Уставный капитал унитарного предприятия

Содержание

За счет каких источников может быть сформирован уставный капитал?

К основным источникам, за счет которых может быть сформирован уставный капитал ООО, подлежащий дальнейшему учету, относятся:

  • Вклады учредителей в виде денежных средств, имущества, ценных бумаг, дебиторской задолженности.
  • Основные средства фирмы.

При этом минимальный уставный капитал формируется за счет денежных средств в обязательном порядке (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ).

Величина минимального капитала может быть очень разной в зависимости от организационно-правовой формы бизнеса и вида деятельности. Так, при открытии ООО в общем случае нужно сформировать капитал на сумму 10 тыс. руб., а к примеру, для открытия букмекерской конторы как ООО — 100 млн руб. (п. 9 ст. 6 закона «О госрегулировании азартных игр» от 29.12.2006 № 244-ФЗ).

Отдельные требования к УК могут устанавливаться региональными властями.

Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия и общества в РБ

Ограничений размера уставного капитала для большинства юридических лиц не существует. Исключение сделано для таких форм хозяйствования, как ОАО и ЗАО. В названых компаниях уставный фонд должен формироваться только в белорусской национальной валюте. Минимальный уставный фонд ОАО должен быть четыреста базовых величин, а ЗАО – сто базовых величин.

Порядок формирования уставного фонда фирм с иностранным капиталом расписан в ст. 87 Инвестиционного кодекса РБ.

Если вы сомневаетесь, в какие сроки и в каком должен быть сформирован уставный фонд компании, обращайтесь за консультацией к финансовым специалистам .

Оставь заявку на обратный звонок!

Капитал не сформирован: какими будут правовые последствия?

В случае если компании не удалось сформировать УК в размере, который определен учредительными документами, ее учредителям (если компания зарегистрирована как ООО) потребуется:

1. По истечении предельного срока формирования УК, установленного учредительными документами (но не более 4 месяцев), попытаться обеспечить выкуп неоплаченной доли (п. 3 ст. 16, ст. 24 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

2. При отсутствии покупателя на неоплаченную долю уменьшить УК.

Если его величина окажется меньше 10 тыс. руб., фирма может быть ликвидирована по судебному иску ФНС (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

До тех пор пока УК не сформирован, учредители:

Формирование УК также может быть осуществлено и посредством его увеличения, при условии что у учредителей нет задолженности по обеспечению исходной величины капитала, которая прописана в учредительных документах (п. 1 ст. 17 закона № 14-ФЗ).

Как оформляется решение о создании УП?

Общий порядок, согласно которому оформляется решение, изложен в ст. 50.1 ГК. Однако такие организации отличаются рядом особенностей.

Это интересно: Фгос 2010 основного общего образования

При учреждении муниципального или государственного унитарного предприятия принимает участие единственный орган.

Возможно разное именование такого документа (постановление, решение и иные акты). Он должен содержать указание на нормативно-правовую основу деятельности учредителя (документ, дающий право создавать МУП или ГУП).

Остальные требования носят стандартный характер:

  • Решение вопроса об утверждении устава, либо использовании его типового варианта, утвержденного органом госвласти.
  • Сведения об уставном фонде, включая размер, срок, а также способ его формирования.
  • Информация о назначении руководителя.

Как происходит увеличение уставного капитала?

Увеличение капитала может быть осуществлено теми же способами, что и в случае с формированием его исходной величины. Но также можно привлечь капитал со стороны третьих лиц.

Увеличение УК характеризуется следующими нюансами:

1. Сумма, на которую увеличивается капитал за счет внесения в него имущества фирмы, не должна превышать разницу между чистыми активами и УК, суммированным с резервным фондом компании (п. 2 ст. 18 закона № 14-ФЗ).

2. Полная оплата УК, который решено увеличить за счет денег учредителей, должна быть произведена в течение 2 месяцев после принятия такого решения, если владельцами бизнеса не определено иное (п. 1 ст. 19 закона № 14-ФЗ).

А если полную оплату в срок осуществить не удалось, то имущество, которое было к тому моменту внесено в счет УК кем-либо из учредителей, возвращается данным учредителям в разумный срок, причем с доплатой в соответствии с положениями ст. 395 ГК РФ.

ВАЖНО! В отношении учредителей, решивших не вносить деньги на увеличение УК, не могут быть применены какие-либо санкции (постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 № 446/10).

3. Решение об увеличении УК за счет инвестиций со стороны третьих лиц принимается учредителями единогласно. Такие вложения должны быть осуществлены в течение 6 месяцев после принятия решения об увеличении УК (п. 2 ст. 19 Закона № 14-ФЗ).

Учредители могут уступить новую долю в бизнесе (либо ее часть), образовавшуюся вследствие увеличения УК, третьим лицам в статусе кредиторов — для зачета денежных требований к обществу (п. 4 ст. 19 закона № 54-ФЗ).

Уменьшение размера уставного фонда ООО и других форм хозяйствования в РБ

Инициаторами увеличения или уменьшения уставного фонда компании выступают учредители либо государство. Решение об изменениях в уставном фонде должно быть принято советом учредителей единогласно. Любые изменения размера уставного фонда должны быть отражены в уставе организации.

Причины уменьшения уставного фонда:

  • Компания не успела сформировать уставный капитал в установленный срок;
  • Один или несколько учредителей выходят из совета – и нужно покрыть убытки компании;
  • По истечении второго и каждого следующего года чистые активы компании оцениваются меньше, чем размер уставного фонда.

При уменьшении уставного фонда вклад каждого учредителя уменьшается пропорционально внесенной доле. Сами доли в процентном соотношении остаются прежними.

Важно! Об изменениях в уставном фонде фирма обязана уведомлять кредиторов. В противном случае банк или кредитная организация имеет право подать судебный иск. И если суд удовлетворит требования истца, то фирма будет обязана возместить ущерб и издержки.

Чтобы увеличить размер уставного фонда, на момент регистрации изменений на счету компании должна находиться весь капитал, указанный в действующем уставе. Увеличение капитала может повлечь за собой изменение долей учредителей, если производится не пропорционально актуальному соотношению долей в процентах.

Резюме

Мы описали общие положения, касающиеся уставного фонда организаций в Республике Беларусь.

  1. ИП создавать уставной фонд не нужно.
  2. Формирование уставного фонда обязательно для юридических лиц: ЧУП, ООО и других Обществ.
  3. Уставной фонд является гарантом платежеспособности организации.
  4. Размер уставного фонда должен быть прописан в регистрационных документах юридического лица.
  5. По закону РБ на формировании уставного фонда компании с национальным капиталом отводится 1 год, с иностранным капиталом – 2 года.

Если вы подозреваете, что ваш случай частный, мы советуем обратиться за финансовой консультацией. Специалисты разъяснят вам все тонкости создания уставного фонда вашей компании. Оставьтя заявку прямо сейчас!

Обновление — Март 2020

Учет формирования уставного капитала: основные проводки

Изучим теперь, какие проводки применяются при учете формирования уставного капитала.

Как только завершается регистрация фирмы в ФНС, в ее бухгалтерских регистрах отражается задолженность собственников по УК проводкой Дт 75 Кт 80.

По каждому вкладу, вносимому в счет погашения задолженности по УК, прописывается отдельная проводка, в которой дебетовый счет выбирается исходя из конкретной разновидности актива, направляемого на УК. Такими активами, как мы уже отметили выше, могут быть:

1. Деньги (в этом случае выбираются счета 50, 51, 52).

2. Имущество (выбираются счета 10, 41).

3. Ценные бумаги (выбирается счет 58).

Указанные счета формируют проводки с корреспонденцией по кредиту счета 75.

4. Права требования по дебиторским задолженностям (редко, но практикуется).

В этом случае, как правило, применяются следующие корреспонденции:

  • Дт 76 Кт 75 — передано право требования в счет формирования УК фирмы;
  • Дт 51 Кт 76 — должник рассчитался перед фирмой.

5. Основные средства фирмы.

Их направление в УК фиксируется проводками:

  • Дт 08 Кт 75 — основные средства переданы от учредителя обществу;
  • Дт 01 Кт 08 — ОС введены в эксплуатацию.

О бухучете УК читайте в этой статье.

В бухбалансе УК отражается в строке 1310 — как пассив. Однако текущая задолженность учредителей по взносам в УК в строке 1230 — уже как актив. Этим обеспечивается требование о раздельном учете капитала и долга учредителей по взносам в него (п. 67 приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н).

Узнать о том, какие показатели отражают в других строках бухбаланса, вы можете здесь.

Формирование уставного фонда компании

Можно вносить денежный и неденежный вклад в уставный фонд. Учредитель может участвовать в его создании посредством имущества.

Уставный фонд юридического лица может состоять из:

  • Денежных единиц;
  • Ценных бумаг;
  • Имущества;
  • Имущественных прав;
  • Отчуждаемых прав, если возможна оценка их стоимости.

Важно! Совокупная доля имущества в уставном фонде не может превышать 50 %.

Учредители перечисляют деньги пропорционально доле в уставном фонде. Если формирование капитала происходит посредством имущества – его необходимо сначала оценить.

Налоговый учет уставного капитала: нюансы

При ведении налогового учета УК нужно иметь в виду, что:

  • Поступившие в счет погашения задолженности учредителей активы не являются доходами фирмы. Они не облагаются НДС, налогом на прибыль и на доход по УСН.

Отсутствие необходимости исчислять НДС с УК обусловлено инвестиционным характером передачи имущества, вкладываемого в УК. Такие инвестиции не относятся к реализации (подп. 1 п. 2 ст. 146, подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Если учредитель организации — другая фирма, то она не вносит активы, внесенные в УК другого хозсубъекта, в свои расходы (п. 3 ст. 270 НК РФ). Если фирма-учредитель платит НДС и успела принять его к вычету (по переданному имуществу), то данный НДС необходимо восстановить и уплатить. При этом уплаченная сумма НДС не может быть включена в расходы, поскольку налог в данном случае не относится к реализуемому товару.

Если организация, в которой формируется УК, сама платит НДС, то она вправе принять его к вычету по имуществу, полученному от учредителя. Но при одном условии: если фирма-учредитель сама восстановила НДС, ранее принятый к вычету (письмо Минфина от 14.05.2015 № 03-03-06/1/27742).

  • Поступившие в счет УК фирмы активы не формируют доходов учредителей, облагаемых НДФЛ. При переоценке либо перераспределении долей, пусть и в пользу учредителя в финансовом выражении, налоговая база по НДФЛ также не возникает.

Если УК увеличивается за счет нераспределенной прибыли, то правомерно говорить о появлении соответствующей налоговой базы — на основании получения учредителями «иного дохода» в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 208 НК РФ.

Аналогично у учредителей появляется облагаемый НДФЛ доход, если они решили по своей инициативе уменьшить номинальную стоимость УК (письмо Минфина от 14.04.2011 № 03-04-06/3-88).

Но если УК вынужденно уменьшен по причине того, что чистые активы меньше его, то налог уплачивать не нужно.

ГЛАВБУХ-ИНФО

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муни­ципальные предприятия.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности государству (Российской Федерации), субъекту Российской Федерации или муниципальному образова­нию. Формирование уставного фонда унитарных предприятий осуществляется в соответ­ствии с требованиями Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. Устав унитар­ного предприятия утверждается уполномоченными государственными органами РФ, госу­дарственными органами субъекта РФ или органами местного самоуправления.

Уставный фонд государственного или муниципального унитарного предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку, и его размер определяется в рублях.

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен состав­лять не менее чем 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федераль­ным законом на дату его государственной регистрации.

Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату его государственной регистрации.

Уставный фонд государственного или муниципального унитарного предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Имущество, передаваемое унитарным предприятиям, принадлежит им на праве хозяй­ственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не мо­жет быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками уни­тарного предприятия.

Для учета операций по формированию уставного фонда унитарного предприятия также, применяется субсчет 75–1 к счету 75 «Расчеты с учредителями», который применительно к унитарным предприятиям именуется как субсчет 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу».

На этом субсчете унитарные предприятия учитывают расчеты с государственным орга­ном или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Регистрация уставного фонда унитарного предприятия отражается по кредиту счета 80 «Уставный капитал» и дебету субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу».

Учетные записи по субсчету 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу» производятся в порядке, аналогичном порядку учета расчетов по вкладам в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью:

№ п/п

Содержание хозяйственных операций Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
1 Определено имущество, причитающееся унитарному предприятию от государственного(муниципального) органа в соответствии с учредительными документами 75-1 80
2 Отражена стоимость объекта основных средств, полученного унитарным предприятиемот государственного (муниципального) органа

Далее: принят к учету объект основных средств, полу­ченный от государственного(муниципального) органа

08-4 75-1
3 То же, при получении объекта нематериальных активов 08-5 75-1
4 Отражена стоимость оборудования к установке, полу­ченного унитарным предприятиемот государственного (муниципального) органа 07 75-1
5 То же, при получении сырья и материалов 10 75-1
6 То же, при получении животных на выращивании и откорме 11 75-1
7 То же, при получении товаров 41 75-1
8 То же, при получении денежных средств в кассу, на расчетный или валютный счет 50, 51, 52 75-1

Если передача имущества (например, объекта основных средств) в хозяйственное ве­дение (оперативное управление) осуществляется сверх суммы уставного фонда унитарно­го предприятия, определенного учредительными документами, то такая операция отража­ется в бухгалтерском учете следующими проводками (приведенные проводки применяются в том случае, когда уставный фонд унитарного предприятия не был увеличен в установ­ленном законодательством порядке):

№ п/п Содержание хозяйственных операций Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
1 Отражена стоимость объекта основных средств, подле­жащая получению унитарным предприятием сверх сум­мы уставного фонда, определенного учредительными документами 75-1 84
2 Отражена стоимость объекта основных средств, полу­ченного унитарным предприятием сверх суммы установ­ленного уставного фонда 08-4 75-1
3 Принят к учету объект основных средств, полученный от государственного (муниципального) органа сверх суммы установленного уставного фонда 01 08-4

По решению государственного (муниципального) органа уставный фонд унитарного предприятия может быть увеличен или уменьшен.

Увеличение уставного фонда унитарного предприятия осуществляется в установленном законодательством порядке на основании решения государственного (муниципального) органа.

Увеличение уставного фонда допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи государственному или муниципальному унитарному предприятию недвижимого и иного имущества.

Увеличение уставного фонда унитарного предприятия может быть произведено за счет дополнительной передачи ему имущества или за счет доходов, полученных им в результа­те своей деятельности.

Решение об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.

В то же время размер уставного фонда государственного или муниципального пред­приятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.

Увеличение уставного фонда предприятия за счет дополнительной передачи ему иму­щества отражается в учете по кредиту счета 80 «Уставный капитал» и дебету субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу».

Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия осуществляется в установлен­ном законодательством порядке на основании решения государственного (муниципально­го) органа. Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия может быть произведе­но за счет изъятия имущества. Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия производится органом, принявшим решение об его создании. Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия за счет изъятия государствен­ным (муниципальным) органом имущества отражается в учете по дебету счета 80 «Устав­ный капитал» и кредиту субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу». Непосред­ственное изъятие имущества у унитарного предприятия отражается по дебету субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу» и кредиту счетов учета денежных средств и иму­щества.

№ п/п Содержание хозяйственных операций Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
1 Уменьшен уставный фонд унитарного предприятия на сумму денежных средств и/или имущества, изъятого государственным (муниципальным) органом 80 75-1
2 Отражено изъятие объекта основных средств государст­венным (муниципальным) органом 75-1 01
3 То же, при изъятии объекта нематериальных активов 75-1 04
4 То же, при изъятии оборудования к установке 75-1 07
5 То же, при изъятии сырья и материалов 75-1 10
6 То же, при изъятии животных на выращивании или от­корме 75-1 11
7 То же, при изъятии товаров 75-1 41
8 То же, при изъятии денежных средств 75-1 50, 51, 52

Изъятие имущества, полученного сверх суммы установленного уставного фонда уни­тарного предприятия, отражается в бухгалтерском учете в обычном порядке с использова­нием счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше указанного выше минимального размера уставного фонда.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного (муниципального) предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собствен­ник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера ус­тавного фонда государственного (муниципального) предприятия до размера, не превы­шающего стоимости его чистых активов.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного (муниципального) предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстанов­лена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственно­го (муниципального) предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганиза­ции такого предприятия.

Стоимость чистых активов государственного (муниципального) предприятия определя­ется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном норматив­ными правовыми актами РФ.

В заключение отметим, что в пассиве баланса по разделу «Капитал и резервы» (строка 410 «Уставный капитал») показывается в соответствии с учредительными документами вели­чина уставного (складочного) капитала организации, а по государственным и муниципаль­ным унитарным предприятиям — величина их уставного фонда (сальдо счета 80).

В этом же разделе после строки 410 по статье «Собственные акции, выкупленные у ак­ционеров» показываются фактические затраты организации по выкупу собственных акций и долей (сальдо счета 81).

< Предыдущая Следующая >

Учет капитала и чистых активов: нюансы

Важнейший элемент учета УК — периодическое сопоставление его величины и размера чистых активов. Дело в том, что если по окончании второго года, следующего за тем, в котором зарегистрирована фирма, стоимость чистых активов будет ниже стоимости УК, то ООО должно выровнять величину обоих показателей (либо обеспечить превышение цены чистых активов над УК). Сопоставлять величину УК и чистых активов нужно и в последующие годы.

Выравнивание показателей (или обеспечение превышения чистых активов над УК) возможно за счет:

  • увеличения цены чистых активов;
  • снижения величины УК.

Если этого не сделать, то общество будет подлежать ликвидации (п. 4 ст. 90 ГК РФ).

Подробности см. в этом материале.

Итоги

Уставный капитал может быть сформирован за счет денег учредителей, их имущества или дебиторской задолженности. Его бухучет ведется на счете 80. Налоговый учет значительно упрощен в силу того, что УК в общем случае не образует налогооблагаемых доходов и не облагается НДС. До тех пор пока УК не сформирован, владельцы бизнеса не вправе распределять прибыль. Размер УК не должен превышать стоимость чистых активов фирмы.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В какой валюте создается уставный фонд

В создании уставного фонда могут участвовать как граждане Беларуси и резиденты других стран. Белорусы пополняют уставный капитал в белорусских рублях, иностранцы могут вкладывать средства в любой валюте.

Если в состав учредителей входит один или несколько иностранцев, то размер уставного капитала при регистрации указывается в долларах.

Сроки создания уставного фонда

Сформировать уставный фонд Частное унитарное предприятие или Общество должны в течение одного года с момента регистрации фирмы. Если к этому сроку нужной суммы на счету нет, то учредители имеют право попросить еще два месяца на официальное изменение размера уставного фонда.

Для компаний, создававшихся с привлечением средств из-за границы, действует исключение по срокам. В течение первого года после регистрации их уставный фонд должен быть пополнен не менее, чем на 50%. Оставшаяся сумма может вноситься в течение еще одного года. Исключение есть для открытых акционерных обществ с иностранным капиталом. Уставный фонд в них нужно полностью сформировать до государственной регистрации.

Если уставный фонд ООО или ЧУП не сформирован вовремя, то исполнительные органы имеют право признать регистрацию фирмы недействительной. В этом случае компания ликвидируется.

Получить консультацию по созданию уставного фонда Вы можете в по номеру телефона +375(29) 10-32-509.

1. Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (статья 125) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
2. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Порядок формирования уставного фонда унитарного предприятия устанавливается законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

4. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

5. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда унитарное предприятие обязано уведомить об этом в письменной форме своих кредиторов.

Кредитор унитарного предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

Комментарий к статье 114 Гражданского Кодекса РФ

1. Законодательство Российской Федерации, существовавшее до введения в действие части первой ГК, определяло для государственных и муниципальных предприятий объем прав по управлению имуществом как право полного хозяйственного ведения. В ГК (ст. 113, 114, 294) по этому вопросу используется формулировка «право хозяйственного ведения». Исключение слова «полное» свидетельствует о том, что права таких предприятий по самостоятельному пользованию и распоряжению имуществом ограничены.

Таким образом, УП могут пользоваться и распоряжаться имуществом, которым они наделены, либо на правах хозяйственного ведения (с ограничением отдельных прав, которыми они обладали при полном хозяйственном ведении), либо на правах оперативного управления (казенные УП) с еще более узким объемом прав (см. ст. 115, 296, 297 и коммент. к ст. 115, 296, 297).

Относительно объема имущественных прав таких УП говорится в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 2/1. В нем отмечается, что начиная с 8 декабря 1994 г. данные юридические лица могут распоряжаться недвижимостью только с согласия собственника, в связи с чем совершенные ими без такого согласия сделки, направленные на отчуждение недвижимого имущества или распоряжение им иным способом, являются ничтожными (ст. 168 ГК).

2. В отличие от отдельных коммерческих юридических лиц (полных товариществ, ООО, ОДО), создание которых допускается при внесении его учредителем (участником) части уставного капитала, уставный фонд УП, основанного на праве хозяйственного ведения, должен быть полностью сформирован (оплачен) собственником в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Размер уставного фонда государственного УП определяется в рублях и должен составлять не менее чем 5 тыс. МРОТ на дату государственной регистрации предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 1 тыс. МРОТ.

Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого уставный фонд УП формироваться не может.

3. Пункты 5, 6 комментируемой статьи преследуют цель обеспечить экономическую (финансовую) устойчивость УП. Это достигается требованиями о необходимости выдерживать соотношение стоимости чистых активов с размером уставного фонда, а также защиты интересов кредиторов УП при уменьшении его уставного капитала. Закон об унитарных предприятиях предусматривает порядок увеличения и уменьшения уставного фонда.

В первом случае увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в т.ч. после передачи государственному или муниципальному предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения. Это может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия. Решение об увеличении уставного фонда может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.

Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.

Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда УП собственник его имущества вносит соответствующие изменения в устав такого предприятия.

Документы для государственной регистрации таких изменений, а также документы, подтверждающие увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия, должны быть представлены в регистрирующий орган. Непредставление указанных документов является основанием для отказа в государственной регистрации внесенных в устав изменений.

При снижении стоимости чистых активов УП собственник его имущества вправе (а в случаях, предусмотренных упомянутым Законом, обязан) уменьшить уставный фонд такого предприятия.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате этого его размер станет меньше определенного в соответствии с Законом об унитарных предприятиях минимального размера уставного фонда.

В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан уменьшить его уставный фонд до размера, не превышающего стоимость его чистых активов.

В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного упомянутым Законом на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение 3 месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена, собственник имущества УП должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

В случаях, когда стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного Законом, УП может быть ликвидировано по решению суда. Возможность сохранить в данной ситуации УП определена редакцией нормы ГК («может быть»). Вероятно, учредитель при наличии у него финансовых возможностей вправе выбрать иное решение, исключающее ликвидацию, а именно пополнить размер чистых активов до необходимого уровня.

Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если в предусмотренных случаях собственник имущества УП в пределах 6 месяцев по окончании финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, кредиторы вправе потребовать от него прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

В течение 30 дней с даты, когда принято решение уменьшить уставный фонд, УП обязано в письменной форме уведомить об этом всех известных ему кредиторов, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы УП вправе в течение 30 дней с даты направления им уведомления (или в течение 30 дней с даты опубликования указанного сообщения) потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств УП и возмещения им убытков.

Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при наличии доказательств уведомления об этом кредиторов в указанном выше порядке.

4. Закон об унитарных предприятиях предусматривает, что УП за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом УП. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков УП.

УП за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом УП. Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы УП только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом УП.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. В этом случае оно ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Порядок распределения доходов казенного предприятия устанавливается Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных действующим законодательством. Так, оно не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника данного имущества.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

УП не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Уставом УП могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

5. В целях совершенствования деятельности УП и поиска новых наиболее эффективных организационно-правовых форм управления государственным и муниципальным имуществом Правительство РФ установило для федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях управления, обязанность ежегодно утверждать программы деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий по установленной форме.

Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 N 228 утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (СЗ РФ, 2002, N 15, ст. 1440).

Другой комментарий к статье 114 ГК РФ

1. В комментируемой статье определяются особенности правового положения унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, по сравнению с другими видами коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами. В качестве собственника данного имущества может выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Непосредственные же действия по созданию предприятия осуществляются уполномоченным на то соответствующим государственным органом или органом местного самоуправления. Содержание права хозяйственного ведения определяется в ст. ст. 294 и 295 ГК.

2. Особенности, касающиеся уставного фонда предприятия, определяются в п. п. 3 — 6 комментируемой статьи. Согласно Закону об унитарных предприятиях размер уставного капитала государственного предприятия должен быть не менее суммы, равной 5000-кратному МРОТ, установленному законодательством на дату государственной регистрации государственного унитарного предприятия, а муниципального унитарного предприятия — составлять 1000 МРОТ. В казенных предприятиях уставный фонд не формируется. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном указанным Законом порядке.

В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного указанным Законом на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

Если в случаях, предусмотренных ст. 15 указанного Закона, собственник имущества государственного или муниципального предприятия в течение 6 календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, кредиторы вправе потребовать от государственного или муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

В течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное или муниципальное предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы государственного или муниципального предприятия вправе в течение 30 дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение 30 дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков.

Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов в порядке, установленном п. 4 ст. 15 указанного Закона.

Согласно статье 14 нижеуказанного федерального закона увеличение уставного фонда унитарного предприятия возможно за счет только двух источников: во-первых, за счет дополнительно передаваемого собственником имущества и, во-вторых, за счет доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.

При этом данное имущество должно быть дополнительно переданным, что означает передачу собственником объема имущества сверх того имущества, которое уже было передано для формирования уставного фонда государственного (муниципального) предприятия и для закрепления за предприятием на праве хозяйственного ведения.

Следовательно, передача имущества, предназначенного для увеличения уставного фонда, должна осуществляться на основании отдельного акта приема-передачи имущества, в котором закреплен конкретный перечень имущества, принадлежащего собственнику и ранее не передававшегося данному государственному (муниципальному) предприятию, имеющего денежную оценку, и предназначенного для повышения размера уставного фонда, по сравнению с его размером, за

За счет имущества уже закрепленного на праве хозяйственного ведения по смыслу ст 14 данного федерального закона №161-ФЗ категорически запрещается увеличение уставного фонда МУП

Собственник имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение, не вправе свободно распоряжаться этим имуществом В силу того что ваш учредитель не может изъять это имущество а затем снова передать его вам для увеличения уставного фонда, проблему увеличения уставного фонда нужно решать предоставлением вашему МУП дополнительного имущества

Верховный Суд РФ разъяснил, что при разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными (п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», также абз. 3 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Статья 14. Увеличение уставного фонда

2. Увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *