Заболевания препятствующие службе в следственном комитете

4. Гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, если он:

1) признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении его осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;

3) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности федеральной государственной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой им должности связано с использованием таких сведений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ пункт 4 части 4 статьи 16 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

4) имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета, исполнению служебных обязанностей сотрудника Следственного комитета. Порядок медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета, исполнению служебных обязанностей сотрудника Следственного комитета, перечень таких заболеваний и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации;

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ в пункт 5 части 4 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

5) состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником или федеральным государственным гражданским служащим Следственного комитета и если замещение должности федеральной государственной службы или федеральной государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) вышел из гражданства Российской Федерации;

7) имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу в Следственный комитет;

9) не представил установленные сведения или представил заведомо ложные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;

ГАРАНТ:

См. Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Следственном комитете РФ, утвержденный приказом Следственного комитета РФ от 18 мая 2011 г. N 92

10) не соблюдал ограничения и не исполнял обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Прием на службу в Следственный комитет

(Извлечение из Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»)

Статья 15. Служба в Следственном комитете

1. Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

4. Порядок прохождения службы военнослужащими военных следственных органов Следственного комитета регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

5. Отдельные должности в Следственном комитете могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, которые проходят службу в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации») с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Председатель Следственного комитета, заместители Председателя Следственного комитета, руководители главных следственных управлений, следственных управлений по субъектам Российской Федерации, их первые заместители и заместители, приравненные к ним руководители и их заместители, иные должностные лица, для должностей которых перечнем предусмотрены высшие специальные звания, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

7. Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности, указанной в части 6 настоящей статьи, осуществляется Председателем Следственного комитета с разрешения Президента Российской Федерации. Срок исполнения обязанностей по указанной должности не может превышать шесть месяцев. Освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляется Председателем Следственного комитета.

Статья 16. Требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, принимаемым на службу в Следственный комитет

1. Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации (далее — граждане), получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

2. На должности следователей, помощников следователей и помощников следователей-криминалистов следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных подразделений Следственного комитета в исключительных случаях в порядке, определяемом Председателем Следственного комитета, могут назначаться граждане, обучающиеся по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования, относящейся к укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Юриспруденция», не менее половины срока получения образования, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, и не имеющие академической задолженности.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 504-ФЗ)

3. На отдельные должности федеральной государственной службы в Следственном комитете могут назначаться граждане, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у них иного высшего образования, полученного по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и соответствующего замещаемой должности.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

4. Гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, если он:

1) признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении его осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;

3) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности федеральной государственной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой им должности связано с использованием таких сведений;

4) имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета, исполнению служебных обязанностей сотрудника Следственного комитета. Порядок медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета, исполнению служебных обязанностей сотрудника Следственного комитета, перечень таких заболеваний и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

5) состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником или федеральным государственным гражданским служащим Следственного комитета и если замещение должности федеральной государственной службы или федеральной государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

6) вышел из гражданства Российской Федерации;

7) имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу в Следственный комитет;

9) не представил установленные сведения или представил заведомо ложные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;

10) не соблюдал ограничения и не исполнял обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

5. Граждане, получающие высшее юридическое образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам на основании ученических договоров, заключенных между ними и Следственным комитетом, в соответствии с заключенными с ними договорами обязаны пройти службу в следственных органах или учреждениях Следственного комитета не менее пяти лет. В случае увольнения из следственных органов или учреждений Следственного комитета до истечения указанного срока (за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, а также в связи с призывом на военную службу, упразднением (ликвидацией) следственного органа Следственного комитета или упразднением (ликвидацией) учреждения Следственного комитета, сокращением численности или штата сотрудников Следственного комитета) указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

6. На должности руководителей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее трех лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

7. На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

8. Председатель Следственного комитета вправе в исключительных случаях назначать на должности руководителей следственных органов Следственного комитета, указанных в части 7 настоящей статьи, лиц, имеющих опыт работы на руководящих должностях в органах государственной власти.

9. Требования, установленные частью 4 настоящей статьи, распространяются также при принятии на должности федеральной государственной гражданской службы и на работу в Следственный комитет по трудовому договору.

Статья 17. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в Следственном комитете

На сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также соответственно Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» и статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

Статья 18. Испытание при приеме на службу в Следственный комитет

1. Для граждан, впервые принимаемых на службу в Следственный комитет, за исключением граждан, окончивших образовательные организации высшего образования Следственного комитета, в целях проверки их соответствия замещаемой должности может предусматриваться испытание. Срок испытания устанавливается продолжительностью до шести месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем следственного органа или учреждения Следственного комитета, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность. Срок испытания в процессе прохождения службы может быть сокращен по соглашению сторон. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда гражданин, проходящий испытание, отсутствовал на службе по уважительным причинам.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

2. Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, назначаются на соответствующую должность без присвоения специального звания.

3. При неудовлетворительном результате испытания гражданин может быть уволен со службы в Следственном комитете или по согласованию с ним переведен на другую должность.

4. Если срок испытания истек, а гражданин продолжает исполнять возложенные на него служебные обязанности, он считается выдержавшим испытание и дополнительное решение о его назначении на должность не принимается.

Р.В. Скоморохов, Д.И. Мартынюк

ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОХОЖДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ СЛЕДОВАТЕЛЕМ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассмотрены основные аспекты ограничений и запретов для следователя Следственного комитета РФ.

Ключевые слова: следователь Следственного комитета РФ, ограничения и запреты, государственная служба, правовой режим, предупреждение коррупции.

Одним из элементов статуса федерального государственного служащего, в данном случае следователя Следственного комитета РФ являются ограничения и запреты, которые имеют значение для предупреждения должностной преступности. Основные аспекты ограничений и запретов для данной категории служащих определяются Федеральными законами «О противодействии коррупции» и «О системе государственной службы» . Обратимся к содержанию ограничений и запретов, действие которых распространяется на государственных

служащих без разделения их на профессиональные категории.

Так, по утверждению А.В. Кирилина, предназначение ограничений и запретов, связанных с государственной службой, состоит в том, чтобы:

— установить препятствия для злоупотребления властными полномочиями;

— создать условия для независимости служебной деятельности от групп давления;

— гарантировать осуществление государственными служащими своих прав;

— обеспечить эффективную служебную деятельность .

Ограничения и запреты, связанные с государственной службой, уместнее представлять как ограничение прав государственных служащих, так как внешний фактор, который создает сдерживающие и лимитирующие условия, влияет на интересы государственных служащих.

Кроме того, все ограничения и запреты имеют безусловный характер, т.е. действуют в течение всего времени прохождения государственной службы (в установленных случаях после увольнения) и влекут за собой определенные юридические последствия в виде неблагоприятных условий для осуществления собственных интересов. Также ограничения и запреты предполагают изменение поведения государственных служащих в процессе профессиональной служебной деятельности, а также снижают активность в стремлении к удовлетворению своих потребностей, точнее сказать, ставят в определенные рамки .

Правовые ограничения и запреты становятся начальной информацией для государственных служащих при приеме их на работу и условием присвоения соответствующего статуса (сведения о рамках дозволенного, возможностях поведения, о пределах полномочий, об уменьшении объема возможностей). Эти особенности государственной службы могут быть введены только федеральными законами и должны отве-

чать целому ряду требований. Кроме того, они носят характер обязательности, отличающейся категоричностью и безусловностью, так как правовые последствия их неисполнения предопределяют ответственность.

По мнению Ю.М. Кулаковой, данные ограничения — средство организованности общественных отношений, охраны прав и законных интересов граждан, всего общества, барьер для нежелательного, социально вредного поведения со стороны государственных служащих, обязательная установка для них .

Ограничения и запреты для следователей Следственного комитета как федерального государственного служащего можно представить в трех направлениях:

— связанные с поступлением на государственную службу и условиями ее прохождением (возрастной, образовательный и иной ценз);

— связанные со служебным поведением, определяющие моральные и этические качества государственного служащего во время прохождения службы;

— связанные с коррупционными проявлениями среди государственных служащих.

Учитывая положения ч. 4 ст. 16 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», следует отметить, что граждан запрещается принимать на службу в Следственный комитет, по следующим основаниям.

Если он признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу. Основанием запрета может служить только судебное решение, при этом, если действующий сотрудник Следственного комитета РФ будет признан недееспособным или ограниченно дееспособным судом, то он также не должен быть допущен до службы, однако его увольнение будет сопровождаться соответствующими социальными гарантиями как государственного служащего.

Следующий запрет связан с вовлечением кандидата в уголовно-правовую сферу в качестве подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного или имеющего в прошлом судимость. Кроме того, если в отношении его осуществляется уголовное преследование, либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием (т.е. уголовное дело прекращено по не реабилитирующим основаниям).

Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности федеральной государственной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой им должности связано с использованием таких сведений, также препятствует

поступлению на службу. Во-первых, перед тем как принять соискателя на соответствующую должность должна состояться проверка его благонадежности через специальный режимный отдел ФСБ РФ . По ее результатам будет решен вопрос о возможности занимать предлагаемую должность в Следственном комитете РФ. Во-вторых, если соискатель предоставил при оформлении не корректные данные о своей личности и своих близких, ему также откажут в приеме на службу в Следственный комитет РФ. Предоставление некорректных сведений не означает, что они подложные или ложные. Задача инспектора по кадрам состоит в разъяснении правильности заполнения проверочных документов.

Еще одна запретительная мера основана на медицинском освидетельствовании. Если кандидат на службу имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета, исполнению служебных обязанностей, то ему также будет отказано. Порядок медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета, исполнению служебных обязанностей, перечень таких заболеваний и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации. Сотрудники, выполняющие служебные обязанно-

сти, связанные с тяготами и лишениями (ненормированный рабочий день, ночной труд, стрессы, и т.д.), обязаны поддерживать соответствующую физическую форму.

Важной запретительной мерой является недопущение кумовства на государственной службе. Запрещается состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры) с сотрудником или федеральным государственным гражданским служащим Следственного комитета и если замещение должности федеральной государственной службы или федеральной государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью, так как недопустима снисходительность, снижение требовательности в служебных отношениях, которая обусловлена родственными связями. Следователь Следственного комитета РФ — фигура процессуально независимая. Вмешательство в его деятельность или влияние на его решения иным способом недопустимо и преследуется по закону. Необходимо отметить, что в ряде стран, например, в Швейцарии, ограничениям подвергается не только подчиненность и подконтрольность одного родственника другому, но и совместная служба. В римской курии запрет совместной службы родственников распространялся до четвертого колена кровных родственников и до второго колена некровных родственников .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению В.С. Колеватовой, ограничение на совместное прохождение службы родственников обусловлено целью исключения возможного отрицательного влияния родственных связей на служебные взаимоотношения, на качество профессиональной службы, которое может проявляться в использовании служебных полномочий. При этом главная цель — создать правовое сдерживание противозаконного деяния со стороны государственного служащего .

Следующая запретительная мера с гражданством Российской Федерации. Любая государственная служба осуществляется в интересах государства. Если государственный служащий не подчинен данным интересам, то сотрудничество невозможно. Однако если гражданин, оставив российское гражданство, приобрел дополнительно гражданство другого государства (других государств), то закон не всегда столь категоричен. Конечно, действовать в интересах Российского государства и параллельно в интересах другого государства недопустимо на государственной службе, но есть исключения — «если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации» (договор о двойном гражданстве у России подписан лишь с Таджикистаном ).

Представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в Следственный комитет или непредставление установленных све-

дений или представление заведомо ложных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей являются не допустимыми для кандидата на службу, а действующим служащим грозит увольнение при предоставлении ложной информации. Кроме того, закон «О Следственном комитете РФ» также в числе запретительных мер указал в целом на несоблюдение ограничений и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» .

Рассмотренные ограничения и запреты, связанные с государственной службой следователя в Следственном комитете РФ, определяют правовой режим служащего и обусловлены характером государственной политики, так как государственная служба независимо от вида выражает волю и позицию государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Демин А.А. Государственная служба. М.: Книгодел, 2013. С. 113.

2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об

урегулировании вопросов двойного гражданства (подписан в г. Москве 07.09.1995) // СЗ РФ. 2005. № 7. Ст. 495.

8. О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.

9. Сурманидзе И.Н. Противоправные деяния и меры юридической ответственности на государственной службе Российской империи // Проблемы государства и права. 2013. № 2 (7). С. 12-18.

Работать следователем может практически каждый. Любая девушка или молодой человек может избрать для себя этот профессиональный путь. Однако для этого необходимо приложить немало усилий. Следователем называется юрист, который занимается раскрытием разнообразных преступлений. Специфика данной профессии понятна: ее представители занимаются поиском правонарушителей и привлечением их к ответственности. Но помимо этого, следователь должен разбираться и во многих других сферах, которые не имеют непосредственного отношения к его роду деятельности.

Каким должен быть следователь?

Тех людей, которые работают на должности следователя, нельзя строго отнести к определенной профессиональной области. Ведь человек, который ведет следствие, должен обладать большим набором самых разнообразных навыков. Как сотрудник правоохранительных органов он должен обладать хорошей спортивной подготовкой. С другой стороны, ему приходится постоянно анализировать большое число разнообразной информации, и поэтому не обойтись без хороших интеллектуальных данных. Кроме этого, работа на должности следователя всегда предполагает общение с людьми. Без социальных навыков в этой сфере также будет очень сложно.

История профессии

Эта профессия берет свое начало с давних времен, когда начал формироваться институт государства. Любому правительству нужны были люди, которые занимались бы тайным сыском. Начиная со времен существования Римской империи, вина преступника должна была быть доказана. Первоочередными обязанностями следователя были сбор фактов и их систематизация, а также представление их к производству суда. Со временем юридическая наука стала развиваться, и появилась особая ее отрасль – уголовное право.

Места работы и основные обязанности

Сейчас специалисты данного профиля работают в силовых структурах: МВД, ФСБ, Следственном комитете. Если сотрудник на должности следователя проявляет усердие, то в дальнейшем он может получить повышение до прокурора отдела. В некоторых случаях предусмотрен рост до советника юстиции. Следователи выполняют следующие обязанности:

  • Возбуждение уголовных дел.
  • Решение разнообразных вопросов, которые возникают в ходе следствия, а также принятие необходимых мер.
  • Участие в судах.
  • Обжалование решений. Следователь добивается вынесения справедливого приговора.

Особенности работы

Одна из основных особенностей в работе следователя — это необходимость взаимодействия с различными структурами в процессе работы. В ходе расследования правонарушений приходится взаимодействовать с органами дознания, следственной группой, криминалистами, судебно-медицинскими экспертами, а также судебными исполнителями. Поэтому профессия следователя предполагает наличие хороших организаторских способностей.

Специалистам в такой области непозволительно допускать ошибки. Расследования должны проводиться тщательно и профессионально. Ведь в противном случае пострадать могут ни в чем не повинные люди, а преступники окажутся безнаказанными.

Требования к должности следователя

Чтобы стать следователем, необходимо обладать набором соответствующих навыков. Поэтому без профессионального образования не обойтись. Это важно. Тому, кто хочет в будущем работать на должности следователя, необходимо получить высшее юридическое образование. Ведь в процессе своей деятельности он должен обладать знаниями:

  • уголовно-процессуального кодекса;
  • криминалистики;
  • законодательства;
  • психологии и логики.

Есть немало других требований, предъявляемых на должность следователя. Он должен быть достаточно эрудированным. В процессе работы ему не раз придется отстаивать свою точку зрения. Поэтому следователь должен обладать аналитическим складом ума, а также гибкостью мышления. Занимающий должность следователя должен уметь четко и лаконично излагать свои мысли. Только тот, кто обладает данными навыками, сможет стать успешным в своей профессии.

Психологические характеристики

Кроме набора интеллектуальных качеств, следователь должен обладать и набором нужных психологических характеристик. Среди них особое место занимают:

  • способность работать в условиях стресса;
  • самодисциплина, выдержка, организованность;
  • ответственность;
  • находчивость, умение мыслить нестандартно;
  • умение анализировать и практическое мышление.

Карьера

После окончания высшего учебного заведения можно начать с практики в следственном отделе. Карьера зависит от того, насколько успешно будет пройдена практика. Чаще всего вчерашние студенты начинают практиковаться на должности помощника следователя. Однако даже если сотрудник поступил на работу, то это не означает, что период обучения для него закончен. Каждый год следователь должен сдавать несколько дисциплин. Это рукопашный бой, стрельба из табельного оружия, а также физическая подготовка. Проработав некоторое время помощником, можно занять должность следователя Следственного комитета. Следующая ступень в карьере – это следователь по особо важным делам, а затем и начальник следственного отдела.

Опасная работа

Следователь – это, прежде всего, деятельность, которая направлена на раскрытие различных правонарушений. Она начинается с осмотра места совершения преступления, сбора всех доказательств и улик. После того как будут исследованы все детали и получены результаты лабораторных анализов, производится установление личности преступника. Точность определения во многом зависит от квалификации специалиста, наличия у него профессионально важных качеств, опыта.

Кандидат на должность следователя должен понимать: работа эта очень опасная и ответственная. Она предполагает ненормированный рабочий день. Нередко отмечались угрозы и даже нападения на сотрудников следственного отдела. В ходе своей работы специалистам постоянно приходится сталкиваться с агрессией, подлостью, смертью, горем других людей. Сотрудник на этой должности несет ответственность за каждое свое решение и действие.

Ценность профессии

Работа следователя ценна тем, что занимающий эту должность всегда находится на страже закона и правопорядка, без которых невозможно построить цивилизованное общество. Каждый, кто преступил закон, должен ответить за свои действия перед обществом, а также в назидание другим правонарушителям. Однако ни один преступник, конечно же, не хочет добровольно быть подвергнутым наказанию. Обязанность следователя – призвать его к ответу. Именно благодаря таким специалистам раскрываются уголовные и экономические преступления, а также правонарушения в других сферах.

Эта профессия достаточно востребована, и хороших специалистов, как правило, не хватает. Должность следователя МВД желанна для многих. Но чтобы ее получить, нужно проявить немало упорства, таланта, а также настойчивости. Главное требование – это юридическое образование. В дальнейшем можно получить специализацию в сфере расследований экономических и налоговых преступлений или правонарушений в области высоких технологий. В некоторых случаях новички работают при поддержке опытных сотрудников Следственного комитета, однако в последнее время такая практика проводится все реже.

Преимущества и недостатки

Самый главный плюс, который отмечают большинство занимающих эту должность – престиж в обществе. Действительно, профессия следователя пользуется большим уважением. Кроме того, ее представители пользуются различными государственными льготами, имеют хорошую заработную плату. В некоторых регионах следователи обеспечиваются жильем. Однако некоторые представители профессии отмечают, что уровень заработной платы не соответствует тем требованиям, которые выдвигаются к сотрудникам Следственного комитета.

К минусам главным образом относят ненормированный рабочий день, работу в условиях постоянного психологического стресса. Ведь следователю приходится иметь дело с тяжкими, а нередко и жестокими преступлениями. Нередко приходится работать круглосуточно или же прерывать выходной, чтобы выехать по горячим следам преступника. Кроме того, занимающие эту должность вынуждены постоянно испытывать перегрузки вследствие ведения нескольких дел одновременно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *