Установка одпу: что это?

Установка общедомовых приборов учета на домах – сегодня не прихоть, а необходимость. Соответствующий закон действует без малого шесть лет, но снабжение приборами многоквартирных домов идет очень медленными темпами.

С начала 2015 года процесс решено было ускорить: правительство издало закон о том, что при отсутствии ОДПУ к потребителям будут применяться повышающие коэффициенты.

Содержание

Что это такое?

Общедомовой прибор учета (ОДПУ) – счетчик, с помощью которого можно определить, каковы затраты воды, газа, электроэнергии, тепловой энергии.

Иногда прибор кроме основной учетной функции выполняет еще и распределительную. Устанавливается он в многоквартирном доме и учитывает потребление ресурсов жителями всего здания, а не отдельного подъезда или «стояка».

ОДПУ работают совместно с индивидуальными приборами учета, то есть, квартирными или комнатными счетчиками.

Желательно устанавливать оба вида счетчиков в домах, поскольку именно в дуэте ПУ могут показать правильность потребления, выявить погрешности, утечки, анализировать состояние системы, поддерживать оптимальный уровень температуры, давления.

Общедомовые счетчики подсчитывают, сколько жильцы дома (многоквартирного) затратили ресурсов в определенный период, как правило, месяц.

Объем услуги, например, горячей воды для отопления помещений, рассчитывается по количеству квадратных метров каждой квартиры или иного помещения.

Какие виды ОДПУ устанавливаются в многоквартирных домах?

Чаще всего общедомовые приборы учета используются для горячей и холодной воды, тепловой энергии и электричества. Монтируются они в технических помещениях, недоступных простым гражданам во избежание повреждений: в подвалах, подсобных комнатах.

На сегодняшний день приборы устанавливаются на следующие виды ресурсов:

  1. Тепловая энергия – тахометрический, вихревой, ультразвуковой, электромагнитный. Устанавливать их в России начали с 2009 году, после выхода закона о снабжении зданий приборами учета тепловой энергии. Растущие цены также стимулировали население к учету энергии именно таким способом. Коллективный счетчик может быть установлен только по решению собрания жильцов.
  2. Электричество. Бывают индивидуальными, многотарифными. Многотарифный ОДПУ – реальный способ сэкономить на электроэнергии. Принцип его работы таков: в ночное время суток тариф значительно меньше, чем в дневное время. В пиковые часы с 7 до 10 утра и с 5 до 9 вечера оплата по тарифу возрастает.
  3. Холодная и горячая вода. Учитывает объем потребленной воды в расчете на всех фактически проживающих жильцов, а не только прописанных в квартире.

Обязательно ли устанавливать?

Установка общедомовых приборов учета является обязательной в России. Вышедший в 2009 году закон №261-ФЗ обязывает жильцов многоквартирного дома устанавливать их в целях повышения энергосбережения.

Правило касается учета воды, электроэнергии и тепловой энергию.

Хотя в законе и была указана конечная дата установки – 30.06.2012, сегодня еще очень многие дома не оборудованы необходимыми приборами учета.

С начала 2015 года будет применяться новое правило — если в многоквартирном доме есть техническая возможность установить общедомовой прибор учета, а счетчик не установлен — при начислении сумм к оплате будут использоваться повышающие коэффициенты.

Эти средства в размере 10–60% от нормативов (повышающие коэффициенты) как раз и должны быть направлены на установку приборов учета.

Цель оборудования многоквартирных домов ОДПУ – повышение сбережения природных ресурсов.

Так, если в квартире прописан один человек и по ПУ воды он оплачивает только за одного жильца, а если проживает шестеро человек, получается колоссальный перерасход воды, особенно в пределах страны в целом.

Соизмерение показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета с общедомовыми как раз и призвано «уловить» эту разницу, то есть, провести мониторинг расхода ресурсов.

Расчет тарифов за потребленные коммунальные услуги в местах общего пользования

Места общего пользования в доме – подъезд, подвал, кладовая, лестничная клетка. В коммунальной квартире – кухня, коридор, ванная. Фактически это любое место на территории дома, к которому имеют доступ все жильцы.

Общественные места освещаются и отапливаются (иногда), а плату за это обязаны вносить все жильцы дома.

В «Правилах предоставления коммунальных услуг» №307 сказано, что расчет производится по формуле:

С(общ) = П * Т – С(инд),

где:

С(общ) – плата за коммунальную услугу в местах общего пользования;
П — показания общедомового счетчика;
Т — действующий в конкретном регионе тариф на определенную услугу;
С(инд) — плата жильцов по квартирным счетчикам.

Полученная разница в киловаттах, кубических метрах и будет являться суммой к оплате всеми жильцами. Поэтому сумму делят на всех собственников жилья в многоквартирном доме.

Применяется коэффициент: объем ресурса, израсходованный на нужды дома, делится на количество ресурса, потребленного жильцами в совокупности по их квартирным счетчикам.

Коэффициент используется в начислении платежа в каждой квартире. Соответственно, чем больше тратят ресурса жильцы, тем выше будет коэффициент и оплата по ОДПУ.

Разница в тарифах при наличии или отсутствии ОДПУ

С начала 2015 года к потребителям, дома которых не оборудованы ОДПУ, будут применяться повышающие коэффициенты. Сегодня коэффициент этот равен 1,1, а уже с января 2017 года он поднимется до 1,5.

Сумма к оплате конкретным потребителем будет считаться следующим образом: «старый», ранее действующий норматив потребления ресурса будет умножен на повышающий коэффициент. Соответственно, в конце 2017 года сумма платежа увеличится на 60%.

Единственная оговорка — повышающие коэффициенты использоваться не будут в домах, в которых установка общедомовых приборов учета невозможна по техническим причинам. Это должно быть подтверждено актом обследования.

Причинами невозможности монтажа ОДПУ является аварийность дома, неподходящая инженерная сеть и так далее.

К установившим ОДПУ в соответствии с законом жильцам коэффициенты не применяются.

Алгоритм начисления платежа по отношению к ним следующий: к сумме, начисленной по показаниям квартирного счетчика, прибавляется часть суммы, рассчитанной по коллективному прибору учета, то есть, потраченной на общедомовые нужды.

Порядок проверки и замены приборов учета

Коллективные счетчики можно смело отнести к общей собственности все жильцов дома, поэтому и ответственность за их проверку и замену жильцы несут тоже коллективно.

Но не самостоятельно, а посредством управляющей компании дома. Осуществлять проверку общедомовых приборов учета может любая фирма, имеющая соответственную квалификацию, к услугам которой решит прибегнуть УК.

Обслуживание приборов учета на доме состоит из нескольких этапов:

  • осмотр ОДПУ;
  • ремонт в случае повреждения, естественного износа, выхода из строя отдельных деталей;
  • сверка показаний с реально существующими.

После проверки составляется акт. Подписывают документ две стороны: управляющая компания (выступающая от лица жильцов дома) и проверяющий ОДПУ.

В акте должны быть отражены все поломки, причины отклонения от заданных параметров, способы их устранения. Обязательно указывается, кто именно должен исправить найденные нарушения.

Ответственность за содержание коллективного прибора учета лежит на управляющей компании. Затраты на содержание ПУ УК «раскидывает» на всех жильцов дома в части ежемесячной платы.

Но, если ОДПУ оборудован автоматической системой снятия показаний, за это обязана платить компания-поставщик услуг. Такую систему устанавливает поставщик за свои средства и своими силами. Задача жильцов – не препятствовать установке.

Видео: Как пользоваться общедомовыми приборами учета?

В репортаже рассказывается, как собственникам жилья в многоквартирном доме можно ознакомиться с показаниями счетчиков ОДПУ.

Дается алгоритм расчета коммунальной платы за места общего пользования, который исходит из учета показаний индивидуальных счетчиков жильцов и снятия данных с ОДПУ.

16.2.5. Поверка ОДПУ

1. Что понимается под поверкой ОДПУ?

2. В какой срок должна проводиться поверка ОДПУ, кем устанавливается указанный срок?

3. Какие виды поверок ОДПУ установлены действующим законодательством?

4. Кто вправе проводить поверку ОДПУ?

5. Какими нормативными актами установлена обязательность поверки ОДПУ?

6. Кто и за чей счет обязан обеспечивать поверку ОДПУ?

7. К чему приводит неисполнение обязанности по надлежащей эксплуатации ОДПУ, в частности, по своевременному проведению его поверки?

1. Что понимается под поверкой ОДПУ?

Под поверкой общедомового прибора учета понимается в соответствии с п. 17) ст. 2 Закона о единстве средств измерений (далее также Закон №102-ФЗ) понимается совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия прибора учета метрологическим требованиям.

Т.е. поверка ОДПУ представляет собой внешний осмотр и серию (набор) испытаний, проводимых для оценки соответствия фактических рабочих характеристик прибора учета установленным рабочим характеристикам и оценки соответствия его метрологических характеристик значениям максимально допускаемых погрешностей.

Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке установлен Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 N 1815

Состав операций, проводимых в рамках поверки ОДПУ, зависит от вида коммунального ресурса, объем подачи которого в многоквартирный дом измеряет прибор учета.

Например, к операциям, выполняемым в ходе проведения поверки общедомового прибора учета холодной и горячей воды, согласно ГОСТ 8.156-83 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Счетчики холодной воды. Методы и средства поверки, ГОСТ Р 8.931-2016 «Государственная система обеспечения единства измерений. Счетчики холодной и горячей воды. Определение интервала между поверками, относятся:

  • внешний осмотр,

  • проверка герметичности,

  • определение относительной погрешности.

В отношении приборов учета электрической энергии ГОСТ 8.584-2004. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Счетчики статические активной электрической энергии переменного тока. Методика поверки.называет такие операции, осуществляемые при проведении поверки:

  • внешний осмотр,

  • проверка электрической прочности изоляции,

  • опробование и проверка правильности работы счетного механизма и испытательных выходов,

  • проверка порога чувствительности,

  • проверка отсутствия самохода,

  • определение метрологических характеристик однофазных счетчиков и трехфазных счетчиков в режиме симметричной нагрузки.

2. В какой срок должна проводиться поверка ОДПУ, кем устанавливается указанный срок?

Сроки проведения поверок (интервал между поверками ОДПУ — межповерочный интервал), а также методика поверки каждого типа прибора учета (также как и в отношении индивидуальных приборов учета) устанавливаются при утверждении типа средства измерения в соответствии с п.1 ст. 12 Закона № 102-ФЗ. Подробнее информацию об этом можно посмотреть .

3. Какие виды поверок ОДПУ установлены действующим законодательством?

В отношении общедомовых приборов учета проводятся следующие виды поверок:

  • первичная,

  • очередная,

  • внеочередная,

  • контрольная (инспекционная).

Подробнее информацию о том, в каких случаях проводится каждая из названных поверок, можно посмотреть .

4. Кто вправе проводить поверку ОДПУ?

Как и в случае с индивидуальными приборами учета, поверку общедомомвых приборов учета осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. Это сказано в ч. 2 ст. 13 Закона №102-ФЗ.

Подробнее о лицах, имеющих право проводить поверку приборов учета, можно почитать .

5. Какими нормативными актами установлена обязательность поверки ОДПУ?

К документам, предусматривающим обязательность проведения поверки приборов учета и правомерность применения в расчетах приборов учета, прошедших поверку, относятся следующие:

  • Закон о единстве измерений, в ч. 1 ст. 9 которого указано, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями Закона №102-ФЗ.

В ст. 13 Закона №102-ФЗ содержится положение о том, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации — периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

  • Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, в п. 9 которых указано, что используемые приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.

По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.

Приведенные положения Правил распространяются также на приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, используемые для определения количества холодной и горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, подаваемой в помещения многоквартирных домов и жилые дома.

  • Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, в п. 14 которых содержится норма, аналогичная приведенной из п.9 Правил №776, о том, что»Используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.

По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета».

  • Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, в п. 137 которых указано, что приборы учета, показания которых используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.

Пунктом 145 Основных положений на собственников приборов учета возлагается обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, под которой понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

В п. 155 названных Основных положений также указано, что собственник прибора учета, обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы — то также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов.

Периодическая поверка прибора учета, измерительных трансформаторов должна проводиться по истечении межповерочного интервала, установленного для данного типа прибора учета, измерительного трансформатора в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

  • Правила №354, в пп. г) п. 34 которых предусмотрена обязанность потребителей в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые) приборы учета утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.

В пп. д) п. 34 Правил №354 установлена

— обязанность потребителя обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых) приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки,

— обязанность потребителя направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства РФ об обеспечении единства измерений.

Исключением, при котором указанные обязанности потребителя, связанные с проведением поверки прибора учета перекладываются на иное лицо (например, управляющую организацию, является случай, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг (например, в договоре управления многоквартирным домом), предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, в т.ч. обеспечивать проведение их поверки.

  • Правила №491, в пп. к) п. 11 которых указано, что содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

6. Кто и за чей счет обязан обеспечивать поверку ОДПУ?

В зависимости от того, в чьей собственности находится общедомовый прибор учета и какой способ управления реализуется в многоквартирном доме, определяется лицо, обязанное обеспечивать поверку ОДПУ, и порядок несения расходов на ее проведение.

  • В том случае, когда общедомовый прибор учета входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома (п.5, п.6, п.7 Правил №491), бремя его содержания, в т.ч. его надлежащей эксплуатации, в которую входит проведение своевременной поверки, несут собственники помещений в многоквартирном доме, что следует из:

ч. 1 ст. 39 ЖК РФ, в которой указано, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

пп. к) п. 11 Правил №491, которым предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя обеспечение надлежащей эксплуатации ОДПУ, включая их осмотры, техническое обслуживание, поверку и т.д.).

пп. д) п. 34 Правил №354, которым установлена обязанность потребителя обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых) приборов учета.

п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, которым в состав общих работ, выполняемых для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, включено техническое обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета.

В п. 16 Правил №491 установлено, что обеспечение надлежащего содержания общего имущества зависит от способа управления многоквартирным домом.

В случае, когда домом управляет управляющая организация, именно она в соответствии с ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества (Правил №491) в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг.

Согласно ч. 7 ст. 155 и ст. 154 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение, которая включает в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, вносят этой управляющей организации.

Из совокупности приведенных норм действующего законодательства следует, что надлежащая эксплуатация (техническое обслуживание, включающее проведение поверки) общедомового прибора учета, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, является обязанностью управляющей организации, которую она исполняет в рамках оказания услуг/выполнения работ по содержанию общего имущества за счет платы за содержание жилого помещения.

  • В том случае, когда общедомовый прибор учета установлен ресурсоснабжающей организацией в соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона №261-ФЗ при неисполнении собственниками помещений своевременно обязанности по оборудованию многоквартирного дома ОДПУ, на практике возникает вопрос о том, в какой момент право собственности на установленный РСО прибор учета переходит к собственникам помещений в МКД с учетом того, что оплата расходов РСО на его установку осуществляется в рассрочку.

По нашему мнению, общедомовый прибор учета, установленный ресурсоснабжающей организацией в силу прямого указания нормы ч. 12 ст. 13 Закона №261-ФЗ «вместо» собственников помещений, включается в состав общего имущества собственников помещений без принятия с их стороны решения о его установке или об увеличении состава общего имущества, не с того момента, когда собственниками помещений будут произведены в полном объеме все платежи с учетом периода рассрочки за установленный ОДПУ, а с момента установки и проведения допуска к эксплуатации такого прибора учета и передачи (направления) документов на установленный общедомовый прибор учета управляющей организации.

В связи с тем, что ОДПУ переходит в общедолевую собственность собственников помещений в МКД сразу после его установки, а не по окончанию периода рассрочки оплаты расходов РСО на его установку, расходы на его содержание, в т.ч. на проведение поверки, несут собственники помещений в составе платы за содержание жилого помещения, что следует из норм ч. 1 ст. 39 ЖК РФ и пп. к) п. 11 Правил №491.

  • В том случае, когда общедомовый прибор учета не входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, т.е. когда управляющая организация установила его самостоятельно за счет собственных средств без решения собственников помещений, чтобы избежать оплаты коммунальных ресурсов с применением повышающего коэффициента, то являясь собственником такого ОДПУ, управляющая организация должна нести бремя его содержания и надлежащей эксплуатации, в т.ч. должна исполнять за свой счет обязанность по проведению поверки общедомового прибора учета.

7. К чему приводит неисполнение обязанности по надлежащей эксплуатации ОДПУ, в частности, по своевременному проведению его поверки?

Согласно п. 13 Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденного Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 N 1815, результаты поверки действительны в течение межповерочного интервала.

Не проведение поверки в срок, установленный Росстандартом при утверждении типа прибора учета (истечение межповерочного интервала поверки ОДПУ) является основанием для того, чтобы считать общедомовый прибор учета вышедшим из строя (неисправным) (пп. ж) п. 49 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, п. 3, п. 14, пп. е) п. 75 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя).

Последствием признания вышедшим из строя (неисправным) ОДПУ вследствие истечения межповерочного интервала является невозможность использования его показаний для расчетов как между управляющей организацией и РСО, так и между управляющей организацией и потребителями.

Пп. в(2) п. 21 Правил №124 предусмотрено, что в случае выхода из строя общедомового прибора учета объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, рассчитывается в течение 3 месяцев исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса (если прибор учета проработал более 3 месяцев, а для отопления — более 3 месяцев отопительного периода).

Если же ОДПУ отработал менее 3 месяцев, то объем коммунального ресурса, за исключением тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, в течение 3 месяцев с момента истечения межповерочного интервала ОДПУ определяется по формуле, содержащейся в пп. в) п. 21 Правил №124, т.е. как сумма объемов коммунального ресурса, потребленного в жилых и нежилых помещениях в МКД, а также объемов коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

По истечении 3 месяцев после выхода из строя общедомового прибора учета объем коммунального ресурса определяется также по формуле, приведенной в пп. в) п. 21 Правил №124. При этом стоимость поставленного в многоквартирный дом коммунального ресурса в этом случае рассчитывается с использованием нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента 1,5.

Что касается стоимости поставленной в многоквартирный дом тепловой энергии, то она по истечении 3 месяцев после истечения межповерочного интервала ОДПУ тепловой энергии рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1.

Кроме того, необходимо учитывать, что в состав лицензионных требований в соответствии с пп. а) п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, входит соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ, об ответственности управляющей организации перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.

Поскольку надлежащая эксплуатация общедомового прибора учета, входящего в состав общего имущества, в т.ч. его своевременная поверка, входит в состав работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД, нарушение требований к надлежащему содержанию общего имущества, в т.ч. к своевременному проведению поверки ОДПУ может быть признано нарушением управляющей организацией лицензионных требований, административная ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.1.3. КоАП РФ.

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет?

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие «Воронежтеплосеть», которое снабжало водой один из домов-«нарушителей».

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Узнайте, кто и в каком порядке проводит проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях прибора учета, из «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!
Получить доступ

Тогда МКП «Воронежтеплосеть» обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО «УК «Городок» – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению адвоката, руководителя проекта «Народный адвокат» по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. «Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании», – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

МНЕНИЕ

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов «Гордейчик и партнеры»

«Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе».

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. «в» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО «Водоканал», которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО «Водоканал». Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. № 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г. № 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

Что означает установка ОДПУ в квитанции ЖКХ

В некоторых случаях возникает необходимость подсчёта ресурсов в целом по многоквартирному дому. Для этого используются ОДПУ. Рассмотрим расшифровку данной аббревиатуры, требования законодательства о необходимости применения данных приборов и правила их установки, прочие сопутствующие вопросы.

Что такое ОДПУ в квитанции: расшифровка, расчеты

Что такое ОДПУ в квитанции можно выявить из нормативно-правовых актов. Это счетчик, для определения затрат на газ, тепловую энергию, воду и электроэнергию.

Новые правила оплаты общедомовых нужд по счетчику ОДПУ

С 2020 года по новым правилам принято рассчитывать оплату общедомовых нужд с помощью общедомового прибора учета — ОДПУ. По мнению законодателя, нововведение позволит начислять оплату за реальные израсходованные ресурсы в таких регионах как Московская область и других.

Для многоквартирных домов минусом выделяют сложность подсчета общедомового расхода с помощью индивидуальных счетчиков, например, подсчет ХВС. Не все жильцы готовы потратить круглую сумму для их установки. Хорошим вариантом станет дополнение личных счетчиков ОДПУ. В этом деле отслеживается наличие потерь, и проверяется домовая исправность коммуникационных сетей.

Дома, освобождающиеся от необходимости установления ОДПУ:

  • постройки, находящиеся в аварийном состоянии, или признанные ветхими;
  • расход электроэнергии меньше 5 кВт/ч;
  • потребление природного газа не более 2 куб. м/ч.;
  • потребление тепловой энергии не более 2 Гкал/ч.

В случае если у жильца отсутствуют технические возможности для установления личных и ОДПУ (критерии прописаны в приказе Министерства экономического развития от 29.11.2011 г. №967), то ему необходимо доплачивать за коммунальные услуги.

Последовательность действий во время установки ОДПУ

Установкой отопительного оборудования занимаются предприятия, имеющие специальные разрешения.

Этапы для установки счетчиков:

  • положительное решение установки всеми собственниками жилья;
  • подбор организации, специализированной на установке;
  • фиксирование установочного места и дополнительный контроль;
  • получение технических актов для установки прибора;
  • утверждение проектно-сметной документации;
  • формирование бумаг и их согласование с поставщиком;
  • приобретение оборудования;
  • установка прибора учета;
  • дополнительные работы по запуску и настройке оборудования.

В соответствии с п.13 ст.13 ФЗ «Об энергосбережении», все расходы на установку ОДПУ оплачивают собственники ресурсопоставляющей организации.

Требования к системам водоснабжения

В условиях эксплуатации счетчики часто выходят из строя, что бы минимизировать количество замен необходимо следить за их исправностью.

Требования к трубам:

  • качественная и чистая вода;
  • стабильное давление;
  • без внешних и внутренних повреждений;
  • отсутствие воздушных пузырьков.

Для увеличения параметров надежности необходимо использовать резервные оборудования.

На ком лежит денежная ответственность

Установку общедомовых приборов учета полностью оплачивают собственники жилья.

В рамках помощи государство разрешает использовать рассрочку на 5 лет, за это время в счетах коммунальных услуг расписывается сумма, потраченная на установку оборудования. Если же существует возможность оплатить одним платежом, то расчет производится до начала или после монтажа.

Критерии влияния на стоимость общедомовых приборов учета

Для расчета установки ОДПУ необходимо произвести замеры площади квартиры каждого жителя и умножить на стоимость счетчика за 1 кв.м.

Пример расчета: 56,8 кв. м. * 91,7 руб. = 5 208,6 руб.

В случае общего решения произвести установку, с помощью рассрочки необходимо рассчитанную стоимость разделить на 60 (количество ежемесячных платежей за пять лет).

Пример расчета: 5 208,6 руб. : 60 = 86,8 руб. ежемесячная оплата.

Дополнительно в Жилищном Кодексе прописаны конкретные критерии, от чего будет зависеть установление ОДПУ.

К ним относятся: оплата стоимости прибора, предварительная консультация, составление проекта, оплата монтажа, настройка и запуск устройства, пятилетнее техническое обслуживание.

Нюансы оплаты общедомовых приборов учета

Платежная сумма не раскидывается на всех жильцов поровну. Каждая оплата показателей происходит по личным счетчикам, в зависимости от размера жилплощади с надбавками за техническое обслуживание. Коммерческие организации также оплачивают свои ОДПУ в квитанции за квартиру отдельно от всех.

Если в квитанции сумма представляется завышенной, то можно подать письменное заявление на подробное разъяснение формул подсчета и показания общих и личных счетчиков. В случае если управляющая компания отказывается предоставить информацию необходимо обратиться в прокуратуру.

Расчет нежилых помещений

При расчете расхода ресурсов необходимо включать в стоимость площади принадлежащее всем жильцам, независимо от приборов личного учета.

Формула расчета тарифа:

Ро = (Р – Р инд)*Т, где:

  • Ро — количество оплаты за совместное содержание мест;
  • Р — ОДПУ общего расхода;
  • Ринд — количество затрат энергетических ресурсов снятых с индивидуальных учетных приборов;
  • Т – тарифный размер конкретного ресурса.

В целях заинтересованности жильцов для приобретения общедомовых приборов учета государство использует тарифные надбавки к лицам, отказавших осуществлять установление ОДПУ.

Обратите внимание: помимо индивидуального потребления воды, газа и электроэнергии в квитанции включают оплату общедомового расхода. Данная система необходима для выявления протечки в трубах от организации, поставляющей ресурсы до дома.

Оплата квитанций на примере отопления

Для осуществления расчетов разработаны особые формулы в соответствии с наличием приборов учета.

Наличие оборудования Пример расчета Формула
Только общедомовой прибор учета Ежемесячно значение показателей счетчика делится на суммарную площадь всего здания. Получив потраченное на 1 кв.м. количество калорий умножаем на отопительный тариф с суммой площадей квартиры с прилегающей долей Рi = Vд *х Si / Sоб * T, где:

  • Vд — объем используемого тепла в течение расчетного периода;
  • Si — площадь нежилого или жилого помещения;
  • Sоб — общее количество площади жилых и нежилых сооружений;
  • Т – тариф за энергию тепла.
Общедомовые и индивидуальные приборы учета Используется при возможности развести трубы горизонтально (многоэтажки). От показаний ОДПУ на отопление вычитается суммарное показание со всех счетчиков квартир. Затем полученное значение увеличивают на долю каждой квартиры и на установленный тариф с платой за отопление. Рi = ( Vin + Vi одн * Si / Sоб )*T), где:

  • Vin — объем используемого тепла ха расчетный период;
  • Vi одн — количество потраченной энергии на тепло;
  • Si — площадь жилого или нежилого сооружения;
  • Sоб — общая площадь всех жилых помещений;
  • Т – тариф за энергию тепла.
Отсутствие в отдельной квартире личного счетчика Показания ОДПУ снимаются со всех имеющихся в определенной квартире приборов учета, с вычетом разницы с соотношением общедомового счетчика, полученный результат делится на площадь всего дома и умножается на сумму площади и долю квартир без счетчика. Только после этого умножают на отопительную стоимость за 1 куб. м. Рi = ( Vi + Si * ( Vд — ∑Vi ) / Sоб)xТ, где:

  • Si — площадь нежилого или жилого сооружения;
  • Vд– домовой объем потребления тепла;
  • Vi – потребление тепла отдельной квартиры;
  • Sоб — общая площадь жилых помещений;
  • Т – тариф за энергию тепла.

Количество ежемесячного отчисления за оказание услуги является результатом показаний формул.

Таким образом, несмотря на ряд минусов ОДПУ и принудительный характер установки, он позволяет снизить количество потребляемых ресурсов, тем самым уменьшив ежемесячные расходы многоквартирного дома.

Общедомовые приборы учета: что это, кто устанавливает, законодательство

В 2009 году законодательными властями РФ было принято решение об обязательной установке общедомовых приборов учета во всех многоквартирных домах, но данное правило начало действовать только к середине 2012 года. С тех пор граждане пытаются найти информацию об общедомовых приборах учета: что это, кто оплачивает их установку и когда общедомовые счетчики должны быть установлены в новостройках.

Особенности общедомовых приборов учета

Говоря о том, что такое ОДПУ, следует понимать, что под этим понятием подразумевается общедомовой счетчик, предназначенный для контроля разницы между фактическим потреблением ресурсов и показаниями, по которым граждане ежемесячно оплачивают услуги: электро-, тепло-, водоснабжение. Благодаря нему управляющие компании вычисляют, есть ли факты недоплаты.

Согласно Закону «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности», до 1 июля 2012 года установка ОДПУ не являлась обязательной для многоквартирных домов, и правила носили рекомендательный характер, но сейчас оборудование должно присутствовать.

После присоединения Р.Крым к РФ было введено обязательство по монтажу ОДПУ, но крымчане должны выполнить это до 2019 года. Если пренебречь требованием, за коммунальные услуги придется платить большие суммы с учетом повышающего коэффициента.

Холодная вода

Установка ОДПУ для контроля потребления холодной воды возможна лишь в том случае, если дом подключен к центральной системе водоснабжения. Если же в многоэтажке часть людей получает воду через одну, а еще часть – через другую систему, — с юридической точки зрения монтаж счетчика нарушит права жителей и приведет к конфликту между ними и управляющей компанией при расчете за коммунальные услуги, к тому же контролировать объемы поступающей воды объективно не получится.

Если же система водоснабжения одна, счетчик устанавливается на весь дом и позволяет контролировать объемы проходящей к жильцам воды.

Горячая вода

Учет горячей воды ведется управляющими компаниями на выходе из дома изначально, поэтому перед тем, как устанавливать ОДПУ, жильцам необходимо поинтересоваться в УК, не установлен ли уже счетчик. Если он уже есть, монтаж своего прибора теряет смысл.

В некоторых случаях установка общего счетчика все же оправдана тем, что граждане могут самостоятельно контролировать правильность заполнения квитанций при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Тепловая энергия

Предоставление отопления является в компетенции местной Теплосетевой компании. Оплата производится жильцами круглогодично, исходя из площади помещений, поэтому монтаж общедомовых приборов учета на тепло не актуален и не представляется возможным – не все помещения в многоэтажке отапливаются. В каждом регионе свои нормативы и стоимость потребления.

Единственный вариант, когда оборудование может быть установлено – монтаж на энергетическом узле. Это позволяет контролировать поставку теплоэнергии, но для самих жильцов значения не имеет.

Электроэнергия

Осуществление общего учета электроэнергии является самым простым. Количество источников получения энергии роли не играет – достаточно провести через них общую линию и установить ОДПУ.

Единственным недостатком установки общего счетчика на электроснабжение является увеличенная нагрузка, ведь электричество может передаваться через провода при передаче на прибор. В этом случае между фактически уплаченными суммами и расходом появляется разница, которую должны оплачивать зарегистрированные в квартирах граждане.

Установка и оплата общедомовых счетчиков

Согласно федеральному законодательству, обязательство по оплате монтажа счетчиков возлагается на собственников помещений в многоквартирных домах. Если многоэтажка находится на балансе государства или муниципалитета и используется для осуществления государственных нужд, установка ОДПУ производится за счет бюджетных средств.

Сама процедура выглядит следующим образом:

  1. Проводится общее собрание собственников помещений. На нем решается, нужны ли счетчики, какие именно приборы покупать и какая компания будет устанавливать. Все подкрепляется соответствующим решением в письменном виде и за подписями участников. Решение может принимать и управляющая компания единолично, не оповещая при этом собственников квартир.
  2. Покупается счетчик.
  3. Все работы по установке согласовываются с УК, на балансе которой находится многоквартирный дом. В случае причинения повреждений и отсутствия разрешения УК виновник обязуется компенсировать причиненный ее оборудованию ущерб, поэтому согласование обязательно.
  4. Устанавливается счетчик. Если это делает сторонняя организация, потребуется присутствие представителей УК, но можно вызвать и мастера из управляющей компании.

В дальнейшем УК обязана проверить работоспособность прибора и его соответствие ГОСТам. До тех пор, пока он не будет опломбирован, показания с него браться в расчет не будут.

Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета

Обязательство по оплате установки общедомовых приборов учета возлагается на собственников квартир. Если дом является государственным, расходы компенсируются из бюджета. В оплату входит стоимость самого счетчика, работы по его установке и опломбированию.

В некоторых регионах устанавливаются свои правила оплаты, и тогда обязательства могут быть возложены на ресурсосберегающую компанию.

Рассмотрим детальные примеры:

Пример 1: Многоквартирный дом. Сдан в пользование 01.01.2018 года, жильцам отводится 3 месяца на установку приборов контроля расхода тепловой и электрической энергии. Дом обслуживается не УК, а ТСЖ, поэтому оплачивать они будут самостоятельно все однозначно.

Пример 2: Многоквартирный дом, использующийся для государственных нужд. Квартиры в нем сдаются по договорам социального найма, но находятся в собственности муниципалитета. Обязательство по установке должна выполнить администрация.

На каком основании и в каком порядке устанавливаются общедомовые приборы учета

Прямым основанием, указывающим на обязательство по установке собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах приборов учета, является ст. 13 ФЗ «ОБ энергосбережении». В ней говорится, что данное требование должно быть выполнено до 1 июля 2012 года, а для жителей Крыма – до начала 2019 года.

Если дом только сдан в эксплуатацию, жильцам дается на установку 3 месяца.

Должны ли УК оповещать об установке ОДПУ

Установка общего учетного оборудования должна была быть окончена в старых домах еще в 2012 году. В то время УК оповещали всех собственников о планирующихся работах в письменном виде. Сейчас же они это делать не обязаны, потому как наличие счетчиков является обязательным.

В случае, если собственники отказываются платить за установку

Оплата монтажа общих счетчиков производится до или после завершения работ. Если кто-либо из собственников выступает против этого, в соответствии с законодательством с них взыскивается оплата принудительно, дополнительно к этому они обязуются перечислить неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При необходимости установки приборов учета жильцам может быть дана рассрочка по оплате на 5 лет.

Почему работы по установки не выполняются за счет средств текущего ремонта

Согласно законодательству, средства, предназначенные на текущий ремонт, не могут расходоваться на установку счетчиков, если дом находится в неудовлетворительном состоянии. Предназначение данной статьи бюджета заключается в своевременном выявлении и устранении неисправности инженерно-коммунальных сетей для предотвращения аварии.

Если же дом находится в хорошем состоянии, и износ составляет не более 20-30%, поставить ОДПУ за счет денег на текущий ремонт можно.

В таком случае доли собственников определяются в равномерных частях.

Порядок установки общедомового прибора учета

Для монтажа ОДПУ необходимо руководствоваться нормами Приказа Минэнерго РФ №149, согласно которому порядок действий выглядит так:

  1. Представители УК подают заявку в ресурсосберегающую организацию, приложив к ней копии свидетельств о собственности, учредительных документов, ИНН, свидетельства о регистрации в ИФНС.
  2. На рассмотрение заявки РСО отводится 10 дней после принятия.
  3. Заявителем подписывается проект договора, отправляется в РСО.
  4. Производится монтаж.

При получении отказа РСО может быть привлечена к ответственности по ст. 9.16 КоАП РФ за нарушение требований федерального законодательства.

Когда происходит ввод общедомового прибора учета в эксплаутацию

Показания ОДПУ берутся в расчет только после опломбировки. Для этого представители управляющей организации подписывают заключительный акт с энергосбергающей компанией. Если опломбировки нет, показания не могут быть достоверными, ведь специалистам необходимо убедиться в качестве прибора.

Как изменяется порядок начисления оплаты за коммунальные услуги после установки счетчика

Если устанавливается ОДПУ, после монтажа на ввод в эксплуатацию компании отводится 1 месяц. За это время УК должна рассчитать величину оплаты в соответствии с п. 81 Постановления Правительства РФ №354, где в расчет берутся показания счетчика.

Когда ОДПУ установлен, но некоторые квартиры не оборудованы приборами индивидуального учета, начисление платы производится по формулам, указанным в приложении 32 к Постановлению. Чтобы расходы были учтены, используются показатели общих счетчиков.

Какие судебные споры возникают в связи с установкой ОДПУ

Наиболее распространенной причиной для подачи судебных исков является несогласие жильцов с другими собственниками об установке ОДПУ, если данное обязательство было принято таким решением собрания.

Также в судебной практике встречаются другие основания:

  • Отказ владельцев жилых помещений от оплаты проверки и замены приборов учета.
  • Оспаривание результатов голосования гражданами и организациями, участвовавшими в собраниях.
  • Оспаривание коммунальных платежей, когда УК начисляет их не по показаниям индивидуальных счетчиков, а по общим нормативам.
  • Споры, касающиеся ремонта жилья и льгот, если жильцы считают, что можно поставить ОДПУ за счет средств, предназначенных на устранение текущих неполадок.
  • Споры о выходе из строя ОДПУ по техническим причинам, если гарантийный срок на счетчики еще действует.

Установка общедомовых приборов учета является обязательной для всех собственников жилых и нежилых помещений. Если они отказываются выполнять данное требование, управляющая компания вправе установить их принудительно, не оповещая жильцов, а затем взыскать с них денежные средства.

Что такое ОДПУ в квитанции можно выявить из нормативно-правовых актов. Это счетчик, для определения затрат на газ, тепловую энергию, воду и электроэнергию.

Что такое ОДПУ: расшифровка.

А в состав ОИ включаются общедомовые приборы учёта тепловой энергии. Суд обязал УО установить ОДПУ тепла в соответствии с пп. «к» п. Благодаря этому сведение баланса по всем потребителям оказывается очень удобным.

Установка, проверка ОДПУ

Активность жителей России, интересующихся детализацией на душу населения, постоянно увеличивается.

Многие себе поставили индивидуальные устройства для учета электроэнергии, газа, воды, тепла. Возникает вопрос о необходимости присутствия в многоквартирных домах ОДПУ. Расшифровка данной аббревиатуры – «общедомовые приборы учета». Такое устройство представляет собой счётчик, определяющий суммарный объем затраченного ресурса, например, электроэнергии.

Часто ОДПУ выполняет функцию распределительной конструкции многоквартирного дома. Под последним, естественно, понимается не отдельный подъезд, а все здание.Специалисты придерживаются мнения о том, что индивидуальные счетчики не эффективны без ОПДУ.

Расшифровка данного утверждения состоит в следующих пунктах.Возможность сравнить показания необходима для мониторинга работы коммуникационных систем.Усовершенствование

Обслуживание общедомовых приборов учета: перечень услуг и порядок оплаты

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) используются для фиксации расхода воды, газа, электричества либо тепловой энергии во всем многоквартирном доме. На сегодняшний день их установку нельзя назвать прихотью, это необходимость, продиктованная законом.

Он действует уже шесть лет, но оснащение такими счетчиками многоквартирных домов происходит крайне медленно. В этой статье вы узнаете:

  1. Каковы особенности установки общедомовых приборов учета.
  2. Кто оплачивает обслуживание общедомовых приборов учета.
  3. Что такое техническое обслуживание общедомовых приборов учета.
  4. В каком порядке проходит проверка и замена ОДПУ.
  5. Какая предусмотрена ответственность за некачественное обслуживание общедомовых приборов учета.
  6. Кто обеспечивает обслуживание общедомовых приборов учета в многоквартирных домах.
  7. Кто оплачивает установку ОДПУ.
  8. Какие услуги включаются в обслуживание общедомовых приборов учета.

Использование ОДПУ в многоквартирных домах: расшифровки, расчет тарифов, правила установки и снятия данных

Установка общедомовых приборов учета на домах – сегодня не прихоть, а необходимость.

Соответствующий закон действует без малого шесть лет, но снабжение приборами многоквартирных домов идет очень медленными темпами. С начала 2015 года процесс решено было ускорить: правительство издало закон о том, что при отсутствии ОДПУ к потребителям будут применяться повышающие коэффициенты.

Что это такое? Общедомовой прибор учета (ОДПУ) – счетчик, с помощью которого можно определить, каковы затраты воды, газа, электроэнергии, тепловой энергии.

Иногда прибор кроме основной учетной функции выполняет еще и распределительную.

Установка ОДПУ: что это такое и кто за это платит?

Общедомовые приборы учета

December 10, 2020 Обсудить 0 0 Россия — страна, богатая природными ресурсами.

Количество разведанных в ней ресурсов составляет более 20 % всех запасов планеты. Первое место по объему месторождений и выработке природного газа, минеральных вод, третье — угля. Огромные запасы нефти, урановых руд, леса. Возможно, осознание этого приучило многих бездумно использовать дешевое топливо, по несколько дней не ликвидировать аварии в системах водоснабжения: ведь не в Египте живем.То ли пример других стран, общение с которыми после перестройки стало несравненно более доступно даже простым гражданам, то ли флюиды нового мышления подвигли государство принимать законодательные акты, стимулирующие население и производителей вести учет используемых ресурсов и внедрять энергосберегающие технологии.Как бывало во все времена, новое дело продвигается со скрипом.

И народ трудно за это осуждать. Ведь оправдательных причин хватает.

Уст одпу тэ

Уже из самого названия ясно, что такие приборы предназначены для учёта расходования, например, воды или тепловой энергии жильцами всего дома. Казалось бы, для чего нужны такие приборы, ведь если каждый поставит у себя в квартире необходимые счётчики, то и проблема учёта всех видов поставляемой энергии будет решена.

Но на практике выглядит всё не так радужно и просто.

Ведь тогда в каждой квартире необходимо будет ставить как минимум 4 счётчика: на тепло, горячую и холодную воду, а также на электричество и газ. Это немалая финансовая нагрузка, включающая в себя расходы на их приобретение, установку и регистрацию. Кроме того вряд ли получится эффективно подсчитать общедомовой расход поставляемых ресурсов по индивидуальным счётчикам, даже если их установят в каждой квартире. Инфо При финансовой возможности собственники могут оплатить все сразу одним платежом после установки приборов или еще до начала их монтажа.

Расшифровка данного утверждения состоит в следующих пунктах.

  • Возможность сравнить показания необходима для мониторинга работы коммуникационных систем.
  • Усовершенствование формул расчетов оплаты коммунальных услуг населением.
  • Определение утечек, анализ параметров поступления ресурсов (температуры, давления). ОПДУ позволяет определить, кто при нарушениях системы будет нести убытки (управляющая компания или организация-установщик).

Исходя из этих пунктов, становится ясно, что такое ОДПУ в ЖКХ. В основном ОДПУ устанавливаются в подвалах домов. К таким устройствам относятся общие приборы учета горячей и холодной воды, а также тепловой энергии и электричества.

Компании, занимающиеся пуско-наладочными работами, предлагают разнообразные варианты по установке ОДПУ.

Важно Постановлением Правительства РФ от 20.04.2010 № 250, вправе проводить только государственные региональные центры метрологии ФБУ ЦСМ.

Теперь поговорим о проверках.

Одпу

В соответствии с пунктом 2 ст. 13 Федерального закона № 261 «Об энергосбережении…» расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определённых посредством приборов учёта.

Установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учёта должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчётов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учёта в эксплуатацию. I. ОДПУ ГВС Общедомовые приборы учёта горячего водоснабжения должны быть переданы в эксплуатацию (это означает их документальное оформление в качестве приборов учёта, по показаниям которых осуществляется расчёт размера платы за коммунальные услуги) исполнителям коммунальных услуг (управляющей компании, ТСЖ, иной обслуживающей организации) в течение 30 дней после установки (приёма-передачи).

ОДПУ в многоквартирных домах: как расшифровывается, что это такое и как расчитывать тариф по ним?

Аббревиатура ОДПУ расшифровывается просто — общедомовые приборы учёта.

Уже из самого названия ясно, что такие приборы предназначены для учёта расходования, например, воды или тепловой энергии жильцами всего дома.

Казалось бы, для чего нужны такие приборы, ведь если каждый поставит у себя в квартире необходимые счётчики, то и проблема учёта всех видов поставляемой энергии будет решена. Но на практике выглядит всё не так радужно и просто.

Ведь тогда в каждой квартире необходимо будет ставить как минимум 4 счётчика: на тепло, , а также на и газ.

Это немалая финансовая нагрузка, включающая в себя расходы на их приобретение, установку и регистрацию. Кроме того вряд ли получится эффективно подсчитать общедомовой расход поставляемых ресурсов по индивидуальным счётчикам, даже если их установят в каждой квартире. А к этому готовы не все жильцы.

Что такое одпу тэ в квитанции. Самым оптимальным вариантом будет работа ОДПУ в связке с индивидуальными счётчиками.

Характеристики и виды одпу. Почему счетчики такие дорогие

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) используются для фиксации расхода воды, газа, электричества либо тепловой энергии во всем многоквартирном доме. На сегодняшний день их установку нельзя назвать прихотью, это необходимость, продиктованная законом.

Он действует уже шесть лет, но оснащение такими счетчиками многоквартирных домов происходит крайне медленно.

В этой статье вы узнаете: Каковы особенности установки общедомовых приборов учета. Кто оплачивает установку ОДПУ.

Кто обеспечивает обслуживание общедомовых приборов учета в многоквартирных домах. Какие услуги включаются в обслуживание общедомовых приборов учета.

Что такое техническое обслуживание общедомовых приборов учета.

В каком порядке проходит проверка и замена ОДПУ. Кто оплачивает обслуживание общедомовых приборов учета. Какая предусмотрена ответственность за некачественное обслуживание общедомовых приборов учета.

Что такое ОДПУ в квитанции за коммунальные услуги

› › › Аббревиатура ОДПУ возникла в нашем законодательстве 9 лет назад. Но до сих пор не все жители многоквартирных домов в нашей стране знают об этом понятии.

Установка ОДПУ по всей стране стала обязательным требованием, невыполнение которого может привести к переплатам жильцов за коммунальные услуги.Выясним, что продразумевается под этим понятием, каковы его особенности, как это влияет на счета оплаты и возможно ли не устанавливать устройство. ОДПУ расшифровывается как общедомовые приборы учёта. Понятие уже давно не новинка, поскольку ещё 21.11.2009 г.

был принят «.В нём сообщается, что собственники помещений в многоквартирных домах обязаны установить приборы учёта до 1 июля 2012 года. Но этот процесс протекает медленно и, как мы можем заметить, не завершился и по сей день.

Поэтому в апреле 2013 года Постановлением Правительства № 344

Общедомовой прибор учета — кто должен платить

С кого должны требовать оплату за общедомовой прибор учета? С управляющей организации или с собственников жилья? Мы уже касались этой темы (см.

). Однако среди управляющих организаций и специалистов ЖКХ остается серьезное недопонимание данной ситуации.

Поэтому разберем эту ситуацию более детально. Итак, кто же должен платить за ОДПУ? Позиция Верховного суда, отраженная в Определении от 17.06.2015 №310-ЭС15-912, однозначно: платить за установку обязана управляющая организация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *