Внеурочная деятельность, что это?

Во исполнение пункта 21 плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р, Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи совместно с Департаментом государственной политики в сфере общего образования направляет для руководства и использования в работе методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях.

Приложение: на 8 л. в 1 экз.

Директор Департамента А.Э. Страдзе

Методические рекомендациипо организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ

Настоящие методические рекомендации определяют цели, содержание и алгоритм действий по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях.

Организация внеурочной деятельности

Содержание общего образования, а также его цели, задачи и планируемые результаты определяются основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее — ФГОС общего образования) и с учётом примерной основной образовательной программы (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ).

Приказами Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897, от 17 мая 2012 г. № 413 утверждены ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования, разработанные в соответствии с требованиями части 9 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ, внесены в реестр примерных основных образовательных программ (www.fgosreestr.ru).

Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, в редакции Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 № 72, далее — СанПиН 2.4.2.2821-10).

ФГОС общего образования определяют общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования, которое составляет:

до 1350 часов на уровне начального общего образования;

до 1750 часов на уровне основного общего образования;

до 700 часов на уровне среднего общего образования.

Образовательная организация самостоятельно определяет объём часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объём часов как в учебное, так и в каникулярное время.

В соответствии с положениями Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» направления финансирования образовательной деятельности (включая внеурочную деятельность) и объём средств определяются государственным заданием учредителя образовательной организации.

Внеурочная деятельность является обязательной.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности и организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Формы её организации школа определяет самостоятельно, с учётом интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей). Право выбора направлений и форм внеурочной деятельности имеют родители (законные представители) обучающегося при учете его мнения до завершения получения ребенком основного общего образования.

План внеурочной деятельности как и учебный план является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ общего образования, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т.д.).

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта.

Реализация дополнительных общеобразовательных программ

В соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

В отличии от внеурочной деятельности участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей является добровольным.

В части регламентации предоставления услуг организации дополнительного образования детей руководствуются санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41, далее — СанПиН 2.4.4.3172-14).

Основные цели и задачи дополнительного образования детей определены в Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

Механизмом реализации Концепции является план мероприятий на 2015 — 2020 гг., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации 24 апреля 2015 г. № 729-р.

Целью Плана является обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования, развитие инновационного потенциала государства.

Организация образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической), в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов и осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 и является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий.

Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности.

Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, в том числе в форме договора о предоставлении образовательных услуг (приказ Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»). В договоре устанавливаются права и обязанности образовательной организации, лица, производящего оплату по договору, и обучающегося, а также стоимость услуг, сроки и порядок их оплаты и ответственность сторон.

Ответы на вопросы граждан по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

1. Установлено ли обязательное количество часов внеурочной деятельности в неделю для обучающихся начальных классов?

На федеральном уровне установлен объём внеурочной деятельности для обучающихся начального общего образования — до 1350 часов за четыре года обучения (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).

Общеобразовательная организация самостоятельно определяет количество часов внеурочной деятельности в неделю с учетом запросов обучающихся, возможностей образовательной организации и объёма субвенции, выделенной для реализации основной образовательной программы.

Обучающийся вправе выбирать из предложенного общеобразовательной организацией направления и формы внеурочной деятельности в соответствии с установленным образовательной организацией в плане внеурочной деятельности количеством часов.

2. Если ребенок занимается в организации дополнительного образования, может ли он не посещать занятия внеурочной деятельности в школе?

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающимся предоставляются академические права на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Например, если ребёнок занимается в школе олимпийского резерва, то занятия, посещаемые им в данной организации, могут быть засчитаны как часы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению в общеобразовательной организации.

3. Что делать родителям (законным представителям), если администрация общеобразовательной организации требует посещать занятия внеурочной деятельности, несмотря на то, что ребёнок занимается в организации дополнительного образования?

В случаях нарушения общеобразовательной организацией прав и интересов ребенка в части посещения занятий внеурочной деятельности родители (законные представители) вправе обратиться к учредителю данной организации, в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования.

Напоминаем, что в образовательной организации локальным актом устанавливается порядок зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Каким образом родители (законные представители) могут повлиять на формирование плана внеурочной деятельности (выбор направлений деятельности, количество часов и др.)?

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право, в том числе:

выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

Приложение № ____

к Педагогическому совету

от _________________20____г.

№ ____

Внеурочная деятельность. Особенности и отличия от урока.

Современная жизнь предъявляет человеку новые, определенные требования. Это должен быть человек, умеющий самостоятельно и критически мыслить, принимать решения и нести за них ответственность. Во многом задача воспитания всех этих качеств у подрастающего поколения ложится на систему образования.

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития общества.

Современные специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска путей совершенствования обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями с целью решения важных социально-педагогических задач.

Решение задач воспитания и социализации обучающихся, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях школы-интерната.

Традиционно педагогически организованный процесс обучения и воспитания в общеобразовательной школе складывался из уроков как обязательной его части и внеурочных занятий по воспитанию личности в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами, потребностями.

Раскроем особенности и возможности урочной и внеурочной деятельности, и более детально остановимся на внеурочной деятельности.

Урочная деятельность.

Основой (единицей) урочной деятельности является урок.

Урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.

Классно-урочная система утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности и одного возраста, стабильное расписание и имеет свои особенности:

— уроки проводятся по нормативным учебным программам;

— урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы;

— систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся;

— позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал;

— управлять развитием познавательных способностей;

— формировать научное мировоззрение учащихся;

— стимулирует домашнюю деятельность школьников;

— на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности.

В то же время у урока ограниченные возможности:

— для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника;

— создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся;

— для учета личностных особенностей педагогов и школьников;

— для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей и молодежи;

— для их эффективной социальной адаптации;

— для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.

Внеурочная деятельность.

Внеурочная (внеучебная) деятельность – это один из видов деятельности организованный педагогом или учащимся самостоятельно, основанный на принципах выбора, самообразования, саморазвития, добровольности и направленный на социализацию обучаемых, развитие их творческих способностей.

Внеурочная деятельность подразумевает любую организованную учителем или учащимся самостоятельно деятельность во внеурочное время, основанную на личной заинтересованности участников с целью развития в образовательном, духовно-нравственном, социально-адаптивном уровне.

Внеурочной деятельности не присущи жесткая регламентация содержания деятельности и чисто управленческий подход при составлении программ, алгоритмов, планов. Внеурочная деятельность нацелена на индивидуальный, характер воспитания ребенка, причем воспитание основывается на увлеченности предметом той деятельности, которой учащийся отдает предпочтение.

Отличительными особенностями внеурочной деятельности является:

— содержание внеурочной деятельности строится на изучении интересов и потребностей детей разных возрастных групп, имеется возможность учитывать потребности и интересы детей и членов их семей;

— внеурочная деятельность, строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей;

— психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности носит неформальный характер, которая способствует формированию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих интересов и ценностей. Предполагается высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

— допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, уровню интеллектуального развития, руководителю-педагогу);

— в отличие от других видов образования позволяет объединять все группы обучающихся — одаренных, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки, склонных к асоциальным формам поведения, разного возраста и т. д.;

— быстрое реагирование на изменение родительского и ученического заказа содержания внеурочной деятельности при сохранении традиционных и инновационных видов деятельности;

— практическая значимость полученных знаний и умений;

— широкого использования образовательного пространства (возможность про-водить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т.п.);

— нет строгого подчинения задач внеурочного занятия только обучающим задачам. Занятия в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка, формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям;

— отсутствие домашнего задания.

Внеурочная деятельность должна основываться на следующих принципах:

  1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей.

Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым ресурсом учреждения, особенностями программы развития.

  1. Принцип преемственности, заключающийся в выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе. Например: проектная деятельность. Кружок «Я — исследователь» может работать на протяжении четырех лет начальной школы, иметь свою специфику исследований, и закономерно продолжен в виде клуба или научного общества в основной школе.

  2. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандарте.

  3. Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения.

Например, если школа работает по проблеме экологического образования и воспитания, то данное направление должно найти отражение в занятиях внеурочной деятельностью, начиная с начальной школы.

  1. Принцип учета региональных разработок для организации внеурочной деятельности.

Необходимо включение в программу внеурочной деятельности ОУ занятий по программе «Воспитание на социокультурном опыте» для учащихся первых классов, занятия по развитию физической культуры и здорового образа жизни.

  1. Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта.

Часть внеурочных занятий может быть реализована на территории учреждений дополнительного образования, библиотеки. Руководителем кружка может являться специалист системы дополнительного образования, или учреждений культуры и спорта.

  1. Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности образовательного учреждения должны быть представлены кружки, студии, клубы, мастерские, секции, общества и др.

  2. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул, выходных дней. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в программе кружка, студии.

  3. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, (УМК) используемого в образовательном процессе.

Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные формы занятий, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.

Для организации различных форм занятий внеурочной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Формы внеурочных занятий можно разделить на две группы:

  1. занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в иных учебных помещениях):

— тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);

— комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);

— игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр).

2) выездные занятия:

— экскурсии, поездки;

— походы (в том числе культпоходы);

— экспедиции;

— практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях).

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. Однако при организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей необходимо учесть, что:

— у учреждений дополнительного образования детей них есть свои лицензионные нормы охвата детей и определенное количество ставок педагогических работников;

— учреждения дополнительного образования детей подразделяются на различные виды («станция» может работать только по одному направлению, «Центр» — по четырем направлениям, «Дом творчества» — по пяти направлениям, «Дворец творчества» — по десяти направлениям);

— дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительных образовательных программ по определенным направлениям деятельности художественно-эстетическое, эколого-биологическое, естественно-научное, научно-техническое и др., а не по направлениям внеурочной деятельности.

В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.( и в других формах, отличных от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса).

Согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, учебный план для начальной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять воспитание и социализацию школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.

Внеурочную деятельность могут вести учителя, классные руководители, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, другие педагогические работники, родители обучающихся, имеющие профессиональное образование.

План внеурочной деятельности СОГБОУ «Рославльская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II видов»на 2012 — 2013 учебный год:

п/п

Направления внеурочнрой деятельности

Наименование

К-во часов в неделю

Итого:

Класс

1с/с

2с/с

Спортивно-оздоровительное

«Танцевальный»

Духовно-нравственное

«Радуга звуков»

Социальное

«Мир вокруг»

«Сувенир»

Общеинтеллектуальное

«Почемучка»

Общекультурное

«Азбука этикета»

«Цветоводство»

ИТОГО:

Организация внеурочной деятельности школьников будет способствовать:

— овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

— формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

— формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Результаты внеурочной деятельности.

Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. Для выявления и оценки результативности внеурочной деятельности могут использоваться разные технологии, в том числе и технология «Портфолио».

В сложном и многогранном процессе обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит тесному взаимодействию учебной и внеурочной работы. Оно способствует соединению теоретических знаний с жизнью, формирует интересы школьников, обеспечивает развитие их творческих способностей.

Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека.

Степаненко А.Е., заместитель директора по УВР.

В связи с наличием во ФГОС понятия «внеурочная деятельность» все чаще педагогам предлагают трудовой договор, в котором речь идет не только о часах обычных уроков, но и о часах в рамках так называемой внеурочной работы. Стоит ли соглашаться на нее, и чем это может обернуться при расчете льготного стажа? Комментирует юрист профсоюза «Учитель».

Вопрос. Мне предлагают взять в новом учебном году 14 часов преподавания предмета и 4 часа внеурочной работы. Будет ли зачтен этот год в пенсионный стаж?

Ответ. По возможности нужно избегать ситуаций, при которых норма часов за ставку устанавливается с учетом часов внеурочной деятельности.

Как вы знаете, педагогическая работа состоит из нормируемой части (учебной нагрузки) и другой части педагогической работы, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (п.п. 2.1, 2.2 Особенностей, утв. Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536). При этом внеурочная деятельность согласно указанному Приказу Минобрнауки России, по нашему мнению, отнесена к другой части педагогической работы, которая не включается в учебную нагрузку (абз. 6 п. 2.3 Особенностей).

Вместе с тем, Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС) определено максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности в зависимости от уровня общего образования. Поэтому эти часы учитываются при тарификации. Причем обычно нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Соответствующая позиция отражена и в Методических рекомендациях по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672). В частности в Методических рекомендациях указано, что объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входит в учебную (аудиторную) нагрузку педагогического работника.

Позиция ПФР противоположна — часы внеурочной деятельности не могут быть включены и учтены при подсчёте выполнения нормы часов рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Очевидно, что сложности могут возникнуть при подсчете стажа для назначения досрочной пенсии.

Имеется судебная практика, где внеурочная деятельность учтена пенсионным фондом и судом, но это не значит, что любой другой суд вынесет аналогичное решение. Апелляционное определение Московского городского суда от 24.01.2018 №33-2957/2018:

«Оценив представленные документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в период с 30.08.2014 г. по 31.08.2015 г. С., занимая должность методиста, также осуществляла педагогическую работу с педагогической нагрузкой 18 часов в неделю, приняв во внимание, что в спорный период истец работала преподавателем в течение полного рабочего дня на полную ставку и имела педагогическую нагрузку, включающую в себя в том числе внеурочную деятельность — 3 часа, являющуюся неотъемлемой частью образовательного процесса, что подтверждается справкой работодателя. При изложенных обстоятельствах, исследовав представленные доказательства, суд обоснованно пришел к выводу об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа истца период с 30.08.2014 г. по 31.08.2015 г.»

Отметим, что внеурочная деятельность и дополнительное образование — это не одно и то же. Внеурочной деятельностью занимается учитель в рамках профстандарта «Педагог», а дополнительное образование регулируется профстандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Соответственно, чтобы получить право на льготную пенсию, надо иметь полную ставку либо педагога, либо педагога дополнительного образования. Складываться эти часы не могут.

Аналогичная ситуация с работой воспитателя: только при наличии полной ставки воспитатель может претендовать на льготную пенсию.


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru



Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Экспериментальная часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) «Экосистема»

В.А. Коростелёва
ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
дипломная работа по специальности «География»

<<< Определение основных понятий | | Сущность исследовательской деятельности >>>

Глава 1. СУЩНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ПО ГЕОГРАФИИ

1.1.2.Определение понятия «внеурочная деятельность»

На следующем этапе необходимо определиться со вторым ведущим понятием данной квалификационной работы.

Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. Анализ различной методико-педагогической литературы показал, что помимо множества определений внеурочной деятельности, существует проблема с использованием в данной тематике таких смежных понятий, как «внеклассная» и «внеучебная» деятельность.

Попробуем разобраться в этом вопросе, рассмотрев различные виды деятельности школьников и их взаимосвязь. Для этого в процессе изучения методико-педагогической литературы была составлена табл. 1, в которой представлены различные трактовки трёх выше обозначенных понятий.

Таблица 1. Сравнение определений основных понятий по различным источникам педагогической литературы

Источник Понятия
Внеклассная Внеурочная Внеучебная
Педагогический словарь. / под ред. И. А. Каирова.– М., 1960. Внеклассная работа — это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.
Педагогическая энциклопедия. / под ред. И.А. Каирова и Ф.Н. Петрова. – М., 1964. – т.1 Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых.
Проблемы методики преподавания. / Верзилин Н.М. – М.: Просвещение, 1983. Большинство авторов считают, что внеклассная работа — учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса.
Личностно-гуманная основа педагогического процесса. / Амонашвили Ш.А. — М., «Университет”, 1990 г. Внеурочная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной (внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей.
Российская педагогическая энциклопедия. / под ред. В.В. Давыдова. – М., 1993-1999. Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть уч.-воспитат. процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В. р. в дорев. России проводилась уч. заведениями гл. обр. в виде занятий творчеством, организации тематич. вечеров и др. Большое развитие В. р. получила после Окт. революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеят. коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали В. р. как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.
Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. Внеклассная работа организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная — учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе. Внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться как внеклассная и внешкольная. Внеклассная организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная — учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе.
Методика обучения географии в школе: учебное пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. / Панчешникова Л.М., Душина И.В., Дронов В.П. и др.; под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1997 Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время при такой организации, что творчество и инициатива учащихся выступают на первый план. (И.В. Душина)
Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др.; под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007. Внеклассная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса и определяет деятельность школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. (О.А. Бахчиева) Внеурочная деятельность – является часть учебно-воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. (И.Б. Шилина)
Педагогический энциклопедический словарь Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: голоссарий. http://standart.edu.ru/ Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся — деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

С целью анализа были выбраны источники разных лет, начиная с 1960 г. по современное время. В таблице они представлены во временной последовательности от старого к новому, чтобы при анализе можно было проследить эволюцию педагогических идей.

В качестве источников использовались разные типы педагогической литературы: текст Федерального Государственного Образовательного Стандарта и его сайт, учебные пособия для педагогических учебных заведений (в том числе географической специальности), педагогические словари и энциклопедии, отдельные труды авторов.

Всего в таблице представлены данные одиннадцати источников. Для удобства сравнения определений понятий в случаях совпадения из значений соответствующие колонки объединялись. Все цитируемые определения сохранены в исходном виде.

Анализ составленной таблицы даёт возможность сделать следующие выводы:

  • В методико-педагогической литературе 1960-1990 гг. использовалось только понятие «внеклассная работа».
  • В 90-е годы появляется термин «внеурочная работа», не имеющий принципиального отличия от определений «внеклассной» (2 примера в табл. 1), а чаще всего отождествляемый с ней (4 примера в табл. 1).
  • Позже в отдельных учебно-методических пособиях и в глоссарии Федерального Государственного Образовательного Стандарта начинает встречаться понятие «внеучебной деятельности», которое вообще не находит самостоятельного определения, являясь равным «внеурочной деятельности».

Попытки найти определение данного понятия в глобальной информационной сети дали всего лишь два результата, которые нельзя отнести к полноценно научным:

  • Внеучебная деятельность – это специфический вид деятельности, основанной на принципах выбора, самообразования, добровольности, имитации основных сфер деятельности будущего специалиста.
  • Внеучебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

Таким образом, данные таблицы 1 подтверждают отсутствие единства в определении таких часто используемых всеми понятий «внеклассная деятельность», «внеурочная деятельность» и «внеучебная деятельность».

В процессе поиска истины в правильности использования этих понятий в курсе лекций по педагогике Калининградского университета О.С. Гребенюк , опубликованном в 1996 г., установлено, что деятельность школьников можно классифицировать по следующим признакам:

  • по месту проведения (классная и внеклассная деятельность);
  • по времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);
  • по отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность).

Рассмотрим взаимосвязь классификаций по месту и по времени проведения деятельности школьников.

В классе могут проводиться как урочные, так и внеурочные занятия. Многие урочные занятия проводятся вне класса (урок природоведения в парке, физкультура на спортивном стадионе). Экскурсии, турпоходы проводятся вне класса и во внеурочное время. Из вышесказанного следует, что допустимо отождествлять понятия классной и урочной деятельности, а также внеклассной и внеурочной деятельности (рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязь различных видов деятельности школьников (по Трофимовой А.Л.)

Теперь следует рассмотреть взаимосвязь деятельности школьников по времени проведения и по отношению к учебным задачам.

Невозможно провести взаимосвязь между урочной и внеучебной деятельностью, т.к. на уроках непосредственно решаются поставленные учебные задачи. Многие внеурочные занятия, такие как кружки и факультативы призваны решать учебные задачи. Художественные, театральные студии, спортивные секции проводятся во внеурочное время, но могут быть не связанными или опосредованно связанными с решением учебных задач, что относит их либо к внеучебной, либо к внеурочной деятельности школьников соответственно.

Представим взаимосвязь внеурочной, учебной и внеучебной деятельности школьников в виде множеств на рис. 3.

Рис. 3. Взаимосвязь внеурочной, учебной и внеучебной деятельности школьников (по Трофимовой А.Л.)

Для окончательного вывода об определении выбранных понятий можно обратиться к их этимологии с учётом методического аспекта проблемы (рис. 4):

Рис. 4. Взаимосвязь понятий «внеурочная» и «внеклассная деятельность» (рисунок автора)

В связи с этим, на базе проделанного исследования, принято решение в данной квалификационной работе использовать понятие «внеурочная деятельность», подразумевая любую организованную учителем или учащимся самостоятельно деятельность школьников во внеурочное время, основанную на личной заинтересованности участников с целью развития как в образовательном, так и духовно-нравственном плане.

В случае смещения акцентов данной деятельности в большей степени на воспитание и отсутствие учебных задач можно говорить о внеучебной деятельности.

Понятие «внеклассная работа» в данном исследовании опустить для предотвращения путаницы, считая его сходным с понятием «внеурочная деятельность».

Таким образом, изучение литературных источников позволило дать определение понятию «внеурочная деятельность». Наличие множества его трактовок подтвердило актуальность проделанной теоретической работы и обеспечило обоснование использования именно этого термина в данной квалификационной работе.

<<< Определение основных понятий | | Сущность исследовательской деятельности >>>

Экспериментальная часть дипломной работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) «Экосистема»

Полевой Центр Фотогалерея Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Читайте статьи, освещающие педагогическую деятельность Полевого Центра «Экосистема»:

Что такое полевой экологический практикум? Федорова Д.А., 2007
Формирование современной картины мира средствами биологии. Глушенков О.В., 2008
Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация). Глушенков О.В., 2009
Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа). Коростелёва В.А., 2011
Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. Коновалова И.О., 2002
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Боголюбов А.С., Федорова Д.А., 2008
Пора начинать! Или еще раз о необходимости полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей. Глушенков О.В., Боголюбов А.С., 2009
Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). Боголюбов А.С., 2002
Экологический центр Экосистема: 25 лет полевых практик для школьников и 180 методических материалов по изучению природы. А.С.Боголюбов, 2019

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестностях биостанции «Экосистема»
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Изучение численности и распределения короеда-типографа в окрестностях биостанции
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

Саша Чечулина. Прогулка по биостанции, или Неизвестноре рядом. 2010
Регина Ровнейко. Закопались в снег. 2010
А здесь , с личными впечатлениями, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселения по комнатам!

Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

  • Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом)
  • Что такое полевой экологический практикум?
  • Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе
  • Пора начинать! Еще раз об организации полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей
  • Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (канд.диссертация)
  • Формирование современной картины мира средствами биологии
  • Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности (дипломная работа)
  • Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания
  • Комплексные практики на Соловецких островах
  • Эколого-краеведческий практикум как средство свободного доступа учащихся в Природу
  • Экологический центр Экосистема: 25 лет полевых практик для школьников и 180 методических материалов по изучению природы

Экологические лагеря:

  • Возможные подходы к организации экологических лагерей
  • Опыт проведения экологического лагеря с дневным пребыванием детей
  • Республиканский летний слет-лагерь «Юный исследователь 2009»
  • Эколого-психологический тренинг как средство воспитания экологического сознания
  • Эколого-краеведческий практикум как средство свободного доступа учащихся в Природу

Экологические экскурсии:

  • Традиционные и инновационные подходы к организации экскурсионной деятельности
  • Организация и проведение ботанических экскурсий в Московском регионе
  • Экскурсионная деятельность и организация эколого-биологического музея образовательного учреждения
  • Экскурсии с интерактивными и игровыми элементами
  • Экскурсия с классом в осенний лес («Электровоз в Ромашково»)
  • Урок-экскурсия для 6 класса: «Географическая характеристика района Щукино»
  • Экологическая тропа как средство экологического образования и просвещения

Исследовательская работа (проектная деятельность):

  • Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности
  • Формирование экологической культуры младших школьников через исследовательскую деятельность
  • Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность
  • Оценка экологического состояния микрорайона школы силами учащихся ГОУ СОШ №106 г.Москвы
  • Исследования экосистемы «Соленого озера» с младшими школьниками
  • Организация исследовательской работы учащихся по экологии в гимназии №12 г.Читы
  • Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии как средство экологического образования
  • Межрегиональный конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды»

Юннатское движение:

  • Из истории натуралистического движения России
  • Становление методической работы и исследовательского метода изучения природы в юннатском движении
  • Юннатское движение и дополнительное образование: взаимоисключение или взаимодополнительность
  • Современные проблемы экологического образования (по материалам работ экологических конференций учащихся)

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

  • Биологический кружок Дарвиновского музея «ВООП»
  • Кружок «Современная ботаника» кафедры высших растений МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Мы путешествуем: походы, практики, экскурсии, экспедиции (компакт-диск с опытом работы 57 школы г.Москвы)
  • Методическая разработка научно-практической конференции учащихся «Заповедники и национальные парки Урала»

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:

  • Каталог методической продукции Московского детского эколого-биологического центра
  • Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск 2. Экологические лагеря и экспедиции. 2005
  • Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск 3. Экологические экскурсии. 2006
  • Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск 4. Натуралистическое образование: традиции и современность. 2008

Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • «экспедиционная жизнь».

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное — Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, «вложить свою лепту» в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране — присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!

Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

В разделе Методические материалы нашего сайта Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром «Экосистема» карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц «Грибы, растения и животные России», компьютерных (цифровых) определителей живых организмов — грибов, растений и животных России для Windows, полевых определителей для смартфонов и планшетов для Android и iOS, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов «Как организовать полевой экологический практикум»), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине.

Там же можно приобрести книги-определители серии «Энциклопедия природы России», полевые определители «Птицы России», «Животные России», пособие для учителя «Организация проектной и исследовательской деятельности в школе», а также mp3-диски «Голоса птиц средней полосы России» и «Голоса птиц России: Европейская часть, Урал, Сибирь».

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран — минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), ягод и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), — можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира — фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *