Учредители унитарного предприятия

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие). Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ) и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества. Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. Правовое положение унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (статья 125 ГК РФ) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Порядок формирования уставного фонда унитарного предприятия устанавливается законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению суда. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда унитарное предприятие обязано уведомить об этом в письменной форме своих кредиторов. Кредитор унитарного предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

Коммерческую организацию, способную вести хозяйственную деятельность за счет использования имущества (активов), которое было закреплено за ней собственником, в пределах, им же установленных, принято именовать унитарным предприятием.

Законодательство, регламентирующее деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий, напрямую запрещает им полученное для ведения бизнеса имущество (активы) распределять между штатными сотрудниками или по вкладам.

Эта особенность выделяет унитарные предприятия из массы прочих разновидностей коммерческих организаций.

Цель сегодняшней публикации – последовательно и непредвзято разобраться в том, что собой представляет унитарное предприятие, каковы его признаки, виды, учредительные документы, а также рассмотреть ряд смежных вопросов.

Понятие унитарного предприятия

Унитарные предприятия — это коммерческие фирмы, за которыми закрепляется имущество (активы), предоставленное учредителями на ограниченных правах.

Органы управления такими компаниями являются единоличными, поэтому для работников и руководителей компаний исключается любая возможность членства.

Цель их создания – генерировать стабильный доход, при этом на протяжении всего срока существования они должны перечислять часть прибыли учредителю.

Федеральным законодательством подробно описываются особенности унитарного предприятия, перечисленные в нижеследующей таблице.

КАТЕГОРИЯ СОДЕРЖАНИЕ
Учредительные документы Главным учредительным документом (и единственным!) является устав
Содержание учредительных документов Должны содержать общую информацию, а также данные, касающиеся вида осуществляемой деятельности и целей создания
Наименование Должно указывать на учредителя, единовластно владеющего имуществом
Имущественные права Право хозяйственного ведения либо – для государственных унитарных предприятий — право оперативного управления
Руководство Директор предприятия назначается непосредственно учредителем. Если собственник сделать это лично не может или не желает, он наделяет соответствующим полномочиями своего официального представителя. На его имя в обязательном порядке оформляется доверенность, которая заверяется в нотариальной конторе.
Права учредителя Учредитель имеет законное право в любой момент изъять имущество (активы) унитарного предприятия, которое было ему передано для осуществления коммерческой деятельности. Основанием для его изъятия является использование не по назначению, не задействование в работе компании.
Ответственность учредителя Учредителя можно привлечь к ответственности за нарушения, допущенные руководством компании, если она создавалась на правах оперативного управления. Если организация была образована на правах хозяйственного ведения, учредитель не несет ответственности своим имуществом по ее долговым обязательствам как перед кредиторами, так и перед бюджетом.

Существуют и иные особенности функционирования унитарных предприятий, которые будут описаны нами далее.

Признаки унитарного предприятия

Российским федеральным законодательством описаны все основные признаки унитарного предприятия. К ним можно причислить следующие:

  1. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, не наделяются правом собственности на закрепленное за ними имущество (активы) учредителей.
  2. Имущество (активы) унитарного предприятия находится в государственной, муниципальной или частной собственности в зависимости от формы собственности учредителя.
  3. Предприятие может владеть имуществом на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
  4. Такая организация самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем имуществом, которое было приобретено ею в процессе осуществления коммерческой деятельности. Она не несет никакой ответственности по долговым обязательствам своего учредителя.
  5. Унитарная организация должна иметь личную печать (круглую), на которой должны присутствовать ее название, код, место нахождения. При желании учредителя на печать может быть помещено название предприятия на иностранном языке.
  6. Такая организация может иметь угловые штампы, фирменные бланки, собственный логотип (должен регистрироваться в соответствии с регламентом ФЗ) и т.д.
  7. Унитарное предприятие, находящееся на самостоятельном балансе, должна самостоятельно вести документооборот, переносить данные «первички» в соответствующие учетные регистры и составлять бухгалтерскую и налоговую отчетность.
  8. Правоспособность унитарных предприятий позволяет им заниматься только теми видами коммерческой деятельности, которые определены учредителями.

Создание, реорганизация и ликвидация унитарного предприятия

Чаще всего необходимость в открытии таких фирм возникает при отсутствии возможности приватизировать объекты недвижимости, находящиеся в собственности государства.

Также унитарные предприятия могут открываться для оказания услуг, реализации конкретных видов товаров, решения вопросов социальной направленности.

В редких случаях подобные фирмы создаются для стимулирования отдельных отраслей народного хозяйства, получающих дотации от государства и характеризующихся обилием убыточных производств.

Собственником имущества, которое передается таким компаниям для ведения коммерческой деятельности, является:

  • Российская Федерация;
  • муниципальное образование;
  • субъект Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством права собственника на имущество (активы) унитарного предприятия реализуются органами государственной либо местной власти.

Унитарные предприятия лишены права создавать дочерние компании посредством передачи им части полученного от учредителя имущества.

При этом унитарным предприятиям федеральное законодательство позволяет приобретать различные активы, нести различного рода обязательства и выступать в качестве ответчика на судебных разбирательствах.

Российским законодательством запрещается создавать унитарные фирмы на основе объединения имущества, которое находится в собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований.

Решение о создании государственных и муниципальных унитарных организациях принимается органами власти, имеющими соответствующие полномочия.

Казенные компании создаются на основании решения, принятого Правительством России, органа государственной власти или местного самоуправления, субъекта РФ.

Данные мероприятия могут проводиться двумя способами: (1) реорганизации или (2) учреждения.

Ликвидация таких фирм может осуществляться на основании судебного постановления или по единоличному решению владельца переданного имущества.

В этом случае учредителем назначается комиссия (ликвидационная), к которой переходят на время проведения необходимых мероприятий управленческие полномочия.

Если при проведении ликвидационных действий будет установлены финансовая несостоятельность унитарного предприятия, из-за чего та не может погасить долги перед кредиторами, глава комиссии обращается в арбитражный суд с иском о признании ее банкротом.

Учредительные документы унитарного предприятия

Устав унитарного предприятия является его главным учредительным документом. Он разрабатывается и утверждается уполномоченными государственными и муниципальными органами, а также субъектами РФ.

Данный документ должен включать обязательную информацию:

  • полное и сокращенное название, реквизиты, адресные данные;
  • виды деятельности, указание, ради чего создается предприятие;
  • сведения об органе или субъекте РФ, являющихся собственниками имущества;
  • данные о руководящем составе унитарной фирмы, порядок назначения на должности и прекращения трудовых отношений;
  • размер УК (подробно расписывается, из чего он формируется);
  • сведения обо всех представительствах и филиалах унитарной фирмы;
  • порядок распределения прибыли;
  • порядок использования и формирования различных фондов;
  • другую информацию, которая не противоречит нормам Федерального законодательства.

После государственной регистрации устава в него могут вноситься изменения по решению собственника имущества.

Новая редакция учредительного документа также будет нуждаться в заверении со стороны уполномоченного органа.

Классификация унитарных предприятий

Разновидностей унитарных предприятий не так уж и много.

Если отвлечься от конкретных критериев, наиболее часто в хозяйственном обороте приходится сталкиваться с:

  • частными (учрежденными физическими лицами либо субъектами предпринимательской деятельности — теми же ООО),
  • государственными,
  • коммунальными,
  • федеральными,
  • муниципальными унитарными предприятиями.

Принадлежность к той или иной группе обусловлена «привязкой» к соответствующей административно-территориальной единице.

В наименовании коммунальных унитарных предприятий в обязательном порядке должны присутствовать слова «коммунальное предприятие», а также прямое указание на орган, которым оно было создано.

Если учредитель не возражает, унитарному предприятию ничто не претит создавать представительства и филиалы (и у нас, в России, и за рубежом).

Без разрешения собственника филиалы и представительства не могут создаваться. Их руководящий состав назначается дирекцией головного предприятия путем оформления доверенности.

Истечение срока действия договора найма руководителя филиала – недвусмысленный сигнал дирекции унитарного предприятия для отзыва доверенности.

Имущество (активы) унитарного предприятия

Полученное унитарным предприятием имущество (активы), может использоваться только в пределах прав хозяйственного ведения (большинство унитарных предприятий) или оперативного управления (бюджетные предприятия).

В обоих случаях предприятие имеет возможность распоряжаться не только закрепленным за ней имуществом, но и выпускаемой продукцией и полученным доходом.

При этом должны быть учтены ограничения, предусмотренные нормативно-правовыми актами.

Собственник оставляет за собой право решать вопросы, касающиеся создания и ликвидации унитарной фирмы.

Учредителем единолично принимается решение относительно того, будет ли проведена реорганизация унитарного предприятия, осуществляется контроль за выполнением поставленных задач.

В любой момент собственник может провести аудит унитарного предприятия, цель которого заключается в проверке сохранности переданного имущества и его целевого использования.

Имущество (активы) унитарной фирмы может формироваться из нескольких источников:

  1. Собственник имущества лично принял решение о передаче его унитарному предприятию.
  2. Приобретаются активы и товарно-материальные ценности в процессе коммерческой деятельности.
  3. Привлекается заемный капитал (кредиты в банках, денежные средства частных инвесторов).
  4. Амортизационные отчисления.
  5. Дотации из государственного или местного бюджета.
  6. Различные капитальные вложения.
  7. Прибыль, полученная предприятием от обществ и хозяйственных товариществ, в уставном фонде которых она владеет определенную долю.
  8. Пожертвования физических лиц или субъектов предпринимательской деятельности.
  9. Доход от аренды или лизинговых операций.
  10. Доход с продажи неликвидного имущества, после получения согласия его собственника.

Уставный фонд

Уставный фонд унитарного предприятия (муниципального или государственного) формируется из переданного собственником имущества.

В него могут включаться:

  • права (имущественные);
  • денежные средства, а также ценные бумаги (акции и проч.);
  • другие ценности, которые оцениваются в денежном эквиваленте.

Уставный фонд унитарного предприятия определяется только в отечественной валюте – в российских рублях.

Для государственных унитарных предприятий законодательно определена нижняя планка размера уставного фонда в пределах 5 000 минимальных зарплат, для муниципальных – не ниже 10 000 минимальных зарплат.

Казенные унитарные предприятия избавлены от необходимости формировать уставный фонд.

Период формирования уставного капитала ограничен тремя месяцами, отсчитываемых со дня регистрации предприятия.

Законодательство позволяет учредителю увеличивать уставный капитал за счет денежных взносов или дополнительного имущества. Для этого учредителем принимается решение, которое оформляется соответствующим документом.

Недопустимо уменьшать уставный фонд муниципального или государственного унитарного предприятия, если после данной процедуры его размер станет меньше утвержденного законодательством минимума.

Изменение размера уставного капитала влечет корректировку учредительных документов с обязательной государственной регистрацией внесенных изменений.

Видео о том, что такое унитарное предприятие:

Согласно ГК РФ и в соответствии со ст. 8 Закона 161-ФЗ к полномочиям учредителя унитарного предприятия прежде всего относится создание, реорганизация и ликвидация унитарного предприятия, утверждение устава, т.е. определение объема его правоспособности, и соответственно, внесение изменений в устав, а также назначение руководителя предприятия и освобождение его от должности.

В статье 114 ГК РФ указано, что решения в отношении государственных унитарных предприятий по реализации перечисленных полномочий принимаются уполномоченным на то государственным органом. Конкретизация этого органа, в частности применительно к федеральным государственным унитарным предприятиям, не относится к предмету правового регулирования ГК РФ и осуществляется подзаконными нормативными правовыми актами.

Поскольку любые федеральные органы государственной власти согласно законодательству действуют исключительно в пределах своей компетенции, установленные ГК РФ полномочия учредителя федерального государственного унитарного предприятия распределяются между несколькими федеральными органами исполнительной власти.

По общему правилу при создании федерального унитарного предприятия эти полномочия распределяются следующим образом.

Принятие решения о создании и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, как уже отмечалось, относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

Утверждение уставов, назначение руководителей и, следовательно, освобождение их от занимаемой должности, заключение контрактов с руководителями согласно Закону 161-ФЗ, а также Постановлениям Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2000 г. N 104 (в ред. от 23.03.2006) Собрание законодательства РФ, 07.02.2000, N 6, ст. 777. и от 16 марта 2000 г. N 234 в ред. от 11.11.2006 Собрание законодательства РФ, 27.03.2000, N 13, ст. 1373. отнесено к полномочиям отраслевого федерального органа исполнительной власти.

В то же время Законом 161-ФЗ и указанными Постановлениями установлен порядок утверждения уставов федеральных государственных унитарных предприятий и заключения контрактов с их руководителями по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. Кроме того, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом принадлежит полномочие по принятию решения о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий без изменения федеральной формы собственности. Таким образом, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом также осуществляет в соответствующей части полномочия учредителя указанных предприятий.

Поскольку на стадии утверждения устава унитарного предприятия вопрос о его создании уже решен, в п. 1.4 Примерного устава, содержащем указание на органы, реализующие функции учредителя федерального государственного унитарного предприятия, Правительство Российской Федерации не упоминается. В последнем абзаце указанного пункта предусмотрено, что функции учредителя осуществляют Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и отраслевой федеральный орган исполнительной власти.

Согласно нормативным правовым актам, регулирующим правовой статус федеральных государственных унитарных предприятий и порядок управления ими, компетенция указанных органов включает весь спектр полномочий учредителя унитарного предприятия, кроме принятия решений о создании и ликвидации.

Необходимо иметь в виду, что изложенное выше распределение полномочий учредителя федерального государственного унитарного предприятия актуально для всех федеральных государственных унитарных предприятий, если иное не установлено специальными правовыми нормами и не вытекает из особенностей создания унитарного предприятия, например дочернего.

Данный порядок, естественно, изменяется для предприятия, подведомственного Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, которое в этом случае в силу указанного обстоятельства осуществляет по отношению к подведомственному унитарному предприятию как функции федерального органа по управлению государственным имуществом, так и полномочия, отнесенные законодательством к компетенции федерального отраслевого органа исполнительной власти. При этом меняется не только запись в п. 1.4 об учредителях унитарного предприятия, но и в соответствующей части текст всего устава.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *