Заключение об оценке

Оценка недвижимости сегодня относится к популярным видам услуг. Необходимость в ее проведении возникает довольно часто – и при продаже/обмене недвижимого имущества, и когда оно является объектом судебных процессов.

Проведенный экспертом анализ стоимостной оценки предоставляет обеим сторонам подробные сведения о состоянии имущества, выступающего объектом правоотношений.

Компания «АБН-Консалт» предлагает воспользоваться широким спектром оценочных услуг. Наши специалисты проводят оценку любых объектов недвижимости, работая как с предприятиями, так и физлицами.

Результаты труда специалиста-оценщика оформляются в письменном виде, заказчику они предоставляются в форме отчета.

Особенности выполнения отчета и требования к его содержанию

Отчет об оценке – документ, выполняемый в бумажной либо электронной форме, представляющий результаты проведенной независимой оценки и содержащий заключительные выводы специалиста о стоимости недвижимости. Он обязан учитывать все федеральные стандарты и нормативные документы. Вывод, который специалист отражает в отчете, должен быть однозначным, без двояких толкований.

Содержание отчета прописано актами на законодательном уровне. Документ состоит из нескольких разделов, составляющих его основную структуру. В качестве обязательных данных должны присутствовать сведения о:

  • Дате выполнения оценочных процедур.
  • Использованных специалистом стандартах.
  • Целях (задачах) выполнения оценки.
  • Дате (номере) отчетного документа.
  • Мотивации проведения оценки.
  • Специалисте, выполнявшем процедуру.
  • Точное описание жилья (документов), в которых отражены его основные параметры.
  • Методика определения стоимости жилья, его финальный размер.
  • Список использованных данных (с отсылкой к источникам).
  • Иные данные и факты, относимые специалистом к существенным при обосновании выбранной методики расчета.

Отчетный документ дополняется приложениями (копии бумаг), на основании которых специалист допускается к проведению оценочной деятельности, правоустанавливающих документов на жилье, техдокументации и фотоснимков.

Бумажная форма отчета имеет постраничную нумерацию, прошивается, удостоверяется личной печатью, подписью самого оценщика. Электронный экземпляр должен содержать усиленную электронную подпись специалиста.

Нюансы заключения относительно стоимости

Если заказчику не нужен отчет об оценке, выполненный по всем правилам и требованиям закона, можно заказать заключение о рыночной стоимости. Такой документ стоит дешевле и составляется быстрее, чем полноценный отчет.

По аналогии с отчетом заключение составляет эксперт-оценщик. По форме это справка о стоимости недвижимости, составленная на фирменном бланке оценочной компании, заверенная подписью руководителя и печатью. Рыночная стоимость жилья, отраженная в заключении, будет такая же, как и в отчете.

Заключение о стоимости представляет собой одностраничный документ. Его основное отличие от отчета заключается в статусе – он не имеет доказательственного значения, поэтому представить его в качестве официального документа в госинстанции нельзя. Вы можете использовать заключение в качестве информационной базы для принятия решения о продаже либо ведения переговорах.

Экспертное заключение для суда

Отдельным документом является «Экспертное заключение», выполненное на основании Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». Данный документ сопоставим с оценочным отчетом (стоимостная экспертиза), он выполняется для судов различных инстанций в случае выбора оценщика судебным экспертом.

Стоимость «Экспертного заключения» для суда зависит от количества и сложности вопросов, поставленных перед экспертом и регалий и уровня квалификации самого эксперта. Как правило, экспертизу поручают специалистам со значительным опытом и имеющим подтверждаемые глубокие знания в профильной области. Соответственно, с учетом критерия требований к эксперту, стоимость работ по составлению «Экспертного заключения» для суда в большинстве случаев превосходит стоимость составления отчета об оценке, если речь идет об одном и том же объекте оценки.

Дата публикации: 27 августа 2018

Отчет об оценке

Согласно ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценке) итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

Отчет об оценке — это документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Он содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений (п. 3 и п. 4 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)» (утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 20.05.2015 N 299)

Отчет должен удовлетворять требованиям к его составлению и содержанию, к используемой информации, а также к описанию применяемой методологии и расчетам, установленным ст. 11 Закона об оценке и ФСО N 3.

При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов (п. 5 ФСО N 3):

— в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки;

— информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена;

— содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

Согласно ст. 11 Закона об оценке в отчете должны содержаться:

дата составления и порядковый номер отчета;

основание для проведения оценщиком оценки;

сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;

цель оценки;

точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, — реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;

стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта, перечень использованных при проведении оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки допущения;

последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;

дата определения стоимости объекта оценки;

перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет также может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

В ФСО N 3 также приведены требования к содержанию отчета об оценке (см. п. 8 этого стандарта).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет об оценке должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор (ст. 11 Закона об оценке, п. 6 ФСО N 3)*(1). Отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством.

В приложении к отчету об оценке должны содержаться копии документов, используемые оценщиком и устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки, в том числе правоустанавливающие и правоподтверждающие документы, а также документы технической инвентаризации, заключения экспертиз, а также другие документы по объекту оценки (при их наличии) (п. 10 ФСО N 3).

Требования к отчету об определении кадастровой стоимости установлены приказом Минэкономразвития России от 29.07.2011 N 382.

Для проведения оценки отдельных видов объектов законодательством могут быть предусмотрены специальные формы отчетов (ст. 11 Закона об оценке).

В ряде случаев, когда проведение оценки объектов гражданских прав является обязательным в силу требований закона, информация об отчете об оценке объекта оценки включается в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — Реестр). В Реестр включаются, в частности, сведения об оценщике; точное описание объекта оценки в соответствии с отчетом; дата определения стоимости объекта оценки; определенная оценщиком рыночная стоимость объекта оценки; реквизиты юридического лица и балансовая стоимость объекта оценки (в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу) и т. д. Заказчик оценки обязан включить эту информацию в Реестр в течение десяти рабочих дней с даты принятия отчета об оценке объекта оценки (ст. 8.1 Закона об оценке).

_____________________________

*(1) Федеральным законом от 06.04.2015 N 82-ФЗ в законодательство внесены изменения, в соответствии с которыми наличие печати является правом, а не обязанностью хозяйственных обществ. Вместе с тем федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать (ст. 2 и 6 названного закона). В связи с тем, что этот закон не предполагает внесение изменений в Закон об оценке, полагаем, что для хозяйственных обществ, заключивших трудовые договоры с оценщиками, сохраняется обязанность иметь печать и использовать ее для оформления отчета об оценке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *