Уведомление о заключении трудового договора с белорусом

Содержание

Уведомление о приеме на работу гражданина Республики Беларусь

Здравствуйте

Когда речь о гражданах Белоруссии — это уведомление можно не подавать.

Вопрос: Требуется ли уведомлять территориальный орган МВД России о заключении трудового договора с гражданином Республики Беларусь?

Ответ: При заключении трудового договора с гражданином Белоруссии уведомлять территориальный орган МВД России не требуется. Однако данная позиция может вызвать претензии со стороны контролирующих органов и, возможно, ее придется доказывать в суде.

Обоснование: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ) иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, — иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство).
Иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность (ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 13 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников, в случае если иностранные граждане в том числе прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
В силу нормы п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Что касается приема на работу граждан Республики Беларусь, то в отношении их действуют международные нормы, в частности, в п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» закреплено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.
Также в силу п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.Учитывая указанные положения, можно сделать вывод, что нормы о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяются.
Данная позиция подтверждается судебной практикой. Так, в Постановлении Верховного Суда РФ 07.06.2018 N 83-АД18-6 указано, что в отношении граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в РФ, и их работодателей не применяются положения ст. 13 Закона N 115-ФЗ, устанавливающие особенности труда иностранных граждан в РФ. Привлечение к ответственности за неуведомление о заключении трудового договора с гражданами Республики Беларусь неправомерно.
Однако ранее УФМС России по г. Москве в Письме от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н указала, что о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии следует уведомлять органы ФМС России.
При направлении уведомления необходимо учесть, что согласно п. 1 Указа N 156 ФМС России, которая являлась федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, упразднена. Ее полномочия переданы МВД России (пп. «а» п. 2 Указа N 156).
Таким образом, при заключении трудовых договоров с гражданами Белоруссии уведомлять территориальный орган МВД России не требуется. Однако данная позиция может вызвать претензии со стороны контролирующих органов и, возможно, ее придется доказывать в суде.

Подготовлено на основе материала
В.Г. Панфиловой
ООО «М-СТАЙЛ»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
24.12.2018

Обязан ли работодатель уведомлять ФМС о приеме на работу гражданина Республики Беларусь?

Цитата (Постановление Верховного Суда РФ от 30 мая 2017 г. N 78-АД17-17):Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Монолит» Алиева В.А. (далее — ООО «СК «Монолит», Общество) на вступившие в законную силу постановление судьи Петродворцовского районного суда г. Санкт-Петербурга от 6 ноября 2015 года и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 28 октября 2016 года, вынесенные в отношении ООО «СК «Монолит» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Петродворцовского районного суда г. Санкт-Петербурга от 6 ноября 2015 года, оставленным без изменения постановлением заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 28 октября 2016 года, ООО «СК «Монолит» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, генеральный директор ООО «СК «Монолит» Алиев В.А. выражает несогласие с судебными актами, состоявшимися в отношении Общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушения, предусмотренные частями 1-3 данной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 13 названного Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В силу пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Как усматривается из материалов дела, 19 июня 2015 года в 15 часов 10 минут сотрудниками ОИК МРО N 2 УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на приеме по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Дворцовый проспект, д. 30, … установлено, что ООО «СК «Монолит» привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации с 5 июня 2015 года гражданина Республики Беларусь З. в качестве каменщика, не уведомив об этом в установленном порядке УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «СК «Монолит» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее — Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года N 4) установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.
Документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации.
Граждане государства выезда, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений.
Трудовая деятельность гражданина государства выезда на территории государства трудоустройства регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде государства трудоустройства.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Как следует из содержания Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года N 4, в отношении граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в Российской Федерации, и их работодателей, не применяются положения Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, устанавливающие особенности труда иностранных граждан в Российской Федерации, в том числе положения статьи 13 названного Федерального закона. Изложенные обстоятельства исключают возможность привлечения ООО «СК «Монолит» к административной ответственности по статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданами Республики Беларусь.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Петродворцовского районного суда г. Санкт-Петербурга от 6 ноября 2015 года и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 28 октября 2016 года, вынесенные в отношении ООО «СК «Монолит» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу генерального директора ООО «СК «Монолит» Алиева В.А. удовлетворить.
Постановление судьи Петродворцовского районного суда г. Санкт-Петербурга от 6 ноября 2015 года и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 28 октября 2016 года, вынесенные в отношении ООО «СК «Монолит» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации
С.Б. Никифоров

Вопрос: Нужно ли уведомлять территориальный орган МВД России о заключении трудового договора с гражданином Республики Беларусь? Если да, то каков порядок и сроки?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Работодатель не обязан уведомлять территориальный орган МВД России о заключении трудового договора с гражданином Республики Беларусь.
Обоснование позиции:
Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)). Такое уведомление подается в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
В то же время согласно ст. 3 Закона N 115-ФЗ правовое положение иностранных граждан в РФ, наряду с федеральным законодательством, определяется международными договорами РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В связи с этим для ответа на рассматриваемый вопрос необходимо обратить внимание на решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4, в соответствии с пунктом 1 которого действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ и граждан РФ в Республике Беларусь не применяется. По нашему мнению, обязанность работодателя по уведомлению уполномоченного органа власти о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с иностранными гражданами является именно элементом порядка регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы. А поскольку в отношении граждан Беларуси данный порядок не применяется, то и каких-либо обязанностей, вытекающих из применения данного порядка, у работодателя при заключении или прекращении трудового договора с такими иностранцами возникнуть не может.
Отметим, что аналогичного толкования данной нормы ранее придерживались и сами специалисты ФМС России (смотрите, например, письмо от 20.12.2007 N МС-1/9-25552). Однако в более поздних разъяснениях представители миграционной службы указывали на применение общего правила п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ (о необходимости подачи уведомления) в том числе к ситуациям, когда такие договоры заключаются с гражданами Республики Беларусь (письмо Управления ФМС России по г. Москве от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н).
В судебной практике до последнего времени также отсутствовало единое мнение по вопросу о том, означает ли неприменение в отношении граждан Республики Беларусь в РФ установленного законодательством РФ порядка регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы, что у российского работодателя или заказчика работ (услуг) отсутствует обязанность уведомлять уполномоченный орган о заключении и прекращении с такими гражданами трудового или гражданско-правового договора. В некоторых случаях судьи со ссылкой на решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 приходили к выводу о том, что такой обязанности применительно к гражданам Беларуси не возникает (смотрите, например, решение Санкт-Петербургского городского суда от 16.02.2016 по делу N 12-189/2016). В других ситуациях суды указывали, что решение не освобождает работодателя (заказчика работ или услуг) от установленной обязанности уведомлять уполномоченный орган о соответствующих обстоятельствах, поскольку такое уведомление не затрагивает права трудящихся мигрантов, носит уведомительный, а не разрешительный характер (решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.09.2015 по делу N 12-136/2015, постановления АС Северо-Кавказского округа от 24.10.2016 N Ф08-7781/16 по делу N А53-22119/2015, от 05.07.2016 N Ф08-4012/16 по делу N А53-22688/2015, от 23.08.2016 N Ф08-5746/16).
Однако некоторое время назад позиция по данному вопросу была сформулирована Верховым Судом РФ, из которой следует, что положения п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ в отношении граждан Республики Беларусь не применяются (смотрите постановления от 30.05.2017 N 78-АД17-19, N 78-АД17-13, N 78-АД17-11, N 78-АД17-17). И хотя все указанные судебные акты выносились по конкретному делу и не носят обязательного характера для нижестоящих судов, полагаем, что правовая позиция по рассматриваемому вопросу в них сформулирована исчерпывающе и работодатель не обязан уведомлять территориальный орган МВД России о заключении трудового договора с гражданином Республики Беларусь*(1). В случае возникновения претензий со стороны контролирующих органов работодатель вправе привести изложенные в постановлениях Верховного Суда РФ аргументы в свою защиту.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
28 июля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 ФМС России упразднена. Её функции и полномочия в сфере миграции переданы МВД России. Поэтому уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) теперь следует территориальный орган МВД России.

Иностранцы, находящиеся на территории Российской Федерации, обязаны становиться на регистрационный учет в органах ГУВМ МВД. Не исключением являются и граждане Республики Беларусь. Для них постановка на учет несколько упрощена. Однако регистрация белорусов в России все же необходима, при условии, что лицо будет присутствовать на территории государства более 30 дней.

Нужно ли проходить регистрацию белорусам

Сегодня поток людей, иммигрирующих в Россию, достаточно велик. У многих желающих переехать в РФ возникает вопрос, нужна ли белорусам регистрация в России? Между двумя государствами существуют определенные соглашения, упрощающие порядок нахождения граждан на их территории. На основании договоров при пересечении государственной границы Российской Федерации миграционная карта для белорусов не заполняется.

Кроме того, гражданам Беларуси нет необходимости получать разрешение на временное проживание. Оформление регистрации является по сути уведомлением соответствующих органов о прибытии в Россию. Миграционный учет в 2019 году осуществляется в отделениях ГУВМ МВД по месту фактического нахождения.

Легальное пребывание в Российской Федерации

С момента пересечения государственной границы белорусы могут находиться на территории РФ 90 дней без оформления каких-либо разрешений. Подтверждением даты въезда в страну будет являться билет. Поэтому необходимо сохранять документ на протяжении всего времени нахождения в России. Однако для тех лиц, которые планируют осуществлять трудовую деятельность или учиться, потребуется оформить временную регистрацию.

Постановка на миграционный учет для граждан республики Беларусь дает им возможность легально находиться на территории государства от трех месяцев до одного года. Временная регистрация необходима для того, чтобы работники ГУВМ МВД могли учитывать, сколько белорусов находится в России.

Список документов

При обращении в управление иностранным гражданам для постановки на временный регистрационный учет необходимо предоставить удостоверение личности (внутренний паспорт своей страны) и миграционную карту.

Пересекая границу с РФ, белорусы не заполняют никаких бланков. В связи с этим у многих возникает вопрос, какие документы нужны для РВП гражданину Беларуси? Для того чтобы стать на временный регистрационный учет жителям республики потребуется предоставить сотрудникам миграционного отдела следующие бумаги:

  • Удостоверение личности. В качестве такового используется внутренний паспорт гражданина республики Беларусь. Он должен быть действителен на момент обращения человека в ГУВМ МВД.
  • Документ, подтверждающий дату пересечения государственной границы. В связи с отсутствием миграционной карты, в качестве доказательства применяется въездной билет. Только так сотрудники ГУВМ МВД службы смогут определить, когда именно человек пересек границу Российской Федерации.

Где и как пройти регистрацию

Постановка на временный учет граждан Беларуси осуществляется сотрудниками миграционной службы. Для того чтобы пройти регистрацию, необходимо обратиться в территориальное отделение ГУВМ МВД по месту нахождения.

При прохождении процедуры требуется участие принимающей стороны. В этой роли может выступать родственник мигранта, его знакомый, работодатель, который согласился трудоустроить иностранца. Если человек проживает в гостинице, принимающей стороной может выступать ее администратор. Единственным условием для этого является наличие гражданства или вида на жительство последнего. Местом постановки на учет может быть не только дом или квартира. В случае, когда в роли принимающей стороны выступает работодатель, человек может быть зарегистрирован в офисе или другом нежилом помещении.

Порядок регистрации граждан Беларуси включает в себя следующие действия:

  1. Россиянин, принимающий белорусского гостя, приходит вместе с ним в отделение ГУВМ МВД по месту регистрации. При себе мигранту нужно иметь внутренний паспорт его страны и билет, подтверждающий дату пересечения государственной границы
  2. В присутствии сотрудника миграционной службы приезжий вносит данные в бланк уведомления. Заполняется он в двух экземплярах. Получить форму можно у работников ГУВМ МВД или скачать на официальном сайте ведомства и распечатать.
  3. Сотрудники миграционного отдела ставят специальную отметку на отрывном корешке. Данный документ со штампом и будет свидетельствовать о постановке на учет. Мигранту необходимо носить его при себе до окончания срока регистрации.

После выполнения принимающей стороной вышеперечисленных действий гражданин Беларуси сможет легально работать или получать образование на территории Российской Федерации.

Читаем также:
Как получить российское гражданство белорусу
Загранпаспорт в Беларуси

В какой срок

В связи с тем, что гражданам Беларуси не требуется получать разрешение на временное проживание, процедура оформления не занимает длительного периода. Как правило, постановка на учет осуществляется в день обращения. Время, затраченное на оформление, зависит от занятости сотрудников миграционного отдела. К примеру, регистрация в Москве для белорусов занимает около трех — четырех рабочих дней.

При постановке на учет на промежуток времени более чем 90 суток, сроки оформления могут достичь 5-7 дней. Для сокращения периода регистрации можно обратиться в специальные агентства. Однако стоит учитывать, что услуги организаций, оказывающих помощь в оформлении регистрации, являются платными.

ВНИМАНИЕ: На сегодняшний день существуют фирмы, которые осуществляют мошеннические действия по отношению к мигрантам. В связи с этим следует обращаться только в проверенную организацию.

Какие документы нужны от принимающей стороны

Регистрация в Москве для белорусов, как и во всех остальных регионах страны, осуществляется принимающей стороной. При обращении в ГУВМ МВД последнему потребуется предоставить свое удостоверение и заполненное уведомление. В качестве документа, подтверждающего личность, может быть как паспорт гражданина Российской Федерации, так и ВНЖ. Разрешение на временное проживание для белорусов не требуется.

Существует возможность для иностранцев самостоятельно уведомить управление по вопросам миграции о своем пребывании в России. Такой способ доступен в двух случаях:

  • Если принимающая сторона не в состоянии явиться в отделение ГУВМ МВД по уважительной причине. Это может быть болезнь, ограничение в физических возможностях и т. п.;
  • При наличии у иностранца письменного разрешения от принимающей стороны.

Срок нахождения в России после регистрации

Допустимое время присутствия в стране для жителей республики отличается. Если у гражданина есть постоянная регистрация в Минске или другом городе Беларуси и он стал на временный учет в России, то этот человек сможет беспрепятственно находиться на территории государства на протяжении 90 дней. В некоторых случаях допускается регистрация на год.

Часто мигранты задаются вопросом, можно ли белорусам, состоящим на временном учете, работать в России? Лица, имеющие регистрацию, могут трудоустраиваться в любом регионе РФ. Кроме того, человек сможет находиться на территории, пока не будет расторгнут трудовой договор. После окончания действия соглашения при условии, что время регистрации истекло, белорус имеет право легально проживать в России еще 15 дней. Этот срок необходим для поиска нового места трудоустройства.

Отдельно стоит отметить, что на сегодня работа в России на севере для белорусов и трудоустройство в других субъектах Российской Федерации возможно без получения патента. Граждане республики устраиваются на работу на тех же правах, что и россияне.

За время, которое человек находится в стране, он может подать необходимый пакет документов на получение вида на жительство. Процедура оформления ВНЖ для граждан Беларуси также происходит в упрощенном порядке. Подавать документы лучше сразу после постановки на учет. Это связано с тем, что получение ВНЖ требует определенного срока ожидания, который может составлять от 3 месяцев до полугода.

Последствия нарушения миграционного учета

Если гражданин Беларуси не будет соблюдать условия регистрации, то наказание понесет не только он сам, но и принимающая его сторона. За несоблюдение правил предусмотрено введение штрафных санкций в размере от 2000 до 5000 российских рублей.

Для работодателей, имеющих незарегистрированных работников, сумма значительнее. Так, за каждого сотрудника, не состоящего на учете, юридическое лицо могут обязать выплатить до 500 000 рублей. При этом срок давности привлечения к ответственности по такому делу составляет 1 год.

За нарушение законодательства Российской Федерации гражданина республики могут принудительно депортировать из государства.

Итоги

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что постановка на учет необходима для белорусов, планирующих во время нахождения в России работать или получать образование.

Читаем также:
Грин карта в Беларусь
Переезд в Белоруссию из России

Существует возможность оформить регистрацию на срок 3 месяца и более, но не свыше одного года. Длительность периода для работающих иностранцев прямо зависит от срока действия трудового соглашения. При необходимости продлить время пребывания на территории Российской Федерации следует собрать требуемый пакет документов и обратиться с ним в отделение ГУВМ МВД для получения вида на жительство. Нарушение правил постановки на регистрационный учет приводит к назначению штрафных санкций или депортации из страны

БрестСИТИ. Новости

Информация о вступлении в силу Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства.

С 15 декабря 2015 года вступил в силу Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства от 24 января 2006 года, подписанный 3 марта 2015 года в г. Москве.

Так, в настоящее время в соответствии с соглашением при следовании из третьих государств граждане Республики Беларусь и Российской Федерации могут однократно въезжать на территорию другой стороны (россияне в Беларусь и наоборот) и выезжать с ее территории в государство гражданства по документам, срок действия которых истек.

В данном случае имеются в виду такие документы, как обычный общегражданский паспорт, дипломатический, служебный паспорта, свидетельство на возвращение.

Кроме того, теперь граждане одной страны, прибывшие на территорию другой страны, освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания в течение 90 дней с даты въезда. Ранее такой срок составлял лишь 30 дней.

В соглашении по-прежнему сохраняется норма, предусматривающая тот факт, что принадлежность лица к гражданству одной из стран является основанием для получения разрешения на постоянное жительство (подачи заявления о выдаче вида на жительство) без учета срока временного пребывания и получения разрешения на временное проживание на территории другой страны.

Однако теперь в соглашении оговорен срок рассмотрения таких заявлений — в течение трех месяцев с момента подачи всех необходимых документов, предусмотренных законодательством сторон.
Соответствующие дополнения в соглашение также коснулись несовершеннолетних граждан обеих стран. Так, несовершеннолетние граждане Республики Беларусь и Российской Федерации могут выезжать в третьи государства с территории договорившихся сторон в порядке, предусмотренном законодательством государства гражданства.

В целом по республике в 2015 году зафиксировано 980186 въездов граждан Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, 21012 россиян оформили временное пребывание в органах внутренних дел, 307504 оформили такое пребывание в гостиницах. В отношении 6809 граждан Российской Федерации органами внутренних дел рассмотрены вопросы о выдаче разрешения на постоянное проживание, а в отношении 9324 разрешения на временное проживание в Беларуси.

Работники-белорусы: памятка для работодателей

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 7 марта 2013 г.

Содержание журнала № 6 за 2013 г.М.Г. Суховская, юрист

Читатели давно просят нас опубликовать отдельный материал по найму работников, имеющих белорусское гражданство. Что неудивительно, ведь по самым скромным оценкам в нашей стране работает более полумиллиона граждан Белоруссии, причем большинство из них — на квалифицированных должностях. Этому очень способствует «привилегированный» (по сравнению с другими мигрантами) статус белорусов, да и работодатели практически не обременены различными «миграционными» обязанностями. Судите сами:

  • чтобы принять на работу гражданина из Республики Беларусь, фирме или предпринимателю не требуется разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Самому белорусу разрешение на работу в РФ также не нужност. 3 Соглашения от 19.11.2010 «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей»;
  • работодатели не должны уведомлять органы ФМС и занятости о заключении/расторжении трудового договора с работником из Белоруссии, а также о предоставлении ему отпуска без сохранения зарплаты продолжительностью более 1 месяца в течение годап. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее — Решение от 22.06.96 № 4);
  • на белорусов не распространяются ограничения на наем временно пребывающих иностранцев для работ в сфере розничной торговли (например, алкоголем либо фармацевтическими товарамиПостановление Правительства от 01.12.2012 № 1243)п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее — Решение от 22.06.96 № 4).

Из-за этих привилегий многие вообще считают, что привлечь белоруса на работу по трудовому договору — то же самое, что нанять гражданина РФ. Но это не совсем так, определенные нюансы все же имеются.

Заключение трудового договора с белорусом

В части оформления трудовых отношений с белорусами порядок абсолютно такой же, что и для россиянп. 2 Решения от 22.06.96 № 4. Однако учтите такой момент.

Если белорус при устройстве на работу представит вам трудовую книжку советского образцаутв. Постановлением Совмина СССР от 21.04.75 № 310, то вы можете смело вносить в нее записи о работе, поскольку эти книжки продолжают действовать на территории РФп. 2 Постановления Правительства от 16.04.2003 № 225.

Если же это будет трудовая книжка образца, утвержденного Республикой Беларусь, то имейте в виду: она считается иностранной трудовой книжкой и не признается на территории РФ. В таком случае работнику нужно завести российскую трудовую книжку. При этом записи из белорусской трудовой книжки в российскую переносить не нужносм., например, Письмо Роструда от 15.06.2005 № 908-6-1.

Миграционный учет белорусов

В части миграционного учета для белорусских граждан поблажек нет. При приеме на работу их, как любых других иностранцев, надо ставить на учет. Единственное отличие — если белорус прибыл в Россию для работы по трудовому договору, на учет его нужно поставить в течение 30 суток со дня въезда в Россиюст. 5 Соглашения от 19.11.2010.

Правда, у белорусов нет документов, подтверждающих дату въезда в РФ, ведь при пересечении российско-белорусской границы штамп погранслужбы не ставится, а миграционные карты белорусы не заполняют. В этом случае ориентиром могут служить железнодорожные, авиа- или автобусные билеты. Но мы советуем отталкиваться от даты заключения трудового договора. По крайней мере, проверяющие из органа ФМС будут ориентироваться именно на нее.

Конечно, по сравнению с нанимателями мигрантов из других стран ближнего зарубежья работодателей белорусов не так часто привлекают к ответственности за нарушение правил миграционного учета. Но тем не менее это случаетсясм., например, Постановления ФАС ЦО от 27.04.2010 № А62-8442/2009, от 27.04.2010 № А62-8441/2009; Решение Верховного суда Республики Карелия от 29.07.2011 № 21-145/2011.

Поэтому работодателю не стоит пренебрегать обязанностью по постановке на учет белорусского гражданина. Даже в том случае, когда у него уже есть корешок уведомления о прибытииприложение № 2 к Приказу ФМС от 23.09.2010 № 287, подтверждающий, что он поставлен на учет. Подумайте, что лучше: отправить в орган ФМС одну бумажку и спать спокойно или дрожать от страха перед огромным штрафом (для фирмы (ИП) — 400 000—500 000 руб., а для директора — 40 000—50 000 руб.ч. 4 ст. 18.9, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ)?

Поставить белорусского работника на учет можно любым из трех способовп. 22 Правил, утв. Постановлением Правительства от 15.01.2007 № 9:

  • <или>отправить уведомление с ближайшего отделения почты;
  • <или>подать уведомление через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если таковой есть в вашем регионеп. 5 ст. 2 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ;
  • <или>прийти с уведомлением в отделение ФМС, которому подведомственен адрес местонахождения вашей компании.

Для заполнения бланка уведомления понадобится паспорт белорусап. 28 Правил, утв. Постановлением Правительства от 15.01.2007 № 9. По окончании процедуры у него на руках останется отрывная часть уведомления с отметкой почты или ФМС. Снимите с нее копию и подшейте в личное дело иностранца.

НДФЛ

Тут все просто. Если с белорусом заключен бессрочный трудовой договор или договор на срок более полугода, то к доходам работника изначально применяется ставка НДФЛ 13%Протокол к Соглашению от 21.04.95 между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения… подписан 24.01.2006; Письмо Минфина от 24.12.2012 № 03-04-05/6-1426. Также он вправе рассчитывать на все налоговые вычеты, предусмотренные НК РФ.

Но если на конец календарного года белорус пробудет в РФ менее 183 дней, НДФЛ с доходов за этот год подлежит пересчету по ставке 30%Письмо Минфина от 27.09.2012 № 03-04-05/6-1131, причем вычеты уже не предоставляются.

Исчисление страховых взносов

Сразу скажем, что льготный порядок привлечения к труду белорусских граждан никак не влияет на исчисление обязательных страховых взносов с выплат в их пользу. Все зависит от статуса мигранта.

Категория иностранца Как начисляются страховые взносы
в ПФР в ФСС (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) в ФОМС
Постоянно проживающий в РФ (имеет вид на жительство) Так же, как с выплат российским гражданамп. 1 ст. 7, п. 1 ст. 22.1 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее — Закон № 167-ФЗ); п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ); п. 1 ст. 10 Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ
Временно проживающий в РФ (имеет разрешение на временное проживание) Только на страховую часть по тарифу 22%*п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ; ч. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ Так же, как с выплат российским гражданамп. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ; п. 1 ст. 10 Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ
Если ко дню заключения трудового договора у такого белоруса нет свидетельства пенсионного страхования, вам нужно его оформитьп. 2 ст. 7, п. 1 ст. 9, ст. 15 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ. Для этого направьте в свое отделение ПФР анкету работника по форме АДВ-1 и опись по форме АДВ-6-1утв. Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п в течение 2 недель с момента заключения с ним трудового договорапп. 9, 10 Инструкции, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 № 987н
Временно пребывающий в РФ, трудовой договор с которым заключен на срок:
  • <или>менее 6 месяцев
Взносы не начисляютсяп. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ; п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ
  • <или>более 6 месяцев
Только на страховую часть по тарифу 22%*п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ Взносы не начисляютсяп. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ

* Страхователи, имеющие право на пониженные ставки взносов в ПФР, уплачивают их по своему льготному тарифустатьи 58, 58.1 Закона № 212-ФЗ.

Добавим, что независимо от статуса белоруса любые выплаты в его пользу, начисленные в рамках трудового договора, облагаются взносами «на травматизм»статьи 5, 20.1 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ.

Кроме этого, хотим напомнить, что с 2013 г. уже не получится сэкономить на взносах в ПФР, каждый раз заключая краткосрочный трудовой договор с временно пребывающим белорусом — на срок менее 6 месяцев. Ведь теперь застрахованным в системе пенсионного страхования считается тот временно пребывающий иностранец, с которым был заключен один или несколько трудовых договоров сроком не менее 6 месяцев в общей сложности в течение годап. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ.

Возникает вопрос: здесь имеются в виду трудовые договоры, заключенные лишь с конкретным работодателем? Или для целей исчисления взносов должен учитываться весь период работы временно пребывающего иностранца в РФ в текущем календарном году?

Вот что нам разъяснил по этому поводу специалист ПФР.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ДАШИНА Тамара Николаевна Заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

“В данном случае надо смотреть на общий срок срочных трудовых договоров только у конкретного работодателя с таким работником: если более 6 месяцев в общей сложности в течение года — надо начислять взносы, менее 6 месяцев — не надо.

Совокупный период работы временно пребывающего иностранца на территории нашей страны учитывать не надо”.

***

В заключение скажем, что все упоминаемые в статье льготы распространяются и на тех белорусских граждан, которые привлекаются к труду по гражданско-правовому договоруп. 1 Решения от 22.06.96 № 4.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Иностранные работники»:

Процедура приема на работу гражданина Белоруссии, не имеющего разрешения на временное проживание и вида на жительство

ИА ГАРАНТ

Какова процедура приема на работу гражданина Белоруссии, не имеющего разрешения на временное проживание и вида на жительство?

1. Работодатели вправе привлекать работников — граждан Белоруссии без получения каких-либо разрешений, и самим работникам не требуется получать разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее — Закон N 115-ФЗ), п. 1, 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 (далее — Решение N 4), ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан (Москва, 25.12.1998) (далее — Договор о равных правах), ст.ст. 97, 98 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014) (далее — Договор о ЕАЭС)).

Также работодатель вправе привлекать граждан Белоруссии без учета установленных п. 5 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ ограничений в виде допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами на территории РФ (п.п. 1, п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

2. При приеме на работу иностранца необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ (гл. 11 ТК РФ), с учетом особенностей регулирования труда иностранных работников (гл. 50.1 ТК РФ). Так, из ст.ст. 11, 327.3 ТК РФ следует, что при трудоустройстве иностранный гражданин должен представить документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, с учетом ряда особенностей:

  • документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, — паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ)*(1);

  • трудовую книжку. В настоящее время на территории России действительны две формы трудовых книжек: образца 1974 и 2004 гг. Белоруссия входила в состав СССР. Следовательно, если иностранный гражданин представляет трудовую книжку образца 1974 г., заводить новую нет необходимости, а если трудовая книжка установленного образца у работника отсутствует — работодатель должен ее завести (письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1);

  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Выданные в Белоруссии документы для реализации трудовых прав их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации (п. 1 Решения N 4, ч. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС);

  • временно пребывающие иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов), работающие по трудовому договору (как в Вашем случае), при приеме на работу предъявляют страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, а если они поступают на работу впервые, то получают его через работодателя (ст. 2 Закона N 115-ФЗ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, абзац третий ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ);

  • при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, соискатель представляет справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;

  • при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средства (психотропных веществ и т.д.), соискатель должен представить справку о том, подвергался ли он такому наказанию;

  • документы воинского учета требуется предъявлять только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (часть третья ст. 327.3 ТК РФ). Для граждан Белоруссии таких исключений не предусмотрено.

Предъявлять полис добровольного медицинского страхования при приеме на работу гражданам Белоруссии не требуется, поскольку международными соглашениями предусмотрено обеспечение граждан Беларуси медицинской помощью на тех же условиях, что и граждан России (часть первая ст. 327.3 ТК РФ, Договор между РФ и РБ о создании Союзного государства от 08.12.1999, Договор о равных правах, письмо Минтруда РФ от 17.12.2015 N 16-4/В-823, ответ 1 Роструда).

Само оформление трудовых отношений с иностранным гражданином не будет отличаться от оформления таких же отношений с российскими гражданами*(2). Трудовой договор с иностранным работником должен быть заключен на неопределенный срок, если отсутствуют причины для заключения срочного трудового договора, предусмотренные ст. 59 ТК РФ (часть пятая ст. 327.1 ТК РФ) (ответ 2 Роструда).

3. Так как в отношении граждан Белоруссии действующий порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в России не применяется, то работодатель не обязан уведомлять уполномоченный орган в сфере миграции в субъекте РФ о факте заключения (а также расторжения) трудового договора с таким гражданином (ст. 3, п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 1 Решения N 4, постановление Верховного суда РФ от 30.05.2017 N 78-АД17-19)*(3).

4. В рассматриваемой ситуации работодатель будет являться принимающей стороной и в связи с этим обязан будет поставить иностранного гражданина на миграционный учет и уведомить о его прибытии уполномоченный орган миграции*(4) только в том случае, если работник будет проживать по адресу организации либо в ее помещении, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (п. 7 ч. 1 ст. 2, ч.ч. 1 и 3 ст. 20, ч. 2 ст. 21, пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», далее — Закон N 109-ФЗ). Форма уведомления утверждена приказом МВД России от 23.11.2017 N 881 (приложение N 3).

В этом случае работодатель обязан поставить работника на миграционный учет и направить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета в течение 90 дней с даты въезда в Россию*(5) (ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан РФ и Республики Беларусь на свободу передвижения… (Санкт-Петербург, 24.01.2006), решение Калининградского областного суда от 26.05.2016)*(6).

Подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранца на миграционный учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, которую работодатель должен передать иностранцу (ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Ответ прошел контроль качества

4 марта 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Учитывая, что у работника в данной ситуации нет соответствующей отметки в паспорте о разрешении о временном проживании и нет вида на жительство, полагаем, что соискателю необходимо также представить нотариально заверенный перевод документа, удостоверяющего личность (смотрите Вопрос: Иностранный работник, работавший ранее на предприятии, вновь принят на работу. При этом он представил документы, а именно паспорт иностранного гражданина на новую фамилию… (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2017 г.).

*(2) В частности, если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, иностранец должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).

*(3) Подробнее смотрите Вопрос: Каков порядок приема на работу гражданина Белоруссии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2017 г.).

*(4) Обращаем внимание на то, что Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 ФМС России упразднена. Её функции и полномочия в сфере миграции переданы МВД России. Поэтому в настоящее время уведомлять о принятии иностранного гражданина на работу необходимо уже территориальный орган МВД России.

*(5) По мнению ряда специалистов (в частности, Д.А. Мыльникова, советника государственной гражданской службы РФ (Минтруд России)), данное правило действует и в отношении работодателей, то есть они обязаны направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета в течение 90 дней с даты въезда гражданина Республики Беларусь. Подтверждение данной точки зрения можно найти и в судебной практике (смотрите, например, решение Верховного Суда Республики Карелия от 25.09.2014 N 21-378/2014, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 N 13АП-790/2009).

*(6) Вместе с тем ничто не мешает работодателю подать соответствующее уведомление в отношении работника-белоруса с соблюдением сроков, предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ (7 рабочих дней), чтобы исключить саму возможность предъявления претензий со стороны контролирующих органов. Уведомление о прибытии иностранца может быть представлено в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Кроме того, уведомление может быть направлено почтовым отправлением либо с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *