Закон об ОСАГО регресс

Установите соответствие названия и описания меры пресечения деятельности страховщика:

Предписание Письменное указание органа страхового надзора, обязывающее страховщика устранить выявленное нарушение в установленный срок
Ограничение Запрет до устранения выявленных нарушений заключать и продлевать договоры страхования по определенным видам страховой деятельности или на определённой территории
Приостановление Запрет для страховщика заключать и продлевать договоры по всем видам страхования до устранения выявленных нарушений
Отмена решения о выдаче лицензии

Страховая выплата осуществляется в соответствии с договором страхования на основании:

Заявления страхователя и страхового акта

сведений о финансовой устойчивости страховщика

решения общего собрания акционеров страховщика

лицензии на право проведения страховой деятельности

Страховые отношения возникают

Со дня уплаты взносов, если иное не указано в договоре

со дня выплаты возмещения

со дня заключения договора страхования

с момента наступления страхового события

Страховые отношения могут возникать

В силу закона

в силу обязанности возместить причиненный вред

Выберите букву

Право на встречное требование закреплено в статье 1081 ГПК и предусматривает ст. 51 АПК в части требований третьих лиц. Такое требование может быть заявлено и в досудебном порядке. Другие случаи возмещения ущерба прописаны в ст. 1073-1076 ГПК РФ.

Что такое регрессный иск

Регресс это обратное требование, заключающееся в возможности лица, возместившего вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), потребовать от этого лица (виновника) возмещения вреда в размере выплаченной им суммы, если иной размер не установлен законом.

Сроки исковой давности

Для регрессных требований в целом действуют общие правила об исчислении, приостановлении, перерыве и возобновлении сроков исковой давности.

Особенность состоит в том, что по таким требованиям срок исковой давности по общему правилу начинает течь со дня, когда исполнено основное обязательство (п. 3 ст. 200 ГК РФ). Например, с момента, когда один из содолжников исполнил солидарную обязанность (пп. 1 п. 2 ст. 325 ГК РФ). Если регрессное требование заявляет страховщик, который застраховал гражданскую ответственность владельца транспортного средства, срок исковой давности начинает течь с момента, когда он выплатил страховое возмещение (Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2014 №19-КГ14-17).

Учтите, что по требованиям, вытекающим из перевозки грузов, срок исковой давности начинает течь с момента, который определяется в соответствии с транспортными уставами и кодексами (п. 3 ст. 797 ГК РФ, Определение Верховного Суда РФ от 19.10.2018 №303-ЭС18-9781).

Регресс и уступка права требования

Право регресса возникает у одного из должников по солидарному обязательству, которое он исполнил полностью и вправе претендовать на возмещение за счет остальных солидарных должников за вычетом собственной доли (ст. 325 ГК РФ). Солидарные обязательства могут быть установлены в силу закона (например, обязательства акционерного общества и его регистратора — реестродержателя перед акционерами) или на основании договора (например, договора поручительства, предусматривающего солидарную ответственность поручителя вместе с должником перед кредитором последнего).

Регрессным требованием закон наделяет поручителя, который в отсутствие информации об исполнении обязательства должником сам исполняет его перед кредитором. В таком случае поручитель по выбору может либо предъявить регрессное требование должнику, либо взыскать неосновательное обогащение с кредитора (ст. 366 ГК РФ).

Право регресса есть у гаранта, который выплатил кредитору своего клиента денежную сумму по выданной гарантии в обеспечение обязательств клиента перед его кредитором, к своему клиенту-принципалу (ст. 379 ГК РФ), а также у лица, несущего субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам основного должника, к последнему (ст. 399 ГК РФ) и др.
Рассмотрим, в каких случаях у лица, возместившего вред, возникает право регресса к причинителю вреда.

Регресс отличается от цессии (уступки права требования) тем, что при нем возникает новое обязательство и не происходит перемены лиц в обязательстве, в то время как при уступке права требования между участниками оборота не возникает нового обязательства, просто происходит перемена лиц в обязательстве (замена кредитора), то есть меняется его субъектный состав (например, заимодавец по договору цессии вправе уступить свое право требования к заемщику о погашении задолженности третьему лицу, вследствие чего в заемном обязательстве просто меняется кредитор).

Поэтому положения главы 24 ГК РФ об уступке права требования не применяются к регрессным требованиям. Если уступка права требования в силу ст. 201 ГК РФ не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления, то по регрессным обязательствам течение срока исковой давности начинается со дня исполнения основного обязательства (ч. 3 ст. 200 ГК РФ).
Однако регрессное требование, которое возникло у уполномоченного лица, может быть уступлено им в пользу другого лица по правилам главы 24 ГК РФ, поскольку закон не запрещает подобную возможность, на что было указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.08.2004 №5106/04. Например, владелец транспортного средства, возместивший вред пострадавшему лицу, вправе уступить свое регрессное требование к виновному работнику третьему лицу за плату или на иных условиях.

Регрессное требование может быть, кроме того, прекращено новацией (к примеру, на заемное обязательство погасить долг к определенной дате) или предоставлением отступного (передача имущества взамен исполнения регрессного требования), зачетом встречного однородного требования, срок исполнения которого наступил или определен моментом востребования (например, у должника есть право требовать уплаты денежных средств с кредитора по регрессному обязательству по другому обязательству, где уже сам должник является кредитором). Должник в регрессном обязательстве с согласия кредитора вправе перевести свой долг на третье лицо.

Случаи регресса

Одним из самых распространенных случаев взыскания вреда в порядке регресса на практике является ситуация, когда работодатель вынужден удовлетворить требования лиц, пострадавших от виновных, противоправных действий (бездействия) его работника.

Работник предприятия самовольно, не поставив в известность начальника цеха, проявив преступную небрежность, дал задание слесарю-сантехнику провести ремонтные работы на высоте в нарушение п. п. 6.15.1, 2.1.13 ПОТ РМ-012-2000 Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте, требования должностной инструкции, утвержденной директором предприятия, не оформил наряд-допуск, не провел со слесарем-сантехником целевой инструктаж и не обеспечил его предохранительным поясом.

В результате этого слесарь-сантехник сорвался с теплотрассы, упал на бетонный пол цеха и утратил трудоспособность не менее чем на одну треть.

По решению суда с предприятия в пользу слесаря-сантехника был взыскан ущерб. Предприятие в порядке регресса взыскало его с виновного работника, поскольку выплаты на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам, образуют ущерб для работодателя в силу ч. 2 ст. 238 ТК РФ.
Однако ущерб был взыскан с виновного работника не в полном объеме, так как суд в соответствии со ст. 250 ТК РФ принял во внимание его имущественное положение (Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 25.12.2013 по делу №33-4701/2013).

Право на возмещение вреда в порядке регресса имеет и другой работодатель — государство, которое вынуждено выплачивать суммы в возмещение вреда лицам, пострадавшим от нарушений и злоупотреблений государственных служащих. Так, в порядке ст. 1081 ГК РФ возмещается вред, причиненный сотрудником полиции в связи с неправомерным бездействием или злоупотреблениями (Определение ВС РФ от 05.08.2008 №56-В08-8).

Когда право регресса не возникает

Следует иметь в виду, что регрессное требование не возникает, если лицо, возместившее вред, само несет за него ответственность и не вправе перекладывать ее на другое лицо.

Банк, выплативший по решению суда в пользу своего заемщика компенсацию в счет возмещения убытков, причиненных навязыванием услуги по страхованию жизни и здоровья заемщика в страховой компании, не вправе требовать возмещения вреда с последней в порядке регресса. Страховщик за данный вред не отвечает, поскольку он был причинен по вине самого банка (Постановление ФАС ПО от 16.11.2012 по делу №А65-10298/2012).

Аэропорт, возместивший по решению суда авиакомпании убытки, вызванные несвоевременным информированием о закрытии аэродрома в связи с отказом светосигнального оборудования по причине проведения работ по выемке грунта на рулежной дорожке в районе примыкания площадки и порчи кабеля, не вправе в порядке регресса требовать их возмещения с ремонтного предприятия, проводившего указанные работы.

В данной ситуации убытки аэропорта обусловлены виновным бездействием его работников, которые в нарушение п. 8.15 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ», утв. Приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, не сообщили вовремя информацию о закрытии аэропорта экипажу воздушного судна авиакомпании в период принятия решения о вылете (Постановление ФАС МО от 28.05.2013 по делу №А40-91458/12-118-845).

Порядок заполнения регрессного иска

Исковое заявление пишется согласно правилам, однако не имеет определенных норм, которые регламентируются законодательством.

Исходя из разнообразия ситуаций, можно остановиться на иске и привести образец, который составлен к должнику по кредитной задолженности.

В связи с чем, его поручитель был вынужден оплатить не свой долг, и потребовать от должника потраченных средств, которые требовал кредитор:

  1. В правом верхнем углу следует указывать наименование суда, в которое подается требование, его адрес.
  2. ФИО истца, адрес проживания, контактная информация для связи.
  3. ФИО ответчика, адрес проживания.
  4. Сумма оплаченной госпошлины, и ссылка о ней на закон.
  5. Название документа (пишется посередине).
  6. В основной части с абзаца следует подробно изложить ситуацию суду. Начиная с начала, с указанием даты, и имеющихся оснований. В данном случае, следует указывать номер кредитного договора, по которому у ответчика возникла задолженность, и роль истца, который выступал поручителем, и обязался заплатить сумму накопившегося долга. Указать, что ответчик согласно указанному договору не исполнил свои обязательства, в связи с чем они перешли к истцу. Истец выполнил свои обязательства, и погасил возникшую кредитную задолженность в сумме 25 000 рублей.
  7. На основании вышеизложенной информации, мной были исполнены обязательства ответчика на сумму 25 000 рублей.
  8. Также, здесь может быть описана попытка досудебного урегулирования вопроса. Для этого истец должен был предварительно написать письмо должнику, в котором выдвинуть требование о возврате оплаченных средств кредитору. Если данная просьба не дала положительного результата, и по данному сроку должник не ответил, копию данного письма следует указать в прилагаемых документах, и она послужит доказательством для суда того, что истец является недобросовестным гражданином.
  9. Если в ходе решения истцом были понесены дополнительные затраты, их необходимо отразить в этой части, с указанием суммы и цели.
  10. Со слов » прошу» высказывается требование суду, опираясь на действующие статьи законов.
  11. Взыскать в порядке регресса с (ФИО ответчика) уплаченною мною сумму по договору кредита в размере 25 000 рублей.
  12. Взыскать судебные расходы в размере 5 000 рублей.
  13. Ниже представляется перечень необходимых документов, которые подтверждают слова истца. Это чеки о затратах, расчеты исковых требований, копия договора и другие бумаги, подтверждающие обязательства в порядке регресса.
  14. В конце ставится дата и подпись.

Справочно:

  1. Что такое встречный иск.
  2. Что такое апелляция.
  3. Что такое иск.

Поделиться с друзьями

1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

  • в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;
  • дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

2. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.

3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.

4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 тысяч рублей.

5. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, без участия уполномоченных на то сотрудников полиции ограничение по размеру страхового возмещения, предусмотренное пунктом 4 настоящей статьи, не применяется и страховое возмещение осуществляется потерпевшему в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции страховщику должны быть представлены данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

7. Требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествии и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение на основании настоящей статьи, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей.

Потерпевший имеет право обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, который причинен жизни или здоровью, возник после предъявления требования о страховом возмещении и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству.

Комментарий к ст. 11.1 Закона об ОСАГО

1. Российским законодательством в настоящее время предусмотрены различные варианты действия водителей на месте ДТП, поскольку еще в 2007 г. был введен упрощенный порядок оформления документов о ДТП (так называемый Европротокол), хотя широкого распространения он не получил. В 2014 г. он подвергся реформированию как в части самой процедуры оформления ДТП, так и в части суммы, в пределах которой страховые компании обязаны производить выплаты.

Оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в соответствии с Правилами ОСАГО. Предпосылкой для этого является совокупность следующих обстоятельств:

  • в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам;
  • количество взаимодействующих транспортных средств не превышает двух. При этом для целей ОСАГО транспортные средства с прицепами к ним рассматриваются как одна единица транспортных средств;
  • гражданская ответственность владельцев транспортных средств застрахована в соответствии с комментируемым Законом;

Отсутствуют разногласия участников ДТП относительно:

  • обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате ДТП;
  • характера и перечня видимых повреждений транспортных средств;

Причастными к ДТП водителями заполнен бланк извещения о ДТП с отражением в нем обстоятельств причинения вреда и видимых повреждений. При заключении договора ОСАГО автовладельцам выдается по два комплекта бланков, каждый из которых состоит из двух скрепленных двусторонних бланков извещений о ДТП.

Соответственно, если не соблюдается хотя бы одно из указанных условий, вызов сотрудника ГИБДД на место происшествия является обязательным. Следует заметить, что составление схемы ДТП одновременно является фактом, подтверждающим отсутствие умысла на оставление места происшествия, а следовательно — оснований для привлечения одного из водителей к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Суды в своих решениях справедливо указывают, что если водители после совершения аварии согласно п. 2.6.1 Правил дорожного движения оформили документы о ДТП без участия сотрудников полиции путем заполнения бланков извещений о ДТП, то они не обязаны оставаться на месте аварии и приезжать на ближайший пост дорожно-патрульной службы или в полицию для оформления происшествия. Анализ положений п. п. 2.6 и 2.6.1 Правил дорожного движения показывает, что эти нормы являются специальными по отношению к общей норме — п. 2.5 Правил дорожного движения в рассматриваемой части и устанавливают условия, наличие которых дает право участникам ДТП не оставаться на месте ДТП, что уже само по себе исключает административную ответственность по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и реализовать свои права и обязанности как с участием уполномоченных на то сотрудников полиции (п. 2.6 Правил), так и самостоятельно без обращения в орган полиции (п. 2.6.1 Правил). Из положений п. п. 2.6 и 2.6.1 Правил дорожного движения во взаимосвязи с п. 2.5 Правил следует, что водители, действующие в соответствии с п. п. 2.6 или 2.6.1, не обязаны при этом руководствоваться также и требованиями, установленными в п. 2.5, в той, во всяком случае, части, в какой данное требование предписывает водителю, причастному к ДТП, оставаться на месте ДТП и ожидать прибытия сотрудников милиции. В то же время из положений п. 2.6.1 Правил дорожного движения во взаимосвязи с п. 2.6 Правил следует, что водители, действующие в соответствии с п. 2.6.1, не обязаны при этом руководствоваться также и п. 2.6 в той части, в какой данное требование предписывает водителям прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы или в орган полиции для оформления происшествия (см. подробнее решение Ленинградского областного суда от 14 сентября 2010 г. N 7-377/2010). При этом заполнение и подписание извещения о ДТП не является актом, признающим виновность или невиновность водителя — участника ДТП.

В соответствии с п. 3.6 Правил ОСАГО при оформлении документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланки извещения о ДТП заполняются обоими водителями причастных к ДТП транспортных средств, при этом обстоятельства причинения вреда, схема ДТП, характер и перечень видимых повреждений удостоверяются подписями обоих водителей. При этом каждый водитель подписывает оба листа извещения о ДТП с лицевой стороны. Оборотная сторона извещения о ДТП оформляется каждым водителем самостоятельно.

Если те же водители, предварительно составив схему ДТП и подписав ее, прибыли на ближайший пост дорожно-патрульной службы или в подразделение полиции для оформления происшествия, то такое ДТП считается оформленным с участием уполномоченных на то сотрудников полиции, следовательно, потерпевший может претендовать на страховое возмещение в общем порядке (см. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 3 апреля 2012 г. по делу N 33-816).

2. В соответствии с п. 3.8 Правил ОСАГО в случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции заполненные в двух экземплярах водителями — участниками ДТП извещения о ДТП должны быть в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после ДТП вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки:

  • либо страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность водителя;
  • либо представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего;
  • либо представителю страховщика в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП.

Водитель, являющийся потерпевшим, представляет страховщику свой бланк извещения о ДТП или заполненный совместно с другими участниками ДТП бланк извещения одновременно с подачей заявления о страховой выплате. Извещение о ДТП водителя — причинителя вреда может быть передано по факсимильной связи с одновременным направлением его оригинала заказным письмом по указанному в страховом полисе ОСАГО адресу страховщика, застраховавшего его гражданскую ответственность, или представителя страховщика.

3. В случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы причастных к нему транспортных средств по требованию страховщиков обязаны представить их для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, если стороны не договорились об ином сроке. Осмотр (экспертиза) позволяют оценить корректность отражения в извещении о ДТП данных о полученных транспортным средством повреждениях, а также выявить невидимые (скрытые) повреждения. В силу этого Законом установлен запрет на ремонт или утилизацию транспортных средств, пострадавших в ДТП, до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП без письменного согласия страховщиков, что должно обеспечить возможность их осмотра и (или) независимой технической экспертизы.

Если страховщик в установленные сроки не провел осмотр поврежденного имущества и (или) не организовал его независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку), то потерпевший вправе обратиться самостоятельно за такой технической экспертизой или экспертизой (оценкой), не представляя поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра. В этом случае результаты такой экспертизы (оценки) принимаются страховщиком для определения размера страховой выплаты, а стоимость ее проведения включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору ОСАГО.

4. Законом установлен предельный размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, в случае применения упрощенного порядка оформления ДТП. Следует отметить, что этот размер был увеличен в два раза с 25 до 50 тысяч рублей в целях содействия более оперативному разрешению споров между участниками ДТП и сокращения препятствий дорожному движению. Установленный Законом предельный размер возмещения действует до 30 сентября 2019 г. включительно, когда, как предполагается, использование технических средств фиксации обстоятельств ДТП обеспечит некорректируемую регистрацию информации и позволит снять указанное ограничение и перейти к общему порядку возмещения причиненного ущерба.

5. Стремясь обеспечить максимально точное и непротиворечивое отражение информации о ДТП, оформленном без участия сотрудников полиции, во избежание конфликтных ситуаций при осуществлении страховых выплат законодатель обозначил перспективы развития отношений по ОСАГО.

На данный момент фактически речь идет об эксперименте, проводимом на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, где в случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции ограничение по размеру страховой выплаты не будет применяться и страховая выплата будет осуществляться потерпевшему в общеустановленных пределах при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

Предполагается, что он будет реализовываться до 30 сентября 2019 г. включительно, после чего распространится на все отношения, вытекающие из договоров ОСАГО, заключенных после 1 октября 2014 г.

Указанные изменения потребовали установления переходного периода и для изменения процедуры оформления документов о ДТП. До 1 января 2017 г. при их оформлении в соответствии с положениями п. 5 комментируемой статьи допускается представление страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации.

6. Правила представления информации о ДТП страховщику и требования к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2014 г. N 1002. В соответствии с указанными Правилами потерпевший в ДТП, являющийся страхователем, в течение 5 рабочих дней со дня ДТП представляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр бланка извещения о ДТП, заполненный причастными к нему водителями транспортных средств, заявление о прямом возмещении убытков, электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, дату и время фото- или видеосъемки, координаты местоположения технического средства контроля, а также заявление о том, что указанная информация является некорректированной.

При этом фото- или видеосъемка должна быть выполнена в течение не более 60 минут после ДТП и включать изображения:

  • государственных регистрационных знаков транспортных средств участников ДТП или идентификационных номеров (VIN) (в случае отсутствия государственных регистрационных знаков транспортных средств);
  • мест повреждения транспортного средства;
  • взаимного расположения транспортных средств участников ДТП с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам;
  • государственного регистрационного знака транспортного средства свидетеля ДТП (при наличии).

С 1 января 2016 г. информация об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, полученная при использовании технического средства контроля, которое обеспечивает некорректируемую регистрацию данных, зафиксированных с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами, будет передаваться из государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в автоматизированную информационную систему ОСАГО, созданную Российским союзом страховщиков. Передаваемая информация должна будет содержать: дату, время, координаты местоположения, скорости и ускорения по 3 осям (x, y, z) транспортного средства в момент ДТП (в случае его автоматической регистрации), а также дату, время, координаты местоположения транспортного средства в момент нажатия кнопки вызова экстренных оперативных служб (в случае ее использования).

При этом техническое средство контроля, обеспечивающее фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, должно соответствовать следующим требованиям:

  • должно регистрировать такие данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, как дата и время фото- и видеосъемки; координаты местоположения технического средства контроля;
  • координаты его местоположения должны определяться с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или технологий иных глобальных спутниковых навигационных систем.

Техническое средство контроля, обеспечивающее некорректируемую регистрацию данных, зафиксированных с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами, должно соответствовать требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» для устройства вызова экстренных оперативных служб, осуществляющего и обеспечивающего определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в ручном режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи. В соответствии с данным Техническим регламентом устройство должно обеспечивать передачу сообщения о транспортном средстве, его текущем местоположении, направлении и скорости движения после нажатия кнопки экстренного вызова, а с 1 января 2017 г. — также автоматически при опрокидывании транспортного средства, а также двустороннюю громкую голосовую связь с экстренными оперативными службами через сети подвижной радиотелефонной связи. При этом кнопка вызова экстренных оперативных служб должна устанавливаться в месте, находящемся в зоне прямой видимости с места водителя и сидящего впереди пассажира, иметь защиту от непреднамеренного нажатия механическим способом, должна быть обеспечена подсветкой и иметь идентифицирующие символы.

7. Потерпевший, получивший страховую выплату, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу в результате ДТП (п. 3.7 Правил ОСАГО). Ссылки на то, что потерпевший не обладал информацией о подобном ограничении, судами во внимание не принимаются с учетом того, что условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). При этом условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в нем прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре. При заключении договора страхования страхователь и страховщик могут договориться об изменении или исключении отдельных положений правил страхования и о дополнении правил (ст. 943 ГК РФ) (см. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 7 мая 2014 г. по делу N 33-4516/14).

При этом суды исходят из того, что указанная законом сумма предназначена исключительно для покрытия имущественного ущерба, вызванного повреждением транспортного средства, и не предполагает обязанность страховой компании оплатить иные потери, включая оплату услуг аварийного комиссара (см. Постановление президиума Верховного суда Республики Башкортостан от 29 августа 2012 г.). Для реализации права, связанного с возмещением вреда, причиненного его имуществу в размере, превышающем 50 тысяч рублей, потерпевший может обратиться в суд с иском к лицу, причинившему вред.

Исключением из общего правила является право потерпевшего обратиться к страховщику причинителя вреда с требованием о возмещении вреда жизни или здоровью, что возможно при соблюдении одновременно следующих условий:

  • вред возник после предъявления требования о страховой выплате;
  • потерпевший не знал о причиненном вреде на момент предъявления требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству.

Фактически указанные положения противоречат самой идее упрощенного порядка оформления ДТП, и их введение можно объяснить лишь попыткой защитить права и законные интересы потерпевших. Правда, возникают обоснованные сомнения относительно возможности реализации права на возмещение, учитывая, что доказать возникновение вреда после предъявления требования о страховой выплате (что призвано легитимировать саму упрощенную процедуру оформления ДТП), а также отсутствие у потерпевшего осознания причиненного ему вреда на момент предъявления требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству, затруднительно с точки зрения установления причинно-следственных связей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *