Учебный отпуск военнослужащим

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для прохождения промежуточной и итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования при обучении в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Указанное право военнослужащего на учебный отпуск закреплено в п. 6 ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Таким образом, для прохождения обучения военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, может быть предоставлен учебный отпуск, а не основной отпуск.

Право на учебный отпуск неразрывно связано с правом военнослужащего на обучение. Поэтому при предоставлении учебного отпуска следует учитывать условия и порядок реализации военнослужащим, проходящего военную службу по контракту, права на обучение.

Право на обучение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, регламентируется в ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п. 1, 2 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237, постановлениями Правительства РФ от 03.11.2014 № 1155 и от 03.11.2014 № 1156.

Вопросы, связанные с реализацией права на обучение военнослужащими, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), регулируются постановлением Правительства РФ от 03.11.2014 № 1155.

Данным постановлением утверждены Правила реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения (далее — Правила).

При этом право на обучение у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров) возникает в случае непрерывной продолжительности военной службы по контракту не менее трех лет исходя из положений п. 1 Правил и абз. 2 п. 2 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Согласно п. 2 Правил документом, подтверждающим право военнослужащего на обучение в образовательных организациях, является справка о праве военнослужащего на обучение, оформленная согласно приложению (далее — справка), выдаваемая командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.

В силу п. 6 указанных Правил учебные отпуска предоставляются военнослужащим при получении образования соответствующего уровня впервые, а также военнослужащим, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

На основании положений п. 5 Правил документом, подтверждающим право военнослужащего на учебные отпуска, является справка-вызов.

Сроки учебных отпусков для военнослужащих установлены в п. 7-9 Правил, а не в ст. 173 Трудового кодекса РФ. По общему правилу трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы (абз. 2 ч. 8 ст. 11 ТК РФ).

Следовательно, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту (за исключением офицеров), имеет право на учебный отпуск при получении образования соответствующего уровня впервые на основании справки-вызова, если он поступил в образовательное учреждение после трех лет непрерывной продолжительности военной службы. Отсутствие справки о праве военнослужащего на обучение также не позволяет ему предоставлять учебный отпуск.

Судебная практика по вопросу предоставления учебных отпусков военнослужащим по контракту содержится в решениях Спасск-Дальнего гарнизонного военного суда от 13.01.2016 по делу № 2А-2/2016, Волгоградского гарнизонного военного суда от 26.10.2016 по делу № 2А-217/2016, Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 23.03.2016 по делу № 2А-54/2016, 35 гарнизонного военного суда от 9.06.2016 г. по делу № 2А-150/2016.

Согласно ст. 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, содержащейсяв п. 2 определения от 25.02.2010 № 160-О-О, федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус военнослужащих, вправе в рамках своей дискреции устанавливать для них как ограничения в части реализации гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования военной службы, а также специфические правила прохождения военной службы.

Таким образом, на право военнослужащего, проходящего военную службу по контракту (за исключением офицеров), наложены некоторые ограничения абз. 2 п. 2 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и постановлением Правительства РФ от 03.11.2014 № 1155, принятого в развитие абз. 2 п. 2 ст. 19 указанного закона.

Подводя итог вышесказанному, военнослужащий по контракту (не офицер) в сложившейся ситуации имеет право на учебный отпуск в случае соблюдения положений Правил, утвержденных постановлением Правительством РФ от 03.11.2014 № 1155. К ним относятся:

непрерывная продолжительность военной службы должна быть у военнослужащего не менее трех лет;

наличие справки о праве военнослужащего на обучение, выданная командиром воинской части;

справка-вызов при получении образования соответствующего уровня впервые.

Вас не верно информировали.

Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2018)
Статья 19. Право на образование и права в области культуры
<…>
2. Офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), если непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
3. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования не разрешается.

То есть если контракт у вас не менее чем на три года, вы имеете право на получение высшего образования.

Для того, КАК реализовать свое право, то есть порядок, смотрите вот здесь:

Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. N 1155 «О порядке реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения» (с изменениями и дополнениями)

В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений.

2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, определить:

порядок выдачи и учета направлений на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет;

порядок предоставления военнослужащим, обучающимся в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения, дополнительных отпусков и других социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

3. Расходы, связанные с реализацией настоящего постановления, производить за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М. Фрадков

Правила обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений

1. Настоящие Правила регулируют в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» вопросы, связанные с реализацией права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет в календарном исчислении (далее — военнослужащие), на внеконкурсное поступление (при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах) и обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений (далее — гражданские образовательные учреждения) с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.

2. При переводе военнослужащих в установленном законодательством Российской Федерации порядке из одного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в продолжительность непрерывной военной службы по контракту, учитываемую при определении права военнослужащих на внеконкурсное поступление (при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах) и обучение в гражданских образовательных учреждениях, включается непрерывная продолжительность военной службы по контракту до перевода.

В случае поступления на военную службу по контракту граждан, пребывающих в запасе и ранее проходивших военную службу по контракту, при определении их права на внеконкурсное поступление (при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах) и обучение в гражданских образовательных учреждениях продолжительность предыдущей военной службы по контракту не учитывается.

3. Документом, подтверждающим право военнослужащего на внеконкурсное поступление (при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах) и обучение в гражданском образовательном учреждении, является направление на обучение в гражданское образовательное учреждение, оформленное в соответствии с приложением (далее — направление на обучение), выдаваемое командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.

Порядок выдачи и учета направлений на обучение определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

4. Направления на обучение выдаются военнослужащим, получающим образование соответствующего уровня впервые.

Военнослужащим в период их обучения в гражданских образовательных учреждениях, а также военнослужащим, проходящим обучение в военных образовательных учреждениях, направления на обучение не выдаются.

Военнослужащим, поступившим в гражданские образовательные учреждения по направлениям на обучение и отчисленным из них за невыполнение учебного плана по неуважительным причинам, за нарушение устава гражданского образовательного учреждения и (или) правил его внутреннего распорядка, новые направления на обучение могут быть выданы не ранее чем через три года после отчисления.

5. При невозможности своевременного прибытия военнослужащего для прохождения промежуточной или итоговой аттестации в связи с его участием в учениях, походах кораблей и других мероприятиях, перечень которых определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, гражданское образовательное учреждение предоставляет такому военнослужащему возможность прохождения аттестации в другое время.

Основанием для переноса времени прохождения промежуточной или итоговой аттестации является справка, подтверждающая участие военнослужащего в указанных мероприятиях, выдаваемая командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.

6. В случае направления военнослужащего, обучающегося в гражданском образовательном учреждении, в служебную командировку продолжительностью свыше трех месяцев, в том числе для участия в миротворческих и контртеррористических операциях, ему в установленном порядке предоставляется академический отпуск на основании личного заявления и справки, выдаваемой командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.

7. Военнослужащий, обучающийся в гражданском образовательном учреждении, переведенный к новому месту прохождения военной службы, имеет право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, перевестись для продолжения обучения в другое гражданское образовательное учреждение, находящееся вблизи нового места военной службы.

8. Военнослужащим при поступлении (обучении) в гражданские образовательные учреждения дополнительно предоставляются:

а) военнослужащим, поступающим на обучение в гражданские образовательные учреждения:

для сдачи вступительных экзаменов при поступлении в гражданские образовательные учреждения высшего профессионального образования — 15 календарных дней;

для сдачи вступительных экзаменов при поступлении в гражданские образовательные учреждения среднего профессионального образования — 10 календарных дней;

для сдачи выпускных экзаменов на подготовительных отделениях (курсах) гражданских образовательных учреждений высшего профессионального образования — 15 календарных дней;

б) военнослужащим, успешно обучающимся в гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования:

для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах — по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов — по 50 календарных дней;

при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе — 50 календарных дней;

для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — четыре месяца;

для сдачи итоговых государственных экзаменов — один месяц;

в) военнослужащим, успешно обучающимся в гражданских образовательных учреждениях среднего профессионального образования:

для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах — по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов — по 40 календарных дней;

для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — два месяца;

для сдачи итоговых государственных экзаменов — один месяц.

9. Военнослужащим, обучающимся в гражданских образовательных учреждениях, на период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов по их желанию устанавливается специальный регламент служебного времени с сокращением продолжительности еженедельного служебного времени на 7 часов.

10. При обучении военнослужащих в гражданских образовательных учреждениях, находящихся вне места прохождения ими военной службы, они имеют право на проезд на безвозмездной основе один раз в период учебного отпуска железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту нахождения гражданского образовательного учреждения и обратно в порядке, установленном для проезда военнослужащих в отпуск и обратно.

11. Порядок предоставления военнослужащим учебных отпусков и других социальных гарантий, связанных с обучением, определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых военнослужащие проходят военную службу.

Как реализовать право военнослужащего на обучение в гражданском вузе

И.П. Машин, полковник юстиции, начальник Приемной Министра обороны Российской Федерации

Не секрет, что, выбирая себе профессию после окончания школы, зачастую ввиду недостаточного жизненного опыта либо из-за авторитетного родительского мнения, юноша не всегда полностью осознает последствия принятого решения о поступлении в военное учебное заведение. Получив после его окончания военно-учетную специальность и прибыв к месту дальнейшего прохождения службы, офицер понимает, что ему нужна иная профессия, иной род деятельности. Возникает закономерный вопрос: как быть дальше?

Исходя из действующих норм военного законодательства, а именно в соответствии с ч.2 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих” «… военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения”.

Положение данной нормы полностью согласуется с Конституцией Российской Федерации, ее ч. 1 ст. 43, провозглашающей право каждого гражданина на образование, а также нормами международного права, в частности ст. 26 «Декларации прав человека”, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Причем данное гарантированное право является абсолютным и не зависит от социального, должностного положений гражданина, пола, расы, национальности, вероисповедания и т.д.

Аналогичный запрет на ограничения прав граждан на профессиональное образование закреплен ст. 5 Закона «Об образовании”, гарантирующей получение образования вне зависимости от личности гражданина, его убеждений, социального положения, принадлежности к общественным организациям (объединениям) и т.д.

В ранее действовавшей Конституции СССР 1978 г. данное право также было провозглашено, однако оно обеспечивалось «…бесплатностью всех видов образования, осуществлением обязательного всеобщего среднего образования молодежи, широким развитием профессионального технического, среднего, специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством”.

Таким образом, государство брало на себя право определения возможности обучения для получения специальности в зависимости от жизненных потребностей и потребностей производства. В соответствии с этим, Советом Министров СССР 24 декабря 1982 г. было принято постановление «Об утверждении Положения о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях” № 1116, которое было объявлено для руководства в Вооруженных Силах приказом Министра обороны СССР «О введении в действие Положения об обучении офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота в вечерних и заочных гражданских высших и средних специальных учебных заведениях” 1983 г. № 55 (далее – Положение) в редакции приказа Министра обороны СССР от 5 июля 1989 г. № 242.

В соответствии с вышеуказанным Положением «обучение офицеров должно быть полностью подчинено интересам подготовки нужных армии специалистов” и ставилось в прямую зависимость от получения разрешения на поступление (не более трех раз!) в высшие гражданские учебные заведения по вечерней и заочной формам обучения от прямых начальников от командира воинской части, ему равного и выше (в редакции приказа Министра обороны СССР 1989 г. № 242).

Более того, даже в ходе обучения командиры (начальники), давшие военнослужащим разрешение обучаться в заочных и вечерних гражданских учебных заведениях, имели право запретить им обучение ввиду недисциплинированности либо если они не справлялись с обязанностями по службе.

До конца 2000 г. одновременно действовали нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих”, согласующиеся с Конституцией Российской Федерации, и нормы Положения, явно не соответствующие закону, что давало возможность некоторым командирам (начальникам) исходя из действующих предписаний приказа Министра обороны 1983 г. № 55 решать по своему усмотрению вопрос обращения военнослужащих об обучении в гражданских учебных заведениях.

Данные разногласия были устранены Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в решении от 14 ноября 2000 г. по делу № ВКПИ 00-68 по жалобе Володина С.В., в соответствии с которым Положение об обучении офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота в вечерних и заочных гражданских высших и средних специальных учебных заведениях, введенное в действие приказом Министра обороны СССР от 23 февраля 1983 г. № 55 и измененное приказом Министра обороны СССР от 5 июля 1989 г. № 242, в части перечисленных ограничений реализации военнослужащими, проходящими службу по контракту, своего права на образование было признано незаконным и недействующим со дня вступления в силу Закона «О статусе военнослужащих”1.

К данным ограничениям, признанным судом незаконными, поскольку они не предусмотрены действующим законодательством, относятся следующие:

1. Не может быть основанием для отказа военнослужащему в получении профессионального гражданского образования требование, содержащееся в ст. 1 Положения, где указано, что обучение офицеров, прапорщиков и мичманов в вечерних и заочных гражданских высших и средних специальных учебных заведениях должно быть полностью подчинено интересам подготовки нужных для армии и флота специалистов.

2. Не применимо предписание ст. 2 Положения, в котором было предусмотрено, что в вечерних и заочных гражданских высших учебных заведениях разрешено обучаться только положительно аттестуемым по службе офицерам, прапорщикам и мичманам по профилям, родственным их военной специальности или способствующим повышению военных и специальных знаний по характеру выполняемой ими работы.

3. Не является обязательным предусмотренное ст. 4 Положения согласие прямого начальника для поступления военнослужащего в гражданское учебное заведение, а также возможность его поступления не более трех раз.

4. Отменено требование ст. 5 Положения, устанавливающее срок подачи рапорта военнослужащим не позднее 1 декабря года, предшествующего году поступления.

5. Командир (начальник) лишен права, запретить обучение военнослужащему, обучающемуся в гражданском учебном заведении, ранее предусмотренного ст. 8 Положения.

Таким образом, несмотря на то, что приказ Министра обороны СССР от 23 февраля 1989 г. № 55 (с изменениями, внесенными приказом Министра обороны СССР от 5 июля 1983 г. № 242) до настоящего времени не отменен и продолжает действовать, он не может применяться в части ограничений прав военнослужащего на обучение, перечисленных выше.

Следовательно, реализовать право военнослужащего, проходящего службу по контракту, на обучение в гражданском вузе, любой желающий может путем самостоятельной подачи документов для поступления, не испрашивая на это согласия своего командира (начальника), причем количество попыток поступить в выбранный гражданский вуз в настоящее время не ограничивается.

Командир (начальник) не имеет права отказать в предоставлении обучающемуся в вузе военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, учебного отпуска для сдачи экзаменов, предусмотренного п. 6 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих”. При этом основанием будет являться предъявление справки-вызова из учебного заведения. Не могут являться мотивами для отказа недисциплинированность военнослужащего, отрицательная аттестация его по службе, противоречия избранной для обучения профессии интересам службы и т.д.

Отказ командира (начальника) может быть обжалован как вышестоящему командованию, так и в военный суд в порядке обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан2.

Права запрета на обучение военнослужащему, обучающемуся в гражданском учебном заведении, командир (начальник) теперь лишен.

Таким образом, порядок реализации права военнослужащего на обучение в гражданском вузе полностью зависит от самого военнослужащего, и, по мнению автора, вмешательство в реализацию этого права со стороны должностных лиц недопустимо.

1 При работе над данной темой и изучении решения Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2000 г. по делу № ВКПИ 00-68 у автора постоянно возникал вопрос, о каком именно законе идет речь в судебном решении: Законе «О статусе военнослужащих” или о Федеральном законе «О статусе военнослужащих”. Так, в описательной и резолютивной части решения имеются ссылки на Закон Россий- ской Федерации «О статусе военнослужащих”, в то время как данный Закон был принят в 1993 г. и к моменту рассмотрения дела в суде был уже признан утратившим силу Федеральным законом «О статусе военнослужащих” 1998 г.

Рассматривая буквально решение Верховного Суда Российской Федерации по данному делу, можно сделать вывод, что вышеперечисленные приказы Министра обороны СССР признаны незаконными и недействующими со дня вступления в силу Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих” 1993 г.

Однако, сопоставляя приведенные в судебном решении извлечения из п. 2 ст. 19 Закона «О статусе военнослужащих”, автор пришел к выводу, что в судебном решении речь идет о Федеральном законе «О статусе военнослужащих” 1998 г., а в тексте решения имеются ошибки в наименовании нормативного акта.

2 Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993г. № 4866-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ).

Основной закон, регулирующий права военных — № 76 («О статусе военнослужащих»). О возможности реализации права на обучение или переподготовку сказано и в других правовых актах:

  • в Конституции;
  • в законе «Об образовании»;
  • в законе №125 о высшем образовании;
  • в 1237‑м Указе Президента;
  • в 176‑м приказе Министра обороны;
  • в 78‑м Постановлении Правительства (о правилах обучения военнослужащих).

В этих актах закреплены права на обучение — где и по какой форме могут учиться военнослужащие, должны ли им предоставляться учебные отпуска и как они оплачиваются.

Право на отпуск

Норма 19‑й статьи 76‑го закона говорит о том, что контрактник имеет право требовать учебный отпуск, если обучается:

  • в ВУЗе;
  • в профучилище;
  • на курсах переподготовки.

При этом не имеет значения, гражданское это заведение, или военное.

Форма обучения тоже может быть любой — очная или заочная. Военнослужащие, к тому же, имеют льготы по сравнению с гражданскими — у них есть возможность вне конкурса поступить в учебное заведение на бесплатную основу. Однако это касается только тех, кто прослужил дольше трёх лет.

Отказ в предоставлении отпуска

В процессе несения службы могут возникнуть обстоятельства, при которых отпуск не может быть предоставлен, например, это:

  • учения;
  • походы;
  • военные или миротворческие операции.

Пятый пункт Правил обучения военнослужащих, утверждённых 78‑м Постановлением, установил, что руководство учебного заведения обязано перенести учебные процедуры (сессии, экзамены) в отношении военнослужащего на другой срок. Перенесение осуществляется на основании справки командира военной части об участии обучающегося в мероприятиях, связанных со службой.

Если же мероприятия затянутся на неопределённое время, военному будет предоставлен академический отпуск.

Сроки отпуска

На основании 31‑й статьи 1237‑го Указа учебный отпуск является дополнительным и предоставляется для реализации права на обучение. В соответствии с 3‑й частью статьи установлены следующие сроки отпуска на подготовку и сдачу вступительных экзаменов:

  • 30 суток военным, допущенным к экзаменам;
  • 10 суток на сдачу каждого экзамена, если некоторые экзамены уже сданы.

А на основании второй части этой статьи, сроки отпусков, связанных с обучением, закрепляются в соответствующих правовых актах. В 78‑м Постановлении установлены такие сроки:

  • 40 дней — для сдачи сессий на 1 и 2 курсах (на последующих курсах — 50 дней);
  • месяц — сдача госэкзаменов;
  • 4 месяца — защита диплома;
  • 15 дней — выпускные экзамены;
  • 30 суток — сдача кандидатских экзаменов и подготовка диссертации;
  • полгода — для соискателя степени доктора наук (3 месяца — кандидата наук);
  • 30 дней — сессии на 1 и 2 курсе профучилища (40 дней — последующие курсы);
  • 2 месяца — подготовка и сдача ИГЭ в профучилище;
  • месяц — сдача выпускных экзаменов в профучилище.

Кроме того, в отпуск включается время, необходимое на проезд до места обучения и обратно.

Оплата

В соответствии с 53‑м пунктом Приказа МО №200 за весь период нахождения военного в учебном отпуске денежное довольствие ему выплачивается полностью. Кроме того оплачивается проезд до учебного заведения и обратно.

Однако время, затраченное на поступление в учебное заведение, в том числе, и на сдачу вступительных экзаменов, не оплачивается.

Cрок выплаты декретных вы можете прочесть в нашей подробной статье.
Как узнать о том, входит ли оплата больничного в расчет по отпускным? По есть вся полезная информация.
Разобраться в удержаниях из вашей зарплаты, вы сможете, внимательно прочитав наш материал!

Оформление

По норме 78‑го Постановления учебный отпуск оформляется по алгоритму:

  • военнослужащему из учебного заведения предоставляется справка‑вызов (заверенная подписью и печать учреждения);
  • военный пишет рапорт на отпуск и прикладывает к нему справку;
  • командир части издаёт приказ о предоставлении отпуска (отрывная часть справки возвращается военнослужащему);
  • по окончанию учебных процедур отрывная часть заполняется методистом учебного заведения, подписывается ректором и скрепляется печатью;
  • по возвращении из отпуска военнослужащий обязан вернуть отрывную часть командиру.

Важно: к периоду отпуска присоединяется время, затраченное на проезд.

Стоит отметить, что отпуск на подготовку и поступление в адъюнктуру или военную докторантуру предоставляется только на основании извещения, подписанного начальником военного ВУЗа или руководителем НИУ о допуске военнослужащего к сдаче экзаменов. На основании извещения приказом командира части военнослужащему предоставляются свободные дни на подготовку к поступлению, а приказ высылается в учебное заведение.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *