Закон и налоги

Около 10% граждан РФ уклоняются от уплаты налогов. При этом они нарушают закон и за это грозит вполне реально наказание вплоть до лишения свободы. В то же время есть вполне легальные возможности не платить налог. Чтобы облегчить финансовое бремя, необходимо четко знать порядок реализации доступных налоговых привилегий. В этом деле полезно прислушаться к советам профессионального юриста.

Нет времени читать статью?

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании! По этой услуге подключено 18 компаний Начать подбор в несколько кликов >

Законные способы неуплаты налогов

Обязанность уплаты налогов закреплена в ст. 57 Конституции РФ. Правило повторяется в ст. 3 Налогового Кодекса РФ. Конституционный характер обязательства накладывает отпечаток на все остальное законодательство.

Сама по себе неуплата сборов — прямое нарушение государственных норм. Речь идет именно про сознательное игнорирование установленных требований. Тем не менее у этого правила есть исключения. Не платить налог можно лишь косвенно через установленные законом льготы.

Существуют следующие способы, которые освобождают от обязанности:

  • вычет;
  • льготы;
  • беспошлинные зоны торговли.

Любая неуплата налога должна быть обоснована. В противном случае уклонение будет считаться прямым нарушением законодательства.

Главное о налоговом вычете

Вычет не является буквальной неуплатой. Его суть — возврат ранее уплаченного налога, что можно условно считать освобождением от обязанности. Платить налог все же надо, чтобы в будущем вернуть его обратно.

По общему правилу налоговый вычет доступен только гражданам РФ, которые платят налог на доходы физических лиц. Исключение — профессиональные вычеты. Размер возвращаемой суммы равен величине ранее уплаченного налога.

Налоговый Кодекс выделяет следующие виды вычетов:

  • стандартные;
  • социальные;
  • инвестиционные;
  • имущественные;
  • профессиональные.

Стандартные вычеты доступны родителям, Героям СССР, «чернобыльцам», инвалидам и родственникам погибших военнослужащих. Государство предусмотрело ситуацию, в которой некоторые граждане имеют право сразу на несколько вычетов. Вычет на детей можно получить независимо от других видов.

Социальные налоговые вычеты регулируются ст. 219 НК РФ. Их задача: снизить стоимость социально полезных услуг. Благодаря социальным вычетам у граждан есть способ вернуть налог со следующих статей расходов:

  • обучения;
  • благотворительности;
  • лечения и покупки медикаментов;
  • страхования;
  • накопительной части трудовой пенсии.

Инвестиционные вычеты предоставляются за операцию с ценными бумагами на фондовых биржах. При этом финансовые активы должны храниться на открытом заранее инвестиционном счете.

Имущественные вычеты предоставляются гражданам за куплю-продажу недвижимости. Есть возможность вернуть 13% от суммы расходов. К примеру, за квартиру стоимостью 1,5 миллиона рублей можно вернуть 195 тысяч рублей.

Профессиональные вычеты предоставляются ИП, нотариусам и авторам произведений искусства и науки. Лица получают возможность вернуть часть своих затрат.

Общий порядок получения:

1. Подготовить пакет документов.

2. Подать документы в территориальное подразделение ФНС.

3. Получить вычет.

Нужно подготовить документы, которые доказывают право на вычет. К примеру, для родителей это будут свидетельства о рождении, для больных — чеки и справки из медицинских учреждений. Также потребуется оформить заявление и заполнить декларацию.

О налоговых льготах

Налоговые льготы — специальные привилегии, которые установлены законодательством для отдельных категорий граждан и объектов налогообложения. Существует три вида льгот: кредитование, освобождение и понижение ставки. Законная неуплата налога касается только освобождения.

НК РФ не содержит одной полноценной статьи, которая перечисляет субъектов, освобожденных от налоговой обязанности. Не меньшую роль играют и особенности конкретного налога. Это создает сложности для неподготовленного гражданина, который решает не платить налог без участия профессионального юриста.

В ст. 381 и ст. 395 НК РФ перечислены основания для освобождения от земельного налога и налога на имущество организаций. Перечень обширный. К ним относятся:

  • учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • религиозные организации;
  • общественные организации инвалидов и т.д.

Для плательщиков НДФЛ также существуют льготы. Все зависит от видов заработка физических лиц. Ст. 217 НК РФ указывает следующие виды доходов, которые освобождены от бремени:

  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсации;
  • алименты;
  • гранты;
  • стипендии и т. д.

Льготы предусмотрены и для налога на имущество физических лиц. Ст. 407 НК РФ содержит перечень лиц, которые имеют право уменьшения или освобождения от обязанности.

Ряд налогов устанавливается и регулируется на региональном или местном уровнях. К примеру, законом г. Москвы «О транспортном налоге» полностью освобождены от обязанности перечислять деньги в бюджет Герои СССР, инвалиды и многодетные семьи.

Как пользоваться беспошлинными торговыми зонами

В России, так же как и в других развитых государствах, есть особые экономические зоны, где не действует налог на добавленную стоимость. Яркий пример — дьюти-фри, которые располагаются в аэропортах, портах и вокзалах. Единственное условие — приобретенные товары должны быть вывезены за рубеж.

Не платить налоги законно — это возможность, о которой знают далеко не все граждане. По статистике, около 90% россиян ни разу не оформляли налоговый вычет. Непопулярность законных способов объясняется довольно просто — людям сложно разобраться в дебрях налогового законодательства без поддержки профессионального юриста.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (в ред. от 29.06.2012 № 96-ФЗ):
от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются:
— Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
— инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
— участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
— лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
— лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
— военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
— лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
— члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего;
не уплачивают налог на строения, помещения и сооружения:
— пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
— граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;
— родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;
— со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, – на период такого их использования;
— с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.
В г. Новосибирске в соответствии с Решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2000 № 371 «Об утверждении ставок налогов на имущество физических лиц» (в ред. решений Совета депутатов г. Новосибирска от 23.09.2009 № 1363 и от 28.09.2010 № 131) от уплаты налога на имущество физических лиц также освобождены:
— граждане, суммарная инвентаризационная стоимость имущества которых составляет до 50 тысяч рублей включительно.
— в отношении одного объекта налогообложения с наибольшей инвентаризационной стоимостью – собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений (за исключением собственников магазинов, предприятий общественного питания и бытового обслуживания, собственников, оформивших жилые помещения под нежилые помещения и использующих их для получения доходов):
1) имеющие на своем иждивении трех и более несовершеннолетних детей, и их несовершеннолетние дети (с 01.01.2008) – на основании паспорта гражданина, имеющего на иждивении трех и более несовершеннолетних детей, и документов, подтверждающих нахождение на иждивении гражданина трех и более несовершеннолетних детей (свидетельства о рождении (усыновлении), документы об установлении опекунства, попечительства);
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа таких детей в возрасте от 18 до 23 лет (с 01.01.2008) – на основании документа, выдаваемого органами опеки и попечительства по месту регистрации указанных граждан;
3) ветераны боевых действий, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона (с 01.01.2010) – на основании удостоверения ветерана боевых действий.
О льготах по налогу на имущество физических лиц, установленных представительными органами муниципальных образований, можно узнать на Интернет-ресурсах Федеральной налоговой службы с помощью интерактивного сервиса «Имущественные налоги: ставки и льготы».
Лица, имеющие право на льготы, представляют необходимые документы в налоговые органы самостоятельно либо через законного или уполномоченного представителя.
Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.
В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

В широком смысле налоговая обязанность включает всю совокупность обязанностей налогоплательщика, установленных ст. 23 НК. В узком смысле налоговая обязанность – это юридическая обязанность налогоплательщика, плательщика сбора правильно исчислить и своевременно перечислить в бюджетную систему РФ налог\сбор.

Характерные черты:

1. Конституционная обязанность.

2. Имеет публично-правовой характер.

3. Представляет собой меру должного поведения обязанного лица.

4. Является личной обязанностью (неразрывно связана с личностью налогоплательщика).

5. Имеет сложный состав и состоит из ряда обязательных действий, которые должен произвести налогоплательщик (учесть объект налогообложения, надлежащим образом исчислить налоговую базу, правильно исчислить налоговую базу).

Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, которые предусматривают уплату данного налоги или сбора (ст. 44 НК).

Общие основания возникновения:

1. Соответствие организации или ФЛ признакам налогоплательщика по тому или иному налогу при отсутствии льготы в виде освобождения об обязанности уплатить налог.

2. Наличие налоговой базы.

По каждому конкретному налогу устанавливаются дополнительные основания.

В тех случаях, когда расчёт налоговой базы и суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Изменение налоговой обязанности означает, что под воздействием определённых обстоятельств изменилось её содержание, т. е .сроки уплаты налога или сумма, подлежащая уплате.

Такими основаниями являются:

1) Предоставление налогоплательщику рассрочки или отсрочки уплаты налога.

2) Осуществление зачёта налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пени и штрафов.

Прекращение обязанности согласно п. 3 ст. 44 НК связано с оплатой налога или сбора; со смертью ФЛ-налогоплательщика или с объявлением его умершим (исключение – задолженность по поимущественным налогам умершего или лица умершего); с ликвидацией организации-налогоплательщика или после проведения ликвидационной комиссии всех расчётов с бюджетной системой РФ; с возникновением иных обстоятельств (уплату налога реорганизованной организации её правопреемником, уплата налога лицом, уполномоченным ООиП за безвестно отсутствующего налогоплательщика, признание недоимки по налогам безнадёжной к взысканию и её списание, уплата налога поручителем за налогоплательщика). НК предусматривает так же возможность приостановления исполнения налоговой обязанности в соответствии с . 3 ст. 51 НК.

Общий (добровольный) порядок исполнения налоговой обязанности

Существуют 2 формы исполнения налоговой обязанности: добровольная уплата налога и принудительное взыскание налога.

Исполнение налоговой обязанности признаётся должным, т. е. соответствующей налоговому законодательству, только в том случае, если налогоплательщик самостоятельно своевременно, либо досрочно в полном объёме и в соответствующем порядке уплатил налог.

1. Налогоплательщик должен самостоятельно исполнить налоговую обязанность: от своего имени, за счёт своих собственных денежных средств. Изложенное распространяется так же не налоговых агентов и на плательщиков сборов. Уплата налога за налогоплательщика 3 лицами возможна только в случаях, прямо предусмотренных НК.

2. Налоговая обязанность должны быть исполнена в срок, установленный налоговым законодательством, при этом налогоплательщик вправе исполнить её досрочно. По общему правилу, если налог исчисляется налоговым органом, налогоплательщик должен уплатить его в течение 1 мес. со дня получения налогового уведомления, если в налоговом уведомлении не установлен более продолжительный срок.

3. Налоговая обязанность исполняется в валюте РФ, если иное не предусмотрено НК.

4. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога, либо путём внесения предварительных платежей по налогу – авансовых платежей, если это предусмотрено налоговым законодательством.

5. Исполнение налоговой обязанности может быть осуществлено в порядке:

— путём уплаты налога в наличной или безначальной форме;

— путём проведения налоговым органом по инициативе налогоплательщика\плательщика сбора зачёта в порядке, предусмотренном ст. 78, 79, 176 НК.

НК предусмотрены особенности исполнения налоговой обязанности: при ликвидации организации, при реорганизации ЮЛ (ст. 50 НК), за безвестно отсутствующего или недееспособного ФЛ (ст. 51 НК).

Момент исполнения налоговой обязанности

Если момент исполнения обязанности установлен неверно, и формально уплата налога произошла в более поздние сроки, возникают неблагоприятные последствия в виде возникновения у налогоплательщика дополнительной обязанности по уплате пени. Данный момент позволяет разграничить налоговые и бюджетные правоотношения. Момент исполнения обязанности различается в зависимости от избранного налогоплательщика или предписанного ему законом способа уплаты налога.

1. ФЛ может уплатить налог наличными денежными средствами через банк, кассу местной администрации, либо организацию федеральной почтовой связи. В этом случае момент уплаты налога – это момент внесения наличных денежных средств.

2. Для организаций, которым открыт лицевой счёт (т. е. бюджетных) момент уплаты – это момент отражения операции по перечислению денежных средств на лицевом счёте.

3. Если налогоплательщик уплачивает налог путём перечисления денежных средств со своего счёта в банке, момент уплаты – это момент предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ подлежащих уплате денежных средств при наличии достаточного денежного остатка на день платежа.

4. В случае, если у налогоплательщика имеются суммы излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени и штрафов, налоговый орган выносит решение о зачёте указанных сумм в счёт уплаты налога.

5. Если обязанность по исчислению, удержанию налога и перечислению его в бюджетную систему возложена на налогового агента, то налоговая обязанность считается исполненной со дня удержания соответствующих сумм налоговым агентам.

П. 5 ст. 45 НК указывает на случаи, когда налог не признаётся уплаченным.

Понятие и общие условия изменения сроков исполнения налоговой обязанности

Изменением срока уплаты налога или сбора признаётся перенос установленного срока на более поздний срок. В настоящее время НК предусматривает 3 формы изменения сроков уплаты налога или сбора: отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит.

Общие условия изменения срока уплаты налога\сбора:

1) Изменение срока уплаты налога допускается как в отношении всей суммы налога, подлежащей уплате, так и в отношении какой-либо его части. В отличие от налога, изменение срока уплаты сбора допускается только в отношении всей суммы сбора.

2) По общему правилу на сумму налога, срок по уплате которого перенесён на более поздний срок начисляются проценты.

3) Срок уплаты налога не может быть изменён:

— если в отношении заинтересованного лица возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства;

— производится производство по делу об административном правонарушении в области таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате при перемещении товаром через таможенную границу таможенного союза;

— имеются доставочные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство;

— если в течение 3 предшествующих лет это лицо уже воспользовалось указанным правом и нарушило взятые на себя обязательства.

Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается:

1. По истечении срока действия соответствующего решения или договора.

2. До истечения срока действия соответствующего решения или договора в случае:

— уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога\сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока;

— нарушения заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки\рассрочки;

— прекращение действия договора об инвестиционном налоговом кредите по соглашению сторон или по решению суда.

Органы, уполномоченные принимать решение об изменении срока уплаты налога\сбора:

1. По налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза Федеральная таможенная служба России или уполномоченные ей таможенные органы.

2. По государственной пошлине – органы (должностные лица), уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина.

3. По НДФЛ для лиц, не являющихся ИП, — налоговые органы по месту жительства ФЛ.

4. По иным федеральным налогам и сборам – ФНС.

5. По региональным и местным налогам – налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решение принимается по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ/МО.

6. В случае, если налоги зачисляются в различные бюджеты, к процедуре принятия решения подключаются финансовые органы субъектов РФ и МО, которые дают согласие налоговым органам на вынесение соответствующего решения.

Рассрочка и отсрочка по уплате налогов и сборов

Отсрочка представляет собой перенос установленного срок уплаты налога\сбора, по истечении которого сумма налога\сбора подлежит уплате единовременно в полном объёме. При рассрочке сумма налога\сбора уплачивается не единовременно, а частями в пределах установленного срока.

Порядок предоставления:

1. Предоставляется на основании письменного заявления заинтересованного лица.

2. Срок предоставления по общему правилу не превышает 2 года.

3. На сумму за должности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1\2 ставки рефинансирования ЦБ. Если основаниями для предоставления рассрочки\отсрочки послужили причинение ущерба в результате стихийного бедствия, техногенной катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, а так же задержка финансирования из бюджета или оплата выполненного этим лицом государственного заказа, то проценты на сумму задолженности не начисляются.

Понятие принудительного исполнения налоговой обязанности

Согласно п. 2 ст. 45 НК в случае неуплаты или неполной уплаты налогов в установленный срок исполнение обязанности по уплате налога и сбора производится путём их взыскания, т. е. принудительного лишения налогоплательщика\плательщика сбора прав собственности или иных вещных прав на часть имущества.

Меры принудительного исполнения налоговой обязанности:

1. Взыскание налога за счёт денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банке и за счёт его электронных денежных средств.

2. Взыскание налога за счёт иного имущества налогоплательщика.

3. Проведение по инициативе налогового органа зачёта сумм излишне уплаченного налога\сбора.

В принудительном порядке взыскиваются:

1) Недоимка, т. е. сумма налога\сбора, не уплаченная в установленный налоговым законодательством срок.

2) Задолженность по пени и штрафам.

Гарантии соблюдения прав налогоплательщика в процессе принудительного исполнения налоговой обязанности:

1. Применяется только после того, как налоговым органом налогоплательщику будет направлено требование об уплате налога с установленным в нём сроком добровольного погашения возникшей недоимки.

2. Выявление недоимки должно осуществляться строго в регламентированных НК процедурах налогового контроля.

3. Обращение взыскания на имущество налогоплательщика допускается только после исчерпания возможностей взыскания налоговой задолженности за счёт денежных средств на счетах налогоплательщиков в банке и за счёт его электронных денежных средств.

4. Обеспечивается судебным контролем.

НК предусматривает 2 порядка взыскания налога:

— бесспорный (административный): по общему правилу применяется в отношении всех организаций и ИП);

— судебный порядок: применяется в отношении всех ФЛ, не являющихся ИП; в исключительных случаях прямо предусмотрен НК, применяется так же в отношении организаций, ИП.

Требование об уплате налогов и сборов

Извещение налогоплательщиков о неуплаченной сумме налога и об обязанности уплатить неуплаченную сумму налога, а так же соответствующие пени (п. 1 ст. 69 НК).

Требование направляется налогоплатлеьщику:

— тем налоговым органом, у которого налогоплательщик состоит на учёте;

— установленными способами;

— направляется в случае неуплаты налогоплательщиком налога по декларации или на основании налогового уведомления (срок направления – не позднее 3 мес. со дня выявления недоимки; при этом днём выявления недоимки является следующий день после наступления срока уплаты налога); в случае доначисления суммы налога\сбора налоговым органом по результатам проведения налоговой проверки (требование должно быть направлено в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения, вынесенного по результатам налоговой проверки; в случае изменения налоговой обязанности.

По общему правилу требование должно быть исполнено налогоплательщиком в течение 8 рабочих дней с даты его получения. Требование является ненормативным актом и может быть обжаловано в суд.

Обращение взыскания на денежные средства и иное имущество организаций и ИП:

1. Налоговый орган должен обратить взыскание на денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика. Ст. 11 содержит понятие счетов. Налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счёт денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банке. Срок принятия такого решение – не позднее 2 мес. после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. Решение, вынесенное за пределами данного срока, является недействительным и исполнению не подлежит.

2. Налоговый орган должен донести до сведения налогоплательщика вынесенное решение и направить поручение в банк, в котором открыты счета налогоплательщика. Данное поручение налогового органа подлежит безусловному исполнению банком.

3. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банке производится взыскание за счёт электронных денежных средств. Понятие электронных денежных средств определено ФЗ «О национально платёжной системе». Способы и средства, позволяющие лицу управлять своими электронными денежными средствами, называются электронными средствами платежа. Для организаций и ИП предусмотрено только 1 вида электронных средства платежей – корпоративных. Одновременно с вынесением решения о списании электронных денежных средств со счетов организации, налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам в банке.

4. Если электронных денежных средств не достаточно для покрытия задолженности, производится обращение на взыскание иного имущества налогоплательщика.

Для этого руководитель налогового органа, либо его заместитель должны:

— вынести решение о взыскании налога\сбора, пени и штрафов за счёт имущества, срок вынесения такого решения – 1 год после истечения срока исполнения требования об уплате налога, решение вынесенное за пределами данного срока является недействительными и исполнению не подлежит;

— направляет в адрес соответствующего судебного пристава-исполнителя для исполнения в порядке, предусмотренном законом «Об исполнительном производстве».

Обязанность налогоплательщика будет считаться исполненной только тогда, когда имущество будет реализовано и погашена задолженность за счёт вырученных сумм.

Обращение взыскания на денежные средства и иное имущество ФЛ, не являющихся ИП

Порядок взыскания зависит от того, превышает ли общая сумма задолженности 1500 руб.

1. Общая сумма задолженности превышает 1500. Налоговый орган должен подать в суд общей юрисдикции исковое заявление о взыскании задолженности в течение 6 мес. со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

2. Общая сумма задолженности не превышает 1500 руб. В этом случае налоговый орган должен дождаться достижения суммы задолженности 1500 руб. Со дня, когда задолженность превысит 1500 руб. начинает исчисляться шестимесячный срок для обращения в суд. Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования о погашении задолженности её размер так и не превысит 1500 руб., тогда налоговый орган вправе обратиться в суд.

Взыскание налога происходит в последовательности: денежные средства в банке- наличные денежные средства – имущество переданное во владение, пользование, распоряжение без перехода прав собственности – другое имущество за исключением предназначенного для повседневного личного пользования ФЛ или членами его семьи.

Понятие и способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

Это установленные законом специальные меры воздействия, стимулирующие надлежащее исполнение налогоплательщиком или иным обязанным лицом налоговой обязанности.

Исполнение обязанности может обеспечиваться:

— залог имущества;

— поручительство;

— пени;

— приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств;

— арест имущества налогоплательщика.

Самым распространённым способом является пени – денежная сумма, которую налогоплательщик должен выполнить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки.

По общему правилу уплата пени осуществляется в любом случае несвоевременного исполнения налоговой обязанности и независимо от применения других мер обеспечения, а так же мер налоговой ответственности. НК предусматривает 2 исключения из этого правила: пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика; пени не начисляются на недоимки, возникшие в связи с исполнением налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных Минфином и его территориальными органами. Сумма пени начисляется за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным днём уплаты налога или сбора. Расчёт производится умножением неуплаченной суммы налога\сбора и 1\300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

Приостановление операций по счетам в банке, а так же электронных денежных средств. Применяется только в отношении организаций и ИП, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, а так же в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

Основанием применения данной меры являются:

— неисполнение налогоплательщиком требования налогового органа об уплате налогов и сборов. В этом случае приостановление операций по счетам является процессуальным способом обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога;

— непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока её представления.

Приостановление операций по счёту означает приостановление всех расходных операций. Не распространяется на операции по осуществлению платежей, очерёдность которых предшествует исполнению налоговой обязанности в счёт текущей уплаты налогов и сборов. Приостановление переводов электронных денежных средств означает прекращение банком всех операций, влекущий уменьшение остатка электронных денежных средств.

В случае вынесения неправомерного решения банком о приостановлении операций по счетам на сумму денежных средств, в отношении которых действовало приостановление, начисляются проценты в пользу налогоплательщика. Начисление средств происходит на каждый календарный день со дня приостановления до дня получения банком решения об его отмене исходя из ставки рефинансирована ЦБ, действовавшей в данный период.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *