В существующей системе здравоохранения пациент является основным потребителем услуг. Имеет ли он на этом основании право самостоятельно выбирать медицинское учреждение и персонал, который будет эти услуги оказывать? И как в этом направлении обстоит дело с частными докторами и клиниками? Каким законом и конкретно какой статьей регламентируется право пациента на выбор врача и медицинской организации? Какова процедура выбора врача пациентом и какие документы для этого нужны? На эти и другие вопросы мы постараемся подробно ответить в данной статье.
Содержание
Обзор законодательства
Основной перечень прав пациента перечислен в законе № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В частности в ст. 21 идет речь о том, что гражданин имеет право самостоятельно выбирать медицинское учреждение и лечащего врача. При этом если внимательно изучить текст данной статьи, то можно выделить сразу ряд коллизий, с которыми столкнется пациент, если он все-таки захочет поменять доктора либо лечебное заведение.
В указанной выше статье в части, касающейся права выбора доктора, существует оговорка – «с учетом согласия врача». Однако сам принцип получения этого согласия пациентом никак не регламентирован (непонятно, является ли ответ личным решением доктора либо есть какая-то обязанность). В той же ст. 21 говорится о территориально-участковом принципе выбора медицинской организации. Это значит, что если гражданин захочет проходить лечение в поликлинике по месту жительства, администрация лечебного учреждения никак не сможет ему отказать. Но если ситуация сложится противоположная – пациент по каким-либо причинам пожелает сменить медицинскую организацию, располагающуюся в районе его места жительства на ту, что находится в другой части города, то никто не будет обязан его принимать. Более того, учитывая тот факт, что к такому гражданину в случае вызова будет сложней добраться, это только создаст лишние проблемы главврачу и потому принятие пациента с другого участка весьма маловероятно.
Как реализовать право выбора?
Самостоятельный выбор подходящей для себя медицинской организации начинается с подачи заявления на имя главного врача предпочтительной клиники. Такая возможность дается гражданину один раз в год. Исключением являются случаи, когда человек вынужден поменять учреждение здравоохранения в связи со сменой места жительства. Если по итогу пациент выбрал место, персонал которого не в состоянии оказать требуемую ему по программе ОМС помощь, то он может отказаться от него и взять направление в другую клинику (можно и частную).
Следующий шаг после выбора поликлиники – подбор лечащего врача. Как уже было сказано, данный процесс осложняется необходимостью заполучить согласие доктора, в котором заинтересован гражданин. Плюс случаются ситуации, когда никаких вариантов по смене персонала пациенту просто не предлагают из-за отсутствия должного количества работников нужного профиля. Для тех лиц, кто по полису ОМС желает наблюдаться у частного врача, закон предусматривает такую возможность. Однако одним из условий будет наличие данного специалиста в реестре организаций и предпринимателей, которым разрешена деятельность в сфере обязательного страхования. Найти соответствующий документ можно на сайте территориального фонда в Интернете.
Каким образом назначается врач?
Согласно ст. 70 Закона «Об основах охраны здоровья» право выбора лечащего врача в системе ОМС есть как у пациента, так и у руководителя учреждения здравоохранения. Если назначенный доктор не устраивает гражданина, то он может обратиться к администрации медицинской организации и написать заявление в соответствии с установленной законом письменной формой. В бумаге нужно указать причину возникшего желания заменить персонал. Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ главный врач обязан содействовать пациенту при смене доктора.
Кроме того, в теории помочь человеку определиться с нелегким выбором должен сайт медицинской компании, на котором она обязана размещать информацию о работающем персонале. Как правило, там указывается информация о медицинской деятельности, уровне образования и квалификации. Однако на практике, несмотря на всю значимость данных параметров, толку от таких сайтов немного. Ведь реально полезные данные о количестве жалоб на доктора, судебных исках и уголовных делах сайт не отображает.
Таким образом, федеральное законодательство подтверждает право пациента выбирать лечащего врача и саму медицинскую организацию. Если тот врач, который был прикреплен к пациенту, его по тем или иным причинам не устраивает, гражданин может попросить у главного врача ЛПУ его замены. Для этого необходимо подать соответствующее заявление и обосновать причину.
Советуем почитать: Защита прав пациентов при оказании медицинских услуг по ОМС 0/5 (0 голосов)
Добрый вечер.
Может ли кто-либо заставить меня ходить в ту или иную поликлинику, обращаться к тому или иному специалисту?
Елена
Нет, вас заставить никто не может.
У Вас действительно есть право на выбор медицинского учреждения и специалиста.
По смыслу ст. 19 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ»Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
5. Пациент имеет право на:
1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Причем в силу ст. 21 данного закона
2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
Порядок выбора регламентирован в свою очередь Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»
который отмечает, что
4. Для выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию (далее — медицинская организация, принявшая заявление) с письменным заявлением о выборе медицинской организации (далее — заявление), которое содержит следующие сведения:
1) наименование и фактический адрес медицинской организации, принявшей заявление;
2) фамилия и инициалы руководителя медицинской организации, принявшей заявление;
3) информация о гражданине:
фамилия, имя, отчество (при наличии);
пол;
дата рождения;
место рождения;
гражданство;
данные документа, предъявляемого согласно пункту 5 настоящего Порядка;
место жительства (адрес для оказания медицинской помощи на дому при вызове медицинского работника);
место регистрации;
дата регистрации;
контактная информация;
4) информация о представителе гражданина (в том числе законном представителе):
фамилия, имя, отчество (при наличии);
отношение к гражданину;
данные документа, предъявляемого согласно пункту 5 настоящего Порядка;
контактная информация;
5) номер полиса обязательного медицинского страхования гражданина;
6) наименование страховой медицинской организации, выбранной гражданином;
7) наименование и фактический адрес медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, в которой гражданин находится на обслуживании на момент подачи заявления.
Подача заявления предполагает приобщение к нему ряд документов.
Заявление рассматривается в в течение двух рабочих дней и направляется письмо посредством почтовой связи, электронной связи о подтверждении информации, указанной в заявлении, в медицинскую организацию, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления.
В течение двух рабочих дней после подтверждения медицинской организацией, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, информации, указанной в заявлении, руководитель медицинской организации, принявшей заявление, информирует гражданина
о принятии гражданина на медицинское обслуживание.
Пациенты имеют право на выбор лечащего врача. Осуществить свой выбор возможно всего один раз в течение года. Возможность выбора врача предусмотрена нормами права ч. 1 ст. 70 ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, согласно которым лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача.
В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Подавляющее большинство граждан сегодня не подозревают о возможности выбора врача, «прикрепление к врачам» происходит по территориальному принципу, то есть исходя из места проживания (регистрации) граждан. Граждане РФ вправе в рамках одного медицинского учреждения выбрать фельдшера, терапевта и врача общей практики.
Как осуществить выбор
В первую очередь следует обратиться с письменным заявлением на имя главного врача медицинского учреждения, указать причину, по которой вы желаете выбрать другого врача. Руководитель медицинской организации в течение 3 дней должен рассмотреть ваше заявление и в письменной либо устной форме проинформировать о результатах рассмотрения поступившего к нему заявления.
Как правильно выбрать врача? На что обратить внимание?
Прежде чем осуществить право выбора, рекомендуется получить информацию о враче. Информацию в доступной форме вы сможете получить из федерального регистра медицинских работников. В силу п. 7 ст. 21 ФЗ РФ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ при выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации. Сегодня все больше людей перед обращением к какому-либо врачу как в государственное учреждение, так и в частную клинику все чаще пытаются предварительно найти информацию о специалисте, к которому записались на прием, собрать о враче отзывы в Интернете. Предпочтение отдается врачам с большой продолжительностью работы, и, как правило, к данным специалистам выстраивается очередь пациентов, попасть на прием к высококвалифицированным врачам непросто.
Для доступа ко всем функциям портала Мосрег необходимо зарегистрироваться и войти в личный кабинет. Пошаговая инструкция для авторизации:
- В правом верхнем углу нажать на кнопку «Войти».
- Ввести почту и пароль, если личный профиль создан.
- Для регистрации нажать «Восстановить пароль».
- Внизу появится кнопка «Регистрация».
- Заполнить имя, фамилию, адрес почты и дважды ввести пароль.
- Нажать «Регистрация» и дождаться обработки запроса.
- Подтвердить учетную запись переходом по ссылке, которая придет в письме на e-mail.
Если регистрация на портале Мосрег не подходит, предусмотрены дополнительные варианты для входа:
- с помощью Единой системы идентификации и аутентификации;
- использовать один из профилей, включая Вконтакте, Яндекс, Одноклассники, Mail или Google.
Для авторизации можно использовать личный профиль Единой системы идентификации и аутентификации. Чтобы создать учетную запись, проходят регистрацию на сайте Госуслуг, подтверждая номер телефона, паспортные данные и СНИЛС.
Запись к врачу через портал zdrav.mosreg.ru
Для доступа к электронной регистратуре необходимо ввести номер полиса ОМС и дату рождения, а также нажать на кнопку «Перейти в электронную регистратуру». Важно учитывать, что на портале предусмотрены специальные формы для полисов нового и старого образца, а также временных свидетельств. Как записываются к врачу:
- После ввода номера страховки откроется список медицинских заведений, в которых зарегистрирован гражданин РФ.
- Необходимо выбрать одно из учреждений, после чего появится контактная информация и кнопки «Вызвать врача на дом» и «Записаться на прием».
- Выбрать специальность и конкретного врача.
- Просмотреть доступные даты приемов, выбрать подходящее время.
- Ввести адрес электронной почты для получения талона.
- Подтвердить запись на прием.
Для использования талона его необходимо распечатать. В качестве альтернативы можно позвонить на единый номер 8-800-550-50-30 и записаться на прием.
Отменить запись
Если в процессе записи была допущена ошибка или изменились планы на день визита к врачу, можно отменить подох и аннулировать талон. Для этого достаточно выполнить три простых шага:
- Открыть раздел «Вызовы и записи», найти интересующий талон.
- Нажать на кнопку «Отменить запись».
- Подтвердить операцию отмены.
После этого данные стираются из электронной регистратуры и другие пациенты могут использовать свободное окно в графике лечащего врача.
Получить полис страхования
В России медицинская сфера переходит на страховое обслуживание, поэтому без полиса не обойтись. Если у гражданина нет страховки, ее можно оформить через сайт Мосрег:
- В окне «Электронная регистратура» выбрать пункт «Где получить полис?».
- Подобрать подходящую компанию исходя из репутации, рейтинга, надежности.
- Выписать контактные данные, включая дни приема и адреса.
- Прийти в офис компании с набором обязательных документов и подписать страховой договор.
Для получения обязательного медицинского страхования (ОМС) гражданин РФ обязан предоставить паспорт и страховое свидетельство СНИЛС. Для оформления полиса на ребенка дополнительно требуется свидетельство о рождении.
Преимущества пользования
- вызов врача на дом из больницы, где зарегистрирован пациент;
- поиск льготного лекарства по номеру рецепта;
- помощь в оформлении полиса медицинского страхования;
- просмотр времени прибытия бригады скорой помощи по номеру телефона, с которой осуществлялся вызов;
- проверка статуса полиса страхования;
- поиск информации о действующих лицензиях медицинских учреждений;
- база знаний о льготах по инвалидности, включая разделение по половому признаку и категории;
- проверка предельной стоимости на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты;
- просмотр статистики обслуживания клиентов;
- проверка листа временной нетрудоспособности;
- поиск медицинских учреждений, аптек и оздоровительных центров по рейтингу и отзывам пациентов.