Учитель бьет учеников

Дети иногда дерутся, даже девочки. Поэтому, когда ребёнок приходит домой с синяком под глазом и бурчит себе под нос, что подрался с Петей из-за того, что тот его обозвал, родители, конечно, расстраиваются и, может, даже звонят родителям Пети, но не удивляются. Но что, если ребёнок заявляет, что на него поднял руку учитель? Как в этом случае не допустить психологической травмы и отвращения к школе и куда обращаться? Автор «Дэйли Бэби» разбирался вместе с экспертами в области права и психологии.

Содержание

От синяков до сотрясений мозга

Насилие со стороны учителей в школах — явление, увы, не новое. Ещё наши родители рассказывали, как за накрашенные глаза старшеклассница могла получить указкой по пальцам, или хулиган, срывающий урок, зарабатывал от преподавателя подзатыльник. Времена поменялись — сейчас у каждого школьника есть смартфон, поэтому подобные инциденты не остаются в стенах школы, моментально попадают в сеть, вызывая общественный резонанс.

В последнее время случаи жестокого отношения учителей к детям участились. Так, в конце января этого года учительница из Смоленска ударила ученика в столовой за то, что он решил забрать домой недоеденную котлету. В Санкт-Петербурге примерно в эти же дни первоклассницу так ударила учительница, что ребёнок попал в больницу с сотрясением мозга. В Подмосковье преподаватель не трогала детей сама, но стравливала их между собой. Первоклашку жестоко избили одноклассники с разрешения учителя физкультуры, которая заявила, что «сегодня — день каннибала» и ребята могут пинать своего товарища, который «слишком долго завязывает шнурки». У ребёнка диагностировали сотрясение мозга и серьёзные ушибы.

Такой случай, без преувеличения, ломает психику ребёнка. Он переживает, иногда ему страшно рассказать о случившемся, он чувствует себя униженным и беззащитным, боится, что его не поймут и не поддержат родители, ведь ударил не абы кто, а взрослый и авторитетный человек.

Комментирует дипломированный психолог с 20-летним стажем, эксперт в области семейных отношений, действующий преподаватель по практической психологии детского научного лагеря «Экстерн» Ольга Свиридова:

— К сожалению, в системе образования не всегда работают высококвалифицированные кадры, и в некоторых ситуациях они позволяют себе совсем не педагогичное поведение. Каждый случай индивидуален, и прежде, чем подавать на педагога в суд, конечно, надо разобраться, что случилось.

С точки зрения психологии, дети, травмированные такой ситуацией, не хотят после этого идти в школу. Зачастую ребёнку приходится менять школу, при том, что он был не виноват в сложившейся ситуации. Для родителей важно учесть, насколько устойчивой психикой обладает их ребёнок, и, по возможности отодвинув эмоции на второй план, взвесив все «за» и «против» дальнейшего нахождения в этой конкретной школе, идти на разговор, причём не с учителем, а с администрацией учебного заведения.

Если ребёнок по характеру «боец», то достаточно провести разъяснительные беседы, заверить, что подобное больше не повторится, дать понять, что родители и администрация школы на его стороне, и тогда возобновить занятия в школе. Если ваш ребёнок с менее устойчивой психикой, здесь может понадобиться помощь психолога. Что теперь испытывает ваш сын или дочь при словах «школа», «занятия», «учитель»? Страх. И справиться с ним бывает непросто. Родителям важно не принижать чувства ребёнка фразами вроде «ну что ты как маленький», «да ладно, все уже и забыли», а быть всё это время рядом с ребёнком, поддерживать его и вовремя обратиться к специалисту.

Выслушать и поддержать

Ещё один важный момент: нужно понимать, что дети есть дети, и иногда они склонны преувеличивать, драматизировать или вовсе врать взрослым по тем или иным причинам. Об этом рассуждает детский психолог сервиса YouTalk Ксения Щербинина:

— Когда происходят подобные инциденты, у всех зашкаливают эмоции и очень сложно держать себя в руках: ребёнок сильно напуган, родители в ярости. Для начала родителям важно найти в себе силы на глубокий вдох-выдох и попробовать разобраться в ситуации. Что произошло на самом деле? При каких обстоятельствах это произошло?

Сейчас есть тенденция демонизировать учителей и систему образования в целом. За этой негативной установкой мы иногда перестаём видеть реальность. Возможно, никакого инцидента не было, и для ребёнка это лишь повод привлечь внимание мамы и папы, почувствовать, как они могут защитить его, позаботиться. Возможно, конфликт был не с педагогом, а с одноклассниками, но «стучать» страшно, а синяк остался. Почему бы не свалить на учителя, у которого уже не самая хорошая репутация? Я говорю сейчас о других вариантах не с целью защитить учителей (хотя и они иногда нуждаются в защите), а с целью предупредить о других не менее серьёзных причинах.

Итак, вы разобрались в ситуации и убедились в том, что учитель вышел за рамки своих компетенций и оскорбил или даже ударил ребёнка. Как правило, в подобных ситуациях ребёнок испытывает сильную растерянность, переживает, виноват ли он в этой ситуации, и боится, что всё может повториться.

Какие бы страшные вещи ни происходили в жизни наших детей, мы можем и должны объяснять им, что происходит.

«То, что произошло с тобой — не норма, такого быть не должно. Я знаю, что ты напуган. Ты не виноват в том, что произошло. Даже если ты вёл себя не так, как хотел учитель, у него нет права оскорблять тебя, и тем более бить. Ни у кого нет права бить тебя. Мы с папой/мамой будем разбираться в этой ситуации и не допустим её повторения».

Не замалчивайте инцидент и не старайтесь сделать вид, что ничего не было. Не стоит сильно погружать ребёнка в дальнейшие разбирательства, так как это может повторно его травмировать. Достаточно того, что он чувствует вашу защиту. Подобные разъяснения позволяют ребёнку «переварить» тот негативный опыт, который произошёл с ним.

Безусловно, нужно будет время. Если родители замечают, что ребёнок стал вести себя иначе после подобного инцидента, стоит обратиться к психологу. У всех разная стрессоустойчивость. То, что для одних быстро забудется, на других может наложить серьёзный отпечаток. Своевременно оказанная психологическая помощь позволит минимизировать последствия стресса.

Что говорит закон

Побои и оскорбления со стороны учителя — это преступление, за которое педагог должен нести наказание. Не стоит закрывать на это глаза, ведь безнаказанность, как мы знаем, влечёт за собой повторные правонарушения. Если учитель понесёт заслуженное наказание, есть шанс, что от его действий больше не пострадает ни один ребёнок.

Что же делать, если вашего сына или дочь ударил учитель?
Рассказывает эксперт Общественной Палаты по защите прав детей, адвокат Вадим Кудрявцев:

— В последнее время в СМИ действительно участились рассказы о чудовищных историях, когда в детских садах и школах детям наносили телесные повреждения, и делали это учителя. Перед родителями в таких случаях встаёт вопрос: куда и как обращаться? Как юрист могу ответственно заявить, что нанесение телесных повреждений вашему ребёнку является преступлением и карается согласно российским законам. Если вы столкнулись с такой ситуацией, нужно вызвать сотрудников полиции, зафиксировать телесные повреждения и сразу написать заявление о возбуждении уголовного дела. Если повреждения серьёзные, нужно обратиться в Следственный Комитет по месту совершения преступления.

Если вы просто недовольны работниками воспитательных учреждений или считаете, что есть какие-то нарушения закона, и это не связано с конкретными преступлениями в отношении вашего ребёнка, можете обратиться в прокуратуру и просить провести проверку в отношении работников воспитательных учреждений.

Ольга Нянькина, адвокат, управляющий партнёр Адвокатского бюро Москвы «Нянькин и партнёры», добавляет:

— Если ваш ребёнок стал жертвой физического насилия со стороны педагога, в первую очередь, необходимо обратиться в травмпункт или детскую поликлинику, где зафиксировать следы побоев, если таковые сохранились. Следующий шаг — обращение с заявлением в органы управления образованием, на территории которого находится школа, а наряду с этим — и к руководству самого образовательного учреждения — директору школы.

При отсутствии следов физического насилия, либо, если насилие проявилось в оскорблениях, иных формах психологического насилия или просто неэтичном поведении, важно подробно расспросить ребёнка о действиях педагога, его высказываниях. Также стоит поговорить с детьми, ставшими очевидцами происшествия — это делать стоит через контакт с их родителями.

Убедившись в том, что ребёнок действительно подвергся насилию, подавайте заявление в администрацию учебного заведения с просьбой принять меры в отношении педагога. При наличии аудио- или видеодоказательств приложите запись к своему обращению.

По факту обращения в школе обязаны провести служебную проверку, в ходе которой должны опросить участников происшедшего.

Учитель, который допустил противоправные действия в отношении ученика, может быть привлечён к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

  • Так, в соответствии с пунктом вторым статьи 336 Трудового кодекса РФ, дополнительным основанием прекращения трудового договора с педагогическим работником является однократное применение методов воспитания, связанных с применением физического или психического насилия в отношении ученика или воспитанника.
  • Если в отношении ребёнка применено физическое насилие, педагога могут привлечь к уголовной ответственности по статье 115 «Причинение лёгкого вреда здоровью» или 117 «Истязание» Уголовного кодекса России, либо по статье 6.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Побои».
  • Совершение преступления педагогическим работником в отношении несовершеннолетнего воспитанника является отягчающим ответственность обстоятельством в силу статьи 63 УК РФ.
  • В отдельных случаях действия учителя могут быть квалифицированы по статье 156 Уголовного кодекса РФ за ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию ребёнка педагогическим работником, если оно сопряжено с жестоким обращением с воспитанником.

Разумеется, у законного представителя сохраняется право обратиться в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства. В данном случае требования истца будут посвящены взысканию компенсации морального вреда, а также расходов, связанных с оказанием психологической или медицинской помощи ребёнку, как с самого педагога, так и с образовательного учреждения.

Вместо итога

В любом случае, родителю важно разобраться в ситуации, не бояться, что из-за разбирательств против его ребёнка ополчатся другие преподаватели и не преуменьшать важность произошедшего, даже если после действий учителя у школьника не осталось и царапины.

В некоторых случаях ребёнка лучше перевести в другую школу, особенно если он сам об этом просит. Иногда для того, чтобы всё вернулось на круги своя, достаточно беседы и поддержки, а также отстранения провинившегося учителя от работы, но в некоторых случаях родителям предстоит серьёзная работа, чтобы их ребёнок перестал испытывать страх и вновь полюбил школу.

— поделитесь с друзьями!

Я полагаю, опытный и мудрый учитель в ответ на агрессивное поведение неадекватного, душевно больного ученика ни в коем случае не будет повышать голос, а тем более — отвечать на его удар. Это игра на поле идиота, где идиот гораздо сильнее Вас. Сразу надо забрать журнал, уйти в учительскую, и с директором а так же с представителем детского отдела полиции прийти в класс. Удар человека — это — хулиганка, взрослому человеку годешник колонии обеспечен. Хулигана. ударившего учителя минимум, заберут в кутузку. Конечно, надо обязательно писать заявление в полицию. А свидетелей — полный класс. Кто откажется — это лжесвидетельство, и даже -соучастие. Объяснить это ученикам, и они в очередь побегут давать свидетельские показания. Один такой прецедент, доведённый до логического конца, поднимет авторитет учителей в школе выше крыши, никто после этого не подумает даже огрызнуться на учителя. Мы берём пример с цивилизованного Запада. А вот там именно так и поступают с учениками-дебилами. Это моё личное мнение.

11.06.2017 Преступления против жизни и здоровья 2 комментарии

Работа учителем требует много терпения, но не у всех его хватает, в результате получается конфликт. Подобные ситуации чаще всего возникают со специалистами, которые ведут себя по отношению к ученикам непедагогично. Не редкими в наше время являются ситуации, когда по отношению к детям со стороны воспитателей/учителей применяется физическое насилие. Возникает вопрос, имеют ли они на это моральное право, и какая ответственность предусматривается?

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с ударом учителем ребенка, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с побоями, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Общее описание неприятных ситуаций в учебном процессе

Учителя, которые выгоняют детей за плохое поведение из класса, отбирают телефоны, прилюдно читая личные переписки, ставя низкий балл просто за то, что ребенок отсутствовал на занятии или не пришел вовремя, забывают о том, что они нарушают закон. Родителям приходится часто сталкиваться с тем, что их дети жалуются на действия преподавателей. Вашей первоначальной задачей должна быть защита интересов своего ребенка, отстаивание его прав. Но! Еще важно соблюсти грань и не поссориться с администрацией школы на ровном месте.

Нельзя не отметить, что в последнее время уровень правосознания, как школьных педагогов, так и учеников, их родителей заметно повысился и это хорошо. Однако ситуации, когда учителя применяют непедагогические методы, все же имеют место. С особой внимательностью следует относиться к применению противозаконных мер наказания, воспитания.

Важно! Как сказано в Законе «Об образовании» учитель имеет право выбирать, а также использовать методики обучения и воспитания на свое усмотрение. Самое главное, чтобы не были нарушены педагогические границы.

Нельзя отбрасывать тот факт, что дети бывают разными, у каждого ребенка свой характер, воспитание. Но одно можно сказать точно, применять насилие, имеющее физическую или психологическую форму, категорически запрещено. Многих родителей интересует, что делать, если учитель ударил ученика? Оставлять без внимания подобные инциденты ни в коем случае нельзя. Это может повториться, и что самое главное, негативно сказаться на психологическом состоянии ребенка, понизить его самооценку.

Наказание за избиение работником образовательного учреждения

Поднятие руки учителем на ребенка в ходе урока можно квалифицировать как побои, но это в случае если явные телесные повреждения отсутствуют. Что же касается ситуаций, когда полученные повреждения имеют различную степень тяжести, квалификация правонарушения определяется уровнем нанесения вреда.

Какое наказание может понести учитель? Если злодеяние не имеет квалифицирующих признаков, то суд может обязать его заплатить штраф в размере до 40 тысяч рублей или в размере трехмесячного заработка. Мерой пресечения также может быть привлечение к обязательным работам или исправительным. В первом случае максимальный срок составляет 360 часов, во втором 6 месяцев. Более суровым способом наказать учителя является его взятие под арест до трех месяцев.

Отягощающими обстоятельствами дела являются:

  • хулиганские побуждения;
  • наличие мотива расовой, национальной, идеологической, политической вражды;
  • ненависть.

Если следствие показало, что, хотя бы одно из приведенных обстоятельств имело место, то наказание может быть применено в виде привлечения к обязательным, исправительным, принудительным работам (до 360 часов, 1 года, 2 лет). Это также может быть ограничение свободы максимум на два года, арест до полугода, лишение свободы на срок около двух лет.

Внимание! По закону наказание за побои предусматривается достаточно серьезное. Если вы даже просто пригрозите учителю привлечением к ответственности, то у него отпадет желание обижать вашего ребенка.

Не так часто, но все же бывают ситуации, когда ученик избивается систематически, в этом случае речь идет об истязании. Даже если квалифицирующие признаки отсутствуют, это влечет ограничение свободы, привлечение к принудительным работам или лишение свободы сроком на три года во всех случаях.

Действия родителей, желающих прекратить насилие по отношению к своему ребенку

Для начала попытайтесь урегулировать конфликт в рамках учебного заведения, для этого потребуется привлечь директора и психолога. Если же переговоры и попытки решить все мирным путем не дали результата, тогда есть смысл обратиться с заявлением в полицию, а если нужно, то и в суд. Бывают ситуации, когда персональные данные преподавателя родителям неизвестны. В этом случае сотрудниками правоохранительных органов проводится ряд мероприятий, направленных на установление личности виновника инцидента. После того, как потерпевшая и обвиняемая сторона допрошены, все материалы подкрепляются обвинительным актом и направляются в суд.

Основанием для возбуждения уголовного дела является заявление родителя, срок дознания по закону не должен превышать 30 дней. Перед самой передачей дела в суд, дознавателем утверждается обвинительный акт, что делается у прокурора. Он наделен правом утвердить обвинительный акт или вернуть его на проведение дополнительного дознания.

Если вы хотите выиграть дело, не пожалейте денег и наймите хорошего адвоката. Дело в том, что не все знают, как правильно подается заявление в суд, как собирается пакет необходимых документов, доказательная база. А опытный юрист, разбирающийся в тонкостях юриспруденции, может в этом помочь. Кроме того, он знает, как правильно себя нужно вести на заседании, как отвечать на вопросы, и сможет научить этому вас. Наладив сотрудничество, вы сможете с легкостью достигнуть желаемого и наказать учителя, который обидел вашего ребенка и возможно других детей.

Что касается того, по каким критериям следует выбирать адвоката, то основными являются:

  • уровень образования;
  • положительный опыт;
  • квалификация;
  • умение отстаивать свою точку зрения, убеждать;
  • грамотность.

Не лишним будет обратить внимание на внешний вид юриста, он должен быть представительным. Доверьтесь профессионалу, и виновные будут наказаны.

Директор школы академик Евгений Ямбург и детский психолог Катерина Демина — о том, почему учителя всё чаще поднимают руку на учеников

Ирина Купченко в фильме «Училка». Фото с сайта filmpro.ru

В прессе всё чаще вспыхивают скандалы по одному сценарию – учитель поднял руку на ученика. Происходящее комментируют для «Милосердия.ru» эксперты, находящиеся «по разные стороны баррикад».

29 января 2019 в Санкт-Петербурге на уроке физкультуры 62-летний учитель «не смог совладать с эмоциями и ударил по голове подростка». Позже медики констатировали у ученика сотрясение мозга. По другим данным, конфликт начался с того, что 63-летний учитель кинул в 13-летнего ученика мяч с близкого расстояния.
Перед этим 16 января появились сообщения о том, что завуч избила ученицу, рисовавшую на уроке биологии.
14 ноября 2018 года учительница избила второклассника в Комсомольске-на-Амуре.
В ноябре 2018-го учитель физкультуры школы №19 Северодвинска отхлестала двоих учеников своего класса скакалкой. Позже появились свидетельства учеников о том, что к побоям педагог, якобы, прибегала неоднократно.
В сентябре 2018-го в школе 111 Санкт-Петербурга учительница на уроке избила ребёнка учебником по голове до сотрясения мозга.
В апреле 2018-го был избит ученик в Марий Эл.
В феврале 2018 учительница физкультуры избила ученика в Якутии.
А в январе родители учеников из города Пучеж написали жалобу в Ивановскую областную прокуратуру на учителя литературы, которая била учеников указкой.

Евгений Ямбург, академик, директор Центра образования №109 (Москва): Учитель – выжигающая профессия, а тут еще майские указы

Академик РАО, директор школы № 109 Евгений Ямбург. Фото: Владимир Трефилов / РИА Новости

— У нас не только учителя стали бить учеников, но и ученики стали бить учителей и друг друга. Таких случаев в прессе много, а ещё больше туда не попадает. И таким дракам есть сразу несколько причин.

Во-первых, эмоциональное выгорание учителей. Исследования показывают, что профессиональное выгорание среди школьных педагогов в два раза выше, чем в МВД. Учитель – это просто выжигающая профессия.

В последние годы выгорание усугубилось выполнением «майских указов» 2012 года. Намерения, конечно, были благие – чтобы зарплата учителей была средней по региону. Беда в том, что там написано «зарплата», а не «ставка».

«Майские указы» — 11 указов президента Владимира Путина, подписанных 7 мая 2012 года. Наиболее известны распоряжением о повышении зарплаты бюджетникам. По распоряжению президента, зарплата школьных учителей, преподавателей колледжей и работников культуры должна быть не ниже средней по региону, а зарплаты научных сотрудников, вузовских преподавателей и врачей превышать среднюю по региону в два раза.

Школы обязаны эти указы выполнять, но, чтобы их выполнить, учителя надо нагрузить на 35-40 часов в неделю.

А это значит, что математик или словесник должен в месяц проверить до десяти тысяч контрольных и тестовых работ.

И это – немыслимое перенапряжение, которое тоже сказывается.

Кроме того, сегодня массовому сокращению подверглись такие важнейшие в школе специалисты как школьные психологи, дефектологи, социальные работники. Это делалось не специально.

Представьте себе: вы – директор школы. Вы обязаны выполнить майские указы, и эта ситуация каждый месяц мониторится отчётами. Если вы что-то не выполнили, вас могут уволить без объяснения причин.

Кого вы будете увольнять в этих условиях? Конечно, не учителя физики. Пострадают «лишние люди» — психологи, логопеды, дефектологи. То есть, ситуация с детьми становится всё сложнее и сложнее, а мы гоним из школ тех, кто отвечает за их «неодинаковость».

Евгений Ямбург — заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик РАО, директор Центра образования № 109 (Москва), больше известного как «Школа Ямбурга». Автор и разработчик адаптивной модели школы. Автор книг «Эта скучная наука управления», «Школа для всех», «Педагогический декамерон».

Невротизированы все

Фото: РИА Новости/Антон Уницын

Дети сейчас изменились по очень многим параметрам, и прошлые периоды – те же 80-е годы – не надо сравнивать с тем, что есть сейчас, — считает Евгений Ямбург:

— По данным Союза педиатров, только 12% нынешних детей абсолютно здоровы. Это не значит, что все остальные – глубокие инвалиды, но у них есть особенности – задержки в развитии, синдром дефицита внимания. А на первом месте здесь идёт психоневрология. Это не всегда психические диагнозы, но часто – особенности.

В обществе вообще невероятно возрос невротизм. Невротики теперь все – родители, дети. В детском сообществе всё это индуцируется, причём даже в детском саду.

Наше собственное микроисследование показало, насколько сейчас невротизированы уже четырёхлетние дети. Конечно, они ещё не понимают многого, что говориться вокруг, но они – очень тонко чувствуют. А у нас кругом – одни враги.

Наше население, а даже не только дети, нуждается в длительной терапии. Потому что включаем мы телевизор – а там в ток-шоу взрослые орут друг на другу, никто никого не слышит. И то, о чём писал Окуджава – «святая наука расслышать друг друга» сегодня не существует.

Нельзя исключить провокации со стороны учеников

Другая сторона вопроса состоит в том, что похожие эксцессы были и в 80-е, и в 70-е, и даже в 60-е годы. Но это не попадало в прессу.

— Я совершенно не оправдывают учителей, которые поднимают руку на учеников, — их надо выгнать из профессии, говорит академик Ямбург. — Но я внимательно наблюдаю то, что снято на видео, с которых начинаются скандалы. Бывает, идёт учительница, ничего ещё не произошло, а её уже снимают. Значит, что-то этому предшествовало, какая-то провокация. А сегодня набрать лайки – это круто. И набираться эти лайки могут разными способами.

Сегодня даже интеллектуально сохранный ребёнок вполне может сесть посреди класса и начать громко ругаться матом – и каковы ваши действия, господин учитель?

Тронуть хоть пальцем такого ребёнка нельзя, хотя, по идее, его надо взять за шкирку и вывести из класса. Но как только вы так сделали – вы попались, и вас уже снимают.

Вопрос не в том, кто виноват, а что делать

— Так что дело не в вопросе «кто виноват?» Виноваты все, — считает Ямбург. — Вопрос в том, что делать. А делать нужно много. Это и усиление психолого-медико-педагогических служб, и разгрузка учителей, которые захлёбываются.

Быстро эту проблему не решить – она требует постепенных шагов со всех сторон, но начинать разбираться надо.

Катерина Дёмина, детский и семейный психолог: родители просто начали жаловаться

Катерина Дёмина. Фото: facebook.com/katerina.demin

— Раньше родители твёрдо знали, что учительница – это последняя инстанция, и, если она тебя бьёт, значит, она права. Теперь я бы осторожно сказала: некоторые люди начинают считать, что детей бить нехорошо.

Ещё десять лет назад, на первом же приёме, когда ещё не идёт речь ни о каком доверии, люди спокойно признавались: «Да, мы его лупим, всё равно не помогает, сделайте что-нибудь», — без малейшей тени смущения. Сейчас бить детей стало не очень прилично, и родители начали жаловаться на учителей.

«Учитель с большим стажем» — часто человек, который оторвался от реальности

— Учителя никогда не были «готовы к детям», — говорит Катерина Демина. — Но обратите внимание: среди пострадавших нет старшеклассников, максимум – ученики средних классов. То есть, привязываются к «мелким». Это история про «я могу тебя ударить, и мне за это ничего не будет».

У учителей часто остаётся абсолютная власть. И, если перед нами – «учитель с большим стажем», нередко это означает, что человек давно оторвался от реальности и парит в небесах собственной непогрешимости, а вокруг него всё меньше людей, которые могут ему сказать, что он делает что-то не то.

Как только в сознание войдёт мысль, что «будет» — например уволят, посадят, — ситуация, я уверена, сразу изменится. И способы взаимодействия, и вежливые слова найдутся.

Катерина Дёмина — детский и семейный психолог, учитель русского языка и литературы, автор книги «Дети и деньги», многодетная мама.

Учителя не умеют отличить плохое поведение от болезни

Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости

Профессиональный уровень педагогов сейчас настолько низкий, что они не справляются ни с девиантным поведением, ни с детьми с особыми потребностями, ни, наоборот, с детьми одарёнными, — утверждает Демина.

— Знаю случай, когда у ребёнка на уроке случился нервный срыв. И его просто закрыли в подсобке, и даже не позвонили маме. Ребёнок сидел там несколько часов, пока мама не пришла за ним, как всегда после уроков. То есть, никому даже в голову не пришло вызвать скорую, например.

Современные учителя не могут отличить плохое поведение от начинающегося приступа эпилепсии или последствий соматической болезни. В своё время, когда я, сама педагог по первому образованию, училась в пединституте, у нас был про это целый учебный курс. А сейчас это как будто перестало быть вменено в обязанность учителя.

Кроме того, учителя совершенно не имеют представления о возрастных нормах, не умеют отличить норму от девиантного поведения или от последствий жестокого обращения. Нас, опять же, специально обучали, как понять, что ребёнка бьют дома, и как с этим разбираться.

Про инклюзию, которая повсеместно объявлена у нас в школах, надо понимать, что это – не инклюзия, а кидание с гранатами под танки. Настоящая инклюзия устроена совсем иначе. Инклюзия – это когда делают образовательную среду, комфортную для всех, а не когда ребёнка с особыми потребностями просто сажают в общий класс.

Школа перестала быть социальным лифтом, поэтому старые дисциплинарные методы никто не готов терпеть

Фото: РИА Новости/Антон Уницын

Но причины столкновений глубже, — считает Екатерина Демина:

— Нынешняя классно-урочная система сформировалась в Англии и Германии в эпоху промышленной революции. Тогда в мире понадобилось огромное количество клерков. И когда чуть позже Англия и Германия стали захватывать трансконтинентальные рынки, стало жизненно необходимо, чтобы эти клерки были обучены единообразно.

Школа в этих условиях была огромным конкурентным преимуществом, потому что человек, умеющий читать и писать, имел гораздо больше шансов найти работу, чем тот, который умел только доить коров. Поэтому детей школили, били – ведь образование было их шансом на кусок хлеба с маслом.

Школа была социальным лифтом, и родители, и ученики это знали. Ещё 30-40 лет назад знаменитая формула «учись, а то дворником станешь», была вполне реальной.

Но мир изменился. За последние 20 лет он стал информационным и цифровым. И почти ничего из того, что сейчас проходят в школе, не применимо на практике.

Раньше учитель был единственным источником информации. Та дисциплина, которую требуют на уроках: «Сели ровно, все смотрим на меня, слушаем», — работает только в этих условиях. Но теперь у каждого в кармане лежит прибор размером с ладошку, в котором скрыты все знания мира.

Роль учителя в процессе образования должна была сильно поменяться, и в тех странах, где заказчиками образования выступают родители, это произошло. Теперь в некоторых странах учебный процесс построен ровно наоборот: дома читаем новый материал, в классе – учимся его применять.

Кроме того, появился ряд компетенций, которые очень нужны ученикам, а у учителей их нет. Умение работать в команде, находить информацию, понимать себя настолько, чтобы написать резюме.

Нынешние казусы с учителями происходят от отсутствия умений, чувства собственного бессилия и очень высокой внутренней агрессии, которая должна куда-то прорываться. Учителей жалко – их фактически выпустили против стада бизонов с одним только даром убеждения.

Я очень сочувствую нынешним учителям, которые, вместо того, чтобы работать с родителями и детьми, вынуждены часами заполнять бумаги. И, наконец, слияние школ в комплексы, которое сейчас происходит в Москве, ухудшило ситуацию ещё во много-много раз. Почти каждый год меняются правила игры, никто не успевает к ним приспособиться.

Главная задача образования сейчас должна состоять в том, чтобы определиться, кого мы готовим и хотим получить на выходе из школы. Но этим, похоже, никто не занимается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *