Вмешательство в хозяйственную деятельность

Оперативно-хозяйственная деятельность МТС предусматривает: заключение договоров с поставщиками и снабженческо-сбытовыми конторами; согласование ТУ на поставку продукции; выполнение оперативно-заготовительных функций по реализации фондов на материалы и комплектующие изделия для обеспечения бесперебойной работы предприятия; организацию складского хозяйства для приемки, хранения и отпуска материалов; организацию подачи материалов в цеха; поддержание уровня запасов материалов и комплектующих изделий в пределах установленных норм; выявление сверхнормативных и дефицитных материалов, а также принятие мер по ликвидации дефицита.
Для осуществления оперативно-хозяйственной деятельности организации вступают в имущественные правоотношения и в этом случае становятся своеобразным субъектом — юридическим лицом.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ обеспечивает оперативно-хозяйственную деятельность ПРЕДПРИЯТИЯ на вышеуказанной территории.
Все основные вопросы текущей оперативно-хозяйственной деятельности предприятия решают ( в указанных гра-шщах) самостоятельно, приспосабливаясь к платежеспособному спросу п требованиям рынка. Важное значение в связи с этим приобретают для них вопросы рационального использования производственных мощностей.
Практическое значение документов в оперативно-хозяйственной деятельности заключается в том, что в них правильно и своевременно регистрируются все распорядительные и исполнительные действия, например, отпуск материальных ценностей со склада в производство, выплата из кассы наличных денег, акцептование счетов поставщиков и перечисление денежных средств с расчетных счетов и др. Документы служат доказательством, подтверждающим поступление и расходование ценностей. Они подтверждают достоверность и точность данных счетов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, помогают выявлять возможные ошибки в бухгалтерских записях.
УЧРЕДИТЕЛЬ не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность Директора ПРЕДПРИЯТИЯ за исключением случаев, когда деятельность последнего угрожает имущественным интересам УЧРЕДИТЕЛЯ.
Банкам также предоставлено право, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность строек, предприятий, подрядных и других организаций, обследовать их; производить контрольные обмеры выполненных работ и проверять объемы фактически осуществленных подготовительных работ; требовать от строек, предприятий, учреждений, подрядных и других организаций, а также их вышестоящих органов представления необходимых документов, связанных со строительством, и принятия необходимых мер к устранению выявленных недостатков.
Генеральным подрядчикам предоставлено право, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность субподрядных организаций, регулировать сроки и очередность выполнения работ.
Учреждения Стройбанка СССР имеют право, не вмешиваясь о оперативно-хозяйственную деятельность строительных организаций, контролировать правильность использования денежных средств путем проведения контрольных обмеров выполненных объемов строительно-монтажных работ для установления соответствия фактических характеристик строящихся объектов их про-ектно-сметной документации. Контрольные обмеры проводятся работниками банка совместно с представителями заказчиков и подрядчиков и оформляются актами с перечнем обнаруженных отклонений и соответственно сумм избыточно полученных средств из банка. По утвержденному акту контрольного обмера банк производит принудительное взыскание с подрядчиков излишне полученных ими средств и налагает штраф на лиц, виновных в нарушениях. При этом штраф за приписки взыскивается в размере 3 % от сумм приписок поровну с заказчика и подрядчика. Сумма штрафа с подрядчика списывается с расчетного счета строительно-монтажной организации, а с заказчика — со счета финансирования стройки.
Однако само осуществление сбыта товаров ( услуг) и проведение коммерческих операций относятся к оперативно-хозяйственной деятельности предприятия, на повышение эффективности которой направлены все функции управления, в том числе и маркетинг.
Генподрядчик имеет право в любое время проверять ход и качество выполнения работ без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность субподрядчика и давать ему обязательные к исполнению оперативные распоряжения по очередности и срокам выполнения работ, не нарушающие технологии монтажных работ.
Заказчик имеет право проверять ход и качество выполняемых по договору проектно-изыскательских работ без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность подрядной организации.
Заказчик имеет право проверять ход и качество выполнения для него работ, но без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Заказчик имеет право проверять ход и качество выполнения работы, предусмотренной договором, без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность Исполнителя.
Зная ситуацию, как говорится, изнутри, могу утверждать: это правительство было подготовлено не только к оперативно-хозяйственной деятельности, но и к аналитическим методам управления. По своему составу и назначению оно было ориентировано на осуществление экономических реформ и на внедрение новых методов управления. По своим качествам правительство действительно располагало большими потенциальными возможностями и очень жаль, что ему не дали целенаправленно работать и что его возможности не были полностью реализованы.
Общества в отношениях с третьими лицами, действует от имени Общества без доверенности, а также решает любые вопросы оперативно-хозяйственной деятельности Общества, не отнесенные к исключительной компетенции Общего собрания и не принятые к рассмотрению Советом директоров Общества.
Заказчик имеет право проверять ход и качество работ, а также качество используемых материалов, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность исполнителя. При обнаружении нарушений заказчик имеет право приостановить работы до устранения недостатков.
Заказчик имеет право с привлечением необходимых специалистов проверять ход и качество выполнения работ, предусмотренных договором, без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность Исполнителя.
Исполнять полученные в ходе строительства указания Заказчика, если такие указания не противоречат условиям настоящего договора и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика.
ЗАКАЗЧИК имеет право, с привлечением необходимых специалистов, проверять ход и качество выполнения работ, предусмотренных договором, без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность ИСПОЛНИТЕЛЯ.
Заказчику предоставлено право осуществлять контроль и технический надзор за соответствием хода, объема, качества и стоимости строительства проектам и сметам без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Подрядчик обязан исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
В результате развития арбитражной процессуальной формы в настоящее время участие прокурора в судопроизводстве по хозяйственным делам возможно без всякого опасения его необоснованного вмешательства как в оперативно-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов, так и в процессуальную деятельность арбитражного суда и других участников судопроизводства.
Непосредственный участник разработки организационно-эко — комической структуры первой в России нефтяной компании, основукоторой составляет единый вертикально-интегрированный производственно-технологический, организационно-экономический и финансовый комплекс, где сохраняется высокая оперативно-хозяйственная деятельность входящих в компанию предприятий, и которая позволяет перейти к более высокой степени организации производства и управления нефтяной промышленностью.
Общества, заключает договоры, представляет интересы Общества в отношениях с третьими лицами, действует от имени Общества без доверенности, а также решает любые вопросы оперативно-хозяйственной деятельности Общества, не отнесенные к исключительной компетенции Общего собрания и не принятые к рассмотрению Советом директоров Общества.
Производственно-хозяйственная самостоятельность предприятия достигается некоторым обособлением деятельности и выражается в закреплении за ним основных и оборотных средств, выделении ему определенных ресурсов, что создает материально-техническую базу для оперативно-хозяйственной деятельности и обеспечивает ответственность перед обществом за использование этих ресурсов.
Здесь и далее под государством понимаются не только государственные организации, производившие оптовые закупки зерна ( Хлебопродукт, Госбанк, Госторг), но и кооперативные организации ( Центросоюз, Сельскосоюз, Укрмут), подчинявшиеся в своей оперативно-хозяйственной деятельности директивам правительства и бблыную часть своих оборотных средств получавшие от государственных кредитных учреждений.
Здесь и далее под государством понимаются не только государственные организации, производившие оптовые закупки зерна ( Хлебопродукт, Госбанк, Госторг), но и кооперативные организации ( Центросоюз, Сельскосоюз, Укрмут), подчинявшиеся в своей оперативно-хозяйственной деятельности директивам правительства и большую часть своих оборотных средств получавшие от государственных кредитных учреждений.
При создании АСУП заказчик имеет право: заключать хозяйственные договоры с разработчиком и с поставщиками технических средств АСУП и в случае их невыполнения руководствоваться действующими положениями; проверять ход и качество работ по созданию АСУП, предусмотренных договором, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность разработчика; требовать от разработчика в случае расторжения договора представления отчета по выполненной части работы; принимать участие в работе комиссии по сдаче задач и подсистемы в опытную и промышленную эксплуатацию и в проведении испытаний в гароизводствен-иых условиях отдельных элементов системы.
При создании АСУП заказчик имеет право: заключать хозяйственные договоры с разработчиком и с поставщиками технических средств АСУП и в случае их невыполнения действовать в установленном порядке; проверять ход и качество работ по созданию АСУП, предусмотренных договором, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность разработчика; требовать от разработчика в случае расторжения договора представления отчета по выполненной части работы; принимать участие в работе комиссии по сдаче задач и подсистем в опытную и промышленную эксплуатацию и в проведении испытаний отдельных элементов системы в производственных условиях.
Заказчик вправе в любое время проверять ход строительства и его соответствие графику производства работ, разработанному исходя из заданий и сроков ввода в действие производственных мощностей и объектов, а также качество строительно-монтажных работ, используемых материалов, изделий и конструкций, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядной организации. Договор подряда на капитальное строительство является основным документом, регулирующим взаимоотношения между заказчиком-застройщиком и подрядной строительно-монтажной организацией. Выполнение подрядными организациями строительно-монтажных работ при отсутствии договора подряда на капитальное строительство запрещается.
Заказчик вправе в любое время проверять ход строительства и его соответствие графику производства работ, разработанному исходя из заданий и сроков ввода в действие производственных мощностей и объектов, а также качество строительно-монтажных работ, используемых материалов, изделий и конструкций, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядной организации. Договор подряда на капитальное строительство является основным документом, регулирующим взаимоотношения между заказчиком-застройщиком и подрядной строительно-монтажной организацией. Выполнение подрядными организациями строительно-монтажных ра от при отсутствии договора подряда на капитальное строительство запрещается.
При создании АСУП разработчик имеет право: заключать хозяйственные договоры с заказчиком и организациями-соисполнителями, а в случае их невыполнения поступать в соответствии с действующим законодательством и условиями договора; самостоятельно привлекать к работам по созданию АСУП специализированные организации в качестве соисполнителей с уведомлением об этом заказчика, при этом привлекаемые организации-соисполнители ответственны за качество и сроки исполнения работ только перед разработчиком АСУП; представлять интересы организации-соисполнителя в обсуждениях и переговорах с заказчиком, касающихся разработки АСУП; участвовать на стадиях разработки и внедрения в работе производственных совещаний по вопросам создания АСУП; выбирать средства и методы выполнения собственных работ на всех стадиях разработки АСУП, в которых он принимает участие; контролировать выполнение обязательств заказчика, регламентированных Общеотраслевыми руководящими методическими материалами по созданию АСУП, а также согласованными документами, не вмешиваясь в административно-хозяйственную деятельность заказчика; проверять ход работ, выполняемых заказчиком, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность предприятия.
Нормативы экономические) предприятие само организует производственно-хозяйственную деятельность, ведет учет всех затрат и доходов, оплачива. Не допускается вмешательство вышестоящих органов управления в оперативно-хозяйственную деятельность хозрасчетного предприятия. Нормально работающие хозрасчетные предприятия возмещают затраты на производство продукции из выручки от ее реализации и получают прибыль, достаточную для выполнения обязательств перед государственным бюджетом и осуществления расширенного воспроизводства за счет собственных ресурсов. Материальная заинтересованность коллективов предприятий в улучшении конечных результатов производства, которая достигается путем использования хозрасчетного дохода трудового коллектива для оплаты труда работников и образования фондов экономического стимулирования.
Технический надзор заказчика за строительством объектов газового хозяйства устанавливается в целях систематического и квалифицированного контроля за качеством выполнения строительно-монтажных работ, соответствием их производства требованиям проекта, Строительных норм и правил Госстроя СССР, Правил безопасности в газовом хозяйстве и Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением Госгортехнадзора СССР, а также за выполнением строительно-монтажных работ и вводом подконтрольных объектов в эксплуатацию в установленные сроки. При этом технический надзор не должен вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Технический надзор заказчика за строительством объектов газового хозяйства устанавливается в целях систематического и квалифицированного контроля за качеством выполнения строительно-монтажных работ, соответствием их производства требованиям проекта, Строительных норм и правил Госстроя СССР, Правил безопасности в газовом хозяйстве и Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением Госгортехнадзора СССР, а также за выполнением строительно-монтажных работ и вводом подконтрольных объектов в эксплуатацию в установленные сроки. При этом технический надзор не должен вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Для экологического надзора прокуратуры характерны формы и методы прокурорского надзора, способы воздействия на нарушителей, свойственные деятельности прокуратуры в целом: протест, представление, предостережение, возбуждение уголовного дела, возбуждение производства об административном правонарушении, предъявление иска о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением. Необходимо отметить, что прокуроры не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации, нарушившей закон.
Маркетинг включает в себя реализацию сбытовой политики, предполагающей определение каналов и методов сбыта по каждому конкретному виду продукта и определенному рынку; исчисление возможных затрат на организацию сбыта, расходов на рекламу, транспортировку и доставку товара. Однако сама организация сбыта и проведение коммерческих операций относятся к оперативно-хозяйственной деятельности фирмы, на повышение эффективности которой направлены все функции управления, в том числе и маркетинг.
Маркетинг включает в себя реализацию сбытовой политики, предполагающей определение каналов и методов сбыта по каждому конкретному виду продукта и определенному рынку; исчисление возможных затрат на организацию сбыта, расходов на рекламу, транспортировку и доставку товара. Однако сама организация сбыта и проведение коммерческих операций относятся к оперативно-хозяйственной деятельности фирмы, на повышение эффективности которой направлены все функции управления, в том числе и маркетинг.
Возможности заказчика давать обязательные для подрядчика указания, основанные на результатах проводимого им контроля и надзора, определенным образом ограничены. Такие указания не могут противоречить условиям договора и не должны представлять собой вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Вместе с тем следует иметь в виду, что в конечном счете само по себе осуществление контроля и надзора — это все-таки обычно лишь право, но не обязанность заказчика. По этой причине подрядчик не может ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроля и надзора за его действиями. Кодекс допускает возможность установления в законе, что надзор и контроль являются обязанностью заказчика. Тогда, естественно, подрядчик сможет осуществить ту ссылку на неисполнение указанной обязанности со стороны заказчика, о которой идет речь.
Чтобы обеспечить выполнение работ в объеме и сроки, установленные договором подряда, заказчик обязан предоставить подрядчику строительную площадку, передать к 15 сентября года, предшествующего планируемому, утвержденную проектно-смет-ную документацию, обеспечить своевременное финансирование строительства, принять законченные объекты в срок. Он проводит контроль и технический надзор за ходом строительства и в любое время может проверить качество строительно-монтажных работ и используемых материалов, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Обязанностью заказчика является обеспечение стройки оборудованием и отдельными видами материалов, фонды на которые выделены заказчику. В его обязанность входит также переселение лиц, проживающих в зданиях, подлежащих сносу, переносу или реконструкции, получение разрешений на перенос с площадки строительства магистральных линий электропередач, железнодорожный путей, сетей водопровода, канализации, линий связи и других подобных сооружений.
В состав арбитражной коллегии входили арбитр и ответственные представители сторон, рассмотрение дела ( выяснение действительных взаимоотношений сторон) и его разрешение ( правоприменительный процесс) объединялись в единое целое, что внешне напоминало хозяйственное совещание. При таких условиях, с одной стороны, в участии прокурора в деле не было особой необходимости, а с другой, могло привести при определенных обстоятельствах к вмешательству в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий.
Обычно те статьи оборотных средств, по которым фактическое наличие незначительно отклоняется от норматива, не вызывают надлежащего внимания. Между тем, сравнение с другими предприятиями и организациями ( с учетом разницы в объеме работы) часто позволяет обнаруживать значительные расхождения в состоянии оборотных средств, вызываемые не особенностями хозяйства или различием в объеме работы, а недостатками в планировании, учете и оперативно-хозяйственной деятельности анализируемых предприятий и организаций. Выявление этих расхождений и причин их образования приводит к очень важным выводам, значительно повышающим эффективность анализа баланса.
Межотраслевому и отраслевому управлению присущи как общие ( например, выполнение однотипных функций), так и специфические ( например, адресный характер выполнения тех или иных функций) функции. Однако главное их различие выражено в том, что реализация функций межотраслевого управления имеет качественно иное значение по сравнению с реализацией аналогичных функций в отраслевых системах управления, поскольку оно ориентировано на обеспечение координации и единства деятельности неподчиненных им объектов управления по вопросам, имеющим общегосударственное либо межотраслевое значение, но не на оперативно-хозяйственную деятельность отраслевых субъектов управления.
Формы применения этих методов различны. В одних децентрализация оперативно-хозяйственной деятельности осуществляется по территориальному признаку, в других-по видам выпускаемой продукции, в третьих — по функциям управления. В ряде случаев эти факторы комбинируются. Результатом эволюции управления фирмами явились возникшая в последние годы приспосабливающаяся структура или структура, ориентированная на отдельные проекты, на разработку отдельных видов продукции, и структура, ориентированная на поиск нового. По принципу приспосабливающейся структуры ( иногда ее называют также матричной структурой) в основном организованы электронные фирмы, занятые производством военной продукции.
Предприятие наделено обособленной частью общенародной собственности и владеет ею как хозяин для создания и приумножения народного богатства. На основе контрольных цифр, государственных заказов и долговременных экономических нормативов ( см. Нормативы экономические) предприятие само организует производственно-хозяйственнуюдеятельность, ведет учет всех затрат и доходов, оплачивает труд работников. Не допускается вмешательство вышестоящих органов управления в оперативно-хозяйственную деятельность хозрасчетного предприятия. Нормально работающие хозрасчетные предприятия возмещают затраты на производство продукции из выручки от ее реализации и получают прибыль, достаточную для выполнения обязательств перед государственным бюджетом и осуществления расширенного воспроизводства за счет собственных ресурсов. Материальная заинтересованность коллективов предприятий в улучшении конечных результатов производства, которая достигается путем использования хозрасчетного дохода трудового коллектива для оплаты труда работников и образования фондов экономического стимулирования.

В. АНОХИН
В. Анохин, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации.
Хозяйственным законодательством Российской Федерации в качестве основополагающих принципов предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью. Вместе с тем самостоятельность предприятия не может быть безграничной без государственного контроля, регулирования, координирующего воздействия.
Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательской деятельности. Одна из них — запрещение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по определенным законодательством основаниям и в пределах установленных полномочий.
В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования «сверху», доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции.
Предприниматели все более ощущают необходимость четких и легитимных хозяйственных связей с ними. Однако установленный порядок взаимоотношений зачастую нарушается не только предпринимателями, но и органами государственного управления и местного самоуправления.
Запреты органам власти и управления вмешиваться в ту сферу предпринимательской деятельности, в которой право принятия решений принадлежит исключительно предпринимателям, нередко нарушаются. Принятие властными органами нормативных актов с превышением своей компетенции приводит к нарушению прав и законных интересов предприятий. Поэтому все больше возрастает роль правового регулирования как самой предпринимательской деятельности, так и контрольных функций государства, органов управления. Законодательством, в том числе и новым ГК РФ, не только установлены запреты на вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий, но и предусмотрены неблагоприятные последствия таких действий государственных органов: признание в судебном порядке властного акта государственного или иного органа, принятого с нарушением законодательства, недействительным (полностью или частично); непридание судом правовой силы такому акту; взыскание в судебном порядке убытков, причиненных предпринимателю неправомерными действиями (бездействием) государственного или иного органа.
Так, администрация Воронежской области на протяжении последних двух-трех лет неоднократно принимала решения, направленные на регулирование продажи производимых в области товаров за пределы области. Предприятиям вменялось в обязанность для продажи своих товаров за пределы области, в том числе и внутри России, получить соответствующее разрешение в комитете по материальным ресурсам администрации области. Без такого разрешения органам транспорта запрещалось выделять предприятиям транспорт, а органам милиции предписывалось на границе области такие товары изымать и передавать на реализацию.
При явном несоответствии таких властных актов действующему законодательству, конечно, можно найти им и некоторое оправдание, учитывая социально — экономические трудности в стране, а также отсутствие четких взаимоотношений между центром и субъектами Федерации. Дело в том, что администрация устанавливала каждому предприятию обязательный минимум поставок в фонд области для продажи внутри области по более низким ценам, чем за ее пределами. Учитывая такие благие намерения администрации и полагая, что ответственность за несоблюдение порядка продажи товаров за пределы области возложена на продавцов, арбитражный суд счел возможным не привлекать к ответственности администрацию области и районный отдел внутренних дел, которые получили выручку от продажи изъятой продукции по одной из акций, в результате которой покупатель из Нижегородской области понес крупный ущерб. Однако, как и следовало ожидать, Высший арбитражный суд Российской Федерации решение областного арбитражного суда отменил и сумму ущерба взыскал с администрации области и РОВД в тех частях, которые они получили от реализации изъятого товара (60 и 40 процентов).
В данной ситуации законные права покупателя были восстановлены, но неправомерный акт местного органа государственной власти остался в неприкосновенности и его действие может повториться. Этот пример (а их можно привести очень много) наглядно показывает, что акты властных органов должны быть не только обоснованы экономически, но и иметь законные, правовые основания.
Наиболее эффективным способом защиты прав предпринимателей является предусмотренное ст. 12 ГК РФ признание недействительным противоречащего законодательству акта органа государственного управления или органа местного самоуправления. Предприниматель может оспорить неправомерный акт в суде или арбитражном суде как акт, нарушающий государственную гарантию соблюдения законных интересов предприятия. Основанием для признания властного акта недействительным является издание его соответствующим органом вне компетенции либо принятие его с нарушением формы, порядка и сроков.
Порядок обращения в арбитражный суд с заявлением о признании акта недействительным, сроки рассмотрения и принятия решения определены Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Дела по таким заявлениям возбуждаются без предварительного, претензионного урегулирования разногласий и обращения к вышестоящему органу.
Вместе с тем на практике этот процесс вызывает большие трудности.
Прежде всего, предприниматель может обратиться в арбитражный суд лишь в том случае, когда акт органа власти касается конкретно его. Местные же органы власти, как правило, принимают акты, адресованные неопределенному кругу лиц. Такие акты могут быть опротестованы прокурором, и в случае отклонения протеста властным органом иск может быть направлен тем же прокурором в областной суд общей компетенции. Срок восстановления законности удлиняется. Но надо иметь в виду и то обстоятельство, что не всегда прокурор области рискнет опротестовать акт администрации субъекта Российской Федерации в силу своей определенной зависимости от местных властей. О такой же зависимости можно говорить и в отношении судов.
Выход из ситуации видится в передаче рассмотрения дел о признании недействительными не соответствующих законодательству актов органов государственного управления или местных органов государственной власти в ведение высших судебных инстанций Российской Федерации.
Столкновение интересов предпринимателей и властных структур происходит и в процессе антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности.
Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливает для предприятий — монополистов ряд ограничений и неблагоприятных последствий, в том числе регулирование цен на их продукцию и ее сбыта.
———————————
Далее — Закон.
Предприятие признается монополистом с момента включения его в Государственный реестр предприятий-монополистов. Составление, утверждение и ведение этого реестра, а вернее, признание предприятий монополистами отнесено к компетенции Антимонопольного комитета Российской Федерации. При этом порядок и критерии включения предприятий в Госреестр монополистов определены не Законом, а положением Антимонопольного комитета «О Государственном реестре РСФСР объединений и предприятий — монополистов, действующих на товарном рынке». За критерий отнесения к предприятиям — монополистам в Положении принято лишь доминирующее положение предприятия на республиканском или местном товарном рынке. Под местным товарным рынком понимается территория (сфера обращения товаров) республики в составе РФ, автономных образований, края, области либо группа населенных пунктов (возможно, и город), где есть возможность приобрести тот или иной товар (услуги, работы) и нет возможности приобретения данного товара за пределами этой территории.
Закон определяет доминирующее состояние как исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, устанавливаемую ежегодно Антимонопольным комитетом. При этом доля товара не может быть менее 35 процентов.
Но даже при таком ограничении Законом возможного доминирующего уровня доли товара представляется, что одного лишь критерия — преобладающего положения предприятия на товарном рынке — для включения в реестр монополистов недостаточно. Предприятие может занимать господствующее положение на соответствующем товарном рынке, но не злоупотреблять им. Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан (ст. 5). В числе таких действий Закон называет: изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, в том числе в иностранной валюте, сырья, материалов, изделий, жилых домов, квартир, рабочей силы контрагента и др.); включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован; создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования. Если эти действия предприятием, занимающим доминирующее положение на рынке, не осуществляются, оно не может быть признано монополистом.
Кроме того, предусмотрены ответственность и последствия за нарушения норм Закона об антимонопольной деятельности: в соответствии с предписаниями Антимонопольного комитета РФ (его территориальных управлений) прекратить нарушения, восстановить первоначальное положение, расторгнуть или изменить договор, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием, а также возместить причиненные убытки и уплатить штраф.
Именно когда хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке товаров, допускает запрещенные действия и не выполняет предписание антимонопольного органа о их прекращении, должен решаться вопрос о включении такого предприятия в реестр монополистов.
Таким образом, основаниями для включения предприятий в Государственный реестр предприятий — монополистов (республиканский или местный) должны быть:
— доминирующее положение предприятия на соответствующем товарном рынке;
— злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, то есть совершение запрещенных действий;
— невыполнение предписаний антимонопольных органов о прекращении запрещенных действий.
Предпринимателям, органам власти и управления, их должностным лицам Закон предоставляет право обжаловать предписания и решения антимонопольных органов о наложении штрафов в судебном порядке. Между тем в нем не предусмотрена возможность обжалования решений антимонопольных органов о включении предприятий в реестр предприятий-монополистов. Однако Гражданский кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривают возможность предприятий и других организаций обращаться в арбитражный суд с иском о признании недействительным полностью или частично решения любого государственного органа власти и управления, каковыми являются и антимонопольные органы.
Судебные органы, рассматривая соответствующие заявления, осуществляют контроль за деятельностью антимонопольных органов (как и других органов государственной власти и управления и их должностных лиц) и вправе признать полностью или частично недействительным решение или предписание антимонопольного органа, если оно не соответствует законодательству.
Так, Воронежское территориальное управление Антимонопольного комитета своим решением включило в местный (региональный) реестр предприятий — монополистов АО «Втормет» как предприятие, занимающее доминирующее положение в области по сбору и сдаче в переработку металлолома. Решение обосновывалось тем, что объем указанных услуг (работ) этого предприятия на территории области, на местном товарном рынке составил в 1994 году более 35 процентов.
Обоснования своих выводов о доминирующем положении АО «Втормет» на местном товарном рынке антимонопольный орган арбитражному суду не представил. В то же время предприятие привело в судебном заседании доказательства того, что объем его производства (заготовки и сдачи металлолома) составляет менее 30 процентов от объема заготовки лома в целом по области. Кроме того, доминирующее положение предприятия определяется по отдельным видам товаров. АО «Втормет» заготавливает (собирает) лом цветных и черных металлов самых различных видов и наименований. Территориальный антимонопольный орган указал лишь общий объем заготовки всех видов металлолома.
Антимонопольный орган не представил и доказательств злоупотребления предприятием своим доминирующим положением, применения к нему мер ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно признал решение антимонопольного органа о включении предприятия в региональный реестр предприятий — монополистов недействительным.
В другом случае арбитражный суд признал недействительным решение того же антимонопольного органа о включении в региональный реестр предприятий — монополистов кинотеатра «Пролетарий». Довод территориального антимонопольного органа основывался лишь на том, что объем услуг этого кинотеатра составляет 40 процентов от объема услуг, оказываемых всеми кинотеатрами Центрального района г. Воронежа. Арбитражный суд не согласился с мнением антимонопольного органа об установлении территории товарного рынка в пределах административного района города.
При этом в обоих случаях, как и во всех других, антимонопольные органы не учитывали еще одно важное требование для признания предприятий монополистами: невозможность приобрести данный товар за пределами конкретной территории.
Эффективным средством государственного регулирования экономики, предпринимательства в рыночных условиях является осуществление налоговой политики в стране.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО «

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *