Время совершения правонарушения

1. Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применить соответствующие меры обеспечения производства по делу (см. комментарий к ст. 27.1).

Протокол составляется в большинстве случаев совершения правонарушений. Кодексом установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления (см. комментарий к ст. 28.4). Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (см. комментарий к ст. 28.6). В-третьих, с 1 июля 2008 г. вступили в силу положения, устанавливающие, что протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. комментарий к ст. 28.6). Отметим также, что согласно ч. 1.1 ст. 28.6 протокол не составляется при применении судебными приставами-исполнителями ст. ст. 17.14 (ч. ч. 1 и 3) и 17.15 Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются данные о том, когда, где и кем он составлен. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.3). В случае составления протокола неправомочным лицом он признается ничтожным и должен быть возвращен в орган, где был составлен.

3. В протокол заносятся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно к физическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 2.3). В протоколе указываются и иные необходимые сведения (см. комментарий к ст. ст. 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.6 — 3.11, 4.1 — 4.3).

Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи. В целях установления личности нарушителя допускаются доставление и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов (см. комментарий к ст. ст. 27.2 — 27.7, 27.9, 27.10).

Аналогичная ситуация характерна и для юридического лица, в отношении которого возбуждено дело. Сведения о наименовании и месте нахождения юридического лица при необходимости дополняются иными сведениями в соответствии со ст. ст. 51 — 58 ГК РФ. Это вытекает из положений Кодекса, определяющих особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц (см. комментарий к ст. ст. 2.6, 2.10 и 4.1). В целях установления данных о нарушителе применяется осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (см. комментарий к ст. 27.8).

4. В протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса потерпевших и свидетелей (см. комментарий к ст. ст. 25.2 и 25.6) в случае, если таковые имеются. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.

5. В протоколе об административном правонарушении фиксируются место, время совершения и событие административного правонарушения.

Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (см. комментарий к ст. 29.5).

Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев (в отдельных случаях — не позднее одного года) со дня совершения правонарушения (см. комментарий к ст. 4.5).

Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи Особенной части Кодекса или статьи закона субъекта РФ, которой предусмотрена административная ответственность за подобные действия (бездействие).

6. В протоколе указывается статья Особенной части Кодекса или статья закона субъекта РФ, устанавливающая ответственность за совершенное нарушение.

7. В протоколе об административном правонарушении фиксируется объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. Законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (см. комментарий к ст. 25.4).

Наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу (см. комментарий к ст. 26.2). Они отражаются в протоколе, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу (см. комментарий к ст. 26.3). Именно исходя из объяснений нарушителя можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном (см. комментарий к ст. 2.2) и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность, например чистосердечное раскаяние или способствовавшее совершению нарушения сильное душевное волнение (см. комментарий к ст. 4.2).

8. В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Это касается, например, описания нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу (см. комментарий к ст. 26.1).

9. Необходимо отметить, что при составлении протокола об административном правонарушении предусмотренные Кодексом процессуальные права и обязанности должны разъясняться не только физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (см. комментарий к ст. ст. 25.1 и 25.4), но и иным участникам производства (см. комментарий к ст. ст. 25.2, 25.3, 25.5 — 25.10). О разъяснении соответствующих прав и обязанностей в протоколе об административном правонарушении делается запись.

10. Важной гарантией полноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что физическому лицу и законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. При этом указанные лица наделены правом представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов дела.

11. Если же физическое лицо или его законный представитель либо законный представитель юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, будучи извещенными в установленном порядке, не явились, то протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. При этом копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления.

12. Оформление протокола об административном правонарушении завершается его подписанием лицом, составившим протокол, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело (имеется в виду физическое лицо или законный представитель юридического лица). Лицо, совершившее правонарушение, имеет право отказаться от подписания протокола. В таком случае в указанном процессуальном документе делается запись об этом. При неявке извещенных в установленном порядке участников производства по делу, которые определены в ч. 4.1 комментируемой статьи, в протоколе также делается соответствующая запись.

13. После составления протокола об административном правонарушении его копия вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему.

14. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъясняется, какие недостатки протокола следует считать существенными или несущественными. К существенным недостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).

К несущественным недостаткам протокола относятся те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.

«

Цитата: Административное задержание.

Содержание: Административное принуждение Ограничение свободы в соответствии с КОАП РФ Кто вправе задержать Процедура задержания Обязанности должностного лица и права гражданина Протокол Исчисление сроков задержания по КОАП РФ Кто не может быть задержан Незаконные действия по административному ограничению свободы Куда жаловаться Административное задержание является законным ограничением конституционных прав человека: права на личную свободу и свободу передвижения. Правовая природа такого ограничения в целом идентична задержанию подозреваемого в совершении преступления. Так, в законе «О полиции» правила задержания относятся и к административным делам, и к уголовным. В то же время, административная мера принуждения, безусловно, влечет менее значительные последствия негативного характера, чем такая же мера в уголовном праве. В то же время, в административном законодательстве для должностных лиц законом предусмотрены не менее жесткие, чем в УПК РФ, требования по соблюдению процедуры, нарушение которых напрямую влечет признание действий полицейских и иных лиц незаконными. Административное принуждение Административное задержание входит в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (иными словами, в список возможных мер принуждения). Этот перечень является исчерпывающим: доставление; задержание; досмотр личный и (или) личных вещей; отстранение от управления автомобилем; освидетельствование, в том числе медицинское, на предмет выявления состояния опьянения; запрет деятельности; задержание транспортного средства; привод; выдворение за пределы РФ (применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства при совершении ими правонарушений). В этой статье мы расскажем об особенностях административного задержания гражданина. Ограничение свободы в соответствии с КОАП РФ Итак, задержание в рамках административного производства регулируется статьями 27.3-27.6 КОАП РФ. Это мера исключительного характера, необходимость которой продиктована особыми причинами: законное и своевременное рассмотрение дела Эта цель полностью совпадает с целью доставления – например, когда лицо доставляется в отдел для составления протокола, который по каким-то причинам невозможно составить прямо на месте. Поскольку без протокола привлечение к административной ответственности не может быть признано законным, человек задерживается. Исполнение постановления Следует отметить, что при личном досмотре и доставлении свобода гражданина тоже ограничивается, и иногда существенно. Вместе с тем, такие меры не являются задержанием в административном смысле. Так, доставление – это всего лишь принудительное препровождение в отдел правонарушителя, тогда как административно задержанным лицо считается строго с определенного времени. Задержание не допускается, если есть основание для предупреждения или штрафа на месте совершения правонарушения. В основном, критериями применения столь жесткой меры обеспечения является: отсутствие документов, удостоверяющих личность. Так, в случае совершения правонарушения человеком для фиксации и составления протокола нужны как минимум паспортные данные правонарушителя. Если паспорта нет, а также отсутствует любой другой документ (водительское удостоверение), возникает необходимость выяснения личности; документы есть, но они вызывают обоснованные сомнения в подлинности, или они имеют повреждения. Пример №1. Сотрудники полиции остановили Монина А.В. в парке, где он нарушал правила торговли – пытался продавать запчасти на автомобиль. По требованию полицейских Монин А.В. предъявил паспорт, в котором были вырваны две страницы. Для установления личности Монина препроводили в отдел полиции, где был составлен протокол и подтверждены его данные путем опроса родственников, связи с отделом ФМС. По делу были составлены и протокол доставления, и протокол задержания, после установления личности Монина отпустили; оказание неповиновения сотрудникам правоохранительных органов. Пример №2. По вызову Карповой О.Л. на телефонный номер 02 наряд полиции выехал по месту ее жительства, где женщину избил бывший муж. Для составления протокола о привлечении к административной ответственности за побои у Карпова необходимо было отобрать объяснение. Поскольку Карпов отказался покинуть место жительство пострадавшей, отказался отвечать на вопросы сотрудников и оказал сопротивление, он был подвергнут задержанию; введение в заблуждение полицейского. К примеру, при составлении протокола лицо даёт явно ложные сведения, имеющие важное значение для административного дела. В этом случае лицо может быть задержано до установления истины и выяснения причины введения в заблуждение должностных лиц. Приведённые примеры оснований для ограничения свободы людей – следствие практики, поскольку в КОАП РФ не раскрыто понятие «исключительности». То есть, решение вопроса о необходимости задерживать лицо входит в полномочия представителя полиции, который практически всегда действует по своему усмотрению. Административное задержание как обеспечительная мера может применяться только к физическому лицу. Задержать ООО, ОАО и т.д. невозможно – в отношении юрлиц есть другие способы воздействия (например, изъятие вещей и документов, арест товаров). Кто вправе задержать В одной из статей КОАП РФ указан четкий перечень тех должностных лиц, которые наделены особыми полномочиями. Так, из содержания ч. 1 ст. 27.3 КОАП РФ следует, что правами ограничить свободу обладают: полицейские – по тем делам, которые входят в их компетенцию. Это неповиновение требованиям, мелкое хулиганство, появление в пьяном виде в общественном месте, хищение и т.д.; руководитель отряда служащих национальных гвардии или ведомственной охраны – в делах, касающихся причинения ущерба охраняемому объекту. Так, при выявлении хищения имущества с ведомственных складов или при проникновении постороннего на охраняемую зону старший отряда вправе осуществить задержание в рамках КОАП РФ; должностные лица пограничных органов – по делам о нарушении законодательства о пересечении Государственной границы РФ; должностные лица таможенного органа – в случае, когда установлено нарушение таможенных правил ввоза и вывоза предметов; судебные приставы – в отношении лиц, совершивших правонарушения особого характера, связанного с установленным судебным порядком – к примеру, неисполнение распоряжения судьи, воспрепятствование принудительному исполнению и т.д. Обратите внимание, что конкретно название должности лица, уполномоченного производить задержание, в законе не отражено, но есть отсылка к законодательным актам исполнительной власти – именно в них перечень конкретных должностных лиц имеется: к примеру, Приказ МВД России 2012 г. «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию»; Приказ ФТС России от 2014 г. (регламентированы полномочия таможенников) и т.п. Процедура задержания Порядок действий должностных лиц и процедура оформления протокола регулируется в Регламентах, принятых отдельными законодательными актами. К примеру, действия инспекторов ГИБДД должны соответствовать Административному регламенту МВД № 664, который начал действовать только с 20.10.2017. Ранее более 7 лет (с 2009 года) действовал Приказ № 185, который в настоящее время утратил силу. Общий порядок административного задержания должен быть таким: сотрудник правоохранительных органов представляется, объявляет, в связи с чем производит задержание – вид правонарушения, причина; человек доставляется в отдел полиции, до этого может быть произведен личный досмотр и досмотр транспорта; составляется протокол; гражданин помещается в камеру, после чего доставляется в суд, где признается виновным либо невиновным постановлением суда; постановление можно обжаловать в апелляционном порядке в течение 10 дней со дня вручения его копии. Обязанности должностного лица и права гражданина Права человека, которого подвергли задержанию, и обязанности должностного лица тесно пересекаются. Так, согласно закону «О полиции», сотрудники правоохранительных органов обязаны: обращаясь к гражданину, назвать свои должность, звание, свою фамилию, сообщить причину обращения. По просьбе гражданина полицейский обязан предъявить служебное удостоверение. Необходимо отметить, что в последнее время соблюдение такой обязанности сотрудниками практически всегда выполняется, что нельзя было констатировать несколько лет назад. Сообщить о причинах и основаниях принудительных мероприятий; разъяснить право на юридическую помощь, на переводчика, право на отказ от дачи каких-либо пояснений (ст. 51 Конституции РФ), право на уведомление своих родственников о произошедшем. Лицо, которого подвергли административному ограничению свободы, вправе: знать о правонарушении, в связи с которым его задержали – не только номер статьи КОАП РФ, но и суть; просить об уведомлении родственников, близких, работодателя, защитника об административном задержании; требовать о вручении ему копии протокола (без такой инициативе должностное лицо может и не выдать копию, поскольку такой обязанности без просьбы задержанного у него нет); требовать о проведении проверки прокуратурой законности действий полиции по ограничению свободы. Заявление такого характера может быть как в письменной, так и в устной форме, озвучивается составившему протокол сотруднику, который обязан незамедлительно сообщить о подобном требовании прокурору района, который принимает решение о проверке; обжаловать любые действия представителей правоохранительных органов. Законодатель не называет конкретных сроков, в течение которых должно произойти уведомление родственников о задержании – оно должно быть «кратчайшими». Из этого следует, что сообщение близким лицам должно происходить любым быстрым способом связи – посредством телефона, факса, телеграммы и т.д. Также не регламентировано, каких именно родственников должен уведомлять сотрудник правоохранительных органов и сколько их вообще может быть. Предполагается, что всех, которые были названы гражданином – ведь проверить, насколько перечисленные люди являются близкими и являются ли они родственниками вообще, в кратчайшие сроки практически невозможно. Все эти особенности на практике решаются в зависимости от индивидуальной ситуации. В практике встречаются случаи, когда полицейские не позволяют самому задержанному позвонить близким по своему телефону, пресекают попытку звонка и даже изымают телефон. Такие действия должностных лиц нельзя признать законными, поскольку Кодексом об административных правонарушениях не запрещено правонарушителю пользоваться сотовой связью. Если обеспечительная мера применяется в отношении несовершеннолетнего, то его родители или опекуны уведомляются всегда, вне зависимости, поступила об этом просьба или нет. Кроме того, всегда обязаны сообщать об инциденте руководителю государственной организации, когда задержанный в ней числится сотрудником. Протокол Это основной документ, в котором отражены наиболее значимые данные о правонарушителе и причинах применения обеспечительной меры. Правильное составление протокола является основой законности последующего решения о признании виновным в совершении правонарушения и назначении ему соответствующего наказания. В протоколе об административном задержании должно быть указано: дата, место его составления. В большинстве случаев таким местом является помещение отдела полиции или муниципального органа. ФИО лица, который составил протокол, а также его должность. ФИО задержанного, его адрес проживания. Не является обязательным, но иногда заносится в документ информация о месте работы и должности (например, когда мера принуждения применена к должностному лицу). Все эти сведения могут заноситься в протокол на основании представленных документов, удостоверяющих личность, а также со слов очевидцев, свидетелей, родственников. Мотивы применения этой меры принуждения – то есть, те основания, по которым должностное лицо приняло решение о задержании человека (своевременное рассмотрение дела или исполнение постановления). Без указания обоснованного мотива протокол может быть признан незаконным. Время административного задержания (с точностью до минут). отметка об уведомлении родственников. Отметка, удостоверяющая разъяснение гражданину, а также присутствующим понятым их прав и обязанностей. Объяснение гражданина об обстоятельствах совершения правонарушения – здесь указывается все, что он сочтет относящимся к делу. От объяснения можно отказаться, используя право, предусмотренное ст. 51 Конституции РФ, указав свое несогласие с задержанием. Другие важные сведения: о личном досмотре, о состоянии опьянения, о предоставлении адвоката, о состоянии здоровья и т.д. замечания к протоколу, если они имеются. При прочтении информации, которая занесена в документы, в некоторых случаях правонарушитель может найти несоответствия (например, неправильно указано время, место и т.д.), о чем сделать письменное замечание. Также в графе «замечания» можно отразить возможных свидетелей, которых желал бы опросить задержанный. Подписи должностного лица и гражданина. Принуждение задержанного к тому, чтобы он подписал протокол, противоречит закону и недопустимо. В то же время, если имеется отказ от подписи, это фиксируется должностным лицом, ставится отметка «от подписи отказался». Протокол составляется в соответствии с типовыми формами, разработанными различными ведомствами (МВД, ФССП и т.д.). Ниже приведен образец по типовой форме протокола, рекомендованного в приложении №10 к новому Административному Регламенту исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению надзора за соблюдением участниками ДД требований законодательства РФ в области дорожного движения (ранее мы писали, что данный регламент начал действовать с 20.10.2017): ПРОТОКОЛ 00AA11111 об административном задержании «12 ноября 2017 г. «22» час. «50» мин. г. Самара (дата и время составления) (место составления) Я, ИДПС ГИБДД УВД г. Самары старший лейтенант полиции Миронов Е.П. (должность, специальное звание, подразделение, фамилия, инициалы должностного лица, составившего протокол) составил настоящий протокол об административном задержании гражданина Зубова Анатолия Владимировича 12.12.1990 г.р., г. Самара (фамилия) (имя) (отчество при наличии) (дата и место рождения) проживающего по адресу: г. Самара, ул. Мельникова, д. 3, кв. 4, телефон: 8928888888 (адрес проживания, телефон при наличии) работающего инженером в ООО «Строитель», г. Самара, ул.Профсоюзная, д. 34,литер А, (наименование и адрес местонахождения организации, телефон, должность) Который доставлен в «22» час. «30» мин. «12» ноября 2017 г. ИДПС ГИБДД УВД г. Самары старшим лейтенантом полиции Мироновым Е.П (должность, специальное звание, подразделение, фамилия, инициалы должностного лица, доставившего гражданина), в отдел полиции УМВД России по городу Самара______________ (наименование территориального органа МВД России). Основание задержания (ненужное зачеркнуть): для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного указать часть, статью КОАП РФ ст. 19.3 КОАП РФ; исполнения постановления по делу об административном правонарушении на основании статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Задержанному разъяснены права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации. В присутствии понятых, которым разъяснены их права и обязанности, предусмотренные статьей 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях/с применением видеозаписи (ненужное зачеркнуть) Фамилия Машкова имя Мария отчество Владимировна (при наличии), адрес места жительства г. Самара, ул. Летняя, д. 8, телефон 8902222222222 Фамилия Иванов имя Павел отчество Дмитриевич (при наличии), адрес места жительства г. Самара, ул. Летняя, д. 9, телефон 890333333333 осуществлен личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, изъяты вещи, документы (ненужное зачеркнуть):. _________________________________________________________________________ (сведения о виде, количестве, идентификационных признаках вещей, в том _________________________________________________________________________ числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных _________________________________________________________________________ идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боеприпасов, о виде и реквизитах документов, информация о применении фото-, киносъемки, видеозаписи, иных способов фиксации вещественных доказательств, сведения об упаковке, печати). К протоколу прилагается: ————————————— (ничего не изъято) Объяснения и замечания задержанного С задержанием не согласен, прошу вызвать адвоката По просьбе задержанного о факте задержания и месте его нахождения уведомлены: В 22 часа 40 минут 12 ноября 2017 года посредством телефонной связи мать Зубова П.Р., в 22 часа 44 минуты посредством телефонной связи адвокат филиала Адвокатской коллегии Ленинского района г. Самары Попов Г.Р. (родственники, администрация по месту работы (учебы), защитник (адвокат); при задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются родители или законные представители, дата, время, способ уведомления (номер телефона, адрес) Заявления и замечания, сделанные при задержании и досмотре: не поступили (указать кем и какие) Подпись задержанного: от подписи отказался (подпись задержанного лица либо запись об отказе от подписания протокола) Подпись должностного лица, составившего протокол: Миронов Е.П.__________ Копию протокола получил: Зубов А.В. (вручается задержанному лицу по его просьбе, подпись задержанного лица) Подписи понятых: 1.Машкова М.В.__________ 2.Иванов П.Д._______ (подпись, фамилия, инициалы) (подпись, фамилия, инициалы) Задержание прекращено «___»___________20___г., в «__» час.»___» мин. Как видно из представленного образца, к моменту задержания уже должен быть составлен протокол об административном нарушении – именно в нем указываются обстоятельства совершения проступка. В протоколе задержания подробную информацию о содеянном не вносят, указывая лишь статью КОАП РФ, по которой привлекается гражданин. Отсутствие в графах таких важных моментов, как разъяснение прав, причины задержания, несообщение о случившемся адвокату при наличии соответствующего заявления – безусловные основания для признания документа незаконным. Кроме того, в протоколе правильно должно быть указано время, поскольку несоблюдение сроков ограничения свободы является грубым нарушением конституционных прав человека. Исчисление сроков задержания по КОАП РФ По аналогии с уголовными, в административных делах правильное определение срока является важным аспектом, напрямую влияющим на законность последующего решения о наказании. По общему правилу, задержание правонарушителя не может длиться более 3-х часов. При этом КОАП РФ допускает продление этого срока до 48 часов (это максимальный предел): если задержанным является лицо, о котором имеются сведения по нарушению режима Государственной границы РФ, порядка пребывания на территории России, таможенных правил — при необходимости установить личность и выяснения всех обстоятельств; если в отношении гражданина уже ведется производство по делу, где в качестве административного наказания предусмотрен арест. Течение срока начинается не с момента фактического задержания (как по уголовно-процессуальному законодательству), а с момента доставления в отдел полиции. Фактически лицо сразу же помещается в КАЗ – камеры административно задержанных, после чего в течение двух суток их доставляют в суды, где на время ожидания разбирательства правонарушители содержатся в специально отведенных помещениях (по сути, те же камеры, но в здании суда). Поскольку продление свыше 48 часов законом не допускается ни при каких обстоятельствах, нахождение в камерах полностью засчитывается в общий двухсуточный срок. Отдельно в КОАП оговорено начало исчисления срока задержания для лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения: с момента вытрезвления. Более подробно в Кодексе не разъясняется – как определить, трезв человек или нет, нужно ли для этого медицинское освидетельствование, содержание не в стенах отдела полиции, а в больнице. Практика идет по пути 6-часового ожидания, когда гражданин станет более адекватно воспринимать происходящее с ним и может давать какие-то объяснения. Насколько такой подход соответствует требованиям законности, вопрос спорный. Ведь довольно часто задержанные находятся не в алкогольном опьянении, а в наркотическом, и определять вытрезвление 6-часовым перерывом нельзя признать правильным. Специалисты права считают, что в данном случае имеется существенный пробел в административном законодательстве. При наличии оснований гражданин должен быть освобожден немедленно, в том числе и до истечения даже минимального 3-х часового срока. К примеру, одним из оснований для освобождения является прекращение административного производства. О времени прекращения делается отметка в протоколе (см. образец). Кто не может быть задержан Такой неприкосновенностью обладают: Президент РФ (как действующий, так и прекративший свои полномочия по любому основанию); члены Совета Федерации; депутаты ГосДумы РФ, а также депутаты Думы на областном и городском уровне; судьи любого уровня (мирового, районного, арбитражного и т.д.); прокуроры; уполномоченный по правам человека; иностранные граждане, обладающие дипломатической неприкосновенностью (при наличии подтверждения: например, дипломатического паспорта); некоторые другие. В отношении одних из перечисленных лиц задержание не может быть применено ни при каких обстоятельствах (к примеру, Президент), а в отношении других такая административная мера может быть применена только в случае, когда лицо застигнуто на месте преступления и имеется разрешение от соответствующего органа. Так, Уполномоченный по правам человека может стать административно задержанным только при соблюдении определенного порядка: необходимо получить согласие Государственной Думы в письменном виде. Незаконные действия по административному ограничению свободы На практике далеко не всегда действия полиции соответствуют требованиям закона. Так, в соответствии с КОАП РФ, задержание может иметь место только при совершении лицом административного правонарушения. Из этого следует, что в отсутствие документов при себе, если личность человека нельзя установить на месте, но при этом он не совершил ничего противозаконного, применять обеспечительную меру принуждения нельзя. Исключение из этого правила касается только особых ситуаций, когда в определенном городе/регионе введен специальный режим безопасности. Пример №3. Порохов Р.Н. был остановлен сотрудниками ППСП в связи с проверкой документов – именно в такой форме полицейские сообщили Порохову о причине остановки. Порохов, который возвращался с работы и был абсолютно трезв, пояснил, что у него нет документов, кроме пропуска в цех, где он был трудоустроен. В последующем в суде задержание Порохова было признано незаконным, поскольку оснований для него не было. Незаконными аналогичные действия полиции могут быть признаны при малозначительности административного правонарушения. Многим из нас знакома статья 2.9 КОАП РФ, которая допускает освобождение от ответственности по несущественным проступкам. Пример №4. 17-летний подросток украл в магазине пачку печенья стоимостью 47 рублей. Вызванные продавцами сотрудники полиции поспешили составить протокол о доставлении, а затем и оформить задержание подростка. При решении вопроса о наказании за содеянное суд освободил виновного от наказания, применив ст. 2.9 КОАП РФ о малозначительности деяния и ограничившись только устным замечанием. Одновременно задержание по жалобе похитителя было признано необоснованным, поскольку ущерб от похищенного был возмещен родителями парня в течение получаса с момента хищения, подросток никуда не пытался скрыться и т.д. Судом в постановлении были учтены обстоятельства содеянного, личность виновного, раскаяние и возмещение ущерба, а также обращено внимание на отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. В приведенном примере усматривается явное отсутствие веских оснований для задержания – напомним, такая обеспечительная мера должна применяться в исключительных случаях, к которым столь незначительное правонарушение явно не относится. В этой связи можно выделить другой случай необоснованного ограничения свободы – когда целесообразно применить другую меру принуждения. Пример №5. Чекалов Е.Н. находился в общественном месте (кафе) в пьяном виде, уснул за столиком. Администратор кафе вызвал полицию, был составлен протокол задержания. Судом действия сотрудников были признаны не соответствующими закону, поскольку в данном случае целесообразно было бы применить одну из обеспечительных мер – медицинское освидетельствование. Кроме того, действия должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии возможности установить личность на месте происшествия. Пример №6. Каргин Н.Г. причинил побои дальнему родственнику на свадьбе. О случившемся администрацией банкета было немедленно сообщено по «02». Прибывшие на место происшествия полицейские установили, что у Каргина не оказалось при себе документов, но они были у его супруги, которая в тот момент направилась на кухню, чтобы проконтролировать подачу десерта. Полицейские не стали ожидать жену Каргина с его паспортом и увезли его в отдел. Судом задержание было признано незаконным, поскольку у служителей закона была реальная возможность установить личность виновного прямо на месте. Довольно редко, но все же встречаются в реальной практике случаи злоупотребления должностными лицами при реальной возможности составить протокол на месте происшествия. Кроме того, встречаются и редкие случаи задержания за проступки, наказание за которые не предусматривает ареста – например, когда лицо задерживается инспектором ГИБДД за правонарушение, за которое назначается наказание в виде предупреждения. С учетом такой практики, Верховным Судом РФ в разъяснениях было обращено внимание на недопустимость нарушений целей и оснований, предусмотренных в специальных нормах законодательства. По мнению Верховного Суда, произвольность в принятии решений об ограничений свободы граждан должна быть искоренена, поскольку нарушение Конституции РФ и Конвенции о защите прав человека и основных свобод неприемлемо. Куда жаловаться Если вы считаете, что задержаны незаконно, необходимо обжаловать действия полицейских: руководителю отдела полиции или начальнику ГИБДД по области. Насколько результативной будет такая жалоба, сказать трудно. Исходя из практики, начальство может наказать подчиненного, но все же чаще гражданину приходят ответы об отсутствии в действиях сотрудника полиции каких-либо нарушений. Чтобы не терять время на рассмотрение обращения с вероятно отрицательным итогом, лучше просить помощи в других ведомствах; в суд. Довольно действенный метод восстановления своих нарушенных прав. Судебная практика показывает, что нередко задержанные добиваются признания незаконными действий должностных лиц. Вместе с тем, наблюдается нежелание граждан участвовать в каких-либо судебных разбирательствах, поэтому случаев обращения в порядке судебного производства немного. Причина может быть и в общем недоверии населения к судебной системе; в прокуратуру. Согласно ст. 22 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ», прокурор района вправе собственным постановлением немедленно освободить лиц, подвергнутых незаконному задержанию и помещению в камеру в том случае, если основанием для этого было решение несудебного органа (то есть полиции). Путь обращения в прокуратуру является наиболее предпочтительным, поскольку исключает участие в судебном заседании, освобождает заявителя от предоставления каких-либо доказательств – сотрудник прокуратуры самостоятельно проведет полную проверку. Можно воспользоваться примерным образцом: В прокуратуру Республики Калмыкия (можно составить обращение как в районную прокуратуру, так и в областную, краевую) Иванова Романа Викторовича, 1990 г.р., проживающего в г. Элиста, ул. Ленина, д. 8, кв. 10 Тел. 89188888888 ЖАЛОБА на незаконное административное задержание Прошу провести проверки законности и обоснованности моего задержания участковым уполномоченным полиции А.О. Рябкиным. 20.09.2020 я был остановлен участковым уполномоченным Рябкиным А.О. возле своего дома. Рябкин А.О. объяснил, что ему необходимо проверить мои документы, поскольку он меня не знает – я новый жилец дома, переехал на постоянное место жительства из города Вологды. Я пояснил участковому, что документы у меня находятся дома, на что он объявил мне, что я совершил правонарушение – неповиновение законному требованию сотрудника полиции, в связи с чем он обязан меня доставить в отдел полиции, где будет составлен протокол задержания. Впоследствии протокол Рябкиным был действительно составлен, я провел 3 часа в камере для административно задержанных в отделе полиции №1 по городу Элиста. Считаю, что действия участкового уполномоченного полиции Рябкина А.О. незаконны, поскольку оснований для моего задержания не имеется. Протокол об административном правонарушении в отношении меня не составлялся, постановление о признании виновным судом или иным органом не выносилось. На основании изложенного, руководствуясь ст. 10 ФЗ «О прокуратуре РФ», ПРОШУ: Провести проверку законности действий сотрудника отдела полиции № 1 по г. Элиста Рябкина А.О. Отменить протокол о задержании как необоснованный и не соответствующий законодательству. Привлечь к ответственности Рябкина А.О. за недобросовестное исполнение своих служебных обязанностей, за нарушение ФЗ «О полиции», КОАП РФ. Направить в установленный законом срок ответ по моей жалобе в электронном виде по адресу vvvv@mail.ru. Приложение: копия протокола от 20.09.2020; копия паспорта. Иванов Р.В., число подпись. Куприянова Вера Николаевна

1. День совершения административного правонарушения должен быть подтвержден протоколом, или, в тех случаях, когда наказание назначается без составления такового (ст. 28.6 КоАП), он устанавливается на основе других предусмотренных КоАП обстоятельств: показаний свидетелей, потерпевших и иных фактических данных, относимых к доказательствам по делу (см.

ст. 26.2 КоАП). Исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности начинается с момента установления факта проступка, подтвержденного протоколом или иным указанным выше способом.

2. К длящимся относятся правонарушения, осуществляемые в течение продолжительного времени. Например, к ним относятся противоправные действия (бездействие), нарушающие Правила дорожного движения, определенные гл. 12 КоАП. Нарушение указанных правил во многих случаях не относится к завершенному деянию, факт прекращения которого можно установить. Противоправное действие (бездействие) при длящемся проступке продолжается вплоть до момента его выявления, поэтому к юридическому факту, подтверждающему наличие длящегося проступка, относится его обнаружение, со дня которого начинается исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности.

День обнаружения длящегося проступка должен быть подтвержден доказательствами по делу, установленными протоколом и иными способами, определенными ч. 2 ст. 26.2 КоАП.

В соответствии с письмом ГТК России от 27 мая 2002 г. N 01-06/20585 «Об отнесении административных правонарушений к длящимся» деление правонарушений на длящиеся и недлящиеся обусловлено продолжительностью совершаемого противоправного деяния во времени. Отнесение правонарушения к длящимся либо недлящимся должно производиться с обязательным учетом его характера и обстоятельств совершения.

Длящимся правонарушением следует признавать то, при котором противоправное деяние совершается непрерывно в течение более или менее продолжительного периода времени.

Длящееся правонарушение начинается с момента совершения противоправного действия или противоправного бездействия, сопряжено с длительным невыполнением лицом возложенной на него обязанности и прекращается вследствие:

— действий самого лица, направленных на прекращение правонарушения (исполнение возложенной на него обязанности, явка в таможенный орган с заявлением о совершенном правонарушении);

— вмешательства таможенных органов (выявление не оформленного в таможенном отношении товара или транспортного средства, его изъятие или арест и т.п.);

— наступления событий, однозначно препятствующих совершению правонарушения (например, утрата лицом противоправно хранимого товара либо хищение у него такого товара).

В последнем случае прекращение правонарушения связано с тем, что лицо уже объективно не может влиять на обстоятельства и принимать волевое решение относительно своего противоправного деяния, т.е. противоправное поведение (состояние) уже реально не имеет места.

Таким образом, длящееся правонарушение характеризуется длительностью противоправного поведения (состояния), которое продолжается в течение всего времени с начала правонарушения и до его прекращения и связано с тем, что возложенная на лицо обязанность в течение определенного (зачастую достаточно длительного) периода не исполняется.

При решении вопроса об отнесении того или иного правонарушения к длящимся или недлящимся необходимо различать момент юридического окончания правонарушения и момент прекращения противоправного поведения (состояния). Оконченным считается правонарушение, характеризующееся полной реализацией его объективной и субъективной сторон. Прекращение противоправного поведения (состояния) имеет место, когда лицом никакие противоправные действия уже не совершаются либо когда государство в лице уполномоченных органов пресекает правонарушение.

Правонарушение, независимо от того, является оно длящимся или недлящимся, считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом. Длящиеся правонарушения обычно являются юридически оконченными (что определяет возможность привлечения лица к ответственности уже с этого момента) до их фактического прекращения, т.е.

до момента завершения противоправного поведения (состояния).

Недлящееся правонарушение носит одномоментный характер. После того как правонарушение окончено (т.е. в деянии усматриваются все предусмотренные законом признаки состава правонарушения), никакой противоправной деятельности уже не осуществляется, т.е. отсутствует противоправное поведение (состояние).

Согласно п. 4 письма ЦБ России от 2 июля 2002 г. N 84-Т «О Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях» административные правонарушения, совершенные кредитной организацией либо ее должностным лицом, следует рассматривать как длящиеся, если иное не будет вытекать из смысла правоотношений. Исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности следует производить в соответствии с п. 2 ст. 4.5 КоАП. При длящемся административном правонарушении сроки вынесения постановления по делу об административном правонарушении начинают исчисляться с момента обнаружения административного правонарушения, т.е. с момента представления должностному лицу Банка России, правомочному либо применять меры административной ответственности, либо в соответствии со ст. 28.3 составлять протокол об административном правонарушении.

3. От сроков давности привлечения к административной ответственности следует отличать сроки применения административных наказаний в виде лишения специального права, административного ареста и дисквалификации, определяемые в пределах, установленных санкцией соответствующей правовой нормы.

При установлении сроков данных административных наказаний соответствующий орган административной юрисдикции (должностное лицо) не только принимает во внимание объективные критерии (например, факт совершения правонарушения и наличие состава административного проступка), но и руководствуется субъективными факторами, что неизбежно происходит при оценке некоторых из обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность (см. ст. 4.2, 4.3 КоАП), учитываемых при вынесении постановления о назначении административного наказания. Административное наказание, предусматривающее ограничение конституционных прав и свобод, должно быть соразмерно причиненному имущественному ущербу, физическому (телесному), моральному вреду (см. ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Таким образом, срок применения указанных видов административных наказаний должен соответствовать общественно опасным последствиям противоправного деяния.

Об административных правонарушениях, влекущих применение дисквалификации, см. п. 1 комментария к ст. 32.11.

4. Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела определены ч. 1 ст. 24 УПК.

Правовые предпосылки прекращения уголовного дела в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в связи с примирением сторон либо в связи с изменением обстановки предусмотрены соответственно ст. 25, 26 УПК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *