Закон о похоронах и погребении

12 января 1996 года N 8-ФЗ

Содержание

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле

Статья 3. Погребение

Статья 4. Места погребения

Статья 5. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти

Статья 6. Исполнители волеизъявления умершего

Глава II. Гарантии осуществления погребения

Статья 7. Исполнение волеизъявления умершего о погребении

Статья 8. Гарантии при осуществлении погребения умершего

Статья 9. Гарантированный перечень услуг по погребению

Статья 10. Социальное пособие на погребение

Статья 11. Гарантии погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, участников войны

Статья 12. Гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего

Статья 13. Погребение умерших в период отбывания наказания в местах лишения свободы

Статья 14. Погребение умерших после приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни)

Статья 14.1. Погребение лиц, смерть которых наступила в результате пресечения их террористической акции

Глава III. Организация места погребения

Статья 15. Предложения по созданию мест погребения

Статья 16. Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения

Статья 17. Санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения

Статья 18. Общественные кладбища

Статья 19. Вероисповедальные кладбища

Статья 20. Воинские кладбища и военные мемориальные кладбища

Статья 21. Семейные (родовые) захоронения

Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения

Статья 23. Стены скорби

Статья 24. Крематории

Глава IV. Похоронное дело

Статья 25. Организация похоронного дела

Статья 26. Финансовое обеспечение похоронного дела

Статья 27. Попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела

Статья 28. Исключена

Статья 29. Специализированные службы по вопросам похоронного дела

Статья 30. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Глава V. Заключительные и переходные положения

Статья 31. О приведении в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов

Статья 32. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Статья 33. О признании утратившим силу ранее принятого правового акта

Федеральный закон №8 «О погребении и похоронном деле» — нормативно-правовой акт, который регламентирует процесс похорон. Он был принят 12.01.1998 года, заменив многочисленные инструкции. В этой статье расскажем о том, какие задачи выполняет закон «О погребении и похоронном деле» в 2020 году и какие изменения были внесены в ФЗ в последнее время.

Закон «О погребении и похоронном деле» в 2020 году: структура и основные задачи

Нормативно-правовой акт включает 5 глав:

  1. Общая информация о погребении.
  2. Гарантии осуществления погребения и гарантированный список услуг.
  3. Организация места погребения.
  4. Похоронное дело.
  5. Итоговые положения.

ФЗ №8 в РФ регулирует отношения, связанные с захоронением умерших граждан, и устанавливает:

  • Гарантии погребения усопшего с учетом его воли, которая была выражена при жизни.
  • Гарантии и нормы предоставления матпомощи на погребение умершего человека.
  • Санитарные требования к выбору и содержанию мест захоронения.
  • Основы организации похоронного дела в нашей стране.

Последние изменения, внесенные в ФЗ «О погребении и похоронном деле”

С момента принятия нормативно-правового акта он неоднократно подвергался внесению коррективов. Последние изменения были внесены 03.07.2016 и 22.02.2018 года и затронули несколько статей.

Так, в ст. 7 присутствует информация о том, что гражданин, взявший на себя траты, связанные с погребением, может организовать похороны в любом населенном пункте, в том числе и за пределами РФ. Если захоронение будет происходить на территории другого государства, то, согласно изменениям, внесенным 03.07.2016, следить за подготовкой необходимых документов для пересечения границы теперь обязаны федеральные органы власти.

В ст. 11 описывается стоимость обязательных ритуальных услуг, таких как подготовка справки о смерти и других документов, предоставление гроба и иных необходимых для погребения предметов, транспортировка усопшего до кладбища или крематория, изготовление и установка памятников. Согласно изменениям, внесенным 03.07.2016, производство и монтаж памятников для отдельных категорий граждан будут оплачивать федеральные органы исполнительной и государственной власти.

Ст. 15 регламентирует порядок захоронения на специальных кладбищах. Изменения, внесенные 03.07.2016, дополнили список структур, обязанных координировать погребение участников ВОВ, граждан военной профессии, полицейских, пожарных и т.д.

С 22.02.2018 года ФЗ — 8 был дополнен пунктом №4, в котором отражена информация о выплате пособия в случае захоронения человека. Эти данные присутствуют в единой государственной информационной системе. Доступ к ней предоставляется супругам, детям и родителям усопших граждан. Получение сведений относительно данной информации регламентируется ФЗ № 178 от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи».

Во второй половине 2020 года начнут действовать и другие изменения нормативно-правового акта. Большая часть из них касается уголовно-исполнительной системы.

Основные положения законопроекта

Гарантированный перечень ритуальных услуг

В соответствии с законом «О погребении и похоронном деле” 2020 года, после смерти гражданина ему предоставляются гарантированные ритуальные услуги. К ним относятся:

  • Оформление документов, необходимых для погребения.
  • Предоставление гроба и других предметов, требуемых для процедуры захоронения.
  • Транспортировка тела умершего к месту погребения.
  • Захоронение усопшего на кладбище или кремация в крематории.

Изъявление воли гражданина в отношении собственного тела после смерти

Законопроект допускает согласование таких нюансов, как:

  • Проведение вскрытия тела в морге.
  • Изъятие органов усопшего для трансплантации.
  • Выбор способа погребения (предание земле или кремация).
  • Выбор места захоронения и т.д.

В случае, если при жизни гражданин не изъявил воли в отношении собственного тела после смерти, соответствующие решения принимаются его близкими.

Подведем итог.

Гражданам, столкнувшимся с тяжелой задачей организации похорон, важно четко понимать, на какие услуги, гарантии и льготы они могут рассчитывать. В законе «О погребении и похоронном деле» в 2020 году отражена актуальная информация о порядке захоронения, предоставлении мер социальной поддержки в случае смерти человека, правилах обращения в ритуальные агентства и т.д. Знание ФЗ — 8 позволит вам защитить себя от мошенничества и организовать процедуру погребения умершего в соответствии с установленными правилами

Задайте свой вопрос Почему хоронят на 2 метровой глубине? Во многих странах усопших предают земле. Например, в России, в соответствии с православными традициями, при этом гроб располагают таким образом, чтобы покойный лежал головой на восток. Его опускают на веревках или полотенцах в могильную яму. В данной статье речь пойдет о стандартах захоронения, в частности, почему хоронят на глубину 2 метров. 1219 Груз 200. Почему так называют погибших солдат Термин «Груз 200» появился в 1979 году. Под этой пометкой доставлялись тела солдат, которые погибли во время Афганской войны. Несмотря на окончание конфликта, данный термин используется до сих пор. В данной статье речь пойдет о том, почему «Груз 200» так называют, как сейчас транспортируются тела усопших. 1125 Что делать, если пропал человек? Ежегодно в нашей стране пропадают более 120 000 человек. При этом находятся порядка 90% от этой цифры. Пропажа человека — безусловно, страшное испытание для его близких. Однако, оказавшись в такой ситуации, важно не упустить драгоценное время. О том, что делать и куда звонить, если пропал человек, вы узнаете из нашей статьи. 1044 Как выписать умершего человека из квартиры? Смерть человека – это огромный удар для его родственников. Однако после всех погребальных мероприятий близким умершего необходимо позаботиться о том, чтобы выписать человека из квартиры. 1074 Какую музыку выбрать на похороны? Музыкальное сопровождение похорон В последний путь усопших принято провожать под музыку. Траурная мелодия оказывает на присутствующих глубокое эмоциональное воздействие, помогает собраться с мыслями, успокоиться и настроиться на церемонию погребения. О том, какой бывает похоронная музыка, мы расскажем далее. 1055 Выбрать гроб по размеру – правила расчёта Перед погребением усопшего важно правильно рассчитать размеры гроба. В противном случае может возникнуть неприятная ситуация, когда тело умершего не поместится в саркофаг. В результате возможна непредвиденная задержка церемонии погребения. В данной статье мы расскажем о том, каковы стандартные габариты погребального ящика и как правильно выбрать размер гроба. 1755

Разработан проект нового закона РФ «О похоронном деле», который заменит действующий закон 1996 г. Старый явно устарел и не отвечает реалиям жизни.

Новый ФЗ предусматривает:

  • учреждение федерального органа по вопросам похорон
  • разграничение полномочий и обязанностей в вопросе похорон между федеральными и региональными властями
  • разделение похоронной сферы на медицинские, ритуальные и религиозные услуги
  • ужесточение контроля над медицинскими учреждениями и ритуальными службами
  • пересмотр гарантированного списка услуг по погребению и погребальных предметов
  • создание реестров ритуальных служб и кладбищ

Учреждение надзорного органа в сфере похоронного обслуживания

Одна из важнейших частей закона – учреждение федерального надзорного органа, отвечающего за регулирование ритуальной сферы. На общегосударственном уровне будут утверждены нормативно-правовые акты и стандарты качества ритуальных услуг.

Будет уточнен порядок захоронения граждан с заслугами перед страной, похороны которых организуются за государственный счет и четко прописан перечень заслуг, которые дают право умершему быть похороненным на Федеральном военном мемориальном кладбище (ФВМК).

Утверждение полномочий и обязанностей региональных властей в вопросе похорон

Местные власти будут регулировать похоронное дело на своих территориях. Местные законы, акты будут неукоснительно соответствовать общероссийскому закону и не могут вступать с ним в противоречие. В задачи региональных властей будет входить:

  • утверждение типовую форму договора об оказании ритуальных услуг
  • утверждение порядка предоставления мест на кладбищах и расчет платы за эти места
  • обеспечение организацию похорон по гарантированному перечню услуг
  • уточнение перечень погребальных предметов для социальных похорон
  • создание и обслуживание кладбищ и крематориев

Разделение похоронной сферы на медицинские, ритуальные и религиозные услуги

Сейчас эти услуги переплетены. Зачастую в медучреждениях действуют ритуальные службы, врачи оказывают платные услуги по подготовке тела к похоронам в моргах, похоронные службы организуют отпевания. Во избежание злоупотреблений и для защиты прав потребителей эти сферы будут разграничены.

Выставку и продажу ритуальной продукции в медучреждениях планируется запретить. Также похоронным службам запретят размещать пункты обслуживания в моргах и больницах.

Предполагается, что под запрет попадут платные услуги моргов – бальзамирование, омовение и косметическая подготовка покойного к похоронам.

Ужесточение контроля над медицинскими учреждениями и ритуальными службами

Помимо запрета на оказание ритуальных услуг для медицинских учреждения и религиозных услуг для похоронных служб, новый закон предполагает ужесточить контроль над работой этих организаций.

Работникам медицинских служб будет строго запрещено разглашать информацию об умершем или его родственниках. Таким образом законодатели рассчитывают пресечь практику, когда сотрудники морга продают информацию о смерти и контактную информацию родственников покойного. Эти нарушения будут рассматриваться как административные правонарушения.

Для похоронных служб будет введено обязательное лицензирование. Ритуальные услуги смогут оказывать только компании, заключившие договор с местными властями. Для заключения договора им необходимо соответствовать сформулированным требованиям по имуществу и квалификации персонала. При заключении договора похоронное бюро обяжут указывать перечень услуг и реальные расценки на них. Компании, которые недобросовестно выполняют свои обязательства и некачественно оказывают ритуальные услуги, можно будет привлечь к административной ответственности.

Пересмотр гарантированного списка услуг по погребению и погребальных предметов

Социальные похороны для пенсионеров, безработных, ветеранов ВОВ и других льготных категорий пересмотрят. Сейчас социальные (безвозмездные) похороны организуются либо городскими похоронными службами, либо госструктурами, а услуги и товары предоставляются по гарантированному перечню, который не включает такие необходимые предметы и услуги, как крест или надгробие на могилу, работу носильщиков, доставку провожающих в последний путь с кладбища.

В новом законе перечень будет дополнен, чтобы родственникам покойных не было нужно доплачивать. А для самих товаров и услуг утвердят стандарт качества.

Реестр похоронных служб и кладбищ

В законопроекте предусматривается создание реестров похоронных служб, кладбищ и захоронений.

Реестр уполномоченных служб по вопросам похоронного дела поможет потребителям быстро найти и выбрать качественное, проверенное ритуальное агентство с хорошей репутацией и отзывами.

Реестр недобросовестных организаций отразит компании, нарушающие правила, нормы и стандарты работы или вовсе лишённых права работать на рынке.

Должен появиться реестр мест захоронения и кладбищ. Он уменьшит число безымянных могил и упростит поиск захоронений.

«Нужно понимать, что данные о многих захоронениях просто утеряны, в том числе во время войны. К примеру, в Санкт-Петербурге данные о захоронениях хранились в архиве, который был разрушен бомбежками. Страна пережила революцию, войну, когда было не до архивов, людей хоронили во рвах, в братских могилах», — говорится в сопроводительной записке к проекту ФЗ.

Потенциал для наведения порядка в похоронной сфере – систематизация сведений о кладбищах и расположении могил на них, огромный. И все равно стоит признать, что большой массив информации утерян безвозвратно.

Возможно, вам будет интересно:

  • Владимир Путин дал распоряжение реформировать похоронную отрасль
  • Модель Ritual.ru — действующий механизм реформирования похоронной отрасли
  • Ritual.ru открыл в столице многофункциональный центр ритуального обслуживания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О погребении и похоронном деле

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:

1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;

2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;

3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;

4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле

1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Погребение

Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Статья 4. Места погребения

1. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее — прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 5. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти

1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее — волеизъявление умершего) — пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:

о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию;

о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;

быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;

быть подвергнутым кремации;

о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.

11. В случае возложения завещателем на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону обязанности по осуществлению погребения завещателя в соответствии с его волей (статья 1139 Гражданского кодекса Российской Федерации) приоритет имеет волеизъявление умершего, выраженное в завещании. (Пункт введен — Федеральный закон от 23.05.2018 № 117-ФЗ)

2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Статья 6. Исполнители волеизъявления умершего

Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Глава II. ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОГРЕБЕНИЯ

Статья 7. Исполнение волеизъявления умершего о погребении

1. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

3. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте или на территории иностранного государства гарантируется в части содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в получении в установленные законодательством Российской Федерации сроки справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов, включая документы на пересечение государственных границ. Указанное содействие обязаны оказывать федеральные органы исполнительной власти, федеральные государственные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также иные юридические лица, оказывающие по роду своей деятельности необходимые для таких случаев услуги. (В редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

Статья 8. Гарантии при осуществлении погребения умершего

Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:

1) выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;

2) предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;

3) оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

4) исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона.

Статья 9. Гарантированный перечень услуг по погребению

1. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

3. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств: (В редакции федеральных законов от 29.12.2006 № 263-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Пенсионного фонда Российской Федерации — на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; (В редакции федеральных законов Российской Федерации от 28.06.1997 № 91-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Федерального бюджета — на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом; (Абзац введен — Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1997 № 91-ФЗ; в редакции федеральных законов от 10.01.2003 № 8-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Фонда социального страхования Российской Федерации — на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей; (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

бюджетов субъектов Российской Федерации — в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности. (В редакции федеральных законов от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 28.07.2012 № 138-ФЗ)

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (Абзац введен — Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1997 № 91-ФЗ; в редакции федеральных законов от 07.08.2000 № 122-ФЗ; от 03.12.2008 № 238-ФЗ; (в редакции Федерального закона от 19.12.2016 № 444-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента. (Абзац введен — Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1997 № 91-ФЗ; в редакции Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ)

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения. (Абзац введен — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

4. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

5. Гражданам, получившим предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное статьей 10 настоящего Федерального закона, не выплачивается.

Статья 10. Социальное пособие на погребение

1. В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 07.08.2000 № 122-ФЗ; от 03.12.2008 № 238-ФЗ; от 19.12.2016 № 444-ФЗ)

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента. (В редакции Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ)

(Пункт в редакции Федерального закона Российской Федерации от 28.06.1997 № 91-ФЗ)

2. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:

органом, в котором умерший получал пенсию;

организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего; (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности; (В редакции федеральных законов от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 28.07.2012 № 138-ФЗ)

территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего. (Абзац введен — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

3. Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из федерального бюджета возмещаются Пенсионному фонду Российской Федерации расходы, связанные с выплатой социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 8-ФЗ)

(Пункт введен — Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1997 № 91-ФЗ)

4. Информация о выплате социального пособия на погребение размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». (Пункт введен — Федеральный закон от 07.03.2018 № 56-ФЗ)

Статья 11. Гарантии погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, участников войны

Закон «О погребении и похоронном деле» — самый главный нормативно-правовой акт, который регламентирует похороны. В нем говорится об организации этой процедуры, о государственных гарантиях, о содержании кладбищ и колумбарных стен. Он заменил многочисленные инструкции, противоречащие друг другу.

Структура нормативно-правового акта

Структура нормативно-правового акта не отличается от других федеральных законов и представлена:

  • номером;
  • полным названием;
  • годом, месяцем и днем принятия и вступлением в силу;
  • нормативно-правовой частью, в том числе последствиями за нарушение федерального закона;
  • особенностями реализации на практике.

Документ состоит из пяти глав (в каждой из них описываются похожие правоотношения):

  1. Общая информация о погребении.
  2. Гарантии погребения.
  3. Организация места погребения.
  4. Похоронное дело.
  5. Итоговые положения о погребении.

Как изменялся документ?

Последние поправки датируются 03.07.2016. Они затронули несколько статей, в частности, седьмую, одиннадцатую и пятнадцатую.

В седьмой статье говорится о том, что родственник или знакомый, готовый взять на себя похороны, может организовать погребение в другом населенном пункте, даже за границей. При этом он должен оплатить все расходы. На смену словосочетанию «исполнительные органы власти» пришла формулировка «федеральные органы власти». Теперь они обязаны заботиться об ускорении процесса подготовки бумаг для пересечения государственной границы.

В одиннадцатой статье указывается цена обязательных ритуальных услуг:

  • подготовки справки о смерти и всех остальных бумаг;
  • предоставления гроба и других товаров для погребения;
  • перевозки покойника до кладбища или крематория;
  • захоронения и др.

Она была дополнена предложением «федеральные органы исполнительной власти и федеральные органы государственной власти». Они переводят деньги на производство и монтаж памятников для некоторых групп людей.

В пятнадцатой статье описывается порядок погребения на специальных кладбищах. В нее добавлены слова: «и федеральными государственными органами». Ниже составлен список конкретных структур, которые под ними подразумеваются. Они обязаны координировать захоронение участников ВОВ, военных, полицейских, пожарных, сотрудников уголовно-исполнительной системы и др.

В 2020 году начнут действовать и другие изменения документа. Большинство из них — это дополнение «уголовно-исполнительной системы» «сотрудниками органов принудительного исполнения наказаний».

Законодательство о похоронном деле

Законодательство о похоронном деле включает в себя не только ФЗ №8, но нормативно-правовые акты, основанные на нем. К ним относятся федеральные, региональные и местные документы. Но в любой ситуации приоритет у законов международного уровня. Это означает, что если российские нормы противоречат интернациональным, то будут применены последние.

В законодательстве о похоронном деле закреплено понятие погребения. Им признается событие, которое:

  • является обрядом;
  • организуется согласно традициям народа;
  • реализуется по санитарным, экологическим и другим нормативам.

Погребение устраивается в виде:

  • предания земле;
  • кремации (т.е. предания огню и установки урны с прахом на специальной стене);
  • в некоторых случаях (предположим, если человек умер на корабле вдали от берега, и у капитана нет времени на путешествие на землю) — предания воде.

Несмотря на то, что захоронение организуется согласно традициям народа, оно имеет общие черты. Оно проходит поэтапно:

  1. Подготовка (обработка тела в морге, оформление документации, покупка товаров для погребения и т.д.).
  2. Обряды (отпевание в церкви, прощальная церемония на кладбище и т.д.).
  3. Непосредственное захоронение.
  4. Поминки.

В законодательстве о похоронном деле не затрагиваются религиозные, национальные и профессиональные нюансы погребения. В нем идет речь только о гражданских аспектах захоронения.

Воля человека к своему телу после смерти

Изъявление воли человека об отношении к телу после смерти — относительное понятие для отечественного права. Это право может быть реализовано как в письменной, так и в устной форме — и в первом, и во втором случае оно будет иметь одинаковую юридическую силу.

Если гражданин не выразил желаний об отношении к телу после смерти, то решение принимается его родственниками.

Действующее российское законодательство допускает согласование таких вопросов, как:

  • будет ли проводиться вскрытие тела в морге;
  • будут ли изъяты органы для трансплантации или изучения в научно-исследовательском центре;
  • способ погребения — предание земле или кремация;
  • место захоронения;
  • лицо, которое будет заниматься исполнением желаний (не обязательно родственник).

Исполнение желаний по закону

Государство гарантирует исполнение желаний человека об отношении к телу после смерти. Обязательства перечислены во второй главе ФЗ №8.

Одна из гарантий — выделение бесплатного места на кладбище. Если покойный хотел, то его похоронят рядом с родственниками или дозахоронят в их могилах (если есть возможность). При отсутствии свободных участков или несоответствии их санитарным, экологическим и другим нормативам предоставляется другое место на кладбище.

Если умерший выражал желание быть погребенным в другом населенном пункте или за границей, то государство гарантирует ускорение процесса подготовки бумаг для пересечения государственной границы.

К другим гарантиям относят:

  • оформление и выдачу документации в течение одного дня с момента фиксирования факта смерти;
  • передачу тела из морга в течение двух дней после выявления обстоятельств гибели;
  • бесплатное содержание тела в морге в течение семи дней, если члены семьи не могут организовать погребение по уважительным причинам (например, вследствие болезни) или в течение четырнадцати дней, если их ищут уполномоченные государственные органы.

Гарантия того, что тело не будет вскрыто в морге, если покойный не хотел этого, носит декларативный характер. Патологоанатомическое исследование допускается, если оно необходимо для охраны здоровья людей.

Обязанности специализированных компании

Специализированные компании, занимающиеся похоронным делом, учреждаются муниципалитетами в форме муниципального унитарного предприятия (МУП). Чаще всего именно в их компетенцию входит содержание кладбищ, хотя коммерческие организации и индивидуальные предприниматели тоже могут делать это.

.

Они оказывают услуги по:

  • консультированию физических и юридических лиц по проблемам, связанным с похоронным делом;
  • выдаче в аренду катафалка для транспортировки гроба в пределах города и за ним;
  • выделению помещения для проведения прощальной церемонии;
  • продаже товаров для погребения — гроба, венков из живых и искусственных цветов, лент, одежды и др.);
  • оформлению документации;
  • организации похорон.

Обязательные ритуальные услуги

В их числе:

  • подготовка справки о смерти и всех остальных бумаг;
  • предоставление гроба и других товаров для погребения;
  • перевозка покойника до кладбища или крематория;
  • захоронение и др.

Обязательные ритуальные услуги заказываются в специализированных компаниях, занимающихся похоронным делом, и оплачиваются федеральными и региональными властями. От них можно отказаться и подать заявление на компенсацию в размере до 5946 рублей (актуально на 2019 год без регионального коэффициента). В некоторых регионах России она увеличена. Например, в Москве — до 16946 рублей для пенсионеров и неработающих.

Подавать заявление на компенсацию требуется в течение полугода со дня смерти в:

  • Пенсионный Фонд Российской Федерации, если умерший — пенсионер;
  • управление социальной защиты населения, если он не работал;
  • фирму, если он был трудоустроен и имел трудовой договор;
  • Фонд социального страхования, если он был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель;
  • военкомат, если он был участником ВОВ.

В некоторых ситуациях компенсацию можно получить в отделении «Почты России» или на банковскую карту.

Специфика похорон некоторых людей

Особенности похорон некоторых групп людей тоже прописаны в рассматриваемом нами нормативно-правовом акте.

Тем, кто участвовал в ВОВ, служил в армии и работал в Министерстве внутренних дел, Федеральной службе исполнения наказаний и таможне Российской Федерации повышена компенсация за обязательные ритуальные услуги, а также изготавливаются и устанавливаются надгробия. Денежные средства перечисляются с банковских счетов Министерства обороны Российской Федерации. При погребении покойному отдаются воинские почести.

Если у умершего не было родственников или знакомых, готовых взять на себя похороны, то он будет захоронен специализированной компанией, занимающейся похоронным делом.

Если кто-то был в тюрьме, то его тело отдается членам семьи не позднее двух дней с установления причины гибели. Также возможно захоронение руководством места лишения свободы.

Если кто-то был членом террористического объединения и скончался в террористическом акте или вследствие него, то его останки не показывают родственникам. Им разрешено посмотреть акт о вскрытии, забрать некоторые личные вещи (при наличии) и свидетельство о смерти.

Виды кладбищ

Их три:

  1. Общественные.
  2. Военные.
  3. Религиозные.

Общественные созданы для населенных пунктов и контролируются муниципалитетами. Погребения осуществляются в соответствии с волей покойных или их родственников или по правилам, которые определены специализированной компанией, занимающейся похоронным делом. Иногда на этих кладбищах выделяются военные и религиозные зоны.

Военные предназначены для захоронения тех, кто участвовал в ВОВ, служил в армии и работал в Министерстве внутренних дел, Федеральной службе исполнения наказаний и таможне Российской Федерации. Погребения производятся по инициативе федеральных органов власти с согласия умерших или их членов семьи.

Одним из этих кладбищ является Федеральное военное мемориальное кладбище. На нем стоят памятники тех, кто особенно отличился перед Отечеством. Президент Российской Федерации имеет право выделить место на ФВМК для любого гражданина России.

На религиозных размещаются останки тех, кто исповедовал одну религию.

Также существуют:

  1. Старые военные и неизвестные.
  2. Крематории.

Колумбарная стена

Старые военные и неизвестные представляют собой могилы погибших во время Великой Отечественной войны и репрессий политического характера.

Как правило, эти кладбища обнаруживаются в районах, где когда-то проходили сражения и находились концентрационные лагеря.

Если нужно, их переносят на новое место.

Крематории — печи для сжигания усопших. Урны с прахом устанавливаются в специальную стену.

Реестр кладбищ и похоронных служб

Реестр кладбищ и похоронных служб составляется региональными властями. В него включаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые прошли добровольную сертификацию.

Сейчас ведется работа над новым законопроектом, в том числе над разработкой федерального реестра кладбищ и похоронных служб.

В каких ситуациях делается перезахоронение

Это возможно по просьбе родственников и по требованию Следственного комитета Российской Федерации, если есть хотя бы одно из оснований:

  1. Установление причины смерти покойного.
  2. Идентификация личности умершего.
  3. Изменение места погребения с целью выполнения обряда.

Для перезахоронения необходимы два документа: свидетельство о смерти погибшего и бумага, доказывающая родство с ним (если покойным является ваш отец, то таким документом может быть ваше свидетельство о рождении).

Оно разрешается, если имеют место все три условия:

  1. Погребение состоялось более чем один год назад.
  2. Человек умер не в тюрьме.
  3. У умершего не было инфекционного заболевания, которое может вызвать вспышку эпидемии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *