Взыскания судебных приставов

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИ
Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А74-8874/2015
г. Абакан
20 ноября 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2015 года
Решение в полном объёме изготовлено 20 ноября 2015 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.А. Курочкиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Кузнецовой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоКанал Усть-Абакан» (ИНН 1910012384, ОГРН 1121903000757)
к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Фокину Сергею Валериевичу
о признании незаконным постановления от 15 октября 2015 года об ограничении проведения расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные денежные средства в части указания запрета на расход денежных средств в размере 100 %,
о снижении размера запрета на расход денежных средств до 20 %,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия (ИНН 1901065326, ОГРН 1041901024450), государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия (ИНН 1910008050, ОГРН 1021900851620), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия (ИНН 1903015546, ОГРН 1041903100018), открытого акционерного общества «Хакасэнергосбыт» (ИНН 1901067690, ОГРН 1051901067998), государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Хакресводоканал» (ИНН 1901001202, ОГРН 1021900850597).
При участии в судебном заседании:
представителей заявителя – Можаровой Т.Ю. по доверенности от 12 января 2015 года; Масленниковой Т.Ф. по доверенности от 23 октября 2015 года; Багатовой Т.В. по доверенности от 23 октября 2015 года;
судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Фокина Сергея Валериевича (служебное удостоверение);
представителя открытого акционерного общества «Хакасэнергосбыт» – Кожина В.В. по доверенности №12 от 12 января 2015 года;
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Хакасия – Лупановой Ж.В. по доверенности от 25 августа 2015 года.
Общество с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоКанал Усть-Абакан» (далее – общество, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Фокину Сергею Валериевичу (далее – судебный пристав) о признании незаконным постановления от 15 октября 2015 года об ограничении проведения расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные денежные средства в части указания запрета на расход денежных средств в размере 100 %. Общество просит снизить размер запрета на расход денежных средств до 20 %.

Определением суда от 21 октября 2015 года заявление принято к производству, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия (далее – УФССП России по РХ), Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия (далее – ГУ УПФ РФ в Усть-Абаканском районе РХ), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Республике Хакасия (далее – МИ ФНС России №3 по РХ, налоговый орган), открытое акционерное общество «Хакасэнергосбыт» (далее – ОАО «Хакасэнергосбыт»), Государственное унитарное предприятие Республики Хакасия «Хакресводоканал» (далее – ГУП РХ «Хакресводоканал»).
Указанным выше определением действие оспариваемого постановления приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, который будет принят по результатам рассмотрения дела №А74-8874/2015.
Определением арбитражного суда от 30 октября 2015 года обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 21 октября 2015 года по делу №А74-8874/2015 в виде приостановления действия оспариваемого постановления, отменены в части указания размера запрета на расход денежных средств – 20%.
Третьи лица (УФССП России по РХ, ГУ УПФ РФ в Усть-Абаканском районе РХ, ГУП РХ «Хакресводоканал») в судебное заседание своих представителей не направили, несмотря на то, что о времени и месте его проведения в силу части 1, пункта 6 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были извещены надлежащим образом определением арбитражного суда от 26 октября 2015 года. Указанные лица отзывы на заявление не представили.
Учитывая данные обстоятельства и положения частей 1, 5 статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд провел судебное заседание и рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.
Представители заявителя заявленные требования поддержали, основываясь на доводах, изложенных в заявлении.
Судебный пристав требования не признал, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Представитель третьего лица (ОАО «Хакасэнергосбыт») поддержал позицию судебного пристава по доводам, изложенным в отзыве на заявление и дополнении к нему.
Представитель третьего лица (МИ ФНС России №3 по РХ) в удовлетворения заявления просил отказать, основываясь на доводах, изложенных в отзыве на заявление.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоКанал Усть-Абакан» зарегистрировано в качестве юридического лица 30 августа 2012 года.
В службе судебных приставов в отношении общества находится на исполнении сводное исполнительное производство №7966/15/19017-СД.
3 марта 2014 года в рамках исполнительного производства №27954/13/28/19, возбужденного в отношении общества по требованию ОАО «Хакасэнергосбыт», судебным приставом Кляйн И.А. вынесено постановление об ограничении проведения расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные денежные средства. В соответствии с указанным постановлением руководителю и лицу, ответственному за ведение кассы запрещён расход денежных средств в размере 50 % от суммы, поступающей в кассу организации ежедневно, до погашения суммы взыскания, за определёнными исключениями.
Постановлением судебного пристава от 15 октября 2015 года в связи с изменением суммы задолженности, неисполнением требований исполнительного документа, передачей сводного исполнительного производства из Усть-Абаканского отдела судебных приставов в Межрайонный отдел по особо важным исполнительным производствам постановление судебного пристава Кляйн И.А. от 3 марта 2014 года отменено.
15 октября 2015 года в отношении общества в рамках исполнительного производства №7966/15/19017-СД судебным приставом вынесено постановление об ограничении проведения расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные денежные средства. В соответствии с указанным постановлением руководителю и лицу, ответственному за ведение кассы запрещён расход денежных средств в размере 100 % от суммы, поступающей в кассу организации ежедневно, до погашения суммы взыскания. Постановление вручено обществу 16 октября 2015 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции №1348, а также вручено его представителю по доверенности 21 октября 2015 года.
Указанной же датой обществу выставлено требование о необходимости представления документов и информации.
Общество, ссылаясь на то, что постановление судебного пристава об ограничении проведения расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные денежные средства от 15 октября 2015 года нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Дело рассмотрено в соответствии с правилами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных указанным Кодексом и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 Кодекса.
Статьёй 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) установлено, что жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем постановления. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подаётся в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления.
Срок для обращения в суд с заявлением заявителем соблюдён.
В силу части 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчинённости и оспорены в суде.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у лица, которое приняло оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на лицо, которое приняло акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного акта должностного лица службы судебных приставов недействительным необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В силу статей 1 и 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – Закон о судебных приставах) судебные приставы-исполнители обеспечивают реализацию задач по принудительному исполнению судебных актов, в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Законом о судебных приставах, Законом об исполнительном производстве и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
На основании статьи 12 Закона о судебных приставах в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 13 Закона о судебных приставах судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Закон об исполнительном производстве определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий (статья 1 Закона).
Согласно статьям 2, 4 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
С целью защиты прав и охраняемых законом интересов сторон исполнительного производства, иных лиц, связанных с исполнением юрисдикционного акта, государственных или общественных интересов, принудительное исполнение может быть осуществлено лишь в формах, определенных законом. Для этих целей предусмотрены меры принудительного исполнения, под которыми закон понимает действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях исполнения судебного акта (статья 68 Закона об исполнительном производстве).
В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные пунктом 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Пунктом 1 статьи 70 Закона об исполнительном производстве установлено, что наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, обнаруженные у должника, в том числе хранящиеся в сейфах кассы должника-организации, находящиеся в изолированном помещении этой кассы или иных помещениях должника-организации либо хранящиеся в банках и иных кредитных организациях, изымаются и арестовываются. Изъятые денежные средства не позднее операционного дня, следующего за днем изъятия, сдаются в банк для перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 17 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов», возложение на должника обязанности перечислять на депозитный счет подразделения судебных приставов-исполнителей наличные денежные средства, поступившие в кассу должника, направлено на обеспечение исполнения исполнительного документа и является обоснованным. Статья 68 Закона об исполнительном производстве не содержит исчерпывающего перечня мер принудительного исполнения.
В силу статьи 110 Закона об исполнительном производстве денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов. Перечисление (выдача) указанных денежных средств взыскателям осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3, 4 названной статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.
Как было указано выше и следует из материалов дела, на основании исполнительных листов, выданных Арбитражным судом Республики Хакасия, а также исполнительных документов, выданных органами, осуществляющими контрольные функции (ГУ УПФ РФ в Усть-Абаканском районе РХ, МИ ФНС России №3 по РХ) о взыскании денежных средств с должника в пользу ОАО «Хакасэнергосбыт», ГУП РХ «Хакресводоканал», ГУ УПФ РФ в Усть-Абаканском районе РХ, МИ ФНС России №3 по РХ были возбуждены исполнительные производства, которые в соответствии со статьей 34 Закона об исполнительном производстве объединены в сводное исполнительное производство №7966/15/19017-СД.

Оспариваемым постановлением от 15 октября 2015 года, вынесенного в рамках сводного исполнительного производства, судебный пристав ограничил проведение расходных операций по кассе должника и установил запрет на расходование должником денежных средств, ежедневно поступающих в кассу общества, в размере 100 % в пределах суммы задолженности (5 170 957,93 руб.).
Считая, что названное выше постановление нарушает права должника в части осуществления предпринимательской деятельности и третьих лиц, поскольку деятельность предприятия связана с обеспечением жизнедеятельности населения и объектов социальной сферы услугами по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению в п. Усть-Абакан, должник обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Взыскатель — ОАО «Хакасэнергосбыт, возражая против удовлетворения требования, указало на то, что задолженность заявителя образовалась с 2013 года, до настоящего момента какая-либо сумма в счёт имеющейся задолженности в добровольном порядке обществом не уплачена. Все доводы заявителя сводятся к отражению его неудовлетворительного финансового положения и, по сути, направлены на отсрочку исполнения судебного акта. Удовлетворение требований заявителя приведёт к нарушению баланса интересов должника и взыскателей по сводному исполнительному производству. Кроме того, обществом не приведена норма права, которой не соответствует оспариваемое постановление.
Взыскатель — МИ ФНС России №3 по РХ в отзыве на заявление указала, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, при том, что применение меры в виде запрета расходования денежных средств в размере 100 % от сумм, поступающих в кассу, было обусловлено неисполнением в добровольном порядке требований о погашении задолженности. Удовлетворение заявления общества приведёт к нарушению прав взыскателей. В настоящий момент у заявителя увеличивается имеющаяся у него задолженность перед бюджетом по исполнению налоговых обязательств. Поскольку у общества отсутствуют денежные средства на счёте, отсутствует какое-либо имущества, за счёт которого можно было бы удовлетворить требования кредиторов, примененная судебным приставом мера является обоснованной.
Исследовав материалы дела, изучив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд полагает, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Как было указано выше, ранее (постановление от 3 марта 2014 года) в отношении должника судебным приставом в рамках исполнительного производства была применена мера об ограничении проведения расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные денежные средства, в соответствии с которой был запрещён расход денежных средств в размере 50 % от суммы, поступающей в кассу организации ежедневно, до погашения суммы взыскания, за определёнными исключениями.
Доказательств того, что данная мера была эффективной суду не представлено.
Из документов, имеющихся в материалах дела, следует, что размер задолженности общества не только не уменьшился, напротив увеличился, составив 5 170 957 руб. 93 коп. Исполнительные производства, возбужденные в отношении должника, объединены в сводное. Какого-либо имущества у общества не имеется. На счёте у предприятия имеются картотеки №1 и №2, задолженность по которым согласно справке ООО КБ «Хакасский муниципальный банк» №07-04/674 от 5 октября 2015 года составляет около 7 миллионов рублей.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что взыскание задолженности с предприятия по исполнительным документам производится уже в течение длительного времени, значительно превышающего срок, установленный частью 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве, а также об отсутствии у должника достаточных денежных средств на счете в банке для погашения имеющейся задолженности.
В такой ситуации обращение судебным приставом взыскания на все денежные средства, поступающие должнику в кассу, направлено на выполнение предусмотренных статьей 2 Закона об исполнительном производстве задач исполнительного производства по правильному и своевременному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Доводы общества о том, что применённая судебным приставом мера повлечёт за собой полное отсутствие денежных средств необходимых для осуществления основной цели деятельности предприятия – поставка коммунальных ресурсов, суд не принимает во внимание, поскольку данные обстоятельства могут являться основанием для отсрочки либо рассрочки исполнения исполнительных документов в порядке статьи 37 Закона об исполнительном производстве и не должны приводить к нарушению прав взыскателей на своевременное исполнение исполнительных документов при отсутствии акта суда, другого органа или должностного лица о предоставлении должнику отсрочки или рассрочки исполнения исполнительных документов.
Кроме того, должник с заявлением о разрешении использования денежных средств, поступающих в кассу организации, на необходимые нужды в адрес судебного пристава не обращалось, и такие документы в ходе судебного заседания не представлены.
Арбитражный суд полагает, что снижение запрета на расход поступающих в кассу должника денежных средств до 20 % не обеспечит баланс интересов сторон. Документы, представленные заявителем в обоснование снижение запрета на расход поступающих в кассу должника денежных средств, относятся к хозяйственной деятельности заявителя и не могут служить основанием для снижения запрета на расход до 20 %.
Более того, требование должника о снижении размера установленного судебным приставом-исполнителем запрета на расход поступающих в кассу должника денежных средств до 20 % не обусловлено сроками действия указанного ограничения, что, в свою очередь, нарушает права взыскателей на исполнение судебного акта в разумный срок.
Закон об исполнительном производстве не содержит требований к размеру установленного судебным приставом-исполнителем запрета на расход поступающих в кассу должника денежных средств. Оспариваемым постановлением судебного пристава-исполнителя установлен запрет на расходование должником денежных средств, поступающих в кассу общества, в размере 100 % в пределах суммы задолженности по сводному исполнительному производству.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона об исполнительном производстве в оспариваемом постановлении указаны конкретные обстоятельства и мотивы, послужившие основанием для установления запрета на расход поступающих в кассу должника денежных средств до 100%, такая мера принудительного исполнения является необходимой, не препятствует хозяйственно-экономической деятельности должника.
Выбранная судебным приставом мера принудительного исполнения в виде запрета руководителю и лицу, ответственному за ведение кассы, осуществлять расход денежных средств, применена в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве, направлена на обеспечение исполнения требований исполнительных документов.
Заявитель не доказал, что ограничение запрета на расход поступающих в кассу должника денежных средств до 100 % нарушает его права и законные интересы, не представил в материалы дела соответствующих доказательств.
С учётом изложенного, арбитражный суд считает, что оспариваемое постановление судебного пристава соответствует положениям статьи 70 Закона об исполнительном производстве и не нарушает права и законные интересы должника, принятая судебным приставом мера принудительного исполнения соответствует объему требований взыскателей по сводному исполнительному производству и направлена на своевременное исполнение исполнительных документов, поэтому не нарушает принципов исполнительного производства, предусмотренных статьей 4 упомянутого Закона.
Таким образом, у арбитражного суда отсутствуют основания, предусмотренные статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого постановления недействительным.
Определением арбитражного суда от 21 октября 2015 года, с учётом определения арбитражного суда от 30 октября 2015 года об отмене обеспечительных мер в части, действие оспариваемого постановления приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, который будет принят по результатам рассмотрения дела.
В силу части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
Согласно части 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь частью 5 статьи 96, статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоКанал Усть-Абакан» о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Фокина Сергея Валериевича от 15 октября 2015 года об ограничении проведения расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные денежные средства в части указания запрета на расход денежных средств в размере 100 %, в связи с соответствием оспариваемого постановления положениям Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах».
Отменить обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого постановления, принятые определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 21 октября 2015 года, частично отмененные определением от 30 октября 2015 года, после вступления решения по настоящему делу в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия.
Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья И.А. Курочкина

Суд:

АС Республики Хакасия

Истцы:

ООО «ТеплоВодоКанал Усть-Абакан»

Ответчики:

СПИ МО по ОВИП УФССП России по РХ Фокин Сергей Валериевич
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП по Республике Хакасия Фокин С. В.

Иные лица:

АС РХ

В наше нестабильное время любой может стать должником. Но чтобы приставы не арестовали все счета, надо знать, с каких счетов могут списать долг, а за какие нужно побороться!

Арест счетов производиться в пользу погашения всех административных задолженностей, включая неуплаченные алименты, долги по кредитам, налоги, штрафы ПДД, задолженности по уплате коммуналки и другие виды долгов.

Исполни тельное производство
Возбуждение исполнительного производства – это всегда вынужденный процесс, основанием для которого служит вынесение судебного постановления. Только на основании официальной бумаги приставы вправе производить списание со счётов. Согласно ФЗ «Об исполнительном производстве», перед тем, как приступать к снятию денег со счетов, приставы обязаны уведомить заемщика о проведении взыскания. Уведомление подкрепляется судебным листом или разрешением от старшего судебного пристава.

Согласно ст.69 указанного ФЗ, приставы имеют право налагать арест на счета должника, даже если те расположены в разных банках.

Приставы получают информацию о счетах должника в банке на основании соответствующего запроса. Он направляется в большинство финансово-кредитных организаций.

Первый на проверке судебными приставами – Сбербанк. Чаще всего счета именно этой организации бывают списаны в пользу ФССП.

По запросу банки предоставляют судебным приставам следующую информацию:

сведения о счетах с указанием остатка денежных средств;
данные о прочих ценностях в сейфах.
По закону списание денег с зарплатных карт не должно превышать более 50% от суммы начислений. Если единовременное списание не покрывает размер поступлений, то приставы имеют право осуществить несколько ежемесячных списаний.

Снижение процента списания средств
Должник при условии трудного материального положения может настаивать на снижении процента ежемесячного списания. Такие дела на данный момент получили широкое распространение в судебной практике. Судьи снижают размер взыскания даже до 35-25% при предъявлении должником соответствующих доказательств.

Для того чтобы доказать тяжесть собственного материального положения, потребуется предоставить в суде:

справки о заработной плате или пенсии;
квитанции об уплате услуг ЖКХ;
документы, свидетельствующие о наличии иждивенцев;
прочие документы, касающиеся какого-либо дохода должника.

Какие средства подлежат и не подлежат аресту?
Согласно ФЗ «Об исполнительном производстве», приставы имеют право на взыскание денег, но не могут заблокировать пользование счетом, т.к. это противоречит их полномочиям.

Судебный пристав не должен получать согласие должника на проведение взыскания. Достаточно уведомить задолжавшее лицо о снятии денег путем заказного письма по почте. Но если это письмо не дойдет до адресата или должник получит уведомление уже после списания денег со счета – это уже издержки исполнительного производства, ответственность за которые несет почта.

Судебные приставы налагают арест:

на счета должника без определения их особенностей;
на банковские карты (зарплатная, кредитная, расчетная и др.);
на депозиты и вклады.
Пристав не обязан учитывать целевое назначение счета, а банки не предоставляют такую информацию.

В ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» прописано, что взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:

денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае смерти указанных лиц;
компенсационные выплаты пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
компенсационные выплаты в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
ежемесячные денежные выплаты и ежегодные денежные выплаты (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);
алименты, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
компенсационные выплаты (в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику; денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака);
страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;
пенсии по случаю потери кормильца;
выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца;
пособия гражданам, имеющим детей;
средства материнского капитала;
суммы единовременной материальной помощи (в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами; в связи с террористическим актом; в связи со смертью члена семьи);
суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица);
социальное пособие на погребение.
Кроме того, судебные приставы не вправе арестовывать кредитный счёт, он не предназначен для осуществления расчётов, принадлежит банку и используется для учёта ссудной задолженности.

В том случае, если взыскание произведено, гражданину следует обратиться к судебным приставам с заявлением и документом, который подтверждает, что на данный счёт производятся указанные выплаты.

Оспаривание взысканий со счетов, на которые перечисляются вышеуказанные выплаты, возлагается на плечи самого должника.

Как оспорить снятие денег со счета?
Следуя положениям ФЗ «Об исполнительном производстве», потерпевшая сторона имеет право подать жалобу на действия приставов. Жалоба может быть направлена в территориальный отдел ФССП, в прокуратуру или в судебный орган по месту жительства.

Чтобы денежные средства не списывались с социальных счетов, должник обязан предоставить приставам документы, подтверждающие характер поступления денег. Если же это кредитный счёт, то необходимо предъявить кредитный договор.

Жалоба на постановление судебных приставов подается в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В том случае, если должник не был извещён, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления.

Если должник не был уведомлен о возбуждении судебного производства и не успел принести необходимые документы, деньги с него спишут и возвратить их он сможет через суд.

Что делать, если заблокировали карту
Снять арест со счета и разблокировать карту возможно по следующим основаниям:

Получив уведомление об аресте счета, стоит позвонить в банк либо лично посетить данную организацию.
Получить сведения о сумме задолженности и возможных вариантах ее погашения.
Погасить Долг любым из предложенных способов.
По истечении 6-8 часов будет произведено снятие ареста со счета. В редких случаях стоит ожидать до 24 часов.
Для возврата незаконно списанных средств должнику следует подать заявление, составленное на имя начальника соответствующего подразделения ФССП.

К заявлению следует приложить документы, подтверждающие незаконность процедуры списания. Например, справку о целевом характере счета или выписку о двойном списании средств в счет погашения задолженности.

Бумага подается в ФССП в двойном экземпляре. После этого в течение 7 дней по закону должно быть оформлено постановление об отмене ранее вынесенного документа.

При наличии долга всегда стоит знать о возможной блокировке средств и проверять наличие судебного постановления на сайте ФССП.

Правила предъявления исполнительного документа в отношении должников – юридических лиц

Зачастую мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда, несмотря на рекламные гарантии и прочее, юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, оказывают некачественные услуги, продают некачественный товары и мы вынуждены защищать свои интересы в суде. Но и, к сожалению, на этом все не заканчивается, не так просто взыскать денежные средства и после решения суда.

Так, при получении исполнительного документа (судебного приказа, исполнительного листа) необходимо обратиться в службу судебных приставов по месту нахождения (регистрации) юридического лица (данный адрес указан в исполнительном документе) с заявлением о возбуждении исполнительного производства (образец заявлении в приложении).

Судебный пристав-исполнитель принимает решение о возбуждение или об отказе в возбуждении исполнительного производства с учетом сроков, предусмотренных ч. 8, 10 ст. 30 федерального закона «Об исполнительном производстве», как правило, это 3 суток с момента поступления к нему исполнительного документа.

В соответствии с п. 11 ст. 30 федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ предъявлен впервые в службу судебных приставов, то судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения, за исключением случаев, указанных в п. 14 ст. 30 федерального закона «Об исполнительном производстве», как правило, это 5 рабочих дней.

В случае неисполнения должником-организацией требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения в соответствии с п. 3 ст. 112 федерального закона «Об исполнительном производстве» выносится постановление о взыскании исполнительского сбора, исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от суммы, но не менее 10 0000 руб. для должников-организаций (своего рода штраф, служащий для того, чтобы должники оплачивали задолженность в кратчайшие сроки).

При возбуждении исполнительного производства на основании судебного акта судебный пристав-исполнитель:

  • истребует документы об органе управления юридического лица (выписка из приказа о назначении руководителем, решение общества);
  • предупреждает руководителя должника-организации об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ (предупреждение вручается руководителю лично под роспись).

При возбуждении исполнительного производства, на основании судебного акта с суммой задолженности свыше 2 250 000 руб., руководитель должника также предупреждается об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 177 УК РФ.

При возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем направляются запросы в регистрационные органы: ФНС (для получения выписки из ЕГРЮЛ, а также информации о счетах должника), ГИБДД, Росреестр, Гостехнадзор.

Правильность и своевременность определения судебным приставом-исполнителем наличия у должника-организации соответствующего имущества обусловят, будет ли взыскан долг в вашу пользу.

Что делать, если исполнительный документ предъявили приставам, а долг так и не взыскан?

Таким образом, в случае если денежные средства в вашу пользу не взысканы в течение 3 недель, рекомендую идти на прием к судебному приставу-исполнителю и в соответствии со ст. 64.1 федерального закона «Об исполнительном производстве» писать ходатайства (образец ходатайства в приложении):

  • о проверке имущественного положения должника по месту регистрации в соответствии со ст. 64 федерального закона «Об исполнительном производстве»;
  • о наложении ареста на счета организации – в соответствии с ч. 3 ст. 69 федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах. Судебный пристав-исполнитель получает информацию о наличии счетов у должника – юридического лица от налоговой службы. После получения ответа из налоговой службы о наличии счетов у должника, в соответствии со ст. 70 федерального закона «Об исполнительном производстве» выносит постановления об обращении взыскания на счета должника в кредитной организации;
  • об аресте денежных средств, поступающих в кассу, – судебным приставом-исполнителем в соответствии со ст. 68 федерального закона «Об исполнительном производстве» выносится и вручается руководителю должника или бухгалтеру постановление об ограничении расходных операций по кассе в размере 100 %. После чего руководителю должника вручается требование о необходимости предоставлять еженедельный отчет о движении денежных средств по кассе;
  • требование в обязательном порядке должно содержать предупреждение об ответственности, предусмотренной ч. 3 ст 17.14 КоАП и ст. 315 УК РФ за неисполнение. Ввиду чего требование должно вручаться лично руководителю либо лицу, его замещающему, либо бухгалтеру;
  • о предупреждении директора по ст. 315 УК РФ;
  • о наложении запретов и арестов на принадлежащее имущество в пределах суммы задолженности (как сторона исполнительного производства вы имеете право знакомиться с материалами исполнительного производства и будете точно знать, есть ли имущество у организации и принимает ли пристав все возможные меры для взыскания ваших денежных средств).

В соответствии со ст. 94 федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее указанной организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления в следующей очередности:

1) в первую очередь – на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;

2) во вторую очередь – на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;

3) в третью очередь – на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;

4) в четвертую очередь – на непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество.

Судебный пристав-исполнитель выходит по юридическому адресу должника, устанавливает, осуществляет ли должник деятельность, имеется ли у должника имущество, при наличии имущества накладывает арест на данное имущество, при отсутствии имущества составляет соответствующий акт.

В случае неоплаты в течение 2 месяцев вы имеете право написать заявление дознавателю отдела ФССП, где будет находиться ваше производство, о возбуждении уголовного дела в отношении директора организации, которая не оплачивает задолженность, с целью проверки на факт наличия признаков преступления, предусмотренных ст. 315 УК РФ.

Если вы займете активную позицию и будете взаимодействовать с судебным приставом-исполнителем (ходить на прием, писать ходатайства), вероятность взыскания в вашу пользу возрастет.

Наименование районного (городского)

отдела судебных приставов

от…,

проживающего (ей): …,

паспорт (серия, номер, кем/когда выдан) …,

тел. …

Заявление о возбуждении исполнительного производства

Прошу принять для принудительного исполнения исполнительный лист (судебный приказ, нотариальное соглашение) дело № … от…

В отношении должника: …, зарегистрированного по адресу: …,

дополнительные сведения о должнике: …,

В пользу взыскателя: …

Сумма взыскания (сущность исполнения) …

Взысканные денежные средства прошу перечислить на:

ИНН…

Банковский счет…

Филиал банка…

Дата Подпись

Наименование районного (городского)

отдела судебных приставов

от…,

проживающего (ей): …,

паспорт (серия, номер, кем/когда выдан) …,

тел. …

Ходатайство

о совершении мер принудительного исполнения

В мою пользу возбуждено исполнительное производство № … в отношении… в мою пользу.

Руководствуясь ст. 64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» прошу:

  • обратить взыскание на счета должника;
  • провести проверку имущественного положения по адресу регистрации;
  • арестовать денежные средства, поступающие в кассу.

Дата Подпись

Процедура взыскания долга судебными приставами (по кредиту, алиментам, долгам и т.п.), ее основные этапы. Предложения ФССП по упрощенному порядку принудительного взыскания мелких штрафов, находящиеся на рассмотрении в Госдуме.

Порядок взыскания долга судебными приставами

Обеим сторонам исполнительного производства – и должнику, и взыскателю – полезно четко понимать, как взыскивают судебные приставы. Это поможет избежать многих ошибок, которые часто допускают при взаимодействии с ФССП. И, пожалуй, если говорить об ошибках взыскателей, одна из самых распространенных – добившись судебного решения и возбуждения исполнительного производства, ждать, что все остальное сделают судебные приставы.

В 2017 году на исполнении в территориальных органах ФССП находилось 84,6 млн исполнительных производств, за 9 месяцев 2018 года – 72,3 млн, прогноз на 2018 год – до 100 миллионов, то есть на каждого сотрудника придется более 1300 производств. При такой загрузке надеяться, что именно вашему делу приставы уделят особое внимание, не приходится.

Как взыскивают долги судебные приставы в 2018 году

Основные стадии взыскания задолженности по действующему на данный момент законодательству:

  • На основании исполнительного документа (исполнительного листа, судебного приказа, постановления Федеральной налоговой службы и т.п.) начинается исполнительное производство. Пристав должен вынести постановление о возбуждении исполнительного производства в течение 6 дней с момента поступления исполнительного документа в ОСП.
  • Постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику. В нем указывается срок добровольного погашения задолженности, сейчас это 5 дней с момента получения постановления, и реквизиты счета для оплаты.
  • Если в добровольном порядке задолженность не погашена, приставы взыскивают с должника деньги путем принудительного списания средств со счета (подробнее об этом можно прочитать в статье «Как приставы списывают деньги с карты»), удержания части заработной платы и т.п.).
  • В том случае, если на выявленных приставами счетах должника недостаточно средств, приставы обращают взыскание на его имущество. Получив в ответ на запросы в кадастровую палату, ГИБДД, Ростехнадзор информацию о принадлежащих должнику транспортных средствах, земельных участках, недвижимости, приставы вправе наложить арест на это имущество. При этом должник лишается права его продать, подарить или другим способом передать в собственность третьим лицам. Жилье должника не может быть арестовано только в том случае, если оно является единственным, причем на долги по ипотеке это исключение не распространяется.
  • Если денежных средств на счетах, машины или подлежащей аресту недвижимости нет, или они не покрывают сумму долга, должник официально не трудоустроен или долг из-за его величины не может быть погашен отчислениями с зарплаты, пристав описывает движимое имущество должника, которое затем продается, а вырученная сумма направляется на погашение долга. Подробнее об этом – в статье «Пришли судебные приставы — что делать?»
  • Судебный пристав-исполнитель имеет право вынести постановление о временном ограничении на выезд должника за пределы Российской Федерации. Эта мера может быть применена сразу после истечения 5-дневного срока добровольного погашения долга, составляющего 30 тысяч рублей. В случае требований о взыскании алиментов, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, причиненного здоровью, ущерба причиненного преступлением, выезд ограничивается, если сумма задолженности по исполнительному документу превышает 10 тысяч рублей.
  • Кроме сумм, указанных в исполнительных документах, с должника взыскивается исполнительный сбор в размере 7% от суммы долга, но не менее 1000 рублей.

После завершения всех перечисленных стадий принудительного взыскания исполнительное производство закрывается. По закону, приставы должны взыскать долг в течение 2 месяцев с момента получения исполнительного документа. Однако в этот срок не включаются периоды ожидания документов, розыска скрывающегося должника, реализации имущества и другие отсрочки. На практике дела могут длиться годами, исполнительный документ о взыскании долга действителен в течение 3 лет.

Как будут взыскивать долги судебные приставы в 2019 году

В Госдуме РФ на рассмотрении находятся 9 законопроектов, совершенствующих работу службы судебных приставов, в частности, поправки к закону «Об исполнительном производстве», согласно которым вводится упрощенный порядок взыскания административных штрафов, которые не превышают трёх тысяч рублей. Будут сокращены сроки их добровольного погашения, упрощена процедура извещения должника – легитимным станет направление постановления через портал госуслуг и с помощью смс. После окончания срока добровольного погашения, который уменьшается с нынешних пяти до двух дней, приставы без возбуждения исполнительного производства будут направлять в банк требование о списании со счета должника суммы штрафа плюс исполнительного сбора в размере 1000 рублей.

Это, по замыслу авторов законопроекта, должно избавить приставов от большого количества рутинной работы и позволить им уделять больше внимания исполнению судебных решений, например, по взысканию алиментов.

Установлены такие сроки для предъявления исполнительного листа:

3 года с момента вступления судебного решения в законную силу (по общему правилу);

2 года с момента вступления судебного решения или другого документа об административном правонарушении в законную силу;

срок, на который присуждаются платежи (в случае взыскания платежей).

В работе судебных приставов определено такое понятие, как срок исковой давности исполнительного листа, обозначающее период времени, когда лицо может заявить о своих нарушенных правах. Если в течении этого времени заинтересованное лицо не предъявит требования, оно может потерять возможность в последующем обратиться за защитой своих прав.

Согласно законодательству требования исполнительного документа должны быть исполнены в двухмесячный срок с момента открытия исполнительного производства. Законом определены исключительные ситуации.

При наличии указанного срока в исполнительном листе или законодательном акте применяется указанный промежуток времени. Исполнительный лист может содержать требование о незамедлительном его выполнении. Тогда производство начинается не позже первого рабочего дня с момента предъявления листа в службу приставов.

Фото: из открытого источника

Бывают случаи возвращения приставами исполнительного листа в суд без открытия дела об исполнительном производстве. Это происходит в следующих случаях:

если должник не имеет источника дохода;

если у должника отсутствует какое-либо имущество и не открыты банковские счета.

Вернуть полученные документы судебные приставы могут в течение 3 дней с момента их получения. Повторно обратиться в службу судебных приставов возможно по истечению 6 месяцев с момента возврата пакета документов. Длительность приостановления из срока действия при этом вычитается, т.е. срок действия отсчитывается заново.

Что забирают приставы в счет задолженности

По Гражданскому кодексу (ГПК РФ) могут арестовать любое имущество, за исключением неприкосновенной части собственности.

К неприкасаемому имуществу относятся:

квартира (ее доля), жилой дом, земля, где находится любое строение, в котором живет должник;

бытовые предметы, вещи, находящиеся в индивидуальном пользовании (одежда, обувь и т.п.);

имущество, которое требуется должнику для профессиональной деятельности;

домашний скот, птица и любая другая живность, используемые для личных нужд, а не для предпринимательства;

семена для посадки;

продукты питания и деньги (не менее прожиточного минимума должника и членов его семьи);

топливо для приготовления пищи и для отопления жилплощади на период отопительного сезона;

транспортные средства для передвижения инвалидов;

призы, памятные и почетные знаки, гос. награды, которыми награждался должник.

Имеют ли право приставы арестовать детское пособие

Согласно законодательству, на пособия граждан, имеющих детей, не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Если на арестованные банковские счета родителей производится начисление пособий на ребенка, то должникам необходимо самостоятельно предоставить документы, подтверждающие факты перечисления указанных денежных средств в службу судебных приставов, где уже на основании справки о перечислениях обязаны принять меры по снятию ареста.

Имеют ли право судебные приставы снять удержания с пенсии

На все виды пенсий, на трудовые и на страховые, обращаются любые взыскания, которым пенсионер подвергается согласно исполнительным документам суда. Размер удержанных денежных сумм не может превышать 50 или (в четко определенных случаях) 70 процентов.

Что делать, если приставы не смогут взыскать задолженность

В первую очередь, что можно сделать, — это направить запрос о состоянии производства, попросить прописать в ответе меры, принятые для розыска должника и обеспечения погашения долга. Форма его доступна на сайте госууслуг. Его можно принести лично или отправив с сайта государственных услуг через личный кабинет. Если ответ от приставов не был получен, или нет движения и списывать задолженность так и не начали, можно обратиться с жалобой на бездействие приставов в службу приставов или в прокуратуру. Также можно обратиться с иском в суд.

Если человек имеет непогашенный долг перед государством, стоит ожидать санкций от соответствующих ведомств. Оптимальный выход из ситуации — узнать о задолженности судебным приставам онлайн и оплатить ее. В противном случае можно столкнуться с такими неприятными последствиями, как арест имущества, блокировка денежных средств на банковском счете или вовсе запрет на выезд за пределы территории России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *