Требования охраны труда при размещении грузов

Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов. Пособие для изучения и подготовки к проверке знанийТекст

I. Общие положения

Вопрос. На кого распространяются Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (далее – Правила)?

Ответ. Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов.

Правила обязательны для исполнения работодателями – юридическими и физическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими погрузочно-разгрузочные работы и размещение грузов, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (1).

Вопрос. На кого возлагается ответственность за соблюдение Правил?

Ответ. Работодатель обеспечивает контроль за соблюдением Правил.

На основе Правил работодателем разрабатываются инструкции по охране труда, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа при его наличии (2).

Работодатели и их объединения вправе устанавливать требования охраны труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов, улучшающие условия труда работников (7).

Вопрос. Какими документами следует руководствоваться в случаях, не предусмотренных Правилами?

Ответ. В случаях, когда требования охраны труда, предъявляемые к производственным помещениям, организации рабочих мест, эксплуатации оборудования и инструмента, а также при организации и осуществлении технологических процессов не предусмотрены Правилами, следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, а также требованиями технической документации заводов – изготовителей оборудования и инструмента (3).

Вопрос. Как осуществляется выбор средств коллективной и индивидуальной защиты работников?

Ответ. Выбор средств коллективной и индивидуальной защиты производится с учетом требований безопасности для каждых конкретных видов работ и профессий (4).

Вопрос. Какие требования предъявляются к работникам, допускаемым к погрузочно-разгрузочным работам?

Ответ. К выполнению погрузочно-разгрузочных работ и размещению грузов допускаются работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный медицинский осмотр, обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (5).

Вопрос. Какие требования предъявляются к работникам, допускаемым к погрузочно-разгрузочным работам с применением грузоподъемных машин?

Ответ. К выполнению погрузочно-разгрузочных работ и размещению грузов с применением грузоподъемных машин допускаются работники, имеющие удостоверение на право производства работ (6).

II. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным помещениям, организации рабочих мест, эксплуатации оборудования и инструмента

Требования охраны труда, предъявляемые к производственным помещениям

Вопрос. Какие требования предъявляются к производственным помещениям при организации погрузочно-разгрузочных работ?

Ответ. При эксплуатации зданий и сооружений запрещается:

1) превышать предельные нагрузки на полы, перекрытия и площадки. На стенах, колоннах зданий и сооружений, предназначенных для складирования и размещения грузов, размещаются надписи о величине допускаемых на полы, перекрытия и площадки предельных нагрузок;

2) пробивать отверстия в перекрытиях, балках, колоннах и стенах без письменного разрешения лиц, ответственных за правильную эксплуатацию, сохранность и ремонт зданий и сооружений (8).

Требования охраны труда, предъявляемые к организации рабочих мест

Вопрос. Какие требования предъявляются к размещению транспортных средств на погрузочно-разгрузочных площадках?

Ответ. При размещении транспортных средств на погрузочно-разгрузочных площадках между транспортными средствами, стоящими друг за другом (в колонну), устанавливается расстояние не менее 1 м, а между транспортными средствами, стоящими в ряд (по фронту), – не менее 1,5 м.

Если транспортные средства размещаются для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бортом транспортного средства устанавливается интервал не менее 1,5 м.

Расстояние между транспортным средством и штабелем груза должно составлять не менее 1 м (9).

Вопрос. Какие требования предъявляются к размещению грузоподъемных машин?

Ответ. Грузоподъемные машины устанавливаются так, чтобы при подъеме груза исключалось наклонное положение грузовых канатов и обеспечивался зазор не менее 0,5 м над встречающимися на пути перемещения груза оборудованием, штабелями груза (10).

При установке крана, управляемого с пола, предусматривается свободный проход для управляющего им работника по всему маршруту движения крана (12).

Вопрос. Как организуются погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне линий электропередачи?

Ответ. Погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне линии электропередачи выполняются при наличии письменного разрешения владельца линии электропередачи.

Установка и работа кранов стрелового типа в охранной зоне линии электропередачи или на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи осуществляются только по наряду-допуску в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ (11).

Вопрос. Как организуется подготовка рабочих мест на постоянных площадках?

Ответ. Перед выполнением работ на постоянных площадках проводится подготовка рабочих мест к работе:

1) погрузочно-разгрузочная площадка, проходы и проезды освобождаются от посторонних предметов, ликвидируются ямы, рытвины, скользкие места посыпаются противоскользящими средствами (например, песком или мелким шлаком);

2) проверяется и обеспечивается исправное состояние подъемников, люков, трапов в складских помещениях, расположенных в подвалах и полуподвалах;

3) обеспечивается безопасное для выполнения работ освещение рабочих мест;

4) проводится осмотр рабочих мест.

О выявленных перед началом производства работ недостатках и неисправностях работник сообщает непосредственному руководителю работ.

1.2. Способы выполнения погрузо-разгрузочных работ

Процесс погрузки-разгрузки состоит из основных и вспомо­гательных операций.

К основным операциям относятся: подъем, перемещение и опускание груза, укладка его в кузов или штабель, взятие из ку­зова или штабеля и др.

К вспомогательным – строповку, накладывание и снятие за­хватных устройств, наводку грузов, крепление, подготовку под­вижного состава к ПРР, скрепление пакетов, передачу сигналов крановщикам и др.

Основные операции являются наиболее тяжелыми и трудо­емкими; вспомогательные – хотя и не являются тяжелыми, также относятся к трудоемким операциям.

По способу выполнения ПРР бывают:

— ручными (немеханизированными);

— механизированными;

— комплексно-механизированными;

— автоматизированными.

При немеханизированном способе все операции выполня­ются вручную. При этом способе стоимость ПРР часто превы­шает стоимость самой перевозки, а простои автомобилей под по­грузкой и разгрузкой весьма значительны.

При механизированных ПРР основные операции выполня­ются машинами, а вспомогательные – вручную.

При комплексно-механизированных ПРР все операции вы­полняются без применения ручного труда. Человек лишь управ­ляет машинами.

Автоматизированный способ выполнения ПРР является высшей формой механизации. При этом способе машина или их комплекс работает по заданной программе без применения труда человека даже по управлению машинами.

1.3. Погрузо-разгрузочные пункты и склады

Погрузо-разгрузочные пункты – это объекты, где произво­дят погрузку-разгрузку грузов и оформление документов на их перевозку. Кроме того, в погрузо-разгрузочных пунктах может осуществляться хранение, подготовка, сортировка грузов и т.п.

Погрузо-разгрузочные пункты могут быть:

— постоянными, где ПРР производят регулярно в течение длительного времени (промышленные предприятия, торгово-оп­товые базы и т.д.), и

— временными, где ПРР производят с длительными интерва­лами или в течение небольшого промежутка времени (зерноочи­стительные тока, небольшие строительные объекты).

В отдельных пунктах выполняют только погрузку груза (на­пример, карьеры), или его разгрузку.

В составе погрузо-разгрузочных пунктов имеются погрузо-разгрузочные посты, на которых непосредственно производится погрузка или разгрузка автомобиля. Эти посты оснащаются соот­ветствующими грузоподъемными машинами или устройствами, а сами пункты – подъездными путями, площадками для маневри­рования автомобилей, при необходимости – складскими, весо­выми, служебными и бытовыми помещениями, необходимым ин­вентарем.

Несколько погрузо-разгрузочных постов, расположенных рядом в пределах одной территории, образуют фронт ПРР. На постах в пределах фронта применяют боковую, торцовую и ступенчатую схемы расстановки автомобилей.

Боковая схема удобна при поточной схеме движения автомобилей. Такая схема сокращает время на маневрирование. Од­нако эта схема непригодна для погрузки и разгрузки со стороны заднего борта или дверей кузова-фургона.

Торцовая установка сокращает длину фронта ПРР и удобна при работе со сто­роны заднего борта или дверей фургона. Однако при этой схеме невозможно произ­водить погрузку-разгрузку автопоездов и, кроме того, увеличивается время на ма­неврирование. Торцовая схема широко применяется при выполнении ПРР на складах, оборудованных грузовыми рампами.

Ступенчатая схема является комбинацией первых двух, объ­единяет в себе их преимущества и создает большие удобства для использования ПРМ.

Склады предназначены для хранения грузов и выполнения с ними таких операций, как прием и выдача, погрузка и разгрузка, сортировка и группировка отправок грузов.

Важнейшей функцией складов является создание запасов сырья, полуфабрикатов или готовой продукции для обеспечения равномерного и бесперебойного производства, перемещения и потребления промышленных и продовольственных товаров.

Склады размещаются в пунктах заготовки или производ­ства продукции, в местах перевалки грузов с одного вида транс­порта на другой, а также в местах сосредоточения грузопотоков.

В зависимости от рода складируемого груза склады делятся на:

— универсальные, которые могут быть использованы для хра­нения различных грузов, и

— специализированные, приспособленные для хранения гру­зов с определенными свойствами (например, холодильники);

— открытые площадки — для грузов, не боящихся атмосфер­ных осадков и температурных колебаний;

— полуоткрытые склады или навесы, обеспечивающие за­щиту от осадков, но не от температуры;

— закрытые, куда относятся бункерные или силосные склады, в том числе элеваторы для насыпных грузов, резервуары для наливных и холодильники для скоропортящихся грузов.

Особую категорию составляют автоматизированные склады, на которых все подъемно-транспортные операции вы­полняются без участия человека.

Способы и средства выполнения погрузочно-разгрузочных работ

Транспортный процесс состоит из погрузки груза у гру­зоотправителя, перемещения его и разгрузки груза у грузо­получателя. Погрузка и разгрузка грузов, или погрузочно-разгрузочные работы — это комплекс подъемно-транспорт­ных операций, выполняемых соответственно у грузоотпра­вителей и грузополучателей при перевозке грузов подвиж­ном составом любого вида транспорта.

На автомобильном транспорте погрузочно-разгрузочные работы выполняют при перевозках автомобилями и автопоездами. В связи с тем, что автомобильным транспортом пе­ревозка грузов осуществляется, как правило, на небольшие расстояния, погрузочно-разгрузочные работы составляют значительный удельный вес в общей себестоимости пере­возок грузов автомобильным транспортом.

Погрузочно-разгрузочные работы состоят из основных и вспомогательных подъемно-транспортных операций.

К ос­новным операциям относятся: захват или подача груза к погрузочно-разгрузочной машине, подъем, перемещение и опускание груза, освобождение грузозахватного устройства или выдача его машиной, укладка в штабель, взятие из штабеля и др.

К вспомогательным операциям относят: за­стропку и отстропку груза, наложение и снятие захватных устройств, направление и оттяжку грузов, крепление гру­зов, подготовку подвижного состава к погрузочно-разгрузочным работам, скрепление пакетов, передачу сигналов кра­новщикам и др. Вспомогательные операции в отличие от основных не являются тяжелыми, т.е. не входят в процесс подъема и перемещения груза.

Поскольку погрузочно-разгрузочные работы относят к наиболее тяжелым и трудоемким операциям на транспор­те, важное значение имеет способ их выполнения.

Существует несколько способов выполнения погрузочно-разгрузочных работ:

– ручной;

– механизированный;

– комплексно-механизированный;

–автоматизированный.

Ручной способ — это погрузка и разгрузка без примене­ния механизмов, т.е. грузчиками. При данном способе име­ют место значительные по времени простои автомобилей под погрузкой и разгрузкой и большие затраты физическо­го труда. Все это способствует увеличению себестоимости перевозок и снижению скорости доставки грузов. Как раз­новидность ручного способа можно рассматривать ручной способ с применением средств малой механизации (ручные тележки, тали, полиспасы, рольганги и др.). В данном слу­чае применение физического труда остается неизбежным, однако его затраты существенно снижаются именно за счет применения указанных механизмов.

При механизированном способе погрузочные или разгру­зочные работы выполняются грузоподъемными машинами и механизмами, обслуживаемыми рабочими, а вспомога­тельные операции (хотя бы одна из них) — вручную рабочи­ми. К механизированным работам относятся погрузка раз­личных навалочных грузов экскаватором, одноковшовым погрузчиком, погрузка и разгрузка штучных грузов с ис­пользованием строп, клещевых захватов и т.д.

Особую категорию составляют комплексно-механизиро­ванные погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые только при помощи машины или системы машин без при­менения какого-либо ручного труда рабочих. При комплек­сно-механизированных погрузочно-разгрузочных работах труд человека сводится лишь к управлению машинами. К комплексно механизированным погрузочно-разгрузочным работам можно отнести следующие схемы выполнения ПРР:

• погрузка навалочных грузов в самосвал экскаватором или из бункера, разгрузка — самосвалом;

• погрузка зерна зернопогрузчиком, разгрузка — ав­томобилеразгрузчиком;

• погрузка и разгрузка контейнеров козловым краном с использованием спредера и т.п.

При автоматизированных прр машина или система машин выполняет подъемнотранспортные операции по заданной программе без приме­нения труда человека даже по управлению этими машина­ми. Человек выступает лишь в роли оператора, следящего за работой ЭВМ. .

Способы погрузочно-разгрузочных работ

Процесс грузоперевозок включает в себя не только непосредственную доставку груза из одного пункта назначения в другой. Этот процесс сопряжен с погрузочно-разгрузочными работами. Ведь для того, чтобы доставить товар, его нужно сначала погрузить. Работы по погрузке-разгрузке товара производятся с учетом специфических особенностей груза. Скорость производимых работ играет не последнюю роль, но при этом необходимо соблюдать целостность упаковки товара. Так как погрузочно-разгрузочные работы зачастую осуществляются с использованием различных приспособлений и механизмов, не следует забывать и о соблюдении техники безопасности. От того, в какой упаковке транспортируется определенный товар, зависит способ погрузочно-разгрузочных работ. Рассмотрим способы погрузки штучного товара.

К штучным товарам относятся все товары, которые имеют стандартные габариты. Подсчет подобного товара можно легко произвести с помощью тары, в которую он расфасован. В качестве тары могут выступать ящики, поддоны (паллеты), коробки и мешки. Причем на таре должна быть нанесена маркировка о количестве предметов в упаковке. Большинство штучных грузов составляют промышленные и продуктовые товары.

В основном штучный товар грузится вручную мелкими партиями (коробками, мешками). Ручная погрузка хороша тем, что при ее использовании можно максимально заполнить все свободное пространство контейнера или фуры. Естественно, что чем больше товара перевозится за один рейс, тем меньшую сумму составляют транспортные расходы. Это отражается на себестоимости товаров. Ручная погрузка позволяет скомпоновать перевозимый товар настолько плотно, что в большинстве случаев не требуется никаких дополнительных приспособлений для закрепления груза.

Следующий способ погрузки-разгрузки товаров – с помощью паллет. Паллета – это поддон, на котором составлено несколько мелких партий товара (несколько ящиков или упаковок). Погрузка паллет производится с помощью механических приспособлений (погрузчика-манипулятора). Это позволяет оптимизировать процесс погрузочно-разгрузочных работ. Время погрузки значительно сокращается, а количество погруженного товара в несколько раз больше, чем при ручной погрузке. Причем для осуществления погрузочно-разгрузочных работ с использованием паллет требуется минимальное количество работников.

Техника безопасности при погрузочно-разгрузочных работах

247. Администрация грузоотправляющей (грузополучающей) организации (предприятия, строительства и т.д.), а также специальной погрузочно-разгрузочной организации (базы механизации погрузочных работ, погрузочные пункты и пр.) обязана при погрузке и выгрузке грузов обеспечить соблюдение правил, норм и требований охраны труда и техники безопасности.

248. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться под руководством ответственного лица, назначенного администрацией организации, пользующейся автомобильным транспортом, или по соглашению с организацией, производящей погрузочно-разгрузочные работы. Погрузка и выгрузка грузов, крепление и раскрепление их на автомобиле осуществляются силами и средствами грузоотправителей и грузополучателей. Крепят груз под контролем водителя. Использование водителей на погрузочно-разгрузочных работах запрещается.

249. При возникновении опасных моментов или обстоятельств ответственный за производство погрузочно-разгрузочных работ должен немедленно принять меры предосторожности, а если это невозможно, прекратить работы до устранения опасности.

250. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять, как правило, механизированным способом при помощи кранов, погрузчиков и других машин, а при незначительных объемах — средствами малой механизации. Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ обязателен для грузов массой (весом) более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 3 м.

251. Такелажные и стропальные работы следует выполнять лицам, прошедшим специальное обучение и имеющим удостоверение на право производства стропальных или такелажных работ. Лица, не прошедшие обучение и не имеющие удостоверения, к указанным работам не допускаются.

252. В местах производства погрузочно-разгрузочных работ и зоне работы грузоподъемных механизмов запрещается находиться лицам, не имеющим прямого отношения к этим работам.

253. При переноске тяжестей в одиночку (на расстояние до 25 м) допускается следующая максимальная нагрузка:

для подростков женского пола от 16 до 18 лет — 10 кг;

для подростков мужского пола от 16 до 18 лет — 16 кг;

для женщин старше 18 лет — 20 кг;

для мужчин старше 18 лет — 50 кг.

Женщины вдвоем могут переносить груз весом не более 50 кг (вместе с носилками). Поднимать груз вручную весом 60-80 кг (одно место) в кузов автомобиля и снимать его с кузова должны не менее чем два грузчика. Подростки до 16 лет к постоянным погрузочно-разгрузочным работам не допускаются.

Подросткам от 16 до 18 лет разрешается грузить и выгружать только следующие грузы:

навалочные (гравий, глина, песок, зерно, овощи и т.п.);

легковесные (пустая тара, фрукты в мелкой таре и т.п.);

штучные (кирпич и т.п.);

пиломатериалы (подтоварник, тес и т.п.).

254. Ответственный за производство погрузочно-разгрузочных работ обязан проверить исправность грузоподъемных механизмов такелажного и прочего погрузочно-разгрузочного инвентаря. Работа на неисправных механизмах и с неисправным инвентарем запрещается. Полы и платформы, по которым перемещаются грузы, должны быть ровными, не иметь щелей, выбоин, набитых планок и торчащих гвоздей. Проходы для размещения грузов должны быть свободны и соответствовать нормам. Во избежание скольжения в местах работы грузоподъемных механизмов, стропальщиков, такелажников и грузчиков при перемещении грузов трапы (подмости), платформы, пути прохода должны быть очищены и в необходимых случаях посыпаны песком или мелким шлаком.

255. Грузы разрешается брать только сверху штабеля или кучи.

256. Грузчикам, кроме обеденного перерыва, предоставляются перерывы для отдыха, которые включаются в их рабочее время. Продолжительность и распределение этих перерывов устанавливают правилами внутреннего трудового распорядка. Курить разрешается только во время перерыва в работе и лишь в специально отведенном для этого месте.

Погрузка, перевозка и выгрузка разных грузов

265. Грузы, перевозимые автомобилями, по весу разделяют на три категории, а по степени опасности при погрузке, выгрузке и транспортировании — на семь групп.

Массовые категории грузов:

1-я — грузы весом одного места менее 80 кг, а также сыпучие, мелкоштучные, перевозимые навалом и т.д.;

2-я — грузы весом одного места от 80 до 500 кг;

3-я — грузы весом одного места более 500 кг.

Группы грузов:

1-я — грузы малоопасные (стройматериалы, товары широкого потребления, овощи, продукты питания и т.д.);

2-я — горючие (бензин, керосин, лигроин, нефть, ацетон и т.д.);

3-я — пылящие и горящие (цемент, известь, битум, асфальт, минеральные удобрения и т.д.);

4-я — обжигающие жидкости (кислота, щелочи и т.д.);

5-я — баллоны со сжатым газом;

6-я — грузы, опасные по своим размерам;

7-я — особо опасные (взрывчатые вещества, отравляющие газы и т.д.).

266. Перевозка грузчиков в кузове, как правило, не допускается. В тех случаях, когда по роду работы необходима перевозка экспедиторов или грузчиков, они должны находиться в кабине. В виде исключения разрешается находиться в кузове бортового автомобиля только при перевозке грузов 1-й группы. В этих случаях груз должен укладываться гак, чтобы оставались удобные и безопасные места для сидения грузчиков.

267. Транспортирование грузов 1-й категории от склада до места погрузки или от места разгрузки до склада может быть вручную, если расстояние по горизонтали не превышает 25 м, а для сыпучих грузов (перевозимых навалом) — 3,5 м. При большем расстоянии такие грузы должны транспортироваться механизмами и приспособлениями.

268. Транспортирование грузов 2-й категории от склада до места погрузки или от места разгрузки до склада, а также их погрузка и выгрузка должны производиться с применением погрузочно-разгрузочных машин, механизмов и приспособлений. Транспортирование, погрузка и выгрузка грузов 3-й категории на всех постоянных и временных погрузочно-разгрузочных площадках (пунктах) должны быть механизированы и производиться только при помощи подъемных кранов, катучих балок, лифтов, подъемников и других средств механизации.

269. При укладке грузов в кузов автомобиля требуется соблюдать следующие правила:

при погрузке навалом груз не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными) и должен располагаться равномерно по всей площади пола;

штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепким исправным такелажем (канатами, веревками); пользоваться металлическим канатом и проволокой запрещается; рабочие, увязывающие грузы, должны находиться только на погрузочно-разгрузочной площадке;

высота груза не должна превышать высоту проездов под мостами и путепроводами, встречающимися на пути следования, и быть более 3,8 м от поверхности дороги до высшей точки груза;

ящичный, бочковый и другой штучный груз должен быть уложен плотно, без промежутков, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять прочные деревянные прокладки и распорки;

при укладке грузов в катно-бочковой таре в несколько рядов их накатывают по слегам или покатам боковой поверхностью, бочки с жидким грузом устанавливают пробкой вверх. Каждый ряд надо укладывать на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов. Применение вместо клиньев других предметов запрещается;

стеклянную тару с жидкостями необходимо устанавливать стоя, погрузка лежа запрещается;

каждое место груза в отдельности должно быть хорошо укреплено в кузове, чтобы во время движения, остановок и поворотов груз не мог перемещаться или опрокидываться. Повороты автомобиля-цистерны, не полностью залитой жидкостью, производятся на малой скорости;

не разрешается устанавливать груз в стеклянной таре друг на Друга (в два ряда) без прочных прокладок, предохраняющих нижний ряд от разбивания во время перевозки.

270. Грузы в мешках и кулях укладывают в штабеля вперевязку. Грузы в рваной таре укладывать в штабеля запрещается. Максимальная высота укладки грузов на складе (площадке) должна быть не более 6 м. Грузы в ящиках и кипах при погрузке в вагоны, пакгаузы и склады укладывают в устойчивые штабеля. Высота штабеля не должна быть более 3 м при ручной погрузке, а при использовании механизмов высоту штабелей разрешается увеличивать до 6 м. При перемещении ящичных грузов во избежание ранения рук каждое место необходимо предварительно осматривать. Торчащие гвозди и концы железной обвязки должны быть забиты. При снятии ящика или кипы с верха штабеля руководитель работ (старший прораб, прораб, десятник, а в их отсутствие бригадир) обязан предварительно убедиться, что лежащий рядом груз занимает устойчивое положение и не может упасть. Укладывать ящики и кипы в закрытых складах разрешается так, чтобы ширина главного прохода была не менее 3-3,5 м.

271. Грузы в бочках, барабанах и рулонах разрешается грузить вручную перекатыванием при условии, если склад находится на одном уровне с полом вагона или кузова автомобиля. Если склад расположен ниже уровня пола вагона или кузова автомобиля, погрузка и выгрузка катно-бочковых грузов вручную допускается по слегам или покатам двумя рабочими при весе одного места не более 80 кг, а при весе одного места более 80 кг эти грузы грузят при помощи прочных канатов. Переноска катно-бочковых грузов на спине независимо от их веса категорически запрещается.

272. Запрещается находиться перед скатываемыми грузами или сзади накатываемых по слегам (покатам) катно-бочковых грузов. Перекатывать грузы по горизонтальной плоскости, толкая их за края, запрещается.

273. Погрузка и выгрузка грузов 3-й группы должны быть механизированы. Транспортирование этих грузов должно быть в специализированных автомобилях.

274. При перевозке пылящих грузов в открытых кузовах следует покрывать их брезентом или рогожами для предохранения от распыления. Пылящие грузы и зерно разрешается перевозить только в уплотненных кузовах. Запрещается грузить горячие грузы в деревянные кузова. Рабочие, занятые на погрузке и выгрузке пылящих грузов, а также водители должны быть обеспечены пыленепроницаемыми очками и респираторами. Спецодежда должна ежедневно обеспыливаться. Рабочим в респираторах должен предоставляться периодический отдых со снятием респиратора. Фильтр респиратора должен меняться по мере загрязнения, но не реже одного раза в смену.

275. При погрузке и выгрузке хлорной извести рабочим должны выдавать противогазы с фильтром или респираторы.

276. Транспортирование грузов 4-й группы в стеклянной таре от места разгрузки до склада и от склада до места погрузки должно осуществляться в приспособленных для этого носилках, тележках, тачках и т.д., обеспечивающих полную безопасность. Переноска этих грузов без приспособлений запрещается. На тачках, тележках, носилках и других приспособлениях должны быть оборудованы гнезда по размеру тары, стенки гнезд обивают мягким материалом (рогожей, войлоком и т.д.). Устанавливают бутыли и другую стеклянную тару сбоку, для чего гнезда оборудуют боковыми дверцами с запорами, исключающими их самопроизвольное открывание. Стеклянная тара с едкими жидкостями должна быть в плетеных или деревянных корзинах и переложена соломой или стружкой.

277. Грузить и выгружать грузы 4-й группы, а также устанавливать их в транспортные приспособления должны два грузчика. При перевозке грузов 4-й группы в металлической таре или автомобилях-цистернах перед каждым рейсом необходимо осмотреть тару и цистерну для определения их технического состояния. Перед началом работы каждое место груза должно быть тщательно осмотрено. Если будут обнаружены хотя бы малейшие повреждения тары, необходимо применять дополнительные меры предосторожности, обеспечивающие безопасность грузчиков и водителей. Переноска бутылей с кислотой за ручки корзины разрешается только после предварительной проверки дна корзины и ручек. При повреждении тары необходимо немедленно вызвать руководителя (отвечающего за погрузку), который обязан указать безопасные способы производства работ. Переносить бутыли с кислотой и щелочью на спине, плече и перед собой категорически запрещается. С порожней тарой из-под кислот следует обращаться крайне осторожно, так как в ней могут быть остатки кислот. Наклонять порожние бутыли запрещается. Бочки, барабаны и ящики с едкими веществами необходимо перемещать на специальных тележках.

278. При погрузке, выгрузке и транспортировке грузов 5-й группы:

транспортировать баллоны до места погрузки или от места выгрузки надо на специальных тележках, конструкция которых должна предохранять баллоны от тряски и ударов (тележки оборудуют гнездами по размеру баллонов, обитыми войлоком), баллоны должны размещаться на тележках только лежа; транспортирование, погрузка и выгрузка баллонов при помощи подъемно-транспортных механизмов разрешаются с соблюдением указанных выше условий;

вентили баллонов с сжатым газом должны быть закрыты металлическими колпаками;

кузов автомобиля (прицепа) должен быть оборудован стеллажами с выемками по размеру баллонов, обитыми войлоком. Стеллажи должны иметь запорные приспособления, предохраняющие перевозимые баллоны от тряски и ударов;

перевозить баллоны можно в горизонтальном положении (лежа) При погрузке баллонов в кузов более чем в один ряд обязательно применять прокладки, предохраняющие баллоны от соприкосновения друг с другом. Перевозка баллонов без прокладок запрещается;

перевозить баллоны на автомобиле в вертикальном положении (стоя) можно только в специальных контейнерах при наличии в местах погрузки и выгрузки подъездных путей. При этом погрузка и разгрузка контейнеров и баллонов должны быть механизированы. Баллоны с пропаном разрешается перевозить в вертикальном положении без контейнеров;

при перевозке баллонов в летнее (жаркое) время необходимо укрывать их материалом, защищающим от лучей солнца;

запрещается совместная транспортировка кислородных и ацетиленовых баллонов (наполненных или порожних), за исключением доставки двух баллонов на специальной тележке на пост сварки (в сварочное отделение).

279. Погрузка, выгрузка и перевозка грузов, превышающих по своим размерам на 2 м длину кузова автомобиля (длинномерные грузы), должны осуществляться с соблюдением следующих правил:

длинномерные грузы перевозят на автомобилях с прицепами-роспусками и полуприцепами.

Выгрузка длинномерных штучных грузов (рельсов, балок, бревен и т.д.), как правило, должна быть механизирована, выгрузка вручную требует обязательного применения прочных покатов. Эта работа должна выполняться не менее чем двумя грузчиками. Платформы автомобилей, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, не должны иметь бортов, но должны обеспечиваться съемными или откидными стойками, предохраняющими груз от падения. Стойки должны обеспечить возможность увязки груза. При перевозке длинномерных грузов (трубы, балки и т.п.) длиной свыше 6 м их необходимо надежно крепить к прицепу. При одновременной перевозке длинномерных грузов различной длины более короткие грузы должны располагаться сверху. Грузить длинномерный груз по диагонали в кузове, оставляя выступающие за боковые габариты автомобиля концы, а также загораживать грузом двери кабины водителя запрещается. Пиломатериалы и бревна грузить выше стоек запрещается. При погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, конструкций, бревен и т.д.) на прицепы-роспуски требуется оставлять зазор между задней стенкой кабины автомобиля и грузом, чтобы прицеп мог свободно поворачиваться по отношению к автомобилю на 90° в каждую сторону. Для того чтобы во время торможения или движения под уклон груз не двигался на кабину, он должен располагаться на автомобиле выше, чем на прицепе-роспуске, на величину, равную деформации (осадке) рессор от груза.

280. При погрузке, выгрузке и перевозке грузов, превышающих по своим размерам ширину кузова автомобиля, соблюдают следующие правила:

платформы автомобилей, на которых перевозят грузы, не должны иметь бортов, а площадь пола должна быть увеличена в обе стороны в соответствии с размером груза;

на передних крыльях или буферах должны быть установлены указатели габаритов. Если перевозка осуществляется на специальных прицепных тележках, то на них также должны быть установлены указатели габаритов.

281. При перевозке жидкого кислорода необходимо предохранять арматуру емкостей от воздействия масел и жиров. Автомобили, перевозящие жидкий кислород, должны иметь огнетушители и сигнальные красные флажки, устанавливаемые на левом переднем и заднем углах бортов кузова. Выпускные трубы глушителей должны быть оборудованы искроуловителями.

282. Сжатые, сжиженные, растворенные под давлением газы и воспламеняющиеся жидкости для перевозки необходимо помещать в специальные герметические емкости (цистерны, металлические баллоны, стеклянные трубки). Баллоны или цистерны с сжатыми, сжиженными, растворенными под давлением газами и воспламеняющимися жидкостями, подлежащие перевозке, пломбирует поставщик, который отвечает за правильное наполнение газами емкостей соответствующего типа. Такие газы, как жидкий метан, жидкий этан, жидкие смеси метана и этана, жидкий этилен и жидкий углекислый ангидрит, допускаются к перевозке только в цистернах.

283. Взрывчатые, радиоактивные, сильнодействующие ядовитые, легковоспламеняющиеся и другие опасные грузы, а также необезвреженную тару из-под них перевозят в соответствии со специальными инструкциями.

284. Сжиженные газы и воспламеняющиеся жидкости допускаются к перевозке в стеклянных трубках с толстыми стенками.

285. Воспламеняющиеся жидкости допускаются к перевозке в цистернах, которые должны быть снабжены вентиляционными приспособлениями и иметь защитные устройства от распространения пламени, препятствующие выплескиванию жидкости во время перевозки. На цистерне должно быть клеймо эксперта, производящего испытание, и нанесены трафареты (несмывающейся оранжевой краской): наименование владельца и номер цистерны; величина пробного давления; дата последнего испытания; емкость цистерны; полное название продукта и гриф «Огнеопасно». Указанное название продукта, для перевозки которого предназначена цистерна, не исключает ее использования для перевозки других воспламеняющихся жидкостей, если это не нарушает правил безопасности. Если воспламеняющиеся жидкости перевозят в кузове бортового автомобиля, то на грузовые места, содержащие такие жидкости, а также уксусный альдегид, ацетон и смеси ацетона, необходимо поместить ярлык установленного образца. На грузовых местах, содержащих метиловый спирт, помещают ярлык. Если указанные огнеопасные вещества перевозят в стеклянной таре, уложенной в ящики или другую предохранительную упаковку так, что она не видна снаружи, на грузовых местах помещают, кроме того, специальные ярлыки. Если предъявленный к перевозке груз уложен в ящики, ярлыки помещают вверху, на двух противоположных боковых сторонах.

286. Допускаются к перевозке в закрытых автомобилях независимо от числа грузовых мест следующие воспламеняющиеся жидкости:

а) содержащиеся в сосудах из специального стекла, фарфора и сходных материалов, уложенных в соответствующие упаковки;

б) если они находятся в металлических сосудах и если вес грузового места не превышает 40 кг.

287. Агрессивные и огнеопасные жидкости, уксусный альдегид, ацетон или смеси ацетона должны перевозиться в открытых автомобилях.

288. В целях предотвращения несчастных случаев во время перевозки воспламеняющихся жидкостей движение должно осуществляться точно в соответствии с заданным маршрутом, записанным в путевом листе. В кабинах автомобилей, перевозящих воспламеняющиеся жидкости и газы, запрещается находиться лицам, несвязанным с обслуживанием этих перевозок. Запрещается кому бы то ни было находиться в кузовах автомобилей, перевозящих воспламеняющиеся жидкости. При обнаружении в пути следования течи воспламеняющейся жидкости или газа из цистерны или тары необходимо немедленно остановиться и принять меры безопасности в соответствии со специальной инструкцией по перевозке этих грузов. Во время кратковременной остановки или стоянки автомобиля с опасным грузом он должен быть заторможен ручным тормозом. В период стоянки автомобиля ночью или в условиях плохой видимости водитель обязан выставить фонари оранжевого цвета впереди и позади автомобиля на расстоянии около 10 м. Эти огни должны функционировать независимо от установки приборов освещения автомобиля и должны устраиваться так, чтобы пользование ими не могло вызвать воспламенения перевозимых грузов; огни могут быть постоянными или мигающими.

289. Во время погрузки и выгрузки воспламеняющихся грузов двигатель не должен работать, если он не используется для привода в действие насосов или других приспособлений, обеспечивающих загрузку или разгрузку автомобиля. В последнем случае должны быть приняты меры пожарной безопасности. При погрузке горючих жидкостей наливом водитель обязан выполнять все требования инструкции грузоотправителя по технике безопасности и противопожарной технике.

290. Запрещается стоянка автомобилей, перевозящих газы и воспламеняющиеся жидкости, в местах постоянного пребывания людей.

291. Металлические сосуды для перевозки сжатых, сжиженных или растворенных под давлением газов должны содержать только тот газ, в отношении которого они подвергались испытанию и название которого на них указано. Исключения из этого правила допускаются в отношении:

а) металлических сосудов, подвергнутых испытанию для перевозки пропана. Эти сосуды могут также наполняться бутаном. При этом нельзя превышать максимально допустимой нагрузки для бутана. На сосудах должны быть выгравированы названия обоих газов, пробное давление, предписанное для пропана, и максимальная, допустимая нагрузка пропаном и бутаном;

б) металлических сосудов, подвергшихся испытанию для перевозки смесей углеводородов, полученных из природного газа или путем перегонки производных продуктов минеральных масел, угля и т.п., а также для перевозки пропана, циклопропана; пропилена, изобутана, бутадиена, бутилена и изобутилена.

292. Воспрещается совместная погрузка сжатых, сжиженных, растворенных под давлением газов и воспламеняющихся жидкостей:

а) с детонирующими фитилями мгновенного действия; железнодорожными петардами; детонирующими запалами, безводной соляной кислотой, жидким воздухом, кислородом и азотом;

б) с поддерживающими горение веществами;

в) ядовитыми веществами;

г) азотной кислотой и сульфоазотными смесями;

д) органическими перекисями;

е) пищевыми продуктами;

ж) радиоактивными веществами.

Фтор не должен грузиться в одно и то же транспортное средство вместе с взрывчатыми веществами и предметами, а также с предметами, заряженными взрывчатыми веществами.

293. Сосуды с сжатым, сжиженным или растворенным под давлением газом нельзя бросать или подвергать толчкам. Сосуды должны закрепляться в кузове автомобиля так, чтобы они не могли опрокидываться и падать; сосуды, предназначенные для перевозки в горизонтальном положении, должны заклиниваться или закрепляться так, чтобы исключалось их перемещение. Сосуды, содержащие жидкий воздух, жидкий кислород и жидкий азот, жидкие смеси кислорода с азотом и воспламеняющиеся жидкости, должны перевозиться в вертикальном положении и предохраняться от возможности повреждения.

294. Для закрепления грузовых мест, содержащих воспламеняющиеся жидкости, воспрещается пользоваться легковоспламеняющимися материалами.

295. При перевозке сжатых, сжиженных, растворенных под давлением газов и взрывоопасных воспламеняющихся жидкостей воспрещается:

а) курение в кабине и вблизи автомобиля, а также в местах нахождения грузов, ожидающих погрузки или выгрузки (на расстоянии не менее 10 м);

б) погрузка и выгрузка в общественных местах населенных пунктов без особого на то разрешения соответствующих органов следующих веществ:

безводной бромистоводородной кислоты, безводной фтористоводородной кислоты, сероводорода, хлора, двуокиси серы или двуокиси азота, хлорокиси углерода-фосгена.

296. Если по какой-либо причине необходима разгрузка в общественном месте, то следует:

отделить упаковки с газами друг от друга в соответствии с ярлыками; переносить грузы в горизонтальном положении.

297. Грузоотправители и грузополучатели обязаны иметь специально оборудованные платформы на уровне пола кузова автомобиля, обеспечивающие погрузку и выгрузку сосудов с газами. При прибытии автомобиля в пункт погрузки или разгрузки отправитель или получатель газов должен потребовать, а водитель обязан предъявить путевой лист, без чего прием и сдача газообразных грузов не осуществляются.

298. Погрузка и выгрузка сосудов с газами и жидкостями, крепление и раскрепление их на автомобиле производятся силами и средствами грузоотправителей и грузополучателей, Крепят сосуды обязательно под контролем водителя. Погрузка и выгрузка грузов из автомобилей-цистерн должны быть обязательно механизированы и производиться перекачиванием через исправные шланги и трубы, причем корпус цистерны должен быть заземлен. Использование водителей на погрузочно-разгрузочных работах допускается по специальной инструкции.

299. Лицам, перевозящим опасные грузы, должны быть выданы соответствующие удостоверения. Наряду с выдачей удостоверения заполняется карточка с указанием даты проведенного инструктажа и обязательство водителя. Эти документы должны храниться в отделе кадров предприятия.

Инструкция по ТБ погрузочно-разгрузочных работ

актуальная информация
на года

архив актуальной информации

1. Общие требования безопасности.

    1.1. Требования данной инструкции обязательны для выполнения их всеми лицами постоянно или временно исполняющими обязанности грузчиков при погрузочно-разгрузочных работах.
    1.2. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться под руководством ответственного лица, назначенного завхозом учреждения.
    1.3. Все рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, обслуживающие транспортные и грузоподъемные машины, могут быть допущены к самостоятельному выполнению этих работ после прохождения курсового обучения мо специальной программе, сдачи экзаменов и получения удостоверения.
    1.4. Для подростков в возрасте от 16 до 18 лет устанавливаются следующие предельные нормы переноски и передвижения тяжестей.
    1.5. Переноска тяжестей для лиц мужского пола — 16 кг, для женского — 10 кг, для женщин старше 18 лет — 15 кг.
    1.6. Предельная норма переноски тяжести мужчинам старше 18 лет составляет 50 кг.
    1.7. Погрузка и выгрузка грузов массой 50 кг, а также подъем их на высоту более 3 метров должны быть механизированы.
    1.8. Переносить материалы на носилках можно в исключительных случаях на расстояние не более 50 метров по ровному пути. Переносить материалы на носилках, по лестницам и стремянкам запрещается.
    1.9. Рабочим, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, кроме обеденного перерыва предоставляются небольшие перерывы для отдыха, входящие в состав рабочего времени.
    1.10. Рабочие, занятые погрузочно-разгрузочными работами должны надевать спецодежду, а в необходимых случаях, средства индивидуальной защиты (очки, респиратор и др.).
    1.11. Рабочее место в зоне производства погрузочно-разгрузочных работ в темное время суток должно иметь достаточное освещение (не менее 100 лк).
    1.12. Площадки для погрузочно-разгрузочных работ должны быть спланированы, иметь уклон не более 5°, а их размеры и покрытие должны быть спланированы в соответствии с проектом производства работ.
    1.13. На площадке должны быть вывешены таблицы весов грузов, схемы, плакаты с изображением безопасных приемов производства погрузочно-разгрузочных работ, указатели «Въезд», «Выезд», «Разворот» и схемы движения транспорта.

2. Требования безопасности перед началом работы.

    2.1. Перед началом работы ознакомиться с заданием, сроками и условиями безопасного выполнения работ и расписаться в журнале.
    2.2. Привести в порядок рабочую спецодежду, застегнуть или подвязать обшлага рукавов, надеть головной убор, индивидуальные защитные средства.
    2.3. Осмотреть место предстоящей работы привести его в порядок.
    2.4. Перед началом работы грузчик обязан:
      2.4.1. Подобрать инструмент и приспособления для перемещения грузов соответственно массе и характеру перемещаемого груза.
      2.4.2. Проверить исправность инструментов, приспособлений, а также средств индивидуальной защиты:
      2.4.3. Проверить освещение рабочего места, при недостаточном освещении доложить об этом лицу, ответственному за безопасное перемещение грузов.

    2.5. Перед началом работы каждое место груза должно быть тщательно осмотрено. Если будут обнаружены хотя бы малейшие повреждения тары, с грузом обращаться особенно осторожно. Переноска стеклянных емкостей (бутылей) за ручки корзины разрешается только после предварительной проверки ручек корзины.
    2.6. При повреждении тары немедленно вызвать руководителя (отвечающего за погрузку), который обязан указать безопасные способы производства работ.
    2.7. Запрещается производить работы на захламленных площадках. В зимнее время погрузочно-разгрузочные площадки необходимо регулярно очищать от снега и льда, а также посыпать песком, золой или шлаком.

3. Требования безопасности во время работы.

    3.1. При транспортировке груза следует соблюдать установленные нормы подъема и горизонтального перемещения.
    3.2. Погрузочно-разгрузочные работы механизированным способом выполнять при помощи кранов, погрузчиков и др., а при незначительных объемах — средствами малой механизации.Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 3 метров.
    3.3. Тяжелые штучные материалы, а также ящики с грузами следует перемещать при помощи специальных ланов или других приспособлений.

… >>> далее

Скачать

Инструкция по ТБ погрузочно-разгрузочных работ

Сообщите, пожалуйста, автору сайта, если Вы обнаружили ошибочную ссылку или документ скачивается с ошибкой

Инструкция по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах

3.1 Все погрузочно-разгрузочные работы необходимо производить в рукавицах, а при выполнении работ с помощью грузоподъемных механизмов – в рукавицах и касках.
3.2 При выполнении погрузочно-разгрузочных работ при транспортировании грузов вручную необходимо выполнять следующие требования:
-переносить острые, режущие, колющие изделия и инструменты только в чехлах, пеналах;
-ставить стеклянную посуду на устойчивые подставки, порожнюю стеклянную тару следует хранить в ящиках с гнёздами;
-не пользоваться битой посудой, имеющей сколы, трещины;
-переносить грузы в жёсткой таре следует только в рукавицах;
-не переносить грузы в неисправной таре, с торчащими гвоздями, окантовкой.
3.3 При производстве погрузочно-разгрузочных работ работникам ЗАПРЕЩАЕТСЯ находиться в зоне возможного смещения, падения или опрокидывания грузов.
3.4 При совместной работе с другими работниками должны точно выполняться распоряжения старшего работника.

3.5 При переноске грузов работники должны выбирать свободный, ровный и наиболее короткий путь; нельзя ходить по уложенным грузам, нагонять и перегонять впереди идущих грузчиков (особенно в узких и тесных местах).
3.6 При работе нескольких работников необходимо каждому из них следить за тем, чтобы не причинить друг другу травм инструментом или обрабатываемыми грузами.
При переноске длинномерных грузов сзади идущий должен соблюдать расстояние не менее 3 м от впереди идущего работника.
3.7 При перемещении катучих грузов (бочек, рулонов и др.) работник должен находиться сзади перемещаемого груза, толкая его от себя.
3.8 Погрузку и разгрузку вручную автомобилей можно производить с рамп или специально оборудованных площадок. Площадка рампы должна находиться на одном уровне с площадкой автомобиля.
3.9 Производство погрузочно-разгрузочных работ вручную допускается при небольшом их объеме с выполнением установленных предельно допустимых норм переноски тяжестей вручную: мужчин — 50 кг; юношей от 16 до 18 лет — 16 кг; женщинам в течение смены — не более 7 кг, периодически (до 2 раз в час), при чередовании с другой работой — не более 10 кг.
Для мужчин допускается переноска грузов массой более 50 кг, но не более 80 кг при условии, что подъем (снятие) груза производится с помощью других работников.
3.10 Для перемещения вручную навалочных и сыпучих грузов следует использовать специальные тележки или тачки. Прилагаемое усилие для их перемещения не должно превышать 15 кг.
3.11 При перемещении груза на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие для женщин не должно превышать 10 кг.
3.12 Переносить грузы в носилках допускается в исключительных случаях по горизонтальному пути на расстояние не более 50 м.
3.13 Тяжелые штучные материалы, а также ящики с оборудованием следует перемещать при помощи ломов и других приспособлений с учетом норм переноски грузов на одного работающего.
3.14 Для перехода работников с грузом с платформы транспортного средства к месту разгрузки и обратно должны применяться мостки, трапы, сходни, которые изготавливаются из досок толщиной не менее 50 мм и скреплены планками с интервалом не менее 50 мм.
3.15 Во избежание несчастного случая (придавливание ноги или руки к полу) тяжёлые предметы следует устанавливать на специальные подкладки.
3.16 Транспортные средства, стоящие под погрузкой-разгрузкой, должны быть надёжно заторможены. Под задние колеса автомобиля подкладываются тормозные подкладки в виде клиньев.
3.17 С наступлением темноты при отсутствии достаточного освещения погрузочно-разгрузочные работы необходимо прекратить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *