Закон о аварийном жилье

Принят Государственной Думой 18 декабря 2019 года

Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года

Статья 1

1) в статье 12:

а) пункт 11 дополнить словами «, оснований и порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»;

б) пункт 12 дополнить словами «, многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции»;

2) пункт 6 статьи 13 дополнить словами «, многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции»;

3) пункт 8 части 1 статьи 14 изложить в следующей редакции:

«8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;»;

4) часть 4 статьи 15 после слова «проживания» дополнить словами «, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», дополнить предложением следующего содержания: «В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.»;

5) статью 29 дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. Положения частей 2 — 6 настоящей статьи не применяются в отношении помещений, расположенных в аварийном и подлежащем сносу или реконструкции многоквартирном доме.»;

6) в статье 32:

а) часть 7 после слов «в многоквартирном доме» дополнить словами «, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом,»;

б) дополнить частью 81 следующего содержания:

«81. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.»;

в) дополнить частью 82 следующего содержания:

«82. Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 81 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.»;

г) дополнить частью 101 следующего содержания:

«101. В случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предоставлен в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, либо подведомственным ему предприятиям (учреждениям), а также расположен на территории обособленного или закрытого военного городка, изъятие земельного участка, на котором расположен указанный дом, и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, находящихся в собственности Российской Федерации, осуществляется для государственных нужд в порядке, предусмотренном частью 10 настоящей статьи.»;

7) в части 1 статьи 89 третье предложение после слов «федеральным законом» дополнить словами «или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации»;

8) статью 95 дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«31) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;»;

9) часть 2 статьи 106 дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«31) до завершения расчетов с гражданами, указанными в пункте 31 статьи 95 настоящего Кодекса, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года;».

Статья 2

1) пункт 2 статьи 2 после слов «2017 года» дополнить словами «или применительно к положениям главы 65 настоящего Федерального закона после 1 января 2017 года»;

2) часть 2 статьи 4 дополнить пунктом 51 следующего содержания:

«51) выполняет в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации, функцию агента Правительства Российской Федерации по предоставлению социальных выплат на приобретение жилых помещений на территории Российской Федерации гражданам, относящимся к категориям, установленным федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации;»;

3) в части 1 статьи 14:

а) пункты 4, 9, 92 — 95, 97, 99 и 10 признать утратившими силу;

б) дополнить пунктом 13 следующего содержания:

«13) наличия обязательства субъекта Российской Федерации обеспечить непредоставление и неиспользование земельных участков, на которых располагались многоквартирные дома, общая площадь аварийного жилищного фонда в которых учитывалась при расчете увеличения установленного для субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в целях, отличных от целей размещения объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управления, обустройства мест для занятий спортом, физической культурой, пеших прогулок, размещения парков, садов и скверов, размещения жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Данное условие не распространяется на земельные участки, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких многоквартирных домов осуществлялось в рамках реализации договора о развитии застроенной территории и (или) договора о комплексном развитии территории.»;

4) статью 15 признать утратившей силу;

5) в статье 151:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 151. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов»;

б) части 1 — 5 признать утратившими силу;

6) в статье 16:

а) в части 2:

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;»;

пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;»;

б) часть 21 изложить в следующей редакции:

«21. Размер этапа текущего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, указанный в пункте 5 части 2 настоящей статьи, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;

в) дополнить частью 23 следующего содержания:

«23. Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.»;

г) часть 6 изложить в следующей редакции:

«6. Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов могут расходоваться на:

1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;

2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;

4) предоставление субсидий лицам, заключившим с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий и (или) договоры о комплексном развитии территорий в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению, а также передаче в государственную или муниципальную собственность благоустроенных жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории, в отношении которой принято решение о развитии, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и расположенных на территории, в отношении которой принято решение о развитии. При этом субсидия предоставляется по мере исполнения указанными лицами данных обязательств и не может превышать 25 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра. В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных настоящей статьей, за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.»;

д) части 61 и 10 признать утратившими силу;

7) в статье 161:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 161. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на модернизацию системы коммунальной инфраструктуры»;

б) части 1 — 11 признать утратившими силу;

8) дополнить главой 65 следующего содержания:

«Глава 65. Особенности предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года

Статья 2014. Предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года

1. Фонд на условиях, установленных настоящей статьей, вправе предоставлять финансовую поддержку за счет своих средств на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

2. Субъект Российской Федерации, выполнивший обязательство, предусмотренное пунктом 910 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, вправе подать заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, указанной в части 1 настоящей статьи, в пределах лимита средств на переселение, установленного для данного субъекта Российской Федерации.

3. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и в отношении мониторинга реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, распространяются на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, указанной в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей главой.

4. Финансовая поддержка за счет средств Фонда, указанная в части 1 настоящей статьи, предоставляется при:

1) наличии региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года;

2) выполнении субъектами Российской Федерации и (или) муниципальными образованиями, на территориях которых расположены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенные в региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Статья 2015. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года

1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, указанная в части 1 настоящей статьи, должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона, за исключением требований пункта 1 части 2 и части 21 статьи 16 настоящего Федерального закона.»;

9) в статье 231:

а) часть 1 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6) нарушения условия, установленного пунктом 13 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона.»;

б) часть 3 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8) средств Фонда, полученных субъектом Российской Федерации и использованных на переселение граждан из многоквартирных домов, ранее располагавшихся на земельных участках, использованных в нарушение пункта 13 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона.»;

в) в части 5 слова «в пункте 3» заменить словами «в пунктах 3 и 6»;

г) в части 6 слова «в пункте 3» заменить словами «в пунктах 3 и 6».

Управление строительства Липецка объявило о поиске подрядчика, который сделает проект 17-этажного дома для переселенцев из ветхого и аварийного жилья. За разработку проекта предлагают почти 10 млн рублей. Определение подрядчика запланировано на 13 августа.
Социальную высотку намерены построить в микрорайоне «Победа» уже в 2021 году. Предполагается два этапа строительства — сначала возведут жилые квадратные метры, а потом сделают подземную парковку. Она будет рассчитана на 85 автомобилей. Проектировщики должны учесть требование мэрии по количеству одно-, двух- и трехкомнатных квартир. Все те, кто будет переселен в новый дом, получат те же квадратные метры, что и в аварийном жилье, с запасом в 10% от площади их старых квартир.
В техническом задании к тендеру перечислены те , жильцы которых должны получить новые квартиры в высотке в «Победе». Это аварийные дома на улицах:
— Астраханская
— Волгоградская
— Газина
— Ленинградская
— Молодежная
— Расковой
— Радиаторная
— Северный Рудник
— Силикатная
— переулок Луначарского
— 40 лет Октября
— Архангельская
— Волгоградская
— Космодемьянской
— МПС
— Прокатная
— Фурманова
— проспект Мира
— 6 Гвардейской Дивизии
— Бачурина
— Хмельницкого
— Ильича
— Интернациональная
— Франко
— Коммунистическая
— Краснознаменная
— Осипенко
— Спиртзаводская
— Студеновская
— Фестивальная.

Проект строительства высотки для переселенцев их ветхого и аварийного жилья должен быть готов к началу декабря. Услуги проектировщиков оплатят из консолидированного бюджета государства, области и города. Дом будет построен в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», федерального и регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019- 2025 годы», муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Липецка».

«Новые нормы по расселению аварийного жилого фонда позволяют предложить людям максимально гибкий набор мер государственной поддержки. Кроме того, у регионов появится возможность расходовать федеральные средства на строительство маневренного и наемного жилья, которое сейчас практически отсутствует», — пояснил министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев.

«В основном остается прежний порядок переселения граждан из аварийных домов, — говорит зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев. — В частности, граждане могут по согласованию сторон выбрать либо переселение в другую квартиру, либо взять выкупную стоимость жилья. Но выкупная стоимость формируется теперь, исходя из рыночной стоимости не только самого жилого дома, но и участка под ним».

Предполагается, что выплаты расселяемым жителям в некоторых регионах заметно увеличатся — аварийное помещение зачастую стоит копейки, а вот участок может быть весьма дорогим. Те, кто приобрел квартиры в доме, ранее уже признанном аварийным, имеют право на выплату возмещения в размере, не превышающем затраты на приобретение этого жилья.

Разрешается теперь переселять жильцов аварийных домов в маневренный фонд, но не более чем на два года. «Этот срок вызвал дискуссию среди депутатов Госдумы, — отмечает Качкаев. — Но именно за это время в соответствии с действующими нормативами можно построить многоквартирный дом — от согласования его проектной документации до ввода в эксплуатацию».

Граждане, проживающие в аварийных домах (но только если аварийное жилье является у них единственным), также смогут получать субсидии — на приобретение другого жилья или на возмещение части процентов по ипотеке. Такие меры поддержки вправе установить регион.

Законом также предусмотрен мотивационный механизм для привлечения инвесторов в проекты развития застроенных территорий. «Речь идет о предоставлении субсидии для тех застройщиков, которые захотят участвовать в программе. Они смогут компенсировать 25% затрат на расселение граждан. Такой подход к решению проблемы с расселением аварийных домов сэкономит 75% бюджетных средств», — поясняют в минстрое.

При этом установлено, что средства Фонда содействия реформированию ЖКХ можно будет направлять на строго целевое использование земельных участков под расселенными домами. На освободившейся территории разрешается возводить дома, которые строят за счет бюджета или по договору о развитии застроенной территории. Можно будет также размещать здесь объекты социального обслуживания, здравоохранения, образования, обустраивать места для занятий спортом, парки и скверы и т. п. Это сделано для того, чтобы решения об аварийном состоянии дома, который на самом деле, быть может, еще весьма крепкий, не принимались под давлением недобросовестных застройщиков, желающих построить на этом месте, например, торговый центр.

В то же время в окончательный вариант поправок не вошло положение о возможности выделения в отдельные подпрограммы капремонта тех домов, чей физический износ около 70%, а также тех, стоимость капремонта в которых в пересчете на квадратный метр значительно выше, чем в других домах (это, например, старенькие двухэтажки). Предполагалось, что в этих зданиях капремонт пойдет по особым правилам: будут проводиться только самые первоочередные работы, но ремонта наиболее «прохудившихся» систем можно будет дождаться гораздо быстрее, чем сейчас. Однако с введением этого положения решено было повременить — одной из причин стало предположение ряда СМИ о повышении в связи с этим взносов на капремонт. В минстрое заверили, что повышать взносы в связи с этими поправками не предполагалось. Но, как сказал недавно на пресс-конференции министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев, в ближайшее время министерство не будет касаться нормативного регулирования капремонта. Программа, по его словам, требует определенной доработки, но в первую очередь, ведомство займется «техническими» вопросами, которые нужно решить в рамках действующего законодательства.

Фото: Сорокин Донат / ТАСС

Госдума во втором чтении приняла законопроект о новых механизмах расселения аварийного жилья. Финальное, третье чтение законопроекта запланировано на среду, 18 декабря.

Законопроект вносит поправки в жилищный кодекс и федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Согласно законопроекту, Фонд станет агентом правительства по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья гражданами. Раньше федеральные субсидии распределяли в том числе региональные власти.

Минстрой разработал первую версию законопроекта в феврале, а в ноябре он был принят в первом чтении. Одна из мер законопроекта — привлечение инвесторов к расселению аварийных домов. Девелоперы, которые будут предоставлять жилье переселенцам из аварийного фонда, расположенного на территории развития, получат субсидии. Для этого застройщики должны заключить с местными властями договоры развития застроенных территорий (РЗТ) или комплексного освоения территорий.

Первоначально предлагалось компенсировать застройщикам до 25% понесенных затрат на расселение жителей аварийных домов. Ко второму чтению норма предоставления субсидий изменилась — теперь застройщики смогут вернуть до 25% «нормативной стоимости переселения». Нормативная стоимость рассчитывается исходя из площади аварийных домов и нормативной стоимости квадратного метра, которую Минстрой определяет для каждого региона отдельно.

Законопроект предполагает возможность создания в регионах маневренного фонда, но проживать в нем переселенцы смогут не больше двух лет, после этого им должны будут предоставить постоянное жилье. Кроме того, собственники квартир в аварийных домах могут рассчитывать на денежное возмещение. Если человек владеет несколькими квартирами в аварийных домах, новую квартиру он сможет получить только взамен одной из квартир, в остальных случаях он может рассчитывать только на денежную компенсацию. Также получить деньги, но не новую квартиру смогут те, кто купил недвижимость в доме уже после признания его аварийным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *