Юридическая дееспособность

Резонансную дискуссию среди сообщества юристов и адвокатов Праворуб вызвала статья адвоката Морохина Ивана Николаевича «Верховный суд признал наличие дееспособности юридических лиц и расширил возможности представительства». Причем дееспособность самого юридического лица Верховный Суд РФ, как это обычно у него заведено, вывел через своё, одному ему известное, судейское усмотрение и понимание закона, в то время, как ни в самом законе, ни в самом понимании закона ничего подобного нет и никогда не было.
В качестве аргумента в обосновании наличия дееспособности у юридического лица Верховный Суд РФ в Определении от 27 сентября 2016 года №36-КГ16-10 привел следующее обоснование: Таким образом, положения ст. 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не содержат указания на то, что представителем в суде может являться только физическое лицо. Данная норма права предусматривает, что лицо, представляющее интересы в суде, должно быть дееспособным и его полномочия должны быть оформлены надлежащим образом.
Дееспособность юридического лица (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их) возникает одновременно с его правоспособностью.
В соответствии с п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Часть 1 ст. 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации также наделяет организации гражданской процессуальной дееспособностью — способностью своими действиями осуществлять процесс
Что касается толкования судом ст. 49 ГПК РФ и ч.1 ст. 37 ГПК РФ, то здесь Верховный Суд РФ откровенно лукавит, применяя приемы студента юридического ВУЗа начальных курсов и специалистов судебных процессов типа «сам себе режиссёр». Это тот самый клинический случай в юриспруденции, когда при выяснении смысла, заложенного законодателем в то или иное понятие, берется одна статья закона и на её основе даётся толкование целому правовому явлению.
Однако, для полноценного познания и понимания правового явления, его необходимо рассмотреть во взаимосвязи со всеми нормами права, которыми охватывается данное правовое явление, для того, чтобы выявить все существенные признаки, присущие данному явлению и отграничить от него те признаки, которые не могут ему принадлежать априори.
Гражданский кодекс РФ в подразделе два установил два вида лиц: физические лица и юридические лица (организации).
В соответствии со ст. 17 ГК РФ за всеми гражданами признается гражданская правоспособность, т. е. способность иметь права и нести соответствующие обязанности, которая возникает с момента рождения и прекращается смертью. Реализация прав и обязанностей гражданами поставлена законом в зависимости от наличия и объёма дееспособности.
Дееспособность – способность, присущая физическому лицу отдавать отчёт своим действиям или руководить ими в зависимости от своего умственного и психического развития. В зависимости от чего физическое лицо может обладать либо ограниченной дееспособностью, например, малолетний, либо полной дееспособностью, либо быть недееспособным.
Юридическое лицо также как и физическое лицо обладает гражданской правоспособностью: оно может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности. Но в отличие от граждан за юридическими лицами признаётся ограниченная правоспособность, так как юридическое лицо может иметь права и нести обязанности, которые вытекают из целей деятельности юридического лица, для которых оно было образовано – ч.1 ст. 49 ГК РФ. Более того, и имеющаяся правоспособность юридического лица может быть ограничена в случаях и в порядке, предусмотренных законом – ч.2 ст. 49 ГК РФ.
Итак, в вопросе гражданской правоспособностью физических и юридических лиц имеем следующие различия: у физического лица объём прав и обязанностей зависит исключительно от его объёма дееспособности, в то время как у юридического лица объём прав и обязанностей зависит от объёма его гражданской правоспособности и от применяемых к нему санкций в случаях, установленных законом. На это различие и необходимо обращать внимание, так как многие осуществляют подмену понятия гражданской правоспособности юридического лица на его гражданскую дееспособность. Необходимо запомнить, что объём прав и обязанностей юридического лица зависит исключительно от его правоспособности.
Тогда возникает закономерный вопрос: «А разве юридические лица не принимают на себя права и не несут обязанности?» Конечно же, и принимают права, и несут обязанности, но не как гражданин лично, а через свои исполнительные органы. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом – ч.1 ст. 53 ГК РФ, а в предусмотренных настоящим Кодексом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников – ч.2 ст. 53 ГК РФ. Но в любом случае, независимо от того, о каком органе управления юридических лиц идет речь, то ли это Общее собрание, то ли Совет директоров (Наблюдательный совет), то ли Коллегиальный исполнительный орган, то ли Единоличный исполнительный орган, в любом случае осуществление гражданских прав и обязанностей юридического лица осуществляют физические лица (физическое лицо).
Именно действия физических лиц, входящих в органы управления юридического лица, создают права и обязанности для юридического лица. Именно их дееспособность – способность понимать значение своих действий и руководить ими, будет влиять на законность принятых ими решений от имени юридического лица.
Часть наших оппонентов, сторонников «новоявленной теории» Верховного Суда РФ в качестве наличия существования дееспособности у юридических лиц также привели статьи процессуальных кодексов, согласно которым юридические лица обладают гражданской процессуальной дееспособностью, а раз они обладают гражданской процессуальной дееспособностью, то, следовательно, у них есть и гражданская дееспособность. Однако, по поводу гражданской дееспособности я уже высказался выше, теперь перейду к так называемой гражданской процессуальной дееспособности юридического лица.
Действительно, в статьях 37 ГПК РФ и ч.2 ст. 43 АПК РФ говорится о процессуальной дееспособности организаций, т. е. о способности организациями своими действиями осуществлять принадлежащие им права и выполнять процессуальные обязанности, а в ст. 49 ГПК РФ не содержится указания на то, что представителем в суде может являться только физическое лицо. Данная норма права предусматривает, что лицо, представляющее интересы в суде, должно быть дееспособным и его полномочия должны быть оформлены надлежащим образом.
Однако, подобное понимание норм судьями Верховного Суда РФ и коллегами вызывает у меня полнейшее недоумение, так как в качестве аргументации позиции по делу взята отдельная статья в отрыве от иных статей, которыми регулируется вопрос гражданской процессуальной дееспособности юридических лиц (организаций).
Ни одна организация сама по себе не способна осуществить никаких действий – обязательный признак дееспособности, потому что у них нет таких способностей и возможностей. Права и обязанности в суде организации, также как и в гражданских правоотношениях, реализуют исключительно через свои органы управления, которые и наделяются соответствующими полномочиями, о чем дополнительно говорят уже иные процессуальные нормы права.
Дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители – ч. 2 ст. 48, ст. 49 ГПК РФ, ч. 3, 4 ст. 59 АПК РФ. В ч.5 ст. 54 КАС РФ установлен более чёткий и ясный критерий для лиц, участвующих в суде от имени организаций, в соответствии с которым такими лицами в суде могут быть только физические лица Права и законные интересы организации могут защищаться единоличным органом управления этой организации или уполномоченными ею лицами, действующими в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации
В суде в обязательном порядке подтверждаются полномочия руководителей организаций, действующих от имени организации ч.3 ст. 57 КАС РФ.
Представителем в гражданском или арбитражном суде может быть дееспособное лицо с надлежащим образом оформленными и подтвержденными полномочиями на ведение дела, за исключением лиц отдельных лиц – ч. 2 ст. 48, ст. 49 ГПК РФ, ч. 6 ст. 59 АПК РФ.
Более значимо понятие дееспособности лиц, участвующих в деле, раскрыто в ч.1 ст. 55 КАС РФ Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. К иным лицам в соответствии и с ч.1 ст. 54 КАС РФ, как было озвучено выше, относятся исключительно физические лица.
И если часть оппонентов пыталась в своих аргументах использовать существование у юридических лиц так называемой ограниченной или частичной дееспособности, то КАС РФ в этом плане развеял любые иллюзии относительно существования какой-то особой процессуальной дееспособности у юридических лиц.
Таким образом, процессуальное законодательство говорит о том, что права и обязанности организаций в суде осуществляют руководители органов управления организаций или уполномоченные ими лица, т. е. именно физические лица, полномочия которых удостоверены надлежащим образом и которые обладают полной дееспособностью.
Напрасно Верховный Суд РФ вывел вот такое умозаключение Дееспособность юридического лица (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их) возникает одновременно с его правоспособностью.
В соответствии с п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
В Единый государственный реестр юридических лиц одновременно с внесением сведений о создании юридического лица вносятся сведения о лицах, уполномоченных действовать от имени организации без доверенности. Вот их то как раз дееспособность и является той самой дееспособностью, которая и создает гражданские и гражданские процессуальные права и обязанности в отношении возглавляемого ими юридического лица, но никакая то мифическая фикция в виде наличия якобы дееспособности у юридического лица.
Дееспособность – это признак, присущий исключительно человеку, так как зависит от нескольких факторов: от умственного и психического развития выражаемого вовне. Организация сама по себе, в отрыве от органов управления и сотрудников, не обладает ни умом, ни психическим развитием, ни волей, ни осуществлением каких-либо действий.
Организацию нельзя ограничить в дееспособности либо признать её недееспособной. Я даже с трудом представляю себе сам процесс проведения психиатрической экспертизы в отношении юридического лица. Хотя сейчас вряд ли стоит чему-то удивляться.
Вывод: Ничего просто так не делается, тем более на таком уровне. Означать это может только одно – значит это кому — то необходимо с какой-то целью.
Кому?
Пока вопрос.
С какой целью?
Как мне видится, с целью изъятия бизнеса и обращения его в пользу заинтересованных лиц. Если существующая ювенальная юстиция позволяет без особых проблем, даже без суда изымать детей у родителей, то почему бы не воспользоваться ювенальной юстицией в бизнесе?
Недееспособное юридическое лицо…. Ну что ж, следим за развитием событий.

Административная правоспособность — это способность индивида быть носителем субъективных прав и обязанностей V сфере государственного управления.

Она возникает с момента рождения и прекращается со смертью лица.
Административная правоспособность — это признанная государством способность своими собственными действиями реализовать права и приобретать новых личных прав, выполнять обязанности в сфере государственного управления. В полном объеме она наступает с 18 лет, а в отдельных случаях — с 16 г. Конкретный объем прав и обязательной находится в зависимости от ряда факторов: возраста, образования, встану здорова, астат. Некоторые из них могут служить причиной полного или частичного ограничения административной правовой дееспособности: душевная болезнь, инвалидность лишают права управления транспортными средствами. Лица, имеющие судимость, либо не имеют специального образования, теряют возможность занимать ряд должностей в государственном аппарате.

Центральным элементом административно-правового статуса гражданина (индивидуального субъекта) его права и обязанности.
Поскольку административно-правовой статус тесно связан с конституционных, является производным от последнего, можно выделить общие права, относящиеся к конституционным: право на участие в управлении государственными делами «, на равный доступ к государственной службе», на обжалование в суд неправомерных актов (действий) государственных органов (должностных лиц).
Все эти права не могут быть реализованы без участия органов государственной власти и местного самоуправления (органы публичной власти). Другие права в сфере государственного управления развивают (обеспечивают) конституционные права. Так, конституционное право на охрану здоровья конкретизируется в следующих правах, которые являются частью административно-правового статуса граждан, как право на медико-санитарную и медико-социальную помощь, обеспечение лекарствами, оказания ортопедической и протезной помощи, соблюдение информации о состоянии здоровья я.
Вместе с правами на граждан возлагается и ряд обязанностей. Основным (общим) обязанностью граждан является обязанность соблюдать Конституцию Украины и законы государства. Другие обязанности являются производными и касаются разных сфер жизнедеятельности людей. Административно-правовые нормы устанавливают различные правила поведения и обязанности граждан их соблюдать, например, в правилах дорожного движения и пользования общественным транспортом; ^ проходить в установленных случаях обязательный медицинский осмотр и лечение; ^ регистрировать транспортное средство и получать разрешение на занятие определенными видами деятельности.

Следует различать общий и специальный административно-правовой статус граждан. Первым обладают все граждане независимо от возраста, пола, состояния здоровья, места жительства и т.д. Однако каждый человек в своей жизни может оказываться в разных ситуациях, определенных положениях, что обуславливает наличие специальных прав и обязанностей. Лицо может выступать субъектом так называемых специальных административно-правовых статусов. В теории административного права различают такие специальные административно-правовые статусы:

— Членов административных коллективов — это личный состав организаций, в которых отношения ее членов с администрацией регулируются административным правом (органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные части, студенческие коллективы). В связи с этим выделяют статусы: учащихся (студентов, аспирантов, учащихся колледжей), милитаризованных служащих, лиц, свобода которых ограничена в административном порядке (несовершеннолетние, за правонарушения находятся в специальных учебных заведениях; граждане, которые находятся в центрах временного размещения вынужденных переселенцев);
— Объекты попечительства: а) сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены много ¬ детных семей б) безработные, чернобыльцы, участники боевых действий в Афганистане, беженцы, те, которые пострадали от пожаров, наводнений, землетрясений, стихийных бедствий;
— Субъектов территорий с особыми режимами а) лица, проживающие на приграничной территории, б) жители горных территорий в) местностей, где объявлено чрезвычайное положение;
— Субъектов разрешительной системы — лица, имеющие зарегистрированное оружие, занимающихся определенными видами деятельности, на что требуется специальное разрешение внутренних дел и др..
Еще одним элементом административно-правового статуса является административно-правовые гарантии прав и свобод граждан. К ним относятся организационные гарантии (существование и деятельность органов, осуществляющих охрану и защиту прав и свобод граждан) право на жалобу (административную и судебную). Оно закреплено Законом «Об обращениях граждан», а также Гражданско-процессуальным Кодексом.
Субъектами административного права также, иностранные граждане и лица без гражданства, их административно-правовой статус определяется ст. 26 Конституции Украины, и Законом Украины «О правовом статусе иностранцев» от 5 марта 1994 г. В целом объем их административно-правового статуса несколько уже, чем у граждан Украины. Так, они не могут быть государственными служащими, занимать должности в государственном аппарате; не несут воинской обязанности, не в праве создавать политические партии. На них возлагаются дополнительные обязанности, не свойственные для граждан Украины. Они обязаны зарегистрировать свой паспорт, получить разрешение для проживания, уведомлять органы внутренних дел о перемещении по территории государства и др.. Несут административную ответственность наравне с гражданами Украины.

Основной акцент в обновлении содержания административно-правового статуса граждан необходимо делать на реальный действенный механизм обеспечения реализации этих прав, которые уже сегодня закреплены в Конституции и многочисленных законах. Этим механизмом должны стать нормы административно-процессуального законодательства, регулирующих порядок осуществления разных административных процедур и процессуальных действий.

Государственная служба в Украине — это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате практического выполнения задач и функций государства. Эти лица с государственными служащими, имеют соответствующие служебные полномочия, занимают определенные должности и получают заработную плату за счет государственных средств.

Как правило покупатели и продавцы квартир обращаются в агентство недвижимости. Как убедится что это не подстава или шарашкина контора? Как проверить правоспособность юридического лица, и вообще, что такое правоспособность юридического лица?

Правоспособность юридического лица

В целом любая правоспособность — это способность иметь гражданские права и нести обязанности (п. 1 ст. 17 ГК РФ). И как бы это смешно не звучало, это право в виде возможности иметь право.
Согласно ч. 1 ст. 49 ГК РФ, правоспособность юридического лица — это возможность юридического лица иметь гражданские права, равносильные целям его деятельности, в соответствии с учредительными документами (статья 52 ГК РФ), и нести все связанные с этой деятельностью обязанности и ответственность.
Как только в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц) вносятся сведения о создании юридического лица – возникает его правоспособность, и прекращается она только после внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений.
Правоспособность юридического лица делится на два вида:
1. Общая или универсальная правоспособность;
2. Специальная правоспособность.
Кроме того, юридическое лицо обладает юридической дееспособностью, то есть способностью своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности, в том числе гражданско-правовую ответственность, говоря обыденным языком заключать договора с юридическими и физическими лицами исполнять обязательства по этим договорам, принимать оплату и т.д.

Общая правоспособность юридического лица

Общая правоспособность юридического лица означает, что все коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий (МУП, ФГУП, (О;К;Р)ГУП), несут гражданские обязанности и гражданские права, необходимые для осуществления всех видов деятельности, не запрещенных законом.
Напомним, что коммерческие организации — это юридические лица, главной целью которых является получение прибыли от своей деятельности.
Общая правоспособность юридического лица дает предприятию возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте, нести гражданскую и имущественную ответственность (обособленное имущество).
Универсальная правоспособность характерна для производственных кооперативов и хозяйственных товариществ.

Специальная правоспособность юридического лица

Специальная правоспособность дает возможность юридическому лицу заниматься отдельным видом деятельности на основании специального разрешения (лицензии).
Для примера укажем несколько распространенных видов специальной правоспособности юридического лица относятся:
— разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
— деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
— деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
— разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия;
— торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
— деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
— производство лекарственных средств;
— оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
— деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом, железнодорожным транспортом и воздушным транспортом пассажиров и опасных грузов;
— деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
— частная охранная деятельность;
— частная детективная (сыскная) деятельность;
— оказание услуг связи;
и много другое.
Полный список видов деятельности юридического лица, подлежащих лицензированию, перечислен в ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Право заниматься специальным видом деятельности возникает у юридического лица с момента получения соответствующей лицензии и прекращается после истечения срока её действия.
За осуществление специальных видов деятельности без лицензии предусмотрена административная ответственность (ст. 14.1 КоАП РФ).

Ограничение правоспособности юридического лица

Ограничение юридического лица в правах осуществляется специальными, уполномоченными на то органами и только в случаях предусмотренных действующим законодательством.
В целом, ограничение правоспособности — это ограничение компетенции юридического лица и его органов. Различают три вида ограничения правоспособности:
1. Прекращение или приостановление деятельности органов юридического лица без возможности восстановления их полномочий;
2. Прекращение или приостановление деятельности органов юридического лица с возможностью восстановления его полномочий;
3. Ограничение полномочий органов юридического лица.
Отличным примером ограничения правоспособности служит п. 3 ст. 15 Земельного Кодекса РФ, который запрещает иностранным юридическим лицам владеть на праве собственности земельным участком, находящимся на приграничной территории (полный перечень установлен Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ).

Правовая экспертиза правоспособности юридического лица и её значение

При заключении сделки с юридическим лицом необходимо проводить правовую экспертизу для определения законности и целесообразности будущей сделки, добросовестности юридического лица-партнера, предупреждения неблагоприятных последствий.
Правовая экспертиза проверит сам факт существования юридического лица, отсутствие ограничения его прав на совершение сделки в законе и в учредительных документах, соответствие его уставных документов действующему законодательству в той или иной области, отсутствие ограничения в правоспособности и дееспособности, подтвердит полномочия доверенных лиц, а также наличие лицензии, если юридическое лицо обязано её иметь.
В случае если юридическим лицом будет совершена сделка, не предусмотренная его учредительными документами, такая сделка может быть признана недействительной, в таком случае к ней будут применены последствия недействительности сделки. Чаще всего, это грозит убытками для обеих сторон.
Прибегнуть к правовой экспертизе юридического лица можно и на стадии судебного разбирательства. Обычно это делается для того чтобы успеть собрать дополнительные доказательства и привести новые доводы, подкрепляющие вашу позицию по делу.
Каждый день в своей повседневной жизни люди сталкиваются с правоспособностью юридических лиц, совершенно не подозревая об этом.
Например заключая договор о продаже Вашей квартиры с какой-либо фирмой, как часто вы задумываетесь, а существует ли она на самом деле. А если и существует, имеет ли она право оказывать услуги по продаже и покупке квартиры или иного недвижимого имущества, зарегистрирована ли она в том-же районе, где проживаете вы или находится отчуждаемая недвижимость, кто является учредителем и совпадают ли фактический и юридический адреса у агентства недвижимости?

При оформлении кредита, в том числе на приобретение недвижимого имущества (ипотеки) банк всегда проверяет ваш паспорт, а как часто вы спрашиваете банк о наличии лицензии?

Мы рекомендуем подходить очень взвешенно к выбору юридического лица-партнера, особенно когда речь идет о крупных и весомых сделках, например в области недвижимости.

Если у Вас возникли сомнения в правоспособности юридического лица наш юрист поможет вам в проведении правовой экспертизы юрлица. Правовая экспертиза проводится только специалистом в области современного права, обладающим необходимыми знаниями, опытом и должным уровнем компетенции.

И напоследок несколько практических советов при выборе агентства недвижимости:

1. Попросите показать свидетельство о государственной регистрации юридического лица. Так вы проверите существует ли это юрлицо, и в каком году оно было создано. 5-7 и более лет достаточный срок — видно что эта фирма не «однодневка».

2. Если у фирмы чистое прошлое, вам легко предоставят и устав и выписку из ЕГРЮЛ, где вы сможете проверить с какой целью создавалась данная компания — если в видах деятельности перечислено больше 20 — 30 пунктов ….

3. Спросите как долго фирма находится по данному адресу, ведь вполне возможно, что кто-то просто купил старую фирму.

Самый простой способ убедится в том что фирма достаточно давно существует — полистать телефонные справочники 5-6 летней давности, если фирма отработала на рынке 5-6 лет это плюс.

На самом деле проверка правоспособности юридического лица весьма не простое занятие, и если вам предлагают что-либо по очень-уж привлекательной цене, а в отношении продавца — юридического лица у вас возникают сомнения — лучше обратиться в юристу.

Административная деликтоспособность – это способность нести правовую ответственность за совершённое нарушение административно-правовых норм.

Коммерческая организация обладает деликтоспособностью, то есть способностью нести ответственность по своим обязательствам. Коммерческие организации всех организационно-правовых форм отвечают по своим обязательствам самостоятельно, в том числе и за действия ее представителей, работников, органов при исполнении ими своих обязанностей коммерческая организация несет ответственность. Их действия – это действия самого юридического лица.

Административная ответственность юридических лиц — это применение к организациям, обладающим административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов в целях государственного осуждения противоправной деятельности юридических лиц и выполнения возложенных на них обязанностей, а также предупреждения новых правонарушений.

Единым и единственным основанием административной ответственности юридических лиц (организаций) является совершение ими административного правонарушения — общественно опасного, противоправного, виновного, наказуемого деяния. Признаками, характеризующими правонарушение, совершенное юридическим лицом, являются традиционные признаки состава административного правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона, но применительно к административной ответственности юридических лиц они обладают особенностями, отличающими их от аналогичных признаков, характеризующих состав административного правонарушения, совершаемого физическим лицом. Прежде всего это касается такого элемента, как вина.

Вина — необходимое условие всякой ответственности. Вина юридического лица в административно-правовых отношениях неотделима от вины его работников, администрации, от человеческого фактора.

Выделяют следующие виды административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами:

1) нарушения земельного законодательства;
экологические правонарушения;

2) нарушения в сфере строительства и производства стройматериалов;
нарушения таможенных правил;

3) нарушения налогового законодательства;
незаконное осуществление банковской деятельности;

4) нарушения антимонопольного законодательства;
нарушения пожарной безопасности;

5) нарушения санитарных и природоохранных правил;
нарушения законодательства о применении контрольно-кассовых машин;
валютные правонарушения.


Особенности административной ответственности коммерческих организаций достаточно значительны.

Во-первых, КоАП РФ допускает привлечение к административной ответственности тех юридических лиц, которые административное правонарушение не совершали, но которые являются правопреемниками юридических лиц, такие нарушения допускавших. Частью 1 ст.57 ГК РФ предусмотрено пять форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Все они учтены в ст.2.10 КоАП. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому, согласно разделительному балансу, перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

Во-вторых, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В-третьих, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности виновное физическое лицо, и наоборот (ч.3 ст.2.1 КоАП РФ). Таким образом, должностные лица юридического лица, по вине которых соответствующим юридическим лицом не соблюдались правила и нормы, привлекаются к административной ответственности независимо от того, назначено ли наказание данному юридическому лицу или нет.


В-четвертых, к юридическим лицам могут применяться только определенные административные наказания, названные в ч.2 ст.3.2 КоАП РФ, а именно:

• предупреждение;

• административный штраф;

• возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

• конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

• административное приостановление деятельности.

В настоящее время к административной ответственности может быть привлечено любое юридическое лицо, в том числе и имеющие такой статус органы государственной власти и местного самоуправления..

Таким образом, коммерческая организация обладает деликтоспособностью, то есть способностью нести ответственность по своим обязательствам. Административная ответственность юридических лиц- это применение к организациям, обладающим административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов.

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 25

Правоспособность юридического лица в общем понимании представляет собой способность юридического лица иметь гражданские права и обязанности, которые необходимы ему для осуществления своей деятельности.

В современном гражданском праве России выделяется общая и специальная правоспособность юридических лиц. Под общей (универсальной) правоспособностью понимается способность юридического лица иметь любые гражданские права и обязанности, которые необходимы ему для осуществления любого вида деятельности, не противоречащего действующему законодательству. Под специальной правоспособностью понимается наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые отдельно регулируются законом, соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

Следует учитывать, что общую правоспособность в соответствии с Гражданским Кодексом РФ могут иметь только коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий (абз. 2 п. 1 ст. 49). Юридические лица с иными организационно-правовыми формами имеют специальную правоспособность.

Участники любой коммерческой организации могут при желании «уменьшить» объем ее правоспособности, т.е. сделать правоспособность специальной. Для этого в учредительных документах юридического лица необходимо закрепить конкретный закрытый перечень видов его деятельности. При этом даже для многих коммерческих организаций законом изначально предусмотрена только специальная правоспособность (например, страховые организации, банки и др.).

Правоспособность юридического лица в соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ возникает в момент его создания (т.е. в момент его государственной регистрации) и прекращается в момент завершения его ликвидации (т.е. в момент внесения записи о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц).

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд (п. 2 ст. 49 ГК РФ).

Для того чтобы принять непосредственное участие в гражданском обороте путем совершения сделок с другими хозяйствующими субъектами юридическому лицу, помимо правоспособности, необходимо также иметь и дееспособность (т.е. способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности). Дееспособность юридического лица возникает и прекращается одновременно с возникновением и прекращением его правоспособности.

В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Под органом юридического лица понимается лицо (единоличный орган), либо группа лиц (коллегиальный орган), представляющие интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (т.е. без доверенности). Действия органа юридического лица, в том числе и при заключении сделки, рассматриваются как действия самого юридического лица.

Наиболее распространенный случай – это заключение сделки от имени юридического лица его единоличным исполнительным органом, например, генеральным директором. Часто сделки также заключаются представителями, действующими на основе доверенности, выданной уполномоченным органом юридического лица.

При заключении сделки соответствующий единоличный орган юридического лица действует в правовом смысле не как гражданин (физическое лицо), а как особого рода представитель юридического лица. В данном случае он своими действиями будет создавать правовые последствия (приобретать гражданские права и создавать гражданские обязанности) не в отношении себя лично, а в отношении юридического лица. Соответственно, при заключении той или иной сделки такое лицо должно руководствоваться в первую очередь именно нормами законодательства о правоспособности данного юридического лица и учитывать разрешенные виды деятельности, закрепленные в его учредительных документах.

Так, в соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

В соответствии со ст. 174 ГК РФ если полномочия лица на совершение сделки ограничены договором либо полномочия органа юридического лица — его учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в доверенности, в законе либо как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка, и при ее совершении такое лицо или орган вышли за пределы этих ограничений, сделка может быть признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения, лишь в случаях, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях.

Некоторые законодательные акты Российской Федерации содержат прямые ограничения правоспособности иностранных юридических лиц.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 15 Земельного Кодекса РФ иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Согласно положению ст. 3 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные юридические лица, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

В соответствии с Федеральным Законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – Закон о банкротстве) под банкротством понимается неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Законом о банкротстве, по сути, предусмотрен специальный режим функционирования такого юридического лица, неспособного удовлетворять обязательства третьих лиц.

При некоторых процедурах банкротства органы управления юридического лица полностью отстраняются от управления и полномочия по управлению переходят к арбитражному управляющему. В других случаях органы управления юридического лица не теряют самостоятельности, но действуют с определенными ограничениями. В этом состоит суть ограничения правоспособности юридического лица, к которому применяются процедуры банкротства.

Так, при процедуре наблюдения органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок (ст. 64 Закона о банкротстве):

· связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

· связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

При этом органы управления должника не вправе принимать решения:

· о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

· о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

· о создании филиалов и представительств;

· о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

· о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

· о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;

· об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

· о заключении договоров простого товарищества.

При введении в отношении юридического лица внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, а управление делами должника возлагается на внешнего (арбитражного) управляющего (п. 1 ст. 94 Закона о банкротстве). Данный управляющий, в свою очередь, может совершать некоторые сделки от имени юридического лица только при наличии согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, генеральный директор, президент, председатель правления и т.п.) и коллегиальными (правление, наблюдательный или попечительский совет, общее собрание). Коллегиальные органы обязательно создаются в корпоративных юридических лицах, построенных на началах членства (товариществах и обществах, кооперативах, общественных организациях, ассоциациях и союзах). Высшим органом здесь всегда является общее собрание их участников.

Они, впрочем, могут создаваться и в фондах (попечительские советы), и в учреждениях (например, в научных и образовательных), не относящихся к корпоративным организациям. Это, однако, не касается собраний «трудовых коллективов» юридических лиц, поскольку наемные работники (рабочие и служащие) в этом своем качестве не участвуют в формировании имущества (уставного или иного капитала) юридического лица и потому не вправе влиять на формирование его воли (по крайней мере, без прямого на то согласия учредителей или участников).

Органы юридического лица могут создаваться для формирования его воли («волеобразующие органы») и для одновременного выражения его воли вовне, по отношению ко всем третьим лицам — участникам имущественного оборота («волеизъявляющие», или исполнительные, органы). К числу первых относятся прежде всего общие собрания и иные коллегиальные органы, волю которых как волю юридического лица должны затем осуществлять соответствующие исполнительные органы.

Вместе с тем исполнительные (волеизъявляющие) органы одновременно всегда являются и волеобразующими. Их деятельность не ограничивается только строгим исполнением воли, сформированной иными органами юридического лица, Более того, в унитарных предприятиях, а также во многих видах учреждений единоличный руководитель (директор) одновременно является единственным волеобразующим и волеизъявляющим (исполнительным) органом. Поэтому закон требует, чтобы волеизъявляющие органы юридического лица действовали добросовестно и разумно, руководствуясь его интересами.

При нарушении этих требований на них может быть возложена обязанность по возмещению причиненных юридическому лицу убытков за счет своего личного имущества. Поскольку, однако, речь идет о внутренних взаимоотношениях юридического лица и его органа, такие противоправные действия последнего не могут служить основанием для признания недействительными сделок, заключенных этим органом от имени юридического лица с третьими лицами.

Кроме того, правомочия исполнительных (волеизъявляющих) органов на выступление от имени юридического лица могут дополнительно ограничиваться законом или учредительными документами организации (т.е. волей ее учредителей), например необходимостью получения предварительного согласия на совершение определенных сделок от соответствующего коллегиального органа или учредителя (собственника).

Если такие ограничения установлены в нормативном порядке, их несоблюдение влечет недействительность соответствующих сделок с третьими лицами, ибо последние должны были знать о требованиях закона. Например, унитарное предприятие не вправе распоряжаться своей недвижимостью без согласия собственника-учредителя. Если же ограничения введены уставом конкретного юридического лица (например, запрет единоличному органу заключать договоры на определенную сумму без предварительного согласия коллегиального органа), оспаривание соответствующих сделок возможно лишь при доказанности знания контрагентов об этих ограничениях.

Единоличные органы либо назначаются учредителями (например, собственником имущества унитарного предприятия или учреждения или уполномоченным им органом), либо избираются участниками (учредителями) юридического лица или созданным ими коллективным органом (советом, правлением). Коллективные органы либо избираются всеми участниками (учредителями) (совет директоров, правление), либо состоят из них (общее собрание попечительский совет). Состав и компетенция органов юридических лиц, а также порядок их формирования (назначение или избрание) определяется законодательством и учредительными документами.

По общему правилу заместитель руководителя (единоличного органа) юридического лица, а также члены правления или дирекции (коллегиального органа) не являются органами юридического лица. Так, в унитарном предприятии в соответствии с законом единственным (единоличным) органом является его руководитель. Однако в уставах хозяйственных обществ и некоторых некоммерческих организаций может предусматриваться выступление в определенных сделках от их имени без доверенности также заместителей руководителя (например, вице-президентов).

В содержание правоспособности юридического лица входит и его деликтоспособность, т.е. способность самостоятельно отвечать за причиненный его действиями имущественный вред. Поскольку действия органов юридического лица являются его собственными действиями, выражающими его волю, очевидно, что оно и должно отвечать за их вредоносный характер. Но оно отвечает также и за действия своих наемных работников, совершенные ими в пределах своих трудовых (служебных) обязанностей, как за свои собственные, ибо такие действия тоже совершаются во исполнение указаний (воли) этого юридического лица».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *