Закона n 273 ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

21 декабря 2012 года

Одобрен

Советом Федерации

26 декабря 2012 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

Глава 2. Система образования

Статья 10. Структура системы образования

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

Статья 12. Образовательные программы

Статья 12.1. Общие требования к организации воспитания обучающихся

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

Статья 14. Язык образования

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования

Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность

Статья 21. Образовательная деятельность

Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

Статья 23. Типы образовательных организаций

Статья 24. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования

Статья 25. Устав образовательной организации

Статья 26. Управление образовательной организацией

Статья 27. Структура образовательной организации

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения

Статья 31. Организации, осуществляющие обучение

Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)

Статья 33. Обучающиеся

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания

Статья 36. Стипендии и другие денежные выплаты

Статья 37. Организация питания обучающихся

Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся

Статья 39. Предоставление жилых помещений в общежитиях

Статья 40. Транспортное обеспечение

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Статья 49. Аттестация педагогических работников

Статья 50. Научно-педагогические работники

Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования

Статья 52. Иные работники образовательных организаций

Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений

Статья 53. Возникновение образовательных отношений

Статья 54. Договор об образовании

Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

Статья 56. Целевое обучение

Статья 57. Изменение образовательных отношений

Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся

Статья 59. Итоговая аттестация

Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении

Статья 61. Прекращение образовательных отношений

Статья 62. Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность

Глава 7. Общее образование

Статья 63. Общее образование

Статья 64. Дошкольное образование

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование

Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам

Глава 8. Профессиональное образование

Статья 68. Среднее профессиональное образование

Статья 69. Высшее образование

Статья 70. Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

Статья 71. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

Статья 71.1. Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования

Статья 72. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании

Глава 9. Профессиональное обучение

Статья 73. Организация профессионального обучения

Статья 74. Квалификационный экзамен

Глава 10. Дополнительное образование

Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся

Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности

Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Статья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей

Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка

Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования

Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств

Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта

Статья 85. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой

Статья 85.1. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности

Статья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования

Статья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности

Статья 89. Управление системой образования

Статья 90. Государственная регламентация образовательной деятельности

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности

Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования

Статья 94. Педагогическая экспертиза

Статья 95. Независимая оценка качества образования

Статья 95.1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся

Статья 95.2. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность

Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования

Статья 98. Информационные системы в системе образования

Статья 98.1. Обеспечение размещения информации о предоставлении мер социальной поддержки и иных социальных гарантий обучающимся, педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций

Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования

Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования

Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов

Статья 101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц

Статья 102. Имущество образовательных организаций

Статья 103. Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности

Статья 104. Образовательное кредитование

Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования

Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования

Статья 106. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации

Статья 107. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве

Глава 15. Заключительные положения

Статья 108. Заключительные положения

Статья 109. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР

Статья 110. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации

Статья 111. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Судебная практика и законодательство — 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации

Приказ Минобрнауки России от 29.10.2014 N 1398 (ред. от 17.04.2017) Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности

Приказ Минобрнауки России от 17.04.2017 N 354 О внесении изменений в Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2014 г. N 1398

Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1175 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 16.05.01 Специальные системы жизнеобеспечения (уровень специалитета)

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации <1>.

Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1176 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 18.05.01 Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий (уровень специалитета)

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации <1>.

Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1180 (ред. от 13.07.2017) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 17.05.02 Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие (уровень специалитета)

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации <1>.

<Письмо> Минобрнауки России от 01.06.2017 N ВК-1463/09 «О перечне нормативных правовых актов в сфере организации отдыха и оздоровления детей»

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

<Письмо> Минобрнауки России от 01.06.2017 N ЛО-1164/05 «Об изменениях нормативного правового регулирования приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета и на подготовительные отделения»

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 93-ФЗ) установлено, что при приеме на обучение исключается требование наличия заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний к обучению в соответствующих образовательных организациях, установленное ранее Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ):

Приказ Минобрнауки России от 10.02.2017 N 124 Об утверждении Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования

в случае если общая продолжительность обучения обучающегося не будет превышать более чем на один учебный год срока освоения образовательной программы, на которую он переводится, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, государственным образовательным стандартом или образовательным стандартом, утвержденным организацией, имеющей в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты <3> (с учетом формы обучения и иных оснований, влияющих на срок освоения образовательной программы).

«Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 N 9)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р.

«Методические указания по заполнению формы «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, за 2016 г. (форма N СПО-Мониторинг)» (утв. Минобрнауки России 05.04.2017 N ЛО-47/06вн)

Методические указания по заполнению формы «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования за 2016 г. (форма N СПО-Мониторинг)» разработаны в целях обеспечения реализации Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в рамках которого за государственными органами государственной власти в сфере образования закреплены полномочия обеспечения осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне, а также реализации пункта 19 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 — 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 349-р.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2020 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 303-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 165-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июня 2020 г.

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июня 2020 г.

Федеральный закон от 25 мая 2020 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 июня 2020 г.

Федеральный закон от 25 мая 2020 г. N 158-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 июня 2020 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.

Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 53-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2020 г.

Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2020 г. и 1 сентября 2020 г.

Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 марта 2020 г.

Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 февраля 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 515-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 411-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2020 г., за исключением пунктов 2 и 6, подпункта «а» пункта 8 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 2 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 июня 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 85-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 мая 2019 г.

Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 марта 2019 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 497-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Действие положений настоящего Федерального закона (в редакции названных изменений) не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении, заключенных до 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 июня 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 19 февраля 2018 г. N 25-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 473-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 10 статьи 36 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г. в части учета уровня инфляции при установлении Правительством Российской Федерации нормативов по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 306-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 286-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 166-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 6 статьи 1, вступающего в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 165-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. N 46-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 452-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 10 статьи 36 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г. в части учета уровня инфляции при установлении Правительством Российской Федерации нормативов по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 370-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 10 статьи 36 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г. в части учета уровня инфляции при установлении Правительством Российской Федерации нормативов по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 262-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 27 мая 2014 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 11-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Общероссийские антидопинговые правила

Специфические спортивные Правила и процедуры, нацеленные на всеобщее и скоординированное применение правил борьбы с допингом, отличаются по своей сути от уголовного и гражданского процесса. Рассматривая факты и правовую сторону какого-либо случая, все суды, третейские суды и другие выносящие юридические решения органы призваны полностью понимать и уважать существенные отличия антидопинговых правил, изложенных в Правилах и Кодексе, и тот факт, что Кодекс является результатом консенсуса сторон, заинтересованных в честном спорте во всем мире.

Область применения правил

Правила распространяются на следующих Лиц:

  • Общероссийская антидопинговая организация
  • Общероссийские спортивные федерации
  • Физические лица

а) спортсменов, включая спортсменов, неявляющихся гражданами или резидентами Российской Федерации, но участвующими в спортивных мероприятиях на территории Российской Федерации и (или) состоящих в каких-либо отношения с физкультурно-спортивной организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации;

б) персонал спортсмена.

Спортсменами национального уровня считаются спортсмены, принимающие участие в соревнованиях не ниже уровня чемпионатов России и первенств России, если только они в соответствии с критериями, установленными соответствующей международной федерации, не относятся к спортсменам международного уровня.

Определение допинга, нарушение антидопинговых правил

Допинг определяется как совершение одного или нескольких нарушений антидопинговых правил.

Спортсмены или иные лица несут ответственность за незнание того, что включает в себя понятие «нарушение антидопинговых правил», а также за незнание субстанций и методов, включенных в запрещенный список.

К нарушениям антидопинговых правил относятся:

1. Наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в пробе, взятой у спортсмена.

1.1. Персональной обязанностью каждого спортсмена является недопущение попадания запрещенной субстанции в свой организм. Спортсмены несут ответственность за любую запрещенную субстанцию, или ее метаболиты, или маркеры, обнаруженные во взятых у них пробах. Соответственно нет необходимости доказывать факт намерения, вины, небрежности или осознанного использования спортсменом при установлении нарушения в соответствии с пунктом 1.

1.2. Достаточным доказательством нарушения антидопинговых правил в соответствии с пунктом 1 является любое из следующих событий: наличие запрещенной субстанции или ее метаболитов, или маркеров в пробе А спортсмена, в случае когда спортсмен не пользуется своим правом провести анализ пробы Б, и проба Б не анализируется; или когда проба Б берется на анализ, и анализ пробы Б подтверждает наличие запрещенной субстанции или ее метаболитов, или маркеров, аналогичных обнаруженным в пробе А спортсмена; или когда проба Б спортсмена разделяется на два флакона, и анализ второго флакона подтверждает наличие запрещенной субстанции или ее метаболитов, или маркеров, аналогичных обнаруженным в первом флаконе.

1.3. За исключением субстанций, в отношении которых в запрещенном списке специально установлен количественный порог, наличие любого количества запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в пробе спортсмена будет считаться нарушением антидопинговых правил.

1.4. В качестве исключений из общего правила пункта 1. в запрещенном списке и международных стандартах могут быть установлены специфические критерии для оценки запрещенных субстанций, которые могут также вырабатываться в организме эндогенно.

2. Использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции или запрещенного метода.

2.1. Персональной обязанностью каждого спортсмена является недопущение попадания запрещенной субстанции в его организм, а также неиспользование запрещенного метода. Соответственно нет необходимости доказывать намерение, вину, халатность или осознание использования со стороны спортсмена для установления нарушения антидопингового правила по использованию запрещенной субстанции или запрещенного метода.

2.2. Несущественно, привело ли использование, или попытка использования запрещенной субстанции, или запрещенного метода к успеху или неудаче. Для установления факта нарушения антидопингового правила достаточно того, что имело место использование, или попытка использования запрещенной субстанции или запрещенного метода.

3. Уклонение, отказ или неявка спортсмена на процедуру сдачи проб.

Уклонение от сдачи пробы или без уважительной причины отказ или неявка на процедуру сдачи пробы после уведомления в соответствии с действующими антидопинговыми правилами.

Нарушение порядка предоставления информации о местонахождении

Любое сочетание трех пропущенных тестов и (или) непредставления информации, как это определено в Международном стандарте по тестированию и расследованиям, в течение двенадцати месяцев совершенное спортсменом, состоящим в Регистрируемом пуле тестирования (далее – Пул).

5. Фальсификация или попытка фальсификации в любой составляющей допинг-контроля.

Любое поведение, которое препятствует выполнению процедур допинг-контроля, но которое не подпадает под определение запрещенного метода. Фальсификация включает, в том числе, намеренное создание препятствий либо попытку создания препятствий сотруднику Допинг-контроля, предоставление ложной информации антидопинговой организации, или запугивание, или попытка запугивания потенциального свидетеля.

6. Обладание запрещенной субстанцией или запрещенным методом.

6.1. Обладание спортсменом в соревновательном периоде любой запрещенной субстанцией или запрещенным методом, или обладание спортсменом во внесоревновательном периоде любой запрещенной субстанцией или запрещенным методом, запрещенными во внесоревновательном периоде, если только спортсмен не доказал, что обладание соответствует разрешению на терапевтическое использование (далее – ТИ), выданному в соответствии с пунктом 4.4, или имеет другие приемлемые объяснения.

6.2. Обладание персоналом спортсмена в соревновательном периоде любой запрещенной субстанцией или запрещенным методом, или обладание персоналом спортсмена во внесоревновательном периоде любой запрещенной субстанцией или запрещенным методом, запрещенными во внесоревновательном периоде, если это связано со спортсменом, соревнованиями или тренировкой, если только персонал спортсмена не обоснует, что обладание не противоречит ТИ, выданному спортсмену в соответствии с пунктом 4.4, или же имеются другие приемлемые объяснения.

Распространение или попытка распространения любой запрещенной субстанции или запрещенного метода.

Соучастие

Помощь, поощрение, способствование, подстрекательство, вступление в сговор, сокрытие или любой другой вид намеренного соучастия, включая нарушение или попытку нарушения антидопинговых правил, или нарушение иным лицом подпункта 11.1.

Запрещенное сотрудничество

Сотрудничество спортсмена или иного лица, находящегося под юрисдикцией антидопинговой организации в профессиональном или связанном со спортом качестве, с любым персоналом спортсмена, который:

10.1. в случае попадания под юрисдикцию антидопинговой организации отбывает срок дисквалификации; или

10.2. в случае непопадания под юрисдикцию антидопинговой организации и если дисквалификация не была наложена в ходе обработки результатов в соответствии с Кодексом, был в ходе уголовного, дисциплинарного или профессионального расследования обвинен или признан виновным в участии в действиях, которые признавались бы нарушением антидопинговых правил, в случае применения к данному лицу правил, соответствующих Кодексу. Статус дисквалификации данного лица должен составлять, в зависимости от того, что дольше, шесть лет с даты вынесения уголовного, профессионального или дисциплинарного решения, или длительности наложенной уголовной, дисциплинарной или профессиональной санкции; или 10.3. действует в качестве подставного лица или посредника для индивида, описанного в подпунктах 10.1 или 10.2.

Для целей применения данного пункта необходимо, чтобы спортсмен или иное лицо ранее были предупреждены в письменном виде антидопинговой организацией, под юрисдикцией которой находится спортсмен или иное лицо, или ВАДА о статусе дисквалификации персонала спортсмена и о возможных последствиях запрещенного сотрудничества, а также о том, что спортсмен или иное лицо должны предпринимать разумные действия с целью избегания подобного сотрудничества. Антидопинговая организация должна также предпринять разумные усилия для того, чтобы довести до сведения персонала спортсмена, о котором сообщается спортсмену или иному лицу, что персонал спортсмена может в течение 15 дней обратиться в антидопинговую организацию и объяснить, почему критерии, описанные в подпунктах 10.1 и 10.2, не должны применяться к нему или ней (несмотря на положения главы XVII, данный пункт применяется даже в тех случаях, когда поведение персонала спортсмена, приведшее к дисквалификации, имело место до даты вступления в силу, предусмотренную пунктом 20.1).

Бремя доказывания факта, что любое сотрудничество с персоналом спортсмена, описанное в подпункте 10.1 или 10.2, не носит профессиональный или связанный со спортом характер, возлагается на спортсмена или иное лицо.

Антидопинговые организации, которые обладают информацией по персоналу спортсмена, отвечающему критериям, описанным в подпунктах 10.1, 10.2 или 10.3, должны предоставить такую информацию ВАДА.

Запрещенный список

1. Включение запрещенного списка

Правила включают в себя запрещенный список, который публикуется и пересматривается в порядке, предусмотренном ВАДА, и который является неотъемлемой частью Конвенции.

2. Запрещенные субстанции и запрещенные методы, указанные в запрещенном списке

2.1. Запрещенные субстанции и запрещенные методы

Если иное не предусмотрено в запрещенном списке и (или) документах его изменяющих, запрещенный список и данные документы в соответствии с правилами вступают в силу через три месяца после публикации ВАДА без каких-либо дополнительных действий со стороны АДА. Запрещенный список, а также документы его изменяющие распространяются на всех спортсменов и иных лиц с даты вступления в силу без дополнительных формальностей. Запрещенный список в соответствии с законодательством Российской Федерации утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

2.2. Особые субстанции

Все запрещенные субстанции, за исключением субстанций класса анаболических агентов и гормонов, а также стимуляторов и антагонистов гормонов и модуляторов, обозначенных в качестве таковых в запрещенном списке, будут считаться «особыми» субстанциями для целей применения главы X. Запрещенные методы не входят в категорию «Особые субстанции».

3. Окончательность решения ВАДА по содержанию запрещенного списка

Решение ВАДА о включении той или иной субстанции или метода в запрещенный список, классификация субстанций по категориям в запрещенном списке, а также является ли субстанция, запрещенной в любое время или только в соревновательный период, является окончательным и не может быть предметом обсуждения со стороны спортсмена или иного лица на основании того, что данная субстанция или метод не являлись маскирующими, не могли улучшить результаты, не несли риск для здоровья спортсмена или не противоречили духу спорта.

4. Разрешение на терапевтическое использование

4.1. Наличие запрещенной субстанции или ее метаболитов или маркеров, и (или) использование или попытка использования, обладание или назначение или попытка назначения запрещенной субстанции или запрещенного метода не должно рассматриваться в качестве нарушения антидопинговых правил, если оно соответствует условиям разрешения на терапевтическое использование (далее – ТИ), выданному в соответствии с Международным стандартом по терапевтическому использованию;

4.2. Спортсмены национального уровня, которым необходимо использовать запрещенную субстанцию или запрещенный метод в терапевтических целях, должны подать в АДА запрос на ТИ в соответствии с процедурой, установленной АДА и опубликованной на его сайте, в Комитет по терапевтическому использованию (далее – Комитет по ТИ), созданный АДА. Запрос должен быть подан как только у спортсмена возникнет такая необходимость, а в случае необходимости использования субстанции, запрещенной только в соревновательный период, не позже 30 дней до начала следующих соревнований, в которых спортсмен планирует участие (кроме случаев, описанных в статье 4.3 Международного стандарта по терапевтическому использованию). Комитет по ТИ рассматривает поданные запросы и принимает решение по возможности применения запрещенной субстанции или запрещенного метода в соответствии с положениями Международного стандарта по терапевтическому использованию. ВАДА, соответствующие международная федерация и общероссийская спортивная федерация должны быть проинформированы о принятом решении в соответствии с Международным стандартом по терапевтическому использованию.

4.3. Спортсмены, не являющиеся спортсменами международного уровня и спортсменами национального уровня, имеют право подать ретроактивные запросы на использование запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода в терапевтических целях в течение пяти рабочих дней после получения уведомления о неблагоприятном результате анализа. Данный срок может быть продлен по решению АДА, в случае если спортсмен докажет наличие уважительных причин.

4.4. ТИ, выданное АДА, действительно только на национальном уровне. Если спортсмен становится спортсменом международного уровня и ему надо принимать запрещенную субстанцию или запрещенный метод, то он должен предпринять следующее:

4.4.1. Если у него уже есть выданное АДА ТИ, то подать запрос на ТИ в свою международную федерацию на признание ТИ в соответствии со статьей 7 Международного стандарта по терапевтическому использованию. Если выданное АДА ТИ соответствует критериям, установленным в Международном стандарте по терапевтическому использованию, то оно будет признано международной федерацией действующим и для международного уровня. Если международная федерация решает не признавать выданное АДА ТИ, то спортсмен или АДА имеет право в течение 21 дня выслать запрос в ВАДА на пересмотр решения. В течение срока рассмотрения ВАДА, ТИ, выданное АДА, будет считаться действительным для соревнований национального уровня и для целей внесоревновательного тестирования, но не для соревнований международного уровня. Если спортсмен или АДА решают не воспользоваться своим правом, то по истечение 21-дневного срока для подачи в ВАДА запроса на пересмотр ТИ признается недействительным для любых целей и на любом уровне.

4.4.2. Если у спортсмена нет выданного АДА ТИ, то спортсмен должен подавать запрос напрямую в международную федерацию. Если АДА посчитает, что ТИ, выданное международной федерации не соответствует критериям, установленным в Международном стандарте по терапевтическому использованию, то АДА имеет право в течение 21 дня с даты получения уведомления от международной федерации подать в ВАДА запрос на пересмотр. В течение срока пересмотра решения ТИ, выданное международной федерацией, будет считаться действующим для соревнований международного уровня и для целей внесоревновательного тестирования, но не для соревнований национального уровня. Если АДА не воспользуется своим правом, то по истечение 21-дневного срока для подачи в ВАДА запроса на пересмотр ТИ признается действующим и для соревнований национального уровня.

4.5. Истечение срока действия, аннулирование, отзыв или отмена ТИ

4.5.1. ТИ, выданное в соответствии с Правилами:

  1. автоматически прекращает свое действие по истечении срока действия, на который оно было выдано, без необходимости совершения каких-либо действий;
  2. может быть отозвано Комитетом по ТИ, если впоследствии будет установлено, что ТИ не отвечает критериям, в соответствии с которыми оно было ранее выдано;
  3. может быть отменено в результате пересмотра ВАДА или в ходе апелляции.

4.5.2. В указанных выше случаях спортсмен не может быть подвергнут каким-либо последствиям, установленным за нарушение антидопинговых правил за использование, обладание или назначение запрещенной субстанции или запрещенного метода, если оно соответствовало условиям ТИ до даты истечения срока его действия, его аннулирования, отзыва или отмены.

4.6. Пересмотр и подача апелляции на решения по ТИ

4.6.1. Если АДА отказывает в выдаче ТИ, то спортсмен может подать апелляцию исключительно в апелляционный орган национального уровня в соответствии с подпунктами 2.2 и 2.3.

4.6.2. ВАДА должно рассматривать решение любой международной федерации о непризнании ТИ, выданного АДА, которое было передано ВАДА на пересмотр спортсменом или АДА. Кроме того ВАДА должно рассматривать решение международной федерации выдать ТИ, которое было передано ему на пересмотр АДА. ВАДА может в любое время пересматривать любое решение, касающееся ТИ, либо по собственной инициативе, либо по запросу заинтересованной стороны (спортсмена, международной федерации и АДА). Если ТИ было выдано в соответствии с критериями, установленными Международным стандартом по терапевтическому использованию, то ВАДА не будет его отменять. Если же решение не соответствует указанным критериям, то ВАДА должно его отменить.

4.6.3. Любое решение международной федерации (или АДА, если оно уполномочено международной федерацией рассматривать ТИ от имени этой федерации), касающееся ТИ, которое не было пересмотрено ВАДА, или которое было пересмотрено ВАДА, но не было отменено, может быть обжаловано спортсменом и (или) АДА исключительно в КАС в соответствии с главой XIII.

4.6.4. Решение ВАДА отменить решение, касающееся ТИ, может быть обжаловано Спортсменом, АДА и (или) соответствующей международной федерацией исключительно в КАС в соответствии с главой XIII.

4.6.5. Спортсмен или иная заинтересованная сторона имеет право подать апелляцию или попросить ВАДА пересмотреть решение по ТИ на основании отказа в ТИ, в случае непринятия решения в течение разумного срока по надлежаще поданному запросу.

Анализ проб

Анализ проб должен проводиться в соответствии со следующими принципами:

Использование аккредитованных и одобренных лабораторий

Анализ проб должен проводиться с целью выявления запрещенных субстанций и запрещенных методов, входящих в запрещенный список, и иных субстанций согласно указаниям ВАДА в рамках программы мониторинга ВАДА либо с целью содействия антидопинговой организации в создании профилей соответствующих параметров мочи, крови или иного биологического образца спортсмена, включая генные или геномные профили, либо в любых иных законных целях в рамках борьбы с допингом. Пробы могут отбираться и храниться для целей последующего анализа.

Ни одна проба не может быть исследована в научных целях без письменного согласия спортсмена. Все идентифицирующие признаки должны быть удалены с проб.

Любая проба может быть сохранена (на срок до 10 лет) и может быть проведен ее последующий дополнительный анализ.

Временное отстранение

При принятии решения о временном отстранении спортсмена, спортсмену или иному лицу должна быть предоставлена возможность:

а) проведения предварительного слушания перед назначением временного отстранения или сразу после назначения временного отстранения;

б) проведения ускоренных слушаний сразу после назначения временного отстранения.

Кроме того спортсмен или иное лицо имеют право подать апелляцию на временное отстранение.

Временное отстранение может быть отменено, если спортсмен сможет убедить комиссию, проводящую слушания, что нарушение скорее всего произошло из-за употребления загрязненного продукта. На решение комиссии, проводящей слушания, не отменять обязательное временное отстранение по данному пункту не может быть подана апелляция.

Если временное отстранение назначено на основании неблагоприятного результата анализа пробы А, а последующий анализ пробы Б не подтверждает результат анализа пробы А, то спортсмен не должен подвергаться никакому дальнейшему временному отстранению.

Автоматическое аннулирование индивидуальных результатов

Нарушение антидопинговых правил в индивидуальных видах спорта, выявленное в ходе соревновательного тестирования, автоматически ведет к аннулированию результатов, полученных в ходе данных спортивных соревнований со всеми вытекающими последствиями, включая изъятие всех медалей, очков и призов.

Срок давности

В отношении спортсмена или иного лица не может быть начато никаких процедур в связи с нарушением антидопинговых правил, если он или она не были уведомлены о факте нарушения антидопинговых правил, либо если не было предпринято разумных попыток осуществить такое уведомление в течение десяти лет с даты предполагаемого нарушения антидопинговых правил.

Изменения и интерпретация правил

Правила и любые изменения к ним вступают в силу с момента их утверждения федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, но не ранее 1 января 2015 года (так называемая дата вступления в силу).

Правила не применяются ретроактивно к делам, рассмотрение которых не завершилось до даты вступления в силу, однако учитывая следующее:

Нарушения антидопинговых правил, которое имело место до даты вступления в силу, будет считаться «первым нарушением» или «вторым нарушением» для целей определения санкции по главе X за нарушения, произошедших после даты вступления в силу.

Спортсмены должны:

  • знать и соблюдать Правила;
  • в любое время быть доступными для взятия проб;
  • нести ответственность в контексте борьбы с допингом за то, что они потребляют в пищу и используют;
  • информировать медицинский персонал об их обязанностях не использовать запрещенные субстанции и запрещенные методы, нести ответственность за то, что любое получаемое ими медицинское обслуживание не нарушает антидопинговую политику и правила, принятые в соответствии с Правилами;
  • информировать АДА и международную федерацию о любом решении организации, не подписавшей Кодекс, о том, что спортсмен нарушил антидопинговые правила в течение предыдущих десяти лет.
  • Сотрудничать с антидопинговыми организациями при расследовании нарушений антидопинговых правил.

Персонал спортсмена должен:

  • знать и соблюдать данные Правила;
  • сотрудничать при реализации программ тестирования спортсменов;
  • использовать свое влияние на спортсмена, его взгляды и поведение с целью формирования атмосферы нетерпимости к допингу;
  • информировать АДА и международную федерацию о любом решении организации, не подписавшей Кодекс, о том, что он нарушили антидопинговые правила в течение предыдущих десяти лет;
  • сотрудничать с антидопинговыми организациями при расследовании нарушений антидопинговых правил.
  • Персонал спортсмена не должен использовать или обладать какими-либо запрещенными субстанциями или запрещенными методами без уважительной причины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *