Жилищный кодекс 53 статья

Статья 53 Кодекса установила новые правила, не известные прежнему жилищному законодательству. Положения данной статьи направлены на предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья, и содержат меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данная норма является новеллой жилищного законодательства. Если лицо, совершившее намеренные действия, указанные в комментируемой статье, обратится с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма до истечения пяти лет со дня совершения указанных действий, то ему будет отказано в принятии на учет на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 Кодекса (см. также указанную статью). Такие действия могут заключаться, например, во вселении в жилое помещение других граждан, которые имеют возможность проживать в другом жилом помещении. В результате их вселения в жилое помещение жилая площадь на каждого проживающего становится меньше учетной нормы. Возникает право постановки на учет.

Однако положения данной статьи обладают дефектами, которые, с одной стороны, создают неограниченные возможности для усмотрения местных чиновников, а с другой — вообще могут блокировать ее применение.

Например, существенным недостатком комментируемой статьи является то, что в ней не раскрывается содержание понятия «намеренные действия». Произвольное толкование указанного понятия может довести до абсурда. Например, семейную пару, у которой родился ребенок и в результате уровень обеспеченности этих граждан жилой площадью стал менее учетной нормы, при желании вполне можно «подвести» под указанную статью.

Толкование ст. 53 Кодекса не позволяет ответить и на вопрос, кто должен доказывать наличие (отсутствие) умысла на совершение намеренных действий, в результате которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Вероятно, о применении данных правил должны быть даны разъяснения Верховным Судом РФ.

1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее — заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 383-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ).

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 383-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ).

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Комментарий к статье 52 ЖК РФ

1. Согласно общему правилу жилье по договорам социального найма предоставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Исключение составляют случаи, установленные ЖК РФ. Это в первую очередь касается категорий граждан, предусмотренных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, которым жилые помещения предоставляются вне очереди.

2. На учет для получения жилья принимается либо вся семья, либо один или несколько членов семьи (например, образовавший свою семью сын нанимателя жилого помещения).

Граждане, сохраняющие право на жилое помещение по месту жительства (временное отсутствие), могут быть признаны нуждающимися и приняты на учет по месту жительства (сохраняемого помещения). Данная позиция основана на положениях ст. 71 ЖК РФ, согласно которой временное отсутствие нанимателя, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет изменения их прав и обязанностей по договору социального найма.

3. Граждане принимаются на учет по заявлению, поданному в соответствующий орган по месту жительства (см. комментарий к ст. 51). Учет не по месту жительства возможен только в случаях и в порядке, которые установлены законодательством (см. комментарий к ст. 52).

Недееспособные граждане принимаются на учет по заявлениям их законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).

Для постановки на учет необходимы документы, подтверждающие право гражданина на признание его нуждающимся в жилье (определение семьи в качестве малоимущей; условия проживания в занимаемом помещении; непригодность помещения для проживания; размер занимаемой площади и проч.).

Как правило, такие документы имеют утвержденную форму (например, медицинское заключение о заболевании выдается соответствующей службой лечебно-профилактического учреждения).

Лиц, принятых на учет нуждающихся, регистрируют в учетных документах (специальная книга учета, специальная форма списков очередников). Процедура зачисления на учет (выдача расписки в получении документов, жесткие сроки рассмотрения заявления о принятии на учет и сопутствующих документов — ч. 4 и 5) свидетельствует о придании данному порядку большого значения; это существенная позиция законодателя.

Принятое решение согласно ч. 6 ст. 52 и ч. 3 ст. 54 ЖК РФ обязательно доводится до сведения заявителя: в случае положительного решения — выдачей соответствующего документа, в случае отрицательного — письменным сообщением (решение) об отказе.

4. На учете нуждающихся в жилых помещениях могут состоять лишь те, кто признан таковыми по правилам ст. 49 Кодекса. Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям, он может выбрать, на какой учет встать (а может состоять на учете по всем основаниям).

5. Частью 7 комментируемой статьи предусмотрено, что порядок ведения учета граждан органом местного самоуправления устанавливается законом субъекта РФ.

6. Особого разговора заслуживают Методические рекомендации (по определению порядка учета нуждающихся в жилье и предоставления жилых помещений по договору социального найма), утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 25.02.2005 N 18 <1>.

———————————
<1> Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2005. N 6 (ч. II).

К сожалению, документ содержит ряд погрешностей. Основной (главной) его «рекомендацией» должно быть неукоснительное соблюдение норм Жилищного кодекса РФ. Однако в Методических рекомендациях допускаются искажения ряда норм, предлагаются позиции, не основанные на положениях ЖК РФ. Так, п. 25 предусматривает в качестве основания снятия с учета нуждающихся приобретение гражданами жилья за счет бюджетных средств. Тогда как согласно п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ основанием снятия с учета является получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. При этом перечень ст. 56 является закрытым.

Хотелось бы обратить внимание на Постановление Совета Министров РСФСР от 31.07.84 N 335, принятое в связи с введением в действие Жилищного кодекса РСФСР. Этим Постановлением были утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.

Примерные правила во всех подробностях обозначали процедуру постановки на учет нуждающихся в жилье: подача заявления с необходимыми приложениями к нему; сроки рассмотрения заявления; ведение книги учета; формирование учетного дела, которое содержит все необходимые документы, являющиеся основанием постановки на учет, и проч., а также процедуру снятия с учета.

Примерные правила могли бы быть использованы при подготовке порядка ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (ч. 7).

Согласно ст. 15 Кодекса объектом жилищных прав является изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания. Непонятно, почему в п. 37 Методических рекомендаций такие требования должны зависеть от «условий данного населенного пункта».

Другой комментарий к статье 52 ЖК РФ

1. Комментируемая статья, как и последующие ст. ст. 53 — 56 коммент. закона, регламентирует общие условия и порядок осуществления жилищного учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ч. 1 коммент. ст. жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных коммент. законом случаев.

Так, например, не требуется постановка на жилищный учет граждан для последующего им предоставления других жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 85 коммент. закона (жилой дом подлежит сносу, реконструкции, занимаемое помещение признано непригодным для проживания и др.). Коммент. закон не указывает на необходимость постановки на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и при предоставлении освободившейся комнаты в коммунальной квартире по основаниям ч. 2 ст. 59 коммент. закона.

Обширный перечень оснований для предоставления жилых помещений по договору социального найма во внеочередном порядке приведен и в ч. 2 ст. 57 коммент. закона. Остановимся на данной норме в контексте коммент. ст. более подробно.

2. В силу ч. 2 ст. 57 коммент. закона жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

а) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

б) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

в) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 коммент. закона перечне.

Подробнее о праве указанных выше категорий граждан на внеочередное предоставление см. в коммент. к ст. 57 ЖК РФ. В контексте коммент. ст. остановимся лишь на следующем моменте.

Упомянутая норма закона (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) указывает на право перечисленных в ней лиц на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма.

При этом положения ч. 2 ст. 57 коммент. закона формально не содержат указания на необходимость предварительной постановки подлежащего обеспечению жильем во внеочередном порядке лица на какой-либо жилищный учет. К такому выводу приводит и контекстное сопоставление положений ч. 1 и ч. 2 коммент. ст.

Между тем в отдельных субъектах Федерации имеет место практика, когда для реализации права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма претендующее на такое предоставление лицо предварительно обязывают встать на жилищный учет, и из таких внеочередников соответственно формируется «своя» отдельная очередь. Правильность такой практики поддержана судом. В частности, Конституционный Суд РФ неоднократно (см. Определения от 5 марта 2009 г. N 376-О-П и от 7 июня 2011 г. N 746-О-О) отмечал, что «предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации)».

3. Часть 2 коммент. ст. закрепляет за гражданином право состоять на жилищном учете нуждающихся в жилых помещениях по нескольким основаниям: как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, законом субъекта РФ или указом Президента РФ категории. По своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Выбор оснований для постановки на жилищный учет может иметь значение, так как малоимущие очередники подлежат обеспечению жильем за счет муниципального жилищного фонда, а федеральные очередники и очередники субъекта РФ — из состава жилищных фондов РФ или субъекта РФ, что, в свою очередь, может влиять на сроки обеспечения гражданина жилым помещением.

4. Все это многообразие форм и способов обеспечения жильем различных категорий очередников, а также различие в источниках финансирования такого обеспечения существенным образом сказывается на сроках предоставления очередникам жилого помещения по договору социального найма.

Тем не менее с учетом государственной политики, направленной на скорейшее обеспечение нуждающихся в жилье граждан, и существенного увеличения бюджетного финансирования данных мероприятий сроки обеспечения жильем различных категорий очередников значительно сократились и составляют несколько лет, а не десятилетий, как при обеспечении очередников так называемой общей очереди.

5. Согласно ч. 3 коммент. ст. полномочиями по принятию граждан на жилищный учет наделены органы местного самоуправления.

Но имеются и исключения из установленного коммент. ст. правила. В частности, в силу положений Постановления Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации» (СЗ РФ. 2011. N 28. Ст. 4210) признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих осуществляется уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

6. В субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге перечни отнесенных коммент. законом к компетенции органов местного самоуправления вопросов, которые решают органы местного самоуправления на территориях каждого из этих городов, определяются законами данных субъектов РФ. Иные вопросы, отнесенные коммент. законом к компетенции органов местного самоуправления и не включенные в указанные перечни, решают органы государственной власти данных субъектов РФ (ч. 2 ст. 14 коммент. закона).

В частности, в Санкт-Петербурге вопросы осуществления жилищного учета граждан находятся в компетенции администраций районов Санкт-Петербурга согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 г. N 1078 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» (Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2008. N 10).

В Москве в соответствии с положениями Постановления правительства Москвы от 12 декабря 2006 г. N 976-ПП «О Регламенте рассмотрения в режиме «одного окна» заявлений граждан о признании их нуждающимися в жилых помещениях» (Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 2) жители, изъявившие желание встать на учет нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с соответствующим заявлением обращаются в службу «одного окна» управы района города Москвы по месту жительства.

7. Гражданин, имеющий право и изъявивший желание встать на жилищный учет, согласно коммент. ст. имеет право подать соответствующее заявление в уполномоченный орган как по месту жительства, так и в орган местного самоуправления по иному адресу (т.е. не по месту жительства).

8. Конституцией РФ (ст. 27) закреплено право граждан свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства. Местом жительства гражданина согласно Федеральному закону «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст. 1227) признаются жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, коммент. норма дает гражданину право встать на жилищный учет как по адресу, по которому он постоянно или преимущественно проживает, так, например, и по месту нахождения иного принадлежащего ему на праве собственности или занимаемого по договору социального найма (найма) жилья. Соответственно, и обеспечению жильем по договору социального найма такой очередник будет подлежать из состава жилищного фонда по месту постановки на жилищный учет.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что положениями коммент. Кодекса не урегулирована ситуация, когда желание встать на жилищный учет изъявил гражданин Российской Федерации, удовлетворяющий всем иным требованиям, соблюдение которых необходимо для принятия на жилищный учет, но не имеющий определенного места жительства (бомж).

Социальная значимость данной проблемы и в связи с этим необходимость внесения соответствующих поправок в коммент. закон очевидны.

По нашему мнению, данная проблема могла бы быть разрешена способом, схожим с прописанным в Жилищном кодексе Республики Беларусь (Национальный правовой портал Республики Беларусь — www.pravo.by). Согласно ст. 32 названного закона нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются не имеющие жилых помещений в собственности и (или) в пользовании в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы)), а граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, — по месту пребывания.

9. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (ч. 3 ст. 52 коммент. закона).

Части 4 — 6 коммент. ст. достаточно подробно регламентируют последовательность действий участников правоотношений по осуществлению жилищного учета.

Часть 4 коммент. ст. указывает на необходимость приложения к заявлению о постановке на жилищный учет документов, подтверждающих право заявителя состоять на таком учете.

В качестве иллюстрации сказанного сошлемся на перечень документов, поименованных в ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 40765 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», а именно:

— заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи;

— паспорт или иные документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи;

— документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства;

— документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет;

— документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи;

— документы, содержащие сведения об обеспеченности жилыми помещениями;

— документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за двенадцать месяцев, предшествующих обращению для принятия на учет;

— документы, содержащие сведения о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению;

— документы, подтверждающие право на дополнительную площадь (для граждан, имеющих право на дополнительную площадь);

— документы о техническом состоянии жилого помещения (для граждан, занимающих непригодное для проживания жилое помещение);

— иные документы, необходимые для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Аналогичные приведенному перечни документов содержатся и в региональных нормативных актах других субъектов РФ.

10. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. С этой даты начинается течение установленного ч. 5 коммент. ст. срока (не более 30 рабочих дней) для принятия уполномоченным органом решения о принятии гражданина на жилищный учет либо об отказе в принятии.

В случае положительного решения о принятии гражданина на учет нуждающихся в жилых помещениях заявителю выдается (или направляется) специальный документ, подтверждающий факт принятия такого решения (ч. 6 ст. 52 коммент. закона). Срок для выдачи (или направления) документа — три рабочих дня со дня принятия решения.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Комментарий к Ст. 53 ЖК РФ

1. Правило, аналогичное тому, которое содержится в комментируемой статье, в законодательных актах Российской Федерации (и ранее — в законодательных актах РСФСР) не содержалось. Но уже несколько десятилетий подобные правила включаются в нормативные акты субъектов Федерации (ранее — в акты областей, краев и т.п.).

2. Обычно считается, что жилищные условия ухудшаются «с намерением приобретения права состоять на учете», если граждане стали нуждающимися в результате обмена жилыми помещениями, вселения в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи, переселения в специализированное жилое помещение либо на жилую площадь на условиях поднайма или в качестве члена семьи собственника, вследствие отчуждения пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности, и т.д.

Ранее чем через пять лет после совершения названных и подобных им действий граждане на учет не принимаются. Правда, если гражданин обратится в суд, органу местного самоуправления доставит немало труда доказать, что эти действия совершены с намерением приобретения права состоять на учете.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Комментарий к статье 53 ЖК РФ

Статья 53 ЖК РФ содержит меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данная норма является новеллой жилищного законодательства, поскольку ранее действовавший Кодекс подобных механизмов не предусматривал.

Граждане, которые намеренно предприняли действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий, с целью приобретения права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Такие действия могут заключаться, например, во вселении в жилое помещение других граждан, которые имеют возможность проживать в другом жилом помещении. В результате их вселения в жилое помещение жилая площадь на каждого проживающего становится меньше учетной нормы. Возникает право постановки на учет. Намеренными действиями могут быть признаны и действия по умышленному разрушению жилого помещения с целью приведения его в состояние, негодное для проживания, и т.д.

1. Комментируемая статья не дает возможности встать на учет гражданам, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия, в течение 5 лет с момента совершения таких действий.

Однако из смысла статьи неясно, какие это действия. Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.

С учетом положений ч. 8 ст. 57 (см. комментарий к ней) речь может идти о сознательном ухудшении жилищных условий, например в связи с обменом. Однако ст. 73 ЖК РФ, определяющая условия, при которых обмен жилыми помещениями не допускается, не содержит в качестве такого условия существенное ухудшение жилищных условий.

Кроме того, ст. 81 ЖК РФ дает нанимателю жилого помещения по договору социального найма право получить жилье меньшего размера взамен занимаемого. Примечательно, что названная статья не содержит такого ограничения, как невозможность предоставить ему жилье в размере, позволяющем признать семью нуждающейся.

2. Региональные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в ряде случаев содержали определенные ограничения для постановки на учет, главным образом в случаях намеренного ухудшения жилищных условий. Так, п. 23 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утв. Постановлением Мосгордумы от 31.01.2001 N 12, предусматривал, что при ухудшении гражданами жилищных условий (путем обмена, отчуждения жилого помещения и проч.), в результате чего на каждого проживающего стало приходиться менее учетной нормы, они подлежат постановке на учет по истечении 5 лет после этого.

Другой комментарий к статье 53 ЖК РФ

1. Комментируемая статья формулирует условие, согласно которому граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения действий, которые умышленно были ими совершены с целью приобретения права состоять на жилищном учете.

2. С учетом того что на учет нуждающихся в предоставлении жилья граждане принимаются с учетом их финансовой и имущественной (в том числе и жилищной) обеспеченности ниже установленной нормы, речь в коммент. ст., по всей видимости, идет лишь о действиях гражданина имущественного характера, которые привели его жилищные условия в состояние, требующее участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в решении вопроса обеспечения такого гражданина другим жильем из состава государственного или муниципального жилищных фондов.

3. В каждом регионе законодательно может быть установлен свой перечень действий, квалифицируемых как намеренное ухудшение жилищных условий.

В Санкт-Петербурге, например, перечень действий, повлекших ухудшение гражданами своих жилищных условий, в целях постановки на учет нуждающихся в оказании содействия в улучшении жилищных условий (сразу отметим, что формально ст. 53 ЖК РФ распространяет свое действие только на сферу учета нуждающихся в жилых помещениях, но не учета нуждающихся в содействии) установлен ч. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 г. N 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2004. N 10).

В общем случае к умышленным действиям, ухудшающим жилищные условия, могут быть отнесены, например:

а) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;

б) расторжение договора социального найма по инициативе гражданина;

в) обмен жилыми помещениями;

г) изменение проживающего в жилом помещении состава семьи в результате расторжения брака;

д) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения членов семьи, несовершеннолетних детей, временных жильцов);

е) выдел доли собственниками жилых помещений;

ж) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

В комментируемой статье установлена жесткая связь между действиями гражданина и целью таких действий — постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

4. Действия, которые возможно квалифицировать как ухудшение жилищных условий, но не имеющие своей целью последующую постановку на жилищный учет, нельзя априори считать противозаконными. Более того, отдельными положениями коммент. закона прямо указывается на возможность и, следовательно, правомерность подобных действий при определенных условиях. Так, например, ст. 81 коммент. закона дает нанимателю жилого помещения из состава государственного или муниципального фонда право обратиться к наймодателю с просьбой предоставить ему жилье меньшего размера взамен занимаемого. Правовое основание подобной просьбы, согласно ч. 1 ст. 81 ЖК РФ, — наличие в пользовании заявителя жилого помещения, превышающего по общей площади установленную в конкретном регионе норму предоставления на одного человека. В силу ч. 2 ст. 81 коммент. закона нормами федерального законодательства и/или законодательства субъекта РФ могут быть установлены и иные основания для замены гражданам жилых помещений (подробнее см. коммент. к ст. 81 ЖК РФ).

Намеренное ухудшение своих жилищных условий будет оценено негативно, только если целью такого ухудшения была постановка на жилищный учет.

При этом законодатель оставил открытым вопрос: в чьей компетенции и каким образом необходимо доказать умышленность действий (или отсутствие умысла) гражданина именно в целях последующей постановки на жилищный учет.

Представляется, что положения данной статьи коммент. закона должны быть более конкретизированы на уровне органов государственной власти субъектов РФ, в компетенцию которых согласно ч. 7 ст. 13 коммент. закона входит определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В противном случае даже такой факт, как рождение ребенка или вселение супруга, может быть с достаточной долей произвольности отнесен к названным в коммент. ст. действиям и стать предметом судебных разбирательств.

5. Законодателем Санкт-Петербурга явно не без влияния положений коммент. ст. введено правило, согласно которому граждане, которым содействие в улучшении жилищных условий уже оказывалось, но у которых после указанного содействия в результате совершенных ими действий (за исключением рождения или усыновления детей) жилищная обеспеченность стала менее установленного учетного норматива жилищной обеспеченности, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 10 лет после того дня, в который было оказано содействие (см. ч. 3 ст. 3 упомянутого выше Закона Санкт-Петербурга «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *