вам дополнительные знания и квалификацию. А какие это знания и навыки – распишите в соответствующей графе. Следует понимать, что работодатель может искать как разностороннего специалиста для детей, так и узкопрофильного, который занимался бы либо социальной адаптацией, либо эмоциональной составляющей и т.д.
Особенно хорошо проработайте должностной лист: все учреждения и места работы, где вам довелось получить навыки и опыт.
Примеры резюме вы можете найти в каталогах на сайте Promo Choice, в Интернете на специализированных площадках. Чтобы найти работу детским психологом, составляйте своё резюме, уделите ему повышенное внимание. И разместите на сайте Promo Choice. Без вложений средств вы имеете возможность получить приглашение на работу своей мечты за границей, а именно – в теплом, живописном Балканском регионе.
Как составить грамотное резюме детского психолога? (Образец)
Опыт работы
Практический психолог, детское дошкольное заведение
Август 2013- ноябрь 2016
Обязанности:
- Работа с детьми от 3-х до 7-ми лет.
- Диагностика, адаптация, сопровождение, коррекционно-развивающая работа, индивидуальная терапия.
- Работа с персоналом: диагностика, тренинги, индивидуальные консультации.
- Работа с родителями: семейное консультирование, тренинги, круглые столы, проведение родительских собраний.
О себе
- Опыт работы психологом – 4,5 года.
- Умение работать с детьми.
- Коммуникабельность, гибкость, ответственность.
Следовательно, от детского психолога требуется наличие психологического образования и опыт работы с детьми дошкольного возраста. Но прежде всего для того, чтобы получить хорошую работу детский психолог должен понимать, любить детей и уметь взаимодействовать с ними. Поэтому впишите все это в резюме — и ожидайте предложений о работе.
Профессиональный стандарт педагога-психолога применяется для определения нагрузки специалиста и области его ответственности. Также он востребован для оценки компетентности специалиста, выявлении необходимости получения им дополнительного образования и в других областях кадрового делопроизводства и управления персоналом.
ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта педагога-психолога .doc
Актуальное законодательство по профессиональным стандартам
Система должностных стандартов опирается на следующие нормативные положения:
- Принятый в 2015 году Федеральный закон №122 содержит основные изменения в законодательстве, относящиеся к действию профстандартов. Именно этот ФЗ-122 ввёл в Трудовой кодекс статьи 195.2 и 195.3, определившие официальный порядок разработки и практического использования должностных стандартов.
- В выпущенном в 2013 году Постановлении Правительства №23 были впервые описаны нормы создания профстандартов, которые сохраняют актуальность и в настоящее время.
- Основные параметры использования системы профстандартов в бюджетном секторе и государственных компаниях содержатся в правительственном постановлении №584, которое было принято в 2016 году.
Внимание! Практические нюансы использования нормативных документов по профстандартам разобраны в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253.
Параметры профстандарта педагога-психолога
В августе 2015 года Минюст зарегистрировал профстандарт 01.002 «Педагог-психолог». Как и другие должностные стандарты, он состоит из четырёх разделов.
В первом разделе документа изложены общие сведения о профессии: её цель и классификация по кодам ОКВЭД и ОКЗ.
Во втором разделе указаны две трудовые функции, которые обязан выполнять педагог-психолог, а также 12 их составляющих. Для всех них даны уровни сложности и коды.
В третьей части характеристики функций и их составляющих рассмотрены более досконально.
Для каждой функции перечислены:
- достаточно подготовленные для неё специалисты в сфере педагогики и психологии;
- необходимое им образование;
- их профильный опыт работы;
- дополнительные требования к специалистам;
- иные сведения;
- классификация специалистов по справочникам профессий.
Так, для функции психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в воспитательных учреждениях указаны:
- Наименования специалистов – педагог-психолог, психолог (в т.ч. образовательного учреждения).
- Уровень их образования – высшее профессиональное.
- Дополнительные требования – отсутствие ограничений на допуск к педагогической деятельности.
- Опыт работы и иные сведения для этой функции не упоминаются.
Классификация дана по ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР, ОКСО.
По элементам функций даются следующие данные:
- выполняемые педагогом-психологом должностные операции;
- необходимые педагогу-психологу знания и умения;
- иные сведения.
Например, для работы по психологической диагностике обучающихся указаны:
- 7 операций – проведение психодиагностики, изучение детей и обучающихся с целью выявления их одарённости и пр.
- 8 умений – выявление особенностей и причин дезадаптации, подбор/создание инструментария для диагностики обучающихся и т.д.
- Знания в 10 областях – методы обработки полученных результатов, основы психологии личности/малых групп и пр.
Такое подробное описание профильных обязанностей и параметров квалификации необходимо для работодателей, которые используют полученные сведения в трудовых договорах и иных аналогичных документах.
В четвертой части документа содержится перечень организаций, занимавшихся его созданием.
Вопросы по использованию работодателями профессиональных стандартов
Каков характер обучения, необходимого педагогу-психологу по требованиям профстандарта?
Оно носит добровольный формат, т.е. специалист не может быть уволен за отказ от его прохождения. Порядок оплаты этого обучения определяется в ходе переговоров между сотрудником и руководством организации-нанимателя и также носит добровольный характер.
Когда работодатель должен использовать профстандарты?
Он обязан их применять, когда:
- Работодатель – бюджетная организация или государственная компания (доля государства выше 50%).
- Для специальности/должности в законодательстве присутствуют квалификационные параметры.
- Специалисту законодательством даны права на определённые льготы и компенсации, а также если для него установлены какие-либо ограничения.
В других вариантах их применение происходит в добровольной форме.
Какие документы удостоверяют начало перехода компании на профстандарты?
Глава компании выпускает распоряжение о переходе кадрового документооборота на профстандарты. Следующим создаётся регламент, в котором определяются основные параметры этого перехода: этапы, сроки, ответственные лица. На базе этих документов специалистами отдела персонала производятся необходимые изменения: меняются должностные инструкции, внутренние правила и т.д.
Зачем добровольно применять профстандарты?
Они дают работодателю новые возможности:
- Проведение оценки и аттестации специалистов на базе формальных критериев.
- Оценку уровня подготовки кандидатов на трудоустройство.
- Актуализацию документов по управлению персоналом: штатного расписания, должностных инструкций и т.д.
- Разработка показателей оценки эффективности работников (KPI).
- Повышение качества кадрового делопроизводства.
Внимание! Для реализации перечисленных возможностей компания должна официально внедрить у себя систему профстандартов.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» к квалификации «Педагог-психолог» предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.
Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 1115н «О внесении изменения в приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профессиональный стандарт), указанный Профессиональный стандарт начнет применяться с 1 января 2017 года.
Одновременно сообщаем, установление штатного расписания, прием на работу работников, заключение и расторжение с ними трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников является компетенцией образовательной организации (часть 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)
Должностные обязанности. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного). Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников. Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды. Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих). Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты; общую психологию; педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка; методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.
Комментарии к должности
Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Педагог-психолог» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция педагога-психолога, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).
При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.
Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).