Запрещено пользоваться мобильными телефонами

Для того, чтобы сотрудники организации при исполнении должностных обязанностей не отвлекались на посторонние разговоры, в некоторых компаниях руководство выпускает приказ о запрете пользования мобильными телефонами.

Где чаще всего применяется такой запрет

Наиболее часто запретительные меры в отношении мобильных устройств применяются в режимных организациях, на предприятиях с непрерывными производственными линиями, в транспортных фирмах, компаниях, осуществляющих авиаперевозки, а также в некоторых медицинских, образовательных учреждениях и т.д.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа о запрете пользования мобильными телефонами на рабочем месте .docСкачать образец приказа о запрете пользования мобильными телефонами на рабочем месте .doc

При этом запрет может касаться не всех сотрудников, а только тех, кто занят какой-то определенной работой, например, водителей, летчиков, хирургов, учителей и т.п. Он может быть полным или же частичным, например, допускающим краткие переговоры «по делу» в специально отведенных для этого помещениях.

Запрет обычно направлен на то, чтобы предотвратить опасные для жизни и здоровья человека ситуации, исключить помехи в рабочем процессе, избежать материальных и финансовых потерь и других неблагоприятных последствий.

Следует отметить, что табу на использование мобильников должно работать только непосредственно в часы трудовой деятельности, в обеденный перерыв оно должно сниматься.

Для чего нужен документ, его роль

В российском законодательстве нет указаний на запрет пользования мобильными телефонами и другими подобными устройствами на работе. Тем не менее, руководство каждой организации вправе установить такое требование во внутренних нормативно-правовых актах компании и издать соответствующий приказ.

Все сотрудники предприятия должны быть ознакомлены с этими документами под роспись, что обозначает в дальнейшем обязательное их исполнение. В случае нарушения, работодатель оставляет за собой право на дисциплинарное наказание провинившегося, начиная от простого замечания и даже до увольнения (в случае неоднократного пренебрежения запретом).

В каком формате писать приказ

Для составления приказа о запрете пользования мобильными телефонами на рабочем месте можно выбрать произвольную форму – никаких его стандартных бланков на сегодняшний день нет. Правда, если в компании принято применять шаблон документа, разработанный и утвержденный в ее учетной политике, нужно воспользоваться именно им – это оградит от возможных претензий руководства и, в случае проверки — контролирующих ведомств.

Как оформить документ, особенности

К оформлению документа также никаких требований нет – его разрешается делать как рукописным, так печатным, единственное, что следует соблюсти: электронный приказ после формирования надо распечатать. Для распечатки подойдет простой лист бумаги или же бланк, выполненный в фирменном стиле (с логотипом и реквизитами).

Структура документа

При составлении приказа следует придерживаться обычных для такого рода документации структуры и состава. В частности приказ должен содержать «шапку»: сведения о компании и самом распоряжении; данные о законодательных нормах и внутренних актах фирмы, в соответствии с которыми он издан (это основание), а также краткое изложение объективных причин для его создания (это обоснование). Основная часть приказа, как правило, состоит из нескольких пунктов, которые могут формулироваться произвольно. Последний пункт всегда – о назначении ответственного за исполнение распоряжения сотрудника. В конце приказ обязательно должен быть завизирован.

Кто должен подписать

В документе должно стоять несколько подписей. В первую очередь – автограф директора, поскольку он является главным сотрудником фирмы и все приказы всегда выпускаются от его лица.

Далее в нем должны расписаться работники, в отношении которых данное распоряжение выпущено, а также те, кто назначен ответственными за его исполнение. Печать сегодня ставить не требуется, поскольку она утратила свое значение и не является обязательным атрибутом компании (за исключением случаев, когда штамп является непреложным условием со стороны руководства фирмы).

Как учитывать, правила и сроки хранения

Все приказы, выпускаемые от лица директора организации, подлежат обязательному контролю. Для этого на предприятиях применяется специальный журнал учета распорядительных актов. В него достаточно внести название и номер приказа, дату его выпуска. В случае необходимости с помощью журнала удастся легко найти нужный документ.

Что касается хранения, то тут все довольно просто. Готовый, согласованный и подписанный приказ следует поместить в папку с другими подобными распоряжениями. Здесь он должен лежать период, установленный в законе или же срок, прописанный в локальной документации фирмы. После того, как актуальность его истечет, бланк можно передать для дальнейшего хранения в архив или же утилизировать.

Образец приказа о запрете пользования мобильными телефонами на рабочем месте

При необходимости составить приказ о запрете пользования мобильными телефонами, воспользуйтесь приведенными выше советами, а также ознакомьтесь с образцом документа – он поможет вам сформировать нужное распоряжение.

  1. Начало документа вполне стандартно: сначала напишите тут название организации (полное или сокращенное — неважно), затем номер приказа (в соответствии с внутренним документооборотом), его наименование, дату и место выпуска.
  2. Ниже идет основной блок. Здесь первым делом следует указать ссылку на статью и пункт закона или же локальный акт фирмы, а также обозначить причины для запрета, имеющие непосредственное отношение к сути данного распоряжения.
  3. Далее переходите собственно к указаниям: впишите сам запрет, внесите дату, с которой он начинает действовать, обозначьте необходимость включения соответствующих изменений в правила внутреннего трудового распорядка и другие нормативные документы компании, а также требование об ознакомлении с приказом о запрете всех работников предприятия, которых он касается.
  4. Назначьте ответственных сотрудников за проведение всех этих мероприятий.

Руководство некоторых компаний может запретить своим сотрудникам пользоваться мобильными телефонами во время работы. Подобные меры могут быть приняты на режимных объектах, на предприятиях, где идет непрерывное производство, в транспортных фирмах, компаниях, осуществляющих авиаперевозки, в некоторых медицинских учреждениях и т. д.

Кому конкретно могут запретить пользоваться телефонами на работе и почему?

Подобные ограничения связаны в первую очередь с безопасностью. По словам юриста, эксперта по трудовому праву, члена Палаты налоговых консультантов РФ Валентины Яковлевой, запрет на пользование гаджетом на самом деле предотвращает опасные для жизни и здоровья человека ситуации. Он может касаться не всех сотрудников компании, а только тех, кто занят какой-то определенной работой. Например, водителям и летчикам запрещают пользоваться мобильными телефонами во время перевозки пассажиров, а хирургам — во время проведения операции.

Вопрос-ответ Как понять, прослушивает и читает ли вас собственный смартфон?

«Работодатель может запретить пользоваться смартфонами, если этот запрет обоснован. Подобный случай произошел на заводе «Форд». На предприятии был обоснован запрет на использование таких устройств в цехах. Объясняли это так: когда человек стоит за станком и у него внезапно звонит телефон, то это создает опасность. Запрет признали правомерным. Сейчас, когда телефоны уже превратились в смартфоны и с ними можно делать что угодно, — не только разговаривать, но и выходить в интернет и пр. — запрет также может быть признан правомерным, если для этого есть предпосылки», — объясняет Яковлева.

С чем еще может быть связан запрет на использование гаджетов на работе?

По словам Яковлевой, запретить сотрудникам пользоваться на работе мобильной связью, а также устройствами, которые способны осуществлять фото- и видеосъемку, могут в целях сохранения коммерческой тайны. Все запреты при этом должны быть соответствующим образом оформлены, а сотрудники предприятия — ознакомлены с этими документами под расписку.

«Должны быть изданы соответствующие акты и приказы. Если мы говорим о коммерческой тайне, то в документе должно быть прописано, что запрет связан с необходимостью сохранения коммерческой тайны и сотрудники должны соблюдать такое требование», — поясняет юрист.

Разрешены ли мобильные телефоны на режимных объектах?

На режимных объектах пользоваться мобильными телефонами также запрещено. В мае 2018 года Министерство обороны РФ запретило сотрудникам ведомства не только пользоваться, но и проносить электронные устройства (смартфоны и сотовые телефоны с камерами, фото- и видеооборудование, смарт-часы, фитнес-браслеты и др.) в отдельные войсковые части и на объекты, где работают с документами, содержащими государственную тайну.

В феврале 2019 года был принят закон, запрещающий военнослужащим иметь при себе гаджеты, которые позволяют с помощью интернета распространять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации. Пользоваться они могут только кнопочными телефонами, которые не имеют камер и выхода в интернет. Как отмечалось в документе, причиной принятия закона стал особый интерес к российским военным со стороны «спецслужб отдельных государств, террористических и экстремистских организаций».

Отвечает помощник прокурора Клинцовского района Е. Г. Суяркова:

– Работодатель вправе определить перечень работ, при выполнении которых сотрудники не могут пользоваться личными мобильными телефонами в рабочее время. Установление такого запрета правомерно лишь в случаях, когда целями такого запрета служит обеспечение безопасности работников при осуществлении ими технологических процессов в производстве, а также использование работниками личных мобильных телефонов создает или очевидно может создать препятствия в осуществлении трудовой функции этим сотрудником или его коллегами.

Работодатель вправе самостоятельно определять перечень работ, при выполнении которых сотрудники не могут пользоваться мобильными телефонами, руководствуясь в том числе здравым смыслом. Запрет на использование мобильного телефона может быть установлен в правилах внутреннего распорядка.

Как следует из норм ТК РФ, если такой запрет регламентирован локальным нормативным актом, с которым работник ознакомлен под роспись, то за его нарушение работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Однако следует учитывать, что безусловный запрет на использование личного телефона в рабочее время (вне зависимости от особенностей осуществления трудовой функции) выходит за рамки регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений и является недопустимым вмешательством в частную жизнь гражданина.

Так как права и обязанности гражданина неотделимы от его личности, любое ограничение прав гражданина на частную жизнь в рамках трудовых отношений должно признаваться правомерным лишь постольку, поскольку такое ограничение непосредственно связано с осуществлением работником трудовой функции.

Каждая четвертая школа в России ограничила или запретила использование смартфонов во время уроков. Это следствие методических рекомендаций, разработанных еще летом сразу несколькими ведомствами. И хотя трактовать документ можно довольно широко, во многих образовательных организациях ограничились запретом гаджетов. Стали ли школы жить лучше — вместе с педагогами разбирались «Известия».

Решение назрело

О негативном влиянии смартфонов на организм, особенно растущий, говорят не первый год. В каких-то вопросах ученые до сих пор не могут прийти к согласию. Насколько телефон вреднее других устройств, которые нас окружают? Лучше ли использовать гарнитуру во время звонка? Споры продолжаются до сих пор, тем не менее с тем, что регулярное использование гаджета плохо сказывается на здоровье детей, как минимум на зрении и психике, согласно большинство. Это подтверждают исследования.

В сентябре 2019 года завершился эксперимент ученых из Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН и Российского национального комитета по защите от неионизирующего излучения. Специалисты в течение 14 лет изучали влияние электромагнитного излучения мобильных телефонов на показатели школьников, сравнивая их с показателями ребят, которые не пользуются смартфоном. Выяснилось, что у первой группы детей замедлились простые слухо- и зрительно-моторные реакции, у них были выше показатели утомляемости, недостаточно развита мелкая моторика рук.

К похожим выводам пришли и ученые за границей. Чтобы хоть немного оградить детей от вредного воздействия, в некоторых странах решили избавиться от гаджетов на уроках. Так, во Франции в 2018 году приняли закон, который запрещает использовать в школах и мобильные телефоны, и планшеты, и смарт-часы, и другие электронные устройства. За нарушение требований педагог может на время их забрать. Более подробные инструкции прописаны уже в правилах внутреннего распорядка учебных заведений.

Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который проводился этим летом, показал, что против смартфонов на уроках выступают и россияне. Следом профильные ведомства подготовили и методические рекомендации о порядке использования мобильных устройств в школе.

Фото: РИА Новости/Артем Житенев

Направления работы

Составители приводят примеры негативных последствий регулярного использования смартфонов и зарубежной практики отказа от гаджетов. «В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях», — говорится в рекомендациях.

В Великобритании такое решение уже дало положительный результат, уверяют составители. Успешность сдачи тестов у 16-летних школьников повысилась на 6,4%.

Рекомендации для отечественных школ фактически дублируют аналогичные документы за границей. Предлагается ограничить использование мобильных устройств связи школьниками, за исключением детей, которым это необходимо по состоянию здоровья. При входе в образовательную организацию детям рекомендуется переводить телефон в режим «без звука», а на переменах — общаться и заниматься активным отдыхом, обращаясь к телефону лишь по необходимости — позвонить или написать сообщение.

В определенных случаях школы могут предусмотреть места для хранения гаджетов на время занятия. Все ограничения, по задумке, должны сопровождаться просветительской работой. Уполномоченным сотрудникам рекомендуют рассказывать и взрослым, и ученикам о культуре безопасной эксплуатации устройств, о правилах поведения в современной цифровой среде и о профилактике неблагоприятных эффектов от смартфонов для здоровья детей.

Фото: РИА Новости/Денис Абрамов

Пока документ носит рекомендательный характер, значит, то, какие нормы взять на заметку и брать ли их вообще, школы решают сами. Как рассказала «Известиям» глава Роспотребнадзора Анна Попова, такая модель будет тестироваться в течение года, затем Роспотребнадзор изучит результаты в части здоровья, а Рособрнадзор — в успеваемости школ, где используются и не используются телефоны. «По итогам 2019/20 учебного года мы изучим промежуточные результаты, чтобы понять, насколько оправдана форма методических рекомендаций и нужно ли что-то менять», — объясняет Попова.

Не умеют общаться и писать шпаргалки

В лицее № 17 с согласия школьников, родителей, педагогического состава и администрации уже пятый год проводится комплекс мер, которые должны снизить негативное воздействие мобильных телефонов.

«Гаджетами пользуются только дома, в основном для просмотра домашних заданий в электронном журнале, — рассказывает «Известиям» Екатерина Сидоренко, чьи дети участвуют в этой программе. — В школе акцент делается только на живом общении и взаимодействии».

Убедить детей в необходимости такого решения, по словам Екатерины, было не так сложно: «Договориться помогли разумные доводы. Объяснили, что в интернете соблазнов и опасностей в плане мошенничества много, и проверять жизнь на прочность — риск. Как в лес мы ходим с проводником, так и в интернете нам не стоит блуждать одним».

Совсем без традиционных развлечений интернета дети не остались — есть выделенное время для игр по сети и общения. Больше им, как рассказывают родители, и не нужно, ведь есть много активностей и без гаджета: спорт, роботостроение, чтение.

Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

В большинстве школ, которые приняли рекомендации к сведению, пошли по такому же пути. Телефоны перед занятиями или просто сдают, или убирают в сумки. «В нашей школе мы пришли к такому решению еще в начале года на родительском собрании. Родители не против, чтобы телефон у детей во время урока лежал в портфеле. Так у них куда меньше соблазн отвлекаться или списывать», — объясняет преподаватель истории и обществознания одной из московских школ Мария Ивановна.

По мнению педагога, смартфоны не только мешают ученикам сосредоточиться на занятии, но и плохо сказываются на их способности усваивать материал.

Автор цитаты

«Мы делали шпаргалки, и это всё равно была подготовка, потому что мы что-то запоминали, пока писали. Теперь у детей готовая информация в телефоне, они просто всё списывают. Когда их проверяют на ЕГЭ и ОГЭ, то результаты оказываются совсем другими», — рассуждает в беседе с «Известиями» Мария Ивановна.

Еще одну проблему, считает педагог, становится сразу видно на переменах, когда телефоны разрешены: «Если бы вы пришли в школу, то сразу бы поняли, что это поколение уже не умеет общаться. Они всю перемену — в телефоне, все в играх».

Извлечь пользу

С тем, что телефон — зло, согласны, тем не менее, не все педагоги. По мнению Кирилла Загустина, преподавателя одной из школ Санкт-Петербурга, совсем убирать смартфоны из школ — неэффективно и неправильно.

Автор цитаты

«Как любой инструмент, смартфоны могут нести и пользу, и вред. Почему некоторые учителя и школы стараются запретить? Потому что это самый простой способ вынести современные технологии за скобки образовательного процесса. С одной стороны, проблема, хоть и радикально, но решается, а с другой — появляется новая: образовательный процесс не эволюционирует. Живем мы, пользуясь смартфонами, а учимся, не пользуясь. Не совсем логично», — считает Загустин.

Сегодня разработано множество сервисов, которые могут облегчить жизнь учителю и сэкономить его время, например, онлайн-опросники. Кроме того, сложно отрицать и то, что интернет для нас превратился в основной источник информации.

«Иногда, когда старшие классы задают вопрос на смежную тему, я могу сказать: «Возьми прямо сейчас погугли, ответь на свой вопрос и расскажи остальным». Плюс все дополнительные задания, доклады, сообщения они тоже делают с помощью интернета, к письменным источникам дети перестали обращаться. Тут я просто требую список источников и понимание написанного. У кого-то может быть просто копипаста с «Вики», а у кого-то, даже при наличии одной ссылки, перелопачено всё содержание статьи, видно, что с ним поработали. Тогда почему нет?», — рассуждает педагог в беседе с «Известиями».

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Назвать смартфон главным отвлекающим фактором тоже неправильно, полагает специалист.

Автор цитаты

«Конечно, есть шанс, что вместо того, чтобы заниматься учебными делами, ребенок будет просто сидеть в «ТикТоке», Instagram — где угодно. Но в этом плане вред от телефонов принципиально не отличается от обмена записками или играми в морской бой. Дело же не в том, что телефон отвлекает, а в том, что у учителя или коммуникация с учениками не так построена, или сам ученик не мотивирован», — считает Кирилл Загустин.

Однако такой метод работы Кирилл Загустин использует только в старших классах. «В пятом классе мы учимся анализировать информацию, работать с текстом учебника. Его содержание подготовлено, и всем будет понятно, поэтому необходимости в телефонах просто нет», — объясняет учитель.

Техническая база

Порой одного желания учителя для внедрения технологий в образовательный процесс мало. Сложности возникают и на уровне материальной базы.

Автор цитаты

«У нас в начальной школе телефоны запрещены на уроках совсем, а в старшей — я разрешаю пользоваться приложениями, если перед диктантом слова повторяем, если какие-то задания обсуждаем, надо слово посмотреть, — рассказывает Екатерина Вершинина, преподаватель иностранного языка. — В будущем хочу попробовать использовать и игровые приложения иногда, но предварительно придется выяснить, если у ребят мобильный интернет. Потому что в прошлый раз, когда мы делали проект на уроке, я свой раздавала».

Кроме того, не у всех телефон поддерживает определенные приложения, у кого-то смартфона может не оказаться вовсе, у кого-то он разрядился. На решение всех этих проблем уходит уйма времени, поэтому часто от затеи действительно оказывается проще и вовсе отказаться. Но в таком случае возникает другая и более глобальная проблема — дети начинают воспринимать гаджет исключительно как средство для развлечения.

Автор цитаты

«Когда я пробую показать, что онлайн можно делать интересные вещи для учебы, мои восьмиклассники воют, и максимум, на что хватает некоторых — статья из «Википедии». Они не научены другому, в их понимании нет связи технологий с необходимыми им в будущем компетенциями», — объясняет Ксения Меленчук, преподаватель английского во Владивостоке.

Чтобы исправить ситуацию, полагают педагоги, необходимо искать компромисс.

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Научить детей грамотно пользоваться гаджетами действительно нелегко, но важно, уверена доктор педагогических наук и специалист корпорации «Российский учебник» Наталья Виноградова. «Основное правило пользования смартфонами — правило целесообразности. Необходимо бережно относиться к ребенку, не ущемлять его интересы, при этом помнить о его здоровье. В основном запрещают пользоваться мобильными устройствами в школах, в которых мало используют цифровые образовательные решения. Если цифровой контент всем знаком, то и со смартфонами проблем, как правило, возникает гораздо меньше», — считает эксперт.

Поэтому правильный выход многие видят в активном использовании той техники, которая есть в распоряжении школы.

Автор цитаты

«У нас телефоны сдают практически перед каждым уроком, но на занятие можно заказывать планшеты. Это удобно, чтобы быстро получить обратную связь, проверить знания. Не нужно таскать стопки листочков и тетрадей, — делится с «Известиями» Ярослава Каштанова, учитель русского языка и литературы в Ижевске. — Недавно мы проходили фонетику с 5-ми классами, я проводила тесты в таком формате, сэкономила время на проверку».

Регулярно применяют современные технологии, по словам учительницы, на уроках математики, информатики и на естественно-научных дисциплинах.

Конечно, совсем без сложностей и тут не обходится. «На школьные планшеты почти ничего не закачано, но зато камера есть. Этого достаточно, чтобы дети отвлекались. Недавно кто-то кого-то сфотографировал, и начали по AirDrop скидывать друг другу фотографии. И сами отвлекаются, и я», — вспоминает Ярослава Каштанова.

Но с этими проблемами, полагают педагоги, уже по крайней мере можно работать и двигаться дальше. Правда пока такие ресурсы есть далеко не у всех учебных заведений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *