За унитарным предприятием закрепляется

Об отличиях унитарных предприятий от коммерческих организаций других правовых форм рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павел Ерин и Алексей Александров.

Каковы особенности (отличия) порядка сдачи имущества в аренду и привлечения кредитных средств унитарными предприятиями, по сравнению с иными коммерческими организациями?

В первую очередь следует отметить, что унитарное предприятие является одной из форм коммерческих организаций (п. 2 ст. 50 ГК РФ). Однако, в отличие от других коммерческих организаций, унитарное предприятие является юридическим лицом, имущество которого принадлежит на праве собственности не самому предприятию, а его учредителю — Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. За предприятием имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения или (за казенным предприятием) на праве оперативного управления (п. 2 ст. 48, п.п. 1, 2 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ)).

В отличие от коммерческих организаций других правовых форм, унитарное предприятие обладает специальной правоспособностью. Оно может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 3 Закона N 161-ФЗ). Унитарное предприятие не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами (п. 18 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Специальная правоспособность обусловливает ограничения на совершение сделок унитарным предприятием, не предусмотренные законом для других коммерческих организаций. Согласно п. 3 ст. 18 Закона N 161-ФЗ движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. Причем ничтожность таких сделок не зависит от того, были ли они совершены с согласия либо без согласия собственника имущества предприятия (п. 10 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Закон устанавливает ряд ограничений на распоряжение унитарным предприятием недвижимым имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения, а также на привлечение предприятием кредитных средств.

В частности, унитарное предприятие вправе сдавать в аренду недвижимое имущество только при получении согласия собственника имущества предприятия (п. 2 ст. 295 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона N 161-ФЗ), а также после проведения оценки сдаваемого в аренду имущества (ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Кроме того, унитарное предприятие обязано заключать договоры аренды недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, в соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ). Договор аренды такого имущества по общему правилу заключается на торгах в порядке, утвержденном приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67. Без проведения торгов договор аренды может быть заключен в случаях, перечисленных в п.п. 1-16 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, а также при перезаключении договора аренды на новый срок с прежним арендатором в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ.

На сдачу унитарным предприятием в аренду закрепленного за ним движимого имущества такие ограничения, как необходимость получить согласие собственника и заключать договоры аренды по результатам торгов, не распространяются (однако иное, в силу п. 2 ст. 295 ГК РФ, может быть предусмотрено правовыми актами. В частности, такие ограничения нередко устанавливаются муниципальными правовыми актами — смотрите, например, п. 13.1 Положения, утвержденного решением Даниловского районного Совета народных депутатов Волгоградской области от 25 апреля 2007 г. N 3/4, п. 6.6 Положения, утвержденного решением Думы Дальнегорского городского округа Приморского края от 26 февраля 2009 г. N 966 и др.). При передаче в аренду движимого имущества предприятие должно учитывать общие требования п. 3 ст. 18 Закона N 161-ФЗ о недопустимости распоряжения имуществом, вследствие которого предприятие лишается возможности осуществлять уставную деятельность.

Что касается привлечения кредитных средств, то согласно ст. 24 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственником имущества предприятия объема и направлений использования привлекаемых средств и только способами, перечисленными в п. 1 ст. 24 Закона N 161-ФЗ, а именно:

— в форме кредитов по договорам с кредитными организациями;

— в форме бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации.

— путем размещения облигаций или выдачи векселей.

Сделки, связанные с получением унитарным предприятием заемных средств иными способами, могут быть признаны недействительным в судебном порядке по иску самого унитарного предприятия или собственника его имущества (п. 9 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22, а также, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.10.2010 N Ф07-9936/2010, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 N 07АП-10886/12).

Порядок осуществления заимствований унитарными предприятиями определяется Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Например, согласование объема заимствований и направления их использования государственными предприятиями Республики Башкортостан осуществляется в соответствии с Порядком осуществления заимствований государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21.11.2005 N 249.

Аналогичные нормы, ограничивающие сдачу имущества в аренду и заключение кредитных договоров коммерческими организациями других правовых форм, в законодательстве отсутствуют.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Последнее время очень популярна тема создания муниципальных управляющих компаний. Давайте порассуждаем имеет ли муниципальная компания преимущества перед коммерческой. Начнем с того, что такое вообще организационная форма МУП — муниципальное унитарное предприятие?

Информация из Википедии:

В Российской Федерации основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

  1. Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП
  2. Государственное унитарное предприятие — ГУП (субъекта федерации)
  3. Муниципальное унитарное предприятие — МУП (муниципального образования)

УП — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

Примечание №1: Унитарное Предприятие — коммерческая организация.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального — не менее чем 1000 МРОТ.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Данное ограничение было введено Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный срок, то есть до 3 июня 2003 года.

Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит. При этом договор на проведение обязательного аудита отчетности унитарных предприятий должен быть заключен по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимуществаунитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.

Примечание №2: преимущество — имущество унитарного предприятия остается в государственной (муниципальной собственности) ?!

Проведение закупок Государственными унитарными предприятиями регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 223-фз

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

Примечание №3: Унитарное Предприятие — деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования!

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия) (ст. 115 ГК РФ).

Итак, что мы выяснили:
МУП — коммерческое предприятие (примечание №1), с государственным или муниципальным имуществом (примечание №2), цель деятельности — извелечение прибыли в пользу муниципалитета.

Коммерческая Управляющая Организция — коммерческое предприятие, с частным уставным капиталом, возможной арендой (за деньги) муниципального имущества, цель деятельности — оказание услуг населению с целью извлечения прибыли.

Вроде бы всё очень похоже.
Мы всегда зацикливаемся на фразе из устава коммерческих УК — «извлечении прибыли».
Но ведь и муниципальное унитарное предприятие в этом тоже будет перед нами «виновато».
Однако статистика упрямая вещь.
Средний процент доходности по России и бывшим странам СНГ в сфере управления МКД от 3.5% до 6%.
Причем и коммерческие и муниципальные предприятия находятся в одном статистическом поле.
Тогда что же может послужить конкурентным преимуществом МУПа перед коммерческой УК?
Для этого нужно рассмотреть основные проблемы сферы управления МКД.

1. Финансирование
2. Кадры
3. Ответственный собственник
4. Имидж отрасли

Посмотрим как эти проблемы распределены по сторонам:
1. Финансирование для обеих сторон одинаково — нужно согласовать с собственником перечень и цену работ, если только муниципалитет не примет решения о дотировании (Москва, Белоруссия).
2. Кадры — в городе и области рынок специалистов ЖКХ очень ограничен, отрасль непривлекательна ни по зарплате, ни по имиджу.
Так что кадровая проблема будет одинаковой если только муниципалитет не начнет доплачивать из бюджета (основания?!) или не привлечет специалистов чем либо другим (например служебным жильем).
3. Ответственный собственник — ну эта ипостась вообще не зависит от формы собственности предприятия, оказывающего ему услуги!
И вообще тема собственности — это тема отдельного разговора.
4. Имидж отрасли — мне было бы очень интересно услышать аргументы, создающие положительный имидж управленческой организации в форме МУП от тех людей, которые в весьма жесткой форме несколько лет говорили, что люди, всю жизнь работавшие в сфере ЖКХ вдруг стали работать очень плохо, но если они перейдут в подчинение МУП — сразу станут исполнительными, профессиональными и ответственными.
На мой взгляд проблема не в форме собственности, а в отношении к делу.
Забота власти сформировать среду профессиональных управленцев и ответственных собственников, а не ручное управление.
Забота собственника — заказать набор услуг и проследить, чтобы ему эту услугу предоставили с должным качеством.
Если собственник будет недоволен качеством услуги — поменяет исполнителя.
Забота бизнеса — предоставить качественную услугу, и предоставить полную и понятную информацию о том, что, как и когда делается.

Для справки:

В Белоруссии Указом президента №461 внесены изменения в некоторые вопросы управления жилым фондом.
После вступления указа в силу жилыми домами будут управлять только государственные организации.
Такое решение было принято исходя из многочисленных нареканий, которые поступали от населения в адрес негосударственных управленцев.
Если к моменту сдачи дома в эксплуатацию не будет сформировано товарищество собственников, государство назначит собственное уполномоченное лицо из числа работников жилищно-эксплуатационных служб и возложит на него обязанности по управлению жилым домом.

Но в Белоруссии государственным организациям предоставляются дотации из бюджета в размере 88% от себестоимости (12% платят жители), а коммерческим организациям таких дотаций нет.
Что называется ищите кому не интересно лишиться такого существенного и стабильного потока денег.

Итак, резюмируем:
Если нет дотаций или иных благ от государственных или муниципальных стуркутур, то МУП ничем не отличается от обычной УК.

Нужно учить управленцев управлять, собственников заботиться о своей собственности — только так можно стать цивилизованным обществом.

⇐ Предыдущая123

В целях финансирования все муниципальные предприятия можно разделить на четыре категории:

1. Муниципальные предприятия, которые изначально и неизбежно убыточны. Очевидно, что сюда входят предприятия, оказывающие населению обязательные услуги, которые в соответствии с решениями органов государственной власти или решениями органов местного самоуправления должны предоставляться бесплатно.

2. Муниципальные предприятия, имеющие возможность частично работать на принципе хозрасчёта. Сюда относятся предприятия, оказывающие обязательные услуги населению и имеющие возможность получения доходов:

— услуги частично оплачиваются потребителем;

— определённый объём услуг предоставляется бесплатно, сверх этого объёма услуги предоставляются на платной основе;

— услуги и товары могут продаваться на коммерческой основе, но их социальная значимость требует установления предельного уровня тарифов и цен в зависимости от платежеспособности населения.

3. Полностью самофинансируемые предприятия, услуги которых полностью оплачиваются потребителями.

4. Муниципальные предприятия, которые учреждаются в расчёте на их коммерческий успех.

В качестве источников финансирования муниципальных предприятий могут выступать средства:

— местного бюджета, т.е. средства налогоплательщиков;

— внебюджетных фондов органов местного самоуправления;

— немуниципальных фондов, образовавшихся с участием органов местного самоуправления;

— независимых фондов;

— финансово–кредитных организаций, привлечённые средства;

— муниципальных предприятий (самофинансирование);

— других юридических лиц (привлечённые);

— физических лиц (займы, сборы, платежи).

Каким образом органы местного самоуправления и органы управления муниципальными предприятиями должны строить свою финансовую политику, чтобы субъекты финансирования были заинтересованы в направлении средств в эти предприятия? Укрупненно эти условия могут быть сформулированы следующим образом:

— обязанность финансировать;

— участие в прибыли;

— получение процентов на кредит;

— совпадение целей;

— получение части продукции;

— получение услуг.

По отношению к предприятиям первой группы, оказывающим услуги бесплатно, органы местного самоуправления должны исходить из обязанностей их финансирования.

По отношению к предприятиям второй группы, оказывающим обязательные услуги населению, но имеющим возможность получения самостоятельных доходов, из бюджетных средств возможно возмещение расходов на оказание бесплатных услуг, и разницу между реальной стоимостью и фактической ценой частично оплаченных услуг (обязательное бюджетное финансирование).

Третья группа предприятий должна существовать за счёт собственных средств. В отношении этих предприятий проводится политика на перевод их в категорию прибыльных.

Финансирование предприятий четвёртой группы из бюджетных средств недопустимо. Условием финансирования может быть участие в прибыли, при этом финансовая политика органов местного самоуправления по отношению к этим предприятиям должна быть гибкой: нельзя этим предприятиям предоставлять полную свободу распоряжения полученными доходами, так как их основная задача – пополнение муниципальной казны, но нельзя и полностью забирать заработные средства, так как пропадает стимул к эффективной деятельности. Нельзя также устанавливать высокие цены, даже если рынок это позволяет, так как основная функция местной власти – социальная.

Финансово–кредитные организации будут руководствоваться условием получения процентов на предоставленный кредит. Все другие организации и физические лица могут быть рассмотрены как потенциальные инвесторы в следующих случаях:

— расчёт на участие в прибыли;

— расчёт на получение части товаров и услуг (долевое строительство жилья);

— заинтересованность в благотворительной деятельности.

Рассмотрим, как применяется алгоритм решения вопроса о финансировании муниципальных предприятий на конкретном примере. Допустим, необходимо финансировать муниципальное строительное предприятие в целях строительства муниципального жилья. Определим, к какой категории объектов финансирования относится данное муниципальное предприятие.

Его нельзя рассматривать как убыточное, так как строительная деятельность может осуществляться на прибыльной основе. С другой стороны, оно не может быть заведомо прибыльным в связи с тем, что муниципальное жильё предоставляется либо бесплатно, либо на льготных условиях. То есть, данное предприятие относится к категории частично самофинансируемых. Следовательно, финансирование этого предприятия из средств местного бюджета или целевых внебюджетных фондов может осуществляться в той части, в которой не может быть произведено за счёт прибыли предприятия, получаемой от строительства других объектов на коммерческой основе.

Объём финансирования, выделяемого на строительство муниципального жилья, может быть недостаточен, поэтому необходимо определить, из каких ещё источников могут быть привлечены средства, и при каких условиях другие субъекты финансирования могут предоставить эти средства.

Остаётся ещё возможность привлечь заёмные средства (средства банков и других кредитных организаций), негосударственных и немуниципальных организаций, физических лиц.

При каких условиях субъекты финансирования могут принять решение о финансировании строительства?

1. Может возникнуть интерес к получению части продукции (жилья);

2. Получение прибыли за счёт продажи жилья.

Предложенный алгоритм имеет следующий вид:

1. Устанавливаются характеристики объекта финансирования;

2. Определяется собственная политика органов местного самоуправления по поводу финансирования объекта из муниципальных средств;

3. Определяется перечень предполагаемых внешних источников финансирования;

4. По отношению к каждому субъекту финансирования, принимающему решение о выделении средств, определяются возможные условия финансирования;

5. Субъектам финансирования направляются предложения;

6. По факту предложений, поступающих от потенциальных субъектов финансирования, принимается окончательное решение об объёме и порядке финансирования.

7.5 Контроль над деятельностью муниципальных предприятий

Каждое предприятие должно обладать большой степенью хозяйственной самостоятельности. Эта предпринимательская свобода необходима для успешного ведения дела и достигается она организационно-правовыми методами, в частности – выбором организационно-правовой формы предприятия, договора. Такая свобода предусматривается ГК РФ.

Но всё же такая самостоятельность не может быть безграничной по следующим причинам:

— социальная значимость для всего населения функций, которые призваны выполнять муниципальные предприятия;

— использование такими предприятиями средств муниципального бюджета;

— монопольное положение большинства муниципальных предприятий.

Эти причины говорят о необходимости установления контроля над деятельностью муниципальных предприятий и расходованием муниципальных средств.

Контроль над деятельностью муниципальных предприятий должен сочетаться с невмешательством муниципальных органов в оперативную деятельность, которая является компетенцией предприятий.

Возникает вопрос о поиске такой формы контроля, которая соответствовала бы всем критериям. Наиболее удачным инструментом контроля может быть создание Наблюдательного Совета в качестве органа, являющегося противовесом директору.

Компетенция Наблюдательного Совета:

— определение стратегии и перспектив развития предприятия;

— определение основных направлений деятельности;

— согласование принципиальных вопросов деятельности;

— заслушивание руководства предприятия;

— утверждение отчётов о его деятельности;

— проверка деятельности и расходования средств.

В сфере муниципальной деятельности жёстко разграничены функции заказчика и исполнителя между муниципальными предприятиями. Одни несут функции заказчика, другие – исполнителя, третьи – передаются по конкурсу частным компаниям.

⇐ Предыдущая123

Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 2816 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Статья 18. Пенсионные резервы и пенсионные накопления

1. У фонда в собственности кроме имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, находятся пенсионные резервы и пенсионные накопления.

Эти средства имеют целевое назначение:

— пенсионные резервы предназначены для обеспечения платежеспособности по обязательствам перед участниками;

— пенсионные накопления предназначены для обеспечения платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами.

Формирование, управление и использование пенсионных резервов и пенсионных накоплений регламентируется законодательством Российской Федерации.

Для совершения операции со средствами пенсионных резервов и пенсионных накоплений фонд открывает отдельные банковские счета.

2. Пенсионные резервы состоят из резервов покрытия пенсионных обязательств и страхового резерва. Средства резервов покрытия пенсионных обязательств предназначены непосредственно для финансирования выплат вкладчикам, участникам и их правопреемникам в соответствии с пенсионными договорами. Средства страхового резерва предназначены для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками и могут быть использованы для финансирования указанных выплат только в случае недостаточности резервов покрытия пенсионных обязательств.

Комментируемый пункт относит к источникам формирования пенсионных резервов:

— пенсионные взносы,

— доход от размещения пенсионных резервов,

— целевые поступления.

Пенсионными взносами называются денежные средства, уплачиваемые вкладчиком непосредственно в фонд в пользу участника в соответствии с условиями пенсионного договора, заключенного вкладчиком с фондом. Внесение пенсионных взносов является необходимым условием для выполнения фондом условий пенсионного договора и выплаты негосударственной пенсии участнику после наступления пенсионных оснований. Комментируемый закон устанавливает единственную возможную форму оплаты пенсионных взносов — денежную форму. Внесение вкладчиком пенсионных взносов в натуральной форме, например, в виде недвижимого имущества, не допускается. Не допускается внесение в счет уплаты пенсионных взносов и ценных бумаг. Денежные средства могут быть наличные и безналичные. Наличными деньгами именуются денежные знаки: банкноты (банковские билеты) и монеты, являющиеся безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваемые всеми его активами. Безналичные расчеты могут осуществляться в различных формах, основные из которых приведены в главе 46 ГК РФ: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо и др.

Размер и порядок перечисления пенсионных взносов согласовывается сторонами пенсионного договора. Пенсионные взносы могут вноситься вкладчиком единовременно или в течение какого-то срока (ежемесячно, ежеквартально и т.д.). Размер пенсионного взноса определяется вкладчиком, но внесенные им пенсионные взносы должны обеспечивать минимальный размер негосударственной пенсии участнику. На сегодняшний момент минимальный размер негосударственной пенсии равен половине минимальной государственной пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установленной законодательством Российской Федерации.

Поступившие пенсионные взносы зачисляются на отдельный счет фонда, открытый им для осуществления операций с пенсионными резервами.

Доход фонда от размещения пенсионных резервов относится на счет пенсионных резервов. К таким доходам относятся дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по размещению пенсионных резервов, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости пенсионных резервов за счет переоценки на отчетную дату. Не менее 85% от дохода от размещения пенсионных резервов относится на пополнение пенсионных резервов. За счет дохода могут пополняться имущество, предназначенное для уставной деятельности фонда.

Доход, полученный от размещения пенсионных резервов, определяется как положительная разница между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и суммы размещенного резерва, с учетом времени фактического размещения.

Совокупная стоимость пенсионных резервов фонда рассчитывается исходя из рыночной стоимости активов, в которые размещены средства пенсионных резервов фонда, суммы дебиторской задолженности за вычетом суммы обязательств в составе кредиторской задолженности. Стоимость активов, в которые размещены средства пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда, определяется исходя из количества указанных активов в пенсионных резервах негосударственного пенсионного фонда и их рыночной цены.

Средства пенсионных резервов могут быть размещены в ценные бумаги, денежные средства и недвижимое имущество.

Рыночная стоимость ценных бумаг определяется исходя из:

— количества ценных бумаг в составе пенсионных резервов фонда на расчетную дату;

— рыночной цены ценной бумаги на расчетную дату.

Для определения рыночной цены ценной бумаги установлено следующее правило. В случае если в течение торгового дня на дату расчета рыночной цены по ценной бумаге (паю) было совершено десять и более сделок через организатора торговли, то рыночная цена рассчитывается как средневзвешенная цена (курс) одной ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через организатора торговли. Если число совершенных сделок меньше десяти, то рыночная цена рассчитывается как средневзвешенная цена (курс) одной ценной бумаги по последним десяти сделкам, совершенным в течение последних 90 торговых дней через организатора торговли. Рыночная стоимость не рассчитывается, если по ценной бумаге в течение последних 90 торговых дней через организатора торговли было совершено менее десяти сделок. В этом случае рыночной ценой признается последняя по времени рыночная цена, рассчитанная организатором торговли, установленная в течение 90 торговых дней.

Оценка депозитов (депозитных сертификатов), в которые размещены средства пенсионных резервов, осуществляется на расчетную дату исходя из суммы денежных средств, размещенных в депозиты (депозиты по сертификатам), и суммы начисленных, но не выплаченных процентов.

Сумма денежных средств и обязательств в иностранной валюте, а также рыночная стоимость ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на расчетную дату.

Рыночная стоимость иного имущества признается равной итоговой величине рыночной стоимости этого имущества, указанной в отчете независимого оценщика, составленном в порядке, предусмотренном Федеральным законом 29.07.1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В отчете указывается рыночная стоимость объекта оценки, т.е. наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

— одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

— стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

— объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

— цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

— платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Дебиторской задолженностью называется денежное выражение задолженности юридических и физических лиц данному фонду. Сумма дебиторской задолженности признается равной сумме:

— дебиторской задолженности, возникшей в результате доверительного управления средствами пенсионных резервов фонда;

— дебиторской задолженности, возникшей в результате самостоятельного размещения фондом средств пенсионных резервов.

Кредиторской задолженностью называются денежные средства, которые фонд задолжал физическим или юридическим лицам за поставленные товары, оказанные услуги. Сумма обязательств в составе кредиторской задолженности признается равной сумме:

— размера кредиторской задолженности на расчетную дату, подлежащей погашению за счет средств пенсионных резервов фонда, находящихся в доверительном управлении;

— размера кредиторской задолженности фонда на расчетную дату, подлежащей погашению за счет средств пенсионных резервов, за исключением задолженности по выплате пенсий.

Пенсионные резервы могут формироваться за счет целевых поступлений. Целевые поступления — это денежные средства, использование которых определяется целью, указанной их плательщиком. Плательщиком указанных поступлений могут быть как физические, так и юридические лица — учредители, вкладчики, третьи лица. Указанные средства предоставляются на безвозмездной основе. Примером целевых поступлений служат пенсионные взносы при условии, что они в размере не менее 97% направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда.

Фонд формирует страховой резерв после формирования резерва покрытия пенсионных обязательств (см. комментарий к ст. 20 комментируемого закона). Не допускается зачисление в страховой резерв взносов, направляемых на формирование резервов покрытия пенсионных обязательств.

3. Фонд формирует пенсионные резервы для исполнения обязательств в соответствии с пенсионными договорами. Средств пенсионных резервов должно быть достаточно для осуществления выплат негосударственных пенсий участникам, а также выплат выкупных сумм в соответствии с заключенными договорами. Выплаты за счет пенсионных резервов могут осуществляться как в настоящий момент, так и в будущем.

Для обеспечения платежеспособности фонда по своим обязательствам по пенсионным договорам пенсионные резервы разделены на две части — резервы покрытия пенсионных обязательств и страховые резервы.

Резерв покрытия пенсионных обязательств предназначен для выплаты негосударственных пенсий участникам, выкупных сумм вкладчикам, участникам и их правопреемникам. Очевидно, что размер резерва покрытия пенсионных обязательств должен обеспечивать покрытие пенсионных обязательств фонда.

Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами устанавливается ФСФР России и равен оплаченной стоимости пенсионных обязательств, определяемой как современная стоимость обязательств по действующим пенсионным договорам, уменьшенная на современную стоимость будущих пенсионных взносов, поступление которых предусмотрено этими договорами. Определение современной стоимости обязательств по действующим договорам о негосударственном пенсионном обеспечении производится по методике, приведенной в пенсионных правилах фонда.

Нормативным размером резервов покрытия пенсионных обязательств является минимальный размер пенсионного резерва, достаточный для обеспечения покрытия пенсионных обязательств.

Страховые резервы обеспечивают дополнительные гарантии исполнения фондом обязательств. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 26.04.2004 г. N 55 «Об утверждении Положения о нормативном размере страхового резерва и порядке его формирования и использования» устанавливает нормативный размер страхового резерва фонда. Размер не может быть менее 5% от величины резервов покрытия пенсионных обязательств. Страховой резерв не должен превышать по величине резервы покрытия пенсионных обязательств.

Пенсионными правилами может быть предусмотрено формирование резерва покрытия пенсионных обязательств отдельно по пенсионным схемам или объединено по всем пенсионным схемам. В случае отдельного формирования резерва покрытия, учет и размещение указанных средств производится также раздельно по каждой пенсионной схеме. В этом случае резервы покрытия пенсионных обязательств, сформированные в рамках одной пенсионной схемы, не могут использоваться на покрытие обязательств фонда по другим пенсионным схемам. В случае формирование резерва покрытия пенсионных обязательств по всем пенсионным схемам сформированные средства используются на покрытие всех обязательств фонда не зависимо от используемых схем.

Средства страхового резерва используются на покрытие обязательств фонда по пенсионным договорам только в случае недостаточности средств резерва покрытия пенсионных обязательств. Страховой резерв формируется фондом по всем пенсионным схемам одновременно, т.е. является общим. В случае недостаточности средств резерва покрытия пенсионных обязательств, сформированного отдельно по каждой пенсионной схеме, на покрытие обязательств фонда по данной схеме перед вкладчиками и участниками (их правопреемниками) не могут быть использованы средства резерва покрытия пенсионных обязательств по другой пенсионной схеме, только средства страхового резерва.

4. Основанием для формирования фондом пенсионных накоплений является заключение договора обязательного пенсионного страхования. Ст. 3 комментируемого закона определяет договор об обязательном пенсионном страховании как соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.

Формирование пенсионных накоплений фондом происходит в течение действия договора об обязательном пенсионном страховании. В случае расторжения договора не по причине смерти застрахованного лица происходит передача средств пенсионных накоплений, учтенных на счету застрахованного лица. Поэтому к источникам формирования средств пенсионных накоплений относятся следующие:

— досрочно выплаченных из ПФР в фонд по заявлению застрахованного лица средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, поступившие в ПФР для последующей передачи в фонд и еще не переданные управляющей компании;

— средств, переданных в фонд предыдущим страховщиком (фондом) в связи с заключением застрахованным лицом с фондом договора об обязательном пенсионном страховании в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Средства, досрочно выплаченные из ПФР в фонд по заявлению застрахованного лица, включают в себя средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в т.ч.:

— страховые взносы;

— дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии;

— взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица;

— взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Страховые взносы уплачиваются страхователями в бюджет ПФР в целях обеспечения права застрахованного лица на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ.

Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии уплачиваются застрахованными лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, исчисляемые, удерживаемые и перечисляемые работодателями указанных застрахованных лиц. Размер дополнительных страховых взносов определяется застрахованным лицом самостоятельно.

В случае уплаты дополнительных страховых взносов в размере не менее 2000 руб. за год, застрахованное лицо приобретает право на государственную поддержку формирования пенсионных накоплений, осуществляемую в виде взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений. Взнос на софинансирование формирования пенсионных накоплений — это средства Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, передаваемые в бюджет ПФР в целях реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется в сумме, равной сумме дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не более 10000 рублей в год.

Фонд в течение месяца после поступления средств пенсионных накоплений из ПФР или другого фонда передает их управляющей компании в доверительное управление. Переданные фондом в доверительное управление управляющей компании средства в соответствии с настоящим Федеральным законом, включая чистый финансовый результат от реализации активов, изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату, являются источником формирования пенсионных накоплений. Переоценка рыночной стоимости инвестиционного портфеля при инвестировании средств пенсионных накоплений производится на основании текущей рыночной стоимости активов, в которые инвестированы указанные средства. Расчет рыночной стоимости активов осуществляется отдельно по каждому инвестиционному портфелю исходя из его составляющих сумм денежных средств на счетах и депозитах в кредитных организациях, рыночной стоимости ценных бумаг, а также суммы дебиторской задолженности.

Управляющая компания в порядке, определенном договором доверительного управления обеспечивает передачу необходимых средств пенсионных накоплений для исполнения фондом своих обязательств перед застрахованными лицами и их правопреемниками. Комментируемый пункт определяет еще два источника формирования пенсионных накоплений фонда:

— средства, поступившие в фонд от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и еще не направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии;

— средства, поступившие в фонд от управляющих компаний для передачи в ПФР или другой фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом и еще не переданные в ПФР или другие фонды.

5. Комментируемая статья устанавливает особый правовой режим пенсионных резервов. Являясь собственностью фонда, эти средства предназначены исключительно для выполнения обязательств фонда перед вкладчиками, участниками фонда и их правопреемниками в соответствии с заключенными пенсионными договорами. Комментируемый пункт устанавливает запрет на обращение взыскания на пенсионные резервы по долгам фонда, вкладчиков, страхователей, управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и иных третьих лиц, включая застрахованных лиц и участников. Допускается обращение взыскания на указанные средства только по долгам фонда перед его участниками.

Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию либо передачу взыскателю. Ст. 237 ГК РФ устанавливает общее правило о том, что взыскание на имущество должника может быть обращено по решению суда, если иное не установлено договором, законом.

Федеральный закон от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет порядок обращения взыскания на имущество должника. Взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются:

— реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;

— фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;

— наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя — юридического лица.

Так как фонд использует для операций со средствами пенсионных резервов отдельный счет, то судебный пристав-исполнитель должен в постановлении указать с какого именно счета производится взыскание.

При отсутствии или недостаточности у должника средств пенсионных резервов взыскание только по долгам фонда перед его участниками обращается на имущество, предназначенное для выполнения уставной деятельности.

6. Пенсионные накопления предназначены для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и договорами о создании профессиональной пенсионной системы. Аналогично пенсионным резервам, на эти средства не может быть обращено взыскание по долгам фонда (за исключением долгов фонда перед застрахованными лицами), вкладчиков, страхователя, управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и иных лиц, включая застрахованных лиц и участников.

Законодательством предусмотрена возможность применения мер по обеспечению заявленных требований по решению судом по заявлению лица, участвующего в деле, и иного лица, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). К числу возможных мер относятся:

— наложение ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц;

— запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

— возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;

— передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу;

— приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

— приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста.

Комментируемая статья запрещает применять меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества, к пенсионным резервам фонда.

Комментируемый пункт предусматривает возможность на основании решения суда взыскивать по долгам застрахованных лиц и участников с выплат, осуществляемых фондом в пользу соответствующих лиц.

7. Ст. 3.1 комментируемого закона к субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению относит фонды, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчиков и участников.

Основной обязанностью вкладчика является перечисление пенсионных взносов в фонд. Участник — лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. Обязанностью управляющей компании является осуществление доверительного управления пенсионными резервами, своевременное перечисление необходимых средств в фонд для выполнения последним своих обязательств по пенсионным договорам. Обязанностью специализированного депозитария является контроль за соблюдением требований законодательства при совершении операций с пенсионными резервами.

Исполнение обязательств субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению запрещается осуществлять за счет средств пенсионных накоплений.

8. Ст. 3.1 комментируемого закона к субъектам отношений по обязательному пенсионному страхованию относит фонды, ПФР, специализированные депозитарии, управляющие компании, застрахованные лица и страхователи. Комментируемый пункт аналогично п. 7 комментируемой статьи устанавливает запрет на исполнение обязательств субъектов отношений по обязательному пенсионному страхованию за счет средств пенсионных резервов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *