Законопроекты вносятся

Внесение законопроектов в Государственную Думу

Начальный этап законодательного процесса — внесение законопроекта на рассмотрение Государственной Думы.

Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции право законодательной инициативы принадлежит определенному кругу субъектов — Президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, а также Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду РФ (по вопросам их ведения). Право законодательной инициативы не следует смешивать с правом на обращение в парламент, которое принадлежит любому Гражданину, любой организации и не влечет обязательного рассмотрения парламентом.

Круг субъектов законодательной инициативы, закрепленный в ст. 104 Конституции, представляется не бесспорным. Например, вряд ли оправданно лишение права законодательной инициативы комиссий и комитетов парламента — наиболее активных участников законодательной деятельности. Трудно понять истинные причины лишения права законодательной инициативы Генерального прокурора РФ, в ведомстве которого сосредоточивается чрезвычайно ценная информация о практике реализации законов, пробелах в правовом регулировании.

Вряд ли оправданно наделение правом законодательной инициативы Президента, имеющего право вето на законопроекты. Конституционный статус Президента, на наш взгляд, располагает к тому, чтобы побуждать пользоваться правом законодательной инициативы других субъектов законотворчества, прежде всего, конечно, Правительство, но воздерживаться от использования этого права самому. Право Конституционного Суда решать вопрос о конституционности законодательных актов также плохо сочетается с его же правом законодательной инициативы (не случайно, Конституционный Суд практически не пользуется этим правом).

Законопроекты вносятся в Государственную Думу (ч. 2 ст. 104 Конституции). Это положение Конституции предопределяет общую схему движения законопроекта в Федеральном Собрании: из Думы в Совет Федерации.

Согласно Регламенту Думы законодательная инициатива может быть реализована путем:

  • внесения в Думу проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов;
  • инициирования законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации (РСФСР), федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР; внесения поправок к законопроектам.

Законопроект, вносимый на рассмотрение парламента, должен отучать определенным требованиям. Необходимым его условием является представление:

  • пояснительной записки к законопроекту, указывающей предмет законодательного регулирования и излагающей концепцию проекта;
  • текста проекта с указанием на титульном листе субъекта законодательной инициативы, внесшего проект;
  • перечня актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;
  • финансово-экономического обоснования (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);
  • заключения Правительства РФ (в случаях, определенных ч. 3 ст. 104 Конституции).
    • В текст внесенного в Думу законопроекта могут включаться положения:

      • о сроке и о порядке вступления в силу закона или отдельных его положений;
      • о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного закона.

      Подготовленный к внесению в Думу законопроект и материалы к нему, предусмотренные Регламентом Думы, направляются субъектом законодательной инициативы председателю Думы. Законопроект считается внесенным в Думу со дня его регистрации. На каждый законопроект заводится электронная регистрационная карта, в которой фиксируются сведения о нем и сроках поступления в Думу, о прохождении законопроекта, принятии либо отклонении Думой; о рассмотрении Советом Федерации и Президентом.

      Председатель Думы направляет поступивший законопроект и материалы к нему в депутатские объединения и комитет Думы по вопросам его ведения. Комитет определяет соответствие законопроекта требованиям Конституции РФ, Регламента Думы и в 14-дневный срок представляет его на рассмотрение Совета Думы (в этот срок не засчитывается время работы депутатов с избирателями). Если внесенный в Думу законопроект не соответствует требованиям Конституции и Регламента Думы, Совет может принять решение о возвращении законопроекта инициатору, что не препятствует повторному внесению законопроекта в Думу.

      Порядок подготовки законопроекта к слушанию определяется ответственным комитетом самостоятельно. Для этого может быть создана рабочая группа, в которую включаются депутаты Думы, представители субъекта законодательной инициативы, представители органов государственной власти, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и специалисты. При рассмотрении законопроекта в нескольких комитетах может быть образована совместная рабочая группа. Если по одному и тому же вопросу имеется несколько законопроектов, они рассматриваются одновременно.

      По решению ответственного комитета законопроект может быть направлен на заключение Правительства РФ, на рассмотрение министерств и ведомств, государственных и общественных органов, на научную экспертизу. Правовое управление аппарата Думы по поручению ответственного комитета осуществляет правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта, а также проверку представленных субъектом права законодательной инициативы перечней актов федерального законодательства, которые подлежат отмене, изменению или дополнению в связи с принятием данного законопроекта.

      Поступающие замечания и предложения по законопроекту рассматриваются на заседаниях ответственного комитета. По итогам проведенной подготовительной работы, поступивших откликов и предложений комитет формирует свою позицию по законопроекту: вносит его на заседание Думы с предложением принять в первом чтении либо отклонить.

      Законопроект, подготовленный к рассмотрению Думой, и материалы к нему, включая заключение ответственного комитета, направляются в Совет Думы для внесения на пленарное заседание Думы. Одновременно комитет представляет предложения о приглашении на пленарное заседание разработчиков, экспертов, представителей общественности, присутствие которых целесообразно при рассмотрении законопроекта.

      В соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Думу только при наличии заключения Правительства РФ.

      Таким образом, названные законопроекты не могут быть даже приняты к рассмотрению, если к ним не приложено заключение Правительства РФ. Данное положение Конституции нацелено на ограничение рассмотрения парламентом «затратных» инициатив, не сопряженных с возможностями федерального бюджета.

      Практика реализации ч. 3 ст. 104 Конституции крайне неоднозначна: с одной стороны, субъекты законодательной инициативы не всегда Достаточно компетентны, чтобы подготовить развернутое финансово- экономическое обоснование к своему законопроекту, а с другой — Правительство вполне обоснованно отказывается давать заключения на законопроекты, к которым не приложены необходимые расчеты. В результате сложилась спорная, на наш взгляд, практика, когда законопроект принимается Советом Государственной Думы к рассмотрению, но затем от его имени направляется на заключение Правительства.

      Формально законопроекты, например, по вопросам пенсионного законодательства, выплаты из внебюджетных фондов социального страхования и социальной защиты, и не относятся к законопроектам «об изменении финансовых обязательств государства». В результате необходимость получения заключения Правительства нередко обнаруживается на заключительной стадии законодательного процесса и становится причиной возращения принятых законов в Думу.

      Заключение Правительства направляется субъекту законодательной инициативы и в Думу в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство. По согласованию с соответствующим субъектом законодательной инициативы этот срок может быть продлен. Однако на практике указанные сроки нередко нарушаются. Непредставление заключений используется Правительством как скрытое вето на законопроекты, которые оно по тем или иным причинам считает нежелательными.

1. Республика отличается от монархии тем, что: государственная власть принадлежит выборным органам2. Разрешено все, что не запрещено законом – это правило действует при следующем либеральном3. Государственное, среди всех видов управления занимает главное место потому, что:распространенно на все общество4. Территориальная организация государственной власти – это: форма государственного устройства5. Охрана прав и свобод граждан относится к следующей функции государства:охране правопорядка

1. Принцип разделения властей – это:рациональная организация государственной власти2. Важнейшим признаком органа государства является:наличие властных правомочий

3. Правительство относится к органам:назначаемым и коллегиальным4. Органы государства подразделяются на высшие, региональные и местные по следующему основанию:объему властных полномочий5. Этот государственный орган призван обеспечивать согласованное функционирование других:президент1. Эти методы государственного действия содержат в себе способы, приемы, действия прямого и обязательного определения поведения и деятельности административные2. Основные направления внутренней и внешней политики государства определяет:президент

3. Проекты законов и законодательных предложений не содержат:анализ и оценку ситуации4. Формы управленческой деятельности – это:внешние, постоянно и однотипно фиксируемые проявления практической активности государственных органов5. В политическую систему общества входят:все ответы верны

1. Государством создаются экономические, правовые и организационные условия, нормативно-правовая база, финансовые учреждения, лизинговые фирмы, подготовка кадров для развития:малого бизнеса2. Из перечисленного не является частью сферы материального производства:просвещение3. Государственное регулирование экономики не осуществляется по следующему направлениюсоциальному

4. Важнейшей задачей государственного регулирования в современных условиях становитсяобеспечение экономической безопасности страны5. Государство регулирует рынок труда в целях: все ответы верны

1. Этот продукт до сих пор остается важным источником поступления валюты, что позволяет поддерживать другие сферы экономики:нефть

2. Стратегические цели политики государства в этой сфере заключаются в создании условий для воспроизводства и развития творческого потенциала общества: культурной

3. Что-то из перечисленного не входит в систему транспортного комплекса: все ответы неверны

4. Обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена – это принцип: научной политики5. Одним из основных направлений реформирования государственных предприятий является преобразование их вакционерные общества с государственной долей акций1. Именно их наличие свидетельствует о низком уровне управляемости общественно-политическими процессами:чрезвычайные ситуации в обществе2. Конфликтная ситуация возникает в результате:накапливания в течение определенного времени неразрешенных противоречий3. Именно эти чрезвычайные ситуации, в отличие от других, прогнозируются и управляютсяобщественные4. Из перечисленных чрезвычайных ситуаций эти могут возникнуть в будущеммировые

5. Социальный конфликт выражает:все ответы верны

1. Именно этот орган отвечает перед населением за социально-экономическую и политическую главное должностное лицо2. Регион – эточасть территории России характеризующаяся определенной общностью условий3. Наименование органа, представительной власти и количество его депутатов определяются:населением4. Разумное разграничение прав и ответственности между центром и субъектами РФ – это:все ответы неверны

5. Основные цели региональной политики – это:все ответы верны

1. Процесс совершенствования самого государственного управления заключается в придании ему как системному общественному явлению способности:Самопреобразования, саморазвития, самоулучшения

2. Процесс совершенствования государственного управления может быть организовантремя способами – собственными, привлеченными или объединенными силами3. Посредством критериев эффективности можно определять:уровень и качество управления4. К критериям конкретной социальной эффективности относят: все ответы неверны

5. Целевая ориентация совершенствования государственного управления, состоит в том, чтобы:все ответы верны1. Согласно данного принципа муниципального управления органам государственной власти запрещено вмешиваться в деятельность органов местного самоуправлениясамостоятельность2. На чем базируется муниципальное управление?на муниципальной службе, на муниципальном праве, на муниципальной собственности3. Это орган наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий исполнительный4. Данный элемент муниципального образования является в сущности муниципальным жизнеобеспечивающая система5. Основное назначение, определяющее смысл существования муниципального образования – этомиссия1. В этой муниципальной системе район как территориального образования – это одновременно местное самоуправляющееся сообщество, союз составляющих его общин и совокупность территориальных служб земли:германской2. В этой муниципальной системе население избирает региональный совет сроком на 6 лет:континентальной3. В этой муниципальной системе система местного самоуправления отделена от системы государственной властианглосаксонской4. Система советов основана на:демократическом централизме5. Решения, принимаемые Советом подписывалисьпредседателем и секретарем исполкома1. Муниципальное управление относится к следующему виду управленческих технологий:уровню управления2. Способы и приемы управленческой деятельности – это:методы

3. Порядок осуществления механизма управления – это:процесс4. Управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами – этофункции5. Эти методы муниципального управления основаны на использовании определенных законов и интересовэкономические1. Добровольность заключения договоров и соглашений, во взаимодействии региональных и муниципальных органов власти относится к:принципам2. Казна МО – это:местный бюджет и иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями3. Эта функция в системе МУ служит повышению эффективности управления социальными процессами на местном уровне:планирование4. Социально-культурная сфера деятельности муниципальных органов не включает в себя вопросынауки5. Деятельность муниципального персонала направлена навсе ответы верны1. Эти управляемые объекты осуществляют физическое развитие человека: социальные2. Муниципальная политика в этой сфере направлена на использование местных ресурсов для развития МО:экономической3. В качестве таких управляемых объектов можно назвать организацию и функционирование форм, процедур и других механизмов демократии:политических

4. Смысл муниципальной политики заключается в совершенствовании:материального производствадуховного производствасоциальных условий жизниматериального производства, духовного производствавсе ответы верны

5. Муниципальная политика в этой сфере направлена на повышение уровня морали и нравственности как в среде муниципальных служащих, так и населениядуховной1. Все перечисленное является принципами муниципальной службывсе ответы неверны

2. Такая структура управления позволяет эффективней использовать потенциал территории, привлекая к управлению бизнес и общественность: программно-целевая3. Муниципальные предприятия и организации составляют следующее обеспечение финансово-экономическое4. Это первый многосторонний юридический акт, который определяет и защищает принципы местной автономииЕвропейская Хартия о МС5. Информация – это:совокупность сведений об изменениях, совершающихся в системе и ее окружении1. Культурный уровень – это показателькачества жизни2. Общая социальная эффективность – это:уровень и качество жизни населения3. В этом методе повышения эффективности муниципального управления к моменту начала обсуждения уже существуют сложившиеся многообразные подходы к решению данной проблемыметод общественной дискуссии4. Результаты муниципального управления наглядно видны в:состоянии муниципального хозяйстваблагосостоянии населенияобщественной безопасностидругих сторонах жизни МОвсе ответы верны

5. Эффективность муниципального управления во многом зависит от:оптимальности принятого решения1. Целью муниципальной логистики является:рациональная организация в пространстве и во времени материального потока2. Цель планирования –сделать так, чтобы с наименьшими затратами достигнуть набольшей эффективности3. Систематический процесс поиска и выявления лучших организаций с целью использования их передового опыта – это бенчмаркинг

4. Один из конечных продуктов стратегического управления, служащий для достижения целей организации в будущем – это потенциал5. В муниципальных маркетинговых программах деятельность ОМС по привлечению инвестиций относится к разделутерриторий

1.Кем впервые были сформулированы и обоснованы идеи организации общинного управленияфранцузским ученым Г. Турэ

2.В какой из перечисленных теорий находит отражение двойственный характер муниципальной деятельностив теории дуализма муниципального управления

3.На основе какого принципа формируется система муниципального управленияСамоуправление

4.Выбрать верное утверждениесистема государственной и местной власти возникает там, где общество начинает осознавать потребность в регулировании отношений между людьми, между частными и групповыми общественными интересами

5.Верно ли утверждение, что муниципальный менеджмент как вид управления тождественен местному самоуправлению как форме народовластияДа

6.Какая из основных теорий местного самоуправления предусматривает строгое разграничение государственных и общинных делобщественная

7.В каком документе принципы местного самоуправления получили правовое закрепление на международном уровнеЕвропейская Хартия о местном самоуправлении

8.Как называется принцип, согласно которому органы местного самоуправления, их должностные лица должны соблюдать Конституцию и законы РФЗаконность

9.Неотъемлемые свойства местного самоуправления, без которых оно не может существовать, — это егоАтрибуты10.В какой из глав Конституции Российской Федерации определен статус местного самоуправленияглава 1. Основы конституционного строя

11.В какой из глав Конституции Российской Федерации определено установление принципов организации местного самоуправления+глава 3. Федеральное устройство12.В какой из глав Конституции Российской Федерации определена сфера деятельности местного самоуправления+глава 8. Местное самоуправление13. В каком нормативном акте приведено следующее определение местного самоуправления: это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций+Закон Российской Федерации от 25 августа 1995 г. № 154-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации

14. В каком нормативном акте приведено следующее определение местного самоуправления: это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций+Закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации

15.В системе муниципальных правовых актов кем принимаются решения по важнейшим вопросам местного значения, затрагивающим интересы

+населением на референдумах и сходах

16.В системе муниципальных правовых актов кем принимаются правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования+представительным органом

17.В системе муниципальных правовых актов кем принимаются постановления по вопросам, связанным с осуществлением переданных государственных полномочий+главой местной администрации

18.В каких муниципальных правовых актах устанавливается порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля над его исполнениемположение о порядке управления собственностью муниципального образования+устав муниципального образования

19.В каких муниципальных правовых актах устанавливаются виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления+устав муниципального образования

20.Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации устав муниципального образования принимается соответствующим представительным органом. Возможно ли предварительное вынесение положений устава на местный референдум+да, но только в отдельных, наиболее важных случаях

21.Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации устав муниципального образования принимается соответствующим представительным органом. Возможно ли вместо этого принятие устава населением непосредственно на сходе гражданда, но только если численность населения менее 500 человекда, но только если численность населения менее 200 человек+да, но только если численность населения менее 100 человек

22.Какое законодательство относится к источникам муниципального права+федеральное, региональное и местное законодательство

23.Каким органом принимается устав муниципального образования+его представительным органом

24.Наука муниципального управления — это+система знаний об управлении местными сообществами

25.Основная стратегическая цель муниципального управления — это+создание органов власти, которые смогли бы обеспечить сохранение региона и страны как целостной системы

Стадия законодательной инициативы

Стадия законодательной инициативы — это начальная парламентская процедура, означающая официальное внесение законопроекта в компетентный орган парламента управомоченным субъектом.

Согласно ст. 104 Конституции РФ законопроекты вносятся в Государственную Думу. Правом законодательной инициативы обладают:

Президент России;

Совет Федерации;

члены Совета Федерации;

депутаты Государственной Думы;

Правительство;

законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации;

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды — по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу проектов законов РФ, законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо о признании этих законов утратившими силу, поправок к законопроектам.

На субъекта законодательной инициативы возлагается обязанность представления законопроекта в строгом соответствии с установленными правилами. При этом законодательный орган вправе потребовать соблюдения данного условия, а при его несоблюдении — возвратить законопроект инициатору.

К вносимому в Государственную Думу законопроекту предъявляются следующие требования. Законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства. Данная позиция закреплена в ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента Государственной Думы.

При внесении законопроекта необходимы следующие документы:

а) пояснительная записка к законопроекту (изложение концепции предлагаемого законопроекта);

б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы;

в) перечень актов федерального законодательства, которые должны быть признаны утратившими силу, приостановлены, изменены, дополнены или приняты в связи с принятием данного закона;

г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);

д) заключение Правительства РФ (в случаях, определенных ст. 104, ч. 3, Конституции).1

В текст законопроекта должны быть включены положения:

а) о сроке и порядке вступления в силу вносимого закона или его положений;

б) о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного закона;

в) о приведении Президентом и Правительством России своих правовых актов в соответствие с принятым федеральным законом.

Основная обязанность законодательного органа состоит в том, чтобы принять законопроект к рассмотрению, включив его в повестку дня своего заседания. Ей соответствуют правомочия инициатора: требовать постановки вопроса о рассмотрении внесенного им законопроекта на голосование сессии законодательного органа, отстаивать положения законопроекта при его предварительном рассмотрении комитетом, отозвать законопроект до начала обсуждения на заседании парламента.

В литературе выработалось два подхода к вопросу о том, что считать фактическим началом стадии законодательной инициативы. Большинство юристов ограничивают законодательную инициативу действиями, осуществляемыми исключительно в рамках официального прохождения законопроекта в законодательном органе, считая началом законодательной инициативы внесение законопроекта на рассмотрение законодательного органа.

Наряду с этим существует точка зрения, авторы которой расширительно трактуют содержание законодательной инициативы, включая в него в качестве начального этапа всю предварительную деятельность по подготовке проекта закона. В обоснование данной точки зрения делается ссылка на то, что возбуждение вопроса об издании закона, выявление потребности в его принятии, его научная, экспертная, организационная подготовка, равно как и внесение законопроекта на рассмотрение законодательного органа, — есть деятельность, связанная с проявлением законодательной инициативы. Более того, работа по подготовке законопроекта, «осуществляемая в условиях широкой гласности, с

участием многих лиц и коллективов», составляет наиболее существенную ее часть, так как именно на данном этапе закладываются основы будущего закона. Внесение же законопроекта в законодательный орган является завершающим действием в этой деятельности.

Трудно не согласиться с тем, что этап подготовки законопроекта образуют действия, непосредственно направленные на создание закона. От них во многом зависит его качество, эффективность применения, социальная значимость. Вместе с тем очевидно, что как по характеру, так и по функциональному назначению указанные действия существенно отличаются от действий, которые совершаются непосредственно при внесении законопроекта в законодательный орган. Подготовка законопроекта, в ходе которой «нарабатываются» материалы для последующих этапов законотворческой деятельности парламента, служит лишь основой для реализации субъектом своего права законодательной инициативы; она призвана содействовать осуществлению им данного права, создавая для этого необходимые предпосылки. Различие состоит и в том, что действия, обеспечивающие реализацию права законодательной инициативы и подготовку проекта закона, выполняются разным субъектным составом. Внести проект в парламент может только специально на то уполномоченное лицо (орган), тогда как круг субъектов, готовящих законопроект, не определен, он часто включает в себя также лиц, которые не обладают правом законодательной инициативы. И даже в том случае, когда разработка проекта проводится лицом, обладающим таким правом, внесение его на рассмотрение законодательного органа может быть «доверено» другому субъекту права законодательной инициативы, который вносит проект от своего имени. Следует к тому же иметь в виду, что, являясь одной из стадий законодательного процесса, законодательная инициатива должна осуществляться строго в рамках процессуально-правовых отношений, обязательным субъектом которых выступает законодательный орган. А это означает, что начало реализации законодательной инициативы сопряжено лишь с вступлением в отношения по осуществлению законотворческой деятельности законодательного органа, т.е. оно имеет место с того момента, когда проект уже представлен на его рассмотрение.

В юридической науке возникли разногласия по поводу продолжительности исследуемой стадии законодательного процесса. Высказывается суждение, что стадия законодательной инициативы заканчивается принятием решения о направлении законопроекта на предварительное рассмотрение вспомогательными подразделениями законодательного органа. Некоторые авторы относят предварительное рассмотрение законопроекта к самостоятельной стадии законодательного процесса, которая необходимо следует за официальным внесением законопроекта в законодательный орган. Думается, что в указанных случаях неоправданно сужаются рамки законодательной инициативы. С точки зрения Абрамовой А.И., логическим завершением данной стадии следует считать включение законопроекта в повестку дня очередной сессии законодательного органа. 1

Федеральное Собрание (ФС) — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. ФС состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Одной из основных функций ГД является законодательная деятельность. Проекты законов вносятся именно в Государственную Думу. Важно помнить, что не каждая инициатива становится законом.

Кто может стать автором законодательной инициативы?

Список тех, кто может внести законодательную инициативу, и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу определены в ст. 104 Конституции РФ.

Законопроект поступил в ГД. Что дальше?

Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему (об этих документах подробнее — в ст. 105 Регламента ГД) направляются на имя Председателя ГД. Поступивший законопроект регистрируется в Управлении документационного обеспечения Аппарата ГД в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота ГД. Ему присваивается регистрационный номер, который указывается вместе с наименованием законопроекта в течение всего периода прохождения законопроекта в Государственной Думе.

Одновременно в Системе обеспечения законодательной деятельности (СОЗД) на законопроект заводится электронная регистрационная карта, в которой фиксируются дата и время поступления документа, список тех, кто его внес, сведения о прохождении законопроекта в ГД, об одобрении Государственной Думой федерального конституционного закона или о принятии федерального закона и о рассмотрении соответствующего закона Советом Федерации и Президентом. То есть в СОЗД можно отследить прохождение законопроектом всех этапов.

Поступившие документы Председатель ГД направляет в профильный комитет, который проверяет их на соответствие установленным требованиям (ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента ГД).

Затем прошедший проверку документ направляется в Совет Государственной Думы. В состав Совета входят: Председатель ГД, Первые заместители Председателя ГД, заместители Председателя ГД, руководители фракций.

Совет может вернуть законопроект профильному комитету или инициатору, но если все в порядке, Совет назначает ответственными за документ один или несколько комитетов ГД и включает его в примерную программу работы Государственной Думы.

Далее основная работа над законопроектом идет в ответственном комитете. При этом для работы над документом могут привлекаться эксперты, представители профессиональных и научных сообществ, создаваться различные рабочие группы, в которых ведется анализ предложений по совершенствованию законопроекта, проводиться парламентские слушания, круглые столы и т. д.

После того как ответственный комитет проведет заседание и рекомендует депутатам поддержать или отклонить законопроект, начинается рассмотрение документа на пленарных заседаниях.

В Государственной Думе законопроект проходит три чтения.

Первое чтение

В первом чтении рассматривается концепция законопроекта, его актуальность и практическая значимость, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции. Обычно во время пленарного заседания с докладом выступает субъект права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представитель. С содокладом выступает представитель ответственного комитета.

Решение о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении оформляется соответствующим постановлением ГД. Если по итогам голосования предложение о принятии проекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Решение об отклонении законопроекта также оформляется соответствующим постановлением ГД. Отклоненный документ дальнейшему рассмотрению не подлежит.

Второе чтение

После того как ответственный комитет на заседании вновь обсудит документ и поступившие к нему поправки, приходит время второго чтения. На этом этапе законопроект обсуждается детально, постатейно, с различными вариантами поправок. Их ответственный комитет представляет в виде таблиц:

  • таблица поправок, рекомендуемых к принятию и включенных в текст законопроекта;
  • таблица поправок, рекомендуемых к отклонению;
  • таблица поправок, по которым не было принято решений.

Принятый во втором чтении документ направляется в ответственный комитет для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта. После этого проект вместе с заключением Правового управления Аппарата ГД представляется ответственным комитетом в Совет ГД. Тот включает его в проект порядка работы Государственной Думы для рассмотрения в третьем чтении.

В СМИ второе чтение часто называют основным — это связано с тем, что именно в этом чтении законопроект приобретает свой окончательный вид и обсуждается на пленарном заседании наиболее подробно.

Третье чтение

В третьем чтении законопроект принимается в целом — допустимы лишь редакционные уточнения. Рассмотрение законопроекта в третьем чтении начинается с доклада представителя ответственного комитета. Перед голосованием допускаются выступления представителей фракций.

В исключительных случаях по требованию фракций председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.

Одобренные ГД федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Государственной Думы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями Правительства и другими необходимыми материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом ГД и в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

Рассмотрение в Совете Федерации

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат:

  • федеральные конституционные законы;
  • законы о поправках в Конституцию;
  • финансовые законы;
  • законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ;
  • законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы РФ.

Остальные законы, поступившие из ГД, Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать — это будет означать согласие с принятием закона.

Подписание закона Президентом

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, и в течение 14 дней глава государства подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент в течение двух недель с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания Президентом.

Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, если самими законами не установлено другое.

Как принимаются законы в РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *