Указ президента о гарантиях местного самоуправления

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗ
от 22 декабря 1993 г. N 2265

О ГАРАНТИЯХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях дальнейшего осуществления реформы местного самоуправления, обеспечения его государственной поддержки постановляю:

1. Установить, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

Решения органов местного самоуправления о включении объектов (имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в судебном порядке.

2. Считать исчерпывающим перечень полномочий представительного органа местного самоуправления, предусмотренных Положением об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. N 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации». Остальные полномочия местного самоуправления, предусмотренные Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации», осуществляет местная администрация.

3. Установить, что решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.

При передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий может быть установлен порядок отмены решений органов местного самоуправления органом государственной власти, передавшим соответствующие полномочия.

4. Установить, что глава местного самоуправления вправе выносить на местный референдум проект положения (устава) о местном самоуправлении, председательствует на заседаниях выборного представительного органа местного самоуправления и является главой соответствующей администрации.

5. Дата выборов в представительный орган местного самоуправления устанавливается решением представительного (законодательного) органа власти субъекта Российской Федерации по предложению главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Глава местного самоуправления и другие должностные лица местной администрации могут быть членами соответствующего представительного органа местного самоуправления.

6. Внести изменения в Указ Президента Российской Федерации «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», изложив абзац второй пункта 6 в следующей редакции: «По решению главы администрации (правительства) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа могут быть проведены выборы ранее назначенных глав местного самоуправления соответствующих территорий одновременно с выборами представительного органа местного самоуправления. Порядок проведения выборов глав местного самоуправления определяется в данном случае главой администрации (правительства) соответствующего субъекта Российской Федерации».

7. Признать недействующими:

статьи 10 — 28, пункт 4 статьи 34 (в части обжалования в вышестоящий Совет), статью 35, пункт 1 статьи 92, пункты 1 — 4 статьи 95 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации»;

Закон РСФСР «О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР» (за исключением статьи 36).

Установить, что предусмотренное частью первой статьи 36 указанного Закона согласие на увольнение с работы народного депутата, исключение его из колхоза, иного кооператива, учебного заведения или перевод в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу дает глава местной администрации.

8. Внести настоящий Указ на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации.

9. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания.

Президент Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Муниципальная служба и муниципальная должность

Муниципальная служба, согласно Федеральному закону «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», — это профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Термин «муниципальная служба» («муниципальные служащие») вошел в оборот вместе с развитием законодательства о местном самоуправлении, разработкой теории муниципального права. Можно считать, что это понятие объединяет всех служащих, занятых исполнением различных функций в органах местного самоуправления.

Думается, что муниципальные служащие по своему правовому статусу (его основным составляющим, «идеологии» службы) не отличаются от государственных служащих, так как со статусно-функциональной точки зрения одинаковы их права, обязанности, ответственность, круг полномочий, виды службы, поступление на службу и прекращение служебных отношений и т.д. Иными словами, традиционные элементы статуса государственного служащего характерны и для муниципального: понятие служащего, права, обязанности, прохождение службы, аттестация и т.д.

Разумеется, для муниципальных служащих действуют специальные законы и особые нормативные акты, принятые законодательными органами субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления; они-то и определяют специфический уровень компетенции и должностной статус муниципальных служащих.

Можно выделить следующие основные признаки муниципальной службы:

  1. это особый вид публичной службы, т.е. в органах местной публичной власти, муниципального образования;
  2. замещение муниципальным служащим муниципальной должности, которая не является выборной должностью
  3. это профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета (бюджета муниципального образования); муниципальные служащие — это лица, несущие службу на должностях в органах местного самоуправления;
  4. это деятельность по исполнению полномочий соответствующих органов, т.е. деятельность, находящаяся в подчинении муниципального образования;
  5. это деятельность, организуемая на постоянной основе, т.е. муниципальные служащие осуществляют полномочия органа местного самоуправления в качестве основной работы в течение неопределенного времени (постоянно); выборные должностные лица, напротив, действуют в течение определенного промежутка времени (временно). Постоянная основа деятельности муниципальных служащих будет обеспечивать профессионализм муниципальной службы, ее стабильность, и в определенном смысле она сравнима с принципом несменяемости чиновников в европейских странах.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований.

Основы муниципальной службы в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ и федеральным законом, устанавливающим правовые основы муниципальной службы Российской Федерации.

Органы местного самоуправления, реализуя законодательство о муниципальной службе и принимая соответствующие нормативные правовые акты в этой сфере, должны руководствоваться федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ о муниципальной службе, которое в законах о муниципальной службе определяет предметы ведения муниципального образования в сфере муниципальной службы.

Муниципальная должность — это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых согласно уставу муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил три группы должностных лиц, работающих в органах местного самоуправления: 1) выборные должностные лица местного самоуправления; 2) должностные лица местного самоуправления; 3) член выборного органа местного самоуправления — выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах. Они различаются главным образом по способу замещения должностей и характеру административных полномочий.

В связи с этим все муниципальные должности подразделяются на две группы:

1) выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты представительного органа местного самоуправления; члены иного выборного органа местного самоуправления; выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

2) иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения контракта (трудового договора); законы субъектов РФ о муниципальной службе называют их муниципальными должностями муниципальной службы.

К муниципальным должностям муниципальной службы относятся все муниципальные должности, не являющиеся выборными. Следовательно, главы муниципальных образований, депутаты и иные выборные должностные лица местного самоуправления не относятся к муниципальным служащим. Муниципальными служащими также не являются лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению органов местного самоуправления. Правовой статус лиц, замещающих выборные муниципальные должности, законодательством о муниципальной службе не определяется.

Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.

Этим же законом определяется соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и должностей государственной службы Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Трудовые и социальные гарантии муниципальным служащим (Давыдова Е.В.)

Дата размещения статьи: 13.09.2014

Для обеспечения правовой и социальной защищенности муниципальных служащих, эффективного исполнения ими должностных обязанностей, а также компенсации ограничений, предусмотренных законодательством, им устанавливается ряд гарантий. Поскольку на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ), гарантии им установлены и трудовым законодательством, и данным Законом. Но не только — также они могут устанавливаться законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. О том, на что имеют право муниципальные служащие в области трудовых отношений, расскажем в статье.
Гарантии и акты, их устанавливающие
Гарантии — это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений (ст. 164 ТК РФ).
Гарантии для муниципальных служащих можно разделить на основные и дополнительные. Основные установлены федеральными законами (Трудовым кодексом, Законом N 25-ФЗ), а дополнительные — законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований.
К гарантиям, установленным Трудовым кодексом, относятся, например, гарантии при приеме на работу, при переводе на другую работу, по оплате труда. Кроме этого, гарантии установлены для лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях, вахтовым методом, беременным женщинам, лицам с семейными обязанностями, инвалидам, совместителям и др.
А в силу ст. 165 ТК РФ работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:
— при направлении в служебные командировки;
— при переезде на работу в другую местность;
— при исполнении государственных или общественных обязанностей;
— при совмещении работы с получением образования;
— при вынужденном прекращении работы не по вине работника;
— при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
— в некоторых случаях прекращения трудового договора;
— в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;
— в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Согласно же ст. 23 Закона N 25-ФЗ муниципальному служащему гарантируются:
— условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией;
— своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;
— отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;
— медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после выхода муниципального служащего на пенсию;
— пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
— обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей;
— обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;
— защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами.
Что касается дополнительных гарантий, например, Законом г. Москвы от 22.10.2008 N 50 «О муниципальной службе в городе Москве» (далее — Закон г. Москвы N 50) муниципальным служащим Москвы гарантируются:
— бесплатная или льготная санаторно-курортная путевка, предоставляемая к ежегодному оплачиваемому отпуску, с оплатой проезда к месту отдыха и обратно или соответствующая компенсация;
— ежемесячная доплата к пенсии по старости и инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности II или III степени;
— единовременное денежное поощрение при достижении возраста 50 лет и далее через каждые пять лет в размерах, не превышающих двухмесячного денежного содержания по замещаемой должности муниципальной службы; и др.
Гарантии, установленные для муниципальных служащих ст. 23 Закона N 25-ФЗ, условно можно разделить на две группы. Первая — это гарантии, предоставляемые в связи с исполнением служащим своих трудовых (должностных) обязанностей (гарантии по обеспечению условий работы, выплаты денежного содержания и отдыха). Некоторые специалисты называют их экономическими. Но это не имеет принципиального значения, поскольку законодательством никакой градации не установлено. Остальные гарантии (за исключением гарантированного права служащего на защиту от насилия) можно объединить в группу социальных. Гарантии первой группы практически не отличаются от общих, установленных Трудовым кодексом, а вторая имеет свои особенности.
Трудовые гарантии
Гарантии, связанные с исполнением служащим должностных обязанностей, корреспондируют основным правам муниципального служащего согласно Закону N 25-ФЗ. Это, в частности, права на:
— обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 11);
— оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом) (п. 3 ч. 1 ст. 11);
— отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска (п. 4 ч. 1 ст. 11).
Указанные права, в свою очередь, порождают для работодателя соответствующие обязанности и должны быть гарантированы каждому муниципальному служащему.
Так, работодатель должен гарантировать служащему условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией. Данная гарантия кроме права работника, названного в п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона N 25-ФЗ, связана с такими правами служащего, как:
— право на ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе (п. 1 ч. 1 ст. 11);
— право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования (п. 5 ч. 1 ст. 11).
К сведению. Служащий, которому работодатель должен гарантировать такие условия работы, со своей стороны, должен исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией (п. 2 ч. 1 ст. 12).
В зависимости от должностных обязанностей устанавливаются и условия работы. Это в первую очередь оснащение рабочего места служащего необходимой оргтехникой и канцелярскими принадлежностями. Для некоторых служащих возможно обеспечение транспортного обслуживания и т.д.
При этом такие условия труда для всех без исключения работников должны быть безопасными. В ст. 22 ТК РФ говорится, что работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Служащему также должно быть гарантировано право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.
Данная гарантия основана на закрепленном в Трудовом кодексе аналогичном принципе правового регулирования (ст. 2 ТК РФ), праве работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (ст. 21 ТК РФ) и обязанности работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам зарплату в сроки, установленные ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст. 22 ТК РФ).
Статья 22 Закона N 25-ФЗ предусматривает, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта РФ.
Обратите внимание! Размер и условия оплаты труда муниципальных служащих определяют органы местного самоуправления. Размеры должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ (ст. 22 Закона N 25-ФЗ).
Муниципальному служащему гарантировано право на отдых, установленное ст. 11 Закона N 25-ФЗ и ст. 21 ТК РФ. При этом отдых подразумевает:
— нормальную продолжительность рабочего (служебного) времени;
— выходные и нерабочие праздничные дни;
— ежегодный оплачиваемый отпуск.
Продолжительность и режимы рабочего времени, а также предоставление выходных и нерабочих праздничных дней муниципальным служащим регламентируется Трудовым кодексом.
А предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска имеет некоторые особенности. В частности, в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона N 25-ФЗ продолжительность основного оплачиваемого отпуска должна быть не менее 30 календарных дней, а не 28, предусмотренных Трудовым кодексом. Кроме этого, законами субъектов РФ может устанавливаться ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности.
В ст. 21 Закона N 25-ФЗ также установлено, что муниципальный служащий имеет право на ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого определяется в общем порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» для исчисления средней заработной платы.
Ежегодный оплачиваемый отпуск муниципального служащего состоит из основного оплачиваемого и дополнительных оплачиваемых отпусков.
К дополнительному отпуску, в частности, относится отпуск за выслугу лет (продолжительностью не более 15 календарных дней), порядок и условия которого определяются законом субъекта РФ. Кроме отпуска за выслугу лет, муниципальным служащим предоставляются другие дополнительные отпуска, предусмотренные федеральными законами и законами субъекта РФ, например за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, за особый характер работы, за работу с ненормированным рабочим днем, работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 116 ТК РФ).
Муниципальному служащему также предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в соответствии со ст. 128 ТК РФ и может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года (ч. 6 ст. 21 Закона N 25-ФЗ).
Социальные гарантии
Социальные гарантии для муниципальных служащих касаются медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения и социального страхования. При этом социальной защите подлежат не только сами муниципальные служащие, но и члены их семей.
1. Медицинское обслуживание. Муниципальному служащему и членам его семьи обеспечивается медицинское обслуживание, в том числе после выхода служащего на пенсию.
К сведению. К членам семьи в соответствии со ст. 2 СК РФ относятся супруги, родители и дети (в том числе усыновители и усыновленные).
Поскольку Законом N 25-ФЗ не определено, кто из членов семьи служащего имеет право на медицинское обеспечение, перечень таких лиц может устанавливаться не только СК РФ, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ или муниципальных образований. Так, согласно ст. 30 Закона г. Москвы N 50 под членами семьи муниципального служащего понимаются супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Порядок и стоимость осуществления медицинского обслуживания устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов РФ или муниципальных образований. Распоряжением Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 25.08.2011 N 22-Р утверждена Стоимость медицинского обслуживания государственных гражданских и муниципальных служащих Москвы и членов их семей.
Гарантии медицинского обслуживания муниципального служащего и членов его семьи реализуются кадровым или финансовым подразделением муниципального органа, который заключает с медицинским учреждением договор добровольного медицинского страхования служащего и членов его семьи.
2. Пенсионное обеспечение. Муниципальному служащему гарантировано право на пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также на пенсионное обеспечение членов его семьи в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Согласно ст. 24 Закона N 25-ФЗ в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ.
Размер государственной пенсии муниципального служащего определяется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимального размера государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта РФ.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления муниципальным служащим права на пенсию за счет средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон N 173-ФЗ), и выплачивается одновременно с ней.
Стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, устанавливается законами субъектов РФ.
В силу ст. 25 Закона N 25-ФЗ стаж муниципальной службы состоит из периодов работы:
— на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);
— на муниципальных должностях;
— на государственных должностях РФ и субъектов РФ;
— на должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);
— на иных должностях в соответствии с законом субъекта РФ.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных устанавливается законом субъекта РФ.
В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом Законом N 173-ФЗ.
Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или некоторым другим членам семьи такая пенсия выплачивается независимо от того, состояли ли они на его иждивении, если они вне зависимости от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию (ст. 9 Закона N 173-ФЗ).
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от страхового стажа умершего, а также от причины и времени наступления смерти, за исключением случаев полного отсутствия страхового стажа и наступления смерти вследствие совершения умершим умышленного уголовного деяния, установленного в судебном порядке, и умышленного нанесения ущерба своему здоровью. В этом случае членам семьи служащего устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.
3. Социальное страхование. Муниципальным служащим гарантируется право на государственное социальное страхование на случаи:
— причинения вреда здоровью и имуществу служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей;
— заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании (ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).
Выполнение гарантий такого страхования обеспечивается Федеральными законами:
— от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
— от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
— от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ);
— от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Следует отметить, что в силу п. 6 ст. 2 Закона N 255-ФЗ законодательными, нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ могут устанавливаться и иные выплаты по обеспечению федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, финансируемые соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Однако муниципальные служащие в данный список не включены.
Защита муниципального служащего
Среди установленных ст. 23 Закона N 25-ФЗ есть гарантия, не относящаяся ни к одной группе, — гарантия на защиту муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением служащим должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами.
Данная гарантия распространяется не на всех муниципальных служащих. В частности, на основании п. 12 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (далее — Закон N 45-ФЗ) государственной защите подлежат отдельные категории муниципальных служащих согласно перечню, устанавливаемому Правительством РФ. Перечень категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите, утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 900. Согласно данному Перечню защите в том числе подлежат должностные лица органов местного самоуправления, осуществляющие функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений.
К мерам защиты, установленным ст. 5 Закона N 45-ФЗ, относятся:
— личная охрана, охрана жилища и имущества;
— выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
— временное помещение в безопасное место;
— обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
— перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;
— переселение на другое место жительства;
— замена документов, изменение внешности.
Подведем итог
Основные гарантии муниципальным служащим устанавливаются Законом N 25-ФЗ и Трудовым кодексом. При этом в ст. 23 Закона N 25-ФЗ отдельно отмечено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией или сокращением штата органа местного самоуправления и избирательной комиссии муниципальным служащим предоставляются гарантии, установленные Трудовым кодексом.
Законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований муниципальным служащим могут устанавливаться и дополнительные гарантии.
И не нужно забывать, что если служащему указанными нормативными актами гарантировано то или иное право, обязанность по его реализации лежит на работодателе. В противном случае служащий может воспользоваться другим правом (правом на защиту своих интересов) и обратиться в суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *