Завалил сессию, что делать?

Перед Новый годом мы опубликовали небольшой материал о том, как мобилизоваться во время сессии, справиться со стрессом от сдачи экзаменов и успешно продемонстрировать свои знания.

Но если всё-таки что-то пошло не так, и сдать первую сессию оказалось несколько сложнее, чем это казалось «на берегу»? Доцент кафедры 514 Елена Витальевна Гриб подготовила для маёвцев очередную подборку рекомендаций, которые помогут эффективно справиться с неудачей и даже извлечь из негативного опыта пользу.

Как писал классик, «редкая птица долетит до середины Днепра». Так и студент, который ни разу не заваливал зачет или экзамен, тоже встречается нечасто. Я помню, как в первую же сессию не сдала латынь. Было много негативных эмоций: стыд, страх, вина, обида, злость, апатия…

Неудачи могут отрицательно повлиять на самооценку и уверенность в себе, сформировать представление о недостижимости целей. Они искажают восприятие, вселяют чувство безысходности и заставляют опустить руки.

Если студент плохо сдал сессию, он начинает сомневаться в своих способностях, а субъективная сложность учебной дисциплины повышается. Многие ребята, которые хорошо учились в школе, оказались не готовы к тому, что что-то могло не получиться с учебой, поэтому они растерялись. Некоторые первокурсники даже решают бросить учебу после неудачной сессии.

Завал на экзамене — это серьезная неприятность, но не катастрофа. Бывают в жизни неудачи и огорчения, но надо научиться с ними справляться. Тут и всплывают два извечных вопроса: кто виноват и что делать?

Первое — прекратить себя ругать. Второе — есть пересдача. Третье — вторая пересдача. Представьте себе, что экзамен завалил ваш лучший друг. Что бы вы ему сказали? Как бы его поддержали, какие аргументы привели? А теперь вспомните, что этот друг — вы сами.

Как пишет психолог Людмила Петрановская, просто напомните себе, что экзамен — это только экзамен, а не проверка вашего права жить и назваться человеком, даже если от него многое зависит. У Пушкина, например, по алгебре была двойка.

Разрешите себе отступить, иметь право на ошибку. Полководец может проиграть сражение, но выиграть войну! Любая проблема в жизни — это не повод отчаиваться, а возможность взять ответственность за свое будущее, собраться, преодолеть трудности! Не случайно в спорте учат правильно падать, не только выигрывать, но и проигрывать. Это крайне ценный навык. Умение справляться со своим проигрышем поможет пережить как несданный экзамен по матану, так и еще очень многие экзамены в жизни. Взрослость предполагает умение справляться с неудачами.

Нас отличает друг от друга не то, как часто мы падаем, а то, сколько раз поднимаемся и как реагируем на падения. Реакции на неудачу могут быть конструктивными и деструктивными.

2 типа реакций на неудачу

Конструктивная реакция на неудачу предполагает не снижение, а наоборот, увеличение мотивации. Осознав допущенные промахи, человек прилагает еще большие усилия для достижения цели, а не прекращает деятельность. При конструктивной реакции неудача развивает личность, закаляет характер, увеличивает настойчивость. Конструктивно реагирующий на неудачу человек продвигается к цели постепенно, меняя тактику ее достижения.

Деструктивная реакция на неудачу связана со снижением самооценки («Я неудачник», «Мне это не дано»), формированием комплекса неполноценности, беспомощности («От меня ничего не зависит»). Такие чувства разрушают мотивацию, дезорганизуют и могут стать причиной полного отказа от деятельности. Кроме того, деструктивная реакция на неудачу может быть направлена не только на себя, но и на других, что проявляется в зависти, агрессии по отношению к более успешным товарищам. Деструктивная реакция активизирует бессознательные механизмы психологической защиты личности. Вместо анализа причин неудачи человек неосознанно начинает защищать собственное «Я».

  • Одним из таких механизмов является например, рационализация, когда студент объясняет свою неудачу внешними обстоятельствами (препод «засыпал», билет неудачный попался, однокурсники не подсказали). Такое объяснение помогает временно избежать снижения самооценки, но истинные причины неудачи не осознаются, а значит, не делаются соответствующие выводы.
  • Ещё один механизм психологической защиты личности называют вытеснением. Человек старается забыть (вытеснить в подсознание) всё, что связано с неудачей. Естественно, что и в этом случае причины неудачи не анализируются. В результате он повторяет одну и ту же ошибку. Самый эффективный способ лечения психологических травм, наносимых неудачей, это извлечение из неё пользы. Неудача — это возможность начать снова, но на этот раз более разумно.

Тактика работы с неудачей

Проанализируйте то, что привело к «неуду». Честно ответьте себе на вопрос: что я сделал хорошо, а что — нет. Как я учился в семестре, как готовился к сессии, чего не хватило: времени на подготовку, усилий, концентрации внимания, низкая мотивация, переоценка своих возможностей и так далее. Продумайте план дальнейших действий, что можно исправить, изменить.

Не бойтесь подойти к преподавателю за советом. Поверьте: препод — тоже человек. У него нет задачи «завалить» вас специально. Студент, который хочет исправить неуд не за счет давления («я же учил», «я ходил», «а Васе вы поставили»), жалости и других манипуляций, а честно готовый к работе над ошибками, вызывает уважение. Постепенно вы найдёте правильное решение. Плюсы: лучше после первой сессии понять, что это не твой вуз, не твоя специальность, чем после пятой…

Если чувствуете тревогу, панику — ищите поддержку, поговорите с кем-то о ваших страхах. И ещё: если у вас болит зуб, все знают, что разговоры с друзьями не помогут, все равно придется идти к врачу. Так и с психологическими проблемами: если вы не можете справиться с тревожным состоянием, чувствуете беспомощность, ощущение тупика, то обращаться надо к специалистам-психологам. Например, специально для студентов МАИ психологи кафедры 514 организуют такие тренинги и индивидуальные консультации.

14 ноября 2018

Привет, уважаемые студенты-первокурсники!

У вас впереди первое и, пожалуй, самое важное испытание в вашей студенческой жизни — первая сессия. И к этому испытанию очень важно правильно подготовится.

Мы попросили преподавателей российских вузов дать несколько советов и рекомендаций о том, как студенту-первокурснику успешно пережить и сдать первую сессию.

Изучите их советы и успешно сданная сессия — у вас в кармане! Удачи на экзаменах!

Компания «Гарант» и студенческий портал edu.garant.ru благодарит всех преподавателей, которые поделились советами и рекомендациями со студентами-первокурсниками.

Вы тоже хотите дать совет или рекомендацию студентам как пережить первую сессию? Напишите нам на eduweb@garant.ru и мы с удовольствием опубликуем и ваш совет!

АРЗУМАНОВА Лана Львовна
д. ю. н., доцент, директор Института публичного права и управления

Университет им. Кутафина (МГЮА)

Исхожу из собственного студенческого опыта и опыта директора института:

  • посещать все лекции
  • не пропускать практические занятия
  • стараться максимально участвовать на практических занятиях в разборе ситуаций, что даёт бонусы на сессии, включая получение экзамена/зачета «автоматом»
  • не стесняться задавать вопросы, если что-то не понятно
  • участвовать в жизни университета (научной, внеучебной) — дополнительные бонусы для заселения в общежитие, для перевода с коммерции на бюджет

БОГАТЫРЬ Тарас Васильевич
к. э. н., доцент кафедры экономики и менеджмента

Вологодский государственный университет

Прежде всего, постарайтесь не пропускать занятия в течение семестра. Посещение всех лекций и практических занятий по многим дисциплинам кроме получения знаний и навыков даёт ещё и преимущества при сдаче зачёта или экзамена, иногда это даже закрепляется официально, а в большинстве случаев работает как психологический прием, позволяющий наладить полноценное взаимодействие с преподавателем (в т. ч. и на экзамене).

Не стесняйтесь спросить у преподавателя, как именно будет проходить экзамен, сколько будет вопросов в билете, какие будут задания и критерии оценок (обычно такие вопросы задают уже опытные студенты, но можно начать и на первом курсе).

Пользуйтесь консультациями, которые обычно назначаются за день до сдачи экзамена; предварительно подготовьте небольшой список вопросов, вызвавших затруднения.

И самое главное, к каждому экзамену необходимо тщательно готовиться: планируйте эту работу с учетом того, что между экзаменами в расписании остается промежуток времени не менее трех дней, делите объем подготовки на эти три дня, в т. ч. последний день желательно оставить для повторения и осмысления материала дисциплины.

ВДОВКИНА Елена Геннадьевна
к. э. н., доцент кафедры международной экономики, математических методов и бизнес-информатики

Алтайский государственный университет

Регулярно посещать занятия, не стесняться спрашивать, если что-то непонятно, самостоятельно выполнять заданные работы, активно участвовать в научной и общественной жизни вуза.

Кроме того, важно понимать, что учеба в вузе — это новый уровень самостоятельности и самоорганизованности, а получаемые знания — основа будущей профессиональной востребованности.

ВИНОГРАДОВА Наталья Алексеевна
Доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и финансы»

Тверская государственная сельскохозяйственная академия

Первая сессия студента-первокурсника одно из важных и сложных испытаний.

Безусловно, это стресс, страх перед чем-то новым, не пережитым ещё. Но помнить нужно две вещи: во-первых, не вы первые, не вы последние, во-вторых, полученная на экзамене оценка — это всего лишь условность. Впереди ещё не одна сессия, и всё может измениться.

Главное не останавливаться, не расслабляться, не опускать руки и уверенно идти к поставленной цели.

ГОДЛЕВСКАЯ Елена Владимировна
к. п. н., доцент, декан факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы

Уральский филиал Российского государственного университета правосудия

Одной из эффективных методик подготовки к экзамену является написание мини-конспектов отражающих логику изложения материала вопроса.

Как правило, любой экзаменационный вопрос раскрывается в следующей последовательности:
1. Название (в виде понятия, правила) объекта (процесса);
2. Перечень признаков объекта (процесса);
3. Действия с объектом или обоснование последовательности операций процесса.

По такому структурированному мини-конспекту легко выстраивать устный ответ.

ГОРЯЧЕВА Оксана Павловна
к. э. н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита

Торгово-экономический институт Сибирского федерального университета

Первокурснику, который пропустил некоторое количество занятий и переживает, что не справится с сессией и не оправдает надежд своих личных и своих родителей нужно обязательно преодолеть страх.

Для этого нужно обязательно пытаться сдавать зачеты и экзамены. Бывалые студенты знают: 80% сдачи экзамена — это на него прийти. Если сразу не получится, то придется познакомиться с предметом ближе, выучить и сдать. По опыту знаю, что почти любой предмет осваивается за неделю.

Все правильные ответы нужно искать в первоисточниках, хотя это и неочевидно для тех, кто сдал ЕГЭ по обществознанию. Но теперь у вас есть ГАРАНТ, в котором источники достоверны. Мне он всегда помогает и вы справитесь.

ЕВСИКОВ Кирилл Сергеевич
к. ю. н, доцент кафедры государственного и административного права

Тульский Государственный Университет

«От сессии до сессии живут студенты весело», а во время сессии обычно «выживают».

Предлагаю несколько «лайфхаков», которые могут помочь пережить первую сессию.
Во-первых, не прогуливайте занятия. Сдать экзамен «незнакомому» человеку сложнее.
Во-вторых, вы можете получить дополнительный вопрос, который решит, уйдете домой с «хвостом» или без. Часто вопросы повторяются, чтобы сформировать их список воспользуйтесь знаниями старшекурсников.
В-третьих, больше читайте. Мой коллега рассказал, что поставил положительную оценку слабому студенту, после того как он стал цитировать Макиавелли.

Главный «лайфхак» для первой сессии — УЧИТЕ предмет!

ЁЛГИНА Екатерина Александровна
к. э. н., CAP, доцент кафедры «Управление персоналом»

Красноярский институт железнодорожного транспорта (филиал) Иркутского государственного университета путей сообщения

1. Начинайте готовиться заранее. Прорабатывайте пройденный материал, подготовьте информацию по перечню вопросов к экзаменам.
2. Обязательно напишите (именно напишите) шпаргалки по всем вопросам экзамена
3. Перечитайте шпаргалки
4. Накануне экзамена не сидите до утра за учебниками, отправляйтесь спать не позже 24–05.
5. Если не уверены в эффективности предыдущих рекомендаций, ровно в 24–00 накануне экзамена поймайте «халяву», для чего в открытую форточку вытяните руку с раскрытой зачетной книжки, прокричите в форточку «Халява ловись», быстро закройте зачетную книжку и не открывайте ее, иначе «Халява улетит».
6. Идите спать.
7. Утром со свежей головой идите на экзамен

Удачи на экзамене!

ЗАЖИВНОВА Оксана Аркадьевна
к. э. н., доцент кафедры «Информатика»

Ульяновский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина

Настройте себя на «нужную волну».

Во-первых, вы изначально должны понимать, что обучение проходит не ради оценки, а накопленных знаний, навыков и умений.
Во-вторых, акцентирование внимания на те дисциплины, которые вам даются более сложно, сэкономит время, которое можно будет использовать в рамках своих интересов и возможностей.
Следует отметить, что активная позиция студента в течение учебного семестра, своевременное выполнение индивидуальных и контрольных работ, рефератов и т. п., утвердительно скажется на объективной оценке и мнении самого преподавателя и положительно отразится на сдаче экзамена или зачета.

И в заключение хочется напомнить слова великого полководца Александра Суворова: «Тяжело в учении — легко в бою!». Помните об этом и тогда никакие трудности сессий вам не будут страшны.

ЗАХАРОВ Георгий Николаевич
К. ю. н., доцент кафедры теории права

Тверской государственный университет

Студентам первого курса на первых порах достаточно сложно вливаться не только в новый коллектив, но и в электронную образовательную среду вуза, поскольку требования высшей школы значительно отличаются от школьной программы.

Оптимальным вариантом поведения студента следует считать умение пользоваться электронными библиотечными ресурсами, усвоение информационной технологии поиска информации в сети интернет, а также способность использовать ведущую справочно-правовую систему ГАРАНТ.

На мой взгляд, именно такой подход позволит сократить время для добросовестной подготовки к экзаменам и без проблем сдать первую сессию.

ИВАНОВА Елена Юрьевна
к. и. н., доцент кафедры кадрового управления

Институт экономики, управления и сервиса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

Будьте в себе уверены (не путать с наглостью!) и говорите на экзамене то, что знаете. Есть такой замечательный анекдот, который я всегда рассказываю студентам: «Студент-биолог выучил к экзамену только один вопрос — про блох, а ему достался вопрос про рыб. Вот он и начал: «Рыбы — это такие существа, у которых нет блох, а вот блохи!…» и дальше — всё про блох».

Поэтому никогда нельзя молчать на экзамене или говорить: «Я не знаю». Что-то вы всё-таки знаете, вот об этом и говорите!

КОЗЫРЬ Наталья Сергеевна
к. э. н. доцент кафедры мировой экономики и менеджмента
зам. декана по научной работе экономического факультета

Кубанский государственный университет

Первая сессия определяет успех дальнейшей учебы.

Важно сразу научиться объединять усилия и распределять задания внутри группы – вместе все дается легче и интереснее.

Надо оценить силы и спланировать самоподготовку, т. к. каждый предмет имеет разную трудоёмкость. Лучшая подготовка – активная работа в течение семестра с получением «самозачетов» и «самоэкзаменов», тогда сессия превращается в приятные каникулы.

ЛУКАШЕВИЧ Светлана Владимировна
к. ю. н., доцент кафедры права

Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова

Для того, чтобы первая сессия была успешна, я рекомендую ребятам стремиться весь семестр учиться только на «хорошо» и «отлично». А для этого, в первую очередь, найти свой комфортный стиль учебы: определить, когда лучше выполнять домашние задания, как записывать лекции, каким способом готовиться к экзаменам.

Полезно сразу начинать участвовать в конференциях, деловых играх и конкурсах.

Так же я рекомендую выбрать 2–3 компании, в которых хочется пройти стажировку на 2 курсе, узнать, что для этого нужно, создать план подготовки и начать ему следовать, в том числе осваивая профессиональные навыки.

Самый первый профессиональный навык, который стоит освоить будущим юристам — это использование справочно-правовых систем.

МАНУКОВСКИЙ Роман Игоревич
Доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита

Воронежский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова

Важна стрессоустойчивость, общий настрой. Переживания могут помешать сосредоточиться, мыслить.

Внимательно отнеситесь к планированию своего рабочего дня. Сон не должен быть меньше, чем 7–8 часов. Не растрачивайте время на социальные сети, просмотр роликов про котиков, фоток, музыку.

Важна системность — укажите в календаре даты сдачи зачетов и экзаменов, запишите на каждый день свой план подготовки в календаре.

Постарайтесь, чтобы место для подготовки к экзаменам было теплое, светлое, нешумное.

ПАЛЬЧИКОВА Мария Валерьевна
К. ю. н, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин

Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

Самый главный совет — во-первых, стоит успокоиться. Не расслабиться и перестать волноваться (тем более перед первой сессией это практически невозможно), а просто успокоиться.

У преподавателя нет задачи не допустить до экзамена или не поставить зачет. Преподаватели, также как и студенты старались весь семестр, пытались помочь вчерашним школьникам научиться воспринимать и понимать уже взрослую информацию, которая обязательно станет фундаментом дальнейших знаний и профессии. И очень важна обратная связь, которую мы получаем на контрольных точках — тестированиях, зачетах, экзаменах.

Поэтому студенту следует внимательно еще раз прочитать лекции, освежить в памяти разбираемые на семинарах темы, еще раз посмотреть законодательство (как раз в системе ГАРАНТ) и честно ответить себе на вопрос — какую я тему не понял или не смог усвоить? Разобрать ее и при этом не боятся подходить к преподавателям с дополнительными вопросами. Мы с радостью расскажем и объясним, поможем найти дополнительные источники.

Спокойствие основывается на знаниях и уверенности в выбранном пути.

ПОТАПКИН Сергей Николаевич
к. ю. н., доцент, заведующий кафедрой уголовного права и процесса

Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

Для того, чтобы без волнений и на положительные отметки сдать первую сессию, нужно постараться в течение всего первого семестра сформировать положительное представление о себе у ведущих преподавателей, работой на семинарских занятиях.

САЛЬНИКОВА Ольга Евгеньевна
отличник народного образования, к. п. н., доцент, заведующая кафедрой среднего профессионального образования

Тульский филиал Международного юридического института

Чтобы пережить первую сессию, надо:

СОТНИКОВА Лилия Владимировна
и. о. зав кафедры теории, истории и отраслей права
Южно-Уральский Институт управления и экономики
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права
Челябинский государственный университет

Чтобы удачно сдать сессию, можно посоветовать:

  • готовиться к сдаче экзамена (зачета) заблаговременно в письменной форме: результатом будет конспект по всем вопросам, соответственно, вы их прочитали, поняли и записали в сокращенной форме — значит, вы знаете ответы по всем вопросам; если коротко — пишите шпаргалки, но САМИ;
  • ночь перед экзаменом (зачетом) нужно спать: не выспавшийся, незнающий студент — сильный раздражитель для преподавателя;
  • внешний вид студента, пришедшего на экзамен (зачет), должен соответствовать обстановке: деловой стиль создает положительный образ у преподавателя и «двойку» ставить такому «незнайке», поверьте, не хочется;
  • и последнее: верьте в себя и в СВОЮ УДАЧУ, тогда Вам обязательно достанется счастливый билет.

Везёт тому, кто везёт, а халявы на экзаменах (зачетах) не бывает, поэтому нет смысла ее звать….

ТАРАСОВ Иван Семенович
к. ю. н., старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

Для студента-первокурсника важен грамотный подход в подготовке к экзамену.

Предлагаю проверенную методику: следует распределить количество вопросов к экзамену на количество дней подготовки так, чтобы один день остался на повторение всего материала. Например, 90 вопросов к экзамену на 4 дня: по 20–25 вопросов на день и 1 день — на повторение.

При этом важно соблюдать режим дня, то есть желательно готовиться к экзамену днём. После 18–00 в день перед экзаменом надо отдохнуть.

ТЕРЕХОВ Алексей Васильевич
доцент кафедры «Уголовное право и прикладная информатика в юриспруденции»

Тамбовский Государственный Технический Университет

Как сдать первую сессию?
1. «Учиться, учиться и ещё раз учиться!»
2. Помните, что преподаватель тоже когда-то был студентом (это если вы пользуетесь шпаргалками)!
3. Оценка — это не главное, но не занижайте свою планку!
4. Эта сессия у вас не последняя. Всё у вас впереди!

Компания «Гарант» и студенческий портал edu.garant.ru благодарит всех преподавателей, которые поделились советами и рекомендациями со студентами-первокурсниками.

Вы тоже хотите дать совет или рекомендацию студентам как пережить первую сессию? Напишите нам на eduweb@garant.ru и мы с удовольствием опубликуем и ваш совет!

В типовых положениях об учебных заведениях перечислены общие положения.

С альма-матер придется распрощаться, если:
• во время сессии тебя не аттестуют по 80 процентам дисциплин;
• по ее окончании тебе не удастся расквитаться с тремя и более экзаменами.

Учти: в каждом вузе сроки сессии свои и устанавливаются приказом ректора.

Если тебе не удалось уложиться в срок и вовремя сдать все экзамены, есть лазейка — напиши заявление на имя декана или ректора с просьбой продлить сессию и разрешить тебе досдать проваленные испытания.

Что касается пересдач, то в каждом вузе правила на этот счет также свои. Но в большинстве учебных заведений все же разрешают студентам, которые не сдали тот или иной экзамен, пересдать его прямо во время сессии. Главное, что в этом случае вторая попытка не будет считаться пересдачей.

Студента не вправе выгнать из универа, если:
• твое отчисление не согласовано со студенческим профкомом (за исключением случаев академической неуспеваемости или вступившего в силу решения суда);
• ты болеешь (при условии, что у тебя есть справка, это подтверждающая) или взяла академический отпуск по беременности и родам.

В любом случае, прежде чем вычеркнуть тебя из списка студентов, администрация универа обязана взять с тебя письменное объяснение причин твоего проступка.

Как восстановиться?
В законе есть формулировка — «отчисление по собственному желанию». Юношу или девушку, которые распрощались с альма-матер именно так, обязаны в течение

5 лет, если, конечно, несостоявшийся студиозус возжелает, восстановить на ту же форму обучения, по которой они обучались раньше. Единственное условие — наличие в вузе вакантных мест. Если их не хватает, зачисление осуществляется по результатам конкурса.

На самом деле чаще всего наслаждаться счастьем студенчества молодым людям мешают двойки, хвосты и прогулы. Имей в виду: если с тобой распрощались по неуважительной причине, снова стать студентом будет непросто. Порядок и условия восстановления определяет устав вуза, так что в каждом учебном заведении они свои. В любом случае утомительного сбора справок и нравоучительных бесед с деканами и ректором не избежать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *