Врачебная комиссия — что это?

ПОЛОЖЕНИЕ О ВРАЧЕБНОЙ КОМИССИИ

Общие положения

Настоящее положение (далее Положение) разработано в соответствии с Порядком создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 5 мая 2012 г. №502..

Данное Положение предусматривает принципы организации, основные направления работы и порядок деятельности Врачебной комиссии.

В своей деятельности Врачебная комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

При необходимости в структуре Врачебной комиссии могут создаваться подкомиссии по разным направлениям обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности, например: по качеству медицинской деятельности, по безопасности медицинской деятельности, по обеспечению безопасного обращения лекарственных средств, по инфекционной безопасности, по информационной безопасности и т.д. (далее подкомиссии). Деятельность подкомиссий регулируется настоящим Положением, положением о работе соответствующей подкомиссии, а также соответствующими Порядками (положениями, правилами, инструкциями и т.д.), утверждаемыми руководителем медицинской организации по тем или иным направлениям обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности.

Функции врачебной комиссии

1. Врачебная комиссия осуществляет функции, направленные на обеспечение и совершенствование организации медицинской помощи, на организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

2. Врачебная комиссия в сфере организации медицинской помощи осуществляет следующие функции:

2.1. Принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;

2.3. Принятие решения по вопросу о направлении пациента на лечение в отделение ЧЛХ краевого центра

2.4. Принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2.5. Оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;

2.6. Оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;

2.7. Разработка мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов, проведения профилактики и реабилитации;

2.8. Изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента;

2.9. Принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2.10. Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

2.11. Анализ заболеваемости внутрибольничными инфекциями, разработка и реализация мероприятий по профилактике заболеваемости внутрибольничными инфекциями;

2.12. Организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя медицинской организации);

2.13. Взаимодействие в работе по вопросам, относящимся к компетенции врачебной комиссии, с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, со страховыми медицинскими организациями, иными органами и организациями;

2.14. Рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи граждан в медицинской организации;

2.15. Рассмотрение вопросов, связанных с изучением мнения пациентов о качестве, доступности и безопасности медицинской помощи, в том числе организации и анализа результатов анкетирования пациентов;

2.16 Рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи;

2.17. Обеспечение порядка предоставления платных медицинских услуг;

3. К полномочиям Врачебной комиссии (подкомиссии) в сфере внутреннего контроля качества медицинской деятельности относятся:

3.1. Организация работы в медицинской организации по предупреждению несоответствий оказания медицинской помощи и обеспечению соблюдения прав пациентов на медицинскую помощь надлежащего качества при её оказании;

3.2. Разработка нормативных и нормативно-технических документов по обеспечению качества и безопасности медицинской помощи в данной медицинской организации: положений, порядков, правил, алгоритмов, регламентов, актов, иной документации;

3.3. Организация внутренних проверок и контроля за выполнением медицинскими работниками организации требований порядков и стандартов медицинской помощи;

3.4. Организация внутренних проверок и контроля за выполнением сотрудниками организации требований к качеству медицинской помощи (стандартов, алгоритмов, протоколов, правил, порядков, положений, клинических рекомендаций (протоколов лечения), регламентов и других нормативных и нормативно-технических документов), действующих в сфере здравоохранения, а также принятых в данной организации;

3.5. Организация внутренних проверок и контроля за выполнением сотрудниками организации требований к качеству оформления учётно-отчётной документации;

3.6. Рассмотрение результатов проверок и внесение предложений руководителю организации для принятия мер по предотвращению или устранению выявленных в ходе контроля нарушений;

3.7. Анализ деятельности сотрудников медицинской организации в области качества и безопасности медицинской помощи;

3.8. Выявление и анализ несоответствий, допущенных при оказании сотрудниками организации медицинской помощи;

3.9. Разработка и реализация предложений по повышению качества медицинской помощи, оказываемой сотрудниками медицинской организации, корректирующих и предупреждающих действий;

3.10. Организация и проведение внутренних разборов, учебных мероприятий по качеству и безопасности оказываемой медицинской помощи;

3.11. Ведение и хранение документации по вопросам качества медицинской помощи (протоколы заседаний);

3.12. Обеспечение взаимодействия по вопросам качества медицинской помощи с органами государственного контроля и надзора и иными государственными органами, общественными организациями, пациентами, иными органами и организациями;

3.13. Разбор всех жалоб пациентов, поступивших в медицинскую организацию, и подготовка предложений руководителю организации для принятия мер по результатам разбора.

4. К полномочиям Комиссии в сфере безопасности медицинской деятельности относятся:

4.1. Организация работы по обеспечению соблюдения прав пациентов на безопасную медицинскую помощь при её оказании;

4.2. Разработка нормативных и нормативно-технических документов по обеспечению безопасности медицинской помощи в данной медицинской организации: положений, порядков, правил, алгоритмов, регламентов, актов, иной документации;

4.3. Организация в порядке, предусмотренном настоящим Положением, внутренних проверок и контроля за выполнением сотрудниками организации требований к безопасности медицинской помощи (порядков и стандартов медицинской помощи, алгоритмов, протоколов, правил, положений, клинических рекомендаций (протоколов лечения), регламентов и других нормативных и нормативно-технических документов), действующих в сфере здравоохранения, а также принятых в данной организации;

4.4. Организация в порядке, установленном в медицинской организации, внутренних проверок и контроля за выполнением сотрудниками организации требований к обеспечению безопасного обращения лекарственных средств;

4.5. Организация в порядке, установленном в медицинской организации, внутренних проверок и контроля за выполнением сотрудниками организации требований к обеспечению эксплуатации и применения медицинских изделий;

4.6. Организация в порядке, установленном в медицинской организации, внутренних проверок и контроля за выполнением сотрудниками организации требований к обеспечению безопасного обращения с медицинскими отходами;

4.7. Организация в порядке, установленном в медицинской организации, внутренних проверок и контроля за выполнением сотрудниками организации требований по работе с персональными данными пациентов и сотрудников организации, требований по сохранению врачебной тайны;

4.8. Организация в порядке, установленном в медицинской организации, внутренних проверок и контроля за выполнением сотрудниками организации требований по обеспечению инфекционной безопасности и профилактике внутрибольничных инфекций;

4.9. Рассмотрение результатов проверок и внесение предложений руководителю организации для принятия мер по предотвращению или устранению выявленных в ходе контроля нарушений обеспечения безопасной медицинской деятельности;

4.10. Анализ деятельности сотрудников медицинской организации в области обеспечения безопасности медицинской помощи;

4.11. Выявление и анализ несоответствий, допущенных сотрудниками организации при оказании медицинской помощи в части обеспечения её безопасности;

4.12. Разработка и реализация предложений по повышению безопасности медицинской помощи, оказываемой сотрудниками медицинской организации, корректирующих и предупреждающих действий;

4.13. Ведение и хранение документации по вопросам безопасности медицинской помощи(протоколы);

4.14. Обеспечение взаимодействия по вопросам безопасности медицинской помощи с органами государственного контроля и надзора и иными государственными органами, общественными организациями, пациентами, иными органами и организациями;

4.15. Проведение методической работы с сотрудниками организации по вопросам обеспечения безопасности медицинской помощи;

4.16. Разбор всех жалоб пациентов, поступивших в медицинскую организацию, и подготовка предложений руководителю организации для принятия мер по результатам разбора;

4.18. Контроль за соблюдением Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов.

Состав Врачебной комиссии и организация её работы

Врачебная комиссия состоит из председателя, секретаря и членов комиссии. Состав Врачебной комиссии утверждается руководителем организации.

Руководит работой Врачебной комиссии Председатель.

Председателем Врачебной комиссии назначается руководитель медицинской организации или заместитель руководителя медицинской организации, в должностные обязанности которого входит решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии.

Председатель Врачебной комиссии несет ответственность за деятельность Врачебной комиссии , своевременность, обоснованность и объективность принятых решений Врачебной комиссии.

В состав Врачебной комиссии включаются врачи-специалисты из числа работников медицинской организации.

Секретарь Врачебной комиссии осуществляет следующие функции:

— составление планов-графиков заседаний Врачебной комиссии (ее подкомиссии);

— подготовка материалов для заседания Врачебной комиссии (ее подкомиссии);

— уведомление членов Врачебной комиссии о дате и времени проведения заседания врачебной комиссии ;

— оформление решений Врачебной комиссии (ее подкомиссии) и ведение специального журнала, в котором учитываются принятые решения Врачебной комиссии (ее подкомиссии) (далее — журнал);

— организация хранения материалов работы Врачебной комиссии.

Заседания Врачебной комиссии проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации.

Председатель Врачебной комиссии :

— в срок до 31 декабря предшествующего года формирует план-график работы Врачебной комиссии (подкомиссии) на следующий год, включая план-график проведения внутренних проверок контроля качества и безопасности медицинской помощи;.

В случае необходимости по решению руководителя медицинской организации могут проводиться внеплановые заседания Врачебной комиссии (подкомиссии).

На заседания Врачебной комиссии (подкомиссии) по инициативе Председателя могут быть приглашены любые заинтересованные лица и стороны.

Решение Врачебной комиссии считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии .

Решение Врачебной комиссии оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения:

— дата проведения заседания Врачебной комиссии ;

— список членов Врачебной комиссии ( подкомиссии), присутствовавших на заседании;

— перечень обсуждаемых вопросов;

— решения Врачебной комиссии и его обоснование.

Секретарь Врачебной комиссии вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал.

Выписка из протокола решения Врачебной комиссии выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления.

Протоколы решений Врачебной комиссии (подкомиссии) подлежат хранению в течение 10 лет.

Контроль за деятельностью Врачебной комиссии осуществляет руководитель медицинской организации.

Порядок организации и проведения Врачебной комиссией

внутренних проверок и контроля качества и

безопасности медицинской деятельности

Проводимые Врачебной комиссией внутренние проверки и контроль качества и безопасности медицинской деятельности могут носить плановый и внеплановый характер.

Плановые проверки и контроль качества медицинской деятельности осуществляются в соответствии с планом-графиком проведения внутренних проверок и контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Указанный план-график включает проведение проверок не менее чем 10% законченных случаев оказания медицинской помощи и утверждается Председателем Комиссии .

Внеплановые проверки проводятся по определённому поводу, в том числе по жалобе или обращению пациента или его законного представителя.

Данные о контроле и проведённых проверках качества и безопасности медицинской деятельности заносятся в соответствующий журнал установленной формы.

При необходимости для проведения проверок и контроля качества и безопасности медицинской деятельности могут привлекаться любые иные специалисты, в том числе не работающие в данной медицинской организации. Привлечение иных специалистов для проведения проверок и контроля качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется на основе приказа руководителя организации.

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности в ходе плановых и внеплановых проверок осуществляется в соответствии с Положением о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности, принятым в данной организации.

По результатам плановой и внеплановой проверок секретарь Врачебной комиссии заполняет акт установленной формы.

Врачебной комиссией по результатам плановых и внеплановых проверок в случае выявления нарушений и (или) невыполнения требований к качеству и безопасности медицинской деятельности (порядков и стандартов медицинской помощи, положений, клинических рекомендаций (протоколов лечения), регламентов и других нормативных и нормативно-технических документов), действующих в сфере здравоохранения, а также принятых в данной организации, по отношению к сотруднику организации, их допустившему, могут быть предложены руководителю организации меры дисциплинарного воздействия или меры, касающиеся корректировки выплат стимулирующего характера.

Согласно ст. 48 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах охраны здоровья граждан) целями деятельности врачебной комиссии являются:

  • совершенствование организации оказания медицинской помощи;
  • принятие решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации;
  • определение трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников;
  • осуществление оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;
  • обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации;
  • принятие решения по иным медицинским вопросам.

Функции врачебной комиссии

Функции, осуществляемые врачебной комиссией, закрепляются Законом об основах охраны здоровья граждан, а также Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 5 мая 2012 г. № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее — Приказ Минздравсоцразвития № 502н). Необходимо отметить, что функции врачебной комиссии крайне разнообразны, конкретный набор функций медицинской организации зависит от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации.

Одной из важнейших сторон работы врачебной комиссии, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития № 502н, является принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения.

Функции врачебной комиссии в области контроля качества медицинской помощи.

К числу функций врачебной комиссии относится также контроль качества медицинской помощи, который включает в себя:

  • оценку качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;
  • оценку соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;
  • разработка мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;
  • изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента;
  • организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя медицинской организации).

Предыдущим Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 24.09.2008 г № 513н. «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее — Приказ Минздравсоцразвития № 513н) к функциям врачебной комиссии в области контроля качества медицинской помощи было отнесена лишь оценка качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий.

Функции врачебной комиссии в области назначения лекарственных препаратов

Другим важнейшим направлением деятельности врачебной комиссии является назначение лекарственных препаратов, что включает в себя:

  • принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям):
    • не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи;
    • по торговым наименованиям.
  • принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
  • оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов.

Кроме того, согласно пп. 4.8 Приказа Минздравсоцразвития № 502н, введенному Приказом Минздрава России от 02.12.2013 г., в случае выявления побочных эффектов, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций врачебная комиссия должна сообщить об этом в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

Необходимо также отметить, что Приказом Минздрава России от 20.12.2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (далее — Приказ Минздрава № 1175н) предусмотрено, что по решению врачебной комиссии осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов при оказании первичной медико-санитарной помощи, паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях в случаях:

  • одновременного назначения одному пациенту пяти и более лекарственных препаратов в течение одних суток или свыше десяти наименований в течение одного месяца;
  • назначения лекарственных препаратов при нетипичном течении заболевания, наличии осложнений основного заболевания и (или) сопутствующих заболеваний, при назначении лекарственных препаратов, особенности взаимодействия и совместимости которых согласно инструкциям по их применению приводят к снижению эффективности и безопасности фармакотерапии и (или) создают потенциальную опасность для жизни и здоровья пациента;
  • назначения наркотических и психотропных лекарственных препаратов списков II и III (в случае принятия руководителем медицинской организации решения о необходимости согласования назначения с врачебной комиссией). Списки II и III устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации». В Список II включены следующие психотропные вещества: мобарбитал (барбамил), кетамин, модафинил, фенметразин, фентермин и др. В Список III же включены следующие психотропные вещества: аллобарбитал, алпразолам, аминептин, аминорекс, апрофен, барбитал, бензфетамин и др. К таким наркотическим средствам относятся: кодеин, кокаин, кодеин N-окись, 4-МТА (альфа-метил-4 метилтиофенетиламин), морфин, морфилонг и др.

Назначение и выписывание наркотических и психотропных лекарственных препаратов списков II и III производится пациентам с выраженным болевым синдромом любого генеза самостоятельно медицинским работником либо медицинским работником по решению врачебной комиссии (в случае принятия руководителем медицинской организации решения о необходимости согласования назначения с врачебной комиссией).

Стоит отметить, что п. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 12 февраля 2007 г. № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» содержит положения об обязательном согласовании назначения вышеуказанных лекарственных препаратов с врачебной комиссией, однако данные положения с 1 июля 2013 г. не применяется к правоотношениям, связанным с назначением и выписыванием лекарственных препаратов и медицинских изделий (Приказ Минздрава России от 26.02.2013 № 94н). В то же время действующий Приказ Минздравсоцразвития № 1175 предусматривает необходимость такого согласования только в случае принятия руководителем медицинской организации решения о необходимости согласования назначения с врачебной комиссией. Таким образом, и лечащий врач единолично может назначать, например, наркотические и психотропные лекарственные препараты списков II и III.

Участие врачебной комиссии в экспертизе временной нетрудоспособности

В функции врачебной комиссии входит продление листков нетрудоспособности на больший срок, чем пятнадцать календарных дней (но не более чем на пятнадцать календарных дней единовременно). При этом врачебная комиссия назначается руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности. Данная функция возложена на врачебную комиссию ст. 59 Закона об основах охраны здоровья граждан, а также Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 624н «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности» (далее — Приказ Минздравсоцразвития № 624н).

Принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу также осуществляется врачебной комиссией в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития № 502н. Кроме того, целый ряд особенностей и полномочий врачебной комиссии в области определения временной нетрудоспособности утвержден Приказом Минздравсоцразвития № 624н.

Необходимо отметить, что действующий Приказ Минздравсоцразвития № 502н несколько видоизменил условия работы врачебной комиссии по продлению листков нетрудоспособности. Предыдущим Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24 сентября 2008 г. № 513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее — Приказ Минздравсоцразвития № 513н) к функциям врачебной комиссии было отнесено продление листков нетрудоспособности сроком более 30 дней.

Участие Врачебной комиссии в проведении медицинских осмотров

В соответствии с п. 5 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 г. № 302н «Об утверждении вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах или на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее — Приказ Минздравсоцразвития № 302н) врачебная комиссия медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию, осуществляет предварительный (при приеме на работу) и периодический осмотр работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение осмотров в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения определенных заболеваний. На основе результатов данных осмотров принимается решение о наличии противопоказаний к допуску к работам. Так, основаниями для недопуска к выполнению данных работ могут являться следующие противопоказания: тяжелые заболевания нервной систем, алкоголизм, наркомания, злокачественные новообразования любой локализации, беременность, период лактации и др.

Определение профессиональной пригодности

Согласно ст. 24 Закона об основах охраны здоровья граждан, работник может быть признан врачебной комиссией постоянно или временно непригодным к выполнению отдельных видов работ по состоянию здоровья на основании результатов экспертизы профессиональной пригодности. Экспертиза профессиональной пригодности также проводится врачебной комиссией. Перечень видов работ устанавливается, например, следующими нормативно-правовыми актами:

  • Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 (ред. от 23.09.2002) «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (вместе с «Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности»)
  • Постановление Правительства РФ от 01.03.1997 № 233 «О Перечне медицинских противопоказаний и Перечне должностей, на которые распространяются данные противопоказания, а также о Требованиях к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии»
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2011 № 989н «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.10.2011 № 22016)
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 19.12.2005 № 796 «Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний к работам, непосредственно связанным с движением поездов и маневровой работой» и др.

Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Оказание высокотехнологической медицинской помощи

Не менее важным направлением деятельности является проведение отбора пациентов, формирование и направление комплекта документов в уполномоченный орган по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерства здравоохранения и социального развития РФ. При этом, данная функция осуществляется путем применения специализированной информационной системы, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 декабря 2011 г. № 1689н.

Рассмотрение жалоб и обращений

К числу функций врачебной комиссии относится также рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи граждан в медицинской организации.

Анализ заболеваемости

Анализ заболеваемости, в том числе матерей и новорожденных, внутрибольничными инфекциями, разработка и реализация мероприятий по профилактике заболеваемости внутрибольничными инфекциями также входит в перечень функций врачебной комиссии, предусмотренного Приказом Минздравсоцразвития № 502н.

Взаимодействие

К функциям врачебной комиссии, согласно Приказу Минздравсоцразвития № 502н, относится также взаимодействие в работе по вопросам, относящимся к компетенции врачебной комиссии, с бюро медико-социальной экспертизы, со страховыми медицинскими организациями и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, региональными отделениями Фонда социального страхования РФ, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, медицинскими организациями. Стоит отметить, что ранее действовавшим Приказом Минздравсоцразвития № 513н перечень организаций дополнялся также учреждениями социальной защиты населения.

Функции врачебной комиссии в области выдачи направлений и медицинских заключений

Выдачу направлений и медицинских заключений Приказ Минздравсоцразвития № 502н также относит к функциям врачебной комиссии. При этом Приказ Минздравсоцразвития относит к функциям врачебной комиссии следующие направления деятельности в данной сфере:

  • вынесение медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских показаний и медицинских противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, устанавливающими порядок направления граждан на медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение;
  • выдача заключения о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240;
  • осуществление медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на предмет наличия у них тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 3. В данный перечень тяжелых заболеваний входят некоторые инфекционные и паразитарные заболевания (туберкулез органов дыхания, туберкулез других систем и органов, ВИЧ), злокачественные новообразования, болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (тяжелые формы сахарного диабета, тяжелые формы болезней щитовидной железы), болезни глаз, сопровождающиеся полной слепотой, и др. ;
  • проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • выдача справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • вынесение медицинского заключения о том, что при изъятии органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора его здоровью не будет причинен значительный вред.

В соответствии со ст. 47 Закона об основах охраны здоровья граждан изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора допустимо только на основании заключения врачебной комиссии о том, что здоровью донора не будет причинен значительный ущерб. Заключение врачебной комиссии оформляется в виде протокола.

Данный перечень функций врачебной комиссии не является исчерпывающим, иные функции, согласно Приказу Минздравсоцразвития № 502н, предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что предыдущим Приказом Минздравсоцразвития № 513н данный перечень нормативно-правовых актов дополнялся федеральными конституционными законами.

13 июля 2013 30 Просмотры

Врачебная комиссия – это особый орган, создаваемый при медицинском учреждении. Такие комиссии занимаются контрольной работой, принятием наиболее ответственных решений в отношении пациентов и т.д.

На базе каждой российской поликлиники, каждой больницы и любого другого учреждения здравоохранения, оказывающего медицинские услуги, функционирует на постоянной регулярной основе специализированная врачебная комиссия. Она называется врачебной постольку, поскольку состоит из медицинских специалистов – практикующих врачей. Также не исключается возможность вхождения в состав подобных комиссий квалифицированных экспертов в различных областях, связанных с медициной, что, впрочем, никак не влияет на название комиссии.

Врачебная комиссия формируется и работает с опорой на положения действующего законодательства. В данном случае основополагающими нормативно-правовыми актами выступают, безусловно, Приказы Министерства здравоохранения и социального развития российской федерации. Речь идет о Приказе о порядке организации деятельности врачебных комиссий на базе медицинских учреждений. Данный Приказ Министерства Здравоохранения и социального развития устанавливает единый порядок, а также ряд правил функционирования упомянутых комиссий.

Надо сказать, врачебные комиссии должны быть созданы, безусловно, в любом медицинском учреждении. Тем не менее, определенным фактом остается то, что все медицинские учреждения отличаются друг от друга своей неповторимой спецификой. Именно эта специфика находит свое непосредственное отражение в локальных нормативных уставных актах о врачебной комиссии конкретного медицинского учреждения. Это могут быть, допустим, Уставы, Положения и прочие документы подобного плана.

Сама по себе врачебная комиссия должна отвечать известным общим требованиям в плане своей структуры и выполняемых функций. Так, в обязательном порядке председателем врачебной комиссии является врач высшей категории, который одновременно либо руководит данным медицинским учреждением, либо состоит в его руководящем аппарате. Как уже упоминалось, членами врачебной комиссии могут стать как медработники, состоящие в его штате, так и приглашенные специалисты, эксперты.

Функции, осуществляемые врачебными комиссиями, многогранны, как и сама их работа. Собственно, конкретный набор функций врачебной комиссии определяется спецификой медучреждения и задачами, которые ставятся перед комиссией на локальном и общем уровне.

Итак, одной из наиболее значительных сторон работы врачебных комиссий выступает принятие решений при работе с пациентами. Другими словами, врачебная комиссия при медучреждении призвана принимать решения по наиболее сложным и ответственным случаям. Например, врачебная комиссия имеет полномочия предоставлять пациентам медсправки, подтверждающие нетрудоспособность в течение длительного срока. В данном случае комиссия выписывает пациенту заключение ВКК (врачебно-консультационной комиссии), которое также часто называют «справка ВКК». Такие медсправки предусматривают проведение комплексных мероприятий по выяснению состояния здоровья пациента: обследование, анализы и т.д. В итоге справка ВКК может обеспечить человеку больничный на период, превышающий один месяц (тридцать календарных дней).

Заключение ВКК выдается также и пациентам, которые нуждаются в приобретении лекарственных средств за счет государства либо в приобретении лекарственных препаратов наркотического и психотропного содержания. В данном случае заключение ВКК имеет форму врачебного рецепта. Надо сказать, что перечень подобных лекарств устанавливается на уровне государства. Плюс к тому заключение ВКК необходимо для людей, нуждающихся в приобретении более пяти видов лекарственных средств одновременно или же в приобретении более десяти таковых в месяц.

Справка ВКК выдается также в процессе реализации еще одной функции врачебной комиссии – проведения медицинской экспертизы граждан. В такой ситуации медсправки ВКК могут также направлять пациента на медицинскую социально-трудовую экспертизу, присваивать инвалидность, подтверждать ее, отправлять людей на лечение в специализированные учреждения и т.д.

Врачебная комиссия также призвана ставить диагноз там, где один специалист затрудняется сделать однозначный вывод, а также там, где решение одного врача входит в конфликт с мнением другого или же с мнением пациента.

Кроме того, врачебные комиссии производят компетентную и объективную оценку и анализ качества работы медицинского учреждения в целом, вносят предложения по повышению эффективности этой работы. Также подобные комиссии активно взаимодействуют с комиссиями и отдельными работниками других медицинских учреждений с целью обмена опытом, принятия общих решений и т.д. Взаимодействие осуществляется также и с пациентами.

Врачебная комиссия ведет статистический учет различных показателей работы медучреждения. На этой основе врачебные комиссии занимаются периодической разработкой инновационных проектов.

По итогам своей работы каждая врачебная комиссия готовит периодические отчеты, которые сдаются в комиссии территориального (регионального) уровня. Таким образом, обеспечивается контроль над деятельностью самой врачебной комиссии, что позволяет достичь еще большей эффективности ее работы.

Немаловажно, что законодательство предполагает неограниченное расширение перечня функций врачебных комиссий медицинских учреждений. Причем расширение это может быть произведено как на общегосударственном уровне, так и на более частном уровне отдельного медицинского учреждения.

ФОРМЫ МЕДИЦИНСКИХ СПРАВОК:

Заключение о профпригодности по приказу 302н Медицинские книжки — получение, продление, аттестация
Прохождение флюорографии с оформлением медсправки Карта профилактических прививок (форма 063/у)
Форма 027/у (выписка из медицинской карты больного) Форма 076/у-04 (санаторно-курортная карта для детей)
Форма 072/у-04 (санаторно-курортная карта для взрослых) Форма 070/у-04 (справка для получения путевки)
Медицинская карта ребенка (форма 026/у-2000) Справка для выезжающих за границу (форма 082/у)
Освобождение от физкультуры после болезни Справка-заключение КЭК (форма 035/у-02)
Справка о контактах (справка о эпидокружении) Медицинская справка для детского лагеря (форма 079/у)
Заключение о профпригодности для работы/учебы (форма 086/у) Медицинское заключение для поступления на госслужбу (форма 001-ГС/у)
Справка о временной нетрудоспособности (форма 095/у) Справка о сроке беременности (женск. консультация/гинеколог)
Справка в спортзал для детей (форма 1) Медицинская справка в спортзал (форма 083/5-89)
Справка в бассейн для детей (форма 1) Медицинская справка в бассейн (форма 083/4-89)

Ранее в статье «Врачебная комиссия: создание, порядок деятельности и полномочия» нами были рассмотрены особенности функционирования врачебной комиссии в медицинской организации. Отметим, что законодательство содержит ряд требований касающихся оформления результатов деятельности врачебной комиссии.

В частности, Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее Приказ № 502н) определяет, что все решения врачебной комиссии медицинской организации, как и ее подкомиссий, оформляются в виде протокола.

Решение врачебной комиссии, считается принятым, если его поддержало квалифицированное большинство членов врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), то есть две трети ее членов (п. 15 Приказа № 502н).

Протокол врачебной комиссии имеет как медицинское, так и юридическое значение, поэтому крайне важно соблюдать правила его оформления и хранения.

Форма протокола врачебной комиссии

В действующих нормативно-правовых актах в сфере здравоохранения не утверждена единая форма протокола врачебной комиссии. В этой связи медицинской организации целесообразно разработать и утвердить собственную форму такого протокола, которая может являться одним из приложений к Положению о врачебной комиссии.

Отсутствие хотя бы единичного протокола врачебной комиссии расценивается как нарушение лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности (Решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Тюменской области от 3 октября 2012 г. по делу № 5-656/2012).

Содержание протокола врачебной комиссии

Протокол врачебной комиссии, согласно п. 16 Приказа № 502н, должен содержать следующие сведения:

  • дату проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);
  • список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании;
  • перечень обсуждаемых вопросов;
  • непосредственно решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.

Протокол должен быть подписан председателем комиссии, секретарем и ее членами. Кроме того подписи председателя и членов комиссии стравятся так же в медицинской документации пациента.

Необходимо отметить, что отсутствие в протоколе каких-либо формальных сведений, например, указания председателя комиссии, расценивается судами, как одной из нарушений лицензионных требований медицинской организацией (Постановление Улаганского районного суда Республики Алтай от 15 августа 2019 г. по делу № 5-839/2019).

Аналогичным образом расценивается и отсутствие подписей.

Вместе с тем, в судебной практике такие нарушения могут быть оценены как малозначительные. Так Согласно протоколу об административном правонарушении , составленному государственным инспектором отдела контроля и надзора за медицинской и фармацевтической деятельностью Территориального органа Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в ходе внеплановой документарной проверки ОГБУЗ «Шарьинская ОБ» допущены грубые нарушения лицензионных требований, в том числе: согласно данным медицинской карты стационарного больного протоколе врачебной комиссии не указана дата, решение принято 2/3 членов врачебной комиссии : председателем и лечащим врачом; отсутствует подпись секретаря врачебной комиссии.

Однако Постановлением Шарьинского районного суда Костромской области от 22 августа 2017 г. по делу № 5-85/2017 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20. КоАП РФ, совершенном ОГБУЗ «Шарьинская ОБ», прекращено в связи с малозначительностью деяния.

Хранение протоколов врачебной комиссии

Протоколы решений врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) подлежат хранению в течение 10 лет (п. 19 Приказа № 502н).

Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал работы врачебной комиссии. Форма журнала так же не утверждена, однако на практике используется форма № 035/у-02 «Журнал учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения», утв. Приказом Минздрава РФ от 21.05.2002 № 154. В амбулаторной практике заключение врачебной комиссии заносится в п. 29, стр. 9 медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях формы № 025/у. Для стационарных больных решения врачебно комиссии в виде протокола (его копии) подшиваются в медицинскую карту формы 003/у.

В судебной практике можно обнаружить позицию, согласно которой протокол может храниться в медицинской карте конкретного пациента.

Так в Решении Железнодорожного районного суда г. Рязани от 27 июня 2018 г. по делу № 2-608/2018 указано, что «приоритетным способом оформления и хранения указанной медицинской документации является протокол, как самостоятельный документ и его местом хранения определена медицинская карта амбулаторных либо стационарных больных».

Место хранения протоколов врачебной комиссии, принятых по вопросам не в отношении конкретного пациента должно быть определено в Положении о комиссии.

Выписка из протокола решения врачебной комиссии выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления. Законодательство не содержит сроков рассмотрения такого заявления

Юридическое значение протокола врачебной комиссии

Как указывалось ранее, решение (протокол) врачебной комиссии является не только частью медицинской документации, но и документом, порождающим юридические последствия.

В частности, решение, вынесенное по результатам проведения экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников, а также предварительных и периодических медицинских осмотров или выдача справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, позволяет гражданину свободно реализовать свое право на труд или напротив, препятствует трудоустройству или продолжению работы в определенной должности.

Решение комиссии о направлении сообщений в Федеральную службу по надзору сфере здравоохранения о выявленных случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, серьезных нежелательных реакций и непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов является основанием для проведения мероприятий по мониторингу безопасности лекарственных препаратов.

Получение от врачебной комиссии медицинского заключения о том, что при изъятии органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора его здоровью не будет причинен значительный вред является обязательным условием для трансплантации.

Решение по результатам медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений может являться основанием для замены меры пресечения в виде заключения под стражу на альтернативную.

Решения, принимаемые врачебной комиссией при реализации функции контроля качества и безопасности медицинской деятельности, могут являться основанием для применения мер ответственности к лицам, допустившим нарушения при оказании медицинской помощи гражданам, в том числе в процессе диагностики и лечения и/или оформлении и ведении медицинской документации, назначении лекарственных препаратов и так далее.

Поскольку решения врачебной комиссии являются юридически значимыми актами, они могут быть оспорены в том числе в судебном порядке.

Так, гражданин Огородний А.В. обратился в суд с иском к ПАО «РУСАЛ Братск», филиалу ООО «РУСАЛ Медицинский центр» в г. Братске, ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда» о признании увольнения и приказа о прекращении трудового договора в связи с отказом от перевода на другую работу, необходимого в соответствии с медицинским заключением, незаконными и о признании незаконным медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда».

Братский городской суд Иркутской области решением по делу № 2-135/2019 от 05 июля 2019 года, удовлетворяя исковые требования, учел, что в протоколе врачебной комиссии отсутствуют: диагноз, обоснование постоянной профнепригодности работника, детальный анализ анамнестических данных, профмаршрута, условий труда, клинической картины заболевания системы органов дыхания, консультативного заключения врача-пульмонолога, результатов дополнительных исследований в определении профессиональной принадлежности патологии или ее исключения.

Таким образом, каждое решение врачебной комиссии медицинской организации должно быть оформлено в виде протокола с соблюдением нормативных предписаний к его содержанию и хранению. Протокол врачебной комиссии является юридически значимым актом, порождающим широкий спектр правовых последствий, как для пациента, так и для медицинской организации, ее работников, контролирующих органов и иных лиц. Нарушения, допущенные при оформлении протокола, могут служить основанием для его признания судом недействительным, а так же для привлечения медицинской организации к административной ответственности.

Цитата(Cyber_NR @ Mar 13 2012, 22:35) Люди, объясните, пожалуйста, для чего создана врачебная комиссия в районной больнице и почему для продления больничного нужно просидеть более 3 часов в коридоре больницы перед 224 кабинетом? При чём, как таковой комиссии вообще нет, на больного даже никто не смотрит.
Врачебная комиссия – орган, создаваемый при медицинском учреждении. Такие комиссии занимаются контрольной работой, принятием наиболее ответственных решений в отношении пациентов и т.д.
На базе каждой российской поликлиники, каждой больницы и любого другого учреждения здравоохранения, оказывающего медицинские услуги, функционирует на постоянной регулярной основе специализированная врачебная комиссия. Она называется врачебной постольку, поскольку состоит из медицинских специалистов – практикующих врачей.
Врачебная комиссия формируется и работает с опорой на положения действующего законодательства. В данном случае основополагающими нормативно-правовыми актами выступают, безусловно, Приказы Министерства здравоохранения и социального развития российской федерации.
Итак, одной из наиболее значительных сторон работы врачебных комиссий выступает принятие решений при работе с пациентами. Другими словами, врачебная комиссия при медучреждении призвана принимать решения по наиболее сложным и ответственным случаям. Например, врачебная комиссия имеет полномочия предоставлять пациентам медсправки, подтверждающие нетрудоспособность в течение длительного срока. В данном случае комиссия выписывает пациенту заключение ВКК (врачебно-консультационной комиссии), которое также часто называют «справка ВКК». Такие медсправки предусматривают проведение комплексных мероприятий по выяснению состояния здоровья пациента: обследование, анализы и т.д. В итоге справка ВКК может обеспечить человеку больничный на период, превышающий один месяц (тридцать календарных дней).
Заключение ВКК выдается также и пациентам, которые нуждаются в приобретении лекарственных средств за счет государства либо в приобретении лекарственных препаратов наркотического и психотропного содержания. В данном случае заключение ВКК имеет форму врачебного рецепта.
Справка ВКК выдается также в процессе реализации еще одной функции врачебной комиссии – проведения медицинской экспертизы граждан. В такой ситуации медсправки ВКК могут также направлять пациента на медицинскую социально-трудовую экспертизу, присваивать инвалидность, подтверждать ее, отправлять людей на лечение в специализированные учреждения и т.д.
Врачебная комиссия также призвана ставить диагноз там, где один специалист затрудняется сделать однозначный вывод, а также там, где решение одного врача входит в конфликт с мнением другого или же с мнением пациента.
Кроме того, врачебные комиссии производят компетентную и объективную оценку и анализ качества работы медицинского учреждения в целом, вносят предложения по повышению эффективности этой работы.
———————
Лучше красиво делать, чем красиво говорить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *