Внутриквартальные проезды

1.1. Настоящие Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на основании федерального законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Санкт-Петербурга.

1.2. Настоящие Правила обязательны для исполнения всеми физическими, юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга (далее — органы местного самоуправления).

1.3. Настоящие Правила действуют на всей территории Санкт-Петербурга.

1.4. Настоящие Правила не регулируют требования, устанавливаемые в эстетических регламентах объектов благоустройства и элементов благоустройства и правилах производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории в Санкт-Петербурге

1.5. Действие настоящих Правил не распространяется на отношения в сфере строительства, реконструкции объектов капитального строительства, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также отношения, регулирующие сферу охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны объектов культурного наследия), музейные предметы.

1.6. Настоящие Правила включают:
— Перечень работ по благоустройству в Санкт-Петербурге согласно приложению N 1 к настоящим Правилам;

— Виды элементов благоустройства согласно приложению N 2 к настоящим Правилам;
— Перечень мероприятий по проектированию благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий, виды проектов благоустройства, требования к проектам благоустройства, порядок согласования проектов благоустройства с уполномоченными Правительством Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга согласно приложению N 3 к настоящим Правилам;
— Перечень мероприятий по размещению элементов благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий, порядок приемки работ по размещению элементов благоустройства согласно приложению N 4 к настоящим Правилам;
— Перечень мероприятий по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий согласно приложению N 5 к настоящим Правилам;
— Порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в осуществляемых на прилегающих территориях мероприятиях по проектированию благоустройства, размещению элементов благоустройства, содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства согласно приложению N 6 к настоящим Правилам.

1.7. Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:
автостоянка — не являющееся частью автомобильной дороги специально обозначенное, обустроенное и оборудованное место, расположенное на земельном участке, свободный доступ к которому ограничивается путем установления ограждений, предусмотренных настоящими Правилами, препятствующих свободному въезду транспортного средства на территорию автостоянки и выезду транспортного средства с территории автостоянки, и предназначенное для хранения и (или) временного организованного размещения транспортных средств;
архитектурный облик Санкт-Петербурга — визуально воспринимаемая и последовательно формируемая совокупность архитектурных объектов;
архитектурно-градостроительный облик здания, сооружения — совокупность композиционных приемов и фасадных решений здания, сооружения;
будка — объект служебного назначения, не являющийся объектом капитального строительства, размещенный на территории, земельном участке, в целях обеспечения соответствующего использования объекта благоустройства;
внутриквартальная территория — территория, расположенная за границами красных линий внутри квартала, а в случае отсутствия красных линий — ограниченная по периметру многоквартирными домами, включая газон по периметру многоквартирного дома (границами земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома), и (или) общественными зданиями, находящаяся в общем пользовании граждан, и обеспечивающие ее функционирование внутриквартальные проезды, подходы к зданиям, газоны, ограждения и другие элементы благоустройства, установленные в приложении N 2 к настоящим Правилам;

внутриквартальный проезд — не являющиеся автомобильными дорогами или их частями проезды, включая тротуары, въезды и выезды, расположенные на внутриквартальной территории;
водоотводная канава — сооружение в грунте, предназначенное для защиты земляного полотна (чаще насыпей) от размыва или переувлажнения, сбора поверхностных (иногда и грунтовых) вод и отвода их в ближайший водный объект;
водопропускная труба — искусственное сооружение, предназначенное для пропуска водного потока;
восстановление нарушенных объектов и элементов благоустройства — комплекс работ по восстановлению элементов благоустройства, существовавших до начала производства работ, приведших к нарушению благоустройства, включая уборку территории и приведение ее в порядок после производства последних;
вывески — объекты для размещения информации о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме ее работы;

выкраска- это проба колеров отделки фасада, выполненная на участке поверхности объекта благоустройства (фасада) площадью 1 кв.м;
высотные характеристики здания, сооружения — высота здания, сооружения, его частей, включая нефункциональные элементы и тип кровли (решение по ее устройству);
геопластика — искусственное создание или изменение рельефа территории, земельного участка;
дворовый фасад — фасад здания, сооружения, выходящий на внутриквартальную территорию и не просматривающийся (не воспринимаемый) с территории площадей, улиц, набережных, территорий зеленых насаждений общего пользования, акватории водных объектов;
дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, не являющаяся автомобильной дорогой или ее частью;
домовладение — индивидуальный жилой дом с дворовыми постройками и земельный участок, на котором данный дом расположен;
жидкие отходы — отходы в жидком агрегатном состоянии;
заинтересованное лицо — орган государственной власти, орган местного самоуправления, физическое и юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в чьих интересах осуществляется проектирование благоустройства и размещение элементов благоустройства, приемка работ по размещению элементов благоустройства либо уполномоченный ими на основании доверенности или договора представитель;
квартал (микрорайон) — элемент планировочной структуры территории Санкт-Петербурга;
кладбище — комплекс, включающий земельные участки, здания, сооружения и иные объекты, в том числе административно-хозяйственного назначения, предназначенные для осуществления погребения;
колер — цвет объекта благоустройства (фасада) и элементов благоустройства, определяемый по цветовым системам RAL, NCS или аналог;
колерный бланк — документ, содержащий сведения о колере объекта благоустройства (фасада) и элементов благоустройства;
композиционная ось — условная линия, определяющая взаимосвязанное и последовательное расположение элементов благоустройства на поверхности и в пространстве; средство композиционной организации элементов благоустройства;
композиционный прием — взаимосвязанное и последовательное расположение частей и элементов здания, сооружения, объекта благоустройства;
контейнерная площадка — специально оборудованная площадка, предназначенная для установки необходимого количества контейнеров для временного накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с действующим законодательством;
крупногабаритные отходы (далее — КГО) — отходы потребления и отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, размер которых по сумме трех измерений превышает 2 м, и утратившие свои потребительские свойства;
культурно-массовое мероприятие — церемония, театрализованное представление, концертная программа, фестиваль и другие культурно-развлекательные мероприятия, предполагающие повышенное скопление людей, проводимые на территории общего пользования в местах, не предназначенных для этих целей;
лицевой фасад — фасад здания, сооружения, просматривающийся (воспринимаемый) с территории площадей, улиц, набережных, территорий зеленых насаждений общего пользования, акватории водных объектов;
лотковая зона — территория проезжей части дороги, внутриквартальной территории вдоль бордюрного камня тротуара, газона шириной 0,5 м;
материалы фасада здания, сооружения — материалы, применяемые для оформления и отделки фасадов;
меню — объект для размещения информации, содержащий сведения об ассортименте блюд, напитков и иных продуктов питания, предлагаемых при предоставлении услуг общественного питания, в том числе с указанием их массы/объема и цены, иных характеристик, размещаемый на поверхности стены при входе в здание или сооружение, занимаемое заинтересованным лицом;
механизированная уборка — уборка территорий с применением специальных автомобилей и уборочной техники (снегоочистителей, снегопогрузчиков, пескоразбрасывателей, мусоровозов, машин подметально-уборочных, уборочных универсальных, тротуароуборочных, поливомоечных и иных машин, предназначенных для уборки городов);
мусор — мелкие неоднородные сухие или влажные отходы, не являющиеся КГО;

несанкционированная свалка отходов- место нахождения отходов производства и потребления площадью более 10 кв.м, не обустроенное в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды;
неусовершенствованные покрытия — покрытия грунтовые, щебеночные, гравийные;
отходы — отходы производства и потребления;
панорама — внешний облик и очертания зданий, сооружений, фон их восприятия, включая застройку, растительность и иные природные компоненты среды, композиция и силуэт застройки на фоне неба, композиционно-видовые связи застройки, соотношение природного и созданного человеком окружения, наблюдаемые с точки обзора в определенном направлении, секторе, равном 140 градусам;
пляж — участок прибрежной территории естественного или искусственного водного объекта, обустроенный для организованного отдыха населения, в том числе для приема солнечных и воздушных ванн;
прилегающая территория — территория, непосредственно примыкающая к границам объектов недвижимости и объектов благоустройства;
прилотковая зона — территория проезжей части дороги, внутриквартальной территории вдоль лотковой зоны шириной 1 м;
приямок — элемент окна, входа (входной группы), располагающийся ниже уровня земли (планировочная отметка поверхности земли в границах проектирования размещения элемента благоустройства на границе отмостки здания, сооружения), примыкающий непосредственно к фасаду здания, сооружения, имеющий ограждение;
противогололедные материалы — химические, комбинированные и фрикционные материалы, применяемые в твердом или жидком виде для борьбы с зимней скользкостью на усовершенствованных покрытиях территории Санкт-Петербурга в соответствии с отраслевыми дорожными нормами «Требования к противогололедным материалам» ОДН 218.2.027-2003
разукомплектованное транспортное средство — транспортное средство, у которого отсутствуют одна или несколько кузовных деталей (предусмотренные конструкцией капот, дверь, замок двери кузова или кабины, запор горловин цистерн, пробки топливного бака) и (или) отсутствуют одно или несколько стекол, внешних световых приборов, колес, шин; сгоревшее транспортное средство;
ремонт элемента благоустройства — выполнение в отношении элемента благоустройства комплекса работ, обеспечивающих устранение неисправностей, без изменения проекта благоустройства;
ручная уборка — уборка территорий ручным способом с применением ручного инвентаря и средств малой механизации;
рустовка — рельефная кладка стен или отделка фасада здания, строения, сооружения рустами (камнями с грубоколотой или выпуклой лицевой поверхностью или их имитация);
силуэт — очертания, внешний контур, абрис формы;
системы отвода поверхностных и дренажных вод — комплекс сооружений и устройств, предназначенных для ликвидации избыточной увлажненности территории, сбора и отвода поверхностных и грунтовых вод;
смет — грунтовые наносы, пыль, опавшие листья, мелкий мусор;
снегоприемные пункты, снегоплавильные станции — подготовленные и инженерно оборудованные стационарные сооружения, площадки, предназначенные для приема и утилизации снега, льда;
снежный вал — временное образование из снега, наледи, формируемое в результате их сгребания в прилотковой зоне, в том числе подготовленные для вывоза;
содержание объекта благоустройства, элемента благоустройства — выполнение в отношении объекта благоустройства, элемента благоустройства комплекса работ, обеспечивающих его чистоту (в том числе удаление мусора, смета и отходов, удаление несанкционированных надписей и рисунков), надлежащее физическое или техническое состояние и безопасность;
спортивное мероприятие — спортивные фестивали, конкурсы, соревнования, физкультурно-спортивные праздники, спартакиады, марафонские пробеги, автопробеги, велогонки, регаты, спортивные парады, показательные выступления спортсменов и другие зрелищные спортивно-культурные мероприятия, предполагающие повышенное скопление людей, проводимые на территории общего пользования в местах, не предназначенных для этих целей;
стилевые характеристики — принадлежность здания, сооружения, объекта благоустройства, элемента благоустройства к архитектурному стилю;
указатели — объекты для размещения информации о направлении движения и расстоянии с максимальной площадью информационного поля не более 1 кв.м;
уборка — очистка объектов и элементов благоустройства от пыли, грязи, иного мусора и посторонних предметов, скошенной травы, снега, наледи, включая вывоз и утилизацию, борьбу с наледью, мойку объектов и элементов благоустройства, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды;
уличные часы — устройства для измерения текущего времени суток, размещаемые на объектах благоустройства;
уполномоченное на содержание лицо — собственник объекта благоустройства и элемента благоустройства, лицо, которому объект благоустройства и элемент благоустройства предоставлен во владение и (или) пользование, иное лицо, на которое обязательства по содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства возложены действующим законодательством или договором;
усовершенствованные покрытия — покрытия из асфальтобетона, цементобетона, плиточные покрытия, покрытия из брусчатки;
фасадные решения здания, сооружения, некапитальных объектов — решения, определяющие высотные характеристики, материалы фасада, его членение и стилевые характеристики;
членение фасада здания, сооружения — сочетание вертикальных и горизонтальных элементов фасада, соотношение проемов и простенков, влияющие на визуальное восприятие фасада.

1.8. Иные понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.

Внутриквартальные и межквартальные дороги
Термины «внутриквартальные и межквартальные дороги (проезды)» используются в законодательстве <1>. Признаком внутриквартального проезда (дороги) является его расположение в границах одной единицы планировочной структуры, термин межквартальной дороги, как правило, не раскрывается. СП 42.13330.2016 <2> указывает, что проезды предназначены для подъезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов. Также отдельно выделены улицы в жилой застройке — транспортная и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы районного значения, улицы и дороги регулируемого движения.
———————————
<1> Помимо ранее названных актов см. также, например: Приказ Минстроя России от 22.12.2015 N 930/пр «Об утверждении перечня показателей развития жилищно-коммунального хозяйства и благоустроенности муниципальных образований и критериев оценки этих показателей в 2015 году»; Приказ Минстроя России от 20.01.2016 N 16/пр «Об утверждении порядка проведения Всероссийского конкурса на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; распоряжение Правительства Москвы от 03.03.2011 N 156-РП «О возложении функций государственного заказчика на выполнение локальных мероприятий, внесении изменений в распоряжения Правительства Москвы».
<2> Свод правил СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Под кварталом (микрорайоном) понимается основной планировочный элемент <1> застройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого, как правило, от 5 до 60 га. В квартале могут выделяться земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории. Таким образом, дорога, расположенная на территории микрорайона (квартала), может рассматриваться как вспомогательный объект капитального строительства (создание которого не требует получения разрешения на строительство), поскольку она:
— не выходит за границы элемента планировочной структуры — микрорайона;
— предназначена для обеспечения нескольких домов (групп домов) на территории одного элемента планировочной структуры (и, как правило, находится на одном земельном участке с обеспечиваемыми зданиями).
———————————
<1> В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» к элементам планировочной структуры относятся зона (массив), район (в том числе жилой район, микрорайон, квартал, промышленный район), территории размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
При определении вспомогательного характера объекта в первую очередь необходимо учитывать именно признаки дороги, характеризующие ее подчиненный характер, а не название. Внутриквартальный подъезд в зависимости от его характеристик может быть также отнесен к объектам, не являющимся капитальным строительством и недвижимостью (т.е. элемент благоустройства участка при отсутствии признаков сооружения).
Несколько микрорайонов объединяются в район, образуемый, как правило, в пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами (река, лес и др.).
Площадь территории района не должна превышать 250 га <1>. Дорога, связывающая несколько микрорайонов (кварталов) на территории района (межквартальная дорога), не будет относиться к вспомогательным объектам капитального строительства, поскольку:
— несмотря на то что район является элементом планировочной структуры, он разделен на микрорайоны, применительно к зданиям на территории которых дорога и должна выполнять подчиненную функцию;
— она предназначена для обеспечения доступа не к одному зданию или нескольким взаимосвязанным объектам, а для обеспечения связи между большим количеством домов.
———————————
<1> СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.
Квалификация межквартального проезда как объекта, для создания которого не требуется разрешение на строительство, возможна в том случае, если он будет состоять из нескольких внутриквартальных дорог, отвечающих признакам вспомогательных сооружений.
Кварталы и микрорайоны являются объектами документов территориального планирования и документов по планировке территории. Как было указано ранее, применительно к системе градостроительных документов ППТиПМ разрабатываются в отношении отдельных элементов планировочной структуры <1>. При этом основная часть проекта планировки территории включает в себя в том числе линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, объекты транспортной инфраструктуры. Соответственно, при разработке ППТиПМ в отношении микрорайона в данную документацию включаются сведения о дорогах. Как и в отношении иных линейных объектов, ППТиПМ будут являться основанием для разработки проектной документации для строительства (реконструкции) дорог.
———————————
<1> Отметим, что с 1 июля 2017 г. по общему правилу разработка ППТиПМ в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется (ГрК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ).
В том случае, если участок (квартал) предоставляется для развития застроенной территории (ст. 46.1 ГрК РФ) или в рамках комплексного освоения территории (ст. 46.4 ГрК РФ), в т.ч. для строительства жилья экономкласса (ст. 46.6 ГрК РФ), обязанность по разработке ППТиПМ, учитывающих расположение всех объектов, лежит на инвесторе. При создании (реконструкции) дороги в качестве самостоятельного объекта необходимо разработать ППТиПМ на данную территорию (аналогично иным линейным объектам) <1>.
———————————
<1> Согласно ГрК РФ в редакции, вступившей в силу с 1 июля 2017 года, разработка ППТиПМ в отношении линейного объекта не требуется, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов (пп. 5 п. 3 ст. 41 ГрК РФ).
Проектная документация разрабатывается в соответствии с общими правилами. Законом N 257-ФЗ определено, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков устанавливаются Правительством РФ, однако в настоящее время такие нормы отсутствуют.

Содержание

Об утверждении Инструкции по организации и технологии летней уборки, комплексному содержанию дворовых территорий и внутриквартальных проездов

Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДА МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 декабря 2011 года N 05-14-833/1

Об утверждении Инструкции по организации и технологии летней уборки, комплексному содержанию дворовых территорий и внутриквартальных проездов

(с изменениями на 7 сентября 2017 года)

В целях повышения качества выполнения работ по уборке и комплексному содержанию дворовых территорий и внутриквартальных проездов:

1. Утвердить Инструкцию по организации и технологии летней уборки, комплексному содержанию дворовых территорий и внутриквартальных проездов (приложение).

2. Пресс-службе опубликовать настоящее распоряжение на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента Талалаеву И.Г.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением ДЖКХиБ города Москвы от 4 февраля 2015 года N 05-01-06-42/5.

Руководитель Департамента
А.В.Цыбин

Приложение. Инструкция по организации и технологии летней уборки, комплексному содержанию дворовых территорий и внутриквартальных проездов

Приложение
к распоряжению ДЖКХиБ
города Москвы
от 19 декабря 2011 года N 05-14-833/1

(с изменениями на 7 сентября 2017 года)

Термины и определения

Дворовая территория — территория, прилегающая к жилому зданию и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченная по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.
Внутриквартальный проезд — дорога общего пользования в границах квартала.
Квартал — часть территории города Москвы в пределах планировочного района, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети, другими границами.
Подрядчик — организация, выполняющая на договорной основе своими и привлеченными силами работы по содержанию дворовых территорий и внутриквартальных проездов города Москвы.
Зеленые насаждения — древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
Содержание дворовых территорий — комплекс работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту, выполняемый для поддержания дворовых территорий в надлежащем нормативном санитарно-техническом состоянии.
Текущий ремонт дворовых территорий — ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей.
Механизированная уборка — уборка территорий с применением специализированной уборочной техники.
Ручная уборка — уборка территорий ручным способом, в том числе с применением средств малой механизации.
Пешеходная зона — территория, предназначенная для передвижения пешеходов, на ней не допускается движение транспорта, за исключением специального, обслуживающего эту территорию.
Бордюрный пандус — сооружение, обеспечивающее съезд с тротуара на проезжую часть через сниженный или утопленный в покрытие бордюрный камень.
Твердые бытовые отходы (ТБО) — отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров и др.).
Крупногабаритный мусор (КГМ) — отходы потребления и хозяйственной деятельности (бытовая техника, мебель и др.), утратившие свои потребительские свойства, загрузка которых (по своим размерам и характеру) производится в бункеры-накопители.
Контейнер (бункер-накопитель) — стандартная емкость для сбора ТБО (КГМ) объемом 0,7-1,5, 2,0 и более куб.м.
Контейнерная площадка — специально оборудованная площадка для сбора и временного хранения ТБО с установкой необходимого и расчетного количества контейнеров под ТБО.
Иные понятия, используемые в настоящей Инструкции, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Общие положения

2.1. Настоящая инструкция определяет порядок и условия организации летней уборки, комплексного содержания дворовых территорий и внутриквартальных проездов, ее действие распространяется на заказчиков и подрядчиков работ по уборке и содержанию дворовых территорий и внутриквартальных проездов.

2.2. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г.Москве (утв. постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018) и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170).

2.3. Расчетная продолжительность периода летней уборки: с апреля по октябрь.
Сроки начала и окончания периода уборки могут корректироваться в случае существенного изменения погодных условий.

2.4. Уборка дворовых территорий и внутриквартальных проездов в летний период включает в себя: подметание и уборку территорий вручную или с применением специализированной уборочной техники, поливку территорий для уменьшения пылеобразования и увлажнения воздуха, мойку покрытий, удаление мусора с газонов (экопарковок), полив и выкашивание газонов и осуществляется в соответствии с Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в Москве.
Весной помимо основных уборочных работ расчищаются канавы для стока талых вод к люкам и приемным колодцам ливневой сети. В осеннее время производятся подметание и сгребание листьев, очистка от мусора территорий, на которых зимой предполагается размещать снег.

2.5. Работы по очистке от мусора и промывке урн, очистке контейнерных площадок, протирке несветовых указателей улиц производятся независимо от времени года.

2.6. Работы по комплексному содержанию дворовых территорий, выполняемые в летний период, включают в себя: текущий ремонт покрытий дворовых территорий и детских площадок, ремонт и окраску деревянных, металлических, пластмассовых, бетонных малых архитектурных форм и оборудования, садово-парковой мебели и беседок, оборудования детских площадок, площадок для сушки белья и контейнерных площадок, ограждений, фонтанов, уход за деревьями и кустарниками, цветниками, газонами, экопарковками, окраску урн.

2.7. Кроме выполнения основных работ по ручной уборке дворовых территорий подрядчик следит за исправностью и сохранностью всего наружного оборудования, санитарным состоянием территорий, контейнерных площадок, сохранностью зеленых насаждений.

Технология летней уборки дворовых территорий и внутриквартальных проездов

3.1. Санитарная очистка территорий — одно из важнейших санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и охрану окружающей среды.

3.2. Ежегодно при переходе на летнюю уборку (после таяния снега) необходимо тщательно очищать территорию от накопившихся за зиму загрязнений (при необходимости с применением моющих средств).

3.3. Основной задачей летней уборки дворовых территорий и внутриквартальных проездов является удаление мусора и загрязнений, приводящих к возникновению запыленности воздуха.

3.4. Летняя уборка включает в себя:
— подметание дворовых территорий и внутриквартальных проездов, сбор и вывоз смета, мусора и загрязнений в специально отведенные места;
— мойку и полив дворовых территорий и внутриквартальных проездов;
— очистку и промывку урн;
— очистку контейнерных площадок;
— уход за зелеными насаждениями.

3.5. Уборка производится в основном в поздние вечерние или ранние утренние часы, когда количество пешеходов незначительно.

3.6. Подметание дворовых территорий и внутриквартальных проездов производится механизированным или ручным способом в установленные регламентом работ сроки. В течение дня возможно дополнительное подметание по мере необходимости.

3.7. Мойка дворовых территорий и внутриквартальных проездов производится механизированным или ручным способом.

3.8. Мойке подвергаются дворовые территории и внутриквартальные проезды на всю ширину. После мойки осуществляется уборка лотков у бордюра от мусора.

3.9. Уборку дворовых территорий и внутриквартальных проездов следует осуществлять таким образом, чтобы избежать образования запыленности воздуха.

3.10. Складирование собранного мусора, смета и иных загрязнений разрешается производить только в специально отведенных местах (контейнерные площадки, мусорные контейнеры).

3.11. В случае если отсутствуют контейнерные площадки или доступ к мусорным контейнерам затруднен, мусор, смет и другие загрязнения собираются в мешки и вывозятся не позднее суток с момента заполнения.

3.12. При наличии ливневой канализации, с целью исключения возникновения застоев дождевой воды необходимо осуществлять регулярную очистку сточных канав, крышек люков и амбразурных патрубков дождеприемных колодцев от смета, листьев и других загрязнений.

3.13. В период листопада опавшие листья необходимо своевременно убирать. Собранные листья следует вывозить на специально отведенные участки (полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, площадки компостирования, перерабатывающие и мусоросжигательные заводы (предприятия по термическому обезвреживанию отходов).

3.14. При проведении работ по уборке дворовых территорий и внутриквартальных проездов запрещается:

3.14.1. Сброс смета, мусора, травы, порубочных остатков и иных отходов на озелененные территории, в смотровые колодцы, колодцы дождевой канализации, на проезжую часть и тротуары при кошении и уборке газонов.

3.14.2. Размещение смета и отходов в не предназначенных для этого местах.

3.14.3. Выбивание струей воды смета на цоколи зданий при мойке тротуаров.

3.14.4. Сгребание листвы к комлевой части деревьев и кустарников.

3.14.5. Сжигание мусора, листвы, иных отходов на дворовых территориях и внутриквартальных проездах.

Механизированная уборка дворовых территорий и внутриквартальных проездов

4.1. Механизированная уборка дворовых территорий и внутриквартальных проездов осуществляется с применением подметально-уборочных, уборочных универсальных, тротуароуборочных, поливомоечных и иных машин, предназначенных для уборки территорий.

4.2. Места, недоступные для машин, убираются вручную до начала работы этих машин.

4.3. При организации механизированной уборки дворовых территорий и внутриквартальных проездов должны быть подготовлены, отремонтированы и выровнены покрытия, устранены выбоины и неровности, заделаны трещины, убраны заподлицо с покрытием колодцы.

4.4. В целях установления рационального направления движения уборочных машин, количества и очередности проходов, мест и характера маневрирования машин, схем перемещения мусора, смета, сочетания участков механизированной и ручной уборки целесообразно разрабатывать маршрутные карты.

4.5. Маршрутные карты должны содержать план дворовых территорий с находящимися на них различного рода препятствиями для уборочных машин (зелеными насаждениями, столбами, мачтами электроосвещения и пр.).

4.6. В местах съезда и выезда уборочных машин на тротуаре должны быть устроены бордюрные пандусы из асфальтобетона или местные понижения бортового камня. Ширина бордюрного пандуса должна быть на 0,5 м больше ширины машины.

4.7. Механизированную мойку, поливку и подметание проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием в летний период следует производить в плановом порядке в соответствии с регламентами работ.

4.8. В летний период при уборке газонов, дворовых территорий и внутриквартальных проездов, тротуаров с использованием подметальной техники (уличных пылесосов, подметальных машин, электрометлы) следует принимать меры, препятствующие повышенному пылеобразованию:
— устанавливать на навесном оборудовании уборочных машин системы водяного орошения;
— проводить предварительное смачивание убираемых территорий при использовании средств малой механизации (подметальные машины, пылесосы);
— производить уборку скоса травы, листьев и прочего мусора уличным пылесосом с влажных почв.

4.9. Дорожные покрытия следует мыть так, чтобы загрязнения, скапливающиеся в прилотковой части дороги, не выбрасывались потоками воды на полосы зеленых насаждений или тротуар.

4.10. Проезжую часть, на которой отсутствует ливневая канализация, для снижения запыленности воздуха и уменьшения загрязнений следует убирать подметально-уборочными машинами.

4.11. Заправка водой поливомоечных и подметально-уборочных машин должна предусматриваться на специальных водозаправочных пунктах от сети городского водопровода.
Заправлять поливомоечные и подметально-уборочные машины из технического водопровода, водозаборных скважин и открытых водоемов допускается только по согласованию с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

4.12. Дворовые территории и внутриквартальные проезды должны быть убраны до 10 часов утра.
В ночные часы с 23 до 7 часов утра в соответствии с законом города Москвы о соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве работы по механизированной уборке дворовых территорий и внутриквартальных проездов не производятся.
(Пункт дополнительно включен распоряжением ДЖКХиБ города Москвы от 4 февраля 2015 года N 05-01-06-42/5)

Ручная уборка дворовых территорий и внутриквартальных проездов

5.1.

Состав и периодичность основных работ по ручной уборке дворовых территорий в летний период

Виды уборочных работ

Периодичность

Подметание территорий в дни без осадков и в дни с осадками до 2 см

1 раз в сутки

Подметание территорий в дни с сильными осадками

1 раз в 2 суток

Очистка урн от мусора

2 раза в сутки

Промывка урн

2 раза в месяц

Протирка указателей

5 раз в сезон

Мойка территорий

3 раза в сезон

Уборка контейнерных площадок

1 раз в сутки

Межсезонная уборка газонов с сильной засоренностью

2 раза в сезон (весной и осенью)

Уборка газонов

1 раз в 2 суток

Поливка газонов, зеленых насаждений

1 раз в 2 суток

Выкашивание газонов

5 раз в сезон

(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением ДЖКХиБ города Москвы от 7 сентября 2017 года N 01-01-14-203/17.

5.2. Подметание тротуаров дворовых территорий следует производить в направлении от зданий.

5.3. Мойку тротуаров следует производить в направлении от зданий к проезжей части улицы до выполнения этой операции на проезжей части, для чего время уборки тротуаров должно быть увязано с графиком работы поливомоечных машин.

5.4. Урны следует очищать от отходов в течение дня по мере необходимости, но не реже одного раза в двое суток. Мойка урн производится по мере загрязнения, но не реже 2 раз в неделю.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением ДЖКХиБ города Москвы от 7 сентября 2017 года N 01-01-14-203/17.

Уход за газонами

6.1. Работы по уходу за газонами включают в себя уборку мусора, листвы, кошение травостоя, полив.

6.2. После таяния снега и подсыхания почвы, а также осенью после окончания листопада на газонах сильной и средней засоренности необходимо провести прочесывание травяного покрова острыми граблями в двух направлениях, убрать накопившиеся на газоне мусор, опавшие листья, разрушить почвенную корку для улучшения воздухообмена почвы.

6.3. Для поддержания почвы под газонами во влажном состоянии (влажность около 75%) должен производиться полив газонов при температуре выше 25 градусов не менее 19 раз в теплый период. Полив следует производить в утреннее время не позднее 8-9 ч или в вечернее время после 18-19 ч.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением ДЖКХиБ города Москвы от 29 июня 2012 года N 05-14-278/2.

6.4. Стрижка газонов производится на высоту до 3-5 см не менее 5 раз в летний период. Каждое последующее скашивание ведут в направлении, перпендикулярном к направлению предыдущего скашивания. Скошенная трава должна быть убрана в течение 3 суток.

6.5. В течение летнего периода необходимо регулярно один раз в двое суток производить уборку газонов от листьев, сучьев, мусора.

6.6. Уборку листвы необходимо проводить веерными граблями, исключая использование острых грабель и метел на газонах с целью предотвращения повреждения напочвенного травяного покрова. На открытых пространствах, удаленных от жилой застройки, убирать опавшую листву с газонов рекомендуется с помощью пылесосов и воздуходувок.

Сбор и вывоз мусора

7.1. На дворовых территориях должны быть выделены специальные контейнерные площадки для размещения контейнеров под ТБО, а также места для размещения бункеров-накопителей для КГМ с удобными подъездами для транспорта.

7.2. Контейнерные площадки должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.

7.3. При временном хранении отходов в контейнерах должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения отходов в теплое время при температуре свыше +5 градусов не более одних суток (ежедневный вывоз).

7.4. Для обеспечения защиты от нарушения покоя граждан и тишины в ночное время мусор необходимо удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов.

7.5. Обезвреживание твердых бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке отходов (полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, площадки компостирования, перерабатывающие и мусоросжигательные заводы (предприятия по термическому обезвреживанию отходов).

7.6. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места.

7.7. Уборку мусора, просыпавшегося при выгрузке из контейнеров в мусоровоз или загрузке бункера-накопителя, производят работники организации, осуществляющей его вывоз.

7.8. Переполнение контейнеров, бункеров-накопителей мусором не допускается.

Комплексное содержание дворовых территорий

8.1. Комплексное содержание дворовых территорий должно осуществляться в соответствии с регламентами работ.

8.2. Ежегодно в срок до 1 мая следует возобновлять окраску малых архитектурных форм, садово-парковой мебели, беседок, оборудования детских площадок, площадок для сушки белья и контейнерных площадок, контейнеров, ограждений, урн, бордюров, информационных стендов и т.д.

8.3. Покрытие дворовых территорий (асфальтобетонное, плиточное, песочное, резиновое, из гранитной высевки) должно быть отремонтировано и не иметь выбоин.

8.4. Зеленые насаждения должны иметь ухоженный декоративный вид. Деревья и кустарники, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, подлежат удалению в соответствии с установленным порядком. Пни должны быть выкорчеваны.
Нарушенные газоны должны быть восстановлены путем подсева газонной травы на поврежденных участках, проведения капитального или текущего ремонта.

8.5. Площадки под контейнеры для бытового мусора и размещения бункеров-накопителей для крупногабаритного мусора должны быть оборудованы в соответствии с действующими правилами, иметь твердое покрытие (асфальтовое или бетонное) и ограждение. Контейнеры и бункеры-накопители должны быть в исправном состоянии, покрашены и промаркированы.

Требования безопасности

9.1. Безопасность работ по уборке и комплексному содержанию дворовых территорий и внутриквартальных проездов обеспечивается выполнением требований ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» и ГОСТ 12.4.011-89 «Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация».

9.2. К работе допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте и имеющие право на производство соответствующего вида работ.

9.3. Все работники, выполняющие работы по уборке и комплексному содержанию дворовых территорий и внутриквартальных проездов, должны обеспечиваться специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.10.2008 N 543н.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ВНУТРИКВАРТАЛЬНОГО ПРОЕЗДА С АСФАЛЬТОБЕТОННЫМ ПОКРЫТИЕМ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) — комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту — ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.
1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по устройству внутриквартального проезда с асфальтобетонным покрытием.
Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.
1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:
— типовые чертежи;
— строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);
— заводские инструкции и технические условия (ТУ);
— нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);
— производственные нормы расхода материалов (НПРМ);
— местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТТК — дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса при производстве строительных работ по устройству внутриквартального проезда с асфальтобетонным покрытием, с целью обеспечения их высокого качества, а также:
— снижение себестоимости работ;
— сокращение продолжительности строительства;
— обеспечение безопасности выполняемых работ;
— организации ритмичной работы;
— рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
— унификации технологических решений.
1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства») по устройству внутриквартального проезда с асфальтобетонным покрытием.
Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.
РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.
1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.
Порядок привязки ТТК к местным условиям:
— рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;
— проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;
— корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;
— пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;
— оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.
1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы в III-й температурной зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по устройству внутриквартального проезда с асфальтобетонным покрытием, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.
Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству внутриквартального проезда с асфальтобетонным покрытием.
2.2. Работы по устройству внутриквартального проезда с асфальтобетонным покрытием выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

час.

Рис.1. Бульдозер Б170М1.03ВР

Рис.2. Автосамосвал КамАЗ-6520

Рис.3. Грунтовый виброкаток ДУ-85

Рис.4. Автогрейдер ДЗ-180А

Рис.6. Поливомоечная машина ПМ-3У

Рис.7. Автогудронатор ДС-39Б

Рис.8. Каток на пневмошинах ДУ-100

Рис.9. Гладковальцовый каток ДУ-98

Рис.10. Асфальтоукладчик ДС-181

Рис.11. Гладковальцевый каток ДУ-47Б

Рис.12. Машина уборочная КО-812-1

Рис.13. Щебнераспределитель DRG-2/PR

2.5. Для укладки асфальтобетонных смесей дорожные рабочие используют следующие ручные инструменты (см. рис.14рис.18).

Рис.14. Инструменты асфальтобетонщика
1 — кувалда для обрубки кромок асфальтобетона; 2 — кувалда для забивки костылей; 3 — секира; 4 — щетки

Рис.15. Инструменты асфальтобетонщика
1 — ручной каток; 2 — кирка-мотыга

Рис.16. Инструменты асфальтобетонщика
1 — грабли; 2 — разравниватель смеси; 3 — гладилка

Рис.17. Инструменты асфальтобетонщика:
1 — утюг; 2 — совковая лопата; 3 — вилы; 4 — трамбовка

Рис.18. Инструменты асфальтобетонщика
1 — отбойный молоток; 2 — черпак; 1-4 — лейки

2.6. Для устройства внутриквартального проезда с асфальтобетонным покрытием применяются следующие строительные материалы: нетканый синтетический материал Дорнит ИП-450 отвечающий требованиям ТУ 8397-003-21506643-2003; природный песок среднезернистый с коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сут содержащий не более 7% глинистых и пылеватых частиц и отвечающий требованиям ГОСТ 8736-93*; гранитный щебень фракции 40-70 мм, 20-40 мм, 10-20 мм и 5-10 мм М 800 по ГОСТ 8267-93; битумная эмульсия по ГОСТ 22245-90; горячий, плотный, крупнозернистый асфальтобетон типа Б, марки II по ГОСТ 9128-2009; горячий, плотный, мелкозернистый асфальтобетон типа Б, марки I по ГОСТ 9128-2009.

2.7. Работы по устройству внутриквартального проезда с асфальтобетонным покрытием следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:
— СП 48.13330.2011. «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004»;
— СП 126.13330.2012. Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84;
— Пособие к СНиП 3.01.03-84. Производство геодезических работ в строительстве;
— СП 45.13330.2012. «Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87;
— Пособие к СНиП 3.02.01-83*. Пособие по производству работ при устройстве оснований и фундаментов;
— СП 82.13330.2015. «Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75»;
— ТСН 30-305-2002. Градостроительство, реконструкция и застройка нецентральных районов Санкт-Петербурга;
— ТСН 30-306-2002. Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга;
— СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений;
— СП 78.13330.2012. «Автомобильные дороги. Правила производства работ. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85»;
— СТО НОСТРОЙ 2.25.29-2011. Устройство оснований дорожных одежд. Часть I. Строительство дополнительных слоев оснований дорожных одежд;
— СТО НОСТРОЙ 2.25.31-2011. Устройство оснований дорожных одежд. Часть 3. Строительство оснований из минеральных материалов, не обработанных вяжущими;
— СТО НОСТРОЙ 2.25.36-2011. Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 1. Общие положения;
— СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011. Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 2. Устройство асфальтобетонных покрытий из горячего асфальтобетона;
— СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011. Организация строительного производства. Общие положения;
— СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ;
— СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

— СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;
— НПО РОСДОРНИИ-1993 г. Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог;
— РД 11-02-2006. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
— РД 11-05-2007. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;
— РОСАВТОДОР N ИС-478-р. Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них;
— МДС 12-29.2006. Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция» до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.
3.2. До начала производства работ по устройству внутриквартального проезда с асфальтобетонным покрытием необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:
— разработать ППР на благоустройство внутри дворовой территории и согласовать со всеми субподрядными организациями и поставщиками;
— назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;
— обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей документацией;
— укомплектовать бригаду дорожных рабочих, ознакомить их с проектом благоустройства и технологией производства работ;
— провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;
— установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;
— подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования и доставить их на объект;
— обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами индивидуальной защиты;
— обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;
— подготовить места для складирования строительных материалов, изделий и конструкций;
— оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;
— обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;
— доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления, инвентарь, инструменты и средства для безопасного производства работ;
— опробовать строительные машины, средства механизации работ и оборудование по номенклатуре, предусмотренные ТК;
— составить акт готовности объекта к производству работ;
— получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало производства работ.
3.3. Общие указания
3.3.1. Внутриквартальный проезд — дорога, примыкающая к проезжим частям жилых и магистральных улиц, разворотным площадкам. Система внутриквартальных транспортных проездов включает: основные и второстепенные, однополосные и двухполосные, сквозные и тупиковые проезды.
3.3.2. Проезды должны обеспечивать въезд на внутриквартальную территорию, подъезд к зданиям, объектам обслуживания, учреждениям, участкам детских садов и школ, автостоянкам, хозяйственным площадкам, трансформаторным подстанциям и иным объектам.
3.3.3. Габариты проездов должны соответствовать СНиП 2.07.01-89*, ТСН 30-305-2002 и ТСН 30-306-2002:
— минимальная ширина однополосного проезда при обеспечении возможности разъезда встречных транспортных средств — 3,5 м (при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки — 4,5 м);
— минимальная ширина двухполосного проезда — 5,5 м (при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки — 6,5 м);
— минимальная ширина проезда в пределах фасадов зданий, имеющих входы, — 7,0 м для возможности временного хранения автомобилей;
— разъездные площадки на однополосных проездах — ширина 6,0 м, длина 15 м, расстояние не более 75 м одна от другой;
— протяженность тупиковых проездов — не более 150 м с разворотными площадками 12 м и не более 30 м без разворотных площадок;
— радиусы закруглений внутриквартальных проездов в плане — не менее 8,0-10 м.
3.3.4. Работу по устройству слоев дорожной одежды внутриквартального проезда следует производить только на готовом и принятом в установленном порядке не переувлажненном и не деформированном земляном полотне.

Рис.19. Конструкция внутриквартального проезда

3.4. Подготовительные работы
3.4.1. До начала производства работ по внутриквартального проезда с асфальтобетонным покрытием должны быть выполнены предусмотренные ТК подготовительные работы, в т.ч.:
— принята от заказчика строительная площадка;
— проведен контрольный осмотр рабочей площадки, на предмет проверки всех видимых источников риска, таких как: указатели скрытых средств (не копать, кабель), распределительные шкафы и крышки люков, газо- и водосчетчики, отсутствие наружных коммуникаций вблизи объектов, которые логически должны их использовать и т.д. и выполняет предусмотренные проектом охранные мероприятия;
— строительная площадка, подготовленная к производству работ с установленным ограждением типовым забором;
— выполнена геодезическая разбивка внутриквартального проезда.
3.4.2. Строительная площадка передается лицу, осуществляющему строительство, представителем технического надзора Заказчика по Акту передачи земельного участка под строительную площадку, в соответствии с Приложением Б, СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011.
3.4.3. Устройство ограждения строительной площадки выполняют на стадии внутриплощадочных подготовительных работ по отдельной Технологической карте.
3.4.4. Геодезическую разбивку корыта внутриквартального проезда производят на участке равном длине сменной захватки.
Вертикальные отметки осевой линий проезда в профиле выносят с помощью нивелира от близлежащего репера.
Затем от осевой линии проезда, через 20 м замерами рулеткой в обе стороны разбивают корыто и в полученных точках забивают колья, между ними натягивают шпагат. Ширина корыта приниматься с учетом установки бортовых камней. Проектная отметка (дна корыта) низа дорожной одежды (подстилающего слоя) определяется по формуле:

,*

* Формула и экспликация соответствуют оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

где — отметка верха покрытия проезда;

— глубина корыта;
— ширина корыта;
— уклон корыта.

Рис.20. Схема определения глубины вырезаемого корыта

Поперечные уклоны дна корыта должны быть равны уклонам поверхности покрытия и направляются к лоткам проезжих частей или к дренажам. Отметки проектной глубины корыта закрепляются по краям и оси корыта.
Толщину слоёв конструкции проезда в плотном теле, наносят на забитые в дно корыта деревянные колышки-высотники, через каждые 25 м.
Поврежденные в процессе работ разбивочные точки необходимо сразу восстановить. Разбивку делают на сменный объем работ.
Выполненные работы по разбивке конструкции внутриквартального проезда необходимо предъявить Заказчику для осмотра, и документального оформления путем подписания Акта разбивки осей объекта капитального строительства на местности, в соответствии с Приложением 2 РД 11-02-2006.
3.4.5. Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007) и должно быть принято по Акту о выполнении мероприятий по безопасности труда, оформленного согласно Приложению И, СНиП 12-03-2001.
3.5. Разработка корыта под дорожную одежду

3.5.1. Работы по устройству корыта в земляном полотне производят в два этапа:
— вырезание корыта по заданному профилю с уплотнением дна корыта 0,98;
— устройство прокладки из геосинтетического материала на дне корыта.
3.5.2. Вдоль натянутых шнуров шпагата, обозначающих продольные линии краёв корыта, отрывают траншею прямоугольного сечения (корыто) для устройства основания проезда. Для устройства корыта в плотных связных грунтах используют бульдозер Б170М1.03ВР, в легких грунтах (I и II группы) корыто можно устраивать круговыми проходами автогрейдера ДЗ-180А, выполняющего попеременно операции по зарезанию, перемещению и планировке дна корыта.

Рис.21. Гребенчатое резание грунта бульдозером

3.5.3. В состав операций по вырезанию корыта входят следующие:
— резание грунта;
— перемещение грунта:
— укладка (разгрузка) в конус;
— обратный холостой ход.
3.5.4. Резание грунта в корыте производится путем снятия гребенчатой стружки. Основной задачей при этом является то, чтобы, затрачивая минимальное время, нож бульдозера вырезал как можно больший объем грунта.
3.5.5. Выполняется данная операция следующим образом. Вначале отвал заглубляется на максимальную величину, а когда число оборотов двигателя начинает снижаться, его приподнимают на 80% достигнутой глубины. Затем опять отвал опускают, потом приподнимают и так несколько раз. В результате такого чередования опытный бульдозерист обеспечивает наибольшую производительность.
3.5.6. Чтобы точно выдержать проектную глубину корыта, грунт не добирают на 0,1-0,15 м. В дальнейшем этот слой удаляют, придавая дну корыта заданные поперечные уклоны.
3.5.7. Перемещение грунта бульдозером практически может осуществляться на любое расстояние. Но с увеличением расстояния эффективность резко падает и поэтому всегда надо стремиться применять бульдозер при перемещении грунта на короткие расстояния (до 100 метров). Так, при транспортировании грунтов I-III группы на расстояние 40 м сменная производительность бульдозера в 2,2 раза выше, чем при транспортировании этих грунтов на 100 м. Перемещение грунта производится по фиксированной схеме, это означает, что движение имеет ярко выраженное направление и производится по вырезаемому корыту, боковые стенки которого не позволяют рассыпаться грунту, и способствуют более производительной работе бульдозера.
3.5.8. Укладка грунта в конус является завершающей фазой процесса перемещения. При укладке отвал несколько приподнимается, а трактор продолжает движение.
Из конуса вырезанный грунт погружается колесным фронтальным погрузчиком Volvo L45В в автомобили-самосвалы КамАЗ-6520, вывозится в места указанные проектом.

3.5.9. Корыто рекомендуется делать непосредственно перед устройством дорожной одежды во избежание разрушения дна корыта, нарушения вертикальности стенок и размыва их.
3.5.10. В целях сохранения корыта от переувлажнения необходимо в процессе работ обеспечивать водоотвод путем устройства в корыте воронок для стока воды после выпадения осадков. Проезд автомобилей по дну корыта, потерявшему свою несущую способность из-за переувлажнения атмосферными осадками, не рекомендуется.
3.5.11. Уплотнение основания корыта производят самоходным, грунтовым катком ДУ-85 за 3 прохода по следу, с перекрытием предыдущего прохода на ширины следа, на глубину не менее 0,4 м до коэффициента уплотнения равного =0,98.

3.5.12. Выполненные работы по устройству корыта под дорожную одежду необходимо предъявить представителю технического надзора Заказчика для осмотра, и документального оформления путём подписания Актов освидетельствования, скрытых работ, в соответствии с Приложением 3, РД 11-02-2006 и получения разрешения на выполнение последующих работ по устройству песчаного подстилающего слоя.

3.6. Армирование дна корыта не тканным синтетическим материалом
3.6.1. Для повышения прочности основания дорожной одежды в корыте устраивают песчаную подушку по слою нетканого синтетического материала Тайпар или Дорнит. Поверхность дна корыта должна быть полностью освобождена от камней и комьев, диаметр которых превышает ? толщины устраиваемого подстилающего слоя, а также от посторонних предметов.
3.6.2. Укладку полотен НСМ «Дорнит» выполняют в продольном направлении относительно оси корыта путем раскатки рулонов вручную. После раскатки первых метров краевую часть (по ширине) полотна НСМ прижимают к грунту двумя-тремя анкерами (стержни диаметром 3-5 мм) длиной 15-20 см с отогнутым верхним и заостренным нижним концами.
3.6.3. При дальнейшей раскатке производят периодическое разравнивание полотна с небольшим продольным его натяжением и креплением к грунту анкерами через 10-15 м. Крепление выполняют во избежание смещения полотна при действии ветровой нагрузки, укладке вышележащего слоя, а также для сохранения небольшого предварительного натяжения материала. Полотна укладывают с нахлестом полос 15-20 см.
3.6.4. Выполненные работы по армирования дна корыта, необходимо предъявить представителю технического надзора Заказчика для осмотра, и документального оформления путём подписания Актов освидетельствования, скрытых работ, в соответствии с Приложением 3, РД 11-02-2006 и получить разрешение на производство последующих работ по устройству песчаного подстилающего слоя.

Рис.22. Схема раскладки армирующего материала

3.7. Устройство песчаного подстилающего слоя

3.7.1. Песок для устройства подстилающего слоя загружается из штабеля, расположенного на площадке строительной базы колесным погрузчиком Volvo L45В и доставляется на место производства работ автосамосвалами КамАЗ-6520.

Завезенный песок выгружается из автомобилей-самосвалов на поверхность расстеленного слоя НСМ (без заезда на материал) кучами.
3.7.2. Разравнивание песка из куч в насыпь выполняется бульдозером Б170М1.03ВР способом «от себя», за три прохода по следу на второй передаче, с перемещением песка на расстояние до 3,0 м слоями толщиной 0,42 м, по челночной схеме от краев к середине на всю ширину корыта, с перекрытием предыдущего следа на 0,4 м.

Рис.23. Схема строительства песчаного слоя основания с разравниванием бульдозером
1 — автомобиль-самосвал; 2 — бульдозер; 3, 4 — выгруженный песок; 5 — распределенный песок; 6 — разравнивание песка бульдозером

При общей толщине песчаного подстилающего слоя основания 55 см песок следует разравнивать слоем 61 см с учетом коэффициента увеличение объема песка в 1,10 раза на его уплотнение.
3.7.3. Подстилающий слой основания уплотняют в два этапа. На первом этапе производится предварительное уплотнение (подкатка) грунтовым виброкатком ДУ-85 за 2 прохода по следу с вибрацией, на скорости до 4,0 км/час. Уплотнение производят челночными проходами начиная от края корыта, с перемещением при каждом проходе к оси, с перекрытием предыдущего прохода на 0,3 м до =0,95.

3.7.4. После подкатки слоя катком производитель работ проверяет ровность основания и соответствие поперечных уклонов проектным. Дорожные рабочие вручную лопатами исправляет отдельные дефектные места, а машинист автогрейдера ДЗ-180А ножом срезает «гребенку» и планирует основание по проектным отметкам.

3.7.5. Планировку поверхности слоя выполняют автогрейдером ДЗ-180А по челночной схеме с приданием проектных продольных и поперечных уклонов за два прохода по одному следу.
3.7.6. Планировку следует начинать с наиболее низких (в продольном плане) участков. Сначала срезают бугры, имеющуюся «гребенку», и засыпают ямки, а затем приступают к общей планировке по всей длине захватки. Грейдерный нож должен перемещать срезанный грунт к концу корыта.
3.7.7. Отвал устанавливают в такое положение, чтобы угол захвата составлял 60-65°, угол наклона — соответствовал проектному уклону песчаного слоя, с таким расчетом, чтобы грунт перемещался к середине корыта. Режущую кромку ножа устанавливают на проектную отметку песчаного слоя с учетом 2-3 см на уплотнение песка при укатке.
3.7.8. Первый проход автогрейдера делают на II-й рабочей скорости. В конце участка автогрейдер поворачивает и делает проход в таком же режиме по второму краю корыта. Последующие проходы выполняют с перемещением автогрейдера к середине корыта и перекрытием следа на 60-80 см. По оси корыта делают завершающий проход, при этом угол захвата увеличивают до 90°, а угол наклона уменьшают до «0», т.е. отвал устанавливают горизонтально.
3.7.9. Повторные проходы по одному следу начинают от середины корыта. Автогрейдер устанавливают так, чтобы отвал мог перемещать грунт от середины корыта к краю.

Рис.24. Схема планировки подстилающего слоя

3.7.10. Уплотнение песчаного слоя начинают сразу же после окончания планировки. Перед началом уплотнения песок при необходимости увлажняется при помощи поливомоечной машины ПМ-3У с целью доведения его влажности до 8-10%. Однако, из-за высокой фильтрационной способности песка поливать его водой впрок не следует, он быстро теряет свою влажность. Наиболее рационально увлажнение вести в момент его уплотнения спереди двигающегося катка на расстоянии не более 30-35 м.

3.7.11. Водитель ведет поливомоечную машину сверху по краю корыта, то с одной стороны, то с другой увлажняя смесь через распылительные сопла из расчета 4-5 л/м. Режим увлажнения определяет Строительная лаборатория предприятия. Для уменьшения потерь воды при увлажнении необходимо розлив производить с помощью рыхлителей-плоскорезов с распределительными трубками, установленных на поливомоечной машине.
3.7.12. На втором этапе производится окончательное уплотнение слоя до =0,98 грунтовым виброкатком ДУ-85 совершая первые 2 прохода со слабой вибрацией на скорости 3 км/час, следующие 8 проходов с сильной вибрацией на скорости 4 км/час. Завершить уплотнение надо двумя проходами катка без вибрации на скорости 6 км/час.

3.7.13. Уплотнение производят челночными проходами начиная от края слоя, с перемещением при каждом проходе к оси на уплотняемой полосы, с перекрытием каждого предыдущего прохода на 0,3 м.
3.7.14. Выполненные работы по устройству песчаного подстилающего слоя, необходимо предъявить представителю технического надзора Заказчика для осмотра, и документального оформления путём подписания Актов освидетельствования скрытых работ, в соответствии с Приложением 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *