Внеочередная аттестация

X. Аттестация

185. Аттестация в органах внутренних дел проводится в целях определения соответствия сотрудника замещаемой должности в органах внутренних дел.

186. Аттестация сотрудника проводится один раз в четыре года. В случае назначения сотрудника на другую должность в органах внутренних дел его аттестация проводится не ранее чем через один год после назначения .

Часть 2 статьи 33 Закона о службе.

187. Сотрудники женского пола, находившиеся в отпуске по беременности и родам, а также сотрудники, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходят аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска .

Часть 5 статьи 33 Закона о службе.

188. Внеочередная аттестация сотрудника проводится:

188.1. При решении вопроса о переводе сотрудника на вышестоящую должность в органах внутренних дел.

188.2. При назначении на должность руководителя образовательной организации системы МВД России (за исключением должностей высшего начальствующего состава).

188.3. При решении вопроса о прекращении сотрудником службы в органах внутренних дел в связи с расторжением контракта в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности в органах внутренних дел.

188.4. По предложению руководителя (начальника), указанного в пункте 190 настоящего Порядка, при рассмотрении вопросов:

188.4.1. О переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в случае упразднения (ликвидации) органа, организации, подразделения МВД России либо сокращении должностей в органах внутренних дел.

188.4.2. Об увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел.

188.5. В случае, если сотрудник не прошел проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия .

Часть 4 статьи 33 Закона о службе.

189. Внеочередная аттестация сотрудников, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава, проводится по решению Президента Российской Федерации .

Часть 3 статьи 33 Закона о службе.

190. При рассмотрении вопросов, указанных в пункте 3 части 4 статьи 33 Закона о службе, внеочередная аттестация проводится по предложению:

190.1. Министра — в отношении сотрудников, замещающих должности в органах внутренних дел, за исключением сотрудников, указанных в пункте 189 настоящего Порядка.

190.2. Заместителя Министра — в отношении сотрудников, назначаемых им на должности, а также сотрудников, назначаемых на должности руководителями (начальниками) подразделений МВД России, за деятельность которых он несет ответственность.

190.3. Руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющего право назначения сотрудников на должности, — в отношении сотрудников, назначенных им на должности.

191. Предложения аттестационным комиссиям, указанные в пункте 190 настоящего Порядка, оформляются распорядительными актами должностных лиц либо письменными поручениями, налагаемыми в виде резолюций на соответствующих документах.

192. Аттестация проводится:

192.1. ЦАК МВД России — в отношении сотрудников:

192.1.1. Замещающих должности высшего начальствующего состава.

192.1.2. Замещающих должности и претендующих на замещение должностей, назначение на которые осуществляется Министром.

192.1.3. Замещающих должности и претендующих на замещение должностей руководителей (начальников) территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, назначение на которые осуществляется заместителями Министра.

192.2. Аттестационными комиссиями подразделений центрального аппарата МВД России — в отношении сотрудников, замещающих должности в подразделениях центрального аппарата МВД России, за исключением сотрудников, указанных в подпункте 192.1 настоящего Порядка.

192.3. Аттестационными комиссиями территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях — в отношении сотрудников:

192.3.1. Замещающих должности в территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, за исключением сотрудников, указанных в подпунктах 192.1 и 192.6 настоящего Порядка.

192.3.2. Замещающих должности в подчиненных территориальных органах МВД России и организациях системы МВД России, назначение на которые осуществляется руководителями (начальниками) территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях.

192.4. Аттестационными комиссиями образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел , — в отношении сотрудников, замещающих должности в соответствующих организациях и подразделениях МВД России, за исключением сотрудников, указанных в подпунктах 192.1 и 192.3.2 настоящего Порядка.

Далее — «организации и подразделения МВД России».

192.5. Аттестационными комиссиями территориальных органов МВД России на районном уровне — в отношении сотрудников, замещающих должности в соответствующих территориальных органах МВД России, за исключением сотрудников, указанных в подпунктах 192.1, 192.3.2 и 192.6 настоящего Порядка.

192.6. Аттестационными комиссиями структурных подразделений территориальных органов МВД России, начальники которых имеют право назначения на должности, — в отношении сотрудников, замещающих должности, назначение на которые производится начальниками структурных подразделений.

192.7. Отдельными аттестационными комиссиями территориальных органов МВД России на региональном уровне — в отношении сотрудников оперативно-поисковых подразделений и подразделений специальных технических мероприятий (за исключением начальников ОПП и ПСТМ и их заместителей) территориальных органов МВД России на региональном уровне.

Далее — «ОПП и ПСТМ».

193. Положения об аттестационных комиссиях и их составы утверждаются в отношении:

193.1. ЦАК МВД России — Министром.

193.2. Аттестационных комиссий органов, организаций, подразделений МВД России, структурных подразделений территориальных органов МВД России, начальники которых имеют право назначения на должности, — руководителями (начальниками) органов, организаций, подразделений МВД России, структурных подразделений.

194. В состав аттестационной комиссии входят: председатель, заместитель председателя, иные члены аттестационной комиссии и секретарь, назначаемый из числа членов аттестационной комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

195. В состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включаются сотрудники кадрового и правового (юридического) подразделений. Сотрудники подразделения собственной безопасности в обязательном порядке включаются в состав ЦАК МВД России и аттестационных комиссий территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.

196. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации сотрудников, замещающих должности, выполнение служебных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне .

Часть 7 статьи 33 Закона о службе.

197. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации сотрудников ОПП и ПСТМ (за исключением начальников ОПП и ПСТМ и их заместителей) территориальных органов МВД России на региональном уровне формируется с учетом следующих особенностей:

197.1. Председателем аттестационной комиссии является заместитель руководителя (начальника) территориального органа МВД России, ответственный за деятельность ОПП и ПСТМ, либо начальник ОПП или ПСТМ.

197.2. В состав аттестационной комиссии включаются сотрудники из числа руководящего состава ОПП или ПСТМ, в обязательном порядке — сотрудники кадрового подразделения ОПП или ПСТМ, подразделения собственной безопасности ОПП или ПСТМ, а также сотрудники ОПП или ПСТМ, на которых возложены обязанности по ведению правовой работы.

197.3. Секретарем аттестационной комиссии назначается сотрудник кадрового подразделения ОПП или ПСТМ.

198. В случае необходимости по решению Министра, руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющего право назначения на должности, к работе аттестационной комиссии могут привлекаться с правом совещательного голоса члены общественного совета, общественных организаций ветеранов органов внутренних дел, а также представители образовательных и научных организаций — специалисты по вопросам деятельности органов внутренних дел.

199. Члены общественного совета, общественных организаций ветеранов органов внутренних дел, а также представители образовательных и научных организаций привлекаются для проведения аттестации сотрудников, указанных в пункте 196 настоящего Порядка, с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

200. Аттестационные комиссии формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на рекомендации аттестационной комиссии.

201. На время аттестации сотрудника, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

202. Ежегодно, к 15 декабря, кадровым подразделением разрабатывается План проведения аттестации (рекомендуемый образец плана — приложение N 39 к настоящему Порядку) на следующий календарный год, утверждаемый начальником органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения на должности. План проведения аттестации ЦАК МВД России разрабатывается ДГСК МВД России и утверждается Министром.

203. Подготовка к проведению аттестации осуществляется непосредственным руководителем (начальником) аттестуемого сотрудника и кадровым подразделением.

204. Кадровое подразделение:

204.1. До проведения аттестации знакомит с Планом проведения аттестации аттестуемых в плановый период сотрудников и их непосредственных руководителей (начальников) в части, касающейся указанных сотрудников и руководителей, а также направляет копию Плана проведения аттестации в подразделения, указанные в подпунктах 208.1 и 208.2 настоящего Порядка.

204.2. В случае принятия решения о проведении внеочередной аттестации знакомит под расписку аттестуемых сотрудников с указанным решением.

205. Не позднее чем за три рабочих дня до даты проведения аттестации непосредственным руководителем (начальником) аттестуемого сотрудника в соответствующую аттестационную комиссию представляется отзыв о выполнении сотрудником служебных обязанностей, содержащий мотивированные предложения аттестационной комиссии (рекомендуемый образец отзыва — приложение N 40 к настоящему Порядку).

Далее — «мотивированный отзыв».

206. Мотивированные отзывы в отношении сотрудников:

206.1. Замещающих должности начальников подразделений центрального аппарата МВД России:

206.1.1. Находящихся в ведении Министра, подписываются заместителем Министра, определяемым Министром (подготавливаются ДГСК МВД России, а в отношении начальника ДГСК МВД России — ДДО МВД России).

206.1.2. Ответственность за деятельность которых несут заместители Министра, подписываются соответствующими заместителями Министра (подготавливаются подразделением центрального аппарата МВД России, определяемым соответствующим заместителем Министра).

206.2. Замещающих должности руководителей (начальников) Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, территориальных органов МВД России на региональном уровне, подписываются заместителем Министра, определяемым Министром (подготавливаются ДГСК МВД России на основании представленных ОАД МВД России, ГУУР МВД России, ГУОООП МВД России, ДПД МВД России, ДТ МВД России, Главным управлением собственной безопасности МВД России, Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, Департаментом по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России, Департаментом информационных технологий, связи и защиты информации МВД России, Следственным департаментом МВД России, Контрольно-ревизионным управлением МВД России сведений о результатах оперативно-служебной деятельности соответствующего территориального органа МВД России).

206.3. Замещающих должности начальников управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных МВД России, подписываются заместителем Министра, ответственным за деятельность Главного управления на транспорте МВД России (подготавливаются Главным управлением на транспорте МВД России).

206.4. Замещающих должности начальников центров специального назначения МВД России, оперативных бюро МВД России, организаций и подразделений МВД России (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России на региональном уровне), подписываются заместителями Министра, ответственными за деятельность соответствующих территориальных органов, организаций, подразделений МВД России (подготавливаются подразделением МВД России, определяемым соответствующим заместителем Министра).

206.5. Замещающих должности начальников образовательных организаций системы МВД России, федеральных казенных учреждений МВД России, ответственность за деятельность которых несет начальник ДГСК МВД России, подписываются начальником ДГСК МВД России (подготавливаются ДГСК МВД России).

206.6. Замещающих должности начальников организаций МВД России, определение объема, количества и качества выполнения работ, оказания услуг и осуществление оценки деятельности которых производится ДТ МВД России (за исключением организаций МВД России, ответственность за деятельность которых несут заместители Министра), подписываются начальником ДТ МВД России (подготавливаются ДТ МВД России).

206.7. Замещающих должности начальников территориальных органов МВД России, подчиненных территориальным органам МВД России, подписываются заместителями начальников территориальных органов МВД России, которым подчинены соответствующие территориальные органы МВД России (подготавливаются подразделением соответствующего территориального органа МВД России, определенным начальником территориального органа МВД России).

206.8. Замещающих должности, не указанные в подпунктах 206.1 — 206.7 настоящего Порядка, подписываются непосредственными руководителями (начальниками).

207. При подготовке мотивированного отзыва учитываются результаты профессиональной деятельности, изучения личных и деловых качеств аттестуемого сотрудника и сведения, представленные подразделениями, указанными в пункте 208 настоящего Порядка.

208. Непосредственному руководителю (начальнику) аттестуемого сотрудника для подготовки мотивированного отзыва представляются:

208.1. Подразделением профессиональной подготовки (лицом, на которое возложены обязанности по организации и проведению занятий по профессиональной служебной и физической подготовке) — сведения об уровне профессиональной служебной и физической подготовки сотрудника.

208.2. Подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (инспекцией по личному составу, лицом, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо воспитательную работу) — сведения о соблюдении сотрудником служебной дисциплины, ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел.

208.3. Подразделениями центрального аппарата МВД России на основании запроса ДГСК МВД России в случае проведения аттестации руководителя (начальника) Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, территориального органа МВД России на региональном уровне — сведения о результатах оперативно-служебной деятельности соответствующего территориального органа МВД России.

209. Сведения, указанные в подпунктах 208.1 и 208.2 настоящего Порядка, представляются при проведении:

209.1. Аттестации в соответствии с Планом проведения аттестации — не позднее чем за тридцать дней до даты проведения аттестации.

209.2. Внеочередной аттестации — не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения аттестации. Сведения представляются на основании мотивированного рапорта, поданного непосредственным руководителем (начальником) аттестуемого сотрудника в день принятия решения о его аттестации.

210. При подготовке мотивированного отзыва непосредственный руководитель (начальник) обязан провести с аттестуемым сотрудником индивидуальную беседу, в ходе которой разъяснить основания и порядок проведения аттестации, ответственность сотрудника за неявку на аттестацию.

211. Мотивированный отзыв должен содержать служебную характеристику сотрудника, в которой в зависимости от замещаемой аттестуемым сотрудником должности, а также основания проведения аттестации отражаются:

211.1. Достигнутые результаты в служебной деятельности.

211.2. Сведения о соблюдении сотрудником служебной дисциплины, о применении к нему мер поощрения и наложении на него дисциплинарных взысканий за аттестуемый период.

211.3. Сведения о соблюдении сотрудником требований профессиональной этики и служебного этикета.

211.4. Сведения о сформированности профессионально важных (значимых) личностных качеств сотрудника.

211.5. Уровень профессиональной служебной и физической подготовки сотрудника.

212. После служебной характеристики сотрудника непосредственный руководитель (начальник) указывает в мотивированном отзыве свои предложения аттестационной комиссии по дальнейшему прохождению службы сотрудником в соответствии с частью 13 статьи 33 Закона о службе.

213. Непосредственный руководитель (начальник) ознакамливает аттестуемого сотрудника под расписку с мотивированным отзывом не менее чем за один рабочий день до проведения аттестации и направляет его в аттестационную комиссию.

214. В случае отказа сотрудника от ознакомления с мотивированным отзывом составляется соответствующий акт в произвольной форме.

215. Аттестуемый сотрудник вправе в письменной форме выразить свое несогласие с мотивированным отзывом и представить на заседание аттестационной комиссии дополнительные сведения, в том числе о достигнутых им результатах в служебной деятельности.

216. Секретарь аттестационной комиссии до заседания аттестационной комиссии обязан доложить председателю аттестационной комиссии о поступивших документах, подлежащих рассмотрению на заседании аттестационной комиссии, и правильности их оформления, о времени и месте проведения заседания, о вопросах, выносимых на ее рассмотрение, оповестить членов аттестационной комиссии и лиц, присутствие которых необходимо на заседании аттестационной комиссии, а также не менее чем за один рабочий день до проведения аттестации ознакомить аттестуемого сотрудника под расписку с датой и местом проведения заседания аттестационной комиссии.

217. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого сотрудника.

218. В случае неявки сотрудника на аттестацию без уважительных причин сведения о неявке на заседание аттестационной комиссии в течение одного рабочего дня направляются председателем аттестационной комиссии Министру, заместителю Министра, руководителю (начальнику) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющему право назначения на должности, для решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьями 50 и 51 Закона о службе, а аттестация сотрудника переносится.

219. Аттестация может проводиться в отсутствие аттестуемого сотрудника по решению председателя соответствующей аттестационной комиссии или должностного лица, указанного в пункте 193 настоящего Порядка, принятому на основании:

219.1. Предложений непосредственного руководителя (начальника) сотрудника и с согласия сотрудника.

219.2. Мотивированного рапорта сотрудника и с согласия непосредственного руководителя (начальника) сотрудника.

219.3. Мотивированного отзыва, в котором содержится предложение аттестационной комиссии о необходимости признания сотрудника несоответствующим замещаемой должности, в случае освобождения сотрудника от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью в общей сложности более четырех месяцев в течение двенадцати месяцев .

Пункт 6 части 10 статьи 36, часть 3 статьи 65 Закона о службе.

220. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, а в случае проведения аттестации в присутствии аттестуемого сотрудника — заслушивает его.

221. Обсуждение личных и деловых качеств сотрудника должно быть объективным. В целях обеспечения объективности оценки личных и деловых качеств сотрудника на заседание аттестационной комиссии по решению председателя аттестационной комиссии, а в его отсутствие — заместителя председателя аттестационной комиссии может приглашаться непосредственный руководитель (начальник) сотрудника.

222. Члены аттестационной комиссии вправе задавать аттестуемому сотруднику, а также его непосредственному руководителю (начальнику) вопросы, связанные со служебной деятельностью аттестуемого сотрудника.

223. В случае представления аттестуемым сотрудником при проведении аттестации дополнительных сведений о своей служебной деятельности, а также в целях проверки доводов аттестуемого сотрудника о несогласии с представленным на него мотивированным отзывом аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на более поздний срок для истребования дополнительных материалов и ознакомления с представленными сведениями членов аттестационной комиссии.

224. Непосредственный руководитель (начальник) сотрудника и иные подразделения по запросу аттестационной комиссии в течение четырех рабочих дней обязаны направить в аттестационную комиссию истребуемые дополнительные материалы.

225. В случае выявления в ходе аттестации несоответствия сведений, изложенных в мотивированном отзыве, фактическим обстоятельствам прохождения сотрудником службы мотивированный отзыв возвращается непосредственному руководителю (начальнику) сотрудника для пересоставления, а аттестация сотрудника переносится.

226. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава.

227. В случае отсутствия председателя аттестационной комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя. В случае отсутствия секретаря аттестационной комиссии его обязанности возлагаются на одного из членов аттестационной комиссии решением председателя аттестационной комиссии либо лица, его замещающего.

228. Члены общественного совета, общественных организаций ветеранов органов внутренних дел, а также представители образовательных и научных организаций при проведении аттестации пользуются правом совещательного голоса.

229. Члены общественного совета, общественных организаций ветеранов органов внутренних дел, а также представители образовательных и научных организаций, привлеченные к работе аттестационной комиссии, имеют право:

229.1. Присутствовать на заседании аттестационной комиссии.

229.2. Свободно высказывать свое мнение по любому вопросу деятельности аттестационной комиссии.

229.3. Вносить предложения, замечания, давать справки по существу обсуждаемого вопроса.

229.4. Обращаться с вопросами к членам аттестационной комиссии и к лицам, приглашенным на заседание аттестационной комиссии.

230. Рекомендации аттестационной комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствие аттестуемого сотрудника. Результаты голосования определяются большинством голосов членов аттестационной комиссии. При равенстве числа голосов сотрудник признается соответствующим замещаемой должности.

231. Рекомендации аттестационной комиссии отражаются в протоколе заседания аттестационной комиссии (рекомендуемый образец протокола заседания аттестационной комиссии — приложение N 41 к настоящему Порядку), который подписывается всеми членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в заседании аттестационной комиссии, и заносятся в аттестационный лист (рекомендуемый образец аттестационного листа — приложение N 42 к настоящему Порядку), который подписывается председателем и секретарем аттестационной комиссии.

232. Протокол заседания аттестационной комиссии и аттестационный лист передаются секретарем аттестационной комиссии в соответствующее кадровое подразделение для ознакомления сотрудника с аттестационным листом и представления Министру, заместителю Министра, руководителю (начальнику) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющему право назначения на должности.

233. Кадровое подразделение знакомит сотрудника под расписку с аттестационным листом и представляет (направляет) аттестационный лист Министру, заместителю Министра, руководителю (начальнику) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющему право назначения на должности.

234. В случае отказа сотрудника от ознакомления с аттестационным листом составляется соответствующий акт в произвольной форме.

235. Министр, заместитель Министра, руководитель (начальник) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющий право назначения на должности, не позднее чем через две недели после представления ему аттестационного листа принимает одно из следующих решений :

Часть 16 статьи 33 Закона о службе.

235.1. О включении сотрудника в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности в органах внутренних дел.

235.2. О соответствии сотрудника замещаемой должности.

235.3. О переносе аттестации сотрудника на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника).

235.4. О переносе аттестации сотрудника на срок, не превышающий одного года, и направлении сотрудника на обучение по дополнительным профессиональным программам.

235.5. О переводе сотрудника на вышестоящую или нижестоящую должность в органах внутренних дел.

235.6. О расторжении с сотрудником контракта и об увольнении его со службы в органах внутренних дел.

235.7. О заключении нового контракта с сотрудником, достигшим предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел и соответствующим требованиям к состоянию здоровья сотрудников в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии.

236. Мотивированный отзыв и аттестационный лист приобщаются к личному делу сотрудника.

Могут ли аттестованные лица подлежать внеочередной аттестации. На основании каких документов может быть проведена внеплановая аттестация сотрудника

В каких случаях проводится внеочередная аттестация? Как и при проведении мероприятия планового характера, при внеочередной аттестации преследуется цель определить соответствие деловых качеств и результатов работы сотрудника предъявляемым к должности требованиям. Однако, в отличие от плановой процедуры, от результатов внеочередной аттестации исходя из ее сущности (внеурочная проверка служебного соответствия) зависят кадровые решения.

Например, педагоги могут инициировать ее для повышения квалификационной категории. В другой ситуации итогом может стать и увольнение. В качестве примера можно привести внеочередную аттестацию, проведенную в 2011 году при преобразовании милиции в полицию в соответствии с Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 251. По ее окончании в суды в массовом порядке поступали иски уволенных сотрудников органов внутренних дел о восстановлении на работе и признании результатов аттестации незаконными.

Проверка квалификации в организации частного сектора проводится в соответствии с локальным нормативным актом (ЛНА), принятым с учетом мнения профсоюза или другого представительного органа работников (при его наличии, ст. 81 Трудового кодекса). Подробнее о его принятии и составлении — в материале на сайте по ссылке: Составляем положение об аттестации работников – образец.

ВАЖНО! Варианты проведения аттестации (плановая, внеплановая) в ТК РФ не раскрываются, следовательно, они могут быть установлены в ЛНА организации с учетом норм ТК РФ и с соблюдением прав сотрудников.

Если на работе вдруг проводят переаттестацию работников: организационные условия проведения внеплановой аттестации

Кроме положения об аттестации, предусматривающего возможность ее внепланового проведения, необходимо наличие следующих обстоятельств:

  1. Существование ЛНА, регулирующих работу сотрудника, и его письменное ознакомление с ними. Одним из основных документов является должностная инструкция, однако само по себе ее отсутствие не может быть основанием для отмены результатов аттестации, поскольку ТК РФ не требует ее наличия. Обязанности работника могут содержаться в иных ЛНА. Подробнее по этой теме, а также о мнении Роструда по этому поводу читайте в статье на сайте по ссылке: Обязательна ли должностная инструкция в организации?.
  2. Соблюдение требований ЛНА в части подготовки основания для проведения аттестации (об этом ниже).
  3. Надлежащее информирование работника о предстоящем проведении аттестации и ее основаниях (под расписку или по почте). Его отсутствие — одно из оснований для отмены результатов (апелляционное определение СК по гражданским делам Магаданского облсуда от 01.12.2015 по делу № 33-1349/2015).

Заблаговременное ознакомление сотрудника с вопросами, которые будут ему предложены, не относится к числу обязательных требований. Его отсутствие не нарушает трудовые права. Также необязательно проведение учебных мероприятий, если обязанности работника изложены в ЛНА и он не обращался за какими-либо разъяснениями или с просьбой о содействии (апелляционное определение СК по гражданским делам ВС Респ. Бурятия от 24.06.2015 по делу № 33-2086/2015).

О том, как уволить работника в связи с несоответствием занимаемой должности, читайте готовое решение КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Основания для внеплановой аттестации

Внеплановая аттестация не может быть проведена произвольно, для этого требуются объективные основания (см. апелляционное определение Мосгорсуда от 14.12.2015 № 33-47161/15).

К числу подобных относят, в частности, проявление некомпетентности. Такое нарушение дисциплины, как прогул, не может служить в этом качестве, поскольку не характеризует квалификацию (уровень умений и др., ст. 195.1 ТК РФ), а при аттестации подлежит установлению соответствие занимаемой должности с оценкой отзыва о деловых качествах сотрудника (определение СК по гражданским делам Магаданского облсуда от 15.12.2015 по делу № 33-1476/2015).

Положение об аттестации может предусматривать следующие основания для ее проведения:

  1. Необходимость определения списка оставляемых работников при сокращении штата (чтобы оставить на остающихся должностях сотрудников с наиболее высоким уровнем квалификации).
  2. Выявление факта служебного несоответствия.
  3. Привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушение должностных обязанностей.

Каждое из оснований должно иметь документальное подтверждение (материалы служебного расследования, служебная записка руководителя и др.).

При наличии надлежащим образом подтвержденного основания и соблюдении процедуры (подробнее об этом читайте в нашей статье по ссылке: Проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности в 2017 году) работник может быть уволен по п. 3 ст. 81 ТК РФ (кроме категорий сотрудников, перечисленных в ст. 261 ТК РФ) или переведен на другую должность с его согласия.

Последствия неправильного увольнения по п. 3 ст. 81 ТК РФ по результатам внеочередной аттестации

Последствиями нарушения порядка проведения аттестации или прав работника, закрепленных в ТК РФ, могут быть:

  • признание незаконными результатов аттестации и приказа об увольнении по п. 3 ст. 81 ТК РФ;
  • восстановление сотрудника на работе или изменение формулировки записи об увольнении (если работником будет предъявлено такое требование);
  • взыскание зарплаты за время вынужденного прогула;
  • взыскание компенсации морального вреда;
  • привлечение к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Примером такого судебного акта является апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского облсуда от 08.10.2015 по делу № 33-10450/2015. Судом было установлено, что сотрудник ответил на 14 из 15 заданных вопросов, что является достаточным (2/3) уровнем знаний при проверке согласно относимому к ситуации нормативному акту.

Итак, внеочередная аттестация проводится в разных случаях (для установления категории, при сокращении, для проверки квалификации провинившегося работника). Объективные основания для ее проведения должны быть установлены ЛНА организации. В случае надлежащего оформления результатов по итогам такой аттестации сотрудник с его согласия может быть переведен на другую должность или уволен.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Проведение внеочередной аттестации работника — это основание выявить все недоработки со стороны сотрудника, улучшить его работу в будущем, в том числе повысить дисциплину труда.

Кто подлежит внеочередной аттестации

Проводится в определенных случаях.

Проведение внеочередной аттестации на предприятии — это мероприятие, проводимое вне плана, но на основании которого можно определить соответствует ли сотрудник занимаемой должности, но это только лишь одна из целей проведения.

Перечень проведения внеочередной проверки знаний должностной инструкции:

  1. Если сотрудник занимает руководящую должность в структурах внутренних дел или занимаются педагогической деятельностью, то при назначении его на вышестоящую или напротив, должность рангом ниже. В первом случае определяется пригодность занимать более высокий пост, а во втором — выясняется причина понижения;
  2. Подлежат внеочередной аттестации сотрудники, претендующие на повышение оклада. Если со стороны руководства отмечено, что за трудовые достижения работнику необходимо повысить жалование, то внеочередная проверка знаний должной инструкции будет основанием;
  3. При нарушении или превышении должностных полномочий, выявленных в результате жалоб от иных работников;
  4. При неоднократных нарушениях правил охраны труда и техники безопасности.

Это список может быть и дополнен, все зависит от содержания локального нормативного документа, в котором указана информация о порядке проведения процедуры.

Случаи проведения аттестации

Проводится при повышении в должности.

Внеочередная аттестация сотрудника на соответствие занимаемой должности проводится по инициативе работодателя.

Случаями проведения могут являться:

  • повышение по должности. Например, место вакантно и есть возможность замены иным работником, но на нижестоящей должности он проработал менее 3 лет. По этому поводу собирается комиссия и после нескольких вопросов члены комиссии решают о таком назначении;
  • превышение должностных полномочий. Работник трудится в соответствии с функциональными обязанностями. В содержание последних внесено, что он должен осуществлять проверку безопасности труда.

Он же в процессе проверки начинает придираться к внешнему виду рабочего и оскорбляет его. Рабочий жалуется непосредственному руководителю, а последний доводит информацию до работодателя. Собирается комиссия для решения вопроса о профессиональной пригодности;

  • сотрудник при выполнении служебных обязанностей занимается несвойственной ему работой. И это повторяется довольно часто. Его вызывают на аттестацию и решают, как следует поступать далее;
  • игнорирование требований охраны труда. Это тоже повод проводить внеочередную проверку знаний, в том числе допущение на рабочем месте травматизма, создание аварийной ситуации, инцидента, пожара, летальный исход подчиненных при выполнении планового задания;
  • грубые нарушения технологии производства, в их числе качество изготавливаемой продукции, послужившие браку всей партии изделий или единицы продукции;
  • нарушение трудового законодательства со стороны работника;
  • если сотрудник по причине незнаний или недостаточной подготовке не прошел основной аттестации.

Перечень случаев проведения внеплановой аттестации может быть дополнен по решению руководства.

Периодичность проведения

Аттестация сотрудника проводится раз в пять лет, так обычно планирует работодатель по согласованию с первичной профсоюзной организацией. Периодичность проведения внеочередной проверки знаний не установлена, такие проверки проводятся от случая к случаю.

Обычно назревшие конфликтные ситуации решаются мирным путем, но если наступивший случай не может быть таким образом решен, то собирается аттестационная комиссия.

Положение о проведении аттестации

Содержит в себе определенную информацию.

Основанием для проведения аттестации сотрудника на соответствие выполняемых функций является документ, разработанный на предприятии. Обычно работодатель подготавливает Положение, в котором отражаются все нюансы проведения данной процедуры.

Основная информация, содержащаяся в документе:

  1. Перечисляются нормативные акты, трактующие о проведении аттестации;
  2. Указывает перечень должностей, сотрудники которых должны проходить проверку знаний должностных инструкций и иных нормативных документов, регулирующих их трудовую деятельность;
  3. Периодичность проведения аттестации;
  4. Как поступить работодателю, если по результатам работы комиссии сотрудник не прошел аттестацию по причине недостаточной квалификации;
  5. Права работодателя и работника;
  6. Ответственность обеих сторон;
  7. В положении могут быть также указаны случаи, когда человек не явится на аттестацию без уважительной причины. Может быть назначено иное время аттестации, а может быть и повод для неаттестования работника. Все отдается на откуп комиссии.

Проект документа подготавливается отделом кадров или лицом, назначенным работодателем из числа кадровиков. Далее, необходимо проведение юридической экспертизы.

Это обязательное требование, чтобы чьи-либо права не были нарушены. После одобрения со стороны юристов, необходимо согласовывать с заинтересованными руководителями, при этом учитывать мнения профсоюзного органа, а также утвердить работодателем.

Локальный нормативный документ и является поводом проведения аттестации как периодической, так и внеплановой.

Правильно составленный акт всегда будет кстати.

Проведение внеплановой аттестации

Составляются дополнительные вопросы.

Процесс проведения данного мероприятия заключается в следующем:

  1. Со стороны работодателя или непосредственного руководителя неоднократно выявлялись серьезные замечания к работнику по отношению к выполнению им трудовых обязанностей. Было несколько устных предупреждений, но человек совершенно на них не реагировал;
  2. Работодатель принимает решение о внеочередной аттестации работника и под его руководством отдел кадров издает распорядительный документ. В документе прописывается время проведения аттестации, место заседания, а также какие члены комиссии из числа должностных лиц, работающих на предприятии должны присутствовать;
  3. С приказом о проведении внеочередной проверки знаний знакомят под подпись всех работников, чьи фамилии обозначены в содержании, а также сотрудника, подлежащего аттестации;
  4. Дополнительно вопросы по проведению внеплановой проверки знаний подготавливаются непосредственным руководителем и вручаются работнику для подготовки, лучше всего под личную подпись;
  5. В назначенный день и время работник приходит на аттестацию;
  6. Членами комиссии задаются вопросы в рамках знаний должностной инструкции, а также согласно подготовленных и выданных работнику вопросов;
  7. По результатам его ответов необходимо подготовить решение. В отсутствие работника проводится голосование, о прохождении или непрохождении внеочередной аттестации;
  8. Составляется протокол по результатам проверки знаний. В документе подписываются все члены комиссии и председатель;
  9. С результатами ознакамливают сотрудника, проходившего внеочередную аттестацию, под подпись.

Далее действуют в соответствии с принятым решением.

Увольнение по результатам аттестации

Необходимо заключение комиссии.

Если результаты проверки знаний сотрудника неудовлетворительные, то по решению руководства могут быть приняты меры разного характера:

  1. Назначается повторное слушание работника, если он знает по своей специальности достаточно, но неуверенно отвечал на поставленные вопросы;
  2. Мнения членов комиссии разделились и выработана иная стратегия по аттестации;
  3. Работнику предоставляется дополнительное время на подготовку.

Если по решению членов комиссии сотрудник не отвечает требованиям профессионализма, несмотря на предоставление дополнительного времени на повторную проверку знаний, он не смог пройти аттестацию, работодатель имеет право на увольнение работника с предприятия.

Но такие действия должны быть четко определены положением, чтобы в случае обращения в суд работника работодатель подтвердил их законность.

По решению об увольнении сотрудника выполняется:

  1. Издается распорядительный документ, который проходит юридическую экспертизу. Последнее действие обязательно, чтобы не возникало вопросов в правомерности такого решения;
  2. С изданным документом ознакамливают работника под личную подпись;
  3. Увольнение с предприятия осуществляется в обычном порядке, но при этом делается запись в трудовой книжке.

Советы для руководителя и работника

Незаконное увольнение можно оспорить.

При выполнении трудовых обязанностей между непосредственным руководителем и сотрудником может возникнуть много недопонимания, и это естественно, люди все разные, как в жизни так и на работе. Это заметно сказывается на выполнении должностных обязанностей.

Чтобы не возникало конфликтных ситуаций, руководителю рекомендуется:

  1. Попытаться найти общий язык с подчиненным. Если этого не происходит и все не в лучшую сторону отражается на выполнении производственных заданий, то с работником рекомендуется для начала переговорить. Если от этого разговора нет никакого улучшения, то можно устно предложить перевестись ему на иную должность;
  2. Если не удается достичь понимания мирным путем, то крайней мерой будет внеочередная аттестация. Такое решение займет много времени, но будет основанием для увольнения нерадивого исполнителя.

Рекомендации для работника:

  1. Бывает в жизни полоса невезения, в том числе и при выполнении должностных обязанностей. Может быть сотрудником выбрана не та производственная функция, которую ему следовало бы выполнять. Нужно определиться какая работа больше нравится и если постоянно имеются замечания, то лучше сменить вид деятельности;
  2. Если с работником поступили некорректно и уволили с работы по непонятной причине, в том числе по личным мотивам, то есть возможность в судебном порядке оспорить принятое членами комиссии решение. Обычно в ряде случаев этого не делается.

Из этого видео вы узнаете об аттестации рабочих мест.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Многие предприятия начали проводить аттестации рабочих мест. И самое главное, увольнять непрошедших аттестацию сотрудников. Но можно ли это делать? И как оформить результаты проведения аттестации для повышения, увольнения или предложения новой должности. Мы постарались более подробно разобраться в данной ситуации.

Что такое аттестация сотрудников?

Аттестация – это периодическая проверка профессиональных знаний и опыта сотрудника, которая регулируется Трудовым кодексом России. Основной задачей аттестации является выявление деловых качеств работников в соответствии с занимаемой должностью. По результатам проверки знаний сотрудник может быть принят на работу, переведен на другую должность в другой отдел или уволен.

Процедура проведения аттестации на предприятии должна быть закреплена внутренним локальным актом предприятиями.

«Скачать образец приказа об утверждении Положения об аттестации»
Скачивание начнётся сразу после клика по иконке Word

Ни в Трудовом кодексе РФ, ни в других нормативных документах нет порядка проведения аттестации сотрудников в коммерческих предприятиях. Поэтому все положения должны быть составлены в каждой фирме самостоятельно.

При разработке положения об аттестации стоит отдельно внести пункт об обязательной аттестации сотрудников при изменении рабочего или технологического процесса. Таким образом, руководитель сможет своевременно обучить персонал при введении новой программы или смены производственного станка. Кроме прочего, внеплановая аттестация позволит определить, каким сотрудникам потребуется пройти дополнительное обучение новым технологиям.

В последние несколько лет аттестация сотрудников все чаще проводится с целью мотивации. Многие фирмы при приеме на работу нового работника проставляют ему минимальную заработную плату и премии. При повышении квалификации по средствам сдачи аттестации, у такого сотрудника повышается размер премии. То есть работодатель мотивирует своих сотрудников не менять работу, тем самым «выращивая» собственные кадры без отвлечения от рабочего процесса.

Виды аттестации

Условно, аттестацию можно разделить по двум направлениям:

  • обязательная аттестация или нет;
  • периодичность аттестации.

На законодательном уровне аттестация закреплена не для всех категорий работников, поэтому аттестация может быть:

  1. обязательна по закону;
  2. введена локальными нормативными актами на предприятии.

В российском законодательстве установлена обязанность прохождения аттестации для:

  • спасателей;
  • прокурорских работников;
  • сотрудников Следственного комитета;
  • сотрудников Росавиации;
  • руководителей унитарных предприятий;
  • работники опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, электроэнергетики;
  • педагогического состава дошкольных, школьных и других учебных заведений;
  • сотрудников библиотек;
  • медицинского персонала.

Для других работников на законодательном уровне не предусмотрена обязательная аттестация, однако руководители фирм могут оформить обязательную аттестацию для таких сотрудников:

  • бухгалтеры;
  • юристы;
  • специалисты отдела кадров;
  • рабочий персонал.

Такая аттестация поможет проверить на профпригодность действующих специалистов, сформировать «карьерную лестницу» или установить различные размеры премий для специалистов разных категорий.

Кроме того, аттестация может быть 4 видов:

  1. при приеме на работу;
  2. после испытательного срока;
  3. внеплановые;
  4. последующая (переаттестация).

В отношении первичной аттестации вопросов не возникает. Она проводиться после прохождения обучения, если на данной должности предусмотрен период обучения. После аттестации руководящий состав принимает решение о приеме на работу, повторном обучении или отказе в приеме на работу.

Аналогичная ситуация возникает и при аттестации сотрудника, который прошел испытательный срок. В этом случае сотруднику может быть предложена другая вакансия или расторгнуть трудовой договор (главное – соблюсти все условия при расторжении договора при неудовлетворительном прохождении испытательного срока).

Внеплановая аттестация может быть проведена по приказу руководителя фирмы на одного определенного работника. Например, сотрудник на протяжении определенного времени постоянно допускает ту или иную ошибку, в результате чего изготавливается бракованный товар. Или же бухгалтер допустил критическую ошибку.

С аттестацией действующего персонала все немного сложнее. Такая проверка знаний законодательно не урегулирована. То есть работодатель может самостоятельно определить ее периодичность (ежегодная, реже или чаще) и цель (чаще всего для повышения или подтверждения разряда сотрудника).

Процедура проведения аттестации

Перед тем, как проводить аттестацию сотрудников, руководитель предприятия издает соответствующий приказ. В нем указываются сроки проведения аттестации, члены аттестационной комиссии и перечень сотрудников с указанием должности, которые должны пройти проверку знаний.

В соответствии с частью 3 статьи 82 Трудового кодекса РФ при наличии в организации профсоюза, его руководитель должен входить в состав аттестационной комиссии.

Кроме этого, в приказе о проведении аттестации должны быть указана цель (плановая аттестация, переаттестация, повышение квалификации, изменение оплаты труда или другое).

«Скачать образец приказа о проведении аттестации»
Скачивание начнётся сразу после клика по иконке Word

Работодателю не желательно проводить аттестацию следующих сотрудников (прямого запрета в Трудовом кодексе нет, но есть узкоспециальные положения в других отраслях деятельности):

  • работающих пенсионеров в возрасте старше 60 лет;
  • беременных женщин;
  • новичков (работа в должности менее 1 года);
  • сотрудников, которые менее 1 года назад сдали квалификационный экзамен;
  • работников, которым не требуются специальные знания.

После этого формируется график проведения аттестации. Каждый специалист, который будет присутствовать на аттестации, включая членов аттестационной комиссии, должен быть ознакомлен с данным графиком под роспись. График может быть составлен по всему предприятию или в разрезе по отделам и категориям сотрудников.

«Скачать форму графика проведения аттестации работников»
Скачивание начнётся сразу после клика по иконке Word

Перенос даты аттестации допускается при некоторых условиях:

  • командировка;
  • отпуск;
  • болезнь;
  • невозможность отрыва от деятельности при возникновении форс-мажорных обстоятельств.

В день аттестации специалисты поочередно или по времени приступают к аттестации. Она может проходить любом виде: устная, письменная, тесты или практика. Однако, все вопросы, которые задаются сотрудникам, должны полностью соответствовать квалификации и занимаемой должности аттестуемого.

Пример: бухгалтера по заработной плате не стоит спрашивать о правилах составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, если только руководитель не хочет назначить его главным бухгалтером. Так как в трудовые обязанности бухгалтера по заработной плате не входить составление годовой отчетности.

На каждого сотрудника оформляется протокол. Причем, лучше всего, чтобы данный протокол был у каждого члена аттестационной комиссии свой. Таким образом, можно будет узнать мнение каждого представителя комиссии. В протокол заносятся все оценки по специалистам. Если аттестация состоит из несколько частей (устная, письменная, тест, практика), то лучше по каждому разделу проставлять свои оценки.

На каждого работника может быть отведено определенное количество минут или часов, но это не обязательно.

После того, как все специалисты прошли аттестацию, по ним составляется общий протокол, в котором прописывается предложение на имя руководителя о результатах аттестации каждого работника. Общее решение может формироваться по средствам открытого или закрытого голосования, обсуждения всех пунктов или средней оценки. Также решение комиссии может проводиться как с присутствием аттестованного работника, так и без.

Унифицированной формы протокола нет, предприятие ее может разработать самостоятельно и утвердить в локальных документах. С решением аттестационной комиссии сотрудники ознакамливаются под роспись.

«Скачать образец протокола заседания аттестационной комиссии»
Скачивание начнётся сразу после клика по иконке Word

Оформление результатов аттестации

По завершению аттестации руководитель фирмы ознакомится с протоколом аттестационной комиссии, и примет окончательное решение по каждому аттестованному сотруднику. Решение руководителя оформляется отдельным приказом.

«Скачать образец приказа о результатах проведения аттестации»
Скачивание начнётся сразу после клика по иконке Word

Аттестационная комиссия не имеет право выносить решение о переводе или поощрении аттестованных сотрудников. Она только выносить рекомендации для руководителя фирмы.

В решении могут быть вынесены решения о поощрении сотрудника, о снятии с занимаемой должности или о подтверждении квалификации. С таким решением каждый сотрудник должен быть ознакомлен под роспись. Если должность специалиста изменяется, то с работников заключается дополнительное соглашение к трудовому договору (изменяется должность, оклад, график работы и другое). А также соответствующая запись должна быть внесена в трудовую книжку и в личную карточку работника по форме № Т-2.

Если на предприятие в настоящий момент нет свободных вакантных мест для повышения сотрудника, то руководитель может внести его в резерв, сохранив сотрудника на старой должности.

Если сотрудник не согласен с повышением в должности, например, не подходит график работы или не согласен на новые обязанности, то его нельзя переводить в принудительном порядке.

Но не все сотрудники проходят аттестацию с положительным результатом. Некоторые специалисты, наоборот, не сдают аттестацию. Что же делать с такими работниками?

В этом случае работодатель имеет право предоставить на выбор 3 условия (если в процедуре аттестации и оформлении результатов не было допущено нарушений законодательства):

  • переаттестация;
  • понижение в должности;
  • увольнение.

Обратите внимание! Недовольный сотрудник имеет право пожаловаться на работодателя в трудинспекцию. Если будут выявлены нарушения трудовых норм, то работодатель может быть привлечен к административной ответственности, а работник будет восстановлен в должности (с возмещение заработной платы за вынужденный прогул).

Уволить: кого можно, а кого нельзя?

Если сотрудник не прошел аттестацию, и работодатель решил его уволить, то расторжение трудового договора производится на основании пункта 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса России (по инициативе работодателя). Для этого работодатель издает приказ о расторжении трудового кодекса. В основании указывается ссылка на решение по результатам проведенной аттестации.

После этого работодатель обязан предложить сотруднику, непрошедшему аттестацию, другие вакантные должности в той же местности, где он трудиться сейчас. Причем, данные вакансии могут быть менее оплачиваемые или нижестоящие. Такое предложение оформляется в письменной форме с обязательным ознакомлением сотрудника под роспись. В предложении необходимо указать крайний срок ответа работника.

Если сотрудник соглашается на перевод, то руководитель издает приказ о переводе на другую должность. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку сотрудника и личную карточку.

Если работник не согласен на перевод, то работодатель по ранее вынесенному приказу об увольнении, расторгает трудовой договор. После этого работнику на руки выдаются трудовая книжка и окончательный расчет (выплата заработной платы, компенсаций и компенсации за неотгуленный отпуск при их наличии).

Но не всех сотрудников можно уволить по данному основанию. Трудовой кодекс запрещает расторгать трудовой договор по инициативе работодателя с:

  • беременной сотрудницей;
  • женщиной с ребенком, возраст которого менее 3 лет;

    Если при увольнении сотрудница еще не знала, что беременна, то при получении такой справки, работодатель обязан восстановить ее в должности.

  • одинокую мать, которая воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет (до 18 лет, если ребенок-инвалид);

    Не стоит путь мать-одиночку с женщиной, которая находится в разводе. Это разные категории сотрудниц!

  • отца, опекуна или попечителя, который воспитывает ребенка (до 14 лет) без матери;
  • сотрудника, если он является единственным кормильцем в семье с ребенком до 3 лет или в многодетной семье (более 3 детей в возрасте до 14 лет);
  • работника, находящегося в отпуске, на больничном или в забастовке;
  • членов профсоюза;
  • несовершеннолетних сотрудников.

Если работника нельзя уволить, то можно поступить следующим образом:

  • направить на профобучение;
  • понизить в должности.

Если руководитель принял решение о назначении переаттестации по результатам профобучения, то он издает соответствующее распоряжение. Сотрудник может быть направлен на курсы повышения квалификации или некоторое время выполнять свои трудовые обязанности под руководством наставника. После окончания срока профобучения, указанного в распоряжении руководителя, специалисту назначается повторная аттестация.

Процедура переаттестации сотрудника может проводиться в усеченном формате. То есть аттестационная комиссия будет проверять знания только в той области, из-за которой сотрудник был направлен на профобучение.

При условии, что на предприятии установлены категории специалистов, то сотрудник может быть понижен в категории. Запись в трудовую книжку делать не надо, если в трудовом договоре и трудовой книжке указывается должность сотрудника без указания категории.

Аналогичная ситуация касается и дополнительного соглашения к трудовому договору. Если в договоре не прописан размер премии, а просто указана ссылка на локальный нормативный акт, в котором прописаны размеры премий в зависимости от категории специалистов, то допсоглашение не заключается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *