Трудовые отношения регулируются

Основным Федеральным законом, регулирующим отношения, составляющие предмет трудового права, с 1 февраля 2002 года является Трудовой кодекс РФ (ТК РФ). Другие федеральные законы и подзаконные акты федерального уровня не могут ухудшать положение работников по сравнению с нормами ТК РФ. Подобные ограничения должны появляться лишь с соблюдением требований ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и только после внесения соответствующих изменений в ТК РФ. До внесения изменений в ТК РФ нормы, ограничивающие гарантированные им права и свободы, не должны применяться.

Источниками трудового права продолжают оставаться федеральные законы, принятые до введения в действие ТК РФ. Однако их материальное выражение возможно с соблюдением правила о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ.

Продолжает действовать Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года в редакции от 20 апреля 1996 года с последующими изменениями и дополнениями. Введение в действие ТК РФ не повлияло на судьбу данного Закона, так как в Кодексе раздел, посвященный занятости и трудоустройству, отсутствует. Поэтому названный Закон продолжает действовать в полном объеме.

И после принятия ТК РФ должен применяться Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года в редакции от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями. Положения данного Закона должны применяться в части, позволяющей более полно защитить права и законные интересы работников.

К числу источников трудового права относится Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 2 апреля 1999 года. Введение в действие ТК РФ не должно повлиять на применение данного Закона, поскольку он дополняет ТК РФ в части, регламентирующей формирование и деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями также остается в числе источников трудового права. Однако данный Закон будет применяться с изъятиями, установленными ТК РФ. Эти изъятия коснулись прежде всего прав профсоюзных работников.

Источником трудового права остается и Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», который дополняет положения ТК РФ.

Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года также входит в число источников трудового права, он применяется с учетом норм ТК РФ, посвященных урегулированию коллективных трудовых споров.

К числу источников трудового права следует отнести и Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями, он дополняет ТК РФ в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников в процессе трудовой деятельности.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года также относится к числу источников трудового права. Данный Закон дополняет ТК РФ в части регулирования труда лиц, находящихся на государственной службе.Источником трудового права является и Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года с последующими изменениями и дополнениями. Данный Закон должен применяться в части, предусматривающей дополнительные по сравнению с ТК РФ льготы для лиц, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. Источниками трудового права, принятыми на федеральном уровне, являются указы Президента РФ. Например, Указ Президента РФ «О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации» от 5 октября 2002 года N 1129. Перечень указов Президента РФ, направленных на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права, также невозможно определить исчерпывающим образом. Однако при их применении следует соблюдать правило о недопустимости ущемления прав и законных интересов работников, гарантированных в ТК РФ и других федеральных законах.На федеральном уровне принимаются постановления Правительства РФ, направленные на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. Перечень постановлений Правительства РФ, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, также нельзя определить исчерпывающим образом.

ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения между работником и работодателем и иные непосредственно связанные с ними отношения.

В соответствии с положениями ст. 5 ТК РФ правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (в т. ч. в сфере охраны труда) в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется:

Трудовым законодательством (включая законодательство об ОТ), состоящим из ТК РФ, иных ФЗ и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

указами Президента РФ;

постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами субъектов РФ;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК РФ.

Согласно ст. 72 Конституции РФ Т. з. относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, т. е. трудовые и тесно связанные с ними отношения регулируются как актами федерального уровня, так и актами субъектов РФ.

Ст. 5 ТК РФ содержит важные положения, связанные с иерархией законов и иных нормативных правовых актов, включая законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. При этом за ТК РФ в системе актов, регулирующих трудовые отношения, закреплено значение основополагающего документа.

Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений установлено в ст. 6 ТК РФ. Если закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный ТК РФ или иными федеральными законами, применяется ТК РФ или иной федеральный закон.

Основные задачи Т. з. (определены в ст. 1 ТК РФ):

создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства;

правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений:

по организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении Т. з. в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

надзору и контролю (в т. ч. профсоюзному контролю) за соблюдением Т. з. (включая законодательство об ОТ) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

разрешению трудовых споров;

обязательному специальному страхованию в случаях, предусмотренных ФЗ.

В ст. 422 ТК РФ установлено, что законы и иные нормативные правовые акты, действовавшие на территории РФ до 1 февраля 2002 г. (дата введения в действие ТК РФ), подлежат приведению в соответствие с ТК РФ, а до этого согласно следующей ст. (423) названные акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.

Основным Федеральным законом, регулирующим отношения, составляющие предмет трудового права, с 1 февраля 2002 года является Трудовой кодекс РФ (ТК РФ). Другие федеральные законы и подзаконные акты федерального уровня не могут ухудшать положение работников по сравнению с нормами ТК РФ. Подобные ограничения должны появляться лишь с соблюдением требований ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и только после внесения соответствующих изменений в ТК РФ. До внесения изменений в ТК РФ нормы, ограничивающие гарантированные им права и свободы, не должны применяться.

Источниками трудового права продолжают оставаться федеральные законы, принятые до введения в действие ТК РФ. Однако их материальное выражение возможно с соблюдением правила о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ.

Продолжает действовать Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года в редакции от 20 апреля 1996 года с последующими изменениями и дополнениями. Введение в действие ТК РФ не повлияло на судьбу данного Закона, так как в Кодексе раздел, посвященный занятости и трудоустройству, отсутствует. Поэтому названный Закон продолжает действовать в полном объеме.

И после принятия ТК РФ должен применяться Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года в редакции от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями. Положения данного Закона должны применяться в части, позволяющей более полно защитить права и законные интересы работников.

К числу источников трудового права относится Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 2 апреля 1999 года. Введение в действие ТК РФ не должно повлиять на применение данного Закона, поскольку он дополняет ТК РФ в части, регламентирующей формирование и деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями также остается в числе источников трудового права. Однако данный Закон будет применяться с изъятиями, установленными ТК РФ. Эти изъятия коснулись прежде всего прав профсоюзных работников.

Источником трудового права остается и Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», который дополняет положения ТК РФ.

Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года также входит в число источников трудового права, он применяется с учетом норм ТК РФ, посвященных урегулированию коллективных трудовых споров.

К числу источников трудового права следует отнести и Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями, он дополняет ТК РФ в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников в процессе трудовой деятельности.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года также относится к числу источников трудового права. Данный Закон дополняет ТК РФ в части регулирования труда лиц, находящихся на государственной службе.

Источником трудового права является и Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года с последующими изменениями и дополнениями. Данный Закон должен применяться в части, предусматривающей дополнительные по сравнению с ТК РФ льготы для лиц, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

К числу источников трудового права следует отнести и отдельные нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона «Об образовании» от 13 января 1996 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 21 июня 2002 года, Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 14 июля 2001 года.

Данный перечень федеральных законов, положения которых относятся к источникам трудового права, не является исчерпывающим. В частности, положения гражданского процессуального законодательства используются при разрешении трудовых споров, в том числе и комиссиями по рассмотрению трудовых споров. В этом случае их следует относить к числу источников трудового права с точки зрения материализации в конкретных отношениях, входящих в предмет этой отрасли.

Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями) также используется при реализации трудовых прав работников. В силу чего отдельные его нормы могут быть признаны источниками трудового права при материализации в отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Источниками трудового права, принятыми на федеральном уровне, являются указы Президента РФ. Например, Указ Президента РФ «О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации» от 5 октября 2002 года N 1129. Перечень указов Президента РФ, направленных на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права, также невозможно определить исчерпывающим образом. Однако при их применении следует соблюдать правило о недопустимости ущемления прав и законных интересов работников, гарантированных в ТК РФ и других федеральных законах.

На федеральном уровне принимаются постановления Правительства РФ, направленные на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. Перечень постановлений Правительства РФ, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, также нельзя определить исчерпывающим образом. Ведь отдельные нормы постановлений Правительства РФ, отнесенные к источникам других отраслей права, в силу требований ст. ст. 1, 11 ГПК могут быть применены при регулировании трудовых отношений по аналогии. В связи с чем они материализуются в качестве источника трудового права в конкретные отношения, входящие в предмет данной отрасли. При применении постановлений Правительства РФ при регулировании трудовых отношений должно соблюдаться правило о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.

К числу источников трудового права федерального уровня относятся нормативные правовые акты Министерства труда и социального развития РФ (Минтруда РФ), которые обязательны для исполнения. Нормативные правовые акты Минтруда РФ не должны ущемлять права работников, гарантированные в ТК РФ и других федеральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Перечислить исчерпывающим образом нормативные правовые акты Минтруда РФ, направленные на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, практически невозможно. Деятельность Минтруда РФ по их изданию и изменению не прекращается. Поэтому с небольшими промежутками времени появляются как новые акты, так и вносятся изменения в действующие акты, направленные на регулирование трудовых отношений.

К числу источников трудового права относятся обязательные для исполнения инструкции органов государственного контроля за соблюдением правил охраны труда, в частности, Госгортехнадзора, Госатомнадзора, Госсанэпидемнадзора.

Федеральные министерства и ведомства также издают нормативные акты отраслевого и межотраслевого характера, направленные на регулирование трудовых отношений. В содержании этих актов не должны появляться положения, ущемляющие права работников в вышестоящем по юридической силе законодательстве.

Перечисленные акты, являющиеся источниками трудового права, должны соответствовать ТК РФ и другим федеральным законам. Подзаконные акты нижестоящего уровня должны соответствовать вышестоящим по юридической силе подзаконным нормативным актам. Нормативные правовые акты федерального уровня, вступающие в противоречие с ТК РФ и федеральными законами, нормативными правовыми актами, вышестоящими по юридической силе, могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ на предмет признания их недействующими. Признание нормативного правового акта недействующим означает утрату им юридической силы с момента вступления решения суда об этом в законную силу. Нельзя не заметить, что нормотворчество федеральных министерств и ведомств имеет дополнительные ведомственные средства контроля за соблюдением изданных предписаний. Данные предписания далеко не всегда соответствуют требованиям вышестоящего по юридической силе законодательства. Но с точки зрения материализации в конкретные отношения нормы ведомственного нормотворчества имеют приоритет перед вышестоящим по юридической силе законодательством. Существующий судебный контроль призван обеспечить материализацию в конкретных отношениях, составляющих предмет трудового права, предписаний федеральных нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Данный контроль имеет и свои особенности, которые связаны с множественностью актов федерального уровня, направленных на регулирование трудовых отношений, и их применением не только исходя из приданной акту юридической силы, но и с точки зрения отражения в его содержании прав и интересов работников. Поэтому не должен признаваться недействующим федеральный нормативный правовой акт, имеющий меньшую юридическую силу, но предоставляющий дополнительные льготы работникам по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством. Исключением из этого правила могут стать лишь случаи издания акта с превышением полномочий федеральным органом государственной власти.

Среди многочисленных существующих в современном обществе правоотношений существует и такая их специфическая разновидность, как трудовые отношения, которые лежат в основе практически любой деятельности, связанной с производством разного рода продуктов как материального, так и интеллектуального характера.

Понятие трудовых отношений

Что такое трудовые отношения?

Трудовые отношения – это такие правоотношения, базисом которых служит соглашение, заключаемое между работником и его работодателем, и в полном соответствии с которым, упомянутый работник, за соответствующего размера плату выполняет ту или иную функцию, обладающую непосредственным трудовым характером.

Кроме того, соглашение предусматривает, что работник обязан подчиняться действующим в организации правилам ВТР, специально разработанным и установленным соответствующим нормативно-локальным актам.

Данные положения выполняются работником исключительно при условии, что работодателем будут обеспечены все установленные положениями трудового законодательства условия, требующиеся для нормального осуществления трудовой деятельности.

Чем регулируются трудовые отношения

Несколько документов, регулирующих трудовые отношения.

Регулирование трудовых правоотношений осуществляется непосредственно положениями действующего трудового законодательства, а также законодательными нормами, которыми обеспечивается регулирование охраны трудовой деятельности и рядом иных актов нормативно-правового характера, содержащих в себе соответствующие положения, относящиеся к трудовому праву.

Все упомянутые нормативно правовые акты подразделяются на акты, имеющие статус федерального значения и акты, имеющие статус локального значения.

К осуществляющим регулирование трудовых правоотношений нормативным актам обладающих статусом федерального значения относятся:

  1. Конституция РФ;
  2. Трудовой кодекс (свод основных нормативов, регулирующих трудовые правоотношения);
  3. Федеральные законы (в которых содержатся те или иные положения трудового права);
  4. Указы, издаваемые Президентом РФ;
  5. Постановления, издаваемые Правительством РФ;
  6. Нормативно-правовые акты, издаваемые различными министерствами и ведомствами РФ (регулирующие соответствующие специфике данных ведомств трудовые правоотношения);
  7. Постановления, издаваемые Пленумом Верховного Суда РФ по каким-либо спорным трудовым вопросам.

К регулирующим трудовые правоотношения нормативным актам обладающих статусом локального значения относятся:

  • нормативно-правовые акты, издаваемые различными субъектами РФ;
  • нормативно-правовые акты, издаваемые муниципалитетами;
  • правила ВТР установленные в конкретных организациях;
  • коллективные договоры и соглашения;
  • трудовые договоры и соглашения;
  • приказы или распоряжения руководителей организаций и предприятий.

Понятие трудового договора

Что такое трудовой договор?

Трудовой договор представляет собой некий фундаментальный документ, посредством которого осуществляется надлежащая регламентация правоотношений, возникающих между работником и работодателем, которые обладают статусом сторон трудового договора.

Трудовое соглашение служит основанием, требующимся для того, чтобы произошло возникновение трудовых правоотношений.

Законодательными положениями устанавливается непосредственная обязанность работодателя производить заключение трудовых договоров с каждым из работников, вступающих с ним в трудовые правоотношения.

Необходимо отметить, что заключение трудовых договоров является обязательным.

Причем, не только в случае если приём работника осуществляется для ведения трудовой деятельности постоянного характера, но также и в случае если упомянутый работник будет осуществлять совместительство или же должен будет выполнить некий объем работ, имеющих временный характер.

Порядок оформления

Особый порядок заключения договора.

Возникновение трудовых правоотношений между работником и его работодателем начинается с того момента, когда между ними происходит заключение трудового договора.

Работник, для того чтобы произвести надлежащее оформление трудового договора, должен предоставить своему работодателю такие необходимые документы, как:

  • общегражданский паспорт РФ;
  • военный билет (для военнообязанных субъектов);
  • свидетельство пенсионного страхования (СНИЛС);
  • ИНН;
  • трудовая книжка (если таковая имеется в наличии);
  • документ, подтверждающий наличие специализированного образования (если это находится в прямой связи со специфическими чертами работы).

В содержание любого трудового договора должны в обязательном порядке вводиться такие положения как:

  • условия осуществления трудовой деятельности работником;
  • обязанности каждой из сторон договора;
  • испытательный период, устанавливаемый для работника (в случае необходимости);
  • установление заработной платы работника.

После того как стороны заключают между собой трудовое соглашение, работодатель обязан незамедлительно издать приказ о том, что работник принимается на соответствующую должность.

С этим приказом принятый работник должен быть ознакомлен и затем должен подтвердить факт ознакомления с упомянутым приказом личной подписью.

Оплата по трудовому договору

Порядок оплаты — обязательный пункт плана договора.

В процессе трудовых правоотношений трудовой договор является основополагающим документом, которым устанавливается надлежащий порядок оплаты трудовой деятельности, осуществляемой работниками.

Как предусматривается нормативными положениями, зафиксированными в ст. 57 ТК РФ все условия, связанные с оплатой трудовой деятельности работников должны в обязательном порядке включаться непосредственно в трудовой договор. Данные условия должны содержать в себе такие положения, как например:

  1. Размер оклада;
  2. Величина тарифной ставки, предусмотренной для работника;
  3. Полагающиеся работнику надбавки и доплаты;
  4. Начисление работнику денежных сумм поощрительного характера.

Помимо вышеперечисленного, в трудовом договоре должен быть всесторонне прописан порядок оплаты такой трудовой деятельности, как:

  • сверхурочная работа;
  • в ночной период времени;
  • в празднично-выходные дни.

Также в договоре должны устанавливаться сроки, в течение которых осуществляется выплата полагающейся работнику заработной платы и определяться в какой форме будет производиться выплата последней.

Изменение величины заработной платы, равно как и изменение условий оплаты осуществляемой работником трудовой деятельности может производиться исключительно по достигнутому между сторонами соглашению.

В связи с чем, должно оформляться специальное дополнительное соглашение, в котором указываются как характер, так и величина осуществляемых изменений. В том случае если работником будет выражен отказ в подписании такого соглашения, то работодатель не имеет права производить какие-либо изменения в условиях оплаты труда и величине установленной работнику заработной платы.

Из этого видео вы узнаете о том, как принять на работу сотрудника и какие документы для этого требуются.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *