Уик консультант

Статья 99. Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы

1. Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах – двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, – трех квадратных метров, в воспитательных колониях – трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях – трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы – пяти квадратных метров.
2. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
3. Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 08.11.2008 N 194-ФЗ)
4. Осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
5. Осужденным, освобожденным от работы по болезни, осужденным беременным женщинам и осужденным кормящим матерям на период освобождения от работы питание предоставляется бесплатно. Осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, а также осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
6. Осужденным беременным женщинам, осужденным кормящим матерям, несовершеннолетним осужденным, а также больным осужденным и осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.
7. Сверх установленного статьями 88, 121, 123, 125, 131 и 133 настоящего Кодекса размера средств, разрешенных к расходованию на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, осужденные могут за счет собственных средств дополнительно приобретать разрешенную к использованию в исправительных учреждениях одежду, в том числе спортивную, оплачивать дополнительные лечебно-профилактические и иные предоставляемые по их желанию услуги, определяемые Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Комментарий к статье 99 УИК РФ

1. Законодатель в комментируемой статье устанавливает минимальную норму жилой площади: от 2 до 5 кв. м в расчете на одного осужденного. Такой разброс в нормах метража обусловлен главным образом медицинскими требованиями и половозрастными особенностями осужденных. Особое внимание следует обращать на соблюдение норм жилой площади в тюрьмах, так как осужденные там постоянно находятся в камерах. Каждому осужденному предоставляется индивидуальное спальное место, выдаются необходимые спальные принадлежности. В каждом ИУ имеются банно-прачечный комплекс, парикмахерская, различные мастерские по ремонту одежды, обуви. Банно-прачечное обслуживание осужденных обеспечивается строго по графику.
Осужденные обеспечиваются комплектами одежды по сезону с учетом пола и климатических условий. Образцы одежды разрабатываются и утверждаются Минюстом России. За счет собственных средств осужденные могут дополнительно приобретать разрешенную к использованию в ИУ одежду, в том числе спортивную, оплачивать дополнительные лечебно-профилактические и иные предоставляемые по их желанию услуги.
2. Нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством РФ. Они урегулированы постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время” (в настоящее время СИЗО ФСБ переданы в ведение ФСИН). Норм питания существует несколько и они варьируются в зависимости от состояния здоровья осужденных, возраста, состояния беременности и т.п. Осужденным беременным женщинам, осужденным кормящим матерям, несовершеннолетним осужденным, а также больным осужденным и осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.
В каждом ИУ имеется столовая со специальным штатом поваров. Столовые оборудованы всем необходимым технологическим оборудованием, имеют соответствующие цеха (вплоть до собственных пекарен). Контроль за технологией приготовления пищи и ее качеством осуществляет медицинская часть; руководством ИУ постоянно снимается проба приготовления пищи, о чем делается запись в соответствующем журнале. В отношении основной массы осужденных, находящихся в ИУ, установлено трехразовое питание; в лечебных учреждениях существуют свой рацион и очередность.
3. За питание, одежду, обувь, материально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены осужденные обязаны платить из своего заработка, пенсии или иных выплат, им причитающихся. Возмещение стоимости питания, одежды, индивидуальных средств гигиены и коммунально-бытовых услуг производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. За предоставленную одежду, обувь осужденный по желанию может рассчитаться сразу. Осужденным бесплатно предоставляется спецпитание и спецодежда. В настоящее время всем осужденным предоставляются индивидуальные средства гигиены: зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), туалетная бумага, одноразовые бритвы (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Вместе с тем питание, вещевое довольствие и индивидуальные средства гигиены отдельным категориям осужденных предоставляются бесплатно: осужденным, не работающим по не зависящим от них причинам, а также осужденным, не получающим пенсии. Эти категории осужденных обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства. Кроме того, осужденным, освобожденным от работы по болезни, осужденным беременным женщинам и осужденным кормящим матерям на период освобождения от работы питание предоставляется бесплатно. Осужденным, содержащимся в ВК, а также осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, бесплатно предоставляются питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены.
Комментируемая статья содержит весьма специфическую норму, относящуюся к отказникам от работы. Так, с осужденных, уклоняющихся от работы, расходы на питание, вещевое довольствие и коммунально-бытовые услуги удерживают из средств, имеющихся на их лицевых счетах.

Если вам нужна помощь Адвоката

Cвязаться с адвокатом:

Понятие и содержание уголовно-исполнительного законодательства

Уголовно-исполнительное законодательство – это система законов, непосредственно регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия. Такой подход к определению рассматриваемого понятия получил официальное закрепление в УИК РФ, где ч. 1 ст. 2 устанавливает: «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов».

Центральное место в системе уголовно-исполнительного законодательства занимает УИК РФ. В нем впервые в данной отрасли законодательства урегулировано исполнение всех видов наказаний и иных мер, предусмотренных УК РФ. УИК РФ как законодательный акт сводного характера охватывает всю важнейшую часть нормативного материала уголовно-исполнительного законодательства и на основе единых принципов достаточно детально, непосредственно и полно регулирует общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний. УИК РФ – это закон, рассчитанный на длительный период действия и излагающий в систематизированном виде конкретные правовые нормы, определяющие общие положения реализации наказания и регулирующие исполнение всех видов уголовных наказаний. По сути дела, для регламентации каждого их отдельного вида, закрепленного в УИК РФ, мог бы быть издан отдельный закон. Связь между этими потенциальными законами в УИК РФ доведена до такой степени совершенства, что позволяет говорить о нем как о своеобразном отраслевом своде нормативных предписаний, пронизанных едиными подходами, обобщениями, принципами.

На сегодняшний день кроме УИК РФ в систему уголовно-исполнительных законов входят:

1) Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» – определяет принципы, задачи и правовые основы деятельности уголовно-исполнительной системы и ее организационную структуру, а также организационно-правовые основы деятельности учреждений, исполняющих наказания. Закон закрепляет права и обязанности персонала уголовно-исполнительной системы, их правовую и социальную защиту;

2) Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» – содержит отлагательные нормы об исполнении наказаний в виде обязательных работ, ограничения свободы, ареста;

3) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» – в дополнение к УИК РФ устанавливает порядок исполнения уголовного наказания в виде штрафа;

4) Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ» – обеспечил практическое исполнение с 1 января 2005 г. уголовного наказания в виде обязательных работ;

5) федеральные законодательные акты, принятие которых прямо предусмотрено УИК РФ, в том числе: об общественном контроле за обеспечением прав осужденных в учреждениях и органах, исполняющих наказания, и о содействии общественных объединений их деятельности; о социальной помощи лицам, отбывшим наказание, и контроле за их поведением; о помиловании и др.

В настоящее время в Государственной Думе обсуждается проект Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности». Данный Закон призван урегулировать общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействием общественных объединений их деятельности. Это, к сожалению, значительно сужает предмет Закона, распространяя его действие исключительно на учреждения, обеспечивающие изоляцию осужденных от общества. Тогда как ч. 2 ст. 23 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусматривает осуществление общественного контроля за всеми учреждениями и органами, исполняющими наказания. Вне общественного контроля остается исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и институт условного осуждения.

Следовательно, перечисленные законодательные акты и представляют собой собственно уголовно-исполнительное законодательство.

Особое положение в законодательстве, регламентирующем деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, занимает Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». С одной стороны, этот Закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Тем самым его предмет отличен от предмета уголовно-исполнительного законодательства. С другой стороны, на администрацию СИЗО наряду с реализацией мер уголовно-процессуального принуждения возложены функции исправительных учреждений по исполнению лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО (ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), а также в отношении лиц, осужденных на срок не свыше 6 месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия (ч. 1 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Указанные обстоятельства позволяют условно отнести рассматриваемый Закон к уголовно-исполнительному законодательству в узком смысле.

Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

Цели уголовно-исполнительного законодательства определены в ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Ими являются: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

В отличие от ранее действовавшего исправительно-трудового законодательства (ст. 1 ИТК РСФСР), которое практически дословно воспроизводило формулировку ст. 20 УК РСФСР, определяющей цели наказания, современные цели уголовно-исполнительного законодательства несколько отличаются от целей наказания, закрепленных в ч. 2 ст. 43 УК РФ. Отсутствие в ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ цели восстановления социальной справедливости объясняется тем, что указанная цель в большей мере достигается на стадии назначения уголовного наказания, когда в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного решается вопрос о выборе вида уголовного наказания, его срока или размера либо о применении гуманного акта (освобождения от уголовной ответственности или от наказания). Уголовно-исполнительное законодательство не может усиливать карательный потенциал наказания, предусмотренный уголовным законом.

Исправление осужденных закреплено в УК РФ и УИК РФ как цель уголовного наказания и уголовно-исполнительного законодательства. В доктрине уголовного права преобладает мнение о том, что цель исправления считается достигнутой, если осужденный после отбытия наказания (не важно, в силу каких причин) больше не совершает преступлений (так называемое юридическое исправление). В науке уголовно-исполнительного права и пенитенциарной педагогике исправление рассматривается в качестве результата комплексного воздействия на личность осужденного, которое превращает его в безопасного и безвредного для общества человека (нравственное исправление). Вместе с тем степень исправления конкретного осужденного всегда индивидуальная, следовательно, и достижение цели исправления может быть разным. Главное здесь – изменить искаженные нравственные ориентации осужденного, обусловливающие совершение преступлений, на позитивные социально полезные. Поэтому в ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ исправление осужденных определяется как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Исправление является главной линией уголовно-исполнительного законодательства, на указанном понятии базируется большинство норм УИК РФ.

Цель предупреждения совершения новых преступлений реализуется по двум направлениям. Первое – недопущение преступлений со стороны осужденных во время отбывания ими уголовного наказания (специальное предупреждение) осуществляется путем применения к этим лицам системы предусмотренных УИК РФ профилактических мероприятий. Они особенно разнообразны, когда исполняются такие виды наказаний, как лишение свободы, арест (вооруженная охрана, надзор, контроль, применение специальных средств и другие меры по обеспечению режима). При исполнении других наказаний применяется иная система предупредительных мер, основное место в которой занимает контроль за поведением осужденного и соблюдением им порядка и условий отбывания назначенного наказания со стороны администрации учреждения или органа, исполняющего данный вид уголовного наказания.

Вторым направлением является общее предупреждение преступлений иными лицами. В отношении бывших осужденных применяется система мер социальной реабилитации, контроля и надзора, ориентированных на недопущение данными лицами новых преступлений. В отношении остальных неустойчивых граждан сдерживающим фактором в совершении ими преступлений должен выступать сам достаточно жесткий порядок и условия отбывания уголовного наказания, когда существенным образом ограничиваются права и свободы человека.

Цели уголовно-исполнительного законодательства достигаются путем решения конкретных задач. В ч. 2 ст. 1 определяются основные из них: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Более частные задачи указываются в ряде других норм и отдельных правовых институтах УИК РФ, регулирующих конкретные правоотношения в сфере исполнения наказаний (например, режим в исправительных учреждениях, воспитательную работу с осужденными, организацию их общественно полезного труда и др.).

Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказаний является приоритетной для уголовно-исполнительного законодательства и выражается в определении предмета правовой регламентации общественных отношений, возникающих в этой сфере. Причем уголовно-исполнительное законодательство в главах Особенной части устанавливает как порядок исполнения, так и порядок отбывания отдельных видов уголовного наказания. Порядок исполнения наказания выступает как система нормативных предписаний об исполнении конкретного уголовного наказания, адресованных персоналу учреждений или органов, его осуществляющего. Порядок отбывания наказания представляет собой нормы, устанавливающие уклад, образ жизни и правила поведения осужденного в период отбывания конкретного вида уголовного наказания.

Задача определения средств исправления осужденных предполагает не только формулирование в отдельной норме УИК РФ совокупности наиболее доступных и эффективных в современных условиях средств достижения цели исправления осужденных, но и определение механизма их реализации в нормах и институтах Особенной части УИК РФ применительно к конкретному виду уголовного наказания.

Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных решается посредством закрепления в УИК РФ основ правового положения осужденных, основных их обязанностей и прав, детализации правового статуса осужденных к различным видам уголовных наказаний. В уголовно-исполнительном законодательстве регламентируется механизм обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных, который, в частности, включает систему разностороннего контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания (ст. 19 – 24 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации реализуется в общем виде в нормах уголовно-исполнительного законодательства, определяющих применение к осужденным основных средств исправления. Эти нормы, с одной стороны, призваны позитивно воздействовать на сознание осужденного во время отбывания наказания, с другой стороны, формировать его мировоззрение, навыки и умения, необходимые для жизни после отбытия наказания. Так, получение общего или профессионального образования во время отбывания наказания в виде лишения свободы позволяет осужденному быстрее и качественней решить проблему получения работы после освобождения из исправительного учреждения. Специально на оказание осужденным помощи в ресоциализации направлены нормы гл. 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в которых определен порядок деятельности администрации учреждений по оказанию помощи осужденным при освобождении, содействии им в трудовом и бытовом устройстве и контроле за ними.

Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительные правоотношения

Под нормой уголовно-исполнительного права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведения субъектов и участников правоотношений (государственных и муниципальных органов, учреждений, общественных объединений, должностных лиц, осужденных и отдельных граждан), направленное на урегулирование общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия.

Норма уголовно-исполнительного права – исходный структурный элемент ее системы. Совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения в сфере исполнения наказаний, образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Например, институт обязательных работ, институт поощрений и взысканий, применяемых к осужденным, лишенным свободы, и др. Объединение норм и институтов образовывает систему уголовно-исполнительного права.

Нормы уголовно-исполнительного права можно подразделить на виды по различным основаниям (рис. 3). По функциональной роли нормы уголовно-исполнительного права классифицируются на исходные нормы (нормы-принципы (ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), нормы-дефиниции (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ)) и нормы-правила поведения, составляющие большую часть норм уголовно-исполнительного права.

Нормы-правила поведения уголовно-исполнительного права в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения классифицируются на регулятивные, поощрительные и охранительные.

Рис. 3.Классификация норм уголовно-исполнительного права

Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-правовых отношений. Они делятся на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие. Обязывающие нормы устанавливают требования к субъектам совершать определенные действия (ст. 34, ч. 3 ст. 50, ч. 1 ст. 112УИКРФидр.). Уполномочивающие нормы предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ч. 5 ст. 12, ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные (ч. 6 ст. 50, ч. 2 ст. 95, ч. 6 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Поощрительные нормы направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения осужденных (ст. 57, ч. 5 ст. 104, ст. 113 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) наказания, обеспечивают реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 29, 38, 46, 102, 115 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

По правовой природе нормы уголовно-исполнительного права подразделяются на материальные (ст. 11, 12, 74, 115 Уголовно-исполнительного кодекса РФ) и процессуальные (ст. 15, 78, 114, 117 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В структуре нормы уголовно-исполнительного права выделяются гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза представляет собой юридический факт (событие, действие, состояние), при наличии которого уголовно-исполнительная норма должна действовать. Гипотеза может быть вынесена за пределы нормы и являться общей для многих норм (ст. 7, 16, 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ) или содержаться в самой норме (ст. 51, 85, 96, 97 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Диспозиция содержит модель поведения субъектов и участников правоотношений, определяет их права и обязанности. Санкция нормы уголовно-исполнительного права предусматривает определенные последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Санкции могут быть как негативными (меры взыскания), так и позитивными (меры поощрения). Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права является то, что они, размещаясь в отдельных статьях (ст. 57, 71, 113, 115 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), применяются за нарушения (добросовестное выполнение) правил поведения, установленных в различных статьях УИК РФ. Кроме того, санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к одному субъекту – осужденным, иные субъекты и участники правоотношений несут ответственность в соответствии с положениями других отраслей права (административного, трудового, гражданского, уголовного).

Уголовно-исполнительные правоотношения урегулированные нормами уголовно-исполнительного права общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия. В структуре уголовно-исполнительных правоотношений различают следующие элементы.

1. Субъекты правоотношений – физические и юридические лица – обладатели определенных субъективных прав и обязанностей, установленных нормами уголовно-исполнительного права. Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений являются учреждения и органы, исполняющие наказания, их должностные лица и осужденный. К участникам (в отличие от субъектов обладают меньшим объемом прав и обязанностей) этих правоотношений относятся органы государственной власти и местного самоуправления, судьи, прокуроры, депутаты, представители общественных объединений, родственники осужденных и др.

2. уголовно-исполнительных правоотношений образуют фактическое поведение субъектов и совокупность их субъективных прав и обязанностей. Эти права и обязанности принадлежат обоим субъектам. Праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Если один субъект имеет какую-то обязанность, то другой имеет встречное обязанности право. Например, осужденный имеет право на личную безопасность, которое в свою очередь порождает обязанность должностного лица учреждения, исполняющего наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы, принять меры по обеспечению личной безопасности этого осужденного (ст. 13 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Права и корреспондирующие обязанности субъектов образуют взаимосвязанную систему и определяют содержание уголовно-исполнительных правоотношений.

3. Объект уголовно-исполнительных правоотношений – это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи. В качестве объектов конкретных уголовно-исполнительных правоотношений могут выступать отдельные блага (например, свидания осужденных к лишению свободы, краткосрочные выезды за пределы исправительного учреждения и т.п.).

4. Юридические факты представляют собой конкретные жизненные обстоятельства (действия или события), в связи с которыми возникают, изменяются или прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения. Действия – обстоятельства, связанные с волей субъектов правоотношений (правомерные или неправомерные поступки осужденного), события – обстоятельства, не связанные с волей субъекта (например, истечение срока наказания, назначенного судом). Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния (отбывание уголовного наказания, нахождение осужденного в браке, в розыске и др.). Главным юридическим фактом, порождающим отношения в сфере исполнения (отбывания) уголовного наказания, является вступивший в законную силу обвинительный приговор суда. Уголовно-исполнительные отношения прекращаются по отбытию осужденным назначенного ему уголовного наказания.

Действие норм уголовно-исполнительного права в пространстве и во времени

Действие норм уголовно-исполнительного права в пространстве осуществляется на основе территориального принципа. Согласно ч. 1 ст. 6 Уголовно-исполнительного кодекса РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории страны. Такое действие законодательства предопределено конституционным предписанием о том, что уголовно-исполнительное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ). Данное положение относит уголовно-исполнительное законодательство к разновидности федерального законодательства и исключает возможность не только издания субъектами Российской Федерации основополагающих законодательных актов по регулированию исполнения уголовных наказаний, но и создания ими по собственной инициативе на местах конкретных структур исполнительной власти, к которым относятся органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания. Кроме того, юридическое содержание прямого действия федеральных законов заключается в том, что они не нуждаются в подтверждении со стороны каких-либо органов государственной власти и местного самоуправления и применяются на всей территории страны непосредственно всеми субъектами права. Уголовно-исполнительное законодательство распространяется на всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации (как на граждан России, так и на иностранцев и лиц без гражданства).

Иностранные граждане, осужденные к лишению свободы, могут быть переданы для дальнейшего отбывания наказания в государство, гражданами которого они являются. Механизм передачи осужденных установлен многосторонними и двухсторонними межгосударственными соглашениями.

Общими условиями передачи осужденного являются следующие: осужденный должен быть гражданином иностранного государства (в странах СНГ также могут передаваться лица без гражданства, постоянно проживающие на территории соответствующего государства); приговор суда об осуждении лица к лишению свободы вступил в законную силу; имеется письменное согласие осужденного; лицо осуждено за такие деяния, которые по законам государств, осуществляющих прием-передачу, являются преступлениями, влекущими наказание в виде лишения свободы; на момент получения просьбы о передаче срок лишения свободы, который не отбыт, составляет не менее шести месяцев; имеется согласие государства вынесения приговора и государства исполнения приговора о передаче и приеме осужденного.

В срок наказания в виде лишения свободы засчитывается уже отбытый в Российской Федерации срок. Исполнение наказания в принимающем государстве производится в соответствии с законодательством этого государства. При этом как Российская Федерация, так и принимающее государство может улучшить положение осужденного, например, объявив помилование, амнистию или уменьшив меру наказания. За Российской Федерацией сохраняется право контроля за исполнением наказания в отношении переданных лиц.

В ч. 2 ст. 6 Уголовно-исполнительного кодекса РФ впервые сформулированы правила действия уголовно-исполнительного законодательства во времени: «Исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения». Это означает, что введение в действие новых норм уголовно-исполнительного законодательства может повлечь за собой ухудшение условий отбывания уголовного наказания для некоторых категорий осужденных.

Для определения условий действия уголовно-исполнительного законодательства во времени необходимо учитывать начало и окончание его действия. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» на территории страны применяются только официально опубликованные федеральные законы. Уголовно-исполнительные законы, как и другие федеральные законы, подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Согласно ст. 6 данного Федерального закона федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официальной публикации, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Так, УИК РФ был принят Государственной Думой 18 декабря 1996 г., а вступил в силу с 1 июля 1997 г., поскольку эта дата была указана в Федеральном законе «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации». Такой значительный срок был установлен для ознакомления с УИК РФ и для подготовки к его применению. В настоящее время большинство законов, изменяющих УИК РФ, вступают в силу с момента опубликования.

Уголовно-исполнительный закон прекращает действовать после его отмены, о чем должно быть прямое указание, или после его замены новым законом. Так, после введения в действие УИК РФ утратил силу ИТК РСФСР.

Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство – это система законов, непосредственно регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия. Целями уголовно-исполнительного законодательства являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Эти цели осуществляются через решение следующих задач: 1) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; 2) определение средств исправления осужденных; 3) охрана их прав, свобод и законных интересов; 4) оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства реализуются в нормах, которые соответствующим образом регулируют общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний, придавая им тем самым правовой характер.

Кодекс

Общая часть

Раздел I. Основные положения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Статья 2. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Статья 3. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и международно-правовые акты

Статья 4. Нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний

Статья 5. Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в отношении осужденных военнослужащих

Статья 6. Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени

Статья 7. Основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера

Статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Статья 9. Исправление осужденных и его основные средства

Глава 2. Правовое положение осужденных

Статья 10. Основы правового положения осужденных

Статья 11. Основные обязанности осужденных

Статья 12. Основные права осужденных

Статья 12.1. Право на компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении

Статья 13. Право осужденных на личную безопасность

Статья 14. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных

Статья 15. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения

Глава 3. Учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью

Статья 16. Учреждения и органы, исполняющие наказания

Статья 17. Уведомление о месте отбывания наказания

Статья 18. Применение к осужденным мер медицинского характера

Статья 18.1. Объявление розыска и осуществление оперативно-розыскной деятельности при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества

Статья 19. Контроль органов государственной власти

Статья 20. Судебный контроль

Статья 21. Ведомственный контроль

Статья 22. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания

Статья 23. Участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания

Статья 24. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания

Особенная часть

Раздел II. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

Глава 4. Исполнение наказания в виде обязательных работ

Статья 25. Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ

Статья 26. Условия исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ

Статья 27. Исчисление срока обязательных работ

Статья 28. Обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы

Статья 29. Ответственность осужденных к обязательным работам

Статья 30. Злостное уклонение от отбывания обязательных работ

Глава 5. Исполнение наказания в виде штрафа

Статья 31. Порядок исполнения наказания в виде штрафа

Статья 32. Злостное уклонение от уплаты штрафа

Глава 6. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Статья 33. Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Статья 34. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные

Статья 35. Обязанности органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью

Статья 36. Исчисление срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Статья 37. Обязанности осужденного к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Статья 38. Ответственность за неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Глава 7. Исполнение наказания в виде исправительных работ

Статья 39. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ

Статья 40. Условия отбывания исправительных работ

Статья 41. Утратила силу

Статья 42. Исчисление срока исправительных работ

Статья 43. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам

Статья 44. Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам

Статья 45. Утратила силу

Статья 46. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания

Глава 8. Исполнение наказания в виде ограничения свободы

Статья 47. Утратила силу

Статья 47.1. Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы

Статья 48. Утратила силу

Статья 49. Исчисление срока ограничения свободы

Статья 50. Порядок отбывания наказания в виде ограничения свободы

Статья 51. Утратила силу

Статья 52. Утратила силу

Статья 53. Утратила силу

Статья 54. Обязанности уголовно-исполнительной инспекции

Статья 55. Утратила силу

Статья 56. Утратила силу

Статья 57. Меры поощрения, применяемые к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы

Статья 58. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы и за уклонение от его отбывания

Статья 59. Порядок применения мер поощрения и взыскания к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы

Статья 60. Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы

Глава 8.1. Исполнение наказания в виде принудительных работ

Статья 60.1. Места отбывания принудительных работ

Статья 60.2. Направление осужденных к принудительным работам к месту отбывания наказания

Статья 60.3. Исчисление срока принудительных работ

Статья 60.4. Порядок отбывания принудительных работ

Статья 60.5. Материально-бытовое обеспечение осужденных к принудительным работам

Статья 60.6. Медико-санитарное обеспечение осужденных к принудительным работам

Статья 60.7. Трудоустройство осужденных к принудительным работам

Статья 60.8. Условия труда осужденных к принудительным работам

Статья 60.9. Обязанности администраций организаций, в которых работают осужденные к принудительным работам

Статья 60.10. Удержания из заработной платы осужденных к принудительным работам

Статья 60.11. Обязанности администрации исправительного центра

Статья 60.12. Воспитательная работа с осужденными к принудительным работам

Статья 60.13. Меры поощрения, применяемые к осужденным к принудительным работам

Статья 60.14. Меры взыскания, применяемые к осужденным к принудительным работам

Статья 60.15. Нарушения порядка и условий отбывания принудительных работ

Статья 60.16. Порядок применения мер поощрения и взыскания к осужденным к принудительным работам

Статья 60.17. Уклонение от отбывания принудительных работ

Статья 60.18. Надзор за осужденными к принудительным работам и меры по предупреждению нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ

Статья 60.19. Технические средства надзора и контроля

Статья 60.20. Материальная ответственность осужденных к принудительным работам

Статья 60.21. Обязательное социальное страхование осужденных к принудительным работам

Глава 9. Исполнение дополнительных видов наказаний

Статья 61. Исполнение приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Статья 62. Утратила силу

Статья 63. Утратила силу

Статья 64. Утратила силу

Статья 65. Утратила силу

Статья 66. Утратила силу

Статья 67. Утратила силу

Раздел III. Исполнение наказания в виде ареста

Глава 10. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста

Статья 68. Места отбывания ареста

Статья 69. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста

Статья 70. Привлечение к труду осужденных к аресту

Статья 71. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к аресту

Статья 72. Материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание осужденных к аресту

Раздел IV. Исполнение наказания в виде лишения свободы

Глава 11. Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы

Статья 73. Места отбывания лишения свободы

Статья 74. Виды исправительных учреждений

Статья 75. Направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания

Статья 75.1. Направление осужденных в колонию-поселение

Статья 76. Перемещение осужденных к лишению свободы

Статья 77. Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию

Статья 77.1. Привлечение осужденных к лишению свободы к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве

Статья 77.2. Сроки содержания под стражей осужденных к лишению свободы, привлекаемых к уголовной ответственности по другому делу

Статья 78. Изменение вида исправительного учреждения

Статья 79. Прием осужденных к лишению свободы в исправительные учреждения

Статья 80. Раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях

Статья 81. Отбывание осужденными к лишению свободы всего срока наказания в одном исправительном учреждении

Статья 81.1. Регистрационный и миграционный учет по месту пребывания осужденных к лишению свободы

Глава 12. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

Статья 82. Режим в исправительных учреждениях и его основные требования

Статья 83. Технические средства надзора и контроля

Статья 84. Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях

Статья 85. Режим особых условий в исправительных учреждениях

Статья 86. Меры безопасности и основания их применения

Глава 13. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях

Статья 87. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы

Статья 88. Приобретение осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости

Статья 89. Свидания осужденных к лишению свободы

Статья 90. Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей

Статья 91. Переписка осужденных к лишению свободы, переводы денежных средств

Статья 92. Телефонные разговоры осужденных к лишению свободы

Статья 93. Прогулки осужденных к лишению свободы

Статья 94. Просмотр осужденными к лишению свободы кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач

Статья 95. Приобретение и хранение осужденными к лишению свободы литературы и письменных принадлежностей

Статья 96. Условия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения

Статья 97. Выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений

Статья 98. Обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы

Статья 99. Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы

Статья 100. Особенности материально-бытового обеспечения осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей

Статья 101. Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы

Статья 102. Материальная ответственность осужденных к лишению свободы

Глава 14. Труд, профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы

Статья 103. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы

Статья 104. Условия труда осужденных к лишению свободы

Статья 105. Оплата труда осужденных к лишению свободы

Статья 106. Привлечение осужденных к лишению свободы к работам без оплаты труда

Статья 107. Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы

Статья 108. Профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы

Глава 15. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы

Статья 109. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы

Статья 110. Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы

Статья 111. Утратила силу

Статья 112. Общее образование осужденных к лишению свободы

Статья 113. Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы

Статья 114. Порядок применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы

Статья 115. Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы

Статья 116. Злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы

Статья 117. Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы

Статья 118. Условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах

Статья 119. Должностные лица исправительных учреждений, применяющие меры поощрения и взыскания к осужденным к лишению свободы

Глава 16. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов

Статья 120. Исправительные колонии общего режима

Статья 121. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего режима

Статья 122. Исправительные колонии строгого режима

Статья 123. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях строгого режима

Статья 124. Исправительные колонии особого режима

Статья 125. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима

Статья 126. Исправительные колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы

Статья 127. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы

Статья 128. Колонии-поселения

Статья 129. Условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях

Статья 130. Тюрьмы

Статья 131. Условия отбывания лишения свободы в тюрьмах

Глава 17. Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях

Статья 132. Воспитательные колонии

Статья 133. Условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях

Статья 134. Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях

Статья 135. Особенности применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях

Статья 136. Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях

Статья 137. Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях

Статья 138. Должностные лица воспитательной колонии, применяющие меры поощрения и взыскания к осужденным

Статья 139. Оставление в воспитательных колониях осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия

Статья 140. Перевод осужденных к лишению свободы из воспитательных колоний в исправительные колонии

Статья 141. Организация учебно-воспитательного процесса

Статья 142. Участие общественных объединений в работе воспитательных колоний

Раздел V. Исполнение наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих

Глава 18. Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе

Статья 143. Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения по военной службе

Статья 144. Удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего

Статья 145. Перемещение осужденного военнослужащего по службе

Статья 146. Воспитательная работа с осужденными военнослужащими

Статья 147. Прекращение исполнения наказания в виде ограничения по военной службе

Статья 148. Освобождение от наказания в виде ограничения по военной службе или замена его осужденному военнослужащему, увольняемому с военной службы

Глава 19. Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих

Статья 149. Места отбывания ареста осужденными военнослужащими

Статья 150. Раздельное содержание осужденных военнослужащих

Статья 151. Направление осужденных военнослужащих на гауптвахту

Статья 152. Порядок и условия отбывания ареста осужденными военнослужащими

Статья 153. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным военнослужащим

Статья 154. Особенности правового положения осужденных военнослужащих

Глава 20. Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части

Статья 155. Места отбывания содержания в дисциплинарной воинской части

Статья 156. Режим в дисциплинарной воинской части

Статья 157. Особенности режима в дисциплинарной воинской части

Статья 158. Свидания осужденных военнослужащих

Статья 159. Получение осужденными военнослужащими посылок, передач и бандеролей

Статья 160. Переписка осужденных военнослужащих

Статья 161. Приобретение осужденными военнослужащими продуктов питания и предметов первой необходимости

Статья 162. Краткосрочные выезды осужденных военнослужащих за пределы дисциплинарной воинской части

Статья 163. Военная подготовка осужденных военнослужащих

Статья 164. Труд осужденных военнослужащих

Статья 165. Воспитательная работа с осужденными военнослужащими

Статья 166. Изменение условий отбывания наказания в дисциплинарной воинской части

Статья 167. Меры поощрения, применяемые к осужденным военнослужащим

Статья 168. Меры взыскания, применяемые к осужденным военнослужащим

Статья 169. Порядок применения мер поощрения и взыскания

Статья 170. Материально-бытовое и медицинское обеспечение осужденных военнослужащих

Статья 171. Зачет времени пребывания осужденных военнослужащих в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы

Раздел VI. Освобождение от отбывания наказания. помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними

Глава 21. Освобождение от отбывания наказания

Статья 172. Основания освобождения от отбывания наказания

Статья 172.1. Уведомление потерпевшего или его законного представителя

Статья 173. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения

Статья 173.1. Установление административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы

Статья 174. Освобождение осужденных военнослужащих от отбывания наказания

Статья 175. Порядок обращения с ходатайством и направления представления об освобождении от отбывания наказания или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания

Статья 176. Порядок обращения с ходатайством о помиловании

Статья 177. Отсрочка отбывания наказания осужденным

Статья 178. Контроль за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания

Статья 178.1. Отсрочка отбывания наказания осужденным, признанным в установленном порядке больным наркоманией, и контроль за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания

Статья 179. Правовое положение лиц, отбывших наказание

Глава 22. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними

Статья 180. Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных и в применении к ним мер медицинского характера

Статья 181. Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания

Статья 182. Права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи

Статья 183. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания

Раздел VII. Исполнение наказания в виде смертной казни

Глава 23. Исполнение наказания в виде смертной казни

Статья 184. Общие положения исполнения наказания в виде смертной казни

Статья 185. Правовое положение осужденного к смертной казни

Статья 186. Порядок исполнения смертной казни

Раздел VIII. Контроль за условно осужденными

Глава 24. Осуществление контроля за поведением условно осужденных

Статья 187. Органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных

Статья 188. Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных

Статья 189. Исчисление испытательного срока

Статья 190. Ответственность условно осужденных

Приложение 1. Перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда. — Утратил силу

Судебная практика и законодательство — УИК РФ

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 345 (ред. от 27.12.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»

вносятся изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», которые направлены на расширение круга лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в отношении которых административный надзор применяется в обязательном порядке

Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 N 385 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и их отдельных положений»

вносятся изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», которые направлены на расширение круга лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в отношении которых административный надзор применяется в обязательном порядке

Приказ ФСБ России от 14.02.2017 N 87 (ред. от 07.08.2020) Об утверждении Инструкции об организации работы в органах федеральной службы безопасности по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и их семей

44. В случае осуждения пенсионера по приговору суда к наказанию в виде лишения свободы выплата назначенной пенсии (иной денежной выплаты) продолжает осуществляться пенсионным подразделением территориального органа безопасности, на территории которого находится учреждение, исполняющее наказание, в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации <1> и настоящей Инструкцией.

«Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год»

В соответствии с пунктом 2 плана мониторинга Минобороны России проведен мониторинг правоприменения в сфере действия УИК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, федеральных законов от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (далее — Федеральный закон N 61-ФЗ), от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Федеральный закон N 76-ФЗ), от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста», от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», а также подзаконных нормативных правовых актов.

Приказ Минюста России от 29.12.2016 N 329 Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы

постоянно находиться в пределах территории ИЦ (за исключением случаев, предусмотренных УИК и Правилами), проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации ИЦ;

Приказ Минюста России от 16.12.2016 N 295 (ред. от 01.04.2020) Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений

137. К осужденным, проходящим лечение в ЛПУ, применяются предусмотренные Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации меры взыскания, если они не противоречат медицинским показаниям.

138. Осужденные, злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания, могут быть выписаны из ЛПУ и возвращены по прежнему месту содержания только в случаях, когда это позволяют медицинские показания.

Постановление Конституционного Суда РФ от 15.11.2016 N 24-П «По делу о проверке конституционности пункта «б» части третьей статьи 125 и части третьей статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Вологодского областного суда и жалобой граждан Н.В. Королева и В.В. Королевой»

1. В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации осужденным, отбывающим наказание в исправительных колониях особого режима в строгих условиях, разрешается иметь два краткосрочных свидания в течение года (пункт «б» части третьей статьи 125); в строгие условия отбывания наказания по прибытии в исправительную колонию особого режима помещаются все осужденные к пожизненному лишению свободы; перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные условия отбывания наказания производится по отбытии не менее 10 лет в строгих условиях отбывания наказания по основаниям, указанным в части шестой статьи 124 данного Кодекса; если в период пребывания в следственном изоляторе к осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в строгих условиях отбывания наказания исчисляется со дня заключения под стражу (часть третья статьи 127).

Решение Верховного Суда РФ от 12.10.2015 N АКПИ15-893

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, которые на основании положений Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.

Решение Верховного Суда РФ от 18.02.2015 N АКПИ14-1484

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, определяя правовое положение осужденных, устанавливает обязанность администрации исправительного учреждения обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 82).

Приказ Минюста России от 06.10.2006 N 311 (ред. от 29.12.2017) Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы

<**> Далее — УИК.

2. Правила применяются во всех воспитательных колониях <*>, дислоцирующихся на территории Российской Федерации, и обязательны для сотрудников и работников уголовно-исполнительной системы <**>, осужденных и лиц, посещающих данные учреждения. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную действующим законодательством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *