За оскорбление учителя

Времена меняются, меняются люди и отношения между людьми. То, что раньше казалось совершенно неприемлемо, сейчас рассматривается как норма. До недавнего времени учитель рассматривался как неизменный авторитет для своих учеников. Невозможно было представить ситуацию, когда дети могли позволить себя какие-либо вольности в отношении педагога.

Сейчас все иначе. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда ученики ведут себя неподобающим образом с учителем, могут обозвать или оскорбить его. Как поступить в таком случае педагогу и существует ли в законе статья за оскорбление учителя учеником?

Что такое личное оскорбление

Для начала немного теории. Что такое личное оскорбление? Это действия одного лица по отношению к другому, которые унижают человека, оскорбляют его честь и достоинство.

Оскорбление может выражаться устно. То есть это разные обидные слова и фразы, нецензурная лексика. Также личное оскорбление может выражаться в виде непристойных жестов, пощечин и плевков. Оскорбление может быть как личным, то есть с глазу на глаз, а может быть публичным, когда есть свидетели нанесенного унижения.

В настоящее время за личное оскорбление можно привлечь виновного к административной ответственности. Наказанием в этом случае будет штраф. Но это все применимо к взрослым, совершеннолетним гражданам. Если говорить о школе, то по закону вполне можно привлечь к ответственности учителя за оскорбление ученика. Можно легко найти родителей, которые пользовались этим правом.

Но вполне возможна и обратная ситуация. Ученик оскорбляет учителя. Молчать и делать вид, что ничего не происходит, в этом случае тоже нельзя. Надо знать законные методы воздействия на ребенка. Иначе можно вместо восстановления справедливости самому попасть под суд.

Что говорит закон

В школах нередко можно встретить жестоких и агрессивных детей. Как правило, они растут в неблагополучных семьях и имеют большие огрехи в воспитании. Такие дети часто становятся настоящей головной болью как для одноклассников, так и для педагогов.

Они позволяют себе не только жестокое обращение со сверстниками, но и вполне могут пойти на такой неприемлемый шаг, как оскорбить учителя.

Раньше оскорбление рассматривалось как уголовное преступление. Сейчас такой статьи в Уголовном кодексе нет. Наказание за оскорбительные действия предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях. То есть, за такое преступление полагается штраф. Вот только действие Кодекса не применяется к несовершеннолетним.

Таким образом, если нанесенное оскорбление настолько серьезно, что учитель захочет наказать обидчика, сделать это через суд не представляется возможным. Даже если будет написано заявление в суд или в прокуратуру, судья отклонит его, как противоречащее закону.

Единственное, что можно попробовать сделать — подать иск с требованием компенсации морального вреда от родителей провинившегося ученика.

Что можно сделать

Что же делать в ситуации, если ученик оскорбляет и унижает учителя? Как правильно поступить в подобной ситуации? Конечно, самое главное нельзя опускаться до уровня обидчика и пытаться отомстить его же методами. Не надо в ответ оскорблять ученика. Потому что, как сказано выше, ученик от ответственности уйдет, а вот учителю может достаться по полной программе.

Что может сделать обиженный учитель? Поставить в известность о случившемся родителей ребенка, а также руководство школы. Не стоит пытаться решить проблему один на один. Надо попробовать коллективно разобраться в случившемся. Можно собрать по этому поводу педагогический совет. В итоге ученик должен попросить прощения у педагога.

Если это не единичный случай подобного рода, возможно что стоит обратить на этого ребенка более пристальное внимание. Может быть есть необходимость, чтобы с ребенком поработали психологи и социальные педагоги. Ведь если не пресечь такое поведение в начальной стадии, дальнейшее развитие событий может быть абсолютно непредсказуемым.

Это наиболее часто применяемые и, в то же время, достаточно лояльные методы воздействия. Если ситуация не очень запущенная, они вполне могут помочь исправить сложившееся положение.

Советы о том, куда обращаться если сайт оказался мошенническим.

А особенности банкротства МУП.

Комиссия по делам несовершеннолетних

А если описанные выше методы не дали результата? Или обстоятельства оскорбления настолько серьезны, что учитель непременно хочет добиться справедливости? Учитель имеет право обратиться в Комиссию по делам несовершеннолетних.

Это постоянно действующий в каждом регионе орган. Основная функция его — защищать права детей и предупреждать развитие преступности.

Так вот, если несовершеннолетний совершил проступок, который рассматривается как административное правонарушение, это веский повод для обращения в КДН. А личное оскорбление как раз и относится к таким нарушениям.

Когда в Комиссию поступила соответствующая жалоба, ее сотрудники должны разобраться в произошедшем. Необходимо сформировать объективную картину случившегося. И если поводов окажется достаточно, то неблагополучного ребенка поставят на учет.

Конечно, если вина ученика не будет доказана или это был единичный случай, то на учет никто никого не поставит. Но если ребенок регулярно совершает неправомерные действия, у него неблагополучная семья, то скорее всего КДН примет решение не в пользу ученика.

Постановка на учет серьезный повод для ученика задуматься о своем поведении, ведь теперь все его действия будут под пристальным вниманием. И возможно, он станет на путь исправления. Да и жажда справедливости учителя будет удовлетворена.

Конечно, сложно представить ситуацию, когда ученики осмеливаются нанести оскорбление учителю. Ведь это противоречит всем этическим правилам. Но такое, к сожалению, случается. Главное для учителя в этой ситуации поступить максимально грамотно. Чтобы и своего достоинства не уронить, и попытаться помочь ученику сойти с неправильного пути.

В сети набирает популярность забавная перепалка старшеклассника и педагога. Причем личную переписку в социальных сетях опубликовал сам парень. Школьник признался, что забыл дома спортивную форму, однако педагог решил не освобождать парня от занятий. Испытания бегом и приседаниями штаны не пережили и порвались.

Парень разозлился на учителя и написал в общеклассный чат все, что о нем думает. Не учел, правда, что педагог тоже состоит в этой группе. Однако ожидаемого скандала и вызова родителей в школу не случилось, учитель предпочел отшутиться и попросил забывчивого старшеклассника взять форму на следующий урок, так как его ждет индивидуальное дополнительное задание. Судя по приложенным скринам переписки, парню действительно было неловко перед учителем. Он извинился, и на этом конфликт был исчерпан.

Ответь педагог по-другому, возможно, эта ситуация вылилась бы во внеочередной скандал. Учебный год только начался, а в сети каждый день появляется новая история про учителей, которые не сдержались и вышли из себя. В Кемерово учитель пригрозила перевести детей на удаленку, если родители не займутся их воспитанием, а в Чебоксарах педагог обозвала учеников нищебродами за то, что те намусорили в классе.

Доктор педагогических наук Татьяна Ковалева отмечает, что конфликтных ситуаций в начале учебного года действительно много. Причем не только в школах, но и в вузах. Причина кроется в дистанционном обучении – ребята отвыкли от классических уроков, норм и правил.

«Полгода у нас была другая ситуация, мы вылетели из прежних норм, дети отвыкли от дисциплины, школьного уклада. Мне кажется, сейчас любые вопросы, которые возникают в образовании, заключаются в том, что все нормы, которые были привычными, по поводу которых никто никогда не задавал вопросов, сейчас подвергаются сомнению. Почему на физкультуру нужно приносить форму? Почему нельзя мусорить? Почему урок длится 45 минут? Самые, казалось бы, очевидные вещи подвергаются сомнению. Здесь есть два выхода: либо по новой объяснять детям, почему так, а не иначе, либо начать обсуждать целесообразность тех или иных норм с детьми и от чего-то отказаться. А пока педагогам нужно помнить, что они не имеют права выходить из себя. Чувствуешь, что край? Шути! Чувство юмора всегда спасает», – отметила Татьяна Ковалева.

Соб.инф.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся всех образовательных организаций обязаны уважать честь и достоинство других обучающихся и работников этих организаций.

В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна относятся к нематериальным благам, принадлежащим человеку от рождения или в силу закона.

Если в результате правонарушения гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации данного вреда (ст. 151 ГК РФ).

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, является административным правонарушением и влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (части 1, 2 ст. 5.61. КоАП РФ).

Обучающийся, оскорбивший педагогического работника, может быть привлечен к административной ответственности, но только если на момент правонарушения он достиг возраста 16 лет. (в более раннем возрасте лица не подлежат административной ответственности.). Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства (ч. 3 ст. 4.7. КоАП РФ).

Если оскорбление педагога допущено обучающимся в возрасте от 14 до 16 лет, он по иску педагога может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности за унижение чести и достоинства как за причинение морального вреда по правилам ст. 1074 ГК РФ.

Несколько сложнее ситуация, если оскорбление допущено малолетним учеником (не достигшим 14 лет). За вред, причиненный малолетним, находившимся под надзором, отвечать должен тот, кто осуществлял надзор, в данном случае – образовательная организация (п. 3 ст. 1073 ГК РФ). Если образовательная организация сможет доказать отсутствие своей вины в причинении вреда педагогическому работнику, то отвечать за правонарушение и возмещать моральный вред будут родители (законные представители) малолетнего.

О фактах оскорбления педагогический работник может проинформировать администрацию образовательной организации с целью привлечения виновного учащегося к дисциплинарной ответственности по правилам ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ. Кроме того, педагогический работник вправе обращаться в комиссию образовательной организации по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (п. 12 ч. 3 ст. 47 данного Федерального закона).

Таким образом, за оскорбление педагогического работника обучающимся он может быть привлечен к административной и (или) гражданско-правовой ответственности как за причинение вреда чести и достоинству, а также к дисциплинарной ответственности.

<strong>МОСКВА, 22 мар — РИА Новости, Мария Савельева.</strong> С травлей в школах сталкиваются не только дети, которых унижают одноклассники, но и учителя. Подростки сознательно выводят педагогов из себя, снимая это на видео, портят личные вещи, оскорбляют как на уроках, так и в социальных сетях. В итоге многие не выдерживают: уходят из школы, а порой и вовсе из профессии. Что становится причиной травли и можно ли пресечь издевательства — разбиралось РИА Новости. «Ударила о доску»В Сети выложены десятки роликов: школьники сознательно доводят учителя до истерики, выкрикивают оскорбления, срывают уроки, берут со стола личные вещи. Педагоги порой теряют самообладание: тычут в подростков указкой, силой выталкивают хулиганов из класса, кричат или даже набрасываются на детей с кулаками. В результате провинившегося учителя увольняют или же он сам уходит из школы. Однако видео, на котором педагог якобы применяет силу, может оказаться банальной провокацией. Так произошло с Людмилой Г. из школы № 2 в Сафоново Смоленской области. В феврале один из ее подопечных рассказал в социальных сетях, что учитель изо порвала ему кофту и ударила головой о доску «за то, что он не умеет рисовать». Мальчик подкрепил слова видеозаписью. Впрочем, там не видно ни момента удара о доску, ни порванной кофты. Слышны только слова Людмилы Г.: «Я сказала: рисуй!» и видно, как она подталкивает мальчика к доске. В это время раздается звук удара, больше похожий на хлопок учебником по парте. Как сообщали местные СМИ, школьник, обвинивший педагога в избиении, регулярно развлекается тем, что провоцируют учителей. Тем не менее делом заинтересовался Следственный комитет, а Людмила Г. уволилась. В Следственном управлении СК по Смоленской области РИА Новости пояснили, что сейчас проводится проверка. «Мое личное мнение — учитель не виноват. Людмила Константиновна — мягкая, отзывчивая и внимательная, опытный педагог. Она давала хорошую базу, ученики ее любили. Никакой агрессивности за ней не замечали», — говорит РИА Новости работница учебного заведения Юлия Павлова. В социальных сетях бывшие ученики активно защищают ее. «Вся информация какая-то поверхностная! Не поверю я, что ребенок сказал, что не может рисовать, и его тут же избили. Бред!» — считает выпускница школы № 2 Марина Сафоненкова. В подобных ситуациях общественность нередко встает на сторону учителя. Например, в случае Татьяны Лесковой из Хабаровского края, которая сейчас ждет решения суда. Воспитатель начальных классов избила второклассника, его друзья сняли это на видео. Обвинительное заключение по делу в ближайшее время направят в суд, проинформировал РИА Новости представитель краевого управления СК. В интернете создана петиция с просьбой оправдать педагога, собрано больше 3500 подписей. Лескова признавать вину отказалась. По словам сотрудников школы, в которой произошел инцидент, ребенок был неуправляемым, бил учеников и педагогов. «Она была жалкой»Согласно исследованию, проведенному Высшей школой экономики, ученики дразнят почти 80% учителей. Каждый второй педагог получал угрозы, а 15% опрошенных признались, что дети били или плевали в них. О том, какой бывает травля в школе, РИА Новости рассказали бывшие ученики и сами педагоги. <strong>Максим Я., выпускник</strong>: «Была у нас учительница английского: за пятьдесят, низкого роста, щупленькая, с крашеным ярко-рыжим пучком, абсолютно безобидная. Однажды прямо на уроке ей высыпали на голову мусор, потом зажали в углу шваброй. Но в основном ей срывали занятия: не выполняли задания, ходили по кабинету, не обращали на нее внимания, а она пыталась продолжать вести урок. Никаких собраний по этому поводу не было, она, кажется, даже никому не жаловалась. Потом уволилась.Такое отношение сформировалось само собой, без каких-либо провокаций с ее стороны. Так бывает, когда приходит новый учитель: класс сначала присматривается, а потом начинает вести себя все хуже и хуже, если видит беспомощность педагога. «Англичанка» была жалкой, беззащитной, не могла защититься от грубостей — умела только читать морали, а на подростков, тем более парней, это не действует. Мы всегда ужасно себя вели, но остальные учителя подавляли это, а вот «англичанка» не могла. С ней подобная линия поведения закрепилась. Я сам не издевался над ней, но и не останавливал одноклассников — это было бесполезно».<strong>Ирина Попенкова, школьный психолог</strong>: «Однажды молоденькая учительница поставила несколько заслуженных двоек ученику и ее начали травить. К администрации педагог обратилась, только когда дело дошло до порчи телефона и кражи сумки с деньгами и документами, которая в итоге так и не нашлась. Но еще до этого ее терроризировали на протяжении полугода. Зачинщиком был трудный подросток: мать у него вполне благополучная, занимала руководящую должность в какой-то компании, а вот отец отсидел срок в тюрьме, пропагандировал культ силы — именно папа был для мальчика авторитетом. Класс разделился на три категории: одни отстранились (их было больше всего), другие жалели педагога, но сделать ничего не могли — боялись заводилу-хулигана, а близкий круг этого парня, человек пять, получал настоящее удовольствие от травли. Учительница пыталась общаться с родителями, но в ответ слышала: «Вы должны найти подход к ребенку». И ей действительно казалось, что она не права, раз не справилась с педагогической задачей. Становилось только хуже, потому что подросток чувствовал безнаказанность. Все закончилось уголовным делом за порчу имущества и кражу. Педагог уволилась, сказав, что больше никогда в жизни не будет преподавать, мальчик тоже ушел из школы. Его родители были полностью на стороне сына: они считали, что если ребенок настолько разозлился, что сломал чужой телефон, значит, учитель это заслужил. И даже когда дошло до уголовной ответственности, они до последнего не верили, что их чадо может быть в чем-то виновно.Впрочем, чаще всего мы сталкиваемся с ситуацией, когда учителей травят не школьники, а их родители. Это страшно: решить конфликт в таком случае практически невозможно. В нашей гимназии из-за этого пришлось уволиться четырем педагогам. Могу рассказать об одном эпизоде. Родители терроризировали учителя буквально каждый день, в итоге директор школы в принципе запретила им общаться с педагогом без присутствия психолога или представителя администрации. Мы пытались решить вопрос, но у меня сложилось впечатление, что родители категорически хотели уволить преподавателя, а не прийти к компромиссу. Причем претензии были смешные: не ответила на звонок в 22 часа, не дала переписать контрольную, говорила «не таким» тоном. В результате учителя вытравили из школы, дети очень расстроились, они ее любили». <strong>Ольга К., учитель математики</strong>: «Я работаю в маленьком поселке, здесь все друг друга знают. Четыре года назад в школе сменился директор и воцарился тоталитарный режим. Уйти некуда, а у меня большая семья. Новая директриса может унизить педагога прямо при учениках, а дети, видя такое, понимают, что им тоже это позволено. Однажды в столовой баловались двое ребят, это увидела директриса. При детях и коллегах она громко высказала их классному руководителю: «Так, Иваныч! Быстро бросил ложку, обедать будешь, когда успокоишь свой класс». В этой школе у меня учатся дети. В прошлом году на родительском собрании я задала вопрос — не как учитель, а как член родительского комитета. Директриса мне ответила: «Ольга Сергеевна, вас вообще не спрашивают. Закройте свой рот». После того как она пришла, дети поняли: этот человек никогда не будет отстаивать позицию учителей. И понеслось. Однажды девятиклассник закричал на уборщицу, я в тот день была дежурным учителем, подошла и сделала замечание. А он мне в ответ словами директрисы: «Закройте свой рот!»»Способ объединиться»»Травля учениками одноклассника и травля учителя — это примерно одно и то же, — объясняет корреспонденту РИА Новости психолог, профессор МГУ Александр Тхостов. — И то и другое происходит из-за желания объединиться в группу и утвердить свой статус в классе. За счет травли дети пытаются обеспечить себе лидерство — к этому можно прийти и другими путями, например, став отличником (при условии, что в конкретном коллективе ценятся успехи в учебе). Но это сложно, проще найти слабого и самоутвердиться за его счет. Дети более жестоки, чем взрослые, к тому же они чувствуют полную безнаказанность. Раньше у педагогов были какие-то инструменты для работы со сложным классом, а сейчас они боятся сказать лишнее слово, чтобы не обвинили в агрессивности. Ситуация будет только ухудшаться». Пренебрежительное отношение педагога к ученикам также может вызвать издевательства. «Очень часто травля — способ объединиться. Любому учителю нужно понимать: если у класса нет никакой общей цели, ученики попытаются ее наметить. Будет ли это кружок по интересам или же травля одного из одноклассников или учителя, зависит уже от конкретных детей», — убеждена Зеленова. Школьный психолог Ирина Попенкова, в свою очередь, указывает на то, что в зоне риска находятся молодые учителя и педагоги преклонного возраста. «Вынуждены мириться»Практика показывает: столкнувшись с травлей, учитель способен прекратить ее, только отказавшись от работы с классом. Многие педагоги уходят из школы или в целом из профессии. Психолог Мария Зеленова признает: ей неизвестно о случаях, когда удалось изжить травлю, не уходя из конкретного коллектива. Единственное, что можно сделать, — помочь учителю избежать такой ситуации в дальнейшем, когда он перейдет в другую школу. «Большинство учителей боятся остаться без поддержки со стороны администрации и молча уходят. Огромное количество педагогов подвергаются вербальной травле, это считается нормальным. И они вынуждены с этим мириться, если хотят работать», — говорит эксперт. С этим соглашается и психолог Попенкова: «Мы столкнулись с тем, что проработанного механизма защиты нет. Одна учительница смогла справиться с хулиганом, который постоянно срывал ей уроки: сняла его поведение на телефон. У родителей открылись глаза, они поняли, что ребенок не просто шалит, а ведет себя недопустимо. Мальчика в итоге забрали из школы, но это тоже не выход. Мы узнавали, как он адаптировался в новом учебном заведении, и поняли: ничего не изменилось, ребенок продолжает срывать уроки — теперь в другом месте».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *