Тренер это педагог или нет?

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на осуществление образовательной деятельности:

«»1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

«»2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

«»3. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона.

«»4. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также — лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

«»5. Переоформление лицензии наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями осуществляется лицензирующим органом в случае:

1) реорганизации юридических лиц в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица;

2) реорганизации юридических лиц в форме их слияния при наличии лицензии у одного реорганизованного юридического лица или лицензий у нескольких реорганизованных юридических лиц.

«»6. Переоформление лицензии в зависимости от основания ее переоформления осуществляется полностью или в части соответствующего приложения.

«»7. При реорганизации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме присоединения к ней другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, переоформление лицензии осуществляется на основании лицензий таких организаций.

«»8. В целях обеспечения осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения, лицензирующий орган предоставляет такой организации временную лицензию в соответствии с лицензией реорганизованного лицензиата. Срок действия временной лицензии составляет один год.

«»9. Заявление о предоставлении временной лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

«»10. Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении временной лицензии осуществляется в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления соискателя лицензии о предоставлении временной лицензии и прилагаемых к нему документов.

«»11. Форма заявления о предоставлении временной лицензии, а также перечень и формы документов, прилагаемых к нему, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

«»12. Лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата наряду с установленными «законодательством» Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями при наличии одного из следующих оснований:

«»1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата в соответствии с настоящим Федеральным законом не отнесено к компетенции лицензирующего органа;

«»2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе реализовывать;

3) наличие в соответствии с положением о лицензировании образовательной деятельности у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 500-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

13. Лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, осуществляется по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При лицензировании образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

14. Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет сбор и передачу в лицензирующий орган заявлений загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации как соискателей лицензии или лицензиатов о предоставлении или переоформлении лицензий и прилагаемых к таким заявлениям документов.

15. Лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности:

1) подтверждения законных оснований пользования духовными образовательными организациями помещениями, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также образовательного ценза педагогических работников этих организаций;

2) требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям и территориям загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации, где осуществляется образовательная деятельность, а также к организации в них образовательной деятельности;

3) осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;

4) осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Консультант Плюс: примечание.

В части 16 статьи 91 слова «, по выработке государственной политики в сфере миграции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия их незаконному обороту» исключены Федеральным законом от 03.07.2016 N 305-ФЗ.

16. Особенности лицензирования образовательной деятельности образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и находятся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по выработке государственной политики в сфере миграции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия их незаконному обороту, иных образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, определяются положением о лицензировании образовательной деятельности.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

28.01.2017 квалификация, тренер тренажерного зала

Эксперт: Сергей Швец

Квалификация фитнес-тренеров, в особенности тренеров тренажерного зала, пожалуй, одна из самых сложных и часто упоминаемых проблем фитнес-индустрии. Эта тема нередко дискутируется на конвенциях, обсуждается в рамках круглых столов и время от времени поднимается, с довольно бурными комментариями, в социальных сетях.

Можно выделить четыре основных вопроса, наиболее часто обсуждаемых в ходе дискуссий. Сколько и какие категории необходимы фитнес рынку? Что первично в квалификации тренера: образование или количество клиентов, тренирующихся у него? Кто должен определять и контролировать уровень знаний, умений и профессиональных навыков тренера тренажерного зала? Есть ли смысл в существовании структурированной системы квалификации?

КАЧЕСТВО VS КОЛИЧЕСТВО

Причина существования проблемы прежде всего в том, что активно растущая фитнес индустрия России до настоящего времени не разработала и не внедрила единых квалификационных стандартов. Отсутствует инструмент, который мог бы и должен являться необходимым ресурсом для всех заинтересованных участников фитнес-индустрии – работодателей, обучающих центров и, собственно, самих специалистов. Казалось бы, можно пойти двумя простыми путями, причем наиболее доступными.

Первый: применить содержательную часть квалификационной единой тарифной сетки, существующей для работников бюджетной сферы.

Второй: использовать зарубежный опыт, заимствовав американские или европейские категории персональных тренеров. Только первый неприемлем ввиду существенной разницы между целями и задачами, стоящими перед работниками физической культуры и спорта (особенно перед спортивными тренерами) и перед специалистами фитнес-центров. Второй же способ, с нашей точки зрения, нельзя напрямую копировать – необходима адаптация и осмысленное, проработанное создание критериев тренерских категорий. Адаптация – это третий, более сложный путь, но он создаст тот самый эффективный инструмент в индустрии, учитывающий потребности всех ее участников. Было бы неверным утверждать, что в нашей стране не существует квалифицированного тренерского состава в фитнесе и нет опыта в его подготовке. Напротив, у нас есть мощная государственная средняя и высшая школы подготовки специалистов физической культуры и спорта. Ежегодно физкультурные вузы страны выпускают более 3000 молодых специалистов. К сожалению, статистических данных, указывающих на количество тех, кто решил реализовать себя в фитнес-индустрии, найти не удалось. Но выпускники вузов – основной ресурс клубов. Стоит отметить, что в самой бюджетной сфере ФКиС порядка 15% работников не имеют специального образования. Это характерно, к сожалению, и для фитнес-индустрии. Плюс в том, что участники индустрии понимают необходимость подготовки специалистов и сами начали готовить персонал в соответствии с требованиями рынка. Практически все сетевые компании имеют в своей структуре обучающие центры, занимающиеся подготовкой новых и повышением квалификации действующих сотрудников. В том числе сотрудников других фитнес-клубов и компаний. Если перенять зарубежный опыт и соотнести с тем, что существует на российском рынке, то я выделил бы четыре категории:

1-я категория: сотрудник должен знать и понимать, как устроен человек, какие процессы происходят в его организме под воздействием физической нагрузки, он должен владеть информацией об основных видах тренировок.

2-я категория: знания 1-й категории плюс набор дисциплин в области питания. Умение создавать персональные тренировки, в том числе для специальных групп клиентов (с заболеваниями ССС, ОДА, беременными). Функциональный и восстановительный тренинг.

3-я категория: знания 2-й категории плюс личный PR и продажа услуг, возрастная педагогика и психология.

4-я категория: спортивная тренировка, подготовка клиентов к соревнованиям. Отдельная категория, подразумевающая наличие высшего образования по виду спорта. Специалист обязан (должен) подтверждать свою категорию ежегодно или раз в два года.

ОБРАЗОВАНИЕ ИЛИ ДЕНЬГИ?
Необходимо обязательно проводить аттестацию один или два раза в год, что компании и делают собственными силами. Аттестация – событие с неоднозначными результатами, и большинство работодателей это понимает. Часто возникает дилемма, так как сотрудник может продемонстрировать посредственное знание теоретических основ и быть очень востребованным тренером среди клиентов. По итогам аттестации сотрудник может поменять категорию, в результате чего стоимость его услуг может быть увеличена. Чаще всего категорию меняют, основываясь лишь на финансовых результатах – количестве проводимых сотрудником персональных тренировок, а количество категорий назначают, исходя из маркетинговой стратегии фитнес-центра (сети фитнес-центров). Оно может достигать 7 (семи). Разница в большинстве случаев в основном чисто денежная, не подразумевающая определенного объема знаний у специалиста. Но мнение, которое я разделяю с большинством специалистов, противоположно. В первую очередь категория тренера должна зависеть исключительно от его знаний и умения применять эти знания на практике. Для этого должны существовать специальные центры подготовки специалистов по фитнесу. К сожалению, физкультурные высшие учебные заведения до сих пор не разработали к внедрению в числе своих специализаций подготовку тренеров по фитнесу. Этот пробел заполняют независимые обучающие центры (ОЦ).

ЗНАНИЕ — СИЛА!

По факту ОЦ, за редким исключением, занимаются в основном подготовкой тренеров начальной категории – с базовыми знаниями по анатомии и физиологии. Остальные знания предлагаются в виде дополнительных обучающих семинаров. Такой подход, на мой взгляд, продиктован прежде всего тем, что к выпускнику, получившему сертификат ОЦ, работодатели предъявляют свои собственные требования к уровню знаний и умений, а в худшем случае не предъявляют никаких требований. Что лежит в основе данных требований – четкая, структурированная система или субъективная оценка одного «гуру», остается на совести работодателя. Область, на которую ОЦ до сих пор не обратили внимания, – это подготовка не работника для работодателя, а комплексная подготовка независимого специалиста для фитнес-рынка. Специалиста, способного развивать собственный потенциал, вкладывать время и средства в свой профессионализм. Не ждать, что ему как работнику работодатель должен предоставить работу в виде клиентов, а самому уметь общаться с людьми, понимать их потребности, знать и уметь выстраивать тренировочную программу, чтобы достичь целей вместе с клиентом. Это более перспективный тип специалистов, принципиально отличающийся от общепринятого. Обучающим центрам не хватает диалога между собой, чтобы предлагать образовательный продукт в соответствии с потребностями (квалификационные категории) рынка. Ведь ОЦ не признают сертификаты друг друга, и у потребителя (тренера) нет возможности, получив сертификат одного ОЦ, подать заявку на получение следующей категории в другом ОЦ. А если такое есть, то случаи, скорее, единичны. Не ведется диалог и с работодателями на предмет упрощения процесса трудоустройства на основе выпускного экзамена ОЦ. Кандидат в тренеры в любом случае проходит тестирование у работодателя, что требует времени и влечет дополнительные затраты для бюджета.

МОДЕЛЬ

Как могла бы выглядеть идеальная модель применения квалификационных категорий? Обучающие центры, сетевые лидеры индустрии, а также независимые фитнес-центры совместно внедряют квалификационные требования, создают профессиональные категории и договариваются о периодичности их подтверждения. Фитнес-центры настраивают свои прейскуранты в соответствии с принятыми категориями, определяют их стоимость в зависимости от рыночного спроса в их регионе. Все участники рынка, ориентируясь на качество своего продукта, направляют свой тренерский состав для прохождения обучения и присвоения категории в рекомендованные ОЦ. И, пожалуй, основное: на сотрудника (специалиста) ложится ответственность за соответствие выбранной категории. За работодателем остается лишь функция контроля за сроками действия квалификационного сертификата. «Придворные» обучающие центры сетевых компаний могли бы высвободившееся время направить на организацию семинаров по повышению квалификации. Система квалификационных категорий выгодна всем ее участникам. ОЦ получают регулярный поток специалистов, работодатели высвобождают время и средства, конечный потребитель уверен в профессионализме тренерского состава, а тренер имеет гарантию занятости и независимость.

ЧТО НУЖНО?

Роль ОЦ в этом процессе ведущая, поскольку объединение на основе образования может выстраиваться легче. Как показывает опыт, фитнес центрам проще взаимодействовать с ОЦ, чем друг с другом. Для того чтобы вышеописанная модель заработала, необходимо выполнить пять пунктов:

1. Главам ОЦ, исходя из опыта деятельности, провести совместную встречу для определения категорий и соответствующих им дисциплин.

2. Сделать предложение участникам рынка для выявления оптимального варианта.

3. Полученный результат положить в основу изменений. ОЦ корректируют свои образовательные программы, а фитнес-центры свои прейскуранты.

4. Определить сроки и порядок ввода новых «правил игры».

5. Ввести правила в работу! Согласен, что на бумаге все выглядит легко и просто, а на деле может потребоваться не один год. Но в чем я абсолютно уверен, так это в том, что это нужно сделать. Это важная часть нашей индустрии, которая пусть немного, но сделает нашу работу немного легче. И всей индустрии в целом принесет бонус в качестве лояльности от потребителей.

1. Общие положения

1.1. Старший тренер-преподаватель относится к категории специалистов.

1.2. На должность старшего тренера-преподавателя принимается лицо:

1) отвечающее одному из требований:

а) имеющее среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена;

б) имеющее высшее образование (бакалавриат), направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю);

в) имеющее дополнительное профессиональное образование и прошедшее профессиональную переподготовку, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю);

г) при отсутствии педагогического образования — имеющее дополнительное профессиональное педагогическое образование и прошедшее дополнительную профессиональную программу после трудоустройства;

2) не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;

3) прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) прошедшее аттестацию на соответствие занимаемой должности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

1.3. Старший тренер-преподаватель должен знать:

1) законодательство Российской Федерации об образовании в части, регламентирующей контроль и оценку освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности);

2) основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных общеобразовательных программ на бумажных и электронных носителях;

3) локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные;

4) законодательство Российской Федерации об образовании и персональных данных;

5) принципы и приемы презентации дополнительной общеобразовательной программы;

6) техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников;

7) техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации учащихся различного возраста к освоению избранного вида деятельности (избранной программы);

8) федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в избранной области (при наличии);

9) характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности;

10) электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов деятельности обучающихся;

11) психолого-педагогические основы и методику применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы;

12) особенности и организацию педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов;

13) основные характеристики, способы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста;

14) основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности;

15) профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам), основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения;

16) особенности оценивания процесса и результатов деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности), в том числе в рамках установленных форм аттестации;

17) понятие и виды качественных и количественных оценок, возможности и ограничения их использования для оценивания процесса и результатов деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности);

18) нормы педагогической этики при публичном представлении результатов оценивания;

19) характеристики и возможности применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности);

20) техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников;

21) теоретические и методические основы спортивного отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта);

22) теоретические и методические основы определения профессиональной пригодности, отбора и профессиональной ориентации в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств);

23) особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся);

24) методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся;

25) источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

26) педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебного помещения в соответствии с его предназначением и направленностью реализуемых программ;

27) содержание и методику реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе современные методы, формы, способы и приемы обучения и воспитания;

28) основные технические средства обучения, включая ИКТ, возможности их использования на занятиях и условия выбора в соответствии с целями и направленностью программы (занятия);

29) ФГТ (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам);

30) особенности работы с учащимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования);

31) основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий;

32) способы выявления интересов учащихся (для детей) и их родителей (законных представителей) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности;

33) методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения учащихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий;

34) приемы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности;

35) особенности семейного воспитания и современной семьи, содержание, формы и методы работы педагога дополнительного образования (преподавателя, тренера-преподавателя) с семьями учащихся;

36) особенности работы с социально неадаптированными (дезадаптированными) учащимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями;

37) основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся;

38) основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения;

39) нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные;

40) средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы;

41) специальные условия, необходимые для дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (при их реализации);

42) методы подбора из существующих и (или) создания оценочных средств, позволяющих оценить индивидуальные образовательные достижения учащихся в избранной области деятельности;

43) основные принципы и технические приемы создания информационных материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов, коллажей);

44) виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования, основы взаимодействия с социальными партнерами;

45) правила эксплуатации учебного оборудования (оборудования для занятий избранным видом деятельности) и технических средств обучения;

46) требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях);

47) меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством;

48) возможности использования ИКТ для ведения документации;

49) правила и регламенты заполнения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и порядке его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам;

50) основы трудового законодательства Российской Федерации;

51) Правила внутреннего трудового распорядка;

52) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

53) ……… (другие документы, материалы и т.д.)

1.4. Старший тренер-преподаватель должен уметь:

1) осуществлять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, соответствующей программе дополнительного образования;

2) готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы и представлять ее при проведении мероприятий по привлечению учащихся;

3) понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и запросы (для детей) и их родителей (законных представителей);

4) набирать и комплектовать группы учащихся с учетом специфики реализуемых дополнительных образовательных программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик учащихся (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам);

5) диагностировать предрасположенность (задатки) детей к освоению выбранного вида искусств или вида спорта;

6) проводить отбор лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы физические данные и творческие способности в области искусств или способности в области физической культуры и спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам);

7) использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам);

8) проводить отбор и спортивную ориентацию в процессе занятий избранным видом спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта);

9) определять профессиональную пригодность, проводить отбор и профессиональную ориентацию в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств);

10) разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формировать его предметно-пространственную среду, обеспечивающую освоение образовательной программы, выбирать оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом:

— задач и особенностей образовательной программы;

— возрастных особенностей учащихся;

— современных требований к учебному оборудованию и (или) оборудованию для занятий избранным видом деятельности;

11) обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования, технических средств обучения, расходных материалов (в зависимости от направленности программы);

12) анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования;

13) создавать условия для развития учащихся, мотивировать их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной программы), привлекать к целеполаганию;

14) устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся;

15) использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей:

— избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы;

— состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья);

16) осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это целесообразно);

17) готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой программы);

18) создавать педагогические условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки учащимися процесса и результатов освоения программы;

19) проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях;

20) понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы учащихся при проведении досуговых мероприятий;

21) создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и (или) развития учащихся, формирования благоприятного психологического климата в группе, в том числе:

— привлекать учащихся (для детей) и их родителей (законных представителей) к планированию досуговых мероприятий (разработке сценариев), организации их подготовки, строить деятельность с опорой на инициативу и развитие самоуправления учащихся;

— использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения учащихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей;

— проводить мероприятия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием;

— устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся, испытывающих затруднения в общении;

— использовать профориентационные возможности досуговой деятельности;

22) планировать образовательный процесс, занятия и (или) циклы занятий, разрабатывать сценарии досуговых мероприятий с учетом:

— задач и особенностей образовательной программы;

— образовательных запросов учащихся (для детей) и их родителей (законных представителей), возможностей и условий их удовлетворения в процессе освоения образовательной программы;

— фактического уровня подготовленности, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья — в зависимости от контингента учащихся);

— особенностей группы учащихся;

— специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации);

— санитарно-гигиенических норм и требований охраны жизни и здоровья учащихся;

23) устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями (законными представителями) учащихся, выполнять нормы педагогической этики, разрешать конфликтные ситуации, в том числе при нарушении прав ребенка, невыполнении взрослыми установленных обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию;

24) выявлять представления родителей (законных представителей) учащихся о задачах их воспитания и обучения в процессе освоения дополнительной образовательной программы;

25) организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) учащихся с целью лучшего понимания индивидуальных особенностей учащихся, информирования родителей (законных представителей) о ходе и результатах освоения детьми образовательной программы, повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей);

26) использовать различные приемы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности;

27) определять формы, методы и средства оценивания процесса и результатов деятельности учащихся при освоении программ дополнительного общего образования определенной направленности;

28) устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися для обеспечения достоверного оценивания;

29) наблюдать за учащимися, объективно оценивать процесс и результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии);

30) проводить анализ и самоанализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий;

31) анализировать и интерпретировать результаты педагогического наблюдения, контроля и диагностики с учетом задач и особенностей образовательной программы и особенностей учащихся;

32) использовать различные средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы;

33) корректировать процесс освоения образовательной программы, собственную педагогическую деятельность по результатам педагогического контроля и оценки освоения программы;

34) находить, анализировать возможности использования и использовать источники необходимой для планирования профессиональной информации (включая методическую литературу, электронные образовательные ресурсы);

35) выявлять интересы учащихся (для детей) и их родителей (законных представителей) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности;

36) проектировать совместно с учащимся (для детей) и их родителями (законными представителями) индивидуальные образовательные маршруты освоения дополнительных общеобразовательных программ;

37) корректировать содержание программ, системы контроля и оценки, планов занятий по результатам анализа их реализации;

38) вести учебную, планирующую документацию, документацию учебного помещения (при наличии) на бумажных и электронных носителях;

39) создавать отчетные (отчетно-аналитические) и информационные материалы;

40) заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами, предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц;

41) обрабатывать персональные данные с соблюдением принципов и правил, установленных законодательством Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные;

42) взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении досуговых мероприятий, при решении задач обучения и (или) воспитания отдельных учащихся и (или) учебной группы с соблюдением норм педагогической этики;

43) определять цели и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, планировать деятельность в этой области с учетом особенностей социального и этнокультурного состава группы;

44) выполнять нормы педагогической этики, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в процессе публичного представления результатов оценивания;

45) контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды кабинета (мастерской, лаборатории, иного учебного помещения), выполнение на занятиях требований охраны труда, анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью учащихся в ходе обучения, применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений (в соответствии с особенностями избранной области деятельности);

46) анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности;

47) контролировать соблюдение учащимися требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски угрозы жизни и здоровью учащихся при проведении досуговых мероприятий;

48) выполнять требования охраны труда;

49) ……… (другие навыки и умения)

1.5. Старший тренер-преподаватель проходит обучение по

дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической

деятельности не реже чем 1 раз в 3 года.

1.6. Старший тренер-преподаватель в своей деятельности

руководствуется:

1) ……… (наименование учредительного документа)

2) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)

3) настоящей должностной инструкцией;

4) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)

1.7. Старший тренер-преподаватель подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)

1.8. ……… (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам:

1) организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы;

2) организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы;

3) обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания;

4) педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы;

5) разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.

2.2. ……… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Старший тренер-преподаватель исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы:

1) проводит набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе;

2) осуществляет отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии);

3) осуществляет организацию, в том числе стимулирование и мотивацию, деятельности и общения учащихся на учебных занятиях;

4) консультирует учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам);

5) осуществляет текущий контроль, помощь учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях;

6) осуществляет разработку мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы.

3.1.2. В рамках трудовой функции организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы:

1) планирует подготовку досуговых мероприятий;

2) осуществляет организацию подготовки досуговых мероприятий;

3) проводит досуговые мероприятия.

3.1.3. В рамках трудовой функции обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания:

1) планирует взаимодействие с родителями (законными представителями) учащихся;

2) проводит родительские собрания, индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) учащихся;

3) осуществляет организацию совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий;

4) обеспечивает в рамках своих полномочий соблюдение прав ребенка и выполнение взрослыми установленных обязанностей.

3.1.4. В рамках трудовой функции педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы:

1) осуществляет контроль и оценку освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии);

2) осуществляет контроль и оценку освоения дополнительных предпрофессиональных программ при проведении промежуточной и итоговой аттестации учащихся (для преподавания по программам в области искусств);

3) проводит анализ и интерпретацию результатов педагогического контроля и оценки;

4) осуществляет фиксацию и оценку динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы.

3.1.5. В рамках трудовой функции разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы:

1) осуществляет разработку дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей)) и учебно-методических материалов для их реализации;

2) определяет педагогические цели и задачи, планирует занятия и (или) циклы занятий, направленные на освоение избранного вида деятельности (области дополнительного образования);

3) определяет педагогические цели и задачи, планирует досуговую деятельность, разрабатывает планы (сценарии) досуговых мероприятий;

4) осуществляет разработку системы оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ;

5) ведет документацию, обеспечивающую реализацию дополнительной общеобразовательной программы (программы учебного курса, дисциплины (модуля)).

3.1.6. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

3.1.7. Выполняет функции, обеспечивающие координацию деятельности тренеров-преподавателей, оказывает им методическую помощь

3.1.8. ……… (другие обязанности)

3.2. ……… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Старший тренер-преподаватель имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов документов по вопросам организации образовательной деятельности, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

4.3. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.4. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.5. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.6. ……… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Старший тренер-преподаватель привлекается к ответственности:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством об образовательной деятельности;

— за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, — в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации;

— за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Старший тренер-преподаватель детей и взрослых», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 N 613н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

6.3. ……… (другие заключительные положения).

Обучение тренера-преподавателя в Академии осуществляется посредством курсов профессиональной переподготовки.

Программа смоделирована с учетом требований к работе тренеров-преподавателей с применением технологий дистанционного обучения.

Освоение программы дополнительного профессионального обучения позволит слушателю получить знания в области технологий физической культуры и спорта, планирования тренировочного процесса, физической и психологической подготовки спортсменов.

Продолжительность обучения составляет 6 месяцев без отрыва от производства, что в настоящее время является оптимальным решением для работающего человека, желающего сменить направление профессиональной деятельности.

Актуальность программы тренер-преподаватель

В современном обществе спорт является неотъемлемой частью жизни многих людей. Родители отправляют детей в спортивные секции, ДЮСШ, ДЮСШОР и другие спортивные организации по как по индивидуальным, так и по командным видам спорта, мужчины и женщины, устав от сидячего образа жизни дома и на работе, стремятся заниматься спортом –посещают тренажерные залы, спортивные секции для взрослых, выступают инициаторами проведения спортивных мероприятий среди любителей. Однако, при занятии любым видом спорта важно соблюдать правильность техники выполнения физических упражнений, знать правила и закономерности различных этаповспортивной подготовки, в противном случае велик риск травмирования различной степени тяжести.

Тренер-преподаватель является ключевым элементом правильной и безопасной подготовки, как профессиональных спортсменов, так и любителей. Роль тренера невозможно переоценить. Благодаря его опыту и знаниям спортсмены способны достигать максимального уровня производительности и выносливости, что невозможно было бы сделать самостоятельно. Тренер-преподаватель должен создавать для подопечныхспортсменов комфортные условия обучения и мотивировать их на постоянное совершенствование своих умений в том или ином виде спорта. Роль тренера в процессе подготовки не ограничивается только консультированием спортсменов по подготовке и освоению вида спорта, со временем, помимо всего прочего, тренер выступает в ролинаставника, мотиватора, друга, оказывающего так же и моральную поддержку.

Тренеру-преподавателю необходимо уметь правильно и безопасно спланировать процесс тренировки, продемонстрировать элементы упражнений, анализировать прогресс и регресс обучающегося, постоянно давать обратную связь и поддерживать хорошие отношения с учеником.Все вышеперечисленные аспекты работы тренера-преподавателя учтены в программе профессиональной переподготовки Академии. Важно, что программа разработана с учетом требований профессионального стандарта «Тренер» в редакции, утвержденной в 2019г.

Квалификационные требования к тренеру-преподавателю

В 2019 г. Министерством труда и социального развития утверждена новая редакция профессионального стандарта «Тренер». Указанный документ устанавливает требования к образованию тренера-преподавателя, а также регламентирует основные направления его профессиональной деятельности.

Уровень образования тренера должен быть не ниже среднего профессионального по подготовке специалиста в области физической культуры и спорта. К работе тренером-преподавателем так же допускается физическое лицо с непрофильным средним профессиональным образованием, прошедшее программу профессиональной переподготовки в соответствующей сфере профессиональной деятельности, это может быть общая программа подготовки тренера-преподавателя или подготовка с учетом особенностей конкретного вида спорта.

Квалифицированный тренер должен осуществлять сопровождение спортсмена или спортивной команды на всех этапах спортивных занятий: начиная от общей физической подготовки, заканчивая совершенствованием спортивного мастерства и сопровождением подготовленного спортсмена на соревнованиях различных территориальных уровней.

Содержание, тематика, учебный план программы подготовки тренера-преподавателя

Программа направлена на формирование профессиональной компетентности будущего тренера. В процессе обучения слушателем будут изучены дисциплины, направленные на освоение знаний в области анатомии человеческого организма и процессов, происходящих в нем при осуществлении физической подготовки.

Тренеру-преподавателю будут представлены курсы по практическому применению педагогических и психологических технологий при подготовке будущего спортсмена. Слушатель получит представления о тонкостях планирования и ведения тренировочного процесса, основах подготовки отдельного спортсмена или сборной команды на соревнования, станет компетентным в вопросах консультирования менее опытных тренеров и оказания помощи в организации их работы.

Тренировочный процесс как основа подготовки спортсменов и достижения успехов в спорте

Спортивная тренировка – процесс систематического реализации всех компонентов подготовки спортсмена, который приводит к достижению максимальной эффективности в рамках выбранной спортивной дисциплины.

Тренеру-преподавателю важно помочь спортсмену в достижении максимальной спортивной производительности за незначительный период времени. Спортивная тренировка должна быть направлена на достижение максимальной индивидуальной или командной эффективности в выбранной спортивной дисциплине, ограниченной правилами.

Процесс тренировки включает ряд ключевых областей, называемых компонентами спортивной подготовки:

  • физическая составляющая: ориентирована на развитие ловкости, выносливости и иных физических способностей, необходимых в спортивной подготовке различного уровня;
  • техническая составляющая: направлена на приобретение спортивных навыков посредством моторного обучения;
  • тактическая составляющая: направлена на приобретение и дальнейшее развитие способности выстраивать логическую составляющую игрового процесса и прогнозировать исход и развитие событий при построении той или иной спортивной стратегии;
  • психологическая составляющая: направлена на моральную подготовку спортсмена к преодолению трудностей, напрямую связанных с его спортивной деятельностью.

Стратегия развития физической культуры и спорта

Стратегия развития была утверждена в нашей стране в 2009г., и успешно реализуется по настоящее время. Проблемой, послужившей основой для разработки мероприятий по пропаганде физического развития и спортивного совершенствования стало ухудшение состояния здоровья населения в целом, отсутствие интереса и желания спортивно развиваться, неэффективность существующей спортивной системы.

Главными направлениями реализации обозначенной стратегии стали: повышение удельного веса физических лиц (в том числе детей, школьников, студентов, работающих граждан, лиц с ОВЗ и инвалидов), занимающихся спортом; изменение и совершенствование действующих на тот момент программ подготовки спортсменов и спортивных команд; закупка и распространение среди организаций и населения спортивного инвентаря, снаряжения и экипировочного материала; разработка и создание рекламных роликов, социальных фильмов, направленных на распространение идеи здорового образа жизни и возбуждения интереса к занятиям спортом.

Федеральные стандарты спортивной подготовки

Тренеру-преподавателю в процессе осуществления своей деятельности необходимо руководствоваться федеральными стандартами спортивной подготовки.

Вышеуказанные документы являются обязательными при моделировании и реализации тренировочного процесса. Применение этих стандартов позволяет унифицировать процесс подготовки спортсменов на всей территории Российской Федерации.

Стандарты спортивной подготовки однотипны для различных видов спорта и включают: описание требований к теоретическим и практическим аспектам подготовки физического лица по конкретному виду спорта; перечень нормативов физической и спортивной подготовки, которые необходимо выполнять лицам различного пола и возраста для получения спортивных званий; требования к условиям и результатам реализации программ спортивной подготовки, а так же тонкости и индивидуальные особенности тренировочного процесса по конкретному виду спорта.

Не менее существенно, что аналогичные документы утверждены для лиц с ОВЗ и инвалидов, что позволит таким людям стать физически более развитыми, также будет способствовать более ускоренному процессу социализации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *