Заключение ПМПК, что это?

На основании п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, а также предоставление права выбора форм получения образования.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность.

На основании ч. 2 и 4 ст. 63 Закона об образовании общее образование, в том числе начальное, может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с учетом мнения ребенка. При этом в целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (ст. 17 Закона об образовании).

В связи с изложенным самостоятельный выбор формы получения общего образования является законным правом обучающегося и его родителей (законных представителей).

Обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации (п. 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Миобрнауки России от 30.08.2013 N 1015).

Что касается юридической силы заключения психолого-медико-педагогической комиссии, то согласно п. 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082, заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. В то же время представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания образовательными организациями рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Таким образом, исходя из рассматриваемой ситуации можно сделать вывод о том, что каких-либо препятствий для получения дошкольного образования по индивидуальному плану не имеется, а для реализации права на выбор формы получения образования родителям (законным представителям) обучающегося необходимо обратиться с заявлением в соответствующую образовательную организацию с целью оформления и закрепления локальным актом избранной ими формы получения образования в отношении конкретного обучающегося.

С целью защиты права на выбор формы получения образования в рассматриваемой ситуации возможно обращение в органы управления образованием соответствующей территории (муниципального образования), к руководителю образовательной организации, а также в органы прокуратуры или в суд.

Речь о ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) заходит в случае неуспеваемости ребёнка, инвалидности. Неуспевающих школьников от 25 до 30 %.

Некоторым родителям уже приходилось сталкиваться с ПМПК. Другим предстоит.

Что полезно знать о ПМПК?

В каждой области два уровня комиссии:

  1. территориальная ПМПК – районный центр и прилегающие территории,
  2. центральная ПМПК – находится в областном центре.

Родители имеют право обратиться за консультацией в более высокую инстанцию, минуя нижнее звено. Вопрос рассматривается только по личному заявлению родителя (законного представителя) и в его присутствии. Заключение ПМПК носит рекомендательный характер для родителей и обязательный для школы. Если комиссия рекомендует кроме адаптированной программы дополнительные занятия со специалистами, учебное заведение обязано их обеспечить.

На ПМПК могут попасть не только школьники, но и дошкольники (ниже изложено в каких случаях).

Состав ПМПК

В состав комиссии входит ряд специалистов: психолог, дефектологи (сурдо- и тифлопедагоги, логопед, олигофренопедагог), социальный педагог, психиатр, секретарь и председатель.

Заседания могут проводится по-разному. Собирается вся комиссия за круглым столом и ведёт собеседование с ребёнком, а потом с родителями. Или каждый специалист работает с посетителями отдельно, в конце высказывая своё мнение.

Документы на комиссию

Обязательны документы:

  1. заключения специалистов медицинского профиля (окулиста, лора, невролога, психиатра, логопеда, клинического психолога),
  2. выписка из истории развития (дает педиатр),
  3. характеристики учителя (воспитателя) и других специалистов, работавших с учеником (если таковые есть),
  4. заявления родителей на осмотр ребёнка, согласие на обработку данных.

Обследование ведётся по специальному протоколу, доступному в интернете. Ничего особенного, как иногда утверждают посетители, члены комиссии не придумывают. Выбираются методики в соответствии с возрастом обследуемого.

Зачем нужна ПМПК

Задача – исследовать развитие ребёнка, найти причину нарушения и выбрать способы помощи, в том числе определить образовательный маршрут, то есть подобрать программу обучения, комфортную для ученика.

Дошкольники чаще всего приходят на комиссию в случае задержки речевого развития. Сейчас много ребят с тяжёлыми дефектами речи. Для них в детских садах открываются речевые группы.

Условия: 10 воспитанников ежедневно работают с логопедом по программам коррекции речи. Воспитатели и няня помогают детям исправить речь в свободной деятельности. На выходные родителям даётся небольшое домашнее задание. То есть работают все. Как правило, при грамотной согласованной работе за 2-3 года речь приходит в норму.

При повторном осмотре по результатам реабилитации выставленный ранее диагноз снимается (в заключении пишется «речевая норма») или заменяется более лёгким. Дети учатся в школе без особых проблем. Но для определения в речевую группу надо пройти комиссию на общих основаниях.

Как видите, задумано рационально. Трудности в обучении бывают разные. Например, ребёнок никак не может научиться читать, хотя с другими заданиями справляется вполне. Тогда ему предлагают поучиться в речевой школе V вида. Это общеобразовательная программа, делающая упор на исправление письменной речи. При успешной реабилитации ученик может вернуться в свою бывшую школу.

Если ученику совсем не под силу освоить программу массовой школы, выбирается не просто более лёгкая, а с упором не на теорию, а на практические занятия.

Обоснованием перехода на неё является диагноз, выставляемый психиатром и подтверждаемый ПМПК. Вот здесь и начинаются проблемы. Многие родители не соглашаются с диагнозами, обвиняя всех вокруг в предвзятости, желании «выбросить» неудобного ученика из массовой школы вместо дополнительных занятий.

Бывает и такое, но редко. Ученику-разгильдяю с умной головой ни психиатр, ни клинический психолог не выставит задержку развития. Родители напрасно не верят, потому что неадекватный диагноз – дело подсудное. Попадая в школу, как её раньше называли вспомогательную, эти ребята начинают учиться на 4-5, очень успешны на трудовых занятиях. То есть их сразу видно.

Выставленный диагноз можно опротестовать. Любая ПМПК расскажет, как это можно сделать.

В настоящее время количество коррекционных учебных заведений резко сокращено. Надо думать, в целях экономии. Дети с проблемами развития определяются в обычные классы. И называется это «инклюзивное образование». Дети находятся в классе, но обучаются по другой программе. «Инклюзивное» обучение даёт возможность экзамены за 9 класс сдавать в щадящем режиме.

Диапазон консультируемых ПМПК в последние годы значительно расширился за счёт детей-инвалидов, нуждающихся в адаптированных программах. Увеличился возраст обращающихся учащихся. Поэтому, скорее всего, через год комиссия будет реорганизована.

Пример психологической характеристики на ПМПК

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Фамилия, имя, отчество ребёнка

Образовательное учреждение Класс (группа)

Сроки пребывания в учреждении (когда и откуда поступил, оценка адаптации)

Общее впечатление о ребёнке (внешний вид, контактность, эмоционально-поведенческие особенности)

Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка (владение сведениями о себе, семье, ближайшем окружении, уровень актуального развития)

Особенности психофизического развития (особенности общей и мелкой; латеральный профиль; двигательная активность)

Характеристика познавательного развития:

Особенности восприятия (качество усвоения сенсорных эталонов цвета, формы, величины; целостное восприятие объектов; представления о времени и пространстве)

Особенности внимания (устойчивость, концентрация, объём, избирательность, распределение, переключаемость)

Особенности памяти (преобладающая модальность, запоминание и воспроизведение, объём запоминания, продуктивность)

Особенности мышления (форма мыслительной деятельности, операции анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения, моделирования, сформированность теоретических понятий, умение устанавливать причинно-следственные связи)

Особенности воображения (репродуктивное, творческое)

Характеристика личностно-эмоционального развития:

Особенности личности (личностная активность, направленность, самооценка, мотивационные предпочтения, уровень притязаний)

Индивидуально-типологические особенности (темп деятельности, работоспособность)

Особенности эмоционально-волевой сферы (эмоциональный фон, эмоциональная лабильность, факторы эмоционального напряжения, распознавание эмоций, произвольность, регуляция, самоконтроль)

Особенности коммуникативного развития (особенности общения с родителями, педагогами, сверстниками; социальный статус в группе, поведение в конфликтной ситуации)

Особенности игровой деятельности для дошкольников (соответствие игры паспортному возрасту, любимые игры)

Особенности учебной деятельности (организация деятельности, степень сформированности учебных навыков)

Совсем я запуталась с этими врачами, комиссиями и т.д..

Мне нужно, чтобы ребенок ходил с саду к логопеду бесплатно. Спрашивала с мая у воспитателя и педиатра, что нужно сделать. Все молчали. Педиатр с сентябре только направила в Центр психоневрологии в Очаково, и там я совершенно случайно узнала от логопеда, что для посещения логопеда в садике надо проходить комиссии. Она тогда сказала, что сначала какую-то одну, потом другую. Я уже забыла, как они назывались.

В общем, записала ребенка туда же на ПМПК.

Сегодня побеседовала с логопедом в саду. Она говорит о ЦПМПК. Я сначала не обратила внимания. Потом пришла домой, посмотрела — мы то записаны на ПМПК, а не ЦПМПК!

По телефону при записи на ПМПК мне сказали, что нужно принести характеристику от воспитателя на ребенка. В поликлинике педиатр сказала, что нужно проходить каких-то врачей, но каких она не знает ((( (Она вообще ниче не знает!)

А логопед в садике сегодня сказала, что нужно направление на эту комиссию от педиатра. И еще врачей тоже каких-то пройти.

На данный момент ребенок был у невролога, ортопеда, окулиста там же, где будет ПМПК и пойдет к ЛОРу по месту жительства. Это для комиссии надо заново направление брать и еще раз всех обходить? Оо

Кто проходил все это, расскажите в чем разница этих комиссий, и что делать вообще. Я совсем уже не понимаю, куда идти и что делать, чтобы хотя бы в декабре не сорвалось. А то сейчас платим тысячу рублей за 25 минут занятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *